Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Декабрь » 23 » • Русская геральдика •
08:09
• Русская геральдика •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Что такое геральдика
  • Зачем нужен герб?
  • С чего начинается герб?
  • Документальность или фантастика?
  • Каких видов бывают гербы?
  • Церковные гербы
  • Нагрудные знаки
  • Родовые гербы
  • Личные недворянские гербы
  • Словарь понятий и терминов геральдики
  • Краткий вопросник
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Что такое геральдика

    Что такое геральдика и зачем она нужна? Постараемся объяснить это простыми словами и наглядными примерами.

    Геральдика (от старонемецкого Heer alt - старый господин, ветеран, эксперт) - зрительно воспринимаемая знаковая система, запечатлевающая с помощью расположенных в строгом порядке символических фигур индивидуальные отличительные особенности человека и его рода, различных созданных людьми духовных, гражданских или военных корпораций, городов и сел, исторических областей и целых государств. Сложно? Но короче не скажешь, чтобы ничего не упустить.

    А что из себя представляет знаковая система? Не будь таких систем, люди не смогли бы общаться друг с другом. Самой развитой и универсальной знаковой системой является воспринимаемая на слух речь и ее визуальный аналог - письменность. Но доступной и понятной речь становится только благодаря совершенствующейся тысячелетиями живой структуре внутренних связей. В предложении все слова выстраиваются в нужном порядке и адаптируются друг к другу с помощью приставок, окончаний, предлогов и других всем известных способов. А без них вместо законченной мысли получится хаос, "твоя моя не понимай".

    фото
    Павильон Атомиум в Брюсселе, 1958 год

    Чтобы представить себе суть знаковой системы, можно привести очень простой и наглядный пример. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе был воздвигнут замечательный аттракцион - Атомиум. Его можно увидеть и теперь. Это увеличенная в миллионы раз объемная молекула железа, где шары-павильоны олицетворяют атомы, а транспортные переходы с эскалаторами между ними - межатомные связи. В знаковой системе атомы называются знаковыми звеньями (в речи - словами, в алфавите - буквами и т. д.), а соединения - смысловыми связями. Их взаиморасположение далеко не случайно, а определено внутренней логикой и традицией. Но если в том же Атомиуме шары заменить кубами или объемными многогранниками, изменится только внешний вид сооружения, но не его структура. В этом и заключается одно из основных правил знаковых систем - при сохранении смысловых связей изменение формы ключевых знаковых звеньев влияют только на идеологическую направленность системы, но не ее сущность.

    Например, если в фразе "Книга лежит на столе" мы русскую форму знаковых звеньев (слов) заменим на немецкую, английскую или итальянскую, смысл предложения совершенно не изменится, только принципиально поменяется его форма.

    В геральдике ключевыми знаковыми звеньями являются щит, указывающая на общественный статус владельца герба фигура, которой этот щит увенчан, а также наиболее крупные фигуры как внутри, так и снаружи щита. При формировании геральдических традиций рыцарства, духовенства и купечества Западной Европы в роли ключевых знаковых звеньев выступали изображения тех предметов, которые были у всех на виду - рыцарские щиты и шлемы, предметы богослужебной практики и домашнего быта, крепостные стены и башни, представители флоры и фауны. Разумеется, все эти изображения не покидали русла западноевропейского искусства того времени.

    фото
    Герб династии Мономашичей. XII век.

    На Руси геральдические эмблемы на боевых щитах появились еще до татаро-монгольского нашествия. Не уступая в древности западноевропейским, они тем не менее носили случайный характер и не сложились в систему, соответствующую иерархии феодального общества. Но постепенно через тогда еще православную Литву и западнорусские земли на Русь проникала рыцарская традиция смысловых связей, необходимых как для соединения различных частей герба в единое целое, так и для упорядочения всей массы гербов.

    Первую профессиональную геральдическую организацию - Герольдию - создал Петр I, но мастера того времени лишь постигали премудрость герботворчества, старательно копируя западноевропейские образцы. Полное осознание самостоятельности русской геральдики пришло гораздо позднее - на рубеже XIX и XX веков благодаря трудам видных ученых и известного художника Ивана Билибина. Мы продолжаем это благое начинание, стремясь к проникновению национальной формы гербов в воинские структуры, Церковь и жизнь простых граждан.

    фото
    Рисунки Ивана Билибина

    Зачем современному человеку нужен герб?

    Почему еще 150 лет назад родовой герб был предметом гордости множества поколений, а сейчас никто даже не знает, зачем и для чего он нужен? Давайте попробуем разобраться, так ли много изменилось с тех пор - в людях, в их целях и в понимании человеком времени и парадигмы жизни собственной и жизни своих потомков.

    Современного человека все больше опутывает паутина компьютеризированных форм личной идентификации и учета. Здесь и ИНН, и грядущая замена паспорта на электронную карточку, и биометрические данные, и мало ли еще иных досье, о которых никто из нас даже не подозревает. Мы не оспариваем необходимость в подобных методах, но за пределами их ограниченной полицейско-фискальной функции по-прежнему остаются ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД. Разве вмещающее всю Вселенную человеческое сознание можно запихнуть в номер ИНН, а любовь к своей стране, к своим детям, внукам и другим людям уподобить многозначному индексу в электронной картотеке?

    Никакие технологические новинки не способны заменить человеку чувство собственного достоинства, своей неповторимости, объективно продолжающейся сквозь столетия ментальной связи с предками. Недаром каждому из нас свойственно осознание себя микрокосмом, то есть индивидуальной вселенной, а христиане убеждены и в том, что все люди - дети Божии. Способна ли электронная статистика отразить хотя бы крупицу этого интеллектуального и духовного многообразия? Разумеется, нет.

