Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Август » 5 » • Определения • (из Большой Советской энциклопедии) •
07:13
• Определения • (из Большой Советской энциклопедии) •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Определение
  • Антисемитизм
  • Апартеид
  • Бунд - (на идиш Bund - союз)
  • Вампиризм
  • Геноцид - Истребление
  • Дискриминация
  • Евреи - этническое название
  • Еврейский язык
  • Жидовтсвующие
  • Иудаизм
  • Колониализм
  • Национализм
  • Ной
  • Оккупация
  • Оппортунизм
  • Поалей цион
  • Расизм
  • Расы
  • Ротшильд
  • Сегрегация
  • Семиты
  • Сепаратизм
  • Сим
  • Сион
  • Сионизм
  • Сионистские организации
  • Фашизм
  • Шовинизм
  • Экспансия
  • Экстремизм
  • Определение

    • Определение (логика), или дефиниция — логическая операция установления смысла термина.

    • Определение (математика) — введение нового понятия или объекта в математическое рассуждение путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее определённых понятий. Определения обычно служат для сокращения, упрощения и увеличения наглядности дальнейших определений, теорем и доказательств. Несмотря на формальную возможность обойтись без определений, они служат одним из важнейших средств в развитии и преподавании математики.

    • Определение (лингвистика) — член предложения, обозначающий класс объектов по принадлежности.

    • Определение — синоним понятия Измерение — выяснение точного значения какой-либо величины.

    • Определение — назначение человека на какую-либо работу или должность. Определение (право) — это постановление должностного лица, государственного органа или его уполномоченного подразделения, которым находящееся на рассмотрении дело не разрешается по существу. Таким образом, определение различается от тех иных постановлений, которые разрешают дело по существу (таких, как решение, приговор).

    Примеры: частное определение суда, определение административной комиссии о передаче дела в соответствии с установленной законом компетенцией. В правоведении существуют и иные точки зрения на значение данного понятия, но они в настоящее время не являются общераспространёнными.

    • Определение в русском языке --- второстепенный член предложения отвечающий на вопросы: какой? какая? какие? чей? и т.д.

    Антисемитизм

    Форма шовинизма, выраженная в исключительной нетерпимости евреев к проявлению враждебности в отношении себя

    Одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

    Апартеид

    Расовая дискриминация африканского народа бунту европейцами

    Апартеид, (апартхейд) (на языке буров (африкаанс) apartheid - раздельное проживание), принцип расовой сегрегации в ЮАР, положенный в основу политики жесточайшей расовой дискриминации по отношению к африканским народам банту и другим этническим группам неевропейского или смешанного происхождения.

    Официально апартеид в качестве государственной политики введён в 1948 г.

    Для африканцев отведены специальные резерваты (в 1959 г. переименованы в бантустаны), составляющие лишь 12% территории страны. Неевропейцы лишены всех прав. Нарушение апартеида преследуется в уголовном порядке. Политика апартеида вызывает протесты во всех странах мира, неоднократно осуждалась в решениях и резолюциях сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

    Цитата по: Расовая дискриминация в странах Африки, М., 1960; Балицкий Я., Расизм в Южной Африке, пер. с польск., М., 1953; Таиров Т. Ф., Апартхейд - преступление века, М., 1968; Balicki J., Apartheid, Warsz., 1967.

    Также:

    Апартеид - крайняя форма расовой дискриминации, означающая лишение какой-либо группы населения политических, социально-экономических и гражданских прав и свобод.

    Бунд

    Националистическая организация евреев

    Бунд (на идиш Bund - союз),

    [1] мелкобуржуазная националистическая организация,

    [2] объединявшая главным образом евреев западных областей России. Именовался [1-!!!!] «Всеобщим еврейским рабочим союзом в Литве, Польше и России».

    Возник в сентябре 1897 на учредительном съезде еврейских социал-демократических групп в Вильно.

    В первое время вёл социалистическую пропаганду, затем, в ходе

    [3] борьбы за отмену исключительных законов против евреев,

    [4] скатился на позиции национализма.

