Традиции паломничества
Барнаул
Покровский кафедральный
Знаменский храм
с. Сорочий Лог
Никольский храм
Александро-Невский собор
Богордице-Казанский
Бийск
Успенский собор
Храм свт. Димитрия Ростовского
Катихизаторское миссионерское училище
Женский Тихвинский монастырь
Александро-Невский храм
Коробейниковская икона Божией Матери
Горно-Алтайск (бывшая Улала)
с. Жуланиха. Святой Ключ
Новоалтайск
с. Кислуха
с. Одинцово (под Бийском)
Курорт Белокуриха
Майма
д. Сайдып
Онгудай
Балыктуюль
Чулышманская долина
с. Чемал
Женский скит с. Чемал
"Всех скорбящих Радость" в с. Чемал
Храм Макария Алтайского
Святой ключ села Кызыл-Озек
Артыбаш
Святой источник в селе Артыбаш
История православия в музейных экспозициях
Одежда от "Провидѣнія"
Святые источники России
Святые источники Тюменской области
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Традиции православного паломничества
Традиции православного паломничества уходят далеко в глубь истории. Первым исторически засвидетельствованным паломником был епископ Мелитон из города Сарды, столицы провинции Римской империи Лидии. Жил он в середине II века по Р.Х. Он путешествовал в Палестину с целью познакомиться с местами, где проповедовал Господь и Спаситель Иисус Христос.
Надо сказать, что в то время христианство было гонимо и совершение паломничества во Святую Землю было связано со многими опасностями. Тем не менее, паломники были даже тогда.
С течением времени и с расширением земных пределов Церкви появлялись новые святые места, где жили и молились угодники Божии, где особым образом проявлялась благодать.
Совершали паломничества даже старцы-пустынники, которые всецело удалялись от суеты земной. Ходили они к святым местам пешком, а на вопрос: "Зачем они это делают?" - отвечали - "Стремимся же мы туда не потому, что считаем, будто Божество ограничивается местом — ибо знаем Его Собственные слова: не наполняю ли Я небо и землю? (Иер. 23.24), но потому, что для пламенеющих любовью дороги не только сами возлюбленные, но приятны и те места, где они бывали и беседовали" (Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. б.м., 1996. с.191).
Не у всех сегодня имеется возможность побывать на Святой Земле, Синае или Афоне. Это общепризнанные христианские святыни. Но есть святые места и в России, и на Алтае. Несколько столетий назад Евангельское благовестие услышали народы юга Сибири.
Здесь появились священники-миссионеры. Их проповедь, их жизненный подвиг были очень похожи на труды первых апостолов. Не случайно их стали называть апостолами Алтая. В XIX веке здесь стали строиться скромные, но величественные духом храмы, здесь стало совершаться постоянное богослужение Творцу "всея твари". Здесь происходили чудеса и знамения.
Побывав на Алтае, можно соприкоснуться с реальной историей, которая сохранилась в рукотворных и нерукотворных памятниках: храмах, святых ключах, крестах, пещерах и ущельях, описанных в жизни миссионеров и новокрещенных алтайцев.
Богатая, хоть и непродолжительная история христианства на Алтае представляет уникальную возможность для паломников и путешественников удовлетворить духовные, культурные и научные интересы.
Барнаул
Один из старейших городов на юге Сибири. В Барнауле насчитывалось почти тридцать храмов и часовен. Судьба многих из них в годы богоборчества трагична. Сегодня в городе двенадцать приходских храмов, не считая часовен в больницах, тюрьмах и на кладбищах.
Покровский кафедральный собор
Построен в 1904 году. Закрывался не надолго в довоенный период. Была снесена колокольня, которая восстановлена. Храм долгое время был центром обширного Алтайского благочиния. Одна из святынь – икона вмч. Пантелиимона с частицей мощей, привезенная с Афона.