    Можно ли сравнить увековеченный в родовом гербе бескрайний мир свободного человека с наколотым на теле номером узника концлагеря? Визуальные знаки племенной принадлежности, а затем и личности в виде татуировок, особенностей одежды и головных уборов зародились еще в архаичных цивилизациях. Но ни восточные арабески, ни символика самураев не сложились в логически завершенную и регламентированную традицией систему, позволяющую каждому человеку и его роду увековечить свою индивидуальность.

    фото

    Этой возможностью обладает только геральдика, за века своего развития выработавшая общедоступные правила создания и прочтения гербов. И все свободные люди вопреки обязательности электронной нумерологии вольны сами решать вопрос об увековечении имени своего и имени своего рода.

    С чего начинается герб?

    Мы живем в мире знаков и символов, но не привыкли это замечать и осмысливать. Даже не вдаваясь в философскую глубину данной проблемы, очень важно уяснить для себя роль знака и символа в окружающей нас действительности. Начнем с того, что все видимые нами привычные предметы - стены комнаты, окно, стол, стул всего лишь внешние оболочки этих вещей, выступающие в роли их знаков и указывающие нам на их несомненное существование. А для того, чтобы познать вещь целиком, придется изучить ее генезис и разнообразные свойства - структуру, материал и многое другое. Так утверждают философы. Не ожидали? Тогда убедитесь в этом на собственном опыте.

    Летящий в небе самолет - всего лишь символ быстрого и комфортабельного сообщения между дальними городами и странами, ведь никто из нас доподлинно не осведомлен о его маршруте и сложнейшем устройстве. Вот и получается, что знак - самое первое, необходимое промежуточное звено между нашим сознанием и многообразием внешнего мира. Будучи простым заместителем чего-то гораздо более сложного, знаки позволили человеку не только общаться с себе подобными, но и познавать все сущее.

    Это происходит благодаря упорядоченному взаимодействию не природных, а искусственных (то есть созданных человеком) однородных знаков, объединяемых в знаковые системы. Важнейшей и наиболее универсальной знаковой системой является человеческая речь. Разве произносимый нами определенный набор звуков имеет хоть какое-нибудь отношение к тому же пролетающему высоко в небе самолету? Оказывается, имеет, да еще какое! Складывающиеся в слова и фразы отдельные звуки образуют наш родной язык, и стоит лишь произнести - вслух или мысленно - фразу "летит самолет", как в сознании мгновенно появляется отражение этой объективной реальности.

    Языковые знаки и множество их сочетаний имеют строго определенное значение для всех носителей данного языка, иначе никто бы не смог понять друг друга. Неразрывная связь внешней формы каждого знака с его значением обеспечивает передачу и ответное восприятие не только простейших сигналов, но и сложного объема информации. Устная речь имеет свой графический аналог - письменность. Знаки письменности - иероглифы, буквы алфавита и ряд других - материализуют, увековечивают произнесенные и безвозвратно растворившиеся в пространстве звуки.

    Знаки письменности с четко обусловленным значением каждого из них составляют, однако, всего лишь часть общего объема графической знаковости. Начало ей было положено еще в неолите, на ранней заре человеческой цивилизации, и уже тогда простейшие графемы - крест, круг, квадрат, волнистая линия превратились в символы сложных религиозных представлений. Так обнаружилось различие между конкретным знаком - будь то внешняя оболочка видимой вещи или буква алфавита, и олицетворяющим обширное содержание символом. Лаконичное пересечение двух коротких черточек для людей каменного века означало мужское божество земли и все связанные с ним верования, а для нас крест символизирует христианство, заключенное в десятках книг Священного Писания и расширенное сотнями книг толкований и поучений святых отцов и современных богословов.

    Не только письменность обладает непреложным значением входящих в нее знаков. Существуют и другие знаковые системы, как правило неязыковые, с неизменным значением всех своих компонентов. Наиболее известные из них - знаки дорожного движения и нотная грамота, а также принятые в науке и технике условные обозначения. А с символикой все обстоит гораздо сложнее, поскольку наделение какой-нибудь вещи, ее изображения или геометрического знака определенным содержанием является своего рода договором, заключенным внутри ограниченного круга посвященных лиц. Поэтому одни и те же графические знаки или мифологические персонажи у разных народов нередко обладают несхожими значениями, поскольку формировавшиеся веками в конкретных исторических условиях этнокультурные традиции повсюду различны.

    Зато общие для всех племен и народов потребности находили свое отражение и в схожих по своему значению знаковых системах. Это относится прежде всего к графическому выражению индивидуума или его родовой принадлежности, а также к обозначению принадлежащей ему или конкретному клану собственности. Совмещение двух этих функций в одном внешне простом графическом знаке произошло за многие тысячелетия до эпохи всеобщей грамотности. Среди древних индивидуальных знаков собственности наиболее известны тавро, и по сей день актуальное для кочевых скотоводческих народов, а также получившие широкое распространение в германских землях марки. Марка служила и изображаемым на фасаде дома фамильным знаком (Hausmark), и межевым знаком, и выжженным на шкуре скота тавром.

    Появившиеся в Средние века феодальные роды отмечали свои владения теми же марками, лишь отличавшимися от одноцветных крестьянских и бюргерских (то есть марок горожан) наличием в них двух-трех красок. Постоянная расцветка марок, закрепившаяся за определенными кланами, усиливала отличительные свойства их родовых эмблем, тем не менее остававшимися очень лаконичными. Наконец, марка украсила щит рыцаря, превратившись в его личный знак на оружии - герб: по-немецки оружие - Waffen, а герб - Wappen. Но при этом значение знака собственности за гербом сохранилось: польское слово herb, как и немецкое Erbe, как раз и означает наследство.

