«Шаманические листы»
Не первый раз попадается мне на глаза образчик бессмертного творчества монинских сидельцев. Казалось бы, что можно добавить к уже давно установленному диагнозу?
Но каждый раз я не устаю удивляться. Когда я однажды попытался найти хоть какое-то рациональное зерно в идеологии нашего «ВГС» («Выдающегося Геральдиста Современности, единого в трёх лицах отца, сына и святого духа российской геральдики», имя которого всем известно, но не должно упоминаться всуе - я буду называть его «Он»), используя для этого описание сочиненного монинцами герба Иосифа Кобзона, то был заклеймён и проклят.
Это, однако, не избавило меня от желания вновь сформулировать некоторые вопросы, которые возникли у меня по прочтении «семантического листа» герба Зубенко.
Как и обычно данный «лист» на две трети состоит из изложения фактов, никакого отношения к геральдике не имеющих - это традиционное для монинцев цитирование стандартного словаря символов, ловкое использование которого позволяет им моментально сварганить герб для любого клиента только на основании его даты рождения.
Дата рождения армигера даёт им львиную долю элементов для построения гербовой композиции, а остальные - даёт его профессия. Понятно, что, имея перед глазами взятый из любой бульварной газеты гороскоп, не надо большого ума для создания герба, который ошеломит некомпетентного клиента обилием многозначительной символики, которая буквально «лезет» из каждой детали герба, даже из самой маленькой.
Итак, в данном листе указывается: «Основу герба составляет щит стандартной формы, традиционно принятой в украинской геральдике».
Очевидно, эта форма столь же «традиционна» для украинской геральдики, сколь была «традиционна» для еврейской геральдики форма герба Кобзона. (Когда я давеча спросил, кто придумал эту «еврейскую геральдику», «Он» без ложной скромности ответил: «Я!». Способность этого человека ничтоже сумняшеся придумывать разные национальные геральдики не может не потрясать!).
Дальше сказано: «Центральной фигурой щита является золотое острие - символ стремления армигера к высотам в профессиональной деятельности. Кроме того, острие (пирамида) является зодиакальным талисманом знака Зодиака «Скорпион», под которым родился армигер».
Нетрудно догадаться, что вторая часть данного абзаца (после слов «кроме того») должна стоять первой, а первая - второй, так как остриё было выбрано не из-за того, что указывает на стремление армигера к высотам, а из-за того, что было написано в справочнике по символике в статье «Скорпион», где монинцы прочли: «Скорпион: 24 октября - 22 ноября; влияние: Плутон; символы: скорпион, змееносец, орёл, знак смерти, светильник, пирамида».
Так как одна из геральдических фигур носит название «пирамида», авторы герба мгновенно и без особых хлопот получили главный мотив для герба - редкое везение! Правда, «пирамида» в геральдике не совсем то же, что и «остриё» - это две разные фигуры, но кто же смотрит на такие мелочи?! Стремление армигера к высотам было затем притянуто за уши - это очевидно, хотя в описании авторы постарались замаскировать этот факт.
Далее: «Золото по геральдическим канонам является символом справедливости, милосердия, великодушия, постоянства, силы и верности - качеств характера, которыми обладает армигер».
Здесь, на мой взгляд, имеется маленькая проблема. Главная фигура была выбрана на основе зодиакального знака армигера, однако для отражения его личных качеств использована символика геральдических цветов - весьма и весьма условная, и уж, конечно, не так детально проработанная, как зодиакальная символика.
А ведь зодиакальный Скорпион свидетельствует о множестве как положительных, так и отрицательных качеств человека, родившегося под этим знаком! Но так как цветов в геральдике мало, и символические трактовки этих цветов сравнительно невелики, трудно подыскать геральдический цвет, точно совпадающий по характеристикам с нужным знаком Зодиака.
Более того, цвета Скорпиона - чёрный и тёмно-пурпурный, а золото скорее подошло бы к Близнецами или Льву. Но это противоречие, разумеется, отбрасывается монинцами, как и всегда в таких случаях: последовательность и логика никогда не были их сильными сторонами.