Знаменский храм
Построен в 1858 году. Возвращен Церкви в начале 1990-х годов в удручающем состоянии. Однако сейчас храм восстанавливается и постепенно приобретает первоначальный вид. Ныне здесь женский Знаменский монастырь. Храмовая святыня – икона Божией Матери «Знамение».
Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский женский скит, подворье Барнаульского Знаменского монастыря (с. Сорочий Лог)
Недалеко от села имеется святой ключ. Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян). Сегодня здесь Иоанно-Предтеченский скит Барнаульского женского Знаменского монастыря.
Никольский храм
Строительство начато по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освятившего закладной камень во время своего визита на Алтай. Здесь на большой территории создается новый храмовый комплекс. Уже построены крестильный Богоявленский храм, колокольня, библиотека, хозяйственные здания.
Александро-Невский собор
Строительство начато по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освятившего закладной камень во время своего визита на Алтай. Здесь на большой территории создается новый храмовый комплекс. Уже построены крестильный Богоявленский храм, колокольня, библиотека, хозяйственные здания.
Богордице-Казанский женский монастырь
Монастырь находился в нагорной части города. Он являлся значительным духовно-просветительским центром города. Здесь был построен в 1903 году крупнейший в городе Казанский собор. Сегодня от монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. После закрытия в начале 1920-х годов из монастырских зданий была сделана тюрьма.
На территории монастыря был чудотворный Никольский источник с деревянной часовней. Часовня была разрушена, но недавно было обнаружено ее основание. Источник сохранился, и ныне очень почитаем верующими.
Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.
Бийск
Основание города связано со строительством крепости на реке Бия по указу Петра I. "Город Бийск отличается от прочих в Томской губернии большим Количеством церквей. Все они содержатся в образцовом порядке и почитаются местными жителями", - писал И.Шредер в записках "Мои путешествия по сибирскому Алтаю" в 1896 году.
В Бийске насчитывалось 12 каменных и 8 деревянных церквей. В настоящее время сохранились Успенский и Свято-Димитриевский храмы. Остальные или разрушены или Церкви не возвращены.
Успенский собор
Построен в 1903 году. Великолепен в архитектурном отношении и является украшением старой части города. Именно это обстоятельство позволило сохранить храм от разрушения в хрущевскую "оттепель". В годы богоборчества причт храма окормлял верующих на обширной территории предгорий и гор Алтая.
Храм свт. Димитрия Ростовского
Бывшая Казанская домовая церковь при бийском Архиерейском доме, построена в 1891 году тщанием благодетелей и крестьян Алтайского округа в память императора Александра II - освободителя горно-заводских крестьян.
В пятидесяти метрах от храма находится бывший дом архиерея, внешний облик которого в целом сохранился. В нем, в частности, находилась приписная домовая церковь свт. Димитрия Ростовского.
Катихизаторское миссионерское училище
Бийский Архиерейский дом и катехизаторское училище. Фото начала XX века.Уникальное духовное учебное заведение было создано в 1883 году, а официально учреждено в 1886 году. Каменное здание училища построено в 1900-е годы.
Сотни жителей Горного Алтая получили здесь образование. Здание практически полностью сохранило свой внешний облик и внутреннюю планировку. Побывав здесь, можно реально представить историческую обстановку в учебных классах училища.
Домовая церковь была освящена в честь ап. Иоанна Богослова. В настоящее время здание пренадлежит военным. Часть здания передана Бийской православной гимназии.
Женский Тихвинский монастырь
Находился в нескольких километрах от Бийска по Солтонскому тракту. После закрытия монастыря здесь располагались различные учреждения. Ныне это село Боровое. Из монастырских построек сохранились каменный дом игумении, дом священника, школы, свечной заводик, частично - келейный корпус.
Сохранился вековой тополь, ровесник монастыря (год образования - 1900). У основания обхват дерева составляет почти шесть метров.
Александро-Невский храм
Здание частично сохранилось. Имеются фрагменты росписей. Используется заводом в качестве кузнечно-прессового цеха.
