Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2025 » Февраль » 22 » • Святые места Красноярского края •
08:44
• Святые места Красноярского края •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Свято-Покровский собор
  • Свято-Троицкий
  • Свято-Иверский
  • Свято-Благовещенский
  • Свято-Вознесенский
  • Спасо-Преображенский
  • Богоявленский собор
  • Успенский собор
  • Богородице-Рождественский собор
  • Воскресенский собор
  • Крестовоздвиженский собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Благовещенская церковь
  • Троицкий храм
  • Крестовоздвиженский храм
  • Свято-Троицкий храм
  • Храм Андрея Первозванного
  • Часовня Параскевы Пятницы
  • Святые источники Красноярского края
  • Монастырское озеро
  • Ссылки по теме
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Свято-Покровский собор в г. Красноярск

    фото

    Нынешний Свято-Покровский кафедральный собор был заложен в 1785 году как трехпрестольная приходская церковь на месте древней деревянной церкви, стоявшей при выезде из Красноярского посада на московский тракт. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 года (все даты приводятся по старому стилю), второй - во имя апостолов Петра и Павла 8 января 1790 года, третий - во имя Свят. Николая Чудотворца 30 сентября 1790 г.

    Постановлением Патриарха от 20 июля 1990 года на Красноярскую кафедру назначен Епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов). Прибыв осенью того же года в Красноярск, Владыка определил Архиерейской кафедре быть в Покровском храме, а храму от сего дня именоваться Свято-Покровским кафедральным собором. Стоит отметить, что незадолго до этого храм был возвращен Русской Православной Церкви (долгие годы в нем размещался выставочный зал художественного музея им. В.И.Сурикова).

    Покровский собор является одним из лучших образцов сибирской архитектуры XVIII века, своеобразным и редким произведением "енисейской школы".

    Свято-Троицкий собор в г. Красноярск

    фото

    Свято-Троицкий собор - единственный в Красноярске храм, использовавшийся как культовое сооружение в советские времена.

    15 августа 1831 года общее собрание купцов и мещан Красноярска приняло решение просить разрешения на строительство кладбищенской церкви за рекой Кача.

    Решением Енисейского губернского правления от 29 мая 1835 года были утверждены план и фасад здания церкви. Они были разработаны губернским архитектором Г. Маковецким и его помощником архитектором П. А. Шаровым. 11 февраля 1836 года Шаров представил чертежи церкви в строительную комиссию.

    Как многие сибирские храмы Свято-Троицкий собор строился в два этапа. Холодная Троицкая церковь заложена 20 мая 1836 года, но через три месяца было получено разрешение от епископа Томского и Енисейского Агапита о дозволении построить и теплый предел. Он был освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского 21 августа 1842 года, а Троицкий предел освящен 11 октября 1848 года.

    Церковь построена на вершине высокого холма, в начале тракта на Енисейск. Церковь стала архитектурной доминантой, возвышающейся над плоским ландшафтом Красноярска.

    После освящения предела во имя Иннокентия Иркутского начались захоронения на новом кладбище. Одно из первых сохранившихся захоронений датируется 1843 годом.

    В 1850-х годах на средства красноярского купца Николая Иноземцева была возведена каменная ограда с воротами на западной стороне кладбища, а позднее и с южной стороны. В 1860-х годах около Троицкой кладбищенской церкви купец Матвей Сажин построил каменную часовню во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

    Свято-Иверский (Христорождественский) женский монастырь в г. Енисейск

    фото

    Енисейский Иверский женский монастырь основан в 1623 г. игум. Параскевой (Племянниковой), прибывшей из Нижнего Новгорода. Прежде именовался Христорождественский. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в р. Енисей. Был построен храм каменный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1740 г.). С 1764 г. - 3-го класса общежительный женский монастырь.

    Монастырь сгорел в 1869 г., восстановлен в 1871 г. игум. Афанасией (Потемкиной). В 1875 г. монастырь переименован в Иверский, и тогда же построен новый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

    Монастырское духовное училище для девиц духовного звания (1861-1888 гг.). Над могилою старца Даниила Ачинского († 15/28 апр. 1843 г.) в 1894 г. построена каменная часовня.

    Монастырь возрожден в 1998 г. Восстанавливаются из руин Иверский и Воскресенский храмы. Богослужение совершается в Иверском храме.

    Свято-Благовещенский женский монастырь в г. Красноярск

    фото

    Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) - первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе.

