У подножия Кавказских гор
Покровитель Северной Осетии
Богоявленский монастырь
Успенский монастырь
Церковь Рождества
Церковь Илии
Роща Св.Хетага
Святилище Реком
Церковь Св Григория Просветителя
Святые источники России
Святые источники Тюменской области
Помочь, проекту "Провидѣніе"
У подножия Кавказских гор
В 1774 году Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи
Северная Осетия. Много ли мы знаем об этой республике, расположенной близ южной границы нашего государства?
Алания — так благозвучно называлась Северная Осетия издревле. Центральная часть республики — Осетинская наклонная равнина, к северу от которой расположены низкогорные хребты: Сунженский и Терский, а за ними — Моздокская равнина. С юга на север высокогорье пересекают живописные, в прошлом густонаселенные ущелья.
По ним и их боковым ветвям пролегают русла многочисленных горных рек, которые, соединяясь на выходе из гор, образуют полноводные реки: Терек, Урух, Ардон и другие. Красота этих мест многократно воспевалась классиками русской литературы, великие Пушкин и Лермонтов черпали здесь свое вдохновение.
Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской империи в 1774 году. Исторически эти земли были заселены аланами, предками современных осетин. Упоминания о первых аланских христианах относятся к I–II векам н. э., в IV веке на Северном Кавказе уже существовала Аланская епархия.
Наибольший расцвет христианство получило здесь в X веке, приняв православие от Византии. Вплоть до монголо-татарского нашествия православие в Алании было государственной религией.
В XIII–XIV веках полчища Тимура-Тамерлана практически уничтожили весь аланский народ. Остатки разбитых алан были вынуждены надолго уйти в горы. В течение последующих 400 лет именно эти разрозненные группы старались сохранить христианские традиции.
Однако в результате полной изоляции и отрыва от православных центров произошло смешение народных обычаев и преданий с исконно христианскими.
И сегодня одним из главных праздников в Южной Осетии является праздник в честь Уастырджи — мужского божества, покровителя воинов и путников, который, как и аланский бог войны, наделяется способностью обеспечивать удачу в военных предприятиях, безопасность в походах и т. п.
В сознании осетин это божество ассоциируется со святым великомучеником Георгием Победоносцем, хотя, по мнению специалистов, это все же два разных создания Георгия.
Аланы считают покровителем Северной Осетии святого великомученика Георгия Победоносца
Покровитель Северной Осетии святой великомученик Георгий Победоносец
Как бы там ни было, нынешние аланы считают покровителем Северной Осетии святого великомученика Георгия Победоносца. Множество святых мест связано с его образом. Построенный на пожертвования кафедральный собор Владикавказа освящен во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Архитекторы и строители этого храма постарались восстановить облик Михайло-Архангельского собора Владикавказа, разрушенного в годы советской власти.
Кафедральный собор во имя св. вмч. Георгия Победоносца во Владикавказе
В ноябре 2010 года народ Осетии обрел частицу мощей св. вмч. Георгия Победоносца. Святыню доставили из Каира по благословению Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II. Это событие было воспринято с огромной радостью, сотни верующих встречали делегацию, чтобы в числе первых поклониться чудотворному дару.
Ковчег с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца облетел на военном вертолете всю территорию Северной Осетии, благословляя эту землю
После прибытия частицы святых мощей на осетинскую землю первый молебен был отслужен на мемориальном кладбище в Беслане, у «Древа скорби», посвященного жертвам сентябрьского теракта 2004 года. Затем реликвию доставили во Владикавказ, с ней верующие совершили крестный ход от въезда в город до Свято-Георгиевского кафедрального собора.
Тогда собор не смог вместить всех желающих принять участие в торжественном богослужении. Из-за большого наплыва верующих доступ к святым мощам был открыт до самого утра.
На следующий день ковчег с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца облетел на военном вертолете всю территорию Северной Осетии, благословляя эту землю.
В настоящее время ковчег хранится в Свято-Георгиевском соборе Владикавказа.
journalpp.ru
Богоявленский Аланский женский монастырь
Богоявленский Аланский женский монастырь - православный монастырь на территории Республики Северная Осетия - Алания. Основан в 2004 году, по указу архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана.
18 марта 2004 года Указом преосвященнейшего Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, православное сестричество Свято-Успенского скита города Алагир республики Северная Осетия-Алания было преобразовано в Богоявленский Аланский женский монастырь.
По ходатайству Владыки Феофана правительством РСО-Алания и Рескомом профсоюзов монастырю были переданы 15 га земли и полуразрушенные помещения бывшего пионерлагеря «Восход».
Определением Священного Синода от 29 декабря 2004 года старшая сестра Богоявленского Аланского монастыря - монахиня Нонна (Багаева) была назначена настоятельницей, с возложением наперсного креста по должности. Сегодня в монастыре постоянно проживают пять мантийных монахинь, две инокини и три послушницы.