Коробейниковская икона Божией Матери
Старинное алтайское село Коробейниково было одним из торговых центров Алтая. Здесь в 1906 году был построен большой Каменный однопрестольный храм. После разорения храм был превращен в зерносклад, а многие иконы были "пущены" на технические нужды. Половой плахой стала служить одна из больших икон - Казанская.
После видения благочестивой девице Ольге икона, во многом утратившая изображение, была спасена от дальнейшего поругания. В 1960 году икона перевезена в Барнаул. Она сохранялась верующими, и перед ней совершались молитвы. В 1972 году в Пасхальную ночь икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое и яркое. Этому было несколько свидетелей.
Летом 1994 года после завершения восстановительных работ в храме села Коробейниково многолюдным крестным ходом икона из Барнаула была возвращена в свой храм. В честь этого события на Алтае установлено празднование этой иконе в первый воскресный день июля. В этот день в Коробейникове ежегодно собираются тысячи паломников. Сейчас здесь мужской монастырь.
В нескольких километрах от храма, в селе Нижнеозерное проживала старица Домна (Капустина), Которая мудрыми советами и утешениями помогла сохранить веру в годы богоборчества многим людям. Могила ее находится на местном кладбище.
Горно-Алтайск (бывшая Улала)
Чемальская женская община, приют и школаНачало православия в Горном Алтае связано с трудами "незабвенного" архимандрита Макария (Глухарева). Миссионерски стан в Улале был основан в 1835 году. Вплоть до 1883 года Улала являлась центром Алтайской Духовной Миссии.
В 1883 году центр миссии был перенесен в Бийск, однако это не уменьшало значимости Улалы. Здесь было несколько храмов. Самый крупный из них - Всемилостиваго Спаса, построенный в 1874 году. Были школа, училище и больница. Эти здания сохранились.
Исторически значимым местом является устье реки Улалушки, на котором архимандрит Макарий совершил первое крещение алтайца; здесь располагались первые миссионерские постройки Улалы.
В восьми километрах от Улалы находился Никольский Миссионерский женский монастырь. Община была основана в 1863 года, и ее появление предсказывал архимандрит Макарий. В начале XX века здесь был построен один из крупнейших каменных храмов юга Сибири.
В монастыре с 1880-х годов находилась чудотворная икона свт. Николая, присланная с Афона и собиравшая в монастырь на престольный праздник до шести тысяч паломников. После насильственного разорения обитель была превращена в тюрьму. Из монастырских построек сохранились несколько келейных корпусов.
С 1989 года в Горно-Алтайске возрождается приходская жизнь. Построен каменный Спасо-Преображенский храм. А на месте миссионерского стана строится небольшой деревянный храм в честь преподобного Макария Алтайского.
с. Жуланиха. Святой Ключ
Недалеко от села находилась пустынь св. Александра Невского, созданная в нач.1910-х гг. и являвшаяся подворьем Алтайской Духовной миссии. Сохранились Святой Ключ и фундаменты строений, а также остатки рукотворных пещер, в которых подвизались монахи (некоторые исследователи находят сходство этих пещер с пещерами Киево-Печерской лавры).
В дореволюционном приходском журнале с. Жуланихи, по свидетельству епископа Иннокентия (Соколова), были зафиксированы случаи исцелений на Святом Ключе. Сюда приходили паломники со всех окрестных земель в радиусе 500 верст.
Новоалтайск
Новопостроенный каменный храм вмч. Георгия Победоносца. Нижний придел - св. прав. Иоанна Кронштадтского. Особо чтимая святыня - дароносица, принадлежавшая прав. Иоанну Кронштадтскому.
с. Кислуха. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь
Основан в 1990-х годах. Святыня - дореволюционный портрет св. Иоанна Кронштадтского.
с. Одинцово (под Бийском)
У слияния Бии с Катунью, где начинается великая сибирская река Обь, построен каменный храм в честь св. Александра Невского, освящен епископом Тихоном (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский) в начале 1994 года.