    В 1898 на 1-м съезде РСДРП бунд вошёл в партию как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата.

    С 1901 являлся носителем национализма и сепаратизма в рабочем движении России, занимал оппортунистические позиции, поддерживал «экономистов», меньшевиков, вёл борьбу против большевизма.

    С 1901 бунд издавал за границей информационный листок «Последние известия» (до января 1906 вышло 256 номеров).

    Центральными печатными органами были «Арбертер Штиме» (»Голос рабочего» – издавался [2-!!!] нелегально в России) и «Идишер Арбертер» (»Еврейский рабочий» - издавался в Женеве заграничным комитетом бунда).

    С декабря 1905 имел легальные издания в России.

    4-й съезд бунд (апрель 1901) потребовал переустроить РСДРП на началах федерации.

    Оппортунистическая позиция и националистическая тенденция бунда подверглись резкой критике со стороны В.И. Ленина и редакции «Искры» (N 7 и 8).

    На Втором съезде РСДРП (1903) бундовцы отстаивали требование федеративного принципа построения партии, т. е. [3-!!!] разделения партии по национальному признаку.

    Бунд требовал признания его единственным представителем еврейских рабочих в РСДРП. Когда притязания бунда были отклонены, он вышел из РСДРП и

    [5] сомкнулся с сионистским течением Поалей-цион. Под влиянием общего революционного подъёма на 4-м (Объединительном) съезде РСДРП (1906) бунд снова вошёл в РСДРП, но по всем вопросам занимал меньшевистские позиции и не выполнил решения съезда об объединении социал-демократов на местах в единых организациях.

    Программному требованию большевиков о праве наций на самоопределение бунд противопоставил (на 6-м съезде Б. в 1905)

    [6] требование «культурно-национальной автономии». В годы правления Столыпина бунд

    [7] [4-!!!] поддерживал ликвидаторов и Л.Д. Троцкого. 6-я (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП (1912) исключила бундовцев в числе др. оппортунистов из партии.

    [8] Во время 1-й мировой войны 1914-1918 бунд занимал социал-шовинистическую позицию.

    [9] После Февральской революции 1917 бундовцы поддерживали Временное правительство.

    В период Октябрьской революции бундовцы выступили с требованием создания коалиционного правительства, а в декабре 1917 на своём 8-м съезде выработали тактику

    [10] борьбы против Советской республики.

    В то время как лидеры бунда (Р.А. Абрамович, И.Л. Айзенштадт) эмигрировали за границу и вели антисоветскую деятельность, среди рядовых членов бунд наметился перелом в пользу сотрудничества с Советской властью.

    В 1920 на своей 12-й конференции в Москве бундовцы признали необходимым отказаться от оппозиционной тактики по отношению к Советской власти.

    В марте 1921 на 13-й конференции в Минске бундовцы приняли решение о вхождении в РКП (б) на предложенных ею условиях, то есть на общих основаниях, что привело к самоликвидации Б.

    [5-!!!] *После Февральской революции поддерживал Временное правительство, которое в марте 1917 г. отменило 140 законов и распоряжений, ограничивавших права евреев во всех сферах общественной жизни.

    Лит.:

    Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 52-53); КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 47, 58, 113, 119, 132, 134, 270.

    Вампиризм

    Фетишизм в иудаизме, когда фетишем является кровь человека

    Вампиризм – (от «вампир») – питие крови;

    [!] сочетание садизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь живого существа (человека);

    [!] применительно по отношению к человеку имеет глубокие исторические религиозные корни в иудаизме;

    [!] античеловеческой цивилизацией пропагандируется как высшая возможность.

    Геноцид

    Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам

    Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), [1] истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

    [2] одно из тягчайших преступлений против человечества. Преступления геноцида органически связаны с фашизмом и аналогичными реакционными «теориями», пропагандирующими расовую и национальную ненависть и нетерпимость, господство т. н. «высших» рас над «низшими» и т.п.

