• Посм., ещё видео
* ‘ (Предлагаемые вниманию читателей факты приведены из журналов “Душеполезное Чтение” за декабрь 1864 г. и “Странник” за июнь 1866 г., где они публиковались в полном объеме).
Cue приложение приводится, чтобы укрепить веру болящих людей и их терпение к перенесению заболеваний. Следует заметить, что кроме нижеприводимых клинических случаев и свидетельств, за всю историю Православной Церкви, в том числе и в настоящее время, происходит много благодатных исцелений от святых мощей. Господь ныне и присно и во веки веков тот же и силен во мгновение ока подать исцеление, но кому: человеку верующему в Него и кающемуся в своих грехах. Сейчас во многих епархиях и церквах почивают мощи святых угодников Божиих или частицы святынь, пе-ред которыми можно отслужить молебен и с верою приложиться. Есть такие святыни и в приходе Святого великомученика и целителя Пантелеимона-на-Ручье, в котором почивают мощи угодников Божиих, подающих исцеление при различных заболеваниях, и перед которыми совершаются молебные пения о болящих. (Адрес прихода находится на последней странице данной книги). Почему мы не идем к святыням? Что же мешает нам получить Божию помощь в телесной немощи? Наше упорное маловерие или неверие, леность и нерадение о себе, что надо куда-то ехать, тратить время, уставать и вообще понуждать себя к чему-либо подобному.Мешает, конечно, и наша гордость, заставляющая нас надеяться только на достижения человеческого разума: современные медицинские технологии, почти чудодейственные лекарственные препараты, суперновые антибиотики широкого спектра действия с пролонгированным эффектом, личные связи и знакомства с врачами, которые почти как друзья семьи. Но Господь поругаем не бывает, и порой несчастные страдальцы, закореневшие в своем противлении и отрицании Бога и возможности благодатного исцеления по молитвам, пройдя несколько больниц, операций, перепробовав все, приходят в церковь и… получают мгновенное избавление от мучившего недуга, как видно из приведенных ниже свидетельств. Хорошо, если вразумление происходит вовремя и церковь успеет чем-то помочь. Но нередко бывает и так, что лишь очутившись в реанимации, больной начинает желать духовной помощи. или об этом просят его родственники, а священник уже ничем не может помочь, так как для совершения таинств существуют свои канонические правила, определяющие возможность их применения. Поэтому, прочитав приведенные свидетельства, следует сделать для себя должные выводы и извлечь полезные уроки.
Старо-Русского уезда, Соловьевского прихода, деревни Малых Горбов крестьянка Елена Емельянова, сомневаясь в Св. Мощах, не пошла вместе с прочими на поклонение оным, за что в то же время внезапно наказана была колотьем, начавшимся в ногах с подошв и перешедшим во все тело; а другая крестьянка Воскресенского прихода, также, по неверию во Св. Мощи, не пошедшая на поклонение оным, наказана была расслаблением во всех членах тела. Некоторые из жителей тех мест, также не веровавшие во Св. Мощи, были устрашены наказанием Божиим и, придя в раскаяние, с великим усердием молились Св. Мощам. Неверие их происходило от наущения соседей их – отпавших от Православной Церкви раскольников. Бывший крепостной человек Симбирской помещицы Екатерины Александровны Столыпиной, Дмитрий Петров-Зимнинский был отчаянно болен; по просьбе г-жи Столыпиной, Св. Мощи Целителя Пантелеймона и других Угодников с Животворящим Крестом Господним были принесены в городскую больницу, где лежал больной. Больной был так слаб, что не имел сил подняться с постели и приложиться, но по совершении молебна, когда Св. Животворящий Крест и Св. Мощи были возложены на больного, он получил совершенное исцеление от тяжкой своей болезни, и вступил в исправление служения своего г-же Столыпиной.
Полицейский солдат города Симбирска Павел Ефимов, в апреле месяце 1863 года женившийся, вскоре после свадьбы почувствовал страшную тоску с болью в сердце, отчего он сделался как будто помешанный, говорил бессознательно и чувствовал страх, беспрестанно озираясь на все стороны с выражением ужаса и испуга. Когда Павел Ефимов с женой пришли на поклонение Афонской Святыне, тогда открылось, что в жене его обитал дух злобы, дотоле скрывавшийся: при виде Святыни сделалось с нею страшное беснование: она кричала, топала ногами, билась, рвала волосы на себе, особенно во время молебна. Когда служащим иеромонахом возложен был на нее Животворящий Крест, то дух злобы, обитавший в ней, кричал: уйду, уйду, сожги меня, сожги. По окончании молебствия и помазания Св. елеем, испивши Св. воды с Животворящего Креста, она затихла и без сопротивления приложилась к Св. Мощам; вместе с нею и муж её Павел Ефимов, приложившись к Святыне, также получил облегчение. В следующие дни они постоянно ходили в храм Божий, с великим усердием прикладывались к Св. Мощам и к Кресту и, получив совершенное исцеление, говели и приобщались Святых и Животворящих Христовых Тайн.
В Самаре жена булочника Матвея Михайлова Карачарова так была больна опухолью, что опасалась за жизнь свою, но когда приложилась к Св. Мощам, получила скорое исцеление.
