• Посм., ещё видео
Христианские паломничества документально известны с 4 века нашей эры: первое литературное воспоминание о путешествии по святым местам Египта и Палестины принадлежит женщине по имени Эгерия. Её паломничество продолжалось три года, в течение которых она подробно фиксировала всё, что с ней происходило.
С тех пор поток паломников увеличивался до 16 века, когда Реформация и религиозные войны прервали массовые путешествия к святым местам. Из-за паломничества прокладывали и ремонтировали дороги, наводили мосты, появилась паломническая церковь – особое архитектурное сооружение, ставившееся вдоль паломнических дорог, а также – странноприимные дома, больницы для паломников, торговые заведения. Паломничества дали начало крестовым походам, рассматриваемым как «вооруженные паломничества», и рыцарским монашеским орденам.
Паломники связывали христианский мир – через границы государств, влияния королей и местных сеньоров, через различные епархии паломники торили пути и способствовали церковному общению разных епископств. Они узнавали, как живут люди в различных землях и рассказывали об этом и своим землякам по возвращении, и жителям тех краев, через которые лежал их путь.
Следует обратиться к евангельскому рассказу о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Местные жители и люди с окраин города встречали Его как царя Иудейского и поэтому стелили Ему под ноги пальмовые ветки.
С распространением христианства все больше людей приходило в Иерусалим для молитвы и поклонения святыням. Особое значение для верующих имели семь дней перед Пасхой. В праздник Входа Господнего в Иерусалим приходили с пальмовыми ветками — в память о торжественной встрече Христа с жителями Иерусалима.
Со Святой Земли верующие очень часто привозили эти ветки. Поэтому христиан, побывавших в Иерусалиме, и стали называть паломниками.
На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия очень тяжелым и опасным для жизни паломника подвигом. Постепенно на Руси возникают и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.
Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.
Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.
В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри.
Следует отметить, что традиция «паломничества» свойственная не только христианам, на поклонение святыням отправляются и представители иных религий. Например, важной частью жизни мусульман считается хадж – посещение Мекки и Медины. Свои аналоги есть у индусов, буддистов, синтоистов.
Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.
На Руси после принятия христианства также распространилась практика поклонения святыням. Но побывать на Святой Земле мог себе позволить далеко не каждый. Для этого требовалось длительное время и немалые деньги, поэтому популярными становились внутренние паломничества.
Чтобы помолиться и поклониться святыням, верующие приходили в Киево-Печерскую лавру (в пещерах сегодня находятся мощи свыше 120 святых), Почаев (к стопе Богородицы и мощам преподобного Иова), в Троице-Сергиев монастырь (место духовных подвигов Сергия Радонежского). Со временем добавляется Дивеево (здесь находятся мощи Серафима Саровского). Также принято было посещать и менее известные монастыри и храмы.
Даже в светской литературе XIX века можно найти свидетельства о том, как в Великий пост верующие отправлялись в Киев или Почаев, чтобы поклониться святым мощам, помолиться Господу и Богородице, исповедоваться, причаститься и с молитвой возвращаться назад.
Но необходимо изучать и те святые места, которые расположены рядом с вами. Так, например, несколько лет назад в Москве к поясу Божьей Матери люди выстаивали многочасовые очереди. Но мало кто знал, что в церкви пророка Илии в Обыденном переулке в свободном доступе находится постоянно частичка пояса Божьей Матери. Не стоит забывать слова преподобного Серафима, который говорил, живя в Саровской пустыне и никогда из нее на выходя: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон».
— Главным моментом подготовки к паломнической поездке является как раз осознание того, ради чего мы в этот путь отправляемся, — считает игумен Нектарий (Морозов). — Мы едем не для того, чтобы сменить обстановку, как-то расслабиться и морально отдохнуть, а именно ради духовной пользы и встречи со святыней. Очень важно, чтобы человек, собирающийся в паломничество, молился тем святым, к которым он едет, или же Божией Матери, если на святом месте находится чудотворная Ее икона. В идеале — и это вполне возможно в наше время — нужно заранее прочитать, найдя в книгах или в Интернете, и подробное житие того или иного подвижника, и что-то об истории обители, ее современном состоянии — это тоже помогает настроиться. И конечно, нужно испрашивать на эту поездку благословения у Господа.
Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.
Паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи.
Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.
— Паломничество может дать человеку ощущение, что он совершил некий труд, что-то заслужил, стал другим. Есть люди, которые без конца ездят в паломничества и утешаются этим как особым достижением, — протоиерей Федор Бородин, настоятель храма во имя Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).