    В январе 1795 года жители Красноярска направили в духовное правление прошение о строительстве нового храма. Деревянную Покровскую церковь перенесли примерно на место нынешнего каменного храма.

    Был получен Указ архиепископа Варлаама из Тобольска о строительстве церкви, и в 1802 году началась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести, копание рва под фундамент; а 3 ноября 1804 года была совершена закладка церкви.

    В расходной книге 1801 - 1808 годов упоминаются енисейские мастера Григорий Бусыгин и Поспелов, получившие 30 рублей за "Здеание планов". Контролировал постройку и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков.

    Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым.

    В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П. Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И. И. Огрысков.

    Основные строительные работы были завершены в 1812 году. Строительство продолжалось до начала 1820-х годов. Двухэтажный храм имел четыре придела на двух этажах и каменную часовню в честь Иверския Иконы Божией Матери (1866 год). Храм имел библиотеку и церковно-приходское попечительство. Один придел посвящался Александру Невскому. Александр I в 1820 году подарил церкви образ Св. Князя Александра Невского, написанный академиком Егоровым.

    В 1829 - 1831 годах красноярские мастера Е. Ушаков и Ф. Быкасов пристроили к западному фасаду церкви четырехколонный портик и возвели вокруг здания кирпичную ограду. Позднее с южной стороны был возведен придельный храм Зосимы и Савватия, а к северному фасаду пристроили помещения ризницы и сторожевской с часовней Иверской богоматери.

    Одна из центральных улиц города, идущая от храма стала называться Благовещенской. В советские времена были разрушены купольные завершения, а в церкви размещался пушно-меховой склад.

    Свято-Вознесенский женский монастырь в с. Кочергино

    фото

    В 1857 году был открыт Вознесенский приход в с. Кочергино. В состав прихода вошло население нескольких близлежащих деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр. В этом же году в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная Вознесенская церковь.

    В 1862 г. завершено строительство Свято-Вознесенской церкви.

    8 января 1863 г. церковь освятили.

    В 1879 г. здание церкви ремонтировалось, эта церковь просуществовала по крайней мере до 1906 года, времени когда начала действовать каменная. Таким образом, настоящая каменная Вознесенская церковь является второй по счету церковью, выстроенной на территории села Кочергино.

    В 1896 г. прихожане обратились в енисейское Духовное правление с просьбой решить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного. Получив разрешение, прихожане начали заготовку строительных материалов.

    Церковь Вознесения заложили в 1900 году. Постройка осуществлялась силами жителей п. Кочергино и близлежащих деревень. В 1901 году строительство было прервано, хотя здание возвели до карнизов. Достройка церкви продолжалась в 1905-1906 годах: церковь побелили внутри и снаружи, в окна вставили решетки и рамы со стеклами, крыши наполовину покрыли железом.

    Лишь в 1908 году после того, как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь освятили присланным антиминсом, и она начала действовать.

    Спасо-Преображенский монастырь в г. Енисейск

    фото

    Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «...пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог... ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога.

    Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев.

    Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь.

    Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» - от Тобольского архиепископа Герасима.

    Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным - ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство.

    Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

    Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря - местночтимая икона «Спас Нерукотворный».

    В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 - 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала частью каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

    В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

    Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.

    Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания сильно повреждены.

    Богоявленский собор в г. Енисейск

    фото

    Один за другим в XVIII веке возводились огромные, изукрашенные кирпичной «резьбой» сооружения, заменявшие деревянные храмы. Первым каменным храмом Приенисейского края стал Богоявленский собор. По-прежнему царит над городом огромный, квадратный в основании, восьмигранный столп колокольни Богоявленского собора, когда-то главного собора Енисейска, построенного в 1712 году, присланным из Тобольска зодчим Федотом Чайкой. Колокол для церкви привезли в 1903 году из Центральной России, и тысячная толпа енисейцев на веревках затаскивала его на колокольню через специально оставленный проем.

    Любопытно, что мастер из Тобольска приехал в Енисейск с целью строить каменный гостиный двор. Приездом опытного зодчего немедленно воспользовалось енисейско духовенство, по инициативе которого прихожане Введенской церкви обратились в Тобольск за разрешением выстроить на «соборные мирские деньги» каменный Богоявленский собор. Артель Чайки выстроила русскую трапезную церковь на подклете с продольно-осевой композиционной структурой построения. Самыми распространенными в сибирском зодчестве XVIII века были храмы типа «восьмерик на четверике» - восьмигранник на четырехугольнике. С востока на запад на территории собора располагались: сам восьмигранный храм, трапезная с приделом и высокая ярусная колокольня. Храм завершался вспученной с заломом у основания кровлей и увенчивался главкой на барабане. Архитектура этого здания нашла отражение в композициях Воскресенской церкви и Спасского собора Енисейского мужского монастыря.

