Храм Михаила Архангела в ст. Вешенская
Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вешенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма.
Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года.
Храм Александра Невского в г. Новочеркасск
18 мая 1805 года при заложении города Новочеркасска и Вознесенского собора Епископом Воронежским и Храм Александра Невского Черкасским Арсением было освящено место и под Александро-Невскую церковь. 11 февраля 1806 г. Министром внутренних дел были препровождены Войсковому Атаману войска Донского М.И. Платову "фасады и профили предназначенных к постройке в Новочеркасске зданий", в т.ч. и Александро-Невского храма.
Храм св. Георгия Победоносца в г. Новочеркасск
Адрес: 346410, Россия, Ростовская область, г.Новочеркасск, ул.Маяковского, 30
Телефон: (8635) 24-33-92 Описание храма: Престол храма во имя св. вмч. Георгия Победоносца, не освящен. Храм открыт ежедневно с 10:00 до 15:00, кроме понедельника. Панихида: суббота 11:00 Таинство Крещения: суббота 12:00
Храм Димитрия Солунского в г. Новочеркасск
Начало церкви во имя Святого Димитрия Солунского, устроенной на городском кладбище первоначально деревянным зданием, относится к 1810 году, когда в Новочеркасске уже были освящены первые деревянные молитвенные храмы: Александро-Невский и Троицкий, не считая освященного еще в 1805 г. временного деревянного Вознесенского собора. Осенью 1810 года деревянная кладбищенская Димитриевская церковь с приделом во имя св. пророка Илии была освящена. При ней построены деревянная колокольня и "досчатая ограда".
Храм св. прп. Сергия Радонежского в г. Таганрог
8 октября 2004 года состоялась первая Божественная Литургия в теперь уже "большом" храме Св.Прп. Сергия Радонежского г. Таганрога. Этого долгожданного события с нетерпением ждали как прихожане храма, так и все Православные таганрожцы. Храм Св. Преподобного Сергия, игумена Радонежского созидался в процессе реконструкции бывшего кинотеатра "Россия".
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Недвиговка
Новая церковь - великолепный образец краснокирпичной эклектики. Дробленость архитектурного декора с элементами древнерусского зодчества, столь модными в конце прошлого века, строгая пропорциональность пяти куполов, ритмика сухариков по карнизу, графическая прорезь окон - все это разнообразие цельно и гармонично связано не только в архитектурных пропорциях, но и с окружающей природой. Этот памятник не столь уж далекого времени как бы смыкает в узел несколько улиц, образуя естественный центр Недвиговки.
Строительство храма началось в 1905 году. По обычаю в фундамент заложили частичку мощей святого (какого - уже в селе никто не помнит), и священник торжественно, с кадилом в руке, освятил первый камень. По словам нынешнего настоятеля храма о. Петра, это кадило до сих пор находится в церкви, и им пользуются только в особо торжественных случаях.
К сожалению, вся церковная библиотека и церковный архив были сожжены в 1937 году, и теперь невозможно установить ни имени первого священника, ни имени архитектора.
Храм в честь иконы Божией Матери
"Одигитрия" в г. Аксай
Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» был построен в Аксайской станице в 1897 году. Строительству храма предшествовало следующее событие.
В 1830 году в станице Аксайской началась эпидемия холеры, и некоторым станичникам стала являться Божия Матерь. Она указывала им место, где они должны взять Ее икону, которая спасет людей от скорой смерти. Жители вместе со священником направились в заброшенный дом на краю станицы и нашли там икону. После крестного хода с молебнами вокруг станицы икона была помещена во временной часовне для поклонения. Уже на третий день после явления иконы эпидемия холеры в станице прекратилась.
Через 16 лет после обретения Аксайская икона Божией Матери была официально признана чудотворной на основании многочисленных фактов исцеления от чумы и холеры населения Аксайской станицы и окрестностей.
Храм в честь Иконы Божией Матери "Одигитрии" (Путеводительницы) в г. Таганрог
25 октября 2004 г. совершилась первая Божественная Литургия во вновь построенном храме в честь Иконы Божией Матери «Одигитрии» (Путеводительницы). Это поистине долгожданное событие для всех православных жителей нашего города. Строительство храма началось в 1999 г., по благословлению высокопреосвященнийшего Пантелеймона, Архиепископа Ростовского и Новочеркасского.
Храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" в с. Петровка
Живоносный источник Божьей Матери - храм со своей историей. Собор известного в конце 19 века архитектора Вальпреда простоял почти сто лет. Но привлекателен для верующих он был не только мастерством зодчего.
"Единственное место на нашей Донской земле, где было явление Божьей матери. Явилась и сказала - здесь будут исцеляться. Люди приходили, пили воду, прикладывались к иконе. Обливались и получали исцеление и сейчас исцеляются", - рассказал отец Евгений, настоятель храма Живоносного источника Божьей матери.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Таганрог
Каждая церковь нашего города - это символическая свеча и неугасимая лампада на духовном небосводе. Хотелось бы, чтобы наше время не потушило огонь молитвы никакими ветрами современных перемен, чтобы звучание колокола напоминало нам не только о земном, но и небесном гражданстве.
Храм открыт ежедневно с 8:00 до 18:00.
Богослужебная неделя начинается с пятницы. В пятницу в 15:00 - начало Всенощного бдения. В субботу в 8:00 - начало Божественной Литургии, 15:00 - Всенощное бдение. В воскресенье в 8:00 - начало Божественной Литургии. Таинство Крещения совершается в субботние и воскресные дни в 11:00.
Храм Михаила Архангела в г. Новочеркасск
Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск.
Храм Всех Святых в г. Таганрог
Церковь Всех Святых находилась в некрополе XIX-XX вв. в старой части города Таганрога. Она была заложена в 1810 г. В 1824 - приписана к Таганрогскому собору.
В 1826 супруга Александра I пожертвовала на нужды храма 1000 рублей.
Первым штатным священником кладбищенской церкви был назначен двадцатидевятилетний отец Павел Афанасьевич Дмитревский, прослуживший в храме до 1867 г.
Храм всех святых находится в стороне от шумных городских магистралей., утопая в зелени. Размер площади и объём храма удивительно соразмерены. Храм является композиционным центром некрополя, к нему сходятся все аллеи старого кладбища.
Храм Константина и Елены в г. Новочеркасск
В 50-х годах ХIХ века в Новочеркасске в период управления Войскового Наказного Атамана М.Г. Хомутова стала пробиваться инициатива о строительстве церкви во имя великомученика Георгия Победоносца на Колодезной площади.
Но казаки особого "рабочего полка", ведущего строительные и ремонтные работы в Новочеркасске настояли на том, чтобы церковь строилась именно на их территории, т.е. на Сенной площади, взамен ветхой полковой часовни. Местные власти пошли навстречу "качурам" (так называли в народе казаков этого рабочего полка). И в 1864 г. деревянная Константино-Еленинская церковь была установлена на Сенной площади рядом с казармами "рабочего полка".
По некоторым преданиям и письменным свидетельствам материал для деревянного храма святых равноапостольных Константина и Елены, а также колокольни был взят из разобранных ранее деревянной Троицкой церкви и деревянного кладбищенского Димитриевского храма.
Но так как эта церковь изначально не являлась новой, то, естественно, что она вскоре стала ветхой и потребовалась ее замена.
Свято-Никольский храм в ст. Обливская
Свято-Никольский храм построен в 1915 году, вместо старого деревянного, постройки 1868 года. Храм построен из красного кирпича, просторный, с прекрасной акустикой, на стенах росписи. Стоимость строительства составила 50000 рублей. Храм построен на средства жителей хутора и пожертвования купцов Льва Ивановича Мочалова и Александра Львовича Мочалова, купца Симеона Дмитриевича Тишкова.
Храм дважды закрывался, был использован, как спортивный зал, затем, как мебельный склад. Частично был разрушен. В 1989 году, по просьбе жителей, храм был передан в пользование Русской Православной Церкви. Храм является памятником архитектуры начала ХХ века и внесён в реестр памятников местного значения. В 2005 году храму исполнилось 90 лет.
Свято-Никольский храм в с. Николаевка
История Николаевки тесно связана с судьбой храма. Само название «Николаевка» Нижняя слобода в XVIII веке получила благодаря храму, освященному в честь Св. Николая Мирликийского, почитаемого в народе как угодника и чудотворца. Было это в ноябре 1782 года.