Все мы знаем о чудесных благодатных святых местах нашей страны, таких как Дивеево, Оптина, Тихвин, Валаам, но в нашей столице, златоглавой Москве, тоже очень много великих святынь, и для того, чтобы поклониться им, вовсе не нужно отправляться в дальнее путешествие. Так куда же в Москве можно съездить, чтобы попросить об исцелении душевных и телесных недугов? Давайте рассмотрим паломнический маршрут на метро к святыням столицы.
Главной святыней Покровской обители являются мощи святой блаженной Матроны Московской – к святой матушке ежедневно приезжает множество людей попросить о помощи и заступничестве. Блаженная Матрона Московская помогает в самых различных нуждах: и в семейных обстоятельствах, и в сложностях с работой, и в духовных вопросах, и в рождении детей, и конечно, святая слышит просьбы о исцелении.
Случаев ее благодатной помощи такое великое множество, что сейчас издаются книги о чудотворениях святой старицы. Святая совершала чудеса еще при жизни, но и после смерти многие верующие получают по ее молитвам помощь и утешение. Также в обители есть чудотворная икона святой блаженной Матроны Московской, к которой всегда стоит большая очередь из молящихся.
Еще в монастыре хранится икона Божией Матери «Взыскание погибших», которая была написана по повелению самой святой Матроны при ее жизни. В обители можно приобрести масло и косынки, освященные на мощах блаженной старицы, подать записки и заказать поминовения, а в часовне набрать святой воды.
Желающим приехать поклониться святой Матроне нужно учесть, что обычно уже с утра в обители много паломников, из которых образуются две длинные очереди: одна – к мощам святой, другая – к ее чудотворной иконе (икона находится на улице).
Лучше надеть удобную обувь, чтобы стоять в очереди было проще. Подать записки можно в том же храме, где почивают святые мощи блаженной Матроны. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» хранится в этом же храме.
Адрес Покровского монастыря: г. Москва, ул. Таганская д.58
Монастырь открыт каждый день: с понедельника по субботу с 7:00 до 20:00, в воскресенье с 6:00 до 20:00
Как пройти от метро: от станции м. Марксистская – выход на ул. Таганская, дальше на любом транспорте (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская. От станции м. Крестьянская застава или м. Пролетарская пешком до площади Абельмановская застава.
Иоанно-Предтеченский монастырь был основан в Москве еще в XV веке. Его возникновение чаще всего связывают с рождением первого русского царя Иоанна Грозного, который праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Монастырь часто посещали и щедро одаривали первые русские цари династии Романовых. В 1918 году монастырь был закрыт, и только в 2002 году монашеская жизнь в обители была возобновлена.
Святой Иоанн Креститель – великий Пророк и Проповедник покаяния, который возвестил явление Спасителя в мир. Известна его особая помощь и благодатная сила в исцелении болезней головы. Также святому Пророку молятся об исцелении любых душевных и телесных недугов и о даровании покаяния, об изменении образа мыслей. Святой Иоанн Креститель помогает человеку изменить свою жизнь, направить ее ко Христу.
Наиболее известная святыня монастыря – это образ Святого Пророка Иоанна Предтечи с обручем. Эта святыня состоит как бы из двух частей: самой иконы святого Иоанна Крестителя и металлического обруча, прикрепленного к иконе на цепочке и хранящегося в специальном ларце. Эта древняя монастырская святыня в советские годы, пока обитель была закрыта, находилась в храме свв. Апостолов Петра и Павла на Яузе. 19 января 2002 года образ вместе с обручем был возвращен Иоанно-Предтеченскому монастырю. Сейчас древняя икона святого Пророка хранится в соборе монастыря на своем историческом месте, а чтимый список с металлическим обручем в ларце находятся в монастырской часовне. Обе иконы содержат частицы святых мощей Великого Пророка Иоанна. Вход в часовню расположен с улицы, в самой часовне находятся икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона святителя Николая Чудотворца и большая монастырская святыня – чтимый список с древней иконы святого Иоанна Крестителя с частицей мощей, к иконе на цепочке прикреплен металлический обруч, который лежит в особом ларце. На обруче имеется полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Обруч этот известен со второй половины XIX века, ,более ранних сведений о нем нет. Известно документально, что он находился в часовне, но был прикреплен к другой иконе – Усекновения главы святого Пророка. Кем и по какому поводу был сделан этот обруч доподлинно неизвестно. По одной из версий, он может быть свидетельством исцеления, поскольку сделан по размерам головы взрослого человека.