Далее: «На острие наложена белка с орехом (листья с орехами) - символ места работы армигера (ЗАО «Московская ореховая компания»)».
Тут и была зарыта собака (вернее – белка)! Раз человек занимается орехами, то и в гербе ему положены орехи. Приёмчик грубоват, но с формальной точки зрения вполне допустим и оправдан. В конце концов, всё упирается в фантазию герольда, и в данном случае, принимая во внимание хроническую проблему монинцев с геральдической фантазией, идея не так уж плоха.
Однако неизбежно возникает вопрос: а что будет, когда армигер займётся другим бизнесом? Но этот вопрос не волнует составителей, ибо они всегда делают упор на профессию или занятие армигера (подход примитивный, но зато обеспечивает неплохие «валовые показатели»).
Далее: «Острие сопровождается по сторонам двумя розами. Роза - зодиакальный талисман знака «Близнецы», под которым родилась супруга армигера».
Заглядываем в литературу, читаем: «Близнецы (21 мая - 21 июня); цветы: маргаритки, маки, лютики, жасмин, нарцисс». Роза - это талисман Весов, а не Близнецов!!! Не на ту страницу посмотрели? Впрочем, только черт разберёт эту астрологию.
Идём дальше: «Кроме того, две розы символизируют двух детей армигера (дети - цветы жизни)».
Согласен, что дети - цветы жизни, но данный замечательный образчик «Его» пристрастия к убийству одним выстрелом двух белок не лезет, прошу прощения, ни в какие ворота. Либо ты показываешь розой жену, либо двумя розами - детей, но уж никак не трёх человек двумя розами!
Если уж было на то желание, надо было изобразить три розы - по одной на жену и каждого из детей. Но символизировать двумя розами одновременно одну жену и двух детей??? Снова это «фирменное» «притягивание за уши» и «шитьё белыми нитками». Тут же возникает вопрос: а что будет, когда армигер родит третьего ребёнка или, не дай Бог, разведётся с женой?
Далее: «В геральдике роза - символ абсолютного успеха, совершенства, самопожертвования во имя правого дела, любви, а также процветания и расцвета жизни - периода, когда все способности человека находятся в состоянии наивысшего развития (33 года - возраст Иисуса Христа)».
Таким образом, одна роза символизирует и жену армигера, и его детей, и его самого. Высший класс! Правда, не без оснований подозреваю, что если бы авторы правильно установили с помощью словаря символики цветок, соответствующий Близнецам, то этот замечательный мотив в гербе не появился бы. Но раз уж он здесь присутствует, позволительно спросить: а что будет, когда армигеру исполниться тридцать четыре года? Ведь тогда заявленная символика «пойдёт прахом»! Обидно!
Далее указано: «Профессиональная коммерческая корона, венчающая щит, отражает принадлежность армигера к российским предпринимателям, занимаемый пост директора акционерного общества».
Вопрос о возможной смене армигером социального статуса, полагаю, задавать бессмысленно, а рассматривать проблему монинских профессиональных корон ни к чему - приговор этой абсурдной затее давно вынесен.
А дальше на нас выкатывается жемчужина монинской философии: «Корона украшена драгоценными камнями - карнеолом и топазом - соответствующими знаку Зодиака «Скорпион», под которым родился армигер. Карнеол - чрезвычайно счастливый и оздоравливающий камень, предохраняющий от споров и ссор, хранит человека от злых чар и молний. Топаз - камень, освобождающий от страстей буйных и опасных, рождает в человеке настроение безмятежного наслаждения жизнью, гонит гнев и неверность, дает верную дружбу и любовь».
Пожалуй, это в монинском творчестве поражает больше всего. Велик ли смысл указывать в описании тип камней, которыми украшена корона, когда невооруженным глазом (без пояснений «семантического листа») этого не определишь, и - главное! - волшебные качества указанных камней не распространяются на их изображения?!
