• Посм., ещё видео
Бурак Е.Ю., Сапронова Т.Ф., Смолицкая Г.П. (под редакцией д.фил. н., проф. Смолицкой Г.П.). Названия Московских храмов. М.: ИД Муравей. 1998. 192 с. (со стр 75)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутицах.
Урочище Крутицы известно с XIV в., а с XVIII в. Здесь находилось Крутицкое подворье архиереев, епархия которых находилась в г. Сарае - столице Золотой Орды и охватывала местности по реке Дону, от чего они носили название архиереев Сарайских и Подонских.
Перед 1480 г. Они выехали оттуда и поселились на постоянное жительство в Крутицком подворье.
Топонимы: Крутицкая набережная, улица; улица Крутицкий вал, 1-й - 4-й Крутицкие переулки.
(со стр. 99)
Кафедральная церковь Митрополитов Сарских и Подонских на Крутицком Подворье.
Из Советской энциклопедии.
Сарай-Бату - (Старый Сарай), средние века (1254-1480) город, первая столица Золотой Орды. Сейчас это развалины у села Селитренное, Астраханской области. Жилые кварталы, дворцы, мечети и др.
Православная Москва. Справочник действующих монастырей и храмов.-2-ое изд., испр. и доп.- М., Издательство Братство Святителя Тихона, 1995.-192 с.
109044, ул. Крутицкая, 13. (м. “Пролетарская”).
ПРЕСТОЛЫ верхнего этажа: главный - Успения Пресвятой Богородицы, придел - прп. Сергия, нижнего этажа - апп. Петра и Павла. Престолы храма Воскресения: главный - Воскресения Словущего, придел свт. Николая.
ИСТОРИЯ. В XIII в. Кн. Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 г. Была устроена мужская обитель. Мужской монастырь позже стал Московским подворьем еп. Сарских и Подонских, епархия которых находилась на территории Золотой Орды во время монгольского владычества. С 1454 г. Подворье стало их главной резиденцией, а епархия стала называться Крутицкой. Выстроенный в XVI-XVII вв. Комплекс Крутицкого подворья с двумя храмами, палатами, теремком, колокольней и крытой галереей является жемчужиной русского зодчества. Храм Успения, позже переосвященный в честь Воскресения Словущего, был построен в 1498 г. как домовый храм митрополита (придел 1516 г.). Двухэтажный храм Успения был выстроен в 1682-1689 гг., митрополичьи палаты вместе с крытой галереей и теремком, украшенным поливными изразцами - 1694 г. (зодчий Осип Старцев). В 1788 г. резиденция была ликвидирована, монастырь закрыт, Успенская церковь переведена в разряд приходских, Воскресенская упразднена, а в зданиях подворья были размещены казармы. В 1920 г. Успенская церковь была закрыта, разграблена и переоборудована под общежитие, настенная живопись закрашена, митрополичья усыпальница уничтожена. В 1936-1938 гг. Воскресенская церковь была перестроена под жилой дом. Здания подворья реставрировались по проекту и под руководством известного архитектора П.Д.Барановского. В апреле 1992 г. возобновились богослужения в Воскресенской церкви, а в 1993 г. - в храме Петра и Павла. Храм Успения не освобожден арендаторами.
Сейчас имеет статус Патриаршего подворья и находится при штаб-квартире Всецерковного Православного Молодежного Движения.
“Москва Златоглавая”. Комплект из 36 листовок. Автор текста Л. Корнешов, М.:-Планета, 1989 г.
Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань. В те времена левый берег Москвы был крутым, обрывистым. Отсюда и название монастыря, основанного и XIII веке, - Крутицкий. Здесь находилась резиденция епископов Сарских и Подонских. С середины XV века здесь размещалась резиденция сначала епископов, потом митрополитов Крутицких. Этот архитектурный ансамбль известен еще как Крутицкое подворье.
Пятиглавая церковь Успения с шатровой колокольней была сооружена во второй половине XVII века. Церковь и митрополичий дворец соединял переход.