На Православном Востоке и в России существует обычай, по которому к чудотворным иконам привешивают некоторые свидетельства чуда или исцеления по молитве: украшения, драгоценности, четки или специально отлитые изображения частей тела. Возможно таким же образом в качестве свидетельства об исцелении был изготовлен и данный обруч, но точных данных, к сожалению, нет. Тем не менее сейчас верующие приходят в часовню, чтобы помолиться перед чтимым образом святого Иоанна Крестителя и возложить себе на голову этот древний обруч. Верующие подходят к образу Иоанна Крестителя, надевают на голову обруч и читают молитву (ее можно попросить у служителя за свечным ящиком), после чего прикладываются к самой иконе. Там же в часовне можно приобрести и поставить свечи, подать записки, заказать молебен святому Пророку Иоанну Крестителю. Известно множество современных исцелений по молитвам в часовне святого Иоанна Крестителя. Вот несколько из них.
В июне 2002 года в монастырь обратилась женщина, которая рассказала настоятельнице о чудесном исцеления своей болезни: у нее была опухоль головного мозга, и предстояла операция по ее удалению с трепанацией черепа. По совету своих близких эта женщина помолилась перед иконой святого Иоанна Крестителя с обручем в монастырской часовне. После этого было сделано дополнительное обследование перед операцией – врачи были поражены и спрашивали женщину, что такое она сделала?
В сентябре 2005 года зафиксирован еще один случай чудесного исцеления – на этот раз от болезни щитовидной железы. Раба Божия Н. приложилась к иконе св. Иоанна Предтечи в первый раз и ощутила сильное жжение в области опухоли щитовидной железы. Жжение долго не прекращалось, и женщина снова пришла в часовню приложиться к чудотворной иконе. На следующий день было проведено обследование, которое показало, что от опухоли нет и следа.
Еще один чудесный случай исцеления в том же 2005 году – рабе Божией Г. предстояла операция на голове. Во время падения на улице женщина сильно ударилась головой, диагноз был следующим: трещина лобной кости, костный фрагмент в подвешенном состоянии, сотрясение головного мозга. Этот диагноз был засвидетельствован в Первой градской и в Пятидесятой клинической больницах. Женщину направили на операцию, но от госпитализации она отказалась. Знакомые посоветовали рабе Божией Г. помолиться святому Иоанну Крестителю. Женщина с трудом добралась до монастырской часовни, чтобы приложиться к чудотворной иконе святого с обручем. Помолившись перед образом и приложившись к нему и к обручу (она не знала, что обруч можно надевать на голову), женщина почувствовала значительное улучшение. До дома больная добралась самостоятельно, без посторонней помощи. На следующий день была сделана компьютерная томограмма, которая показала, что повреждений костей черепа нет.
Это далеко не все случаи чудесных исцелений, которые происходят по молитвам людей перед образом святого Великого Пророка и Крестителя Спасова Иоанна с обручем в монастырской часовне.
Адрес монастыря: г. Москва, Малый Ивановский пер. д. 2
Как пройти от метро: от станции м. Китай-город – выход из метро на улицу Солянка, далее пешком минут 7-10 по Солянскому проезду и ул. Забелина.
В этом замечательном храме, где много столетий возносятся молитвы к Богу, есть чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Она украшена многими драгоценностями, которые приносят верующие в знак благодарности пресвятой Богородице за Ее благодатную помощь и врачевания.
Образ Пресвятой Богородицы «Целительница» связан с исцелением одного церковнослужителя Викентия Бульвенинского. Этот человек имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из нее приклонять колени перед иконой Божией Матери и кратко молиться Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!». Но однажды он сильно заболел: страшные боли доводили его до беспамятства, а язык почернел. Как-то придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву Пресвятой Богородице и тотчас увидел возле своего изголовья Ангела, который вместе с ним молился Божией Матери, прося исцелить больного. После окончания молитвы в необычайном свете явилась Сама Пресвятая Богородица и исцелила Викентия. Почувствовав себя совсем здоровым, он поднялся с постели и направился в церковь, где встал петь на клиросе, чем привел всех в великое изумление. Это чудо послужило поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница», которая с тех пор стала украшением многих больничных часовен и храмов.
В храме святого князя Владимира перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Целительница» служатся молебны, записки на которые можно подать в любой день.
Как пройти от метро: от станции м. Китай-город – выход на ул. Солянка, далее по Солянскому проезду и ул. Забелина.
К концу XVII века эта церковь обветшала, поэтому на ее месте в 1793 году возвели новый храм, главный престол которого был освящен в честь Спасителя, исцелившего расслабленного. Придельный престол был освящен в честь святых Косьмы и Дамиана. По главному престолу храм иногда назывался Спасским, хотя наименование «Косьмодамиановский» тоже закрепилось за храмом.
Прихожанином этого храма был известный русский поэт Ф.И. Тютчев, неоднократно здесь бывал и Ф.М. Достоевский.
