Иоанно-Предтеченский
Казанский храм
Покровский собор
Собор св. князя Владимира
Успенский собор
Свято-Троицкий собор
Церковь Рождества
Чуркинский монастырь
Часовня прп. Кирилла
Скит Иоанно
Храм Смоленской Иконы
Храм Христа Спасителя
Храм Петра и Павла
Храм святого Александра Невского
Храм Казанской иконы
Святые источники России
Святые источники Тюменской области
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Астрахань
Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум.
В 1723 году был упразднен и обращен в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года - заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.
С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников.
В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.
С 1992 года началось восстановление обители, и в 1995 году монастырь был окончательно передан Церкви. Освящен храм во имя Усекновения Честной главы святого пророка Иоанна Предтечи с приделами в честь Иверской иконы Божией Матери и свт.Тихона Задонского. Восстановлены роспись, иконостас центрального придела, полы.
Святыни: особочтимые иконы - Иверская икона Божией Матери, свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и преподобного Максима Грека с частицами мощей.
Казанский храм в г. Астрахань
Первоначально появление храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от засевшей здесь разбойничьей шайки атамана Заруцкого был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком от чудотворного образа Казанской Божией Матери.
При первых известиях о приближении рати, во главе которой была сама Матерь Божия, Заруцкий бежал из Астрахани, а жители города радостно с крестным ходом встречали Казанскую икону Божией Матери, почитая Её за свою Избавительницу.
В честь этого образа над восточными проездными вратами кремля был сооружён каменный храм, освящённый в 1615 году Астраханским архиепископом Онуфрием. Ворота и башня под храмом в честь «Пречистыя Богородицы Казанския» получили наименование Пречистенских. В 1709 году над Пречистенскими вратами была воздвигнута каменная соборная колокольня, а храм был упразднён. Сама икона Казанской Божией Матери ещё ранее была перенесена в Успенский собор и долгое время хранилась здесь.
В 1907 году в храме были установлены новые резные трёхъярусные иконостасы, вызолоченные на полимент. Роспись храма была произведена известными художниками Зейцом и Серовым.
Летом 1923 года Казанский храм был захвачен обновленцами. В 1930 году советские власти отобрали у них храм. В скором времени были снесены колокольня храма и четыре боковых барабана.
У астраханского писателя Юрия Селенского в его книге «Не расти у дороги» описывается разрушение колокольни Казанского храма: «Выломана решетка ограды, положены наклонно брёвна - склизи, по которым должны быть лихо пущены на землю два больших колокола, каждый из которых за здорово живёшь и четверо мужиков не поднимут. Средним колоколам тоже предстоит покатиться боком по брёвнам, прежде чем рухнут вниз, а уж мелочь и так побросают, качнувши разок-другой... А распорядитель ходил козырем: «Церковь эту мы смахнём. Развалим всё. На кирпичики»...
Распорядитель решительно перешагнул канат ограждения и, подняв наган, крикнул: «Давай! Начнём! Вечерний звон! А теперь все, граждане, смотрите! Нет мне наказания потому, что Бога нет!» Вскинув руку и почти не целясь, он выстрелил в надвратную икону Казанской Божьей Матери, но промахнулся. Не попав в икону, пуля отколола кусок цементного карниза и, отрекошетив, профурчала над головами».
По словам очевидца этих событий П.В. Махонина, церковные паникадила вынесли на булыжную мостовую и разбили кувалдами. А чтобы уже совсем покончить с пережитками прошлого и чтобы не смотрели так укоряющее с высоких колонн святые лики на творимые беззакония, решили соскоблить изображения их со стен.
Изувеченный храм был превращён в склад «Заготзерна», а 8 февраля 1955 года Астраханский облисполком вынес решение о передаче «здания бывшей церкви по ул. Чехова, 10 областному совету профсоюзов (с правом переоборудования)». Но облсофпрофу церковное здание так почему-то и не было передано, и оно было заброшено, превратившись в прибежище для бомжей и хулиганов.
15 июня 1991 года Казанский храм был возвращён Православной Церкви. В печальном виде он предстал перед глазами верующих. Внутри храма груды мусора, роспись уничтожена, подвал залит водою, вместо оконных рам зияющие пустые глазницы. Началось долгое и кропотливое дело восстановления. В первую очередь обновлён внешний облик храма: купол и крыша покрыты новым оцинкованным железом, вставлены рамы в окна, покрашены решётки на них, отреставрированы входные врата в церковь.