Над массивными воротами в 80-90-х годах XVII века был сооружен Крутицкий теремок (зодчий О. Старцев), украшенный многоцветными изразцами.
Часть построек Крутицкого подворья в 1788 году вошла в Крутицкие казармы - в них разместились части жандармского корпуса, была учреждена гарнизонная гауптвахта, известная по роману “Былое и думы”. В ней двадцатидвухлетний Герцен отсидел 7 месяцев перед ссылкой в Вятку. Большинство зданий было снесено в конце XVIII века, а в XIX веке ансамбль вообще пришел в упадок, и, кроме цветного теремка, мало что напоминало древнюю богатую обитель.
В 50-х годах нашего столетия крупнейший реставратор П.Д. Барановский, его ученики и помощники восстановили этот уникальный памятник архитектуры.
Святые покровители града Москвы. 850-летию Москвы посвящается. М.:- изд. имени Святителя Игнатия Ставропольского, 1996. Репринт по изданию: “Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген”, П. Россиев, М.,1912. -200 с. (стр. 169, конспект)
В смутное время вскоре после возведения святителя Гермогена в Патриарший сан в 1606 году возник бунт под предводительством Ивана Болотникова.
Сначала для увещания мятежников Патриарх Гермоген отправил Крутицкого митрополита Пафнутия. А когда это не помогло, то сам стал рассылать по городам грамоты, обращенные к мятежному народу.
Святыни древней Москвы. М.:-МП “Никос”, 1993 г.
В смутное время (XVII век) собор Успения Богородицы в Крутицах служил Кафедральным собором России.
20-е годы - общежитие московского военного округа.
64 год - общество охраны памятников.
68 год - общество московских филателистов.(?)
Забелин И. Е. История города Москвы. Сочинение Ивана Забелина. Написанное по поручению Московской городской думы. М., 1905 г.
. . .даже и в половине XVIII ст. От Спасских ворот большая улица шла к Ивановской площади . . . она называлась Спасской.
От самых ворот, несколько влево, в расстоянии 11 саж., находилась церковь Афанасия Александрийского, иначе Афанасьевский монастырь и при нем подворье Кирилло-Белозерского монастыря.
История Крутицкого подворья мало известна, потому что это был собственный двор Крутицкого митрополита, почему и именовался “Крутицким митрополичьим двором”.
Как частная собственность, этот двор не поминается даже и в XVII ст. ни в каких случаях тогдашней церковной и царской обрядовой жизни. Крутицкое подворье, по всему вероятию, основалось в то время, когда епископ Сарайский Вассиан (1454-1466) навсегда поселился в Москве, именно на Крутицах, так назывался тот крутой и овражистый берег Москвы-реки. Есть сведение, что еще в конце XIII ст. московский князь Даниил Александрович повелел первому епископу, собственно Крутицкому, Варлааму, из Греков, освятить церковь на горах у Москвы-реки, и, что “вероятно с тех пор место сие было подворьем для приезда в Москву Сарайских архиереев”.
Подворье было расположено правильным продолговатым четырехугольником от востока к западу длиной в 25 саж. шириной в 13 саж., в котором жилые и служебные строения занимали место в виде ограды шириною в аршин, 3 сажен, так, что посредине этой ограды существовал обширный двор, с воротами на Спасскую улицу. Жилое митрополичье здание было в три яруса и заключало в себе Крестовую, длиной в 12 аршин, шириной в 9 аршин, Столовую длиной и шириной в 9 аршин и другие жилые покои, которых всех в 1770 г числилось 12. В связи с Крестовою стояла и митрополичья церковь во имя Благовещения Богородицы, вероятно в юго-восточном углу здания, где при разборке строений под ними были открыты каменные расписные палаты, засыпанные потом для уравнения площади (Гастев план Кремля №37).