    Пожаром была уничтожена первая каменная церковь Енисейска. С южной стороны сгоревшего собора «во имя введения во храм пресвятой Богородицы» заложен теплый храм, в 1740 году пристроен теплый придел, главный храм второго Богоявленского собора построен под руководством московских дворян Семена и Епифана Надеиных около 1750 года.

    При возведении новых церквей енисейские зодчие следовали принципу панорамного построения композиции главных доминант города, благодаря чему мы имеем возможность любоваться с водной глади Енисея на четыре величавых каменных городских храма - Преображенская, Воскресенская, Христорождественская церкви и Богоявленский собор, поставленные в один ряд вдоль енисейского берега.

    Успенский собор в г. Енисейск

    фото

    Успенский собор в Енисейске - старейший храм Красноярско-Енисейской епархии РПЦ.

    В 1747 г. (или 1774 - по документам благочинного градоенисейских церквей) 11 мая по желанию жителей города и по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, бывшая приходская Гостинодворская праздная деревянная церковь, в связи с построением вместо нее каменной, со всем церковным украшением была перенесена и поставлена на гору за городом, где было тогда кладбище.

    Эта деревянная церковь на Гостином дворе прежде именовалась Знаменской. В 1774 г. она была освящена в честь Успения Божьей Матери. За ветхостью ее деревянное строение разобрали и употребили на дрова, так как решено было построить новое - кирпичное.

    По благословению архиепископа Варлаама 9 сентября 1793 г., была заложена на средства енисейского купца Ефима Трескина новая каменная Успенская кладбищенская церковь. 27 августа 1794 г. купцом Петром Трескиным (братом Ефима) заложен второй (холодный) этаж церкви. В 1799 г. было завершено строительство нижнего этажа и 11 июля этого же года Успенская церковь была освящена с прежним антиминсом. Придел верхнего этажа был освящен 17 июля 1818 г. во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

    Богородице-Рождественский собор в г. Красноярск

    фото

    Кафедральный Богородице-Рождественский собор - крупнейший храм города Красноярска. Пятый по счёту храм в Красноярске.

    Построен по проекту архитектора Тона в 1845-1861 годы. Состоял из храма Рождества Пресвятой Богородицы и приделов: Крестовоздвиженского (на южной стороне), святого Николая (на северной стороне) и придел святых мучеников Исидора и Татьяны.

    Храм строился одновременно с московским Храмом Христа Спасителя.

    Московский Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году. Богородице Рождественский кафедральный собор был взорван 12 июля 1936 году.

    Булгаков, в 21 главе своего романа Мастер и Маргарита об этих событиях написал так: «Через несколько мгновений перед Маргаритой предстал тот самый толстяк-бакенбардист, что так неудачно представился на том берегу. Он успел, по-видимому, смотаться на Енисей, ибо был во фрачном наряде, но мокр с головы до ног. Коньяк подвел его вторично: высаживаясь, он все-таки угодил в воду».

    В 1936 году профессору А. Д. Крячкову поручили разработать проект здания Дома Советов, которое предполагалось простроить на месте разрушенного собора. Вокруг здания планировался сквер. Строительство архитектурного ансамбля пл. Революции (площадь получила новое название в мае 1921 года) было завершено только в 1956 году. Кроме собора были разрушены торговые ряды и торговый центр «Пассаж».

    На фундаменте храма был построено здание администрации Красноярского края. В центре площади установлен памятник В. И. Ленину. По периметру площади были построены здания Совнархоза, управлений железной дороги и Аэрофлота, Центра научно-технической информации, краевой библиотеки.

    Воскресенский собор в г. Красноярск

    фото

    Воскресенский собор Красноярска - уничтоженный православный храм в Красноярске. Первое каменное здание города Красноярска.

    Построен на территории острога - на Стрелке. В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске.

    После революции в соборе размещается Механический завод Местпрома.

    Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры.

