• Посм., ещё видео
Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи.
Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.
В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь (Кремлевский Спасский монастырь) был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год.
Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.
С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.
По тем временам это было обычным явлением, причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника.
Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм.
В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.
На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются.
Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.
Большой Кремлёвский дворец, во внутреннем дворе которого в прошлом располагался Собор Спаса Преображения на Бору. Вид со стороны Москва-реки.
XVIII век. Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле.
1797. Теремной дворец и собор Спаса на Бору в Московском Кремле. Художник Джакомо Кваренги (1744–1817).
1800-1802 годы. Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору. Картина Ф.Я. Алексеева.
1825 г. Большой Кремлевский Дворец и церковь Спаса на Бору. Гравюра О. А. Кадоль (1782-1846).
903 г. Собор Спаса Преображения на Бору. Первый храм, построенный в Москве (в 1330 г). Разрушен в 1933 г.
1800-е годы. Компьютерная реконструкция на период начала XIX века. Теремной дворец и Собор Спаса Преображения на Бору.
Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года:
«Того же лета, месяца Августа в 30 день, исходящу второму часу, загореся Москва внутри града на Подоле, близ Костянтина и Елены, от Богданова двора Носова; а до вечерни и выгорел весь, вста бо тогда и ветр силен с полунощи; и за рекою многи дворы погорели, а иных отъимали; а головни и береста со огнём добре далече носило, за много верст.»(Никоновская летопись).
Сообщалось, что «церковь Церковь документально известна с 1627 г. деревянной». В 1651 году было велено возвести её каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. «В 1738 г. ремонтировалась после пожара архитектором И. М. Мичуриным. В 1756 г. ремонтировалась под наблюдением кн. Д. В. Ухтомского»; был сделан новый иконостас и расписаны стены храма. С 1778 года известен придел Николая Чудотворца.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь хотя не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году она была отремонтирована и 26 сентября 1837 года освящена митрополитом Филаретом.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлёвского сада».
2017. г Тир федеральной службы охраны РФ. Примерно на этом месте до 1928 г. стояла церковь Константина и Елены. Справа - Беклемишевская и Петровская башни Кремля. Вид со стороны Беклемишевской башни.
1883 г. Церковь св. Константина и Елены в Тайницком саду.
1899 г. Вид с Софийской набережной на Кремль. Справа от памятника Александру II - церковь св. Константина и Елены. На кремлёвской набережной виден вагон конки ((конно-железная городская дорога). Использование конки в Москве продолжалось до 1912 г.
1905-1910 годы. Церковь святых Константина и Елены.
1905-1917 годы. Южный склон Боровицкого холма. Тайницкий сад. Церковь святых Константина и Елены.
1914 г. Слева - цокольная часть монумента Александру II, правее, вдалеке - Константино-Еленинская башня Кремля, справа от дамы - церковь св. Константина и Елены.
1915 г. Церковь св. Константина и Елены на Подоле. Справа - монумент императору Александру II, слева - Вторая Безымянная башня Кремля.
Когда воевода не сделал этого, Богородица явилась ему снова, обещая помощь и покровительство. Узник послушал и направил царю прошение о помиловании. Царь страшно разгневался, узнав о прошении и велел стражникам казнить воеводу немедленно.
Явившись к башне-тюрьме, те увидели на её кирпичной стене, обращенной к царскому дворцу, проступившее изображение иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Стражники доложили об этом царю и тот, поражённый чудом, отпустил воеводу.
В 1731 г. императрица Анна Иоанновна велела построить на месте деревянной часовни каменную Благовещенскую церковь, причем так, чтобы явленная икона оказалась внутри церкви за правым клиросом, а Благовещенская башня стала колокольней.
Архитектор Г. Шедель построил простое здание с четырёхскатной крышей и одним маленьким куполом. С восточной стороны к церкви примыкала алтарная абсида, с западной — трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада.
Церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».
Дозорная площадка под шатром башни была превращена в звонницу. Были повешены 7 колоколов. Над шатром вместо флюгера был установлен православный крест.
В 1737 г. в Кремле случился страшный пожар, в котором пострадал Царь-колокол, однако икона Благовещения в церкви осталась невредима.
В 1816 г. в трапезной был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого, куда были перенесён ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке.
В 1831 г. Портомойные ворота рядом с придельной Благовещенской кремлёвской башней были наглухо заложены.
Судьба явленной иконы на стене башни в советское время неизвестна. Благовещенская церковь на Житном дворе менее известна, чем Благовещенский собор и только название кремлёвской башни напоминает о когда-то существовавшей православной церкви.
1890-е. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Московском Кремле.
1900-1910 годы. Тайницкий сад. Слева — направо: Благовещенская башня Кремля, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Водовзводная башня Кремля, Храм Христа Спасителя.
1909-1915 годы. Благовещенская башня и Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы за кремлёвской стеной. Вид с Кремлёвской набережной.
1911 г. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Благовещенская башня Московского Кремля. Вид из Тайницкого сада со стороны Водовзводной башни.
1917-1933 годы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Благовещенская башня Московского Кремля.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — boris-martem