    Преступления геноцида совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны 1939-45 в оккупированных странах Европы, особенно против славянского населения. Миллионы людей различных национальностей были уничтожены в фашистских «лагерях смерти». Политика геноцида и апартеида стала государственной политикой в Южно-Африканской Республике, в Родезии.

    Наказуемость геноцида установлена уставами международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского), а также специальных международной конвенцией «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948). Согласно конвенции, под геноцидом понимаются:

    1. действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно:
    2. убийство членов такой группы,
    3. причинение им серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства;
    4. предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп,
    5. принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, 6. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

    Конвенция предусматривает также наказуемость:

    1. заговора с целью совершения геноцида,
    2. подстрекательства,
    3. покушения и
    4. соучастия в геноциде.

    Конвенция предусматривает предупреждение и наказание преступлений физического и биологического геноцида. При выработке конвенции представитель СССР настаивал на запрещении также национально-культурного геноцида, который выражается в мероприятиях и действиях, направленных против пользования национальным языком и против национальной культуры какой-либо группы населения, однако империалистические державы отказались принять это предложение, а также распространить действие к онвенции на колонии, в которых преступления геноцида носят массовый характер.

    В 1965 ООН принята конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждающая расизм, одной из форм которого является геноцид.

    Дискриминация

    Ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку религиозных убеждений

    Дискриминация (от лат. discriminatio - различение),

    [1] 1) ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или
    [2] национальной принадлежности,
    [3] по признаку пола
    [4] религиозных убеждений и
    [5] т.д.
    [6] 2) Дискриминация в международных отношениях - установление для представителей, организаций или граждан одного государства меньших прав, чем для представителей, организаций или граждан другого государства.

    Особенно распространена расовая дискриминация - ограничение в правах и преследование лиц по мотивам их расовой принадлежности. Открыто проводится в США в отношении индейцев, негров, китайцев. Широкие размеры приняла дискриминация индийцев и др. небурского и неевропейского населения, проводимая англичанами и африканерами (бурами) в Южно-Африканской Республике.

    Широко осуществляются такие виды дискриминации, как более низкая оплата труда женщин, молодёжи, ограничение в правах по признакам политических и религиозных убеждений.

    Проведение дискриминации вызывает обычно со стороны государства, против которого она направлена, ответные мероприятия в виде реторсий.

    Евреи

    Общее этническое название (на русском языке) народностей, исповедующих иудаизм; создали фашистскую партию «Бунд», национальный вид фашизма – сионизм; наиболее богатые из них занимаются ростовщичеством

    [1] общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям.

    [2] Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран.

    [3] Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм.

    [4] Существовавшие в 1-м тыс. до н. э. древнееврейские государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое – Ассирией [1-!!!] [ассирийцы – семиты – сыны Сима] (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира, особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреев расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы.

    Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие евреев в правах и занятиях, в частности - в праве владения и пользования землёй. Как правило, евреи селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремёслами, наиболее богатые - ростовщичеством.

    [5] Догматы иудейской религии предусматривали обособление еврейские общины, чему способствовала также политика господствующих классов и христианской церкви.

    Евреи не допускались в цехи и гильдии; конкуренция евреев с местными купцами и ремесленниками способствовала распространению антисемитизма.

    В результате буржуазных революций 17-19 вв. в ряде стран Западной Европы средневековые ограничения прав евреев были отменены, евреи втягивались в общую экономическую и культурную жизнь стран их обитания; начался процесс ассимиляции евреев с местным населением.

    Многие евреи, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, эмигрировали в США и др. страны Америки.

    [2-!!!] Массы евреев с середины 19 - начала 20 вв. активно участвовали в революционном движении в России и в Западной Европе.

    [3-!!!] В конце 19 в. среди евреев разных стран возникло реакционное националистическое течение - сионизм, провозгласившее своей целью переселение всех евреев в Палестину, пропагандировавшее идею сотрудничества всех евреев.

    [4-!!!] Еврейские националисты создали особые националистические партии типа Бунда.

    [5-!!!] За приобщение евреев к общерусскому социал-демократическому движению решительно выступали русские большевики во главе с В. И. Лениным.

    Октябрьская социалистическая революция положила начало новой эре в истории евреев в России:

    [6-!!!] законодательством Советской власти были отменены все ограничения евреев в правах и

    [7-!!!] объявлена решительная борьба с антисемитизмом.

    [8-!!!] В 1934 создана Еврейская автономная область в составе Хабаровского края.

    [9-!!!] После 2-й мировой войны в развитых капиталистических странах имело место оживление среди евреев шовинистических тенденций и идеологии сионизма с его антинаучными утверждениями о «мессианской» роли евреев и их «богоизбранности».

    [10-!!!] Сионизм превратился в идеологию воинствующего шовинизма и

    [11-!!!] антикоммунизма, действующую в интересах международного империализма.

    В 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано еврейское государство Израиль, правительство которого провозгласило сионизм официальной политикой.

    [12-!!!] В 1967 численность евреев составляла около 13,5 млн. чел., из них:

    в США 5,7 млн.,
    в Израиле свыше 2,5 млн. (1970, оценка),
    в СССР (по переписи 1970) 2 151 тыс.,
    во Франции свыше 500 тыс.,
    в Великобритании около 480 тыс.,
    в Аргентине около 450 тыс.,
    в Канаде около 270 тыс.,
    в Бразилии около 130 тыс.,
    в ЮАР около 110 тыс.,
    в Румынии около 110 тыс.
    Евреи в большинстве случаев говорят на языке страны, в которой они живут.

    Часть евреев стран Европы и Америки говорит также на языке идиш, на котором имеется литература;

    в СССР, согласно переписи 1970, 17,7% евреев показали идиш своим родным языком.

    Официальным языком евреев Израиля является иврит, развившийся на основе книжного древнееврейского языка и используемый евреями в др. странах лишь как язык религиозного культа.

    Лит.:

    Маркс К., К еврейскому вопросу, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.1;
    Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, там же, т. 2;
    Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8;
    его же, К еврейским рабочим, там же, т. 10;
    его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24;
    его же. Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 25;
    его же. О погромной травле евреев, там же. т. 38;
    Тюменев А., Евреи в древности и в средние века, П., 1922;
    Гессен Ю. И., История еврейского народа в России, т. 1-2, Л., 1925-27;
    Маргулис У., Гешихте фун идн Русланд, т. 1 (1772-1861), М., 1930;
    Колар Ф. Я., Сионизм и антисемитизм, пер. с чешского, М., 1971.

    Еврейский язык

    Иврит – язык евреев, возник в Палестине; Идиш - язык евреев, возник в Европе

    [1] 1) Иврит – язык евреев. Возник в конце 2-го тыс. до н. э. в Древней Палестине

    [2] С 1948 - государственный язык государства Израиль.

    [3] 2) Идиш - язык евреев, переселившихся в Европу.

    [4] Возник в 12-13 вв. на основе средневерхненемецких диалектов.

    Жидовтсвующие

    Православно-церковное наименование одной из разновидностей ересей

    [1] православно-церковное наименование одной из разновидностей ересей в России во 2-й половине 15 - начале 16 вв.,

    [2] неупотребляемое в советской исторической науке.

    Иудаизм

    Экстремистско-сионистская религия, распространена среди евреев – части западносемитских кочевых племён

    [1] религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине;

    [2] распространена среди евреев.

    О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

    В 13 в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от египетского фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название «Израиль» («бог сражается»), сложился к 11 в. до н. э.].

    Поклонение Яхве (имя которого позже было табуировано и заменялось словом «господь») не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских.

    Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире.

    Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов.

    После возникновения в конце 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал, таким образом, основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев.

    При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное - Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

    В постепенном складывании иудаизма как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с 9-8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались.

    Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его «ревнивым богом», не допускающим, чтобы его «избранники» почитали др. богов. Возникла концепция «договора» («завета») между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве - передать им власть над Палестиной).

    Внешним признаком «договора» было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации - принятия мальчика в общину воинов. Некоторые из пророков выступали против различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве тогда всеобщей рабовладельческой идеологии.

    Гибель в 722 до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.

    В 9-7 вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этические нормы в духе концепции «завета» и «ревнивого бога»; обряды и многие черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций.

    К 8-6 вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8-7 вв. до н. э. пророки уже начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до 5 в. до н. э.

    В 622 до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём Иосией, была «открыта» рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с начала 4 в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть священного писания (Библии).

    В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю этнических групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматический характер иудаизма и большое значение, которое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

    В 587 до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого государства должен был быть потомок царя Давида - мессия. На развитие иудаизма в период вавилонского плена оказала влияние иранская религия.

    При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (6-5 вв. до н. э.). Был построен новый, «2-й храм» Яхве.

    [1-!!!] Но руководители новой религиозной общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими др. богов.

    Непринятые создали особую общину самаритян, сохраняющуюся в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев - под предлогом их богоизбранности - стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

    В 3-2 вв. до н. э. значительная часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению и др.

    В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать различные течения внутри иудаизма, например ессеи, осуждавшие официальное направление в иудаизме (фарисеев) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного социального равенства.

    [2-!!!] Одной из иудейских сект было христианство, которое лишь позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т. е. «древний договор», - в отличие от Нового завета - Евангелий и т.п.).

    Около 100 н. э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги «пророческого» направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.).

    В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.

    После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

    Важнейшим культовым нововведением диаспоры явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов;

    [3-!!!] раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины.

    Разработка религиозного учения иудаизма продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары - собрания правовых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов, - часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют Талмуд (до 5 в.).

    На создание религиозно-философского обоснования норм иудаизма (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистическая философия и раннесредневековый, в том числе арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового иудаизма было обобщено Маймонидом в 12 в. (вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).

    Обитая на территории господства других догматических религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религиозную общину 1 в. вину за казнь Иисуса.

    [4-!!!] Вместе с тем догма иудаизма, требовавшая изоляции иудеев от людей др. религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских гетто.

    Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев иудаизма, некоторые средневековые царства, стремясь избежать политического влияния больших христианских держав, переходили в иудаизм (например, хымьяритское в Южной Аравии в 517, хазарское в Поволжье в 8 в.).

    В 8 в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии.

    В иудаизме получили также распространение мистические учения, например каббала (важнейшее соч. «Зохар» Моисея де Леона, 13 в.). Под её влиянием находилась и позднейшая религиозно-философская иудаистическая литература («Шулхан Арух», этико-правовой свод Иосифа Каро, 16 в., регулирующий жизнь верующих до мелочей).

    В 17 в. возникло движение мистика и авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших в учении Цеви средств избавления от социального гнёта.

    Крах этого движения и ухудшение положения евреев как в гетто Европы, так и в Азии и Африке, привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов, с другой - к отрицавшему авторитет раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, середина 18 в.), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через посредство «праведников» (цаддиков). И то и другое объективно способствовало закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократических движений.

    Во 2-й половине 19 в. среди иудаистов Германии, США и др. стран началось движение за реформу иудаизма путём сближения с христианским протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить иудаизм к утвердившимся буржуазным порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократического государства в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества, якобы заложенных в иудаизме.

    Однако ортодоксальный иудаизм оставался господствующим течением среди евреев, особенно в США и Восточной Европе.

    Иудаизм не признаёт храмов и не имеет духовной иерархии; синагоги содержатся на средства верующих (значительный вклад на их содержание вносят капиталисты). В США существует Совет синагог Америки, в ведении которого находится ряд учебных заведений.

    [5-!!!] В государстве Израиль иудаизм является официальной религией.

    Синагоги финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и некоторым другим делам евреев.

    Важнейшие праздники И.: суббота, когда запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й день после лунного нового года («день очищения», йом-киппур) - время поста и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й или 8-й день после него - праздник «веселья Торы»).

    В 13 лет исповедующий И. мальчик проходит обряд «бар-мицва», вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит.

    Жизнь исповедующих И. обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.

    И. взят на вооружение сионизмом, являющимся в настоящее время официальной идеологией государства Израиль.

    Стремясь оправдать захватническую политику Израиля, сионизм стал использовать в своих политических целях такие идеи И., как мессианизм, предполагающий создание нового, «идеального» Израиля (с центром в Иерусалиме), который включал бы всю Палестину.

    Со 2-й четверти 20 в. сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов, особенно в США.

    В своей шовинистической аннексионистской политике сионизм использует догмат иудаизма о «богоизбранности» евреев, с помощью И. стремится обосновать

    [6-!!!] концепцию «всемирной еврейской нации» и ряд др. реакционных положений.

    Лит.:

    Маркс К. и Энгельс Ф". О религии. [Сб. ст.], М., 1955;
    Ленин В. И., О религии. [Сб. ст., 2 изд.], М., [1966];
    Луначарский А. В., Об атеизме и религии. [Сб. статей, писем и др. мат-лов], М., 1972;
    Критика иудейской религии. [Сб. ст.], М., 1962;
    Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909;
    Ранович А., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937;
    Косидовский 3., Библейские сказания, 2 изд., М., 1969;
    Albright W. F., Archaeology and the religion of Israel, [4 ed.], Baltimore, 1956;
    Eissfeldt О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964;
    Noth М., Geschichte Israels, 2 Aufl., Gottingen, 1954;
    The Old Testament and modern study, [L.], 1961;
    Vaux R. de, Les institutions de l'Ancien Testament, P., 1958-60;
    Bousset W., Die Religion des Judentums im Spathellenistischen Zeitalter, 3 Aufl., Tubingen, 1926;
    Judentum im Mittelalter, B., 1966;
    Kaufmann J., The religion of Israel, [Chi., I960];
    Schechter S., Studies in Judaism, N. Y., [1958];
    Baron S. W., A social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1-12, 14, N. Y., 1957-69;
    Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, B., 1969.

    Колониализм

    Порабощение стран

    [1] политическое, экономическое и духовное порабощение стран господствующими классами эксплуататорских государств.

    Чаще всего это понятие применяется к эпохе монополистического капитализма, когда завершен территориальный раздел мира и сложилась колониальная система империализма. Термин «Колониализм» используется также в значении «колониальная политика».

    Национализм

    Ной

    Герой библейского мифа о потопе

    Образ Ноя воспроизводит черты героев шумерской (Зиусудра) и вавилонской (Утнапиштим) мифологий.

    Оккупация

    В международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника.

    Оккупация (от лат. occupatio - захват), [1] военная, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника.

    Порождает определённые последствия для участников вооруженного конфликта. Режим оккупации закреплен в Гаагских (1899 и 1907) и Женевских (1949) конвенциях о законах и обычаях войны.

    Женевская конвенция 1949 «О защите гражданского населения» предусматривает, в частности, [1.1.] право населения оккупированной территории сохранять верность своему государству,

    [1.2.] запрещает коллективные наказания и угон населения и т.д. Международное право считает оккупацию видом временного пребывания войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними.

    [1.3.] При оккупации власть оккупированного государства практически прекращается,

    [1.4.] административное управление территорией осуществляется военным командованием оккупационных войск с соблюдением норм международного права.

    [1.5.] Оккупирующая держава должна принимать меры по упорядочению общественной и хозяйственной жизни на занятой территории в интересах гражданского населения.

    Поскольку оккупация - временное явление,

    [1.6.] включение оккупированной территории в состав оккупирующего государства запрещается.

    Важный элемент режима оккупации - обеспечение безопасности оккупационных войск, их имущества и коммуникаций.

    [1.7.] Военные власти издают на оккупированной территории односторонние акты в отношении населения и местных органов власти и

    [1.8.] обеспечивают их соблюдение определёнными мерами принуждения.

    [1.9.] Нарушение оккупационными властями и лицами из состава оккупационных войск норм международного права, касающихся оккупации, влечёт политическую, материальную или моральную ответственность оккупирующего государства или уголовную ответственность виновных физических лиц.

    Ответственность государств и физических лиц может возникнуть

    [1.10.] не только за нарушение законов и обычаев войны,

    [1.11.] но и за преступления против мира в том случае, если оккупация явилась следствием агрессивной войны.

    В практике 1-й мировой войны 1914-18 и особенно 2-й мировой войны 1939-45 известны многочисленные факты грубого нарушения фашистской Германией и её союзниками норм международного права, прежде всего, в отношении гражданского населения. Германия заявила о том, что она не связана международными правилами и обычаями войны, и выдвинула т. н. доктрину подавления.

    Она включила многие оккупированные ею страны в состав Германии, а на территории этих стран, особенно на временно оккупированной территории СССР, ввела жестокий режим подавления и уничтожения гражданского населения, совершив тягчайшие преступления против человечества и человечности.

    От военной оккупации следует отличать

    [2] режим послевоенной оккупации, который устанавливается, как правило,

    [2.1.] специальными международными соглашениями

    [2.2.] заинтересованных государств,

    [2.3.] конкретно для данной страны или территории

    [2.4.] в целях выполнения условий мирного договора.

    Оппортунизм

    Действия, противоречащие действительным интересам, толкающие на путь, выгодный для того, кто толкает

    Оппортунизм (франц. opportunisme, от лат. opportunus - удобный, выгодный) [1] теория и практика, противоречащие действительным интересам, толкающие на путь, выгодный для того, кто толкает.

    [2] Оппортунизм прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет интересы жертвы интересам его противников. [3] Оппортунизим появляется вместе с развитием революционного движения рабочего класса во 2-й половине 19 в.

    Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп.

    В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистические концепции и тактические установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой - М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма.

    Лит.:

    Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.
    («Циркулярное письмо»), 17-18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 34;
    Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17;
    его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20;
    его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23;
    его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24;
    его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26;
    В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» оппортунизма. Сб., М., 1964;
    В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958;
    Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973;
    Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961;
    Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969;
    Ревизионизм - главная опасность, М., 1958;
    Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма (Критический очерк), М., 1959;
    Марксизм-ленинизм - единое интернациональное учение, т. 1-3, М., 1968-1969;
    Критика теоретических основ маоизма, М., 1973.

    Поалей цион

    Еврейские националистические организации, преследовавшие идеи сионизма

    Поалей цион (ПЦ) (Рабочие Сиона)

    [1] еврейские националистические организации,

    [2] пытавшиеся соединить идеалы социализма с сионизмом: возникли в начале 20 в. в ряде стран.

    В России одна из первых групп ПЦ образовалась в 1901 в Екатеринославе; основная часть групп действовала на Украине. Подчёркивая ремесленный, не индустриальный характер еврейского пролетариата при царизме, ПЦ отрицали возможность вовлечения еврейских трудящихся масс в крупную промышленность и выводили отсюда необходимость их переселения в Палестину, отвлекая от задач революционной борьбы.

    [!!!] В 1904-06 из групп ПЦ образовались Сионистско-социалистическая рабочая партия, Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП) и Еврейская социал-демократическая рабочая партия, сохранившая название ПЦ (ЕСДРП ПЦ).

    [!!!] В период реакции 1908-10 ПЦ фактически превратилась в агентуру сионизма среди еврейских трудящихся, активно проповедовала идеи их обособления;

    [!!!] представители ПЦ участвовали в международных сионистских конгрессах.

    В 1917 ЕСДРП ПЦ насчитывала около 15 тыс. чел.

    Октябрьскую революцию 1917 встретила враждебно, в 1918 поддерживала контрреволюционную Центральную раду и Директорию украинскую.

