• Посм., ещё видео
В издание включены: Воскресный круг богослужения, Пасхальное богослужение в пасхальную ночь, применительные к домашней молитве воскресные каноны 8-и гласов на Павечернице, Воскресной полунощницы и на Утрени.
Каждый христианин обязан в субботу вечером и в воскресенье утром участвовать в церковных богослужениях. Если же кто не имеет возможности быть в храме, он может помолиться, творя службу воскресного дня, посещаемую в сей книге. В случае болезни допускается читать молитвы сидя или лежа, но совсем оставлять их нельзя.
Верующим сия книга полезна для усвоения последовательности богослужения и ознакомления с теми или иными молитвами и песнопениями богослужебного чина.
Тот кто разбирается в богослужебных книгах, стихиры, седальны, тропари, кондаки, прокимны воскресного богослужения 6-го гласа заменяет по гласу недели, указанного в Православном календаре.
При возникновении тех или иных вопросов, связанных с уставным чинопоследованием, необходимо обратиться за разъяснениями к верующим, знающим богослужебный устав.
По форме представляет собой собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.
История и география Богослужение мирским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной Литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея.
В конце XVIII века на русской Аляскеалеутов и эскимосов крестили мирским чином, позднее в начале XIX века мирским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне легендарного Форта Росс, а в конце XIX в. в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов.
Богослужение мирским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах, в удалённых от центра деревнях; вдали от внимательного надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли.
Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома, в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов.
В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение, в котором, можно полагать, мирской чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия.
Актуальным оказалось мирское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё сравнительно мало.
Мирские службы могут проводиться в непосредственно храме, часовне, дома или в специально обустроенных для этого молитвенных домах, в специально отведённых помещениях, у придорожных киотов, у поклонных крестов, наконец, под открытым небом.
Церковные каноны указывают на необходимость крещения мирским чином в экстремальных ситуациях. Существует чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.
Практикование мирских служб повышает уровень дисциплины прихожан в отсутствие священнослужителя и готовит их к различным форс-мажорам, когда батюшки рядом не окажется.
Изучив на практике богослужение мирским чином, легко уже проводить службы дома в кругу семьи (которая есть малая церковь, особенно, если кто-то из домочадцев тяжело болен или не может выехать из дома в храм по иным причинам.
А поскольку структура чина такова, что служить им можно независимо от пола и возраста, то современным благочестивым христианам и поныне доступна старинная традиция привлекать к молитве за всю семью младшего ребёнка или же слабого здоровьем, пока остальные трудятся.
Проведение мирских служб может помочь родителям и учителям в воспитании детей в духе православия. В инославной и иноверной среде проведение служб мирским чином помогает сохранять свою веру и связь с Церковью, ограждает от опасности сектантского или еретического влияния и, кроме того, позволяет помнить и почитать православные праздники и дни святых.
Хотя совершение служб суточного круга мирянами, конечно, не является в уставном смысле полноценным, однако переносит акцент на читаемый и пропеваемый текст, и поэтому при внимательном и благоговейном совершении вполне может практиковаться к духовной пользе прихожан.
Более того, здесь важно и то, что богослужение мирским чином объединяет разрозненных православных людей в вере и любви к Православной Церкви.
Это уникальный способ воздать должное почтение многочисленным полуразрушеным заброшенным храмам, ожидающим своего восстановления, вернуть в них молитву и оживить в них богослужебную жизнь.
Помимо того что оно является мощным миссионерским средством, богослужение мирским чином помогает решать серьёзнейшие катехизаторские задачи.
Так служили о. Серафим (Роуз) и о. Герман (Подмошенский) в Платине до того, как приняли иерейский сан. Так служат монахини в женских монастырях, когда отсутствует священник.
К настоящему дню мирской чин сохранился в двух формах — старообрядной и новообрядной. Отличие старообрядной формы состоит в том, что при ней служба идёт по дораскольным или единоверческим текстам.
Все службы суточного богослужебного круга из часослова, за исключением Литургии, могут читаться мирским чином:
Полунощница (англ.Midnight Office) Утреня (англ.Matins) Часы обычные и пасхальные (англ.CanonicalHours) Почасия, или Междочасия (англ.Inter-Hours) Изобразительны и Обедница (англ.Typica) Вечерня (англ.Vespers) Повечерие, или Павечерница (англ.Compline) Вместо Литургии мирским чином служится Обедница (изобразительны) (англ.Typika), называемая так, потому что является некоторым изображением, то есть подобием Литургии (Обедни).