    фото
    Фамильные марки в качестве основной гербовой фигуры Из "Секретной книги Фуггеров", Германия, XVI век

    Оставим в стороне накапливавшиеся за столетия внешние детали герба - нашлемное украшение, намет, девизную ленту и щитодержцев. О них было немало написано в предыдущих постах. Сосредоточимся на начальном импульсе герботворчества, с каковым сталкивается каждый желающий обзавестись фамильным гербом. Знак, знак и еще раз знак - это как раз то, что составляет форму, содержание и само предназначение любого герба, всей отличительной символики в целом.

    Разве военному мундиру или футболке игрока той или иной команды присуще какое-то потаенное внутреннее содержание? Разве флаги различных стран, городов или спортивных клубов претендуют на какой-то скрытый символизм, таящийся в крупных разноцветных знаках на их полотнищах? Нет, все эти предметы выполняют свою главную функцию - служат отличительными признаками определенной страны, ее армии, города и спортивного клуба. Происхождение же, оправдание всех этих знаковых форм составляет внешнюю по отношении к ним информацию, но не сокрытое от посторонних внутреннее содержание.

    Мы не пытаемся упростить непростой процесс выработки концепта будущего герба, но хотим направить его в нужное русло. Геральдике, которой и без того неуютно живется в нашей стране, совсем не нужна профанация, инициативное наделение ее чуждыми свойствами. Герб - не икона, перед ним не поются акафисты, он никогда не будет мироточить. Достоинство и отличие конкретной семьи или корпорации со всеми ее ушедшими, ныне здравствующими и будущими членами - вот в чем заключается сакральный смысл герба.

    фото
    Общеславянские родовые знаки в польских гербах

    P.S. В качестве развития вышесказанного предлагаем ряд вопросов, которые смогли бы помочь будущему гербовладельцу совместно с нами выработать концепт фамильного (родового) герба.

    1. Какой простой геометрический знак - крест, квадрат, ромб, треугольник, либо любой другой мог бы лечь в основу Вашей отличительной символики?
    2. Какой неодушевленный предмет, представитель животного или растительного мира - как реального, так и фантастического - мог бы выступить в роли такого знака или дополнить его?
    3. Какие цвета должны окрашивать Вашу отличительную символику, становясь ее неизменными составными частями?
    Разумеется, последуют и другие вопросы, но их содержание предугадать невозможно.

    Документальность или фантастика?

    Почему наши клиенты, заказывающие родовой герб, стремятся превратить его в некое подобие иллюстрированной анкеты советского образца? Может, десятилетия "совка" навели порчу на ментальность каждого из нас, может, наши предварительные вопросы сами наталкивают клиентов на "геральдическое анкетирование"?

    Вероятно, при первой встрече с заказчиком (личной или по электронной переписке) мы упускаем самое главное - герб не должен быть непосредственным отражением истории рода, преобладающих в нем профессий, а, прежде всего, служить своим владельцам запоминающимся отличительным знаком. Вот и давайте порассуждаем об этом.

    фото
    Фантастические существа в рыцарских гербах.
    Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

    На заре геральдики простейших геометрических фигур, изображенных на рыцарском щите, оказывалось вполне достаточным для обеспечения визуальной идентификации. Сегодня же со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что любая цветная полоса, проходящая вдоль, поперек или по диагонали щита, уже использовалась бессчетное число раз. То же самое можно сказать и о клетках, ромбах, треугольниках и других простейших фигурах. Да и не лежит душа у многих наших соотечественников к подобному "беспредметному" геральдическому творчеству. Как ни печально это констатировать, многим попросту не хватает фантазии и раскрепощенности.

    А если сразу же начинать с фантастического существа, в едином лице воплощающего сразу несколько отличительных качеств? Ведь нам так привычны описания сказочных персонажей, способных обернуться хоть волком, хоть вороном, мчаться быстрее коня, зачаровывать своим пением или обладать яростью вепря. Но Конек-горбунок, Сивка-бурка, Царевна-лягушка и иже с ними суть литературные персонажи. Действующие лица даже самой лучшей сказки не могут стать фигурами реального герба, в котором начинает жить собственное содержание, собственные герои - предки и грядущие потомки.

    Наш замечательный философ Алексей Федорович Лосев однажды заметил, что "наука столь же мифологична, насколько научен сам миф". Человек всегда нуждался в общей картине мира для определения своего места в нем. Одухотворяя все непонятные природные явления, он населил окружающую его вселенную массой великих и малых божеств. Так становилось понятным, кому поклоняться, кому приносить жертвы, а кого опасаться. Но перед лицом ньютоновой небесной механики все божества поблекли и превратились в красивые мифы. Однако и Ньютон оказался не вечен - теория относительности и квантовая механика также превратили его учение в современное подобие мифа. А что будет столетие спустя, еще не знает никто.

    фото
    Фантастические существа в рыцарских гербах.
    Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

    Так и гербоведение, будучи научной дисциплиной, имеет дело преимущественно с мифологией, ибо символ - не то, что им изображено, а то, что он обозначает. При создании нового герба всегда приходится решать двоякую задачу: во-первых, найти индивидуальную комбинацию фигур, своими формами и цветом не повторяющих уже известные, а во-вторых, отыскать соответствие содержания герба личности заказчика. Крупная фантастическая фигура успешно справляется с такой задачей. Благодаря своей необычности она служит запоминающимся и эффектным отличительным знаком, а каждая ее деталь может указывать на индивидуальные особенности гербовладельца.