Храм был закрыт в советское время с 1930 года. В 1993 году он был возвращен верующим и стал восстанавливаться. Сейчас храм живет полноценной духовной жизнью: здесь регулярно проходят богослужения, действует воскресная школа и Культурно-просветительский центр во имя свт. Иоанна Златоуста.
Главными святынями храма являются чудотворный образ Спасителя, исцеляющего расслабленного, и икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана с частицей их мощей. Также в храме имеется образ святителя Луки Крымского с частицей мощей.
По средам в 17:30 в храме служится водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым чудотворцам Косьме и Дамиану.
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00, по воскресеньям до 17:00.
Адрес храма: г. Москва, ул. Маросейка, д. 14/2, строение 3
Впервые на этом месте была возведена церковь еще в середине XVвека, и с той поры в храме возносятся молитвы ко Господу. Именно здесь столетие назад служил великий святой праведный Алексий Мечев. Родился он в 1859 году и стал замечательным священником, добрым пастырем, к которому стекался народ за советом, утешением, духовной помощью. Он был старцем в миру и принимал всех, кто приходил к нему. Никто не уходил от него не утешенным.Приходивших он одаривал радостью и духовным веселием, вселял надежду на милость Божию к каждому человеку.
Еще с детства Алексей выделялся тихим и миролюбивым характером, он избегал ссор, мог утешить и умел развеселить и пошутить –все это выходило у него очень благочестиво. Окружающие называли его «блаженный Алешенька». Учился Алексей в Заиконоспасском училище, затем поступил в Московскую духовную семинарию. В 1884 году он женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. Их брак был счастливым, в нем родилось пятеро детей, однако Анна Петровна страдала серьезным заболеванием сердца, и батюшка Алексей постоянно заботился о ее здоровье. Она была его добрым другом, к ее замечаниям отец Алексей внимательно прислушивался и считал ее своим первым помощником на пути ко Христу. В 1893 году отца Алексея назначили священником церкви святителя Николая в Кленниках, приход которой тогда был очень мал, поскольку рядом высились большие, хорошо посещаемые храмы.«Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии святой батюшка. Каждый день в храме свт. Николая в Кленниках батюшка совершал службы, можно было исповедаться и причаститься, тогда как во многих других московских храмах службы проходили всего несколько раз в неделю. Скорбящие, обремененные горестями люди стали тянуться в этот храм к отцу Алексею. От них пошла молва про доброго настоятеля.
Но в 1902 году о. Алексея постигло большое горе: от сердечной водянки скончалась его супруга, матушка Анна. Отец Алексей был безутешен, он так говорил о себе: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей. Так было в моей жизни. Случилось у меня большое горе — лишился я подруги жизни после многих счастливых лет совместной жизни. Господь взял ее и для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь пред Господом». Но Господь подал отцу Алексию встречу с великим святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прибыл тогда в Москву. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил о. Алексий, когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил о. Иоанн, — тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Сказанные слова святой Алексий Мечев принял как новое послушание. Батюшка стал принимать людей у себя в храме, и к нему стекались многие люди, надломленные житейскими обстоятельствами, ищущие помощи, совета и утешения. Всех он встречал с сердечной любовью, приветливостью и состраданием. В людей он вселял надежду на милость Божию и на возможность обновления души. Отец Алексий имел дар прозорливости, и приходящие к нему люди видели, что он знает их жизнь, внешние события и даже мысли. Святой Алексий стал известен как добрый батюшка, к которому можно обратиться и в трудных семейных обстоятельствах. Святой Алексий очень почитал находящуюся в Никольском храме чудотворную икону Божией Матери «Феодоровская» и часто служил перед ней молебны.
Святой праведный Алексий Мечевотошел ко Господу 22 июня 1923 года. Сейчас его святые мощи почивают в том самом храме, где он служил, где принимал ищущих помощи и утешения людей. Притвор, где покоятся его святые мощи, открыт в течение всего дня. Ведется журнал, в котором записываются свидетельства помощи святого праведного Алексия Мечева – сейчас записано уже более 300 случаев, среди которых и исцеление от недуга пьянства, и дарование чад, и облегчение в весьма различных болезнях, и помощь в житейских нуждах.
Нужно сказать, что сын святого Алексия Мечева – Сергий – стал настоятелем храма святителя Николая в Кленниках после смерти отца. Он был выдающимся проповедником и добрым пастырем, продолжая дело своего отца. В 1929 году отецСергий Мечев был арестован, и, как многие исповедники веры Христовой, долгие годы он провел в лагерях. 6 января 1942 года в Ярославле его расстреляли. Сейчас святой Сергий Мечев прославлен Церковью в лике священномучеников.
