• Посм., ещё видео
Итак, распятие было изобретено персами в 300 г. до н.э., и усовершенствовано римлянами в 100 г. до н.э.
«Был ли крещен благоразумный разбойник?» и почему он вошел в Рай. В наши дни довольно широко распространяется мнение о необязательности Крещения для спасения.
При этом, в пользу данной сентенции современного ревизионизма решаются различные «краевые задачи»: какова участь умерших некрещеных младенцев; как спаслись В.З. праведники; как вошли в Царство мученики, не сподобившиеся вводящего в Церковь Таинства; почему в Рай восхищен разбойник, — ведь он не был крещен?
Совсем не в пользу пускающего корни ревизионизма говорит Предание Церкви. Об участи некрещеных младенцев ясно выразил мысль учитель Церкви св. Григорий Богослов: «Они не будут у Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Слово на св Крещ.).
Ветхозаветных праведников из ада вывел Христос, накануне Своего Воскресения: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» (Толедский Собор 625г).
Мученики вошли в Царство через Крещение кровью: «Кто не примет Крещения , тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью.
Да и мученичество Спаситель назвал крещением , говоря: «можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением , которым Я крещусь?»(Мк. 10:38). И мученики сознают это, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков…», — поясняет св. Кирилл Иерусалимский. (Огласительное поучение 3-е)
Но в отношении разбойника нельзя сказать, что крест его — крест святой жертвы и что он крещен своей кровью, ведь жестокую казнь он претерпел не за исповедание Христа, а за страстную и преступную жизнь: «крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть Крест жертвы чистой и непорочной«, — замечает свт. Феофан Затворник в «Проповеди На Крестопоклонную неделю».
Что нам известно сегодня об этом разбойнике? В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Геста (Gestas), благоразумного разбойника по правую руку от Христа — Дижманом (Dismas). В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом (Варвар — Варах — Рах).
Преподобный Иоанн Лествичник вспоминает о благоразумном разбойнике в целях благочестного назидания: «Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена… Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца» (Лествица)
Св. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, другие отцы Церкви свидетельствует, что покаявшийся разбойник первым вошел в Рай: «Не оставим вниманием этого разбойника и не постыдимся взять в качестве учителя того, кого Господь наш не устыдился ввести первым в рай» (св. Иоанн Златоуст. Беседа 1 о кресте и разбойнике);
«Итак, показал обильное милосердие Свое, по которому в тот же час, когда принял от разбойника веру, взамен ее даром дал ему неизмеримые дары, даром излил пред ним сокровища Свои, тотчас же перенес его в рай Свой и там поставил введенного (в рай) над сокровищами Своими. «Со Мною будешь в раю желания». Итак, рай открывался разбойником, а не кем-либо их праведников. Рай, закрытый праведным Адамом, после того как он стал преступником, (и) открыт был преступником, который победил» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).
Спасение разбойника, конечно, дивное и таинственное событие в истории домостроительства спасения. «По истине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай — разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую?
Отнюдь не так, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, — он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): днесь со Мною будеши в раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа» — говорит в слове о благоразумном разбойнике апологет древней Церкви, св. Аристид Философ.
Важно отметить, что Новозаветное Крещение на момент смерти разбойника еще не установлено Христом, лишь перед самым Вознесением Господь пошлет учеников «крестить все народы» (Мф,28:19) и апостолы начнут крестить по Сошествии Святого Духа, а до утверждения этого Таинства, конечно, не действенен и императив необходимости Крещения.
Но, тем не менее, Св. Предание в назидание о важности Таинства говорит и о свершившемся Крещении разбойника. Уже в древних святоотеческих трудах видим упоминания об этом. Так, свмч. Киприан Карфагенский пишет: «При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою?
Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого Духа; а во-вторых, они и не лишаются Таинства крещения, как люди, крещенные славнейшим и величайшим крещением крови , о котором и Господь говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк 12, 50).
А что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику , верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (см.: Лк 23, 43)«. (свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну) Об этом же пишет один из лучших экзегетов IV века «Сирийский пророк» прп. Ефрем, уточняя, что разбойник Крещен не своей кровью: «Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): «если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни» (ср.: Ин.6:53)? Слово апостола: «все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим.6:3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. «Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).