    Примеры такого подхода можно найти на этом сайте. Например, это символика Военно-патриотического фонда, навеянная белокаменной резьбой древних храмов во Владимире. Каков геральдический облик современного воина, не заслоненный многосложной военной техникой? Это вооруженный человек, способный летать по небу и бороздить океаны как рыба. А Ваше мнение?

    Каких видов бывают гербы?

    Если мысленно осмотреть всю массу гербов, встреченных нами за годы сознательной жизни, то мы подивимся непохожести их друг на друга. Но, во-первых, один герб и не должен быть похожим на другой, а иначе зачем он нужен. Во-вторых, внешний вид герба зависит от времени его создания, потому что каждая эпоха отличалась собственными художественными вкусами и пристрастиями. И, в третьих, герб может принадлежать не только семье, но какой-нибудь организации, или городу, или незнакомой стране, а от принадлежности герба напрямую зависит его содержание и, соответственно, внешний вид.

    Но есть очень стройная и простая схема построения герба, которая принципиально отличает его от любой произвольной эмблемы. Еще со времен античности единственным удобным местом для размещения персонального отличия каждого воина оказывалась внешняя поверхность его боевого щита. Напомним, что военная униформа появилась лишь тысячу с лишним лет спустя. В Древней Греции щит стремились украсить изображением, отпугивающим врагов, но уже германцы и славяне предпочитали помещать на щите сакральные обереги от ран и смерти, нередко обозначавшие и родоплеменную принадлежность воина.

    Рыцарство превратило непохожую на все остальные раскраску щита всадника не просто в родовой опознавательный знак, но и придало этому лаконичному изображению юридическое содержание. Щитом конкретного феодала ограждались принадлежащие ему земли, изображенной на щите геральдической эмблемой метилось имущество, а сам рыцарь и его приближенные носили одежду гербовых цветов. Тогда же и появилось понятие герб (Herb, Wappen), на разных языках означающее наследство, знак на оружии. Поэтому основой герба независимо от времени его создания был и остается щит.

    фото
    Рыцарь в гербовой тунике со скаковым знаменем.
    Миниатюра Манесского кодекса. Цюрих, 1300

    Щит как элемент защитного вооружения окончательно вышел из употребления в XVII веке, когда исход боя решало огнестрельное оружие. Но за время своего участия в европейских войнах и рыцарских турнирах он претерпел массу изменений размера, конструкции и формы. Разлохмаченные ударами копий турнирные кожаные щиты (тарчи) фантазией художников превратились в картуши всевозможных очертаний. Их популярность оказалась столь высокой, что они из геральдики перешли в архитектуру и декоративное искусство всей Европы. Но в каждой стране предпочтение отдавалось определенным типам щитов - как реальных, так и геральдических, поэтому по абрису гербового щита нередко определяют национальность гербовладельца. На Руси особо распространены были обратнокаплевидные, треугольные, круглые щиты и павезы. По сложившейся в российской геральдике традиции в круглых щитах помещаются гербы представителей тюркских народов и их потомков (например, князей Юсуповых).

    Только то, что изображено в щите, является неизменным, наследуемым и самодостаточным комплексом отличительных знаков и фигур, принадлежащих конкретному владельцу. Ни расположение этих знаков и фигур, ни их цвет и размер не могут видоизменяться с течением времени. Лишь вступление в брак и рождение сыновей могут дополнить родовой гербовый щит новыми вставками. Эти геральдические метаморфозы знаменуют отпочкование новой ветви от существующего родового древа.

    фото
    Виды разделения щита

    Добиться неповторимости геральдических отличий возможно несколькими способами. Одним из них является деление всей поверхности щита (поля) на простые геометрические фигуры, имеющие яркую окраску. С математической точки зрения это позволяет создать бесчисленное количество вариантов, но сам процесс деления регламентирован строгими правилами. Неукоснительное следование этим правилам позволяет даже весьма замысловатый рисунок точно и кратко описать геральдическими терминами. Описание герба (блазон) и его изображение нераздельны и юридически однозначны - многие древние сборники гербов (гербовники) состояли исключительно из одних блазонов.

    фото
    Фигуры в щите

    Другим не менее распространенным способом создания отличительной символики стало изображение на щите одной крупной или нескольких более мелких фигур зверей, рыб и птиц, предметов богослужения, оружия или быта, архитектурных сооружений, цветов и деревьев, а также целого ряда других объектов реального и фантастического миров. Эта традиция имеет древнейшие корни, когда родовым символом мог служить тотем - основатель и покровитель рода или племени в образе медведя, оленя, вепря или грозного явления природы.

    На практике нередко оба этих способа применяются одновременно. Щит делится на несколько более мелких полей, которые заполняются реальными или фантастическими фигурами. Последние составляют подлинное сокровище, перейдя из геральдики во многие сферы изобразительного и декоративного искусства. Использование фантастических фигур оказывается не только наилучшим способом усилить отличительные особенности герба (разве можно перепутать с другим зверем крылатого быка или коня с львиной головой?), но и придает геральдике ни с чем не сравнимую таинственность и сакральность.

    фото
    Фантастические фигуры в королевских и рыцарских гербах.
    Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

    Но сколь бы выразительны и впечатляющи ни были фигуры в поле щита, они не в состоянии ответить на вопрос о том, кому принадлежит тот или иной герб. В Средние века таким указателем принадлежности стал водруженный на щит рыцарский шлем. Никто, кроме зажиточного феодала, не мог приобрести себе стоивший целое состояние рыцарский доспех. Так с первых же шагов геральдики шлем стал принадлежностью исключительно дворянских гербов.