Вместо «Господи, помилуй. (трижды) Благослови» мирянин читает «Господи, помилуй. (трижды) Господи, благослови». Все мирные/просительные, сугубые и малые ектениизаменяются на «Господи, помилуй» 12, 40 и 3 раза, соответственно, за диаконские прошения на литии — 40, 30 и 50 раз, с прибавлением «Слава и Ныне» в конце, священнические возгласы — молитвой Иисусовой в форме множественного числа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
Все прокимны, «Бог Господь…», «Свят Господь Бог…», «Слава Показавшему нам свет…» — все это сохраняется, так как в Типиконе предписывается возглашать их чтецу.
Для тех, кто по тем или иным причинам не смог принять участие в соборной службе, а также когда в домашних условиях невозможно хранить все специализированные богослужебные книги, или просто в силу неграмотности молящегося, в старом обряде существуют указания заменять церковную службу (полунощницу, утреню, часы с почасием и без почасия, вечерню) молитвами (Иисусовыми, Богородице и святым), или поклонами, или псалтырию — хотя это, вообще говоря, и не называют мирским чином.
Если по близости нет храма или нет возможности пойти в церковь, следует молиться дважды в день чином «Дванадесяти псалмов» (как в праздники, так и на каждый день), что заменяет совершение дневного круга богослужения в храме — этот Чин был принесен со Святой горы преподобным Досифеем, архимандритом Киево-Печерским.
Однако, следует помнить, что миряне не при каких условиях(!), не имеют права без священника: дерзать совершать Божественную Литургию; чинопоследования церковных Таинств (за исключением Таинства Крещения «страха ради смертнаго» – о чём будет сказано ниже); одевать священные облачения; совершать какие-либо священнодействия; преподавать мир и благословение; пользоваться Служебником и Требником; читать тайные, сугубо иерейские молитвы; произносить возгласы и ектении – чтобы не впасть в тяжкий грех святотатства и не подвергнуться осуждению от Бога.
Перечислим наиболее важные из них:
1. Все богослужения при отсутствии иерея совершаются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Царских врат задёрнута, стихарь не одевается). 2. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». 3. За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше). 4. Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении. 5. Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала с аналоя на середине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета. При чтении недопустимо никакое подражание диаконской или иерейской голосовой интонации – читать нужно просто, чётко, достаточно громко, с соблюдением смысловых пауз и интервалов. 6. Каждение совершается только ручной (домашней) кадильницей. Кусочек ладана кладётся на горячий уголёк и осеняется крестным знамением с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение совершается троекратным крестообразным движением руки с кадильницей: а) два раза вертикально – сверху вниз; б) один раз горизонтально – слева на право ( ). Во время длительного каждения обычно про себя читается 50-й псалом. При небольшом каждении читается таже молитва что и на начало каждения: « Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». 7. Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,* преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». На отпусте, после поминовения Божией Матери(*) можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день (« их же и память днесь»).
2. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
3. За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше).
4. Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении.
5. Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала с аналоя на середине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета. При чтении недопустимо никакое подражание диаконской или иерейской голосовой интонации – читать нужно просто, чётко, достаточно громко, с соблюдением смысловых пауз и интервалов.
6. Каждение совершается только ручной (домашней) кадильницей. Кусочек ладана кладётся на горячий уголёк и осеняется крестным знамением с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Каждение совершается троекратным крестообразным движением руки с кадильницей: а) два раза вертикально – сверху вниз; б) один раз горизонтально – слева на право ( ). Во время длительного каждения обычно про себя читается 50-й псалом. При небольшом каждении читается таже молитва что и на начало каждения: « Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
7. Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере,* преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». На отпусте, после поминовения Божией Матери(*) можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день (« их же и память днесь»).
Особенно это необходимо в наше лукавое, предантихристово время. Святые отцы нам предсказывали, что последним христианам придётся укрываться от гонителей и спасаться без привычных родных храмов.
Как первые христиане прятались и молились в катакомбах, так и последним христианам тоже придётся спасаться в катакомбах и тайных поселениях.
Последние христиане будут как первые – без храмов и даже порой без священников.
• Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы • Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение» • Акафист Пресвятой Богородице "Избавительница от бед" • Акафист Пресвятой Богородице "Нечаянныя Радости" • Акафист пред иконой "Прибавление ума" • Акафист пред иконой "Ее Оковецкой" • Акафист Неопалимая Купина • Акафист пред иконой Державная • Акафист Введению во Храм Пресвятой Богородицы • Акафист пред иконой «Троеручица» • Акафист Успению Пресвятой Богородицы • Акафист Покрову Пресвятой Богородице • Акафист и Икона Богородицы Целительница • Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы • Акафист перед Ея иконой, именуемой «Чимеевская»
• Акафист на Рождество Иоанна Предтечи • Акафист воскрешению Лазаря • Акафист Всем Святым, в земле Российской просиявшим • Акафист преп. Силуану Афонскому • Акафист преподобному Савве Освященному • Акафист святому апостолу Андрею Первозванному • Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону • Акафист преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу • Акафист св. мученику Трифону • Акафист Мученице Зинаиде • Акафист пр. Феодосию Печерскому • Акафист Святителя Иоанну, Митрополиту Тобольскому • Акафист св. юродивому Иоанну, Устюжскому чудотворцу • Акафист Петру и Павлу • Акафист святой Ксении Петербургской • Акафист Серафиму Саровскому • Акафист Святителю Николаю Чудотворцу • Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому • Акафист Сщмч. Владимиру Киевскому • Акафист святой великомученице Параскеве • Акафист муч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии • Акафист святому равноапостольному князю Владимиру • Акафист преподобному Герману Аляскинскому • Акафист Св. Стефану – первомученику от жидов за Христа • Акафист Св. Евстратию Печерскому, от жидов умученному • Акафист святому мученику Вонифатию • Акафист Царю и Великомученику Николаю II • Акафист Св. Благовеpномy Великомy Кн. Александpy Hевскомy • Акафист Преподобному Далмату Исетскому • Акафист Св. Великомученику Георгию Победоносцy • Акафист и Канон Иоанна Дамаскина • Акафист св. преп. Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким • Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисский • Служба святым новомученикам и исповедникам Казахстанским
• Акафист архангелу Божию Михаилу • Умные небесные силы • Акафист Архангелу Уриилу • Архангел Иеремиил • Акафист Архангелу Гавриилу • Акафист Архангелу Рафаилу • Акафист Архангелу Варахиилу • Архангел Селафиил • Архангел Иегудиил
• Молитва объ изгнаніи враговъ изъ Отечества • Служба святым новомучеником и исповедником Российским • Канон священномученику Дионисию Ареопагиту, Афинскому • Канон Богородице София – Премудрость Божия (Киевская) • Канон св.муч. Никифору • Канон преп. Макарию Великому • Икона "Всевидящее Око Божие" • Как смотреть иконы • Символика света и цвета в русской иконописи • Иконосфера русского средневековья • Современная икона. Изобретение традиции • Из истории новгородской иконографии • Иконы, явленные при святом Царе-мученике Николае • Чудесные исцеления по молитвам к святым • Святые целители, житие и чудеса исцеления по молитвам к ним • Чудо исцеления • Святые целители, многоразличные болезни исцеляющие • Святые – помощники бездетных супругов • Лечение Божественными псалмами • Пастырская психиатрия • Василий Великий: Канонические письма • Мощи святых княгинь • П.Дамаскин: "Много я получил вреда от неопытных советников" • Обретение мощей Максима Грека • Праздник Благовещения • История Рождественского поста • Блаженная старица Пелагея Рязанская • Из Постановлений Архиерейского Собора ПРЦ/РПЦЗ • Русь ушедшая - утраченные деревянные церкви • Воспитание воина • Сын церковный • Мнение Церкви о латинской ереси • Синодик Государей земли Русской • Общежительный устав преподобного Корнилия Комельского • Чем отличается старообрядческий крест от православного? • Где и как лечились христиане? • Чин Торжества Православия: Анафемы, установленные (РПЦЗ) • Служение мирским (мирянским) чином • 25 вещей, которые нельзя делать в православном храме • 55 фактов о смерти Иисуса которые вы не знали • Был ли ли Христос евреем по племени? • Чин отречения от жидовства
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://rpczmoskva.org.ru/