Храм, возрожденный, восстановленный, стал дорог не только николаевцам, но и таганрожцам; его считают, не только сельским, но и пригородным. Храм по-прежнему средоточие духовной жизни многих людей. При нем несколько лет работает воскресная школа, где трудятся лучшие педагоги Таганрога, внося свою скромную лепту в духовное возрождение нашей малой родины.
...Глядя на благообразный Николаевский храм, украшенный цветами за новой оградой, чувствуешь умиротворение в душе и соглашаешься с тем, что храм - это гимн силе, которая побеждает мировую рознь и претворяет хаос в гармонию.
Свято-Никольский храм в г. Таганрог
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. По получении разрешения началась постройка, которая продвигалась быстро, так как материал и рабочие были казенными. В 1778 году церковь была освящена; храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены - деревянными. Вскоре после окончания строительства храм был определен как соборный до постройки Успенского собора. Первым настоятелем был назначен священник из Воронежской Епархии Исидор Ляхницкий. Выбор места для храма, именовавшегося сначала церковью Николы Морского, был сделан священником Иоанном Андреевым, и как говорили, было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры.
Свято-Никольский храм в ст. Еланская
Подлинно установлен год основания Еланского городка - 1699-й. Он значится в атласе петровского адмирала Корнелиуса Крюйса, датированного этим годом. Сообщение еланских казаков ревизору городка Елани стольнику Кологривову в 1703г., что их городку идет пятый год, подтверждает эту дату.
Городок располагался ниже по течению Дона, в одной версте от нынешней станицы Еланской в урочише Лука, против х.Плешаковского, которое и ныне называется «старым городком». Место это было относительно недоступным для нападений татар, калмыков и других врагов.
Название городка произошло от наименования реки Елань, задолго известной до основания поселения.
Елань всегда была тесно связана с Вешенской. По преданию, Еланский городок основали именно вешенцы, часть из них перешла из перенаселенного Вешенского городка на новое поселение. В 1703г. в молодом Еланском городке проживало 36 казаков, об этом свидетельствуют «переписные книги» стольников Кологривова и Пушкина. С 1704г. казачьи городки стали называться станицами.
Свято-Георгиевский храм в г. Таганрог
26 мая 1943 г. на Старо-Почтовой улице (ул.Дзержинского) по просьбе рабочих Металлургического завода и жителей города открылась Церковь в честь Вмч.Георгия Победоносца. Церковь рассчитывалась на прихожан, проживающих на Касперовке, Скараманговке, Новоселовке. Размещалась Церковь в небольшом здании магазина и явно не устраивала как причт, так и приход Церкви.
В 1945г. находящийся недалеко по Машинному переулку небольшой каменный амбар старинной постройки был переоборудован под Церковь. Освящение Церкви было совершено Преосвященным Епископом Иосифом Таганрогским.
Свято-Варваринский храм в ст. Грушевская
Первые исторические сведения к Варваринской церкви восходят к 1859 году. 27 февраля 1859 года в городе Новочеркасске состоялось заседание казачьего правления под председательством атамана Войска Донского М. Г. Хомутова. Правлением была рассмотрена докладная записка экспедиции войскового хозяйства станицы Грушевской о завершении работ «по исправлению церкви Божией в Грушевской станице».
Церковь была деревянная, и простояла она недолго – до 1876 года, когда в станице случился пожар и церковь сгорела дотла. Скорбя о случившемся, казаки на общественном сходе решили просить благословения у правящего архиерея Донской епархии архиепископа Платона на строительство «дощатой на столбах часовни». Каждый станичный двор внес по серебряному рублю или по одной доске, и за три неполных месяца был построен молитвенный дом с алтарем. Освятили его в том же 1876 году.
Свято-Покровский мужской монастырь
в с. Верхне-Макеевка
Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.
В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея - отсюда и название села Макеевка.
Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неурожаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.
Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревянная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между столбами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта по штату положено: священников-3, диаконов-2 и Причетников-6.
Александрийский храм в г. Ростов-на-Дону
Александрийский храм в Ростове-на-Дону расположен на улице Ченцова, дом 3, сразу за Театральным парком и стадионом.
Еще в XIX веке в городе Нахичевани-на-Дону, на этом месте была воздвигнута первая деревянная кладбищенская часовня для отпевания православных жителей. Затем, в 1904 году, вместо часовни построили каменную церковь по проекту архитектора В.В. Попова, которая и сохранилась, практически в неизмененном виде, до наших дней. В годы Великой Отечественной войны, в ней отпевали погибших румынских солдат, которые также принадлежали к православной вере.