Также в храме святителя Николая в Кленниках хранится чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская», которую так почитал святой праведный Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. По средам после вечерни перед чудотворным образом Богоматери служится молебен с чтением канона-параклиса.
Ежедневно два раза в день в храме служится молебен святому праведному АлексиюМечеву возле раки с его мощами: утром (в 7:45) и вечером после окончания вечернего богослужения.
По вторникам (после вечерни) совершается молебен с акафистом святому праведному Алексию Мечеву.
Адрес храма: г. Москва, ул. Маросейка, дом 5
Ранее на этом месте уже были храмы, которые поочередно сменяли друг друга. По старинным фотографиям можно видеть, каким красивым и величественным был этот храм – он был построен с использованием архитектурных приемов Ренессанса. Однако в советское время его так сильно подвергли осквернению, что сейчас узнать в его внешнем облике храм непросто. В 1930 году храм был закрыт и отдан под зернохранилище. В 50-х годах здание храма было отдано под дом культуры: внутренний объем здания разделили перегородками так, что получилось три этажа с множеством помещений. Своды северного придела разрушили и надстроли третий этаж. В конце 70-х годов на своде храма появилась трещина, из-за чего дом культуры решили закрыть и сделать капитальный ремонт. Только в 1992 году здание было возвращено верующим. В 2009 году была закончена реставрация, но предстоят еще большие работы по восстановлению колокольни и центрального купола.
Особо почитаемыми святынями храма являются чудотворная икона Божией Матери «Три Радости» и икона святого преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей.
На иконе Божией Матери «Три Радости» изображены Богоматерь с Младенцем Христом, Святой Пророк Иоанн Креститель и Святой Праведный Иосиф Обручник. Каждую среду в храме служится молебен с акафистом перед этой иконой, на который приезжают люди с разных городов. Обычно молятся о помощи заключенным, о возвращении долгов и о семейном благополучии.
Особо почитают в этом храме икону святого преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Сразу надо оговориться, что икона с частицей мощей находится в алтаре и выносится для поклонения во время молебнов святому. А в остальное время в храме с левой стороны в киоте находится другая икона святого, без частицы мощей, с житийными клеймами. В нашей стране про преподобного Давида Гареджийского знают немногие, а вот в Грузии, где святой прославился своими подвигами, его почитают примерно также, как у нас святителя Николая Чудотворца. К нему обращаются с любыми просьбами и в любых трудных ситуациях. Однако есть у святого Давида и особая благодать помогать в различных женских недугах и болезнях, а также в исцелении от бесплодия и даровании чад. Грузинские женщины очень часто прибегают к этому святому за помощью. Святой Давид Гареджийскийявляется великим грузинским подвижникомVI века. Он пришел в Грузию из Сирии вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе 12 его учеников. Через 3 года святой Иоанн разослал своих учеников в разные концы Грузии, и прп. Давид со своим учеником поселился в окрестностях г. Тбилиси. Каждый четверг прп. Давид спускался с горы, на которой он жил, в город для проповеди веры Христовой. За это на него ополчились местные жрецы-идолопоклонники. Они подговорили одну обольщенную девицу обвинить в ее позоре святого Давида. Жители вызвали святого на суд. Преподобный подошел к девице, коснулся своим посохом ее чрева и спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», – и был назван истинный виновник ее греха. Затем на глазах у изумленного народа девица родила камень. А память об этом дивном событии по молитвам святого преподобного Давида на той горе забил святой источник, к целебным свойствам которого до сих пор прибегают грузинки в своих женских недугах.
В любых женских недугах, связанных с чадородием, женщины просят помощи святого преподобного Давида, и помощь эта приходит. Настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех, протоиерей Иоанн Каледа, рассказывает множество чудесных случаев помощи святого Давида Гареджийского.
Каждый понедельник в храме в 18:00 служится водосвятный молебен святому Давиду, из алтаря выносится икона с частицей его мощей. На молебнах обычно присутствует очень много народа, в основном женщины. Часто в храме можно увидеть беременных женщин, которые просят святого о помощи в вынашивании и рождении детей.
В любой день в храме можно приобрести воду, освященную на молебне прп. Давиду Гареджийскому, а также освященное масло и маленький пузырек с водой из грузинского источника прп. Давида. Подать записки на молебны прп. Давиду и иконе Божией Матери «Три Радости» можно также в любой день.