Настоятельница монастыря - матушка Нонна приняла постриг в 2002 году. Постригал её игумен Антоний (Данилов) -наместник Свято-Успенского Аланского мужского монастыря. Будучи в миру Наталья Багаева окончила исторический факультет СОГУ, а также режиссёрский факультет ИПК ТВ и РВ.
Работая режиссёром на ГТРК «Алания» параллельно поступила в аспирантуру того же института на кафедру искусствоведения. Один из ее репортажей, а именно репортаж о старце Ипполите - настоятеле Свято-Николаевского мужского монастыря в г. Рыльске полностью изменил её жизнь.
Распорядок дня в монастыре такой: встают насельницы в 5.30, в 6.00 уже стоят на молитве, которая длится 2-2.5 часа, затем расходятся на послушания, в 10 - завтрак, а затем опять послушания. В 17.00 насельницы собираются на вечернюю трапезу, 18.00 - начинается молитва, которая длится обычно до 20.00. Монастырские богослужения, проходят в храме преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары.
С момента создания монастыря число сестёр увеличилось втрое. Благодаря трудам и чаяниям Владыки Феофана новая обитель отстраивается небывалыми темпами. За один лишь год в монастыре построен Храм, корпус для паломников, отдельный корпус под монастырские мастерские, строится большая монастырская трапезная и частично отреставрирован сестрический корпус. Проведены на территорию газ, электричество, телефон. Но ещё многое предстоит сделать.
С первого дня монастырь был призван на служение людям. Поэтому решением Владыки Феофана, Епископа Ставропольского и Владикавказского весной 2005 года в монастыре начато строительство реабилитационного центра для детей пострадавших в Беслане.
Особая милость и благоволение Божие было явлено в обители 25 сентября 2005 года, когда на монастырском озере крестилось более 850 человек. Таинство Крещения совершил Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в сослужении священников Северо-Осетинского благочиния. В монастыре проводятся занятия в воскресной школе для поселковых детей.
На территории монастыря есть один построенный храм, освященный в честь преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, еще один строится.
Аланский Успенский мужской монастырь
Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь у посёлка Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии).
Монастырь создан в апреле 2000 года в Беслане, в бывшей гостинице для машинистов поездов (Беслан - крупный железнодорожный узел на линии Ростов-Баку). В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у архимандрита Ипполита.
Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм XIX века и строится новый, более просторный. В Беслане осталось монастырское подворье.
По состоянию на 2008 год в монастыре находится 12 монахов, руководит монастырём архимандрит Антоний.
Отмечается большой рост посещения монастыря со стороны верующих Осетии и ближайших регионов.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Во Владикавказе, на так называемом Осетинском холме величественно возвышается один из самых старых храмов города - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Датой основания церкви стал 1815 год.
Храм был возведен по решению Осетинской Духовной Консистории для нужд жителей крепости. Это была маленькая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, снабженная причтом и всей необходимой утварью.
Весной 1823 г. на месте старого храма была построена новая каменная церковь. Церемония освящения нововозведенного храма состоялась в марте 1824 г. Владикавказская церковь неоднократно расширялась и перестраивалась и уже к 1861 г. это был удобный каменный храм, выполненный в классическом архитектурном стиле.
В строительстве церкви активное деятельное участие принимали: начальник Владикавказского Военного округа барон Вревский, генерал Евдокимов, полковник Сперанский, князь Святополк-Мирский, купцы Шилов, Андреев, Щербинин.
Также храм возводился на средства, пожертвованные русскими и осетинскими офицерами, местными горожанами и жителями города Осетинской слободки.Во Владикавказе было возведено семнадцать церквей, но только это историческое сооружение сохранилось до наших дней.
В плане церковь имеет крестообразный вид. В западной части здания пристроена колокольня.В 1931 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы закрыли, а после передали городскому исполнительному комитету.
До 1939 г. церковь использовалась в качестве склада конторы «Облзаготзеpно», позже здесь открыли музей осетинской литературы имени К. Хетагуpова. В 1972 г. в здании храма был расположен художественный музей.В сентябре 1992 г. в церкви была проведена первая служба после долгого перерыва. Ровно через год церковь реставрировали.
Еще через год ее освятил митрополит Ставропольский и Бакинский - Гедеон. На сегодняшний день в храме Рождества Пресвятой Богородицы регулярно ведутся службы. Возле церкви находится могила К.Л. Хетагуpова и расположен некрополь.
Церковь пророка Божия Илии
Церковь Илии Пророка располагается на Мещанском кладбище. Этот православный храм, являющийся одной из достопримечательностей города, относится к постройкам конца XIX ст.Строительство часовни пророка Илии началось в 1888 г. и продолжалось на протяжении семи лет.
Возведенная часовня относилась к Константино-Еленинской церкви, иконостас из которой и поныне находится здесь. Строительство часовни на Мещанском кладбище проходило под руководством отца В. Жукова. В июле 1895 г. было объявлено об окончании строительства часовни.
Через месяц епископ Моздокский и Владикавказский Владимир дал благословение на ее освящение.В 30-х годах большинство владикавказских церквей были закрыты, либо разрушены, часовня же осталась единственным действующим храмом для местных православных верующих. На основании принятого постановления Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 25 сентября 1948 г. было разрешено реконструировать часовню в современный храм.
Церковь была выполнена в русско-византийском стиле. Реставрация проводилась трудами протоиерея Г. Гончарова. Храм до сих пор является самым крупным приходом в республике.
Ильинская церковь имеет один придел, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца. А первый престол - во имя пророка Божиего Илии. Настоящей гордостью храма являются его святыни - часовня местночтимой старицы Анастасии, список чудотворной Моздокской иконы Божией Матери, ну и конечно же памятник просветителю Осетии - Сека Гадиеву.На сегодняшний день церковь Илии Пророка – это действующий храм города.
Роща Святого Хетага
На праздник в святилище съезжаются целыми семьями
Где находится: недалеко от селения Суадаг.
Зачем сюда приходят люди?
Каждый год роща Святого Хетага - зеленый островок посреди открытого поля - на один день перестает быть тихим, уединенным местом. В первое воскресенье июля тысячи паломников со всей республики (в последние годы сюда приезжают и жители Южной Осетии) стекаются в расположившуюся на берегу реки Ардон рощу, чтобы отдать дань древней традиции.
В основе праздника лежит древнее предание, согласно которому Хетаг против воли своих родственников одним из первых в Осетии принял христианство. Преследу-емый разгневанными близкими, обессилевший, он обратился к небесам с просьбой о помощи, и тогда от леса, покрывающего склоны близлежащих гор, отделилась роща и укрыла беглеца. С тех пор по легенде это место считается святилищем.
Святилище Реком
Вход на священную территорию только для мужчин
Где находится: в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря.
Зачем сюда приходят люди?
Реком - чисто мужское святилище. Оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.
Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной. Там находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников, начинавшаяся у селения Бурон.
Вступавшие на священную территорию проходили специальный обряд очищения, а присутствие в святилище сопровождалось сложной системой запретов - «табу».
Сегодня попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским мужским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник - Хорыбон.
Существует легенда: однажды в день праздника женщина с ребенком на руках по ошибке направилась другой тропой, и когда вместо женского святилища стала приближаться к Рекому, вдруг подул сильный ветер, превративший ее и ребенка в каменные изваяния.
Известно, что осетинские воины перед сражением совершали здесь обет братания - ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей.
Но недалеко от Рекома существуют несколько чисто женских святилищ. Например, святилище Мады Майрам, куда, в свою очередь, не должна ступать нога мужчины.
www.tumen.kp.ru
Церковь Святого Григория Просветителя
Армянская церковь Святого Григория Просветителя во Владикавказе – это одна из основных достопримечательностей этого города, расположенного на юге России. Церковь величественно стоит на правом берегу реки Терек возле Ольгинского (Чугунного) моста. От Армянского храма на террасы правого берега речки Терека поднимается улица Армянская.
Владикавказская церковь была возведена в 1868 г. и была освящена во имя Святого Григория Просветителя. К 95-летней годовщине геноцида армян на территории храма установили хачкар, обряд освящения которого проводил епископ Мовсес Мовсесян.
Кроме того, торжественная церемония освящения прошла в присутствии представителей других конфессий, среди них были настоятель Римско-Католического прихода Осетии Януш Блаут, благочинный православных храмов Северной Осетии Василий Шауэрман, а также представители руководства страны.
В январе 2011 г. в Армянской Апостольской церкви Святого Григория Просветителя были начаты реставрационные работы, которые завершились в апреле этого же года. Ремонтные работы проводились на пожертвованные прихожанами средства.
Во время реставрации отремонтировали предалтарную часть церкви, а также обновили сам алтарь. В ходе реставрационных работ, со слов члена Церковного совета Игоря Оганесяна, реставраторами был обнаружен древний доломитовый алтарь. Найденный здесь алтарь был заложен в первой половине 19 ст., когда на месте современной церкви стояла деревянная часовня.
В день освящения церкви после ремонта на службу приехали многие представители армянской диаспоры не только города Владикавказа, но и других городов России.
На сегодняшний день Армянская церковь Святого Григория Просветителя во Владикавказе – это действующий храм. Напротив святыни можно увидеть сохранившийся до наших дней дом Вахтанговых.
Святые источники Тюменской области
На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.
Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.
Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.
Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.
Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.
Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.
По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.
Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.
О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.
Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.
В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.
Святые места в Тюменской области