    Но боевой рыцарский шлем относительно недолго венчал гербы феодальной знати. Рыцарство увлеклось турнирами, считавшихся одними из самых заметных событий в культурной жизни средневековья. Главными состязаниями вооруженных всадников были поединки на копьях и схватки на деревянных булавах. В первом случае соперники пытались ударом копья вышибить противника из седла, во втором - сшибить палицей укрепленное на макушке шлема специальное украшение (клейнод, в переводе со старонемецкого "маленькое сокровище"). Участие в турнире наравне с королями и герцогами считалось чрезвычайно почетным, поэтому в гербах место боевого занял шлем турнирный.

    По сей день принято дворянское достоинство гербовладельца обозначать либо глухим копьевым (кадочным) шлемом с единственной узкой прорезью для глаз, либо шарообразным шлемом для состязания на булавах, имеющим решетчатое забрало. Но и тот, и другой шлем несут на себе нашлемное украшение - столь же индивидуальное, что и гербовый щит. Из-под клейнода на шлем и щит ниспадает намет - матерчатое покрывало, предохранявшее рыцаря от перегрева под жарким солнцем Крестовых походов. Изрубленные в битвах края покрывала фантазия художников со временем превратила в пышный орнамент.

    фото
    Родовые гербы рыцарей.
    Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

    О нашлемных украшениях можно написать отдельную книгу. Именно в них фантастичность геральдики проявилась в полную силу. В качестве знакового звена геральдической знаковой системы клейнод обладал важной функцией: различные ветви одного и того же рода при единстве гербового щита пользовались различными нашлемными украшениями. Случалось даже, что при наличии единого родового клейнода разные семьи предпочитали собственные гербовые щиты.

    Шлем с наметом и клейнодом, как и некоторые другие головные уборы, принято называть увенчанием герба, указывающего на общественный статус гербовладельца. Но как быть, если представитель дворянского рода (а в Средние века только так и было) стал священником и благодаря своему происхождению и семейным связям сразу же занял епископскую кафедру? Тогда над щитом красовались сразу два статусных знака: рыцарский шлем свидетельствовал о дворянском происхождении, а митра о священном сане архиерея. Высокое духовное звание подчеркивалось и святительским посохом епископа, имевшим в Римско-католической Церкви характерное спиралевидное завершение.

    В отличие от привычной нам византийской традиции, средневековое западное духовенство могло не только становиться во главе суверенного феодального государства, но и образовывать духовно-рыцарские ордена. Рыцари-монахи по данному им обету всю жизнь не расставались с оружием, а благодаря своей отлично налаженной банковской деятельности по богатству превосходили королей (вспомним трагическую судьбу тамплиеров).

    фото
    Гербы высшего духовенства - епископов и архиепископов.
    Из гербовника Конрада фон Грюненберга, XVI век.

    Городская буржуазия пыталась ни в чем не уступать землевладельческой аристократии. Все знают о том., какую роль сыграл банкирский дом Медичи в судьбах Франции и ее королей, а в Пруссии - государстве Тевтонского рыцарского ордена - не прекращались войны между монашествующим рыцарством и набиравшим экономическую мощь купечеством. Но геральдика тогда была полностью подвластной дворянству - "выбившиеся в люди" городские богатеи сначала добивались присвоения им аристократического титула, и только потом герба.

    В то же время вольные торговые города и образованные ими союзы имели самобытную, не зависящую от королевских указов символику. Собственными гербами обладали и многочисленные ремесленные гильдии. Их главным отличием от рыцарских гербов было отсутствие шлема и помещение в щите фигур, указывающих на профессию конкретной корпорации: сапог у сапожников, крендель у булочников, ножницы для стрижки овец у суконщиков и так далее. Но поскольку геральдика в ту пору была распространена ничуть не меньше письменности, никаких принципиальных отличий дворянских гербов от простонародных (бюргерских от нем. "бюргер" - горожанин) не возникло.

    Классический тип герба, состоящего из щита и шлема с затейливо орнаментированным наметом и фантастичным клейнодом оказался наиболее популярной и устойчивой формой наследственного родового знака. По классификации геральдики новейшего времени такая композиция считается средним гербом. Но желание придать своему отличительному символу как можно больше торжественности путем дополнения его придаточными знаками роскоши возникло далеко не сегодня и уходит корнями опять-таки в рыцарские турниры.

    Неподалеку от ристалища каждый участник турнира разбивал свой шатер, а личность его обитателя отмечалась выставленным на показ рыцарским щитом. Щит сторожили два пажа или оруженосца, стоявшие по обе его стороны. Так возник в геральдике класс щитодержцев, в качестве которых могли быть не только люди, но и святые заступники, фантастические персонажи, звери реальные и мифологические. И если в период формирования этой традиции состав щитодержцев мог зависеть от сиюминутного каприза, со временем их постоянство стало таким же, как неизменность клейнода.

    фото
    Становление класса щитодержцев.
    Слева направо: фантастические щитодержцы из гербовников XVI века, герб Бранденбурга и герб князей Шварценберг в традициях геральдики новейшего времени.

    Наличие щитодержцев, а вместе с ними постамента и девизной ленты превращает весь комплекс символических изображений в полную форму герба. Того же результата достигает замена щитодержцев на сходный по смыслу класс щитоносцев. Щитоносцами, как правило, могут быть только летающие существа - ангелы и птицы. Когда ангел-хранитель несет гербовый щит семьи, оберегать которую он определен Богом, что может быть достойнее и выразительнее?