Свойства камней - это не то же самое, что символика фигур и знаков Зодиака: чтобы камни действовали, их надо носить на шее, а не смотреть на их изображение на бумаге. Можно торговать амулетами из камней, якобы имеющих целебные свойства, но торговать всего лишь изображениями таких камней - это, безусловно, высший класс коммерции! Снимаю шляпу: перед этим меркнут все остальные неоспоримые монинские достижения, ибо это всё равно, как если бы хозяин этого герба успешно продавал людям не сами орехи, а только их изображения.
Почему бы, в таком случае, не взять за правило пояснять в «семантических листах», что шлем на гербе армигера изготовлен из циркония, обладающего удивительными, хотя и не подтверждёнными наукой свойствами? Сейчас в продаже имеются циркониевые браслеты, способные (по утверждениям изготовителей) избавлять носящего их от необходимости пользоваться любыми лекарствами. Но ведь то - всего лишь браслет, а представляете, какое мощное воздействие на организм армигера может оказать шлем, сделанный из циркония?!
За это с клиентов можно брать отдельные деньги, а если откажутся, то тем для них же хуже: пусть довольствуются простым шлемом из стали или железа. (Впрочем, в случае с данным гербом г-н Зубенко перехитрил бы своих «герольдов»: железо и сталь являются талисманными металлами Скорпиона). Вот и вышло бы, что платил человек за простой шлем по обычной таксе, а получил целебный шлем за те же деньги! Жаль, что не со всем клиентами такой номер пройдёт.
В порядке “творческой” фантазии: можно ведь пойти ещё дальше! Например, специально указывать, что основа гербового щита изготовлена из древесины баобаба, экстракт которой укрепляет потенцию. Если клиент откажется приплачивать, то пусть имеет щит из обычной деревяшки и надеется на собственные природные способности: скупой платит дважды!
В моем предложении нет ни капли иронии: если имеет значение, какими камнями украшена нарисованная корона, то тем большее значение имеет металл, из которого сделан нарисованный шлем, и материал, из которого выполнен нарисованный щит.
Предлагаю к сему ещё одно усовершенствование: указывать, из какой материи сделан намёт. К сожалению, «символика тканей» как отдельная «дисциплина» не существует вовсе, зато можно сделать клиенту приятное, если особо оговорить, что на его гербе намёт сделан их дорогой ткани. Видно этого не будет, но ведь главное – знать и помнить!
Кстати, о намёте в «семантическом листе» сказано: «Над короной расположен рыцарский шлем, на котором размещены: бурелет (жгут из двух разноцветных тканей), намёт (живописный растительный двухцветный орнамент, ниспадающий по обе стороны от шлема, - прообраз рыцарского плаща)…».
А вот тут - стоп! Мне лично всегда казалось, что это рыцарский плащ является прообразом геральдического намёта, а не наоборот: ведь сначала в жизни появился плащ, и уже после – его проекция в геральдике. А впрочем, не настаиваю: уж слишком мало я вообще смыслю в такой «геральдике».
Далее «семантический лист» выдает бесспорный «перл» о том, что нашлемник (крылья) «символизирует год рождения армигера (1971) по Восточному гороскопу».
Эта система меня потрясла ещё в гербе Кобзона. (Несомненно, выбор нашлемников соответственно восточному календарю - любимейшая придумка, вершина «Его» интеллектуальной мощи и, бесспорно, самый весомый вклад, который «Он» внёс в геральдику.) Но позволено ли спросить, какое отношение к восточному календарю имеют крылья?
Ведь если в гербе Кобзона был бык, следовательно, в гербе Зубенко должна быть свинья (кабан)? Откуда же у этого зверя крылья? (Кстати, свинья/кабан неплохо подошла бы в этом гербе: это животное очень любит жёлуди, а чем орехи хуже желудей?). Но свинья в качестве клейнода почему-то «не подошла».
Где же логика? Уж одно из двух: или берешь систему восточного календаря и применяешь её так же строго, как она устоялась, или ты её не используешь вовсе. Но возможно ли ссылаться на восточный календарь, нарушая его базовый принцип? Каким образом прикажете «читать» этот герб? Как определить год рождения армигера по нашлемнику, про который сказано, что он соответствует дате рождения армигера по восточному календарю, в том время как в восточном календаре крыльев НЕТ?