Другой светильник Церкви, — св. Иоанн Златоуст подтверждает, что разбойник Крещен Кровью Господа: «Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел — в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая. Итак, ничто не омрачает моей радости и восхищения при возвращении к вам» (Т3.Кн2. 4.СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).
В следующей омилии более глубоко и детально раскрывается интересующая нас тема: «Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изнал Он из рая не за многие прегрешения, но за одно преслушание, так на весах правды Его было положено обетование разбойнику – войти в рай не за многие какие-нибудь исповедания, но за одно исповедание веры. Я сказал, что грех Адама состоял в том, что он вопреки заповеди прикоснулся к древу; в чем же заключалось оправдание разбойника ? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше?
Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения.
Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его , говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств.
И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника ; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен , как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22,24).
Почему же кровь Христова говорит лучше Авелевой? Тогда как кровь Авеля падала на главу убийцы его , кровь Христа очищает и убийц покаявшихся. Научись отсюда ревности к истине и возлюби дерзновение за Христа; последуй истинному Учителю, подвизавшемуся за истину, чтобы, слыша от апостола Павла: «будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1), ты и сам удостоился венцов правды и тех вечных благ, которые уготовал Христос Бог наш всем возлюбившим Его. Да сподобимся их и мы все, милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» ( О ревности и благочестии, и о слепорожденном, т.8, ч.2,, !в «Творениях св. Иоанна Златоуста» отнесен к разделу spuria! ).
Стоит отметить, что и в русской богословской традиции была принята эта мысль со ссылками на отцов древности. Свт Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном разбойнике: «Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита , который о благоразумном разбойнике , для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник , воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем — Христом».
Как видим, Ростовский святитель говорит уже не о Крови, но истекшей из ребер Спасителя воде, ставшей для разбойника водой Крещения (эту мысль мы видим и у прп. Ефрема Сирина), причем, свт. Димитрий в данном случае ссылается на свидетельство св. Анастасия Синаита.
Итак, очевидна несостоятельность аргументов отказа от Таинства, опирающихся на «краевые вопросы» о спасении. И, вне всякого сомнения, по Сошествии Святого Духа Крещение необходимо для спасения, как об этом свидетельствует Сам Господь (Мк.16:16).
Дмитрий Ильин
Итак, приступим.
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
I. Господи. Слово «Господь» (по-гречески kurios) к моменту возникновения христианства означало правителя, наделенного особыми полномочиями для управления обширной империей. Достаточно сказать о том, что титул «Господь» на тот момент могли использовать лишь римские императоры, желавшие подчеркнуть божественный источник их власти.
Но именно титул этот и не признавали за ними христиане, которые, невзирая на преследования и угрозу смерти, утверждали, что в мире один Господь, один Носитель Божественной власти — Иисус Христос. Только за этот отказ назвать «Господом» кого-либо, кроме Христа, Римская империя преследовала христиан на протяжении двухсот лет. Таким образом именуя Исуса Христа Господом мы исповедуем Его Вседержителем, Царем Вселенной.
II. Иисусе. Это имя на древнееврейском звучит как «екхо шуа». «(Еш)шуа» означает «спасение», «екхо» — это Яхве (Сущий) – одно из Имен Божиих. Именуя Господа Исусом мы исповедуем Его Спасителем, посланным Богом.
III. Христе. Христос (Χριστός от др. греч. χρῖσμα, χρῖμα, χρῖσματος — «мазь, масло») — букв. «помазанник». Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Машиах). Слово употребляется как эпитет, обозначающий причастность к Святому Духу в результате помазания елеем.
В Ветхом Завете помазанниками (или христами) назывались цари, пророки и первосвященники после принятия ими должности и последующего помазания как свидетельства особого дарования и избранности (Исайя 45; 2 Цар. 14). Именуя Господа Христом мы утверждаем, что Он помазан Господом Духом как на царское, так и на священническое служение по чину Мелхиседека и тем самым вобрал в себя полноту церковных служений.
IV. Сыне Божий. Именуя Господа Сыном Божиим мы исповедуем Его Богом, единым от Троицы, предвечным, единосущным Отцу и Господу Святому Духу, рожденным, а не сотворенным и воплотившимся Словом.