    фото
    Становление класса щитоносцев.
    Слева направо: земельные гербы Священной Римской империи из гербовника XVI века, гербы королевства Венгрия и одной из испанских провинций в традициях геральдики новейшего времени.

    Все вышесказанное справедливо и по отношению к недворянским родовым гербам. Единственным их принципиальным отличием от дворянских гербов является отсутствие выработанного веками статусного знака. Но, с одной стороны, после упразднения сословий в России дворянские привилегии были упразднены, а с другой - в бессословном обществе подобный знак потерял всякое юридическое значение. А что же должно быть вместо него?

    Рыцарский шлем и короны достоинства на нем, впоследствии полностью вытеснившие его и олицетворявшие лишь аристократический титул, не сразу вошли в гербоведение, а формировались в нем десятками и сотнями лет. Современная отечественная геральдика еще слишком молода и не успела выработать подобные собственные традиции. Мы считаем, что место знака статуса, если только речь не идет о гербах кадровых офицеров, должна занять символика духовных приоритетов. И здесь открывается простор для совместной работы заказчика с геральдистами.

    Кого-то увлекает космическая сущность человечества, кому-то важнее сохранить в гербе свои религиозные убеждения, кто-то очарован древней историей нашего Отечества - в ответ на любое пожелание мы в состоянии изыскать нужные средства символики. Нет необходимости приводить здесь примеры - они находятся в галереях наших клиентов.

    Церковные гербы

    Ни один из всемирно известных памятников архитектуры не имеет своего герба - будь то афинский Парфенон, Эйфелева башня или Московский Кремль. Гербом может обладать только связанный внутренним распорядком коллектив людей - корпорация. Такими корпорациями, на которых зиждется Русская Церковь, являются общины (или приходы) православных храмов, пользующиеся конкретными культовыми зданиями. Сколь бы древними и прекрасными не были сами храмы, гербы и флаги знаменуют (от древнерусского знаменоватися - отличаться, выделяться) людей, которые в них постоянно молятся и заботятся о сохранности и благоукрасительстве данной корпоративной собственности.

    Являясь юридическим лицом, каждая православная община имеет неоспоримое право обладать собственной символикой. Эта символика становится светским, общеупотребимым отражением сокровенной церковной жизни с ее священными Таинствами. Если суть богослужения зрительно можно выразить Чашей причастия и иконой, то многогранную жизнь общины с ее общими трапезами, беседами, паломническими поездками и хозяйственными заботами наилучшим образом выражают герб и флаг.

    Нередко в общественном мнении церковная жизнь отождествляется со злющими бабками, из темноты шипящими на каждого новичка за неправильно поставленную свечку. Церковь состоит из живых людей со всеми присущими им недостатками, но в большинстве своем обладающими душевной чуткостью, образованностью, добротой, возвышенной духовностью. И эти прекрасные качества не прячутся внутри храмов, а всюду проявляются в повседневной жизни. Так и заказ церковного герба и флага станет признательностью и благодарностью этим людям, претворяющим заповеди Божии в добрые дела и поступки.

    Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами
    фото

    Герб Воронежско-Липецкой епархии
    фото

    Герб прихода храма Троицы в Хохлах
    фото

    Флаг прихода храма Троицы в Хохлах
    фото

    Грамота к 400-летнему юбилею храма Троицы в Хохлах
    фото

    Герб прихода храма Николая Чудотворца в Покровском
    фото

    Флаг общины храма Николая Чудотворца в Покровском
    фото

    Пример герба благочиннического округа. Богоявленское благочиние в Москве
    фото

    Пример флага благочиннического округа. Богоявленское благочиние в Москве
    фото

    Вариант герба Покровского ставропигиального женского монастыря
    фото

    Полный герб храма Николы на Трех горах
    фото

    Грамота на полный герб храма Николы на Трех горах
    фото

    Средний герб храма Николы на Трех горах
    фото

    Флаг прихода храма Николы на Трех горах
    фото

    Нагрудные знаки

    О наградных системах Российской империи написано достаточно, равно как и о наградах советского периода. Их принципиальное различие заключается в том, что прежде человек, отличившийся на ратном, дипломатическом или гражданском поприще, жаловался кавалерством (т.е. членством) в одном из императорских орденов со всеми вытекающими отсюда привилегиями вплоть до получения потомственного дворянства. В наше же время он «награждается орденом» - растиражированным наградным знаком определенной формы, практически (за редкими исключениями) не влияющим на общественный статус награжденного и его материальное положение.

    фото

    Однако приоритет престижа, а не материальной выгоды, во все времена лежал в основе всех наградных систем – от фалер римских легионеров до усыпанных бриллиантами звезд кавалеров императорских орденов (оплачивавших их, кстати, из собственного кармана). Но возродившаяся у нас в стране практика создания общественных (неправительственных) наград уже в немалой степени дискредитирована беззастенчивой коммерциализацией данного процесса, когда награждающая сторона требует от кандидата в «кавалеры» внесения на свой текущий счет определенной суммы, подчас пятизначной в валютном выражении. Представленные на сайте авторские разработки общественных наград к этому роду деятельности отношения не имеют.

    Родовые гербы

    Родовой герб можно назвать видимым отражением самой души конкретной семьи или даже группы семей, составляющих единый род. Когда первый представитель рода обзаводится собственным гербом, такой индивидуальный отличительный знак обычно называется личным гербом. Заказавшие свой герб супруги становятся обладателями фамильного герба, а их дети и внуки пользуются им уже в качестве наследуемого родового.