    В августе 1919 оформилась в т. н. Еврейскую коммунистическую партию ПЦ; в декабре 1922 часть её членов была принята в РКП(б).

    Правое крыло партии продолжало националистическую пропаганду; ПЦ переродилась в антисоветскую организацию; в 1928 была запрещена.

    Расизм

    Совокупность концепций о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества

    Расы

    Исторически сложившиеся ареальные группы людей. Полный перечень рас

    Ротшильд

    Из Франкфурта-на-Майне, обогатившийся в 18 в. на военных поставках и финансовых спекуляциях финансовых спекуляциях

    Сегрегация

    Принудительно поддерживаемое разделение расовых групп населения, дискриминация той или иной национальной группы

    Сегрегация (от позднелатинского segregatio - отделение), [1] принудительно поддерживаемое разделение расовых групп населения. Сегрегация всегда сопровождается

    [2] дискриминацией той или иной национальной группы, хотя формально установлен принцип равноправия рас (например, в США). Сегрегация практикуется в двух формах:

    [3] Институциональная сегрегация осуществляется во всех сферах жизни общества - в школе, университетах, больницах, сфере обслуживания, на транспорте и т. д. путём создания параллельных учреждений или в рамках одного учреждения специальных отделений "для чёрных и цветных".

    [4] При территориальной сегрегации расовые группы локализируются в специально отведённых для них территориях.

    Территориальная сегрегация - одно из проявлений политики апартеида, проводимой в ЮАР. На практике институциональная С. сопровождается обычно территориальной изоляцией расовых групп (ЮАР, Южная Родезия).

    Лит.:

    Геевский И. А., США: негритянская проблема, М., 1973.

    Семиты

    Обозначение народов: аккады; амориты; ханаанеи; финикийцы; арамеи; халдеи

    Семиты – термин введён в науку немецкими учёными А. Л. Шлёцером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг. 18 в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью:

    [1] к особой семье языков,

    [2] общим ареалом расселения,

    [3] общими чертами культа,

    [4] сходством материальной культуры и быта.

    Сепаратизм

    Сим

    В библейской мифологии – один из трёх сыновей Ноя, «родоначальник» ассирийцев и др. - семитов

    Сим (древнееврейским Шем),

    [1] в библейской мифологии –

    [2] один из трёх сыновей Ноя, «родоначальник» народностей эламитов, ассирийцев и др. («сыны Сима»)

    [3] отсюда - семиты.

    Сион

    Холм в Иерусалиме, где была резиденция библейского царя Давида и храм бога Яхве

    [1] холм в Иерусалиме, где,

    [2] согласно библейской мифологии, была резиденция царя Давида и

    [3] храм (дом) бога (Яхве).

    Отсюда в иудаизме слово «Сион» стало символически обозначать «преданных богу» людей.

    Сионизм

    По расовому признаку превосходство и исключительность одной нации: евреи - «особый», «исключительный», «избранный богом». народ

    Сионистские организации

    Всемирная сионистская организация (ВСО):

    ВСО направляет и контролирует деятельность сионистских организаций в более чем 60 капиталистических странах.

    Крупнейшие: Всемирная женская сионистская организация;

    Всемирная федерация всеобщих сионистов;

    Всемирное сионистское рабочее движение;

    Американская сионистская организация.

    Еврейское агентство (ЕА)

    руководящий и координирующий центр международного сионизма для Израиля (система ВСО);

    Всемирный сионистский конгресс

    высший орган ВСО, юридически;

    Исполком ВСО

    состоит из двух отделений: в Нью-Йорке и Иерусалиме;

    Всемирный еврейский конгресс (ВЕК):

    Создан в 1936, организации которого действуют в 67 капиталистических странах.

    Фашизм

    По расовому признаку превосходство и исключительность одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации

    Фашизм. (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими [шестью] признаками и чертами

    Шовинизм

    Проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций

    Экспансия

    Захват чужих территорий, ресурсов и власти

    Экстремизм

    Экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).

    Источник — http://www.dazzle.ru

    Просмотров: 26 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 39

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году