По прибытии Св. Мощей в г. Волгск, когда нес оные священник тамошней церкви с Афонским иеромонахом Арсением, одна из женщин, несшая дрова на пароход, встретившись на пути, выразила неверие, и на том же месте наказана была сильною внутреннею болезнию.
В Волгске чиновник Семен Петрович Немерцалов, продолжительно страдавший болью в груди и не получивший никакого облегчения от медицинских пособий, когда помазал грудь елеем от Св. Мощей, в то же время получил исцеление. Близ Симбирска, села Ясашной Тапглы, священник Константин Андреевич страдал глухотой и шумом в голове: положив в уши вату от Мощей Святых Угодников, получил скорое исцеление.
Московского лейб-гвардии полка унтер-офицер Иван Моисеев Максимов в продолжении четырех лет страдал тяжкою внутреннею болезнию; ничего почти не мог ни есть, ни пить; принятие пищи сопровождалось рвотою, и часто был сильный понос, желудок раздувало, а по временам сводило; кроме того, чувствовал сильную боль в пояснице, так что трудно было разгибаться. Все медицинские пособия, оказываемые ему, оставались бесполезными, и он терял всякую надежду на выздоровление; он думал, что внутренность его гниет. Однажды товарищ его, бывший у Св. Мощей, принес с собою описание чудес, явленных от Св. Мощей. Максимов, прочитав оное, воздохнул усердно ко Господу и положил твердое намерение, хотя это и трудно было, побывать к Св. Мощам для поклонения. С такой решимостью он лег спать ввечеру того дня; утром проснулся, к неизреченной радости, совершенно здоровым и поспешил отправиться к Св. Мощам, к коим прибыл 2 февраля 1864 года, и рассказывал со слезами благодарности всем, бывшим при Св. Мощах, о явленном ему чудесным образом исцелении не излечимой человеческими средствами его болезни.
Титулярная Советница Дарья Гавриловна Вишнякова, проживающая во 2-й роте Измайловского полка, в доме Лапшина, с сочельника Рождественского поста страдала горячкою в высшей степени с ревматизмом, так что опасались.за её жизнь. В столь тяжкой болезни она прибегла с молитвою к цеяебнику Св. Пантелеймону и получила скорое исцеление.
У Титулярного Советника Петра Макаровича Борисова и супруги его Марии Родионовны, сын младенец Владимир страдал жестоко зубною болью. Болезнь началась у него с того времени, как стали прорезываться зубы, а на третьем году от рождения голова у ребенка чрезмерно стала увеличиваться, в особенности темя, над коим образовалось значительное возвышение; страдание его было невыносимое, зубы выгнили: от нестерпимой боли он не мог ничего есть, и родители опасались, чтоб не умер с голода. Употребленные медицинские пособия не облегчили боли страждущего ребенка, и родители, при всей любви к сыну, не знали, что с ним делать. В таком безотрадном положении они услышали о многих благодатных исцелениях, получаемых от Животворящего Креста и части Св. Мощей, принесенных со Св. Афонской горы из Русского Пантелеимонова монастыря: тогда мать ребенка поспешила в Александро-Невскую Лавру на поклонение Святыне и, слезно помолившись, приложила к Святыне страждущего сына, Милосердый Господь скоро услышал горячую мольбу матери; младенец получил совершенное исцеление: бывшая дотоле уродливой, голова его пришла в надлежащий вид, и зубы как бы никогда не болели. Желающие видеть исцелившегося ребенка и подробнее узнать об этом исцелении могут обратиться к родителям его, проживающим в Свечном переулке, в доме Борисова.
Живущая в селе Парголове, в доме Кошелева, крестьянка Татьяна Егорова имела у себя на воспитании племянницу Анну Ивановну, по седьмому году, которая в продолжении двух лет страдала болью уха; доктора не могли оказать никакого пособия страждущей. Когда же приложена была к больному её уху вата от Св. Мощей, то на другой же день больная совершенно исцелилась; вместе с нею и приведшая ее к Св. Мощам тетка её Татьяна Егорова, страдавшая глазною болью, тут же у Св. Мощей исцелилась и стала ясно видеть.
Гренадерского саперного Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича баталиона рядовой Михаил Григорьев, в продолжении двух месяцев страдал глухотою и сильною болью в голове; и хотя ему оказывали разные медицинския пособия, но ничто не помогало. Товарищ его, рядовой Дорофей Евстигнеев, бывший у Св. Мощей, принес Св. масла и ваты и предложил больному положить в уши вату, напитанную Св. маслом. Когда больной с верою исполнил это, он вскоре совершенно выздоровел и поступил на службу.
У крестьянина села Парголова Якова Андреева Молькова были больны две дочери: одна, Татиана, страдала глазами, так что не могла смотреть, а другая дочь его, тринадцатилетняя Матрена, имела сильную внутреннюю болезнь: живот у неё по временам увеличивался, на лице показывалась опухоль, причем она чувствовала тяжкую боль. Употребленные медицинские средства не оказывали страдалицам пособия, а когда им дали масла от Св. Мощей и Св. воды, тогда же получили они совершенное исцеление.