    Различные названия отражают только время появления и степень распространения среди родственников этого единого семейного символа. При общности своих важнейших композиционных элементов все родовые гербы строго индивидуальны, к тому же воплощают в себе богатое разнообразие художественных пристрастий многих народов и эпох. Ведь родовая геральдика зародилась в XII веке, став ярким феноменом всей христианской культуры.

    Сегодня ничто не препятствует обладанию родовым гербом, бывшим в России до событий 1917 года прерогативой исключительно дворянского сословия. Каждый, кто считает себя и свое потомство достойными сакральной родовой символики, может заказать ее разработку и официальную регистрацию. Дарованное предками своим потомкам и запечатленное русской геральдикой чувство собственного достоинства - вот что такое родовой герб.

    фото
    фото
    фото
    фото
    фото

    Личные недворянские гербы

    Во все времена существовало естественное, заложенное в самой природе человека стремление выделять себя и свой род при помощи индивидуальных и коллективных знаков отличия. В античности Сократ, Платон и стоики сформулировали представление о праве как изначальном свойстве самой сущности человека: независимо от времени и места естественное право одинаково для всех людей. Согласно христианскому учению, естественное право является следствием Божественного закона, заложенного в человеческую природу актом Творения. Вот почему конституционное устройство наиболее развитых государств основано на этом принципе. Но равенство в правах не способно заменить собой неравенства природного, выраженного в различии энергичности, образованности и талантливости каждого отдельно взятого человека. Эти различия и стали естественным условием возникновения неравенства социального, во все времена утверждающего преимущество таланта над бездарностью, а богатства над бедностью.

    фото

    Но никогда состоятельность высшего и среднего слоев общества не замыкалась в себе, а благотворительностью, покровительством искусствам и наследственной родовой символикой зримо выражала свое преимущество. Дворцы и экипажи, яства и драгоценности характеризовали комфортный быт их владельцев, но были бессильны выразить все своеобразие, незаурядность и высокий общественный статус отдельной личности. Недаром А.С. Пушкин при всей своей поэтической славе так дорожил простым кольцом-печаткой с фамильным гербом.

    Но несовершенство учрежденной Петром I официальной российской геральдики лишало выходцев из крестьянских и купеческих семейств их естественного права на собственную символику. А ведь среди них были и М.В. Ломоносов, и Мамонтовы, и Морозовы, и Третьяковы, и Щукины, и Рябушинские, и множество других промышленников, банкиров, меценатов, выдающихся ученых, всемирно известных деятелей искусства.

    фото

    Сегодня все подобные ограничения упразднены, и к родовой геральдике вернулось ее изначальное право утверждать себя явочным порядком. Возродившийся класс предпринимателей уже активно проявляет себя на ниве спонсорства и меценатства, но сам он еще не освободился от навязанного всему нашему народу ложного отношения к недворянской фамильной символике. После кровавых катастроф ХХ века нам всем приходится начинать с нуля – при снятии запретов с частной коммерческой инициативы складывавшаяся веками иерархическая структура российского социума уже не могла восстановиться, а насильственная уравниловка оставила неизгладимый след в сознании нескольких поколений наших соотечественников.

    В условиях пробуждающегося интереса к фамильной символике многие представленные в Интернете геральдические организации по тем или иным причинам вводят в заблуждение своих клиентов, навязывая им в качестве "единственно правильной" чужеродную по содержанию и стилю "рыцарскую" модель родового герба. Но на смену этому общеизвестному стереотипу, далекому от социальных реалий наших дней, приходит великорусская теоретическая основа отечественного герботворчества. Только этот сайт может дать полное представление о ней и только отсюда можно оформить заказ на родовую символику, достойную Вашей фамилии.

    фото

    Уже трудно удивить родственников и друзей собственным коттеджем или дорогой иномаркой, но фамильный (личный, родовой) герб несопоставим ни с чем по своему значению и долголетию. Сделать любимым или уважаемым Вами людям такой подарок - значит подчеркнуть их заслуги, харизму и духовное богатство, одарить их историей собственного рода, начатого в незапамятные времена или начинающегося только сегодня и продолжающегося в детях, внуках и правнуках. Только герб способен отразить всю неординарность личности, перед полнотой которой оказываются бессильными любые анкеты, наградные листы и панигирики. Не присваивая себе чужих отличий в виде дворянства и феодальных титулов, обладатель герба самим существованием этого почетнейшего знака утверждает свое реальное, а не показное достоинство.

    Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено придание личному (родовому) гербу статуса правового знака, аналогичного символам федеральных и муниципальных структур и учреждений. Правового значения Вашему гербу тем более не придаст внесение его в гербовые матрикулы (сборники), широко рекламируемые в Интернете различными геральдическими организациями. Только обеспечиваемая автором и базирующаяся на Законе РФ об интеллектуальной собственности официальная регистрация созданного им совместно с Вами герба превращает Вас в законного гербовладельца.

    фото

    Желающие заказать герб присылают автору по электронной почте info@silaev-ag.ru свои пожелания в форме ответов на вопросы прилагаемой анкеты, а также сообщают о согласии авансирования работ в размере 50% от общей стоимости заказа (его общая стоимость в зависимости от состава и сложности работ, без учета НДС, от 1000 евро). Оплата аванса москвичами происходит при личной встрече с автором, иногородним сообщается почтовый адрес или номер расчетного счета.