Курорт Белокуриха
Каменный храм в честь вмч. целителя Пантелеимона, построен в 1990-е годы. Имеется святой источник, вода из которого обладает целительными свойствами.
Майма
Здесь было положено начало миссионерской деятельности в Горном Алтае преподобным Макарием (Глухаревым). В 1835 году построен первый миссионерский молитвенный дом (не сохранился). В 1845 - первый каменный храм Сошествия Святого Духа на апостолов, который частично сохранился. Восстанавливается приходская жизнь.
д. Сайдып
Здесь находился казачий форпост. 27 февраля 1831 в часовне архимандрит Макарий впервые отслужил Божественную Литургию на территории Горного Алтая. Часовня не сохранилась.
Онгудай
Частично сохранились два миссионерских храма в честь Успения (1881 г.) и свт. Иннокентия Иркутского (1908). Первый возвращен Церкви и восстанавливается (ныне освящен в честь Святой Троицы). У алтаря этого храма были похоронены иеромонах Платон и первый алтаец-священник Михаил Чевалков (он же первый алтайский писатель).
Балыктуюль
Частично сохранился и ныне восстановлен храм в честь вмч. Пантелеймона целителя 1898 г. постройки. В Улаганском районе значительная часть населения - православные, хотя подавляющее большинство местных жителей - алтайцы.
Чулышманская долина
Многие исследователи, в частности, Анохин, считали Чулышманскую долину уникальной. "Каменный мешок" тянется от южного берега Телецкого озера на многие километры. Несмотря на отдаленность и труднодоступность (долина связана с остальным миром сложным перевалом и бурным Телецким озером), местным населением было построено семь храмов и молитвенных домов.
Все они были разрушены, начиная с 1927 года. Сегодня православная жизнь восстанавливается. Построен храм в честь свт. Николая в д. Коо и открыт Благовещенский молитвенный дом в д. Балыкча.
Чулышманский мужской монастырь. Находился на правом берегу р. Чулышман. Три раза переносился из-за подтопления. Последнее местоположение монастыря - устье р. Кайру. Сегодня от монастырских построек остались фрагменты фундаментов. На месте монастыря установлен поклонный крест.
Чемал
Первый храм в Чемале был построен в 1849 году. Сегодня копия храма воссоздана на Катунском острове "Патмос". Сам остров был освящен епископом Парфением в 1855 г. Ныне здесь женский скит ап. Иоанна Богослова Барнаульского Знаменского монастыря.
В Чемале также имеется приходская церковь в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Церковь построена недалеко от разрушенного миссионерского Никольского храма.
Женский скит барнаульского Знаменского монастыря в с. Чемал
На отвесной скале-острове Патмос, стоящей посреди Катуни - женский скит барнаульского Знаменского монастыря. Остров соединен с берегом реки длинным подвесным мостом. Рядом с храмом в скале вырублен образ Богородицы с младенцем.
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в с. Чемал
Небольшая кирпичная церковь с деревянными куполом и звонницей, построенная на новом месте. Сооружена в 1990-х, освящена в 2000. Посвящение выбрано в память прежде существовавших в Чемале Скорбященской церкви и женской общины при ней.
Храм Макария Алтайского в г. Горно-Алтайск
Строительство церкви начато в 2004 году, в 2006 году состоялось освящение храма. В дальнейшем рядом с церковью были построены здания воскресной школы, трапезная, водосвятная часовня и др. Все здания построены с имитацией древнерусского деревянного зодчества. Церковь является практически точной копией церкви Николая Чудотворца в Саввинской слободе близ Звенигорода.
Святой ключ села Кызыл-Озек
Второе название - источник Кызыл – Озекский находится на севере Алтая, на территории восточного макро склона отрога хребта Иолго. Источник расположен в 1,2 км к юго-востоку от с. Кызыл - Озек Майминского района, в долине правого притока р. Катунь - реки Майма.
Название источника происходит от названия села Кызыл –Озек , что означает "красная долина", его другое название - Святой ключ.