В 50-е и 70-е годы прошлого столетия церковь частично перестраивалась и реконструировалась. Новое возрождение Александрийского храма в Ростове-на-Дону произошло в 90-е годы. Сегодня он является памятником русского Православного храмового зодчества Дона периода конца XIX - начала XX веков и стоит на государственной охране.
Войсковой Воскресенский собор в ст. Старочеркасская
Воскресенский собор - главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска. В соборе сохранился уникальный иконостас со 125 иконами середины XVIII столетия, выполненный в технике резьбы по дереву. Рядом с собором взметнулась ввысь на 48 м. шатровая колокольня.
Вознесенский Кафедральный собор в г. Новочеркасск
Является третьим по величине православным храмом в России. Собор в Новочеркасске пытались возвести с момента основания города, но он дважды обрушался (в 1846 и 1863 году). Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. В 1888-1923 годах настоятелем собора был священномученик Захария (Лобов).
В 30-х годах собор был закрыт, с куполов сняли медные листы с золотым покрытием, а помещение собора было отдано под склад, хотя во время немецкой оккупации в 1942 году собор был вновь открыт, склад здесь оставался вплоть до конца 80-x. В соборе захоронены останки М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова.
Донской Старочеркасский монастырь
Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери - православный монастырь в станице Старочеркасская Аксайского района Ростовской области России; учреждён в 1994 году на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с 1837 года, закрытого в 1927 году.
Торжественное открытие Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года - на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича Ефремова. Пожертвованное подворье атаманов Ефремовых, заложенное в 1750 году (домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери 1756-1761 годов), было известно на Дону своим богатством и европейскими приёмами.
В начале XX века в монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек.
Реликвии монастыря, как и Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской, в годы гражданской войны были вывезены за границу; перед возобновлением монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
Ростовский кафедральный собор
Рождества Пресвятой Богородицы
Был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
Удивительна история Ростовского кафедрального собора. Удивительна и неразрывно связана с историей города.
Ведет она свое начало от крепости Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году.
Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго - чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый - каменный, с деревянными куполами.
Церковь иконы Божией Матери
"Умиление" в г. Ростов-на-Дону
Православный приход в честь иконы Божией Матери «Умиление» сформировался в 1998 году. В это же время приходу было выделено временное помещения для совершения богослужений. Первую службу в молитвенном доме в честь иконы Божией Матери «Умиление» совершили 25 марта 1998 года. Тогда же началось строительство нового храма. В настоящее время строительные работы практически завершены. В 2004 году на храм были установлены купола.
При храме работает воскресная школа.
Церковь св. Пантелеимона в г. Ростов-на-Дону
Церковь устроена по инициативе организации ликвидаторов Чернобыльской аварии "Союз Чернобыль" и православного центра "Благовест" в десятую годовщину Чернобыльской катастрофы в бывшем здании кинотеатра "Колос" и освящена в день памяти святого великомученика 9 августа 1996 года. Здание для храма перестраивалось по проекту архитектора А. Бучкина. С этого времени храм непрерывно благоустраивается и реконструируется, приобретая внешний вид типового культового сооружения. При храме действует православный духовно-просветительный центр "Благовест" и воскресная школа.
Церковь Сретения Господня в г. Ростов-на-Дону
Станица Александровская была основана в 1777 году. В том же году в ее состав вошли казаки Донского Конного полка, находившиеся в крепости Святителя Димитрия Ростовского. В крепости у них была полковая церковь во имя Архистратига Михаила.
В 1778 году эту церковь перенесли на новое поселение, в станицу Александровскую.
В 1800 году вместо обветшавшей деревянной колокольни была пристроена каменная. Сама церковь за ветхостью была перестроена, поставлена на каменный фундамент и освящена 29 сентября 1800 года. В 1896 году вместо деревянного построили каменное здание. До наших дней эта церковь не сохранилась.
Кроме церкви Архистратига Михаила в Александровке существовала деревянная церковь во имя Сретения Господня. К началу XX века здание церкви сильно обветшало, и прихожане ее начали сбор средств на возведение нового храма. В 1905 году было подано прошение о разрешении строительства храма по проекту, составленному архитектором Г. И. Васильевым. Само строительство началось 18 мая 1907 года. Место под строительство было выбрано рядом со старым храмом, с его северной стороны.