Постепенно храм покрывается новой росписью, украшается новыми иконами. Украшает теперь церковь и новый иконостас с вышитыми бисером иконами. Из святынь, которыми последнее время обогатился Казанский храм, особенно замечательна написанная на Святой горе Афон икона Казанской Божией Матери, называемая верующими Казанская-Афонская. Имеется чтимый образ Косинской Божией Матери, а также икона собора Преподобных Оптинских старцев, с частицами мощей каждого из них.
Покровский собор в г. Астрахань
На том месте, где сейчас находится Покровский собор, до начала XIX столетия простиралось необозримое пространство Болдинской степи, покрытое солончаками, зарослями камыша, в центре которого располагался большой мелководный ильмень, имеющий название Бляблин. В начале XIX века здесь стали селиться казённые крестьяне.
Губернская канцелярия отвела им территорию вдоль берега реки Волги, единственного тогда ещё места, пригодного для строительства жилья.
За переселением было поручено наблюдать стряпчему казённых дел Крупинскому, который указал называть новый посад Воскресенской слободой, по имени располагавшегося на стрелке Волги и Болды Воскресенско-Болдинского монастыря.
Но это название не закрепилось за новою слободой. В 1822 году Воскресенский монастырь был упразднён и местные жителе стали называть свою слободу просто Селением.
До середины XIX века это новое Селение представляло из себя незначительный посёлок, но в 1858 году произошло событие, серьёзно повлиявшее на его судьбу. В ночь на 1 августа 1858 года в Астрахани произошёл страшный пожар, во время которого выгорели все местные и дровяные пристани на берегу Волги.
Сильно пострадала и закутумная часть города: в приходе Казанской церкви, где располагались слободы бондарей, кузнецов и колесников.
После этого пожара городское управление вынесло решение перенести за город слободки кустарей на место осушённого ильменя Бляблин.
Там образовались посёлки Бондарный, Кузнечный и Колёсный. На стрелку Волги и Болды были перенесены местные пристани, по берегу Волги обустраивались лесопильные заводы и причалы, принадлежащие астраханскому купечеству и различным местным обществам.
Весь этот ново-заселённый район был приписан к приходу Казанской церкви, но для такого небольшого храма вместить такое большое число прихожан было невозможно. Появилась идея создания нового большого храма в центральной части Селения. Главным инициатором этого строительства выступил известный купец и благотворитель Иван Иванович Губин.
Нельзя не сказать и о находящейся в соборе у северной боковой двери древней иконе Покрова Пресвятой Богородицы. По рассказам прежних священников, служивших в этом храме, эта икона до революции каждый год обносилась крестным ходом вокруг города Астрахани.
Пришла эта икона в Покровский собор в 1939 году из храма в честь Донской иконы Божией Матери, что на Казачьем бугре, после его закрытия и разрушения. В Донскую церковь эта икона, по преданию, попала из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия в 1920 году. Икона эта была особо чтимой и чудотворной, о чём говорят свидетельства, оставленные в летописи этого монастыря.
Самой великой святыней, хранящейся в соборе, является икона-мощевик, с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня. Этот мощевик был принесён в дар собору в 1955 году архиепископом Сергием (Лариным) и сейчас находится в ряду прочих икон за левым клиросом.
Большим почитанием среди верующих астраханцев пользуется могила архиепископа Филиппа (Ставицкого) (1874 - 1952 гг.), погребённого в стене под левым приделом.
За свою благочестивую жизнь, исповеднический подвиг в сталинских лагерях, а также неоднократную, посмертную, молитвенную помощь он почитается астраханцами как месточтимый угодник Божий.
Собор св. князя Владимира в г. Астрахань
8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм.
Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям.
Ещё одно обстоятельство способствовало выбору места. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей.
В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь.
Знаменательным было то, что храм строился в честь князя Владимира, обратившего Русь из тьмы язычества в веру Христову, тем самым подразумевалось, что этот святой призывался на помощь православным астраханским миссионерам в их нелёгком деле обращения иноверцев в православие.
У входа в храм Божий на мраморной доске было запечатлено: «Сей храм Святого Равноапостольного князя Владимира сооружён в честь 900-летия Крещёния Руси (1895 - 1902). С 1930 по 1999 год использовался не по назначению... Да будет Имя Господне благословенно в сем храме отныне и до века». А площадь Гражданская на которой стоял храм, стала именоваться с этого дня площадью Святого князя Владимира. Сомкнулась связь времён.