С.-Петербургская мещанка Параскева Никифоровна Волкова страдала около восьми лет ломотою в ногах, отчего сделались даже наросты, и сколько она ни пользовалась медицинскими пособиями, ничто не помогало. Но в день Св. Великомученика Пантелеймона 27 июля, она пришла ко Св. Мощам, принесенным со Св. Афонской горы и, по молитве, получила исцеление; 7 августа она снова пришла отслужить благодарственный молебен и объявила, что она теперь совершенно здорова. Проживает в Косом пер., в доме Фон-дер-Флита.
Курьер Главноуправляющего Путями Сообщения Никон Зайцев девять недель лежал в госпитале; чувствовал такую боль в ногах, что не мог даже ступить. Жена его, между тем, была у Св. Мощей, принесла ему книжку с описанием благодатных исцелений, бывающих от них. Когда он прочитал ее, то возгорея усердием и обещался прийти на поклонение Угодникам Божиим, после чего вскоре почувствовал облегчение и 2 августа приходил к Св. Мощам, чтобы отслужить благодарственный молебен.
Временнообязанного крестьянина Ярославской губернии, Углицкого уезда, Алексея Никанорова Крюкова жена Евдокия Карнеева страдала сильною зубною болью полтора года. Услышавши о Святыне, принесенной со Св. Афонской горы, она возымела усердие помолиться, и когда, получив ваты и Святаго масла от лампады, с верою приложила к зубам, вдруг сделался треск во всех зубах, и с той поры унялась боль, а наутро совершенно чувствовала себя здоровою, как будто и не было никакой боли. Проживает по Моховой улице, в доме Гейде под № 12.
Иван Сергеевич Серяков в продолжение двух месяцев страдал глухотою: но как только дал обещание отслужить молебен Св. Афанасию Афонскому, вскоре получил исцеление, о чем и объявил 28 августа, прибыв ко Святым Мощам отслужить благодарственный молебен. Проживает на Стеклянном заводе.
Девица Евдокия Петрова Хутырева, живущая у подполковницы Варвары Семеновны Бужинской, была больна 18 лет сильнейшим ревматизмом в ногах, от которого левая нога её совсем не сгибалась; так что она ходила с большим трудом, а в дурную погоду чувствовала в костях невыносимую ломоту и едва могла удерживаться, чтобы не кричать. Лечилась она у многих докторов и долго, но без пользы. Когда 26 октября Св. Мощи были принесены в дом г-жи Бужинской, больная с большим усердием молилась об исцелении и, приложившись к Св. Мощам, вдруг почувствовала треск в несгибавшейся ноге, и вслед за тем совершенно исцелилась.
Жена коллежского секретаря Елена Соколова, восемь лет страдала ломотою в правой руке. Но вот 15 числа октября выменяла она при Св. Мощах книжку “Житие Св. Великомученика Пантелеймона”, лежавшую на Св. Мощах, и, идя домой, терла этою книжкою больную руку. Вскоре почувствовала она облегчение, а когда Св. Мощи были в Духосошественской церкви, она взяла из лампады масла и помазала им раза два больную руку, и -совершенно исцелилась.
Пензенского уезда, села Лопуховки, крестьянка Неонила Васильевна Максина в продолжение двадцати лет страдала глухотою и, по действию врага спасения, боялась ходить в храм Божий. 31 октября пришла она в Пензу к Св. Мощам, взяла масла из лампады и ваты, которую, помочив маслом, положила в уши, и выпила Св. воды. – Придя после сего на ночлег она вскоре почувствовала, что начинает слышать, а утром слух её совершенно исправился, и боязнь ходить в храм Божий прошла.
11 сентября 1867 года, в 9 часов утра, в Богоявленский монастырь привезена была больная вдова унтер-штеймейстера 1-го класса, Дарья Ивановна Колоколова, проживающая с 26 января 1855 года в семейном приюте мещанского отделения попечительства о бедных в Москве, состоящем Стретенского сорока в приходе церкви святителя Филиппа, имеющая от роду 53 года. В течение 11 лет она из-за болезни ног могла лишь ползать на коленях, опираясь на руки. Будучи привезена в Богоявленский монастырь начальницею приюта, дочерью умершего титулярного советника, девицею, Любовью Тимофеевною Киселевой, она при помощи рук всползла по церковной лестнице к верхней монастырской церкви и потом от порога церкви доползла до правого клироса, позади которого поставлена Святыня. Бывший при Святыне иеромонах и один из богомольцев приподняли больную и приложили к Святыне. Как только сие было исполнено, то болящая ощутила крепость в ногах, встала на них и пошла, стояла в продолжение всей литургии и теперь ходит, как и все.
Свящ.Сергий Филимонов. “Советы болящему в современной больнице”. (СПб, Общество Святителя Василия Великого, 1997)
Начнем как раз с проблемы «Откуда оно взялось?» Кто все эти болезни придумал? Наверняка некоторые искренне считают, что болезни придумал Бог, чтобы наказывать человека за плохое поведение. Но это не так. Если бы болезни придумал Бог, Он бы просто не был Богом. Почему? Потому что Бог совершенен и творит только благо. А болезнь – это несовершенство и явно не благо. «Ну, тогда их придумал черт!» – Решит иной оппонент. И это неверно. Слово «болезнь» впервые появляется в третьей главе библейской книги Бытия. Согрешившей непослушанием Еве Господь говорит: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), а Адаму – «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Все это не значит, что Бог виноват в появлении болезни и смерть. Просто человек, отступивший по своей воле от Бога, источника вечной жизни, стал немощным и подвластным смерти. Человек в этом виноват сам, таков его свободный выбор. «Причем здесь мы, это ж про Адама и Еву! Мы почему теперь мучиться должны?» – возмутится кто-то. Дело в том, что с момента отступления от Бога оказалась поврежденной сама человеческая природа, которой в полной мере обладает каждый потомок первых людей, то есть любой из нас – я, вы, они, даже Марь Иванна, даже голливудская звезда и даже святой затворник.
Можно привести довольно грубый пример: предположим, генетический код человека изменился до неузнаваемости – и вот эта мутация закономерно передается из поколения в поколение. Логично, что человек может родить только себе подобного, а не слона или кенгуру, или бесплотного ангела. (Возможно, генная инженерия и дойдет однажды до изменения физической природы человека и выпустит какого-нибудь кентавра или русалку, но изменить духовную природу под силу только Богу).
Ад остается пустым. А Христос воскресает. Вся логическая цепочка человеческой жизни оказывается перестроенной. К чему я напоминаю и так известные факты? К тому, что именно здесь единственный универсальный рецепт (если можно так выразиться) и от болезни, и даже от смерти. Любой человек может обрести бессмертие, изменив свою поврежденную духовную природу, участвуя в Таинствах, которые совершаются, заметим, не батюшкой N., а Святым Духом, Богом. (Если кто-то еще не знает, Таинств всего семь: крещение, миропомазание, причастие, исповедь, соборование, венчание и таинство священства – рукоположения). Как мы получили природу Адама – понятно, по наследству, в результате рождения от его потомков. А как можем стать причастными Христу? Через Таинство Причастия. О сути этого таинства и подумать страшно – до чего же Бог любит людей, чтобы установить ТАКОЕ – человек съедает Тело и Кровь Спасителя! Это просто за пределами нашего бытового мышления.
О Таинствах лучше написать в отдельной заметке, пока что продолжим тему о болезнях. Следующий вопрос – за что? Тут уж любой догадается – Господь допускает нам болезнь из-за грехов. Вспомним два евангельских примера. Исцелив расслабленного (парализованного), Спаситель говорит ему: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Тяжелобольному у Овечьей купели после совершения чуда Он также сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Иногда болезни даются для вразумления человека. В Послании к евреям апостол Павел пишет: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:5-7).
Вспомним беседу многострадального Иова с друзьями. Иов был праведником, за что его наказывать?
Зачем Господь попустил немыслимые скорби – нищету, потерю близких, тяжелую болезнь и полное одиночество?
Уж, разумеется, не ради того, чтобы «выиграть спор с Сатаной», утверждавшим, что в несчастье Иов отступит от Бога.
Во-первых, Бог всеведущ, и, разумеется, знал, что Иов не отречется от Него; во-вторых, Бог всесилен, и потому «состязаться» (а тем более с падшим духом) смысла нет. Друзья Иова пытаются убедить праведника, что горе и болезнь – это наказание за грехи и только; Господь для них – нечто вроде автомата по возмездию: поступил плохо – получай штрафной талон. Иов с этим не согласен и причины настигшей его беды не понимает, хотя от Бога не отрекается, говоря: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). В итоге выясняется, что друзья Иова неправы (однако Господь прощает их по его заступничеству). Да и сам Иов ошибочно предполагает, что постигшее его зло от Бога, ничего не зная о сатане, которому было попущено мучить неповинного. Так ради чего страдал Иов? «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5), – говорит праведник в конце испытания.
Неслучайно книга Иова читается на богослужении в неделю страданий Христовых. В одной из стихир (хвалебных стихов) из службы праведному Иову он назван «прежде пророков пророком», несмотря на то, что, в отличие от известных ветхозаветных пророков Исаии, Иезекииля, Иеремии и др., не написал ни одной книги и даже ни одной строчки. Дело в том, что пророчеством о грядущем Спасителе, пострадавшем безвинно, была его несчастная жизнь.
Страдание стало для него откровением о грядущем Христе, и это было гораздо ценнее, чем возвращенное богатство, здоровье и семья. В той же стихире, указанной выше, он прославляется как «страданьми своими страсти Христовы предызобразивший». Еще в книге Иова есть удивительное пророчество о всеобщем воскресении: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся мою кожу, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27).
Из истории Иова мы можем сделать вывод, что болезни и страдания существуют и для того, чтобы человек узнал Бога и еще больше утвердился в благочестии. В страдании, по словам апостола Петра, мы все становимся сопричастными Христу: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:13).
Наконец, Евангелие нам рассказывает о том, что болезнь может быть дана для явления славы Божией. Вспомним историю с исцелением слепорожденного. Ученики спросили у Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 2:2,3). Примерно то же Христос сказал об умирающем Лазаре, которого вскоре воскресил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4). Один из ярких примеров – история практически нашей современницы – блаженной Матроны, которая, как известно, была слепой и не могла ходить, но при этом обладала духовной прозорливостью.