Церковь построена окончательно и освящена во имя Сретения Господня с приделами в 1911 году. Храм построен по традиционной для донского края схеме: колокольня - над главным западным входом, между колокольней и основным четвериком - трапезная. Особенностью храма являются пристроенные боковые приделы, увенчанные главками на барабанах.
В первозданном виде храм просуществовал до начала 30-х годов прошлого века, когда был закрыт и превращен в склад. В 1943 году церковь возвратили верующим.
Келья Святого Блаженного Старца Павла Таганрогского
В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла. Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский, слава о котором по воле Божией распространилась еще при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки.
Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.
Келья блаженного Павла Таганрогского Келья блаженного Павла Таганрогского
Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная - силы иорданской.
Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее. В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом.
Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога. И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.
Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив ее порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия.
Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих? Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь. Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.
Часовня над могилой Старца Павла на Старом кладбище в г. Таганрог
Старец Павел (Стожков Павел Павлович, 1792-1879) - дворянин, уроженец Черниговской области. В Таганрог прибыл примерно в 40-х годах XIX века. Жил в Тургеневском переулке, 88.
В Таганроге добывал средства для существования черновой работой, нищенствуя и неся подвиг юродивого. Всей своей жизнью, в особенности в последние годы, подвигами поста и молитвы, раздачей нищим всего, что сам приобретал, он достиг глубокого почитания, преимущественно среди простого народа. Он был народным лекарем и пророком.
«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимая к душе то, чем болел его собеседник, и старался облегчить его душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синявки, Голодаевки, Ростова, Черкасска...».
П. П. Филевский, 1911 г.
Если прийти и помолиться на могиле старца, то все то, о чем будете просить, непременно сбудется. В 1892 году холера уничтожила в Таганроге 819 человек. После панихиды, отслуженной на могиле старца, холера исчезла.
До 1912 года часовня на могиле старца была деревянной. В 1914 году была освящена новая, отделанная белым мрамором изнутри. Увенчанная пятью куполами подобно храму Христа Спасителя в Москве, с богатым внутренним убранством и росписью, она вмещала до 150 человек.
Под крестом, перевитым терновым венком, была надпись:
«Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».
В 1925 году часовня на могиле старца Павла «как очаг мракобесия» была разрушена, а все элементы благоустройства могильного участка стерты с лица земли. Тем не менее, на могилу старца, зафиксированную простым металлическим крестом, в любое время года и в любую погоду не иссякал поток паломников.
Новая часовня на могиле старца Павла была возведена на частные пожертвования в 1995 году.
В 1998 году старец Павел канонизирован как святой Павел таганрогский, а рака с его мощами перенесена в Никольскую церковь. В капличке старца Павла по-прежнему находятся захоронения послушницы Марии Величко и других его сподвижников.
Могила протоиерея Иоанна Домовского
«Как умру, приходите ко мне на могилку, помогу вам», — говорил отец Иоанн Домовский.
Не иссякает поток людей, идущих за молитвенной помощью к месту последнего упокоения батюшки.
Могила Старца Даниила на Старом кладбище в г. Таганрог
Иеромонах старец Даниил-подвижник был духовным наставником старца Павла. Старец Даниил в первой половине XIX века почитался в городе за благочестие и пророчества. Умер в 1866 году. К нему ежедневно идут люди со своими бедами, болью, страданием. Люди верят, что надо только прикоснуться к основанию креста и помолчать. Старец Даниил поможет, как он помогал при своей жизни.
Текст на памятнике гласит:
«Господи lucyce Христе, Помилуй нас, грешных. Под сим крестом покоится прах раба божьего старца Даншла. Господи, прости и помилуй усопшего раба Твоего Даншла, который прожил бедно и благочестиво. Он скончался 7 ноября 1866 года в 10 часов вечера 50 лет отроду».
Святой источник Донской иконы Божией Матери, родник Гремучий
Родник Гремячий или Гремучка постоянно используется населением для питья, купания, в рекреационных целях. Рядом с родником и бассейнами построили водозаборное сооружение для пожарных машин. Но и там народ умудряется купаться. В 15 м ниже создан искусственный водопад. Напор может сбить с ног, т.к. дебит родника почти 100 литров в секунду.