По свидетельству одной записки, относящейся к 1610 году, московская служба Крутицкого владыки заключалась в том, что он обязан был каждое воскресение приезжать с Крутиц в Москву и служить с патриархом церковные службы в Успенском соборе. Так было во времена патриаршества, но еще в 1551 году по правилам святительского суда Крутицкому владыке предоставлялось, если митрополиту не поможется, занимать его место и совершать его суд (А.И., I, 273, II, 422). Поэтому нельзя сомневаться, что Кремлевское Крутицкое подворье уже существовало и в то время, как необходимое помещение для приезда и пребывания Крутицких владык.
Во время смутных дел Бориса Годунова архиепископ Крутицкий Варлаам и митрополит Дионисий навлекли на себя опалу Годунова за то, что обличали перед царем Федором его злодейства против ненавистных ему бояр, князей Шуйских и их единомышленников, и потому вскоре же, в 1586 г, были удалены со своих престолов в заточение, митрополит в Хутынский, а Крутицкий в Антониев Новгородские монастыри.
После того с учреждением патриаршества Крутицкие епископы с 1589 г. получили сан митрополитов и несомненно стали чаще пребывать в своем Кремлевском подворье. Один из них, Варсонофий, в 1688 г. даже скончался на подворье и был похоронен на Крутицах (Вивл, XI, 334). В отметке о подворье 1765 г. обозначено, что в нем жительство имеет сам Крутицкий преосвященный.
Оба подворья и Крутицкое и Крутицкое, были упразднены, а потом и совсем разобраны по случаю предположенного к сооружению воображаемого Баженовского дворца. Когда стали очищать Кремль от мешавших плану этого дворца зданий, то коснулись и многих дворов, принадлежавших соборному духовенству, жившему под Кремлевскою горою возле церкви Константина и Елены. Пока шла переписка об отводе ему нового помещения, весь причт перевели временно на Крутицкое и Кирилловское подворья. Это было в 1770 г., а после того в 1776 г. подворья были разобраны и на и на их месте образовалась обширная площадь.
Богоявленский С. К. Московские слободы и сотни в XVII веке.
Арбатец и Крутицы - монастырские и владычные слободы. . . переулки Крутицкий и Арбатецкий. 1632 20 дворов.
Духовенству принадлежало 26 слобод, из них 2 - митрополитам Крутицкому и Ростовскому.
П.Г. Паламарчук. Сорок Сороков: В 4 т. М.:- АО “Книга и Бизнес”, АО “Кром”, 1995, Т.3. - 586 с.
“Крутицкие наб., ул., вал, 1-4 пер. названы в XVIII - XIX вв. по бывшему здесь в XIII в Крутицкому подворью архиереев, епархия которых находилась в г. Сарае - столице Золотой Орды и охватывала местности по реке Дону, отчего они носили название архиереев Сарайских и Подонских. Перед 1480 г они оттуда выехали и поселились на постоянное жительство в Крутицком подворье. . . Название “Крутицкое” дано ему по нахождению на высоком и крутом берегу р. Москвы” (11)
“Первоначально здесь около 1300 г. св. Даниилом, князем Московским, была выстроена церковь Успения; когда во второй половине XVII в. поставили новую Успенскую церковь, старая стала именоваться Воскресенской” (2; о ней см. под следующим №115)
“В 1261 г. в Великом Сарае, по ходатайству кн. Александра Невского, митр. Кирилл утвердил православную Сарайскую епархию. Первым пастырем ее стал епископ Митрофан, имевший постоянное местопребывание в Орде. В 1269 г. с Сарайской епархией была соединена епископия южного Переяславля-Русского” (3), “Учрежденная еще в 1078-1093 гг. при кн. Данииле Александровиче ей была пожертвована земля, на высоком и крутом берегу р. Москвы, на котором она устроила свое Крутицкое подворье” (6)
“Епископ Феогност назывался уже Переяславским и Сарайским. По ходатайству еп. Афанасия митр. всероссийский Феогност присудил Сарайским архиереям заведовать церквам в селениях на юге Рязанского княжества по рекам Дону, Хопру и Червленскому Яру, и еп. Афанасий и его приемленники стали именоваться Сарскими и Подонскими. В XV в. еп. Сарский Вассиан (1454-1466) перенес свою кафедру в Москву на Крутицы, на место, уже с XIII в. служившее подворьем Сарских епископов” (3)
“Церковь Успения на Крутицах служила кафедральным собором России в смутное время, когда Кремль был захвачен поляками” (12).