В 20-30 годах нашего столетия крестьяне предалтайских равнин (Смоленского, Петропавловского и других районов) устраивали к источнику длительные "крестные шествия".
Прозрачная, вкусная вода источника уносилась поломниками и хранилась как святая реликвия. Долгие годы хранителем источника был житель с. Кызыл-Озек Е.Т. Тиунов.
Образуя ручей, он протекает по урочищу Сухой Кальбогар (Калбак-Кыр). Водовмещающие породы относятся к баратальской свите Катунского антиклинория. Территорию слагают известняки, известняковые сланцы, подверженные карстованию, скульптурными формами которых являются пещеры, естественные колодцы, воронки, понары.
Среди других пород преобладают гранитоидные интрузии, алефролиты, песчаники. Вместе с известняками они образуют широкие водораздельные поверхности с полуовальными вершинами и выпукло-вогнутыми профилями склонов. Абсолютные высоты составляют 400-800 м. Источник вытекает из трещин битумизированых известняков коренного борта долины р. Майма.
Источник напорный, сосредоточенный, нисходящий. Начало его висит над урезом воды р. Майма в 35-40 м. Это своеобразный выход трещинно-карстовых вод горного массива Катунского карстового района.
В 1982 г. источник был исследован Московским НИИКиФ. В его воде найдены: кремниевая кислота, сульфаты, хлор. С 1992 г. научно-исследовательской химико-экологической лабораторией ГАГУ ведутся мониторинговые исследования качества воды источника и динамики его гидрохимического режима. Вода чистая, приятная на вкус, слабощелочная.
Состояние объекта удовлетворительное. Источник каптирован, выделена санитарно - охраняемая зона, его посещают по 7-10 человек в день. В 1997 г. была сделана попытка промышленного разлива воды источника.
Источник расположен в нижнем экране лесного вертикального пояса, с темноокрашенными почвами подзолистого типа. Растительность охраняемого участка представлена фрагментами березово-пихтовых, березово-еловых и осиново-пихтовых лесов.
Фауна окрестностей источника вследствие сильной антропогеной нагрузки довольно бедна. Особенно это касается позвоночных животных. Из беспозвоночных, внесенных в Красную книгу Республики Алтай, здесь иногда встречаются эйзения алтайская, ленточница тополевая, шмель обыкновенный, махаон. Однако вероятность их встречи минимальна.
Из позвоночных в пойме Маймы обычна озерная лягушка, реже можно встретить обыкновенного ужа. На остепненых склонах, у камней обитают: обыкновенная гадюка, обыкновенный щитомордник. Из птиц довольно разнообразны воробьиные, представленные лесными и луговыми формами.
В селении и вблизи него обычный сизый голубь, седой дятел, из хищных встречаются черный коршун. Млекопитающие представлены разнообразными грызунами, из насекомоядных обычны представители рода Sorex.
Подлесок их развит и состоит из рябины, калины, черемухи, ива, таволга, смородина. Травостой разнообразен, его образуют: венчик притупленный, бор развесистый, осока дернистая, лабазник вязолистный, живокость высокая, аконит северный, василек малый, и др. Здесь можно встретить растения, относимые к реликтам третичного времени: герань Роберта, копытень европейский, подлестник, чистец лесной, кипрей горный.
Охрана уникального природного комплекса, включающего подземный источник, являющийся гидрологическим, карстовым, историко -культурные объектом и мониторинговой точкой изучения гидрохимического режима и химического состава подземных вод Республики Алтай.
Источник является объектом режимных гидрологических наблюдений кафедры физической географии ГАГУ. На нем проводятся гидрохимические исследования сотрудниками Томского НИИКиФ, сотрудниками научно-исследовательской химико-экологической лаборатории ГАГУ.
Артыбаш
Северная пристань Телецкого озера. Здесь начинается водная часть миссионерского пути. Телецкое озеро преодолевалось на весельных лодках за два-три дня при благоприятной погоде.