V. Помилуй мя. Здесь будет уместно привести отрывок стенограммы лекций по псалмам царепророка Давыда, читанных переводчиком и экзегетом Евгением Андреевичем Авдеенко, поскольку на древнееврейском языке с учетом библейского контекста слово «ханан» (помилуй) раскрывает на первый взгляд совершенно новые смыслы:
««Помилуй меня, Боже, по милости Твоей».
Про себя сразу нужно иметь в виду второе значение слова «помилуй». «Облагодатствуй меня, Боже, по милости Твоей». Это связано с двойным значением глагола «ханан». Первое и основное – это проявлять расположение в виде даяния и дара. Например: заемлет нечестивый и невозвращает, а праведник милует и даёт.
На языке библейском возможно сказать: «дети, которыми Бог помиловал меня». «Торой Твоей помилуй меня».
Что особенно важно: того же корня, что и этот глагол «ханан» — помиловать и облагодатствовать, существительное «благодать». Это первое и основное значение глагола.
И второе, его тоже обязательно нужно иметь в виду, но оно традиционно вышло на первый план. Пусть так и остается. Со стороны человека это «щадить», «жалеть»; со стороны Бога это «миловать», «не вменять». Никогда этот глагол не употребляется в связи с судебной процедурой.
Итак, слова «миловать» и «благодать» — одного корня.
«Помилуй» означает главным образом «облагодати», «облагодатствуй», также «не вмени», но никогда не обозначает оправдательного приговора. Милость на древнееврейском – это совсем другой корень нежели помилуй. Милость — это «хэсет». Это слова от разных корней. А в русском и в греческом — это слова одного корня. Поэтому, необходимо было переводить «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». На языке оригинала такого уточнения не нужно.
Итак, милость – «хэсет». Два ключевых текста есть, чтобы понять, что такое «хэсет», что такое милость. Это то, что Христос сказал: «пойдите, научитесь, что есть милости хочу, а не жертвы». И второй текст из псалма Давида (4-го): «познайте, что отделил Господь милостивого для Себя».
Из Нового Завета в Ветхий, из Ветхого Завета в Новый, с усилием, чтобы научиться и познать, нужно всё время расчищать русло для понимания, что есть милость. Вот Господь сказал, чтобы мы не ослабевали в этом, потому что это стержень понятия святости: милость.
Итак: от Библейского понятия помиловать «ханан» выстраивается цепочка понятий. Это:
Помиловать — «ханан» Милость — «хэсет» Благость — «туф» «По милости Твоей, вспомни меня Ты ради благости Твоей».
Если что-то пусто, то заполняется противоположным. То есть, пустое от доброго есть злое. Пустое от истины обязательно будет ложь. Так вот, даяние благодати, когда мы говорим «помилуй», «облагодатствуй», приводит к тому, что пустое исчезает, злое и греховное рассеивается, и человек становится помилован.
Вот это первый блок рассуждения, который нам необходим. Три понятия связаны друг с другом: «ханан» — помиловать, «хэсет» — милость и «туф» — благость. Положительный аспект мощно преобладает над отрицательным.
В первую очередь это для тех, кто молится по церковнославянски, потому что у нас с «помилуй» связано помилование. Вот, ничего общего, конечно с этим нет: с судебной процедурой точно ничего нет общего. И вот этот положительный аспект, он хорошо выражен в греческом языке.
Так «элейсон» — помилуй, того же корня, что олива. А на оливе растут оливы, а из олив делают елей – масло. Поэтому в прошении «Кириос элейсон» для человека, который молится по-гречески, заключено, прежде всего, прошение о врачующей и питающей силе благодати. Потому что елей — это самое древнее лекарство обеззараживающее и элемент питания.
Следующее рассуждение. С глаголом «помиловать» связан глагол «рехам» — «жалеть», «сострадать». Вот эта пара глаголов имеет исключительное значение для всего богословия Ветхого и Нового Завета. Почему? Посмотрите, два глагола: помиловать и пожалеть. Они явятся в одном стихе здесь, у Давида: помиловать и пожалеть. Два глагола. Почему они так важны? А потому что они связаны с именем Яхве, точнее, связаны с тавтологичностью этого имени.