“Во второй половине XVII в. митрополиты Сарские и Подонские усиленно обстраивали и украшали свою резиденцию, превратив ее, по отзыву современников, в “некий рай” (4).
“Успенский собор строился с 1682 г. Основавший его митрополит Варсонофий II скончался 18 мая 1688 г. и был погребен “в новосозданной его святой церкви Петра и Павла” - нижнем храме собора. 23 июня 1689 г. на освящение Успенского храма на Крутицы “ходил” Патриарх. Кроме Варсонофия в нижней церкви погребены Трифиллий (ум. в 1701) и Феодосий (ум. 1712). Обстановка там была вся новая, ход в верхнюю церковь с северо-запада устроен в 1823 г. Иконостас старый, барочный, с поновлениями. Древнее архиерейское место, сделанное на подобии двух тронов Софийского собора в Новгороде, с 1788 г. находится в соборе г. Дмитрова. 2 июля 1895 г. в восточном крыльце южной галереи освящен придел преп. Сергия. С 1788 г. церковь стала приходской” (2).
“Когда в 1764 г. титул Сарский и Подонский был упразднен, а епархия до учреждения Тульской и Калужской присоединена к Московской” (3), “то присоединенная епархия получила наименование Крутицкой” (5).
“Указом же 1788 г. велено было: архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь, архиерейское подворье упразднить. Крутицкому Успенскому собору положено быть приходской церковью, при ней оставлен из соборных служителей один лишь священник. Архивные дела сданы в архив московской консистории” (5). “Некоторое время после этого ц. Успения была приписной к Даниловскому монастырю” (7).
“Рядом - знаменитый терем, выстроенный при митрополите Сарском и Подонсков Павле” (3). “Крытым переходом к ц. Успения соединен Крутицкий теремок, построенный в 1693-1694 гг. О.Д. Старцевым и Л. Ковалевым, который руководил работами в отсутствие Старцева. Все декоративные детали, как изразцовые, так и белокаменные, выполнены в мастерской О.Д и И.О. Старцевых. Главный фасад теремка сплошь облицован цветными орнаментированными изразцами” (4). Низ теремка, расписанный снаружи фресками в XIX в., ныне находится в облупленном состоянии; верх реставрируется.
В проемы ворот теремка видны здания Крутицких казарм. “Со стороны Москвы-реки за древними постройками Крутицкого подворья можно видеть небольшой одноэтажный дом XVIII в., в котором А.И. Герцен провел первые дни после своего ареста в 1837 г.” (8). Ныне казармы превращены в московскую гарнизонную гаупвахту. Считается, что именно здесь сидел после своего свержения Лаврентий Берия...
В 1990 г. приказные палаты XVII в. - южная часть гаупвахты - реставрировались; северная часть все также занята “губой”.
Крытые переход, недавно реставрированный, ведет от теремка и в другую сторону, в архиерейский дом с его ц. Воскресения.
Весь комплекс подворья стоит на государственной охране под №93 и включает в себя следующие объекты:
По исторической связи с титулом московского митрополита во второй половине XVIII в. - “Московский и Крутицкий” - нынешние архиереи, занимающие московскую кафедру (за исключением самого города, где архиереем считается сам Патриарх), носят титул “митрополит Крутицкий и Коломенский”. В Новодевичьем монастыре помещается и епархиальное управление с палатами митрополита.
“В 1992 г. комплекс подворья передан Всецерковному православному молодежному движению” (17).
Упраздненная старая кафедральная церковь митрополитов Сарских и Подонских на Крутицком подворье во имя Воскресения Словущего
“Домовая церковь епископов Сарских и Подонских первоначально построена около 1300 года св. Даниилом князем Московским под именем Успенской (после постройки в XVII веке новой Успенской она была переименована в Воскресенскую) и стала вместо кафедральной крестовою при архиерейском доме. Упоминается в завещании Иоанна II с 1356 г. Каменная в 1516 г. заложена вместо деревянной епископом Досифеем.