Значит, «система» не работает? Так зачем вообще она нужна?
Между прочим, в восточном календаре, помимо таких «благородных» персонажей как тигр, бык, дракон, имеются - помимо упомянутой свиньи/кабана - ещё и «малопочитаемые» крыса, змея, собака, петух, обезьяна, овца (она же - козёл). Как быть с ними? (Замечу на всякий случай - чтоб не было подозрений в наличии у автора личных комплексов и фобий по поводу «зодиакального принципа» монинцев: вашему покорному повезло - родился в год Быка. Как говорится, «куда ни шло»).
Ответ прост. «Промышленная геральдика» - дело хлопотное, требующее большой производительности. К чему ломать голову, придумывая какой-то особый нашлемник в каждом новом случае, когда всё просто и, главное, «научно обоснованно» делается по схеме: берется год рождения армигера, сверяется с восточным календарём, и - нашлемник готов! Без лишних затрат - бездна смысла! А если ещё и присыпать всю эту штуку волшебными каменьями, то геральдика «поднимется» на такую «высоту», до которой старые герольды и не мечтали дотянуть. И как не додумались раньше? Нет, что-то они там, во тьме веков, явно не доработали.
В своё время, в связи с моими вопросами к кошмарному гербу Кобзона, «Он» отвечал мне: «Мы это делаем умышленно, чтобы можно было читать гербы, чтобы по рисунку герба можно было бы определить год рождения владельца герба. А вы предлагаете старую традицию: всем вставлять в клейнод по три страусовых пера? Или повторять фигуру из щита? Но ведь это же так скучно...».
Несомненно, очень скучно! Просто ужасно, что за девятьсот лет своей истории геральдика не накопила никаких вариантов нашлемников, кроме страусовых перьев или повторения фигуры из щита. Но теперь-то со скукой покончено, «Его» национальный гений наконец-то развязал геральдистам руки: только подумайте, какую бездну вариантов даёт нам восточный календарь! Разнообразие будет немыслимое.
Вот так в Монино нашли, наконец, способ сделать гербы читаемыми. Раньше читать гербы было нельзя - никакого смысла в них не было, так - одно баловство. Теперь же, чтобы полностью постигнуть всё богатейшее смысловое значение гербов «монинского типа», надо обладать познаниями не только в геральдике, но и в астрологии, восточных гороскопах, античной мифологии, языке цветов и магических свойствах минералов. Этот удивительный синтез всех «тайных знаний» человечества, безусловно, придаст геральдике новое «качество».
В самом деле: ну кому это вообще может быть интересно – «с первого взгляда», как утверждал автор концепции, определять, в каком году родился армигер? Тем более что без дополнительных указаний точно определить год рождения невозможно - животных в восточном календаре только двенадцать. Следовательно, нужно пустить в ход вспомогательные инструменты: «стихии», «элементы» и т.п.
Что ж: вся эта сложная система уместна в восточной философии, но уж никак не в европейской геральдике. Символика бывает разная, и сваливать всё в одну «кучу», как это делается, могут лишь дилетанты и/или шарлатаны.
Вообще, гнусным духом шарлатанства пропитан весь этот «семантический бред». Вся эта чушь с зодиаками, оберегами, талисманами, восточным календарём и целебными камнями не только есть признак дурного вкуса авторов, но и рассчитана на самый непритязательный вкус клиентов. Шаманская «муть» может произвести впечатление только на людей из тех, кто в недавнее наше Смутное время по утрам жевали заряженные А. Чумаком газеты.
Уровень дремучей домохозяйки - вот «профессиональный» уровень этих «геральдистов». Но надо отдать им должное: при всей предсказуемости, каждый раз они удивляют. После каждого их творения, которое без всякой натяжки может быть названо апофеозом дурновкусия и шарлатанства, они рождают новое, превосходящее предыдущее.