Абсолютная отметка: 35 м
Местонахождение: в рельефе 3-я надпойменная терраса
Каптаж и его техническое состояние: Каптирован. Создана тумба, из которой выходят трубы, вода попадает в 2 бассейна.
Святой источник Салах-Су
Почитается как Богородичный источник по другим сведениям как источник во имя Всех Святых (Всесвятский). Над родником построена каменная надкладезная сень, на пригорке расположен армянский храм Сурб-Хач, около бассейна - каптажное сооружение. Сооружены раздевалки и 3 бассейна в которых люди круглогодично купаются.
Святой источник Серафима Саровского переулок Ботанический спуск
Родник Серафима Саровского на территории Ростовского Ботанического сада РГУ, всегда ухоженный и вычищенный бассейн и территория. И люди здесь почти всегда присутствуют, даже рано утром. Согласно архивных данных, родник был благоустроен попечителями с участием городских властей. Над самим источником была устроена православная часовня во имя Преподобного Серафима Саровского. Официальным открытием родника считается 19 сентября. Источник был освящен Архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Вытекающая из святого источника вода течет по естественному руслу еще метров 100 и впадает в реку Темерник.
Святой источник пророка Илии село Киевка
Святой источник пророка Божиего Илии, имеет совершенно необыкновенный вкус воды. Летом сделав глоток, многие её непроизвольно выплёвывают. Местные сразу делают вывод -"бесноватый", так оно как правило и бывает. Враг не терпит благодати. Но есть этому причина и во вкусе самой воды, она кисло-вяжущая с горчинкой, врачи попробовав её говорят, что это концентрированный желудочный сок. Можно с уверенностью сказать, что такой воды, вы не пили в своей жизни никогда.
Святой источник святого Павла Змиевская балка
Родник святого Павла находится в Соловьиной роще, на правом берегу реки Темерник, в районе Змиевской балки, на улице Природная.
Святой источник Свято-Иверского монастыря
Святой источник, рядом с которым стоит Иверский женский монастырь, основанный еще в 1903 году, находится в черте города.
Очень чистый, аккуратный, в нем можно окунуться (там купаленка такая есть) и набрать воды. Вода хорошая, можно не кипятить!
Хочется, чтобы люди приезжали и приходили на источник, неплохо, если бы и в монастыре побывали...
Святой Живоносный источник слобода Петровка
Село Петровка Мясниковского района — единственное место в Ростовской области, где было явление Божией Матери.
— Здесь вы будете исцеляться, — сказала она верующим и указала на родник.
С тех пор на большие церковные праздники здесь собирается до нескольких десятков тысяч верующих, а каждые выходные — не меньше 150 человек. У источника многие получили исцеление.
— Таких людей очень много, — рассказал отец Евгений. — Причем я же Фома неверующий. Всех, кто рассказывает об исцелении, я прошу принести историю болезни или любые другие весомые доказательства. И люди приносят, а потом, по моей просьбе, записывают свои истории в специальную тетрадь.
Из Ростова в Петровку верующие едут на маршрутном автобусе, который отходит со старого ростовского автовокзала и из Рабочего городка.
Как добраться: Из Ростова в Петровку верующие доезжают с Пригородного автовокзала автобусом Ростов - с. Чкалово до остановки "Петровка".
Живоносный источник Божией Матери в с. Петровка
Село Петровка Мясниковского района - единственное место в Ростовской области, где было явление Божией Матери.
- Здесь вы будете исцеляться, - сказала она верующим и указала на родник.
С тех пор на большие церковные праздники здесь собирается до нескольких десятков тысяч верующих, а каждые выходные - не меньше 150 человек. У источника многие получили исцеление.
- Таких людей очень много, - рассказал отец Евгений. - Причем я же Фома неверующий. Всех, кто рассказывает об исцелении, я прошу принести историю болезни или любые другие весомые доказательства. И люди приносят, а потом, по моей просьбе, записывают свои истории в специальную тетрадь.
Из Ростова в Петровку верующие едут на маршрутном автобусе, который отходит со старого ростовского автовокзала и из Рабочего городка.
Родник, святой Серебрянный источник
После революции, в годы мракобесия и богоборчества, родник был засыпан землей, но через некоторое время родник пробился вновь. В 1997 году источник был освящен Архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Местные жители говорят, что вода в роднике мертвая. Вода хорошо залечивает раны, особенно у женщин, потому и считается женским источником.