В 1788 г. епархия была упразднена, Успенский собор обращен в приходской храм, а Воскресенская церковь упразднена. После устроения здесь Крутицких казарм, в 1816 г. церковь начали было разбирать, но вступились ревнители старины и она потеряла только главу, кресты и часть сводов. Внутри на протяжении ста лет был казарменный склад. В начале XX в. епархиальные власти и ученые археологи стремились восстановить древний храм, но в своем начинании не успели. Судя по изображениям XVIII в. церковь была одноглавая с крещатыми сводами” (2).
“Из Успенской церкви переходы через теремок вели в каменный архиерейский дом. Внутри архиерейского дома помещалась крестовая (домовая) церковь Воскресения Христова с приделом св. Николая, вверху же было 9 архиерейских комнат. Рядом еще стояли архиерейские покои, называющиеся летними: покои двухэтажные, низ каменный, верх деревянный на два отделения, одно соснового дерева, другое липового. Кроме того, находились еще: а) здания для служивших при кафедре, как то: крестовых монашествующих, певчих, крутицкой консистории и проч.; б) нежилые строения; в) обширный сад с особыми постройками. Все здания и сад обнесены обширною стеной. Нагорная сторона к Ново-Спасскому монастырю в то время была покрыта березовой рощей и другими деревьями. Указом 1788 г. велено было архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь; архиерейский дом и все при нем здания, как прежде поступали со зданиями упраздненных монастырей, передать в военное ведомство, московскому главнокомандующему. По его распоряжению здания бывшей Крутицкой кафедры обращены в казармы. Ему же велено принять лошадей и всякий скот, бывший при архиерейском доме” (4).
“Подвалы церкви служили усыпальницей многих епископов. Храм упразднен при Екатерине II и обращен в цейхгауз. В настоящее время (1903-П.П.) служит арсеналом для хранения оружия при управлении московского воинского начальника” (5).
В 1907 г. был составлен проект реставрации храма в формах XVII в. В то время в подвале еще находились 6 старинных белокаменных надгробий с резным рельефом “архиереев Ефимия (ум. 1499 г.), Симеона (ум. в 1583 г.) митр. Геласия (1583-1602 гг.), который вел в Костроме следствие об убиении царевича Димитрия, епископа Иллариона (ум. 1751 г.) и некоего Феодора” (6).
“Нынешнее здание Воскресенского храма состоит из следующих частей: подвал XV в., середина; подклет XVI в., начало, с абсидами; верхний ярус середины XVII столетия.
Первые сведения о церкви здесь, называвшейся во имя Успения Богоматери, относятся к правлению Ивана II в середине XIV в. Затем храм был перестроен в 1516 г. Северный придел во имя св. Николая.
В 1672-1675 гг. церковь была переделана в крестовую палату Крутицкого архиерея, а Никольский предел сделался домовою церковью Крутицких митрополитов.
Крестовая Воскресенская церковь с Никольским приделом впервые упоминается в 1765 г. В 1785 г. в ней не служили.
В 1839 г. архитекторами Е.Д. Тюриным, в 1840 г. К.А. Тоном были выполнены проекты восстановления храма, однако они не нашли воплощения.
Храм перестроен между 1840 и 1898 гг.
В 1904 г. выполнен проект реставрации архитектора Н.Д. Струкова, также не осуществленный.
В 1936-1938 гг. храм и подворье перестроены в 3-х этажный дом архитектором Баталовым. были выполнены проекты восстановления храма, однако они не нашли воплощения.
В 1936-1938 гг. храм и подворье перестроены в 3-х этажный дом архитектором Баталовым.
С 1971 реставрируются подвал и подклет; ныне реставрация перешла на Никольскую церковь и Крестовую палату” (8).