На фоне всего того, что «наворочено» в гербе г-на Зубенко, конечно, попросту теряется такая мелочь, как текст девиза, звучащий - особенно в старокириллическом начертании - явным диссонансом в геральдическом окружении. «Импровизируй качественно». Этот опыт открывает хорошую перспективу для создания современных и злободневных девизов типа:
«Инвестируй дальновидно»
«Аверажируй осторожно»
«Аккумулируй активно»
«Манипулируй ловко»
«Мажоризируй хитро»
«Зондируй глубоко»
«Овердрафтируй осмотрительно»
и т.п.
Монинские затейники готовят нам ещё массу всяких потрясающих открытий и нововведений. Чего стоит, например, их утверждение, что «Герб - это оберег. На Руси считали, что он защищает членов семьи от злых духов»(!!!)
Не иначе, до крещения Руси родовые гербы висели в избах в Красных углах - в том месте, где их позже сменили образа?
Интересно, а не рассматривают ои в Монино всерьез теорию, согласно которой гербы испускают положительное или отрицательное излучение, которое может быть уловлено с помощью особой рамочки? Да, такая «теория» требует проверки на практике, но уже сейчас можно сказать, что если взять и ее на вооружение, то монинские гербы будут просто зашкаливать - одни целительные камни в профессиональных коронах сами по себе дадут мощнейшее излучение.
Однако, между нами говоря, я бы настоятельно не советовал обладателям «гербов», вроде рассмотренного здесь, вешать их изображения над кроватью.
Если, разумеется, их волнует проблема собственной потенции и здоровья – не исключая и психическое.
Александр Куров
Архангел Франкенштейн, или Мародерство как «творческий метод»
170 лет назад лет назад Николай Васильевич Гоголь уселся за стол и начал свои бессмертные "Мертвые души". Первым делом он описал въезд в уездный город N своего героя и его прогулку по городку, «элите» которого еще предстояло стать жертвой обжуливания и поругания.
В числе городских унылостей Павлу Ивановичу попалась на глаза вывеска бильярда, где «игроки были изображены с прицелившимися киями, несколько вывороченными назад руками и косыми ногами, только что сделавшими на воздухе антраша…».
Нужда написать «Ревизора» заставила Николая Васильича отложить начатый роман в сторонку, поэтому первый том «Мертвых душ» был закончен только шесть лет спустя.
Прошло полвека, и Александр III решил облагородить большой герб Империи. Академик живописи Адольф Шарлемань блестяще справился с задачей, превратив доставшуюся от Александра Освободителя рыхлую композицию государственного герба в округлый и компактный геральдический шедевр. Среди прочего, Адольф Иосифович развернул щитодержателей-архангелов, прежде глядевших в разные стороны, навстречу друг другу: святой архистратиг Михаил получился почти в профиль, а архангел Гавриил – в три четверти. Вот так:
Говорят, симметрия – признак упадка? Что ж: небольшое различие в повороте голов внесло приятную разницу в строго симметричные «половинки» гербовой композиции.
Минул век, и геральдический художник Роберт Иванович Маланичев повторил рисунок Шарлеманя своей рукой. Эта прорисовка была опубликована в книжках, «отсканировалась» в Интернет и стала невероятно популярна: почти все, кто знаком с большим гербом Империи, впервые увидели его именно в маланичевском повторе Шарлеманя.
Десять лет спустя, в первом году третьего тысячелетия от Р.Х., житель города Воронеж по имени Фима взял в руки ножницы и прорисовку Роберта Маланичева, обстриг ненужное (таковым оказалось все, кроме архангела Михаила), перевел фигурку на бумагу и обнаружил, что дело не клеится: архистратиг, которому опять суждено было выступить в роли щитодержателя, выглядел неуважительно отвернувшимся от чужого для себя щита. «Ах, не клеится? Склеится! Никуда не денется!» Фима пошарил в обрезках, выудил оттуда бумажку с архангелом Гавриилом, отрезал ему голову и приложил ее к уже переведенному на бумагу архистратигу. Вот так:
Копировальные работы продолжались…
Фима спешил: ему было заказано нарисовать герб для министра внутренних дел Украины Юрия Федоровича Кравченко. Идея влепить министру в герб cвятого архистратига посетила находчивую голову сразу: во-первых, министр жил в Киеве, герб которого архангел украшал издавна; во-вторых, образ предводителя небесного воинства с карающим мечом удачно намекал на должностное положение, которое Юрий Федорович занимал в иерархии украинских блюстителей порядка.