В 1907 году по ходатайству архиепископа Макария (Невского) алтайской миссии был пожертвован небольшое самоходное судно "Шефъ", принадлежавшее царскому двору.
После революции миссионерский пароход использовался заповедником. Сегодня сохранились некоторые части миссионерского судна.
В 1916 году в Артыбаше был построен молитвенный дом (не сохранился). В 1994 году построен новый молитвенный дом. На вершине горы над Телецким озером недавно был обретен миссионерский крест.
Святой источник Серебрянный ключ село Артыбаш
Серебрянный ключ расположен недалеко от села Артыбаш примерно в 500 метрах.
История православия в музейных экспозициях
С историей Православия на Алтае взрослые и дети могут познакомится в Алтайском государственном краеведческом музее, старейшем музее Сибири.
«Дивны дела Твои, Господи, все премудрости сотворил сии; исполнись земле слава Твоя». Так 24 августа 1830 г. написал в книге почетных посетителей «Собственноручные подписи особ, почтивших посещением своим Барнаульский музей» архимандрит Тобольской епархии Макарий.
Эта книга и сегодня находится в музее. О делах Михаила Яковлевича Глухарева (1792-1847) можно узнать из уникального издания, хранящегося в научной библиотеке музея "Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии", изданной в 1892 г. в городе Томске.
Уникальная коллекция фотографий и открыток конца XIX -начала XX веков запечатлела православные храмы и часовни Барнаула, духовное училище, монастыри.
В экспозиции "Век двадцатый, век уходящий" бы увидите иконы, богослужебные книги. Здесь представлены Библия, изданная в 1822 г., Священное Евангелие 1885 года. Псалтыри - рукописная и печатная XVII, XIX веков.
В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открыта постоянная экспозиция, посвященная истории Православия на Алтае. Здесь широко представлены собрания и коллекции, комплектовавшиеся за последнее десятилетие. Образы живописных и литых икон, рукописные и старопечатные книги, церковная утварь, фотографии и документы могут рассказать не только о страницах истории Русской Православной Церкви на Алтае, но и об основах христианского вероучения, его догматах и святынях.
В Государственнном художественном музее Барнаула экспонируется древнейшая на территории края икона ХVI века "Иоанн Предтеча" из деисусного чина. Икона, приобретенная в частной московской коллекции, несет в себе черты круга памятников московско-новгородской ориентации.
Среди сибирских икон самой ранней является овальный образ евангелиста Матфея из царских врат конца ХVII века.
Ко второй половине XIX века относятся народные иконы мастеров Сузунского завода: "Архангел Михаил-воевода" и "Положение во гроб".
На рубеже XIX и XX веков работал замечательный мастер православного иконописания из с. Залесово В.Ф.Балыкин (1860 - после 1932). В экспозиции представлены его иконы, отреставрированные к 2000-летию Рождества Христова-. "Троица Новозаветная", "Спас Вседержитель", "Николай Чудотворец" и "Чудо Георгия о змие". Все иконы приобретены музеем у жителей Барнаула, либо привезены из экспедиций по краю.
В Бийском краеведческом музее имеются уникальные экспонаты, отражающие быт верующих. В частности - пудовые вериги неизвестного подвижника.
В Горноалтайском республиканском краеведческом музее находятся уникальные фотографии из истории Алтайской Духовной Миссии. Имеется большая коллекция православных икон, церковной утвари. В фондах музея также находится портрет митрополита Макария (Невского) работы известного художника Г.И. Гуркина.
Алтайская митрополия Русской Православной Церкви
Одежда от "Провидѣнія"
Футболка - одна из самых популярных вещей в мире. Футболки носят дети, подростки, мужчины и женщины. Их носят в любое время года. Посмотреть, другие футболки, можно
тут «« ««
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Святые источники Тюменской области
На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.
Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.
Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.
Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.
Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.
Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.
По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.
Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.
О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.
Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.
В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.
Святые места в Тюменской области