Адрес храма: г. Москва, ул. Покровка д.13
Как пройти от метро:
1) От м. Китай-Город, выход на ул. Маросейка, далее 10 минут пешком по левой стороне улицы (ул. Маросейка переходит в ул. Покровку). 2) От м. Чистые пруды (или м. Тургеневская), выход к памятнику Грибоедова, дальше 2 остановки на любом трамвае.
За Таганкой, на Крутицком холме, расположен древний Новоспасский монастырь. Он был основан в XVIIIсвятым благоверным князем Даниилом Московским, сыном святого князя Александра Невского, на том месте, где сейчас находится Данилов монастырь. Тогда монастырь именовался просто Спасским. Там он просуществовал недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасский монастырь на Кремлевский боровицкий холм к храму Преображения Господня. Тогда при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.
При князе Иоанне III место расположения обители снова изменилось – монастырь перенесли на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки, где он располагается и сейчас. По своему новому месту положения монастырь стал именоваться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом. Поначалу все постройки монастыря были деревянными, но при царе Иоанне Грозном монастырь превратили в могучую крепость, которая в последствии не раз защищала столицу от набегов неприятелей.
На протяжении многих столетий эта обитель была усыпальницей родственников царственной семьи Романовых и приближенных ко двору лиц.
В Новоспасском монастыре находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица», который был специально сделан на Афоне в Ватопедском монастыре и привезен в Россию.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь2Икона Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса) находится на Святой Горе Афон в Греции в Ватопедском монастыре. Время написания иконы относят к XVII веку. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к этому образу Богоматери подошел некий юноша. В этот момент лик Божией Матери воссиял необычайным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Дева явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и привела его к покаянию.
Образ Божией Матери «Всецарица» очень почитается на Святой Горе Афон и за ее пределами. Этот образ прославился многочисленными чудесными исцелениями такого страшного заболевания, как онкология. Известно огромное количество случаев исцеления от этого страшного недуга по молитвам перед иконой Божией Матери «Всецарица». В Новоспасском монастыре перед этим образом Пресвятой Богородицы каждый день совершаются молебные пения, а по воскресениям служатся молебны с водоосвящением. Празднование образа Божией Матери «Всецарица» совершается 31 августа.
Также в Новоспасском монастыре ведется работа с наркозависимыми. Обитель имеет подворье в Калужской области, где создан центр реабилитации для людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом. Этот центр называется «ТИЛь», что расшифровывается как «Терпение, Искренность, Любовь». Второе название центра – «Дом Морозова», так как под центр свой дом пожертвовал православный предприниматель Михаил Федорович Морозов. Центр существует уже более 15 лет.Для помощи больным людям была создана не имеющая аналогов эффективная методика исцеления от наркотической и алкогольной зависимостей, в основе которой лежит американский метод «12 шагов», переложенный на православное вероисповедание. Более 800 мужчин, женщин, подростков со всех уголков России, Белоруссии, Украины увидели здесь свет новой трезвой жизни. Многие получили исцеление и нашли свой путь к Богу. На сегодняшний день в центре проживают 44 человека. При центре «ТИЛь» действует храм во имя Пресвятой Богородицы в честь Ее иконы «Неупиваемая чаша». Центр часто посещает митрополит Калужский и Боровский Климент, подопечных центра регулярную окормляют священники. Подобный «дом Морозова» сейчас создается и в Костромской епархии.
Каждый вторник в Новоспасском монастыре Михаил Федорович Морозов проводит собеседования и занятия с желающими исцелиться от недуга пьянства и наркомании и с их родственниками. Начало занятий в 18:30. Контактный телефон: 8 (4843) 229-788. Также можно позвонить в Новоспасский монастырь по тел. 8-495-676-95-70
Адрес монастыря: г. Москва, ул. Крестьянская пл. д.10
Приход храма святого великомученика Никиты известен еще с первой трети XVI века, первое летописное упоминание относится к 1476 году. Расположен храм на Гончарной улице на вершине Швивой горки – юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. В советское время храм был закрыт, а церковные ворота и ограда – разрушены. В середине 50-х годов XXстолетия реставрацией храма святого великомученика Никиты занимался советский архитектор Лев Артурович Давид. Здание храма вернули Русской Православной церкви в 1991 годуи оно стало Подворьем Русского Пантелеимонова монастыря, что на Афоне, в Москве.
Главный предел храма освящен в честь святого великомученика Никиты, боковые пределы – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святой равноапостольной княгини Ольги.
Среди святынь храма можно особо выделить икону святого великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. Также в храме св. Никиты находится рака с мощами святого преподобного Аристоклия, старца Московского, и икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом святого Аристоклия.