Фима давным-давно решил для себя, что копирка и ножницы - оптимальный инструментарий, а чужие рисунки – наиболее подходящее сырье для новых и новых поделок. Заказы всегда были срочными, учиться рисовать самому (да хоть тех же архангелов) было некогда. Засмущаться от того, что всякий раз такой «творческий метод» заставляет красть чужие рисунки, обирая мертвых художников наряду с живыми, было некогда всегда…
Большой герб Империи Фима особенно любил: герб был сложный, со множеством элементов - их можно было красть по одному. В общих чертах этот герб все знали, но в деталях помнили – плохо. Одним словом, тащи – не хочу: все равно никто не заметит.
Незадолго до “заказа на Кравченко” Фима уже вынес из "шарлеманевско-маланичевского" герба купол сени (вместе с государственным девизом и кистями) и сбагрил его Московскому Патриархату РПЦ в составе кое-как склеенного гербца. Золотой купол смотрелся на зеленой патриаршей мантии как на попЕ тюбетейка, но Фима остался доволен: он считал себя православным и был рад угодить священноначальству чем угодно. Окружение Святейшего оказалось доверчивым, и того, что берет из Фиминых рук чужое, попросту не заметило (на то и был расчет).
Сам же Фима решил на всякий случай умолчать, из чего слеплено “геральдическое” подношение: как всякий лжехристианин, Фима боялся гнева земного начальства больше, чем божьих кар. Поначалу он трусил, что жульничество как-нибудь да раскроется, но дух Шарлеманя с упреками к нему почему-то брезговал являться, а добрейший Роберт Иванович (у которого Фима и стянул шатер-купол) так ничего об этой покраже, кажется, и не узнал.
Опыт мародерства "в пользу Церкви" вдохновил Фиму. За “герб” Патриархата попы рассчитались Благословением с самой большой буквы и Фима решил, что с таким карт-бланшем ему теперь - море по колено. Поэтому перед тем, чтобы “толкануть на сторону” маланичевского Архистратига Михаила пополам с архангелом Гавриилом, Фима даже не замялся.
…Копировальная работа близилась к концу. Оставалось только раскрасить…
* * *
Николай Васильевич Гоголь умер в 1842-ом, оставив потомкам полтора тома великого плутовского романа и ворох не менее великих рассказов, повестей и пьес.
Александр III заслужил почетное прозвище «Миротворец», в полном согласии с которым (т.е. с миром) и покинул сей мир в 1894-ом, оставив Империи последнего ее государя.
Адольф Иосифович Шарлемань скончался в 1901 году, оставив нам не только прекрасную композицию имперского герба, но и самую популярную в России-СССР-новой России колоду игральных карт.
Юрий Федорович Кравченко был найден на собственной даче мертвым (застреленным или застрелившимся – до сих пор неясно) 4 марта 2005 года, за день до своего 54-ого дня рождения, оставив без ответа вопрос о своем возможном участии в подготовке похищения и убийства журналиста Георгия Гонгадзе.
Роберт Иванович Маланичев пережил Юрия Федоровича на год и покинул нас 23 февраля этого года, оставив после себя сотни и сотни замечательных геральдических работ и самую светлую память.
В общем, все умерли.
Остался один Фима.
Он же - Ефим Анатольевич Комаровский: "заслуженный член Всероссийского Геральдического Общества" (там он «регистрирует» ворованное), "Герольд Русской Геральдической Коллегии", "директор Центрально-Чернозёмного и Приволжского представительств Русской Геральдической Коллегии" и прочая, и прочая, и прочая.
Чувствует себя эта «прочая» превосходно. И выглядит - тоже. Вот так: