Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Июнь » 2 » • Чем отличается старообрядческий крест от православного? •
08:50
• Чем отличается старообрядческий крест от православного? •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Отход старообрядцев от официальной церкви
  • Особенности старообрядческих крестов
  • Восьмиконечный крест
  • Дореформенные кресты
  • Меднолитые кресты
  • Пилатова надпись
  • Крест - общий символ
  • Общность религиозных устремлений
  • Молитва Животворящему Кресту
  • Почитание Креста в православии
  • Основная молитва честному Животворящему Кресту
  • Альтернативная молитва ко Кресту
  • Краткие воззвания
  • Как крестятся православные и для чего это нужно?
  • Виды крестного знамения
  • Как крестятся православные: особенности
  • Добросовестная точность
  • Церковный раскол: борьба за благочестие или власть
  • Трактовка церковного раскола
  • Исторические факты
  • Отношение народных масс к расколу
  • Староверы
  • Судьба Никона
  • Ссылки по теме
  • Предисловие

    Крест — символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры.

    Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

    Отход старообрядцев от официальной церкви

    В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

    Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

    Особенности старообрядческих крестов

    Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

    Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

    фото

    Восьмиконечный крест

    Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях.

    Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.

    На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл.

    По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.

    Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

    фото

    Дореформенные кресты

    Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств.

    Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

    Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.

    Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.

    Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

    Меднолитые кресты

    Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

    В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.

    Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

    Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии.

    Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

    фото

    фото

    Пилатова надпись

    Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят.

    В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

    Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.

    В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

    фото

    Крест — общий символ для всех христиан

    В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах.

    Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

    Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.

    И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

    фото

    Общность религиозных устремлений

    Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств.

    В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

    Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.

    Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

    Молитва Животворящему Кресту - примеры молитвенных текстов Кресту Христову

    Широко известна в православии практика почитания святых, а также культ ангелов и других небесных сил. Однако существует и более экзотическая и довольно странная практика почитания Креста. Об этом мы и поговорим в данной статье.

    Почитание Креста в православии

    Крест в таком случае пишут с большой буквы, так как верующие люди наделяют его личностными качествами и относятся к Кресту, как к самостоятельной персоне. Богословски такое «благочестие» не обосновано ничем, оно просто есть.

    При этом робкие попытки свести всю проблему к уровню аллегории и богословской метафоры не убедительны в силу незыблемого святоотеческого правила: закон молитвы - это закон веры. То есть молитва Животворящему Кресту, практикуемая в православии, подразумевает под собой веру в персонифицированное бытие некоего наделенного сознанием Креста.

    Впрочем, цель данной статьи состоит не в том, чтобы углубляться в теологические вопросы крестопоклонничества, а проиллюстрировать эту практику на примере нескольких наиболее популярных молитв.

    Основная молитва честному Животворящему Кресту

    В нашей статье молитва будет дана в современном русском переводе, так как человеку, не знакомому с церковнославянской лексикой, оригинальный текст может показаться неудобоваримым.
    "Пусть воскреснет Бог, и рассеются враги его! И пусть убегут от лица его те, кто его ненавидит! Как исчезает дым, так они и исчезнут, как тает воск перед лицом пламени, так погибнут и демоны перед лицом любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: «Радуйся, почитаемый всеми Животворящий Крест Господа! Изгони демонов силой распятого на тебе нашего Господа Иисуса Христа, спустившегося в ад и поправшего силу дьявола и подарившего нам тебя – свой почитаемый Крест, чтобы изгнать всякого врага. О, почтеннейший и Животворящий Крест Господа! Помогай мне вместе со святой госпожой Девой Богородицей и вместе со всеми святыми во веки. Аминь".
    Эта молитва Животворящему Кресту входит в состав так называемого вечернего молитвенного правила и читается каждый вечер всеми верующими. Первые ее стихи взяты из 67 псалма, истолкованного в свете догмата о воскресении из мертвых Иисуса Христа. Существует и другая общеупотребительная молитва Животворящему Кресту Господню, не столь, однако, известная и к тому же более пространная. Ознакомиться с ней можно ниже.

    Альтернативная молитва ко Кресту

    "Перед дивной чудотворящей силой, четвероконечный и трисоставный Крест Христа, у подножия твоего в пыль распростертый, покланяюсь тебе, почтенное древо, отгоняющее от меня все нападки демонов и освобождающее от всех бед, печалей и неприятностей. Ибо ты есть древо жизни! Ты есть очищение пространства, освящение святого храма, защита моего дома, охрана моего ложа, просвещение разума моего, сердца и чувств. Знамение твое святое защищает меня с того дня, когда я родился, просвещает с того дня, когда я крестился; оно пребывает со мной и во мне во все дни жизни моей - на суше и на воде. И к могиле оно будет провожать меня, осеняя мои останки. Оно же - священное знамение чудотворного Креста Господа, возгласит всей Вселенной о часе всеобщего воскресения из мертвых и страшного суда Божьего. О, Крест всепочтеннейший! Силой твоей наставь, научи и благослови меня, недостойного, искренне верующего, не имея сомнений, в твою непобедимую силу! Защити меня от всякого врага и исцели все болезни мои душевные и телесные. Аминь".
    Эта молитва Животворящему Кресту не употребляется в богослужении, но распространяется в молитвословах и других сборниках молитвенных текстов, предназначенных для домашнего использования.

    Краткие воззвания

    Существует и несколько кратких текстов, призванных помочь выразить почтение этому предмету. В первую очередь, это маленькая молитва Животворящему Кресту, которой иногда заменяют пространный текст, предназначенный для ежевечернего произнесения и который мы приводили выше.

    Звучит она так:

    "Защити меня, Господи, силой почтенного Животворящего Твоего Креста и сбереги меня от всякого зла".
    Существуют и другие молитвы Кресту, порою очень длинные – каноны, акафисты, которые без труда можно найти в церковных лавках.

    Как крестятся православные и для чего это нужно?

    В христианстве есть множество традиций и действий, значения которых мы не понимаем. Так, например, о том, как крестятся православные, зачем они это делают, мы не задумываемся, а просто механически выполняем. А ведь во всем есть свой подтекст. Давайте разберемся в этом вопросе.

    Виды крестного знамения

    В христианстве существуют три вида крестного знамения: двоеперстие, троеперстие и именословное. На сегодняшний день среди прихожан наиболее распространено именно троеперстие, когда большой, указательный и средний палец складывают вместе, а другие два подгибают к ладони, после чего крестятся.

    Три пальца являются символом Святой Троицы. Двоеперстие считается более древним и относится еще к временам старообрядцев. При двоеперстном крестном знамении указательный и средний пальцы складывают в знак единства божественной и человеческой природы Христа.

    Именословным крестным знамением пользуются только священники. Называется оно так, потому что символизирует имя Христа. Итак, как крестятся православные? Прихожане пользуются троеперстием. Двоеперстие и именословное перстосложение используется священнослужителями, а также изображается на иконах. Последнее используется священниками еще и при освящении предметов.

    Как крестятся православные: особенности

    В христианстве официально приняты три конфессии: православие, католицизм и протестантство. Мы рассмотрим православие и католицизм. У православных христиан отношение к традициям более строгое. Не так покрестишься, не так поклонишься - не миновать осуждения.

    В католицизме же больше уделяется внимания мирской жизни, а многие православные традиции хоть и есть, но или упразднены, или выполняются прихожанами по принципу "кто как умеет". Итак, как крестятся православные?

    Складывать пальцы следует в троеперстие, после чего рука подносится сперва ко лбу, затем к пупку, а потом от правого плеча к левому. Но почему православные крестятся таким образом? В этом есть особый смысл. Правая сторона в христианстве всегда считалось стороной спасения, а левая - место гибнущих.

    То есть таким образом православный христианин просит причислить себя к спасенным. Католики же делают наоборот: слева направо. Для них такой жест означает, что они открывают сердце для Бога. Некоторые православные же свое крестное знамение расшифровывают так: они закрывают свое сердце от Сатаны.

    фото

    Итак: почему всё-таки православные крестятся справа налево, а католики слева направо?

    Так вот, католикам до 1570 года позволялось креститься как справа налево, так и слева направо. Но потом папа Пий V настоял на том, чтобы это делать слева направо и никак иначе. «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому», — говорил великий Божий посланник.

    Дело в том, что, когда ты перещаешь руки таким образом, крестное знамение, согласно христианской символике, исходит от человека, который обращается к Богу. А при перемещении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

    Заметь: недаром и православные, и католические священники перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Это своего рода благословляющий жест.

    Кроме того, что интересно, так это то, что движение руки слева направо означает переход от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве ассоциируется с дьявольской силой, а правая — с божественной.

    А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Вот так вот! Если для тебя был интересным этот факт, тогда делись статьей с друзьями.

    Добросовестная точность

    Большая часть христиан и не задумывается о том, для чего же они крестятся. Для многих это является механическим действием. А такое бездумное выполнение делает этот жест просто бессмысленным и не несущим никакой энергетики.

    Любой способ осенения себя или других людей крестным знаменем должен нести смысловую нагрузку, и тут уже вы должны сами выбрать, что для вас важнее: открыть сердце Господу или закрыть его от Сатаны. Поэтому нужно интересовать не только тем, как крестятся православные, но и тем, зачем они это делают.

    Помните, что налагать на себя символически православный крест - значит нести большую ответственность.

    Церковный раскол: борьба за благочестие или власть

    Что такое церковный раскол? Церковный раскол – это название исторического события, случившегося в 40–50-х годах XVII века, когда определенная часть духовенства не поддержала патриарха Никона в его реформах. Главными его оппонентами стали Иван Неронов и Аввакум Петров, оба были протопопами и входили в сообщество блюстителей веры.

    Трактовка церковного раскола

    Церковный раскол многими историками еще в дореволюционное время описывался как чрезвычайно драматическое событие, повлекшее за собой множество трагических для русского народа последствий.

    Этой же точки зрения стали придерживаться и советские ученые. В России, особенно царской, церкви всегда отводилась роль духовного хранителя и властителя душ. Что, собственно, вполне объяснимо - тогда религия в государстве была частью политики.

    В советские времена вообще было принято любые события трактовать как борьбу угнетенных масс.

    Исторические факты

    Но если реформы Никона и церковный раскол проанализировать более глубоко, получается несколько другая картина. История гласит, что изменения в обрядах богослужения начались еще до официального начала раскола.

    Были внесены поправки в служение литургии и в Псалтырь. Это считается основной причиной разногласия. Но церковный раскол произошел позже, когда патриарх Никон получил большие преференции от царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого.

    Тот мог сам принимать решения, касающиеся церковной жизни. Многие современные историки уверены, что именно это является реальной причиной разногласия.

    Отношение народных масс к расколу

    Утверждение о том, что церковный раскол повлек за собой непримиримые разногласия в народе, также не подтверждается историческими фактами.

    Изучая документы, ученые пришли к выводу, что страсти кипели в среде духовенства, которое искало сторонников изначально в представителях знати, ну а уж потом в ход пошли холопы.

    Это уже были попытки организовать акты неповиновения. Основная народная масса осталась к этому процессу равнодушной. Скорее всего, потому, что даже не поняла, из-за чего весь сыр-бор.

    Староверы

    Получается, что представители высших слоев духовенства не захотели мириться с единовластием патриарха Никона. Церковный раскол закончился поражением Ивана Неронова и Аввакума Петрова.

    Протопопы, входившие в сообщество ревнителей старины, были арестованы, сосланы в ссылку. Небольшая часть народа, оставшаяся верной прежним канонам, была объявлена вне закона. Многие из них бежали и основали поселения староверов в Сибири.

    Там они оставались до революции и многие покинули страну в годы гражданской войны. Немалая их часть осела в Южной Америке.

    Судьба Никона

    Сам патриарх Никон также не смог остаться у власти. Несмотря на то, что он получил огромные полномочия от царя.

    Этого ему было мало, он объявил церковную власть выше царской, что привело к конфликту с правителем и к потере высочайшей милости.

    Патриарший престол Никону пришлось покинуть, собором 1666-1667 года он был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.

    Но изменения, которые он ввел в проведении богослужений, сохранились до сих пор.

    Ссылки по теме

    О «снятии» клятв со «старообрядцев»

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    фото

    Источник — http://www.syl.ru/

    Просмотров: 5960 | Добавил: providenie | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 39

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году