Со знаменательного дня 28 июля 1999 года в Князь-Владимирском храме всё стало приходить на «круги своя». По благословению Преосвящённейшего епископа Ионы здесь стали проводиться молебны, а 17 октября 1999 года была отслужена первая Божественная литургия. Возглавлял эту службу сам владыка Иона, который назвал этот день днём обновления храма.
По его благословению из Москвы были выписаны семь больших икон, установленных во временном храмовом иконостасе. В храме стали проводиться реставрационные работы производственным объединением «Кедр», внешний и внутренний облик стал постепенно преображаться, приобретая прежние первоначальные черты.
А рядом со стеною южного придельного алтаря был восстановлен крест над могилою отца Всеволода Виноградова, скончавшегося в 1925 году. Этот пастырь, прослуживший в храме со дня его освящёния в 1902 году до дня своей кончины, проявил себя как ревностный защитник православия против нападок обновленчества и снискал в сердцах своей паствы искреннюю и преданную любовь.
28 июля 2001 года, через два года после возвращения Князь-Владимирского храма Православной Церкви, состоялось ещё одно знаменательное событие в его истории. Здесь, в этот день, после торжественной службы, Преосвящённейшим епископом Ионой были освящёны новые колокола. Эти колокола были пожертвованы храму руководителями области и города, а также местными предпринимателями и по благословению владыки каждый колокол получил имя в честь своего жертвователя.
Самое же главное торжество - освящёние Владимирского храма - в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий II.
Успенский собор в г. Астрахань
Успенский собор (официальное название - собор Успения Пресвятой Богородицы) - крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699-1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.
Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Первый собор в Астрахани, деревянный и очень небольшой, построен на этом месте в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной этому послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным в благословение новому городу Астрахани, заложеному на новом месте в 1558.
Для строительства храма митрополитом Сампсоном было нанято тридцать человек каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. 1 октября 1699 года началось строительство нового собора. Как сообщает «Ключаревская летопись»:
« ... а сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев. »
Вначале зодчий мыслил сделать собор с одним большим куполом, но при строительство собора в 1702 году вследствие поспешности кладки или недостаточной прочности связей обрушился свод храма, и вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму другой вид. С 1705 до 1706 года в Астрахани проходил так называемый стрелецкий «свадебный» бунт - одно из крупнейших городских антифеодальных восстаний в России, которое приостановило ход работ, так как многие каменщики, землекопы и колодники тогда присоединились к восставшим.
В 1707 был освящён нижний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1709 году вследствие сильного пожара обгорели соборные главы на почти законченом соборе. Основные каменные работы по возведению собора завершились к 1710 году.
Верхний главный храм, был освящён 14 августа 1710 года.
Свято-Троицкий собор в с. Енотаевка
Не многие жители области знают, почему же областная епархия называется Астраханско-Енотаевской: то ли по количеству находящихся здесь церквей (почти на каждое село свой храм), то ли из-за казацкого прошлого, оплотом которого является православие. На самом деле объяснение простое: в Енотаевке располагается собор кафедрального значения - Свято-Троицкий собор, третий по значимости после Астраханских Покровского и Успенского соборов.
Именно здесь ранее находилась кафедра викарного епископа Леонтия, расстрелянного вместе с астраханским архиепископом Митрофаном. На сегодняшний день Леонтий в зарубежной церкви причислен к лику святых.
Троицкий собор в с. Епотаевка (1832 - 1840 гг.) был построен по проекту достаточно известного петербургского архитектора И. И. Шарлеманя.
Собор огромный. Ощущение этого усиливается и оттого, что его объем представляет собой ротонду. Поставлен он в соответствии с характерным градостроительным приемом времени классицизма - на осях перпендикулярно пересекающихся улиц. Некоторая грузность массы храма, появившаяся с сооружением в 1850-е годы приделов с обеих сторон трапезной, не умоляет достоинств памятника.
Ярусность композиции, строгие дорические портики на главном и боковых входах, белокаменный цоколь и карнизы, стройная звонница - все это чрезвычайно удачно согласуется между собой и свидетельствует о том, что перед нами произведение в стиле в стиле ампир.
Самое выразительное в памятнике - его внутреннее пространство, подчиненное идее круга. Стройная круговая ротонда, свет, ровно падающий из окон верхней ротонды, и широкий «парящий» благодаря подсветке купол создают ощущение полной гармонии. Внутреннее пространство храма носит скорее светский характер - по своему воздействию он ничем не отличается от парадного зала дворцового здания.
В последние годы здесь замироточило несколько икон, приобщиться к святости которых и стремятся люди.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское
Большая кирпичная четырехстолпная пятикупольная церковь с многоярусной колокольней и богатым декором в неорусском стиле. Построена в 1899 (по другим данным в 1912). Боковые приделы Никольский и Петропавловский. Закрыта в 1941, но вновь открыта в 1943 и более не закрывалась.
В селе расположен самый большой в Поволжье - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого - начала двадцатого века, освящен был в 1899 году.
Нынешний храм - третий по счету в селе. До него было еще два. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмами, построенными на берегу, обваливалась и они уходили в реку.
После революции монастырь был закрыт, разрушен, церковная утварь и иконы - уничтожены. Икону же «Нерушимая Стена» спасла одна из прихожанок, которая через много лет и решила передать ее храму в Никольском. В далекие шестидесятые годы прошлого столетия, так же в храм принесла Мария Аньшакова неприметную икону со стертой позолотой, следами вандализма, поврежденной живописью... Это и был образ Божией Матери - «Нерушимая Стена».
Это искусный список с древнего мозаичного образа XII века «Нерушимая Стена» из главного алтаря Софийского собора города Киева. В отличие от киевского образа, где Богородица изображена в полный рост, на астраханском списке с образа дано Ее поясное изображение. В нижней части иконы располагается надпись из стихиры:«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству». Около сорока лет образ находился в храме.
А в 2001 году девяностопятилетняя жительница села Соленое Займище Астраханской области Агриппина Яковлевна Веремеева, тяжело страдавшая болезнью глаз, увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая повелела ей молиться Ее чудотворному образу «Нерушимая Стена», находящемуся в храме села Никольское. Веремеева рассказала о своем сне отцу Александру, и в день отданья праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, указанную Богоматерью икону отыскали в уголке храма.
Икону реставрировали, и после повторного обретения иконы, ее украсили венцом, затеплили неугасимую лампаду, елей от которой теперь раздается молящимся. В последнее время прославлению чудотворного образа способствуют и многочисленные паломники, приезжающие в Рождество-Богородицкий храм. А святой образ - поистине чудотворный: после молебнов произошло много чудес исцеления.
Есть в храме и другой редкий образ - схимонаха-отрока Боголепа, очень почитаемого в черноярском районе Астраханской области святого. Отец Александр много рассказывает об этом местночтимом святом, небесном покровителе района, не раз защищавшем местных жителей от нападений во время войн и смут.
Чуркинский монастырь
С давних времен в России существовали места, куда душа русского человека тянулась, искала успокоения и утешения в скорбях. Троице-Сергиева Лавра, Лавра Киево-Печерская, Оптина пустынь в Калужской губернии - самые известные из них. Эти духовные центры известны были всем. Было такое святое место и на Астраханской земле, когда-то очень известное, но потом совсем почти забытое.
Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
Сейчас на «Высокой горе» тихо так, как, наверное, в первоначальные времена. Будто Господь специально освободил это место, чтобы возродить прежнюю монастырскую славу. Трудно поверить, но всякий кто идет сюда с нечистым намерением - обжигается, понимая всю кощунственность своих замыслов.
Господь словно показывает всем - это место святое, не трогайте его. А пока на это святое место Господь начинает приводить паломников, верующих людей, каждого своим путем. И всякого, кто хоть раз побывает здесь, тянет вновь на «Высокий бугор» с неимоверной силой. Даже если человек и не очень укрепленный в вере - ощутив здесь благодатную силу, он не может без слов любви вспоминать о Чуркинской пустыни.
Особенно притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На его могилке многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных житейских ситуациях. Чувствуют люди и молитвенную помощь других монастырских старцев, которых здесь погребено немало.
И царят здесь молитва, монастырский дух, отгоняя все внешнее и суетное. Верится, что эта благодатная сила, сокрытая под спудом «Высокой горы» скоро откроется людям, и оживет, и поднимется прежняя обитель, привлекая к себе все новые страждущие души, ищущие покой и утешение.
Часовня прп. Кирилла в г. Астрахань
Часовня - небольшой храм без алтаря, построенный на могиле святого преподобного игумена Троицкого монастыря Кирилла. День его памяти - 18 марта. Сначала он был похоронен в самом монастыре, и часовни над его могилой не было. Но позже, по преданию, он совершил чудо - спас Астрахань от пожара.
В Астраханском сборнике, где опубликована "Рукопись Никифора Туркина", это описано так: "... видела воеводская жена Ис хором своих преподобнаго Кирилла на гробе с воем стояща. И десницою огонь крестовидно осеняюща.
И абие пламень угасе. И пожар предста; яже, видяще сие, поведа мужу своему и протчим людям и того ради над ним Начальником Кириллом построили часовню...". (Астраханский сборник, издаваемый Петровским обществом исследователей Астраханского края. - Астрахань, 1896. С. 44 - 45.)
Скит Иоанно – Предтеченского мужского монастыря Иконы Божией матери «Неупиваемая Чаша» в с. Николо-Комаровка
Совсем недалеко от Астрахани в с. Комаровка - за паромной переправой - около трех лет назад под патронажем Иоанно - Предтеченского мужского монастыря основан Скит Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы - возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры - кролики, коровы, бычки, козы, птица... А также - три лошади: две молодых кобылы и жеребец.
Хозяйство большое, а вот работников там маловато - две монахини, пятеро послушниц и трудники, поскольку, хотя обитель - женская, но без мужских рук такое хозяйство просто не поднять...IMG_1237-2
Хозяйством руководит и занимается монахиня Анисия, которая также прислуживает на литургиях приезжающим из Иоанно - Предтеченского монастыря иереям, поскольку в православии женщины не имеют права самостоятельно отправлять богослужения. Монахиня Мария «заведует» именно богослужебной частью жизни скита, поет на клиросе, читает правила, Каноны, Псалтирь, впрочем, как и остальные насельницы.
В храмовой части скита много старинных икон - очевидно, что они уцелели из какого-то старого иконостаса. В переднем приделе храма - большая икона Николая Чудотворца. Арихиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, иконы Святой Блаженной Матроны Московской, Святой Блаженной Ксении Петербуржской...
А также - иконы нового письма, - например, возле алтаря - две иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», и хотя скиту еще совсем мало лет - иконы намоленные и помогают страждущим чрезмерным винопитием в исцелении.
Порок пьянства, грех винопития, а попросту - алкоголизм. - расцветает все более пышным цветом, сметая возрастные и социальные барьеры. К сожалению, медикаментозному лечению алкоголизм почти не поддается....
Поэтому в обитель едут как православные паломники - поклониться Святому кресту, помолиться в святом месте, так и страждущие, надеющиеся на исцеление от телесной и духовной немощи...
Благослови, Господи, место сие и насельниц его, чьими молитвами очищаются наши души и помыслы...
Храм Смоленской Иконы Божьей Матери в г. Камызяк
В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах, - неподалеку от Астрахани, - возникло более 10 учугов.
Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно - бытовые постройки.
Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.
Камызяк - один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым (Алексеем Тишайшим) князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.
В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, - расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Эту церковь сломали - по некоторым данным, - в период 1924-1930 годов. Со слов старожилов - супругов Поляковых, ее ломали 4 года, причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, - из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона - к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич, оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) - продан в Калмыкию.
Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России.
Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, пластинное - на первом этаже была церковноприходская школа, а на втором - жило духовенство.
Сохранился с того времени этот дом и название - «Церковный переулок». Он находиться рядом с парком, где в настоящее время ведется строительство новой церкви - Иконы Смоленской Божьей Матери, Одигитрии, Путеводительницы.
Храм Христа Спасителя в с. Красный Яр
В селе Красный Яр, - до революции - казачьей станице Красноярской, - было три церкви. Здесь ведь все напоминает о казачестве, - даже название реки - Караульная, руководство осуществлялось казачьим атаманом и местной администрацией. На месте нынешнего консервного завода находился храм Покрова. На станичном кладбище был храм Ильи Пророка.
В селе Ватажном, точнее, тогда он назывался хутор Никольский, была также церковь Великомученика Пантелеимона.
Одна из них - центральная, Церковь иконы Владимирской Божьей Матери, - находилась на месте ныне действующего храма Христа Спасителя.
Храм был, как и Успенский собор в Астраханском кремле, двухуровневый, зимний и летний - верхний. Колокольня при храме была высотой 57 метров. Имеется старинная фотография храма Владимирской иконы Божьей Матери, которая была увеличена нынешним настоятелем церкви Христа Спасителя - отцом Григорием, и сейчас находиться в служебных помещениях.
Церковь иконы Владимирской Божьей Матери, - находилась на месте ныне действующего храма Христа Спасителящениях церкви.
При храме давно существует бесплатная столовая, где с 11 до 14 часов могут получить пищу люди любого вероисповедания, всех национальностей. Это тоже, я считаю - подвижничество, огромный труд.
А также - в том самом здании, где ранее располагалась церковь, работает наша воскресная школа. Там имеются детские национальные костюмы, проводятся разнообразные мероприятия, - она оборудована современными компьютерами, музыкальной центром, телевизором, видеомагнитофоном, органом, - современной мебелью, партами, учительским столом, шкафами, - то есть всем необходимым для продуктивного обучения. Очень много детей и подростков села обучались в этой школе.
Сейчас готовится к рукоположению один из ее бывших воспитанников... То есть, он не только восприял данные ему знания, он настолько глубоко впитал их, духовно проникся, что - принял осознанное решение следовать этим путем по жизни, посвятить себя служению Богу.
Храм Петра и Павла в с. Черный Яр
О храме Петра и Павла в Черном Яру сохранилось очень мало достоверных сведений. Наиболее вероятное время постройки - конец 17 - 18 в.в. Город Черный Яр упоминается в записях путешественников еще с 1600 г.. Он стоял на берегу Волги, в 208 верстах к северу от Астрахани, и 158 верстах к югу от Царицына и входил в систему южных крепостей, для защиты волжских торговых путей и торговых караванов, шедших с Востока на Запад.
Несколько раз - после обвалов берегов и пожаров, город переносили на полверсты. В Черном Яру, долгое время бывшем фактически самым южным форпостом не только Астраханской губернии, но и всей Руси, защищавшем окраину от набегов татарской конницы, калмыков и казачьих воровских шаек, вместе с деревянной крепостью была построена и первая церковь - Воскресения Христова, с боковыми приделами, освещенными в Честь Казанской Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца (сгоревшая во время пожара в 1654 г., восстановленная позднее в перенесенном городе, и полностью разрушенная при пожаре 1741 г.
Именно с этим храм связано прославление удивительного местночтимого святого - преподобного отрока - схимонаха Боголепа, бывшего сыном воеводы Якова Лукича Ушакова, принявшего постриг в семилетнем возрасте за несколько дней до смерти в 1654 г. Могила святого была расположена возле церкви, над ней была возведена часовня, которая по приказу Петра I была снесена.
Стараниями местного купца была построена вторая церковь - Воскресения Господня, причем, левый придел был освящен во имя Святого мученика Иоанна Воина, а правый - в честь Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских.
Этот храм интересен также тем, что придел Святого мученика Иоанна Воина был построен и освящен первым - в 1741 г., и построен он был прямо над могилой Святого Боголепа. Многие чудеса явил этот святой...
Хотя поклонение ему в основном распространено в Черноярском, Енотаевском районах области, его иконы находятся во многих храмах региона, причем, на некоторых она изображен не ребенком, а юношей...Сам же храм был освящен только в 1750 г. Однако, и этот храм не сохранился до наших дней - он находился на берегу Волги и рухнул в подмытый водою яр...
Кладбищенская церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла интересна тем, что ее пол составлен из элементов чугунного литья, возможно, именно это и спасло храм и сохранило до нашего времени.
От прежнего места на берегу реки храм перевезли в безопасное место, где он располагается и сейчас.
Храм святого Александра Невского в с. Разино
Храм во имя Святого Благоверного великого князя Александра Невского был заложен, - согласно сохранившейся мемориальной закладной доске, - в 1908 году, а построен и освящен - 18 июня 1911 года в поселке Разин-Бугор.
Строителем храма был о. Николай Ситкин, а первым настоятелем храма стал о. Николай (Лекторов), зверски убитый в 1918 году большевиками...
С начала двадцатых годов прошлого века, когда новая власть разрушала церкви и закрывала монастыри, в храме во имя Александра Невского вели богослужения монахи разоренного Чуркинского монастыря, расположенного за соседним селом Большой Могой, - игумен монастыря Аркадий (Михайловский) и иеромонах Иларион (Чалый). Служил в церкви схиигумен Стефан.