Вот сейчас я обязан буду рассказать вам об имени «Яхве» с тем, чтобы мы поняли, что такое полная тавтологичность.
Моисей просил об имени Божьем. «Сыны Израиля скажут мне, что имя Его, что скажу им? И сказал Эллохим Моисею: есмь кто есмь – вот имя.». Вот имя Божье. «Есмь, кто есмь» — яхе ашер яхье. Полная тавтология указывает на абсолютную самотождественность божественного бытия. Бог в отношении к Себе Самому абсолютно непознаваем и неименуем. Нельзя сказать, что он Бог, нельзя сказать, что он благ, нельзя сказать «он существует», нельзя сказать просто «он» и «это». Бог в отношении Себе Самому абсолютно непознаваем. То есть, вот эта часть имя Божьего, есмь кто есмь, это как раз вот эта вот полная тавтология.
И вторая часть имени Божьего должна заключаться в отношении к сотворённому миру. Итак, первое – полная тавтология – Бог в отношении к Себе. И вторая часть имени это в отношении к сотворённому миру. Опять связано с Моисеем. Это теперь уже 33-я глава книги Исход. Моисей просил Господа: «дай же мне видеть славу Твою».
Вот дерзновение! Помните, славу «кавот», рассуждали мы о славе. Видеть славу Твою! А Господь ответил Моисею не о славе, но о благости (помните «туф») и помиловании. «И сказал Господь: Я проведу всю благость Мою пред тобою и назову имя Яхве пред тобою и помилую кого помилую и пожалею кого пожалею».
Как это понимать? Смотрим на языке оригинала. Ещё раз уточняем. Так, в порядке слов оригинала: «я помиловал». По-русски хочется сказать «уже». Давайте я добавлю слово «уже», чтобы было понятнее.
«и уже Я помиловал кого помилую, и уже Я пожалел, кого пожалею».
То есть, в имени Моём услышишь: «кого Я помилую – вот Я помиловал, а кого Я пожалею – вот Я пожалел».
То есть, что произошло? Моисею дано было постичь надвременный объём Божественной милости и жалости как если бы он в раз увидел всех помилованных и тех, кого Господь Своей жалостью посетил. Как Авраам смотрел на звёзды, а видел не звёзды, помните? Это был образ Церкви. Точно также Моисею было дано в раз увидеть надвременный объём того, что такое «помиловать» и «пожалеть».
В имени Божьем должны сочетаться два аспекта: это полная самотождественность, полная тавтология «яхве ашер яхве», «есмь кто есмь». Божественное бытие в отношении к себе самому абсолютно непознаваемо, о нём даже нельзя сказать, что оно непознаваемо. Вообще ничего нельзя изречь. О каком имени может тогда идти речь, если оно неименуемо?
Остается только один приём: произнести полную тавтологию «есмь кто есмь». Причём, обратите внимание: это личная форма глагола. Есмь кто есмь. Этот аспект исчез из греческого перевода. По понятным причинам он исчез, и там получили: «я есмь сущий». «Тота го он». Мы видим это написание греческими буквами на иконе Спасителя. Сущий, что должно утверждать Его божественную природу.
Вот, но «сущий», здесь тавтологии во-первых нет, а во-вторых, нет личной формы глагола, потому что сущий это причастие. А есмь это личная форма глагола.
То есть, понятно: то, что неименуемо, может быть поименовано не иначе как через полную тавтологию.
Второй аспект – в отношении к сотворённому миру. Это уже не полная тавтология. Это будет тавтологическое выражение: «и я помиловал кого помилую, и я пожалел кого пожалею». «Ваха ноте эташерахон». Ну, когда читаешь, не видно, что это тавтология. Когда буковки все написаны, видно, что это один и тот же глагол. «Ваханати эташерахон, бер аханти эт ашер арахе». Помилую, помиловал. Пожалею, пожалел.
Второй аспект имени Божьего выражается через посланность. Посланность это отношение. Как сказал Господь Моисею: «есмь послал Меня к вам». То есть, посланность пророка или апостола в чём имеет своё основание? В есмь. В самом бытии Божьем. Откуда такая сила была в пророках?