При устройстве в зданиях подворья общежитий в 1920-х гг. надгробия были частично разбиты. еще в 1970-х гг. их видели в подвалах, где тогда свободно резвились дети. Ныне подвалы забраны решеткой, но, по словам реставраторов, от надгробий уже мало что осталось.
К 1990 г. частично вычинен нижний ярус храма. Сделаны новые абсиды на месте древних. Однако работы по реставрации тянутся весьма медленно, и даже не принято еще решение, в каком именно виде следует возрождать архиерейский дворец с церковью.
Здание, вместе со всем подворьем, числится на государственной охране по №93 (7).
“В апреле 1992 г. возобновились службы.
Храмы подворья состоят при штабе Всецерковного православного молодежного движения” (9).
Водовозов Н.В. История древней русской литературы. УчПедГиз., М.:-1962 г., 372 стр.
(со стр. 222-224) ...деятельность главы Русской Церкви митрополита Макария, занимавшего эту должность в 1542-1563 гг. Став московским митрополитом в годы малолетства Ивана IV, Макарий литературными труда старался утвердить авторитет и величие Руссой Церкви. Еще до своего приезда в Москву, будучи новгородским архиепископом (1526-1542), он предпринял составление “Великих Четий Миней”... Составление велось в Великом Новгороде в течении 12 лет.
Из сотрудников Макария нам известны такие ученые как ... епископ Крутицкий Савва.
В Смутное время, когда Кремль и Китай-город был занят поляками, то прибывшее в Москву ополчение Минина и Пожарского не имело возможности целовать крест в Кафедральном Соборе (занятом поляками), а так как временно им стал Успенская церковь на Крутицах, то ополчение остановилось там, и именно в крутицких стенах был отслужен молебен и целовали крест. Именно оттуда началось освобождение Москвы.
Когда Патриархом был Никон, то особо выделялся митрополит Крутицкий Павел II, влияние его было таково, что после низложения Никона он некоторое время был Патриаршим Местоблюстителем. В то время на Крутицком подворье деятельным архиереем были организованы переводы и печать большого объема церковных книг.
С. М. Соловьев. Об истории новой России./ сост., А.И. Самсонов./ М.,- Просвещение, 1993 г., 559 стр.
После 1767 г., по смерти митрополита Московского Тимофея его место занимает Крутицкий архиерей Амвросий Зертис-Каменский, хорошо знавший московские обычаи, т.к. проживал в Москве.
Во время чумного бунта в сентябре 1771 года митрополит Амвросий был зверски убит разъяренной толпой. Пытался искоренить многочисленные беспорядки в Москве, производимые обнищавшим белым духовенством и “крестцовыми попами”. (стр. 528-530), устроившими торжище, называемое “поповской биржей” у Спасских ворот. Поводом к убийству послужило восприпятствие митрополита к служению молебнов Боголюбской иконе Божией Матери у Варварских ворот. Т.к. сбор большого числа народа создавал, по его мнению, антисанитарные условия и также возможность мошенничества со собранными на молебнах деньгами.
Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока, сост. М., Александровским. М., 1917, 36 стр.
Об Ивановском сороке : московские церкви стали делиться по управлению на различные группы со времени Стоглавого собора. В середине XVII века установилось нынешнее деление на шесть “сороков”: Камайский, Ивановский, Сретенский, Никитский, Пречистенский, Замоскворецкий. Ивановский от Сретенского отделяется Маросейкой, Покровкой, частью Басманной; от церкви Никиты Мученика граница поворачивается к югу до Яузы, а далее поднимается вверх по течению этой реки. Древними можно назвать церкви, которые были основаны до почти восьмилетним промежутком с 9 сентября 1714 г., по 11 мая 1722, когда нельзя было возводить никаких каменных построек, кроме Петрограда.
Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутице. Находиться близ Спасской заставы на угле Крутицкой ул., и Крутицкого пер. Около 1300 г., св. Даниил кн. Московский (1263-1303) построил здесь подворье, для приезжающих в Москву архиереев, из которых первым был грек Варлаам. В 1356 г. Великий кн. Иоанн II писал в завещании “А иcъ тамги iзъ Коломенское далъ есмь четвертую часть ко Святhй Богородици на Крутицю”. В 1371 г., это распоряжение было повторено в завещании Дмитрия Донского. Около 1454 г., на Крутицу бала перенесена кафедра епископов Сарских и Подонских. Их епархия была учреждена в 1262 г среди татар в г Сарае. В 13 веке она была увеличена местностями по Дону. В последствии ее пределы не раз изменялись; а с 1764 г она официально стала называться “Крутицкой и Можайской”. Вследствие распоряжения 17 июня 1788 г епархия эта была закрыта, ее церкви распределены между соседними епархиями, а архиерейский дом с землею и постройками на ней стал принадлежать коллегии Экономии, потом Военному ведомству. В настоящее время здесь крутицкие казармы. До 1682 г на Крутицах известен один храм. Сначала он был деревянный, но в настоящее время сохраняется полуразрушенное (в 1816 г) каменное здание. Его архитектурные особенности: есть подклет, есть узкие притворы. С запада и с севера нет алтарного полукружия, окна верхнего света прорезают пяты сводов. Эти особенности в связи со временем переселения Сарских епископов на Крутицу позволяют отнести постройку каменного храма к концу 15 в. Т.к. архиереи обыкновенно погребаются в их Кафедральных соборах, то в подклете древнего Крутицкого храма есть подписи о погребениях 1499,1544,1583,1602 гг., а также 1759 г. В 18 в. этот храм известен с именем “Воскресения Христова” имел придел Николая Чудотворца, был крестовою архиерейской церковью. В 19 в. он утратил своды, главы и кресты и был складочным местом для бумаг и оружия при казармах. С 1682 г строился новый кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, называвшийся в отличии от кремлевского “малым” Успенским собором. После закрытия Крутицкой кафедры этот собор обращен в приходскую церковь. Она имеет два этажа, нижний, где находится престол во имя Апостолов Петра и Павла, построенный также, как, например церковь Заиконоспасского монастыря, т.е. с особенно толстыми стенами и с отнимающими много пространства столбами, назначенных поддерживать тяжесть верхнего этажа. Надписи на стенах свидетельствуют о погребениях 1688, 1701, 1712 гг. Верхняя Успенская церковь освящена 21 июня 1689 г. При переделках, бывших в 1700, 1738, 1823 гг. расширены некоторые окна, изменена форма средней главы, с трех сторон устроена закрытая галерея, построена северо-западное крыльцо. В 1895 году 2 июля освящен предел пр. Сергия, устроенный в южной галерее. Успенская церковь была соединена с архиерейским домом крытым ходом по особой, доныне сохранившейся стене, через надвратный теремок. Этот последний, замечательный по своей выдающейся красоте, построен, судя по архитектуре, около самого конца 17 столетия.
Жития русских святых. Учебное пособие в VI книгах. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь., т.I,1993, с.45 (Житие прп. и блгв. князя Даниила Московского).
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1292 году открылись ссоры между русскими князями: но и Андрей признал тогда правоту блаженного князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. (время когда митрополитом Киевским был преосвященный Кирилл, а в 1300 году митрополит Максим, родом Грек, перенес кафедру во Владимир).
Струков Н.Д. архитектор. Упраздненная церковь при бывшем Крутицком митрополичьем доме. Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М.; 1904г.
... Тогда Крутицы были вне города. Они находятся от Московского Кремля
Московские церковные ведомости. 1899 г. №27, стр.347.
В воскресенье 13 июля было совершено освящение храма в честь святых Апостолов Петра и Павла что на Крутицах. Величественный иконостас вновь вызолочен, св. иконы реставрированы; стены вновь украшены живописью и орнаментами. Церковная утварь возобновлена. Ко дню освящения крестьянами деревни Дубровки пожертвован ценный, напрестольный серебряный вызолоченный ковчег. Освящение и литургию совершало местное духовенство при пении местного хора и большом стечении молящихся.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.zykunov.narod.ru/