Святой преподобный Аристоклий, старец Московский, имел дар исцеления и прозорливости. Он родился в Оренбурге в крестьянской семье и при рождении получил имя Алексей. В 1876 году после смерти жены он отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Через 4 года он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, а еще через 6 лет – в схиму с сохранением имени. В 1887 году он привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона. В 1891 году отец Аристоклий был назначен настоятелем подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. Несколько лет он нес это послушание, являясь также настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона. Каждый день отец Аристоклий принимал сотни людей, нуждающихся в помощи, и помогал им благодаря своему дару исцеления и прозорливости. Средства, которые жертвовали верующие, старец раздавал нуждающимся, а также оплачивал обучение детей из небогатых семей. В 1894 году отцу Аристоклию после ложного доноса пришлось вернуться на Афон. Но в 1909 году он был снова назначен настоятелем подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве. После его возвращения в столицу снова тысячи людей стали приходить к нему за помощью. ОтецАристоклий особо почитал икону Божией Матери «Скоропослушница», в честь которой на подворье им была устроена домовая церковь. Почил старец Аристоклий 6 сентября (по н.ст.) 1918 года. Его святые мощи были обретены на Даниловском кладбище г. Москвы летом 2004 года. А 6 сентября 2004 года отец Аристоклий был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года его святые мощи были торжественно перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, где они и почивают сейчас.
Сейчас московское представительство (подворье) Пантелеимонова монастыря имеет тесную духовную связь с «монашеской республикой»: здесь, на московском подворье, проходят подготовку будущие насельники Афонской обители. Богослужение на подворье совершается с учетом особенностей, характерных для афонского устава: все воскресные службы проходят в ночное время (начало в 22:30). Поздняя Литургия по воскресным дням начинается в 9:00.
Каждое воскресенье вечером читается акафист святому великомученику Пантелеимону Целителю.
В среду вечером читается акафист святому преподобному Аристоклию (у раки с его мощами).
В пятницу вечером читается акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Скоропослушница».
Также в храме можно подать записки для поминовения на Афоне.
Адрес храма св. вмч. Никиты: г. Москва, ул. Гончарная д.6
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь1Храм Божией Матери в честь Ея иконы «Знамение» был построен Александром Львовичем Нарышкиным в 1744 году. В начале XX века он был перестроен на средства купца Василия Солдатенкова. Обновленный храм был выполнен в византийском стиле с отдельно стоящей колокольней. Над проектом храма работал известный архитектор С. Соловьев. Освящение храма состоялось в 1913 году. Главный предел был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», два боковых предела – в честь святой великомученицы Варвары и святого преподобного Василия Исповедника, епископа Парийского.
В советское время в 1932 году в храме были прекращены богослужения, была снесена колокольня, уничтожен мраморный иконостас. Также был разрушен склеп, в котором были похоронены купец Василий Солдатенков и его первая супруга, находившийся в южной части храма. В советское время в храме была устроена лыжная база, фабрика, библиотека.
В 1991 году храм был передан верующим и в 2000 году освящен великим чином Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II. В настоящее время Указом Президента Храм включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Особой святыней храма Божией Матери «Знамение» является чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона, привезенная с Афона. Также в храме находится икона Божией Матери «Иверская», тоже привезенная со Святой Афонской Горы.
Адрес храма Божией Матери «Знамение»: г. Москва, ул. Большая Филевская д.65
Строительство храма Спаса Нерукотворного Образа началось в 1714 годуи было завершено через 4 года. Тогда действовал указ Петра I о запрете строительства каменных зданий где-либо, кроме Санкт-Петербурга, но несмотря на это храм был возведен из камня. Однако, видимо, из-за существования данного указа храм был построен очень скромным и аскетичным по своей архитектуре. Поначалу он имел собственный причт, в состав которого входили священник, дьякон и дьячок, но прихожан было очень мало, поэтому фактически храм был домовой церковью владельцев Гиреева.С 1809 года храм стал приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, которое располагалось в версте от Гиреева. В советское время храм был закрыт, все двери кроме западного входа были заложены кирпичом, крест с купола был снят. В 1989 году церковь была возвращена верующим, а ее настоятелем стал протоиерей Александр Дасаев. Сейчас храм восстановлен, в его стенах сложился дружный приход.
Особо почитаемой храмовой святыней является икона Двенадцати целителей и бессребреников: Косьмы, Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона, Ермолая, Сампсона, Диомида, Фотия, Аникиты, Фалалея, Трифона.Это единственное изображение собора этих святых (их церковная память совершается в первое воскресенье ноября по старому стилю). Накануне дня их памяти в храме совершается Всенощное бдение с литией, а в сам день праздника – Божественная Литургия и водосвятный молебен святым целителям.
Написать такую икону для храма решили потому, что храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово уже более 50 лет расположен рядом с Городской клинической больницей № 70, пациенты которой(или их родственники) часто приходят в храм помолиться об исцелении. Все двенадцать святых, изображенных на иконе, прославились своей чудодейственной помощью в исцелении недугов душевных и телесных. Каждому по отдельности и всем вместе им молятся о даровании здравия, и молящиеся обретают помощь и утешение.
Также в храме есть такие великие святыни:
Частица Животворящего креста Господня Камень с горы Голгофа Частица из Вифании Частица от дома св. Лазаря Четверодневного Частица с места Рождества Христова Частица от Сионской Горницы Частица из реки Иордан Частица из гробницы св. Лазаря Четверодневного Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его святых мощей Икона святителя и исповедника Луки Крымского с частицей его мощей Икона святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей Икона святого преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей
Адрес храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово (Гиреево): г. Москва, Свободный проспект, д. 4-а, стр.1
jghХрам святых бессребреников Косьмы и Дамина в Шубине был построен в 1626 году. Главный предел был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а два других предела – в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова. Существует предположение, что самым древним названием храма являлось «Косьмы и Дамиана на Ржищах», потому что на этом месте находились ржаные нивы. Так храм называли до конца XVIII века, иногда заменяя официальное его наименование «в Шубине».
Покровители храма – святые братья бессребреники Косьма и Дамиан Асийские, память которых празднуется 14 ноября (не надо путать со святыми Косьмой и Дамианом Римскими, память которых совершается 14 июля). Святые Косьма и Дамиан Асийские также прославились как безмездные врачеватели, Господь наделил их даром исцеления и чудотворения, что привлекало к ним множество страждущих и болящих людей. Никакой платы за свои труды святые братья не брали и старались наставить исцеленных ими людей в вере Христовой, призывая их жить свято и твердо верить во Христа Иисуса. Таким образом святые Косьма и Дамиан исцеляли не только телесные, но и душевные недуги. Святая сила бессребреников простиралась не только на людей, но и на животных. Святые братья ходили по домам, лесам, отыскивая больных животных, и исцеляли их. Велико было их сострадание ко всем страждущим. Святые братья мирно почили, и тела их были погребены вместе. Вскоре на месте их погребения была построена чудесная церковь, куда со всяких стран и городов стекались болящие. Случаев чудесных исцелений в том храме по молитвам святых бессребреников Косьмы и Дамиана Асийскихбыло очень много.
Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, но не исцелился. Через несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некоторый муж, страдавший болезнью в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко говорил хулу на Бога.
Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостью пошел в дом свой.
В нашей стране почитание святых братьев также было очень распространено, что доказывает большое число храмов, освященных в их честь. И по сей день верующие очень почитают святых бессребреников Косьму и Дамиана Асийских, прибегая к ним в молитвах об исцелении телесных и душевных недугов.
В храме святых Косьмы и Дамиана в Шубине есть чтимая храмовая икона святых с житийными клеймами. В 1930 году в связи с закрытием храма эта икона была перенесена в Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1997 году икона была возвращена в храм святых Косьмы и Дамиана. 14 ноября – день памяти святых бессребреников – является храмовым праздником.
Также в храме работают группы психологической поддержки и самопомощи, цель которых состоит в оказании помощи тем людям, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах и имеют психологические проблемы. Группы помогают верующим бороться со своими переживаниями, сомнениями, непреодолимыми страхами и зависимостями. Методика групп построена на христианской программе «12 шагов». В группе действуют правила, которые создают атмосферу безопасности, доверия и открытости, а также дружелюбного и доброго отношения. Группы являются открытыми, и каждый человек, нуждающийся в помощи и поддержке, в любой момент может стать участников группы. В храме созданы следующие группы: «группа поддержки и самопомощи для мужчин», группа «Доброе утро», группа «Учимся жить», группа поддержки «Учимся общаться». Расписание работы групп можно узнать на сайте храма или позвонив в храм по телефону: 8 (495) 629-4104 Факс (495) 629-5262 .
В храме также ведется БЕСПЛАТНОЕ индивидуальное консультирование по вопросам отношений в семье, с детьми, на работе, также рассматриваются проблемы преодоления одиночества и негативного мироощущения. Консультации проводят прихожане храма, прошедшие специальную психологическую подготовку.
Люди, нуждающиеся в помощи, могут помолиться святым Косьме и Дамиану Асийским о своем исцелении, а также получить бесплатную психологическую помощь, основанную на православном мировоззрении.
Адрес храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине: г. Москва, Столешников пер., 2
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — blagozdravnica.ru