В те времена были разорены многие церкви... В селе Цветное Володарского района Астраханской области, например, ранее действовала трехпрестольная церковь, она возводилась в честь великого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а также посвящалась святым - Святителю Николаю Архиепископу Мир Ликийских Чудотворцу, и святым Апостолам Петру и Павлу.
Итак, храм в с. Разино постоянно действует с 1945 года, закрывался он только на десяток лет во время гонений на церковь. Много славных пастырей отправляли службы в храме Александра Невского.
Дольше всех прослужил в храме отец Иоанн, около 17 лет, - помогала ему во всем матушка Мария. Отец Иоанн погиб, - утонул на Крещение. Он провел службу, благословил желающих принять купель в реке, и - поскольку он всегда сам купался на Крещение - 19 января, то, хотя матушка предлагала ему вначале покушать после долгой службы и отдохнуть, - он решил искупаться.
В то время было очень сильное подводное течение и его затянуло под лед. Тело не смогли найти. Однако матушка Мария сама рассказывала, что он приснился ей и сказал , что у него новый дом, под кораблем. Весной при половодье тело вымыло из-под корабля и его выловили сетями. Погребен он возле храма, где находится его могила.
В церковь стекается много паломников, жертвующих на храм. Светские власти также помогают, - так пожертвовал расшитую и набранную бисером, стеклярусом икону - в рост человека, - с изображением покровителя церкви Александра Невского - губернатор области Александр Жилкин. Его жена, Вера Жилкина пожертвовала также расшитую икону Богородицы. Председатель колхоза пожертвовал в храм святой образ, - также весь расшитый бисером.
Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Ильинка
Судьба этого удивительнейшего храма Астраханской земли - напрямую связана с его местоположением.... А также - с особхрам Казанской иконы Божией Матери - с.Ильинка Володарского района Астраханской областиой милостью его небесной Покровительницы - Приснодевы Марии.
«Село Ильинка Володаровского района (до 1917 года Красноярского уезда) Астраханской области расположена в дельте реки Волги, на одном из островов, образующихся её рукавами остров этот с давних времен носит название Чуркинского, по расположенной в южной части его Высокогорской Успенско - Николаевской Чуркинской пустыни.
Пустынь эта древняя, основанная ещё в 70-х годах 16 столетия преподобным Кириллом игуменом - строителем Астраханским.
Известна она многими подвижниками, среди которых особенно просиял старец архимандрит Евгений (?- 1850 год), вместе с преподобным Серафимом Саровским получил благословение на монашество от киевского старца Досифея и подвизался вместе с ним в Саровской пустыни, вплоть до своего переселения в Астрахань.
Вообще для Астраханской земли Чуркинская пустынь была как своя Оптина, рассадник духовности и старчества. Глубокую связь она имела со знаменитой Глинской пустынью, а через её, её суровый устав, со славными обителями Афонскими.
Судьба этого удивительнейшего храма Астраханской земли - напрямую связана с его местоположением.... А также - с особхрам Казанской иконы Божией Матери - с.Ильинка Володарского района Астраханской областиой милостью его небесной Покровительницы - Приснодевы Марии.
«Село Ильинка Володаровского района (до 1917 года Красноярского уезда) Астраханской области расположена в дельте реки Волги, на одном из островов, образующихся её рукавами остров этот с давних времен носит название Чуркинского, по расположенной в южной части его Высокогорской Успенско - Николаевской Чуркинской пустыни.
Пустынь эта древняя, основанная ещё в 70-х годах 16 столетия преподобным Кириллом игуменом - строителем Астраханским. Известна она многими подвижниками, среди которых особенно просиял старец архимандрит Евгений (?- 1850 год), вместе с преподобным Серафимом Саровским получил благословение на монашество от киевского старца Досифея и подвизался вместе с ним в Саровской пустыни, вплоть до своего переселения в Астрахань.
Вообще для Астраханской земли Чуркинская пустынь была как своя Оптина, рассадник духовности и старчества. Глубокую связь она имела со знаменитой Глинской пустынью, а через её, её суровый устав, со славными обителями Афонскими.
Святые источники Тюменской области
На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.
Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.
Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.
Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.
Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.
Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.
По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.
Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.
О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.
Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.
В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.
Святые места в Тюменской области