Почему они никого не оставляли равнодушными? Кто-то вот устрашался, а кто-то их ненавидит страшно и убивали их поэтому. Откуда такая сила посланничества, у апостолов такая сила была? А потому что эта сила исходит непосредственно от Божьего бытия. И в этой посланности суть замысла Божьего о мире. А суть замысла Божего о мире это миловать и жалеть.
Вот как Господь относится ко всему сотворённому миру. В том числе к тому, который возник после грехопадения.
Вот, сказал Христос апостолам: «Вот, Я посылаю вас как овец среди волков». Да, но как овце среди волков выжить? А это когда у овцы больше сил чем у волков. А почему больше сил? А потому что они связаны с божественным «есьмь».
«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам что сказать ибо не вы будете говорить, но дух Отца вашего…». Понимаете как, Он же поставил с ними Себя как брат. Говорит: «отец Мой», и «отец ваш». «Дух отца вашего будет говорить в вас».
Ещё раз повторяю, это важно: в имени Божьем обязательно должны быть эти части: «есмь кто есьм» — это тавтология, она соотносится с «помилую» и «пожалею». Вот, «есьм» Творца имеет основание только в Его «есьм». «Помилую» имеет основание только в «помилую». «Пожалею» имеет основание только в «пожалею».
Важнейшая мысль: «помилую» и «пожалею» не имеют под собой никакого мотива или причины. Они не имеют под собой никакой метафизики. «Помилую и пожалею» — это самое безусловное, что есть на свете. Имеет в себе бытие только Бог и Его «помилую» и «пожалею». Поэтому, Бог есть, утверждает апостол Иоанн, любовь. Вот что имеется в виду. Бог есть любовь. То есть, вся суть Его замысла к миру: помилую и пожалею. Иначе можно сказать, как сказал апостол: любовь.
В псалме сострадание и милость, говорит Давид в 24 псалме, «сострадание и милость, от века они. Бог венчает человека (коронует) Своей милостью и состраданием». Это 102 псалом.
Понятно, что если являются милость и жалость к человеку, то он уже не безучастен к божественному «есьм». Смотрите, чего просит Давид: я хочу быть причастен к Твоему «есьм».
Ну, это самая дерзновенная молитва, которая только может быть: это «Господи помилуй». То есть, возвысь до Себя; удели от Своего бытия.
Апостол Пётр, как известно, особо учёным не был, но он ясную дал такую формулировку, над которой бились богословы много веков: человеку возможно стать причастником божественной природы.
Это… ну как это? Творец есть творец. А творение есть творение. Между нами всегда будет различие. Наша природа различна. А апостол Пётр не обинуется: человеку можно стать причастником божественной природы. И для того, чтобы обосновать такую возможность, в православии было разработано учение о нетварных энергиях, или, как говорит Паисий Мелечковский: «милость Божья есть благодать Всесвятого Духа».
Вопрос: удастся ли нашей душе со всяким «Господи помилуй» вспомнить о божественном «есьм». Это вопрос аскетический. Вот, святые как раз, которые совсем не держали в уме того рассуждения, которое я вам предложил. Они-то как раз так и делали, они так и молились, они хотели, чтобы Господь их возвысил до Себя, уделил от Своего бытия. То есть, вопрос аскетический, но для нашего ума остаётся неприложным: «Научитесь, что есть милости хочу а не жертвы».
Итак, «Господи помилуй» это прошение, связанное с самим бытием Божьим. Понятно ли это?
Поэтому, устрашимся произносить его, знаете, так вот, бездумно.
Ну, хоть вот, на секундочку надо всё-таки понять, чего мы просим!
Паисий Мелечковский, который тоже по-еврейски не читал, он говорит: «многие, весьма многие милости Господней неприемлют, так как не знают, чего просят».»
VI. Грешного. Здесь мы выказываем сознание собственной болезни – поврежденности в грехе и тем самым исповедуем нашу жажду богообщения, поскольку лишь в Боге мы можем утолить ее ( «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Ин.4;13-14)) и обрести цельность нашей изначальной природы – исцелиться от вызванного грехопадением прародителей разлада ума и сердца, волевого и нравственного начала.
При написании этого материала автор обращался к трудам прот. Алесандра (Шмемана) и Евгения Андреевича Авдеенко.
Ф.М. mn-soc.com
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.inlight.news