В заключение добавлю, что не нужно воспринимать эту статью как «классификатор», по которому можно с легкостью определить причину именно вашей болезни. Здесь требуется огромный духовный опыт да и не всегда, мне думается, есть четкая граница, все же промысел Божий – не компьютерная программа. Возможно, то, что нам сегодня представляется как безвинное страдание, завтра мы осознаем как лекарство от превозношения, а одновременно оно поможет вспомнить о своих грехах и приблизиться к Богу.
Первый из случаев описан в №4 «Московских епархиальных ведомостей» за 1873 год.
«У жительствующей в городе Туле, на Барановской улице, в доме Аксенова, тульской мещанки Марии Ивановой Хрыкиной девятнадцатилетний сын Александр в ноябре 1868 года тяжко заболел тифозною горячкою; употребленные медицинские средства не облегчали страданий его. Мать болящего, видя бесполезность человеческих пособий, поспешила прибегнуть к Источнику жизни – Господу, просила священника Спасской церкви Михаила Васильева Покровского приобщить болящего Святых Христовых Таин, единственного последнего напутствия в жизни человеческой, и потом по вере в святого врача великомученика Пантелеимона обратилась к нему с усердною мольбою, прочитала ему акафист, имея его святое изображение. На другой после сего день, в семь часов вечера, болящий, задремав, внезапно вскричал: подайте мне свечку, пришел ко мне угодник Божий Пантелеимон, принес склянку воды и сказал: Я пришел тебя исцелить, вот тебе вода, пей эту воду – будешь здоров и вовеки не умрешь (смысл этих слов – духовный). Когда мать болящего подошла к нему со свечкою, то он стал озираться, как бы ища явившегося ему угодника Божия, со слезами просил осмотреть комнату, где стоял святой; ему не верилось, что это было сонное видение, он упрекал родных, говоря: «Вы не хотите поискать», – так впечатлительно было явление.
На другой после сего день мать болящего просила отслужить молебен святому великомученику Пантелеимону, взяла от его образа из церкви, именуемой Святая Никольская часовня, святого масла и освященной воды, дала болящему испить и помазала ему голову, после чего он продолжительно спал, тогда как до того времени совершенно не имел сна, и вслед за тем открылась у него обильная испарина и тиф прошел. Но, избавившись по молитвам угодника Божия от этой болезни, он впал в иную тягчайшую: лишился зрения, имея открытыми глаза. Через неделю после первого видения и в тоже время, в семь часов вечера, больной, бывший в забытьи, увидел подошедшего к нему юношу с ящиком; больной, полагая, что это доктор, спросил его: как вас зовут? Ответ ему был (о чем он после объявил): святой великомученик Пантелеимон. При этом больной ощутил необыкновенную боль в глазах, ему казалось, что у него будто вырывают глаза и течет кровь, тогда как у него текли слезы; от нестерпимой боли он закричал: «Маменька, у меня вырывают глаза, я без глаз!»; потом ему виделось, что упомянутый юноша, подойдя к нему, спросил его: что ты плачешь? Больной отвечал: как мне не плакать, я лишился глаз; у меня хотя больные были глаза, а теперь никаких нет. Святой на это ответил болящему: не плачь, вот тебе новые глаза, будешь видеть этими глазами! И при этих словах он ка бы вставил болящему глаза. Болящий очнулся и вскричал: «Ах, маменька, посмотрите, какие у меня глаза, – я вижу ясно!». Так совершилось это дивное исцеление… Исцеленный объяснил, сколько мог вспомнить, что небесный врач святой Пантелеимон явился ему в виде юноши необыкновенной красоты, в одежде, как пишется на иконах сей угодник Божий; взгляд был исполнен кротости и милосердия».
Случай исцеления от головной боли описан в журнале «Душеполезное чтение» за 1882 год.
«Живущая в приходе Спиридоновской, в Москве, церкви, за Никитскими воротами, дворянка Матрена Васильевна Свяволуцкая объявила приходскому священнику и своему духовному отцу (нижеподписавшемуся) следующее об исцелении ее через угодника Божия святого великомученика Пантелеимона, совершившемся 28 июня сего 1882 года. Она страдала долгое время головною болью (болезнь свою она называла мигренью), которая по временам была так сильна, что не давала ей возможности ни сидеть, ни лежать свободно. В такое-то время, когда болезнь ее особенно усилилась, она сидела однажды в комнате, и взгляд ее невольно упал на киот, где находилась икона великомученика и целителя Пантелеимона. Как женщина очень простая, она обратилась к изображению великомученика с такими словами: «Угодник Божий! Ты творишь много чудес, о которых я слышала и читала. А я вот страдаю сколько времени. Соверши и надо мною чудо – исцели болезнь мою, и я поверю тогда вполне». В это время откуда-то подул легкий и приятный ветерок, от которого голова ее мгновенно освежилась, и она почувствовала полное облегчение от болезни. Тотчас же она рассказала об этом жившей с нею хозяйке дома. С тех пор она не чувствует вовсе той боли, какую испытывала прежде и которая причиняла ей столько страданий… Ее показания о болезни и о чудесном исцелении, сделанные мне, подтверждаются свидетельством хозяйки дома… Священник Александр Цветков».
Еще три свидетельства о благодатных исцелениях по молитвам к целителю Пантелеимону описаны в журнале «Душеполезное чтение» за 1879 год.
«Находившаяся по делам монастырским в Москве, в Никитском монастыре, болгарская монахиня Харитина 1 августа 1879 года заявила о себе следующее: «Я минувшим Великим постом, находясь в Петербурге, простудилась, почувствовала сильную головную боль и слабость; испытав безуспешность медицинских пособий, я усердно стала молиться святому великомученику Пантелеимону, прося его помощи, и с верою приложила к больной голове изображение его, отпечатанное на полотне; вечером, не совсем еще заснув, я как бы в забытьи увидела приближающегося ко мне юношу, совершенно похожего как пишется на иконах святой великомученик Пантелеимон, который встал на колени, наклонился к моей постели, держа ящичек, и с ложечки дал мне что-то проглотить; болезнь моя миновала».
Московская почетная гражданка Т.П. Ц-ва, живущая в Златоустинском переулке, в собственном доме, заявила, что ей было следующее знаменательное явление угодника Божия: она находилась в большой печали по случаю тяжкой болезни мужа своего; однажды ночью, заснув, увидела она близ кровати своей стоящего привлекательной наружности юношу, испугалась и спросила его торопливо, зачем он пришел к ней, замужней женщине. Явившийся ответил ей кратко: ты очень печалишься и плачешь, я пришел навестить тебя; сказав это, он стал невидим. Спящая очнулась и недоумевала, чтобы это значило? Взглянув на находившуюся напротив кровати своей икону святого великомученика Пантелеимона, она в нем с радостью узнала небесного гостя, посетившего ее, и с тех пор с особенным усердием во всем стала прибегать к чудному врачу душевных и телесных недугов.
Московский почетный гражданин В.Н. Лепешкин заявил, что в близком ему семействе гг. Нарышкиных был следующий замечательный случай исцеления. Малютка сын их, Гавриил, тяжко заболел воспалением легких, жар усилился до сорока градусов, призваны были доктора, составили консилиум, но облегчения страждущему не последовало; видя бесполезность врачебных пособий, обратились с молитвой к небесному врачу великомученику Пантелеимону, и тот же час страдания ребенка облегчились, а вскоре он и совершенно выздоровел».
[1] Чудеса исцелений приводятся по книге: Житие, страдания и полное описание чудес святого великомученика и целителя Пантелеимона. М.: Ковчег, 2010г. – 480 с. (По благословению Высокопреосвященного Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого).
По обращению за помощью к святому Пантелеймону происходят многочисленные исцеления. В книге посещений Афонского подворья отмечены свидетельства людей об исцелении от различных заболеваний (к свидетельствам, по правилам, прилагаются медицинские справки, подтверждающие исцеления), среди них:
Зубная боль и плохое зрение
Жительница Санкт-Петербурга К. Г. оставила запись о том, что у нее сильно разболелся зуб, и после того, как боль, сковав ее всю, не давала даже думать ни о чем другом, она решилась на его удаление. Перед тем, как идти к стоматологу, женщина зашла в храм и приложилась к святым мощам великомученика Пантелеймона. Сразу после этого боль прошла полностью. Зуб вырывать К. Г. после этого отказалась. Кроме зубной боли, было у нее и очень плохое зрение (+5), однако и эта проблема была решена, когда, уверовав в помощь Божию, женщина приложилась к святым мощам целителя в 15-й раз. С тех пор даже без очков видит она ясно.
Заболевание почек
Православная христианка Елена, жительница Гиреево, рассказала о том, что получила исцеление после того, как в 3-ий раз смогла приложиться к мощам святого. Это происходило в Новоспасском монастыре. До этого у нее почки болели в течение девяти лет. Боль прошла полностью.
Соли на суставах
Монахиня Ново-Алексеевского монастыря рассказала свою историю исцеления. Произошло это в Богоявленском храме, где она смогла приложиться к мощам святого. Сразу после этого соли во всех суставах стали рассасываться. По прошествии двух недель болезненные ощущения, вызываемые солями, полностью прекратились. Нужно отметить, что, ожидая чуда исцеления по молитвам святому мученику, инокиня молилась Господу о том, чтобы Он прославил на ней Своего угодника и исцелил ее и душевно, и телесно. Как подтверждают медицинские данные, приложенные к журналу, здоровье телесное у инокини полностью восстановилось.
Болезнь рук
Галина из Москвы оставила запись о том, что у нее очень болела правая рука. Боль была настолько сильной, что женщина не могла не только поднять ее вверх, но и даже слегка повернуть ее за спину, чтобы снять свою одежду, не могла она и взять на руки своего любимого внука. Испытывала она боль в руке где-то около года, и чем дальше, тем становилось хуже. Женщина вспоминает, что очередь к мощам была настолько велика, что она простояла в ней около 9 часов, но, не смотря на такое долгое время, — что удивительно — она стояла абсолютно без всякого усилия над собой, ей было хорошо и легко, она лишь просила Господа, чтобы Он допустил ее войти в храм. Приложившись, Галина испытала чувство счастья, легкости, свободы. Описывая свое состояние женщина говорит о том, что невозможно передать даже долю того вдруг объявшего ее чувства благоговения и благодарности ко святому. Вскоре женщина почувствовала, что рука перестает болеть, ей стало удаваться поднять руку, повернуть ее за спину, и, наконец, она смогла поднять внука на руки и пронести его. Галина пишет, что благодарит за исцеление Господа и целителя Пантелеймона и что не может словами выразить всего того испытываемого ею чувства, так как от произошедшего с ней чуда, ей хочется только плакать от счастья и духовной легкости.
Курение
Вера П. из Казахстана оставила свидетельство о том, что в течение двадцати лет она курила и не могла, не смотря на все свои старания, от этой дурной привычки избавиться. В результате она абсолютно потеряла надежду, и уже даже не имела надежды на победу, отчего у нее уже даже пропало имеющееся ранее твердое намерение бросить курить. От этой же привычки она продолжала страдать. Священник сказал, что уже это одержимость, и ее нужно отчитывать. Испуганная таким поворотом событий, женщина решила до того, как исполнить указанное, попросить помощи у Господа. Молилась Вера у мощей целителя Пантелеймона, с верой ожидая от святого целителя укрепления ее в намерении бросить курить, а также помощи в избавлении от пристрастия табакокурения. И она, на самом деле, смогла «переломить себя» с помощью Божией и святого. Об избавлении от страсти курения пишет и Евгения Изюменко из Москвы. Она рассказывает, что когда была больна духом, причащаться не могла. А после того как причастилась, курить бросила сразу после первого прикладывания. Она благодарит Господа и святого Пантелеймона за исцеление, посланное Богом для души и тела.
Душевные болезни
Имеется в книге и запись о чудесном случае исцеления жителя Рузского района А.Ф., который в течение двадцати лет был мучим душевной болезнью, однако, после того, как смог поклониться святым мощам целителя, по молитвам великомученика Пантелеймона смог полностью избавиться от своего душевного недуга. Комментируя свое чудесное выздоровление, А.Ф. со свойственной мужчинам немногословностью написал лишь три слова: «Благодарю за все», однако за этими словами стоит глубочайшая благодарность целителю, уврачевавшему душу обратившегося к нему за помощью.
Гинекологические болезни
Москвичке Нине Я. страдавшей более десяти лет от целого «букета» гинекологических заболеваний, среди которых были миома, гиперплазия, эндометрия и эндометриоз, была назначена сложная операция. Готовясь к ней, уже после сдачи всех предоперационных анализов, Нина смогла приложиться к мощам целителя Пантелеймона. Сразу после этого отправилась к лечащему врачу для того, чтобы он принял окончательное решение по операции, но врач попросил пройти повторное обследование, по результатам которого все поставленные диагнозы были сняты, а врач сообщил Нине, что она абсолютно здорова.
Болезни ушей
Запись, оставленная Григорием К., занимающимся молитвой Иисусовой, подтверждает, что целителя Пантелеймона по праву называют скоропослушником. Григорий очень продолжительное время (много лет) практически ничего не слышал левым ухом, однако по молитвам ко святому Пантелеймону, в которой болящий попросил выгнать глухого беса и исцелить его слух, он моментально стал слышать хорошо. Москвичка И., страдающая болезнью ушей около полугода, практически полностью потеряла слух, что было засвидетельствовано врачами. Однако, приложившись к мощам святого, сразу почувствовала, что боль в ушах полностью исчезла. Проведенное медицинское обследование подтвердило полное восстановление слуха.
Опухоль
Православная христианка Надежда, описывая свою историю болезни, рассказывает в записи, что в течение двух лет имела опухоль, расположенную на затылке в нижней части головы, которая у нее постоянно увеличивалась в размерах. Медики ничего не могли посоветовать и, уповая на помощь Божию, Надежда, когда попала в Москву, стала постоянно ходить и прикладываться к мощам целителя Пантелеймона. Прикладываясь, болящая просила исцелить ее душу и тело. В один из дней, после приложения Надежды к мощам великомученика, она вдруг почувствовала очень сильную боль, на которую почти не обратила внимания, так как уже привыкла к нестерпимой боли и воспринимала ее как должное. Добравшись домой, обессиленная она буквально «свалилась в постель». Уже к вечеру этого же дня боль у Надежды прошла. Еще через четыре дня Надежда случайно притронулась к тому месту, где у нее была опухоль. И поняла, что от опухоли не осталось и следа, а голова приобрела нормальную форму. В записи Надежда пишет, что даже по прошествии значительного времени не может поверить, что ее опухоли больше нет и благодарит Бога за свое исцеление, а целителя Пантелеймона — за его молитвы, по которым и совершилось это чудо.
Язва
Схиигуменья Пинна и сестры Ново-Алексеевского женского монастыря поделились чудесным исцелением сестры Мариамны. Описывая свершившееся чудо, сестры пишут, что их сестра имела язву на левой ноге. Язва не проходила в течение семи лет и в итоге на ноге образовался нарост, осмотрев который, врачи рекомендовали сделать операцию по его удалению, но Мариамна, приложившись несколько раз к мощам целителя Пантелеймона и постоянно смазывая маслом от мощей больное место, смогла на себе ощутить силу молитвы святого. Свершилось чудо: нарост вдруг отпал, а из открывшейся раны вытек весь скопившийся там гной. Сама исцеленная и сестры монастыря выражают в записи благодарность Господу за проявленную им молитвами целителя милость.
Болезни ног
Осталась запись, оставленная дочерью исцеленного, в которой сообщается, что Ю.И. Фадеев (1924 года рождения) приложился к мощам святого Пантелеймона16 мая 1996 г., улучшение в здоровье он почувствовал уже на следующий день. Исцеленный, являясь участником Великой Отечественной войны, был ранен в 1943 году, сейчас является инвалидом. Его одна нога на шесть сантиметров короче другой. Много лет назад был инсульт, в результате которого одна нога стала переставать слушаться, и он уже потерял было всякую надежду на выздоровление: еле ходил, качался, были сильные боли. Но после того как отец приложился – о чудо! – боли прошли по воле Божией, нога стала слушаться, теперь он может самостоятельно проходить большие расстояния. Дочь исцеленного пишет, что это помогли святые мощи целителя, к которым довелось приложиться отцу и молитвы великомученика Пантелеймона ко Господу, поставившие отца на ноги.
– Как же мы будем без тебя? Совсем зачахнем, ведь кроме тебя никто ни нам, ни нашим детям не поможет.
– Умру я, тогда Вы сами просите милости у Бога – утешал он людей, но сколько не убеждал их в этом, люди не хотели верить. – Бог далеко, а ты рядом, – сокрушались они.
– Умру я, а вам оставлю вот этот камень со своей шеи. Он то и будет Вас лечить.
Лежали как-то в больничной палате два человека: один у окошка, другой у стеночки. Тот, что лежал у окошка каждый день описывал своему товарищу все, что видел на улице: чарующий закат солнца, веселые детские проказы, объятия влюбленных, пышную зелень парков.
Второй больной очень завидовал первому и втайне роптал на свою несправедливую долю: “Почему другим достается все лучшее, а я должен довольствоваться «объедками»?” Но вот больной, что лежал у окошка, умер. И тогда второй больной попросил переложить его на кровать у окошка. Милосердные сестры исполнили его просьбу. Однако человек с удивлением обнаружил, что окно выходит на стену соседского дома, кроме которой из окна абсолютно ничего не видно.
– Как же тот больной мог видеть все, что происходит на улице?! – воскликнул он в недоумении. – Разве Вы не знали? – удивилась сестра, – Ваш сосед был слепой.
Захворал как-то один богач. Ничего его не радует: ни дом полная чаша, ни жена красавица, ни ковры персидские, не осетры заливные, ни бедность соседская. Совсем заела тоска, кусок в горло не лезет.
Созвал богач врачей разных: своих и заморских, и принялись те совещаться. Думали-думали, решали-гадали, но так ничего и не поняли. Решили, что хворь эта иностранная, науке пока неизвестная. И не нашли ничего лучше как прописать больному принимать бульон и совершать моцион.
Итак, попил богач свой бульон и пошел гулять. Навстречу ему бедняк:
– Подай ради Христа на пропитание, с утра крошки во рту не было. – Мне бы твои проблемы! – разгневался богач – Я целыми днями не ем, не сплю, все голову ломаю, как мне болезнь свою победить, а тебе лишь бы брюхо набить.
– Долго ли еще до храма, отче? – Иди прямо, не ошибешься.
– До храма тебе час пути. – Почему же ты сразу мне не сказал, отец? – Мне надо было посмотреть, с какой скоростью ты движешься.
– Скажи старик, избавит ли меня Бог от болезни? – Нет, не избавит. Ведь ты в этом не очень то и нуждаешься. – Почему же? – Тот, кто в самом деле жаждет чуда, бежит к Богу, ты же идешь слишком медленно.
Жил-был человек, который сильно любил покушать. Настолько сильно, что появились у него от этого пристрастия разные желудочные болезни. То в одном месте жжет, то в другом колет, а остановиться все равно не может. Набивает утробу и никак не получается у него отказаться от обжорства. Много денег и времени потратил несчастный на врачей, но никто не мог поставить ему верный диагноз. Однажды попал наш обжора к доктору, который не только в желудке разбирался, но и в сердце человеческом знал толк. Он то больному и говорит:
– Э, батенька, да у вас сердце пустое! От этого все ваши проблемы. Пока Вы сердце не заполните, так и будете набивать без пользы желудок. – Как же мне заполнить сердце? Может быть есть какие-то лекарства? – Увы, это не медицинский вопрос. Каждый человек решает сам, чем наполнить свое сердце. Одни наполняют его знаниями, другие любовью и заботой о близких, третьи работой, четвертые развлечениями. Есть и такие, кто наполняет свое сердце жизнью с Богом. Вам решать какой путь выбирать. Да только не повторяйте своих ошибок, пусть и в ином выражении. Пустое сердце «полной утробой» все равно не наполнить.
Заболел однажды богатый человек. Лежит в одиночестве и удивляется, почему никто не придет его проведать. Сначала удивлялся, а потом загрустил: никто ни апельсинов не принесет, ни икорки, ни слов поддержки не скажет. Задумался богач и решил со слугой посоветоваться. Тот ему и говорит:
– Господин, вам должен весь город. Поэтому люди боятся показаться вам на глаза. Вы увидите должника, сразу вспомните про долг и будете требовать возврата. Поэтому никто к вам не приходит.
И так хорошо стало на сердце у богача, такое почувствовал он облегчение после этого, что вскоре совершенно исцелился.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — blagozdravnica.ru