    После получения исходных данных и аванса автор приступает к разработке, занимающей с учетом необходимых согласований около 2 месяцев. Наиболее эффективна непосредственная работа автора с Заказчиком, позволяющая обсуждать предложения и совместно находить оптимальный вариант гербовой композиции. Личный контакт в работе с иногородними клиентами успешно заменяется перепиской по электронной почте. Принципиально различающихся вариантов Вашего фамильного герба может быть несколько, но детально прорисовывается не более трех.

    По окончании работ при обязательной встрече с автором Вы получаете заверенную его печатью и подписью цветную распечатку Гербовой грамоты (Диплома) в формате А3 и CD-диск с записью этой Грамоты, отцифрованного художественного оригинала герба и его научного описания (блазонирования). Индивидуальные разработки Вашей личной гербовой печати, фамильного баннера (флага), памятной медали и/или лацканного значка с фамильным гербом также могут быть заказаны Вами и записаны на тот же CD-диск. При этом Вы вручаете автору остаток оговоренного гонорара и совместно с ним производите официальную регистрацию всей заказанной Вами фамильной символики в Российском Авторском Обществе (бывшее Всесоюзное общество защиты авторских прав). Оригинал регистрационного свидетельства послужит гарантией вступления Вами в права гербовладения.

    Автор обеспечивает процесс регистрации всеми требуемыми документами, в том числе выполненным вручную художественным оригиналом герба, без чего полноценная процедура регистрации становится невозможной. Помимо этого комплекса услуг Вы сможете при желании заказать разработку геральдических элементов внешнего и внутреннего убранства Вашего дома (домовую марку, резные и инкрустированные деревянные панно, витражи, кованые изделия и др.) или фамильный фирменный стиль (визитные карточки, бланки, конверты, приглашения, поздравления и т.п.). Ориентировочная стоимость этих работ определяется на предварительной стадии их эскизирования.

    Словарь понятий и терминов великорусской геральдики и других родственных дисциплин

    В основу этого краткого свода специальных терминов положены освященные многовековой традицией и вошедшие в мировую практику положения, правила и специфические приемы геральдики. Сюда же включены и запечатленные в отечественных источниках (зодчестве, иконах, миниатюрах, декоративно-прикладном и народном искусстве) древне- и великорусские элементы гербовой символики, имеющие аналоги в западноевропейской геральдике или полностью оригинальные.

    Недостаточность информации о понятийно-категориальном аппарате геральдики делает невозможным не только точное научное описание (блазонирование) любого из существующих гербов, но и составление нового. Отраженные в терминах смысловые и композиционные нюансы изображенного или изображаемого позволяют глубже вникнуть в драматическую сущность геральдического творчества, почувствовать в его таинственной поэзии форм и красок живое биение древних традиций воинов, трубадуров, художников и ученых – геральдистов и генеалогов. Знание геральдической терминологии в полном объеме как раз и означает свободное владение всеми традиционными приемами герботворчества. Недаром герботворческой практикой подтверждается часто, к сожалению, забываемое правило геральдической науки: что изначально не описывается, то не рисуется. Ценность этого правила заключается в следовании здравому традиционализму, сохраняющему геральдику в границах ее качественной определенности и не позволяющему превратить ее в бессмысленную самодеятельную эмблематику.

    Отечественной геральдической терминологии никогда еще не уделялось должного внимания, поэтому подавляющее большинство составляющих ее специфических слов являются лишь буквальным переводом западноевропейских (преимущественно немецких) средневековых и новообразованных терминов. Еще предстоит огромная работа по облечению массы непривычных для русского слуха определений и названий в национальную (и, следовательно, более доходчивую, яркую и емкую) языковую форму. На данном же начальном этапе наиболее важным представляется обеспечение процесса национального герботворчества оптимальным количеством понятий и терминов, необходимых для обоснования и достаточно точного описания всех структурно-композиционных особенностей создаваемых ныне великорусских гербов, включаемых в них символов, различных фигур и иных графических отличий.

    Опыт составления данного Словаря, включенного в монографию «Возрождение русской геральдики», привел к тому, что он в строгом научном смысле не является чисто геральдическим - в нем присутствуют понятия и термины некоторых других тесно связанных с геральдикой дисциплин – и прежде всего вексиллологии. Вызвано это необходимостью обеспечить всех читателей, в том числе и имеющих непосредственное отношение к практической геральдике и геральдическому обеспечению российских войск и спецслужб, неким оптимальным количеством специфических сведений. Вполне возможно, что в дальнейшем появятся сводные толковые, богато иллюстрированные словари по всему комплексу актуальной для России символики. silaev-ag.ru

    Краткий вопросник

    1. Ваше имя, отчество и фамилия.
    2. Место рождения, если Вам желательно отразить его в гербе.
    3. Вероисповедание, если Вы желаете это сообщить.
    4. Стилистика будущего герба: русская или западноевропейская.
    5. Ваш любимый образ: зверь, птица, растение или фантастическое существо, которые представляются знаком-оберегом Вас и Вашего рода.
    6. Предпочитаемые Вами цвета (финифти), меха и металлы.
    7. Индивидуальные особенности и устремления, которые Вы хотите запечатлеть языком геральдики.
    8. Ваша профессия, если ее необходимо отразить в гербе. Указание профессии необходимо, прежде всего, кадровым офицерам, поскольку это определяет особый тип их герба.
    9. Прочие пожелания: наличие щитоносца или щитодержцев, текст девиза, религиозность избираемой символики, наличие в Вашем роду кавалеров высших орденов Российской империи, СССР или Российской Федерации, художественные пристрастия и многое другое, что Вам представляется достойным быть изображенным в гербе.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — www.русскаягеральдика.рф

    Просмотров: 4737 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.5/20
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году