    Было предложено:

    «Реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер». В Министерство культуры РСФСР было отправлено письмо с просьбой выделить специалиста и средства для восстановления Воскресенского собора, а над могилой «видного ученого Н. П. Резанова, пионера освоения Аляски и Калифорнии», организовать шефство. Осуществлять его должны были сразу четыре организации: школа № 27, управление ЕнУРП, Дом учителя и механический завод Местпрома.

    Вскоре отношение городских властей к собору изменилось. Исполком горсовета принял новое решение: «признать нецелесообразным предложение комиссии о реставрации и восстановлении Воскресенского собора, как не представляющего собой ценного исторического памятника архитектуры».

    В начале 60-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, могила командора Резанова утеряна.

    В 1983 году на месте разрушенного собора было построено здание филармонии с двумя коцертными залами - большим и малым. При строительстве культурный слой не исследовался, археологических работ не проводилось.

    Площадь перед собором сразу после революции была переименована в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.

    Крестовоздвиженский собор в г. Лесосибирск

    фото

    На виду могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город...

    Семь лет (1995 по 2002г) жертвенных усилий попечителей, на чьи средства возводили храм - Лесосибирского ЛДК -1 во главе с ген. Директором Анатолием Рубцовым; семь лет напряженного труда строителей, строительно - монтажного предприятия №3 во главе с директором Владимиром Киселевым; семь лет кропотливого проектирования коллектива Красноярской мастерской "Архитектон" во главе с архитектором Александром Банниковым, и, конечно же, семь лет неотступных молитв православных лесосибирцев во главе с настоятелем Крестовоздвиженского прихода протоиереем Андреем Юревичем...

    Эти семь лет по чудному промыслу и великой милости Божией принесли плоды - трехпрестольныи Крестовоздвиженский собор г.Лесосибирска вознес в небеса свой сонм крестов на куполах, самый высокий из них - 67 м. Сейчас Крестовоздвиженский собор - главное украшение города, и не только города - он жемчужина всей Сибири. Памятник из красного кирпича, памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных колоколов которого призывают: "Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28,2). И если спросят: "Зачем в таком незначительном городе такой дивный храм?" - то мы ответим: "Не по городу храм, а по храму будет и город"...

    Спасо-Преображенский собор в г. Минусинск

    фото

    Адрес Красноярский край, Минусинский район,г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

    Дата постройки 1803-1814г.

    Приход Градо-Минусинского Спасского собора открыт в 1779 году. В этом же году 21 декабря Варлаам,Епископ Тобольский и Сибирский грамотой своей разрешает заложить деревянную церковь "в деревне Минусинской", а в 1780г. 29 сентября грамотой своей разрешает освятить новый храм. Церковь освящена 16 января 1781года. В 1801г. прихожани Спасской церкви Минусинского села возбуждают ходотайство о постройке вместо деревянной, ветхой церкви-каменной церкви и Епископ Варлаам грамотой своей 6 мая 1801г.благословляет протоиерея Алексеева на строительство каменной церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы.Церковь построена в 1813году.17 сентября 1858г.церковь переименована в соборную г.Минусинска.В приходе одна деревня Мало-Минусинская,но её больше называли Самодуровка в 4 верстах.В приходе три каменные церкви: Спасский собор в г.Минусинске,вторая церковь приписаная к собору, Сретенская, на городском кладбище,однопрестольная. Построена в 1864-66г.на завещаный капитал купца И.Т.Масленикова с добавлением средств купцом И.О.Артемьевым,третья церковь в д.Мало-Минусинской,однопрестольная в честь Казанской Божией Матери,построена в 1914году на средства прихожан.

    Минусинский Спасский собор образец позднего памятника в духе сибирского барокко, сооруженный в 1803-1814г. Первоначально состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Северный Никольский придел пристроен в 1853-1854г. на средства И. Т. Масленникова. В 1902-1904г. расширен, алтари приделов вынесены в один ряд с главным. Закрыт в нач. 1930-х годов. Возвращён верующим в 1943г. и более не закрывался.

    Благовещенская церковь в г. Красноярск

    фото

    Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) - первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе.

    В январе 1795 года жители Красноярска направили в духовное правление прошение о строительстве нового храма:

    многие сего города Красноярска разного звания люди возимели усердное желание соорудить нам иную двухэтажную церковь и украсить ее подобающим благолепием, в нижнем - во имя благовещения пресвятые богородицы, а в верхнем - святого апостола и евангелиста Иоанна богослова, на отведенном прежде по плану очень хорошем и пристойном месте, огражденном деревянною оградою, в длину и ширину по тридцати по семи сажен, где ныне без службы стоит деревянная Покрова богородицы, вместо которой на другом месте в то ж именование создана и украшена церковным благолепием каменная с приделами церковь, в коей и служба происходит...

    Деревянную Покровскую церковь перенесли примерно на место нынешнего каменного храма.

    Был получен Указ архиепископа Варлаама из Тобольска о строительстве церкви, и в 1802 году началась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести, копание рва под фундамент; а 3 ноября 1804 года была совершена закладка церкви.

    В расходной книге 1801 - 1808 годов упоминаются енисейские мастера Григорий Бусыгин и Поспелов, получившие 30 рублей за "Здеание планов". Контролировал постройку и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков.

    Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым.

    В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П. Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И. И. Огрысков.

    Троицкий храм в г. Енисейск

    фото

    Малоизвестный архивный документ, датированный 1773 годом, представляет собой описание и проектный план Енисейска, в котором размещалось 6 каменных храмов и 814 обывательских деревянных дворов. При начавшемся в XVIII веке переходе к регулярной планировке города, когда вокруг церквей стали формироваться новые площади, новый стиль оформления храмовых построек становился актуальным.

    Наиболее выдающимся произведением этого периода стала Троицкая церковь, которая представляла собой вариацию на тему орнаментальных мотивов Крестовоздвиженской церкви (1794 год) - наивысшего достижения иркутских мастеров.

    На территории церкви находится захоронение декабриста А.И.Якубовича (1845 год), умершего во время пересылки в енисейской больнице.

    К сожалению, этот исторический памятник дошел до нас со значительными разрушениями, остатки церкви законсервированы, от них удалено движение крупного транспорта. В настоящее время идут реставрационные работы.

    Крестовоздвиженский храм в с. Новоселово

    фото

    Храм в прежнем селе Новоселово, построенный в нач. XIX в., был затоплен в кон. 1960-х вместе с селом при создании Красноярского вдхр. Ныне существующая кирпичная церковь с деревянным шатровым куполом и звонницей над притвором построена в 2002-2005 на новом месте

    Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

    фото

    Из современных источников О.Чебокчинова: "Решение о строительстве церкви принималось на сходе. В прошении указывалось стремление общины "заботиться о религиозности и нравственности членов общества". Разрешение на строительство каменного храма было получено от епископа Томского и Енисейского Афанасия в 1845 году. Построена церковь была в 1851 г. Строилась церковь "благодаря тщанию прихожан"...Много средств пожертвовал на строительство храма бывший крестьянин села Пойлово Иосиф Иванович Артемьев, золотопромышленник, "много потрудившийся по украшению сего храма".

    Но на смену благополучию и процветанию пришло время разорения и запустения Шалоболинского храма, а вместе с ним и самого села. Все очень изменилось: опустело, вымерло и осиротело. Оборвалась какая-то ниточка, связывавшая нас духовно с теми людьми, жившими здесь когда-то: которые давали, жертвовали кто, сколько мог свои небогатые сбережения на то, чтобы этот храм в селе Шалоболино был построен. Теперь и нам пора задуматься, нужен ли нам этот храм? Ведь Троицкий храм является не только историческим архитектурным памятником нашей русской культуры, но это ведь еще и многовековой оплот, стержень и опора для всего православного русского народа.

    Храм Андрея Первозванного в г. Лесосибирск

    фото

    Кирпичная церковь в северной части города. Заложена 20 авг. 2007, в 2008-2009 в целом выстроена. Хороший пример стилизации форм средневекового новгородского зодчества - одноглавый храм с трифолийным завершением фасадов и звонницей над притвором. Строится попечением директора Новоенисейского ЛХК В. В. Шелепкова.

    Часовня Параскевы Пятницы в г. Красноярск

    фото

    Часовня Параскевы Пятницы - православная часовня, один из символов города Красноярска. Располагается на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Местные племена называли гору Кум-тэгей - Черная сопка.

    Первой постройкой, возведенной русскими переселенцами на месте нынешней часовни, была деревянная сторожевая вышка, на которой несли караул казаки, предупреждавшие жителей Красноярска о приближении врагов. В 1805 году на этом месте купец И. Л. Новиков воздвиг деревянную часовню в память о своём счастливом спасении из водоворота на речном пороге. По другой версии, деревянная часовня была построена красноярцами в честь избавления предков от врагов.

    В 1852-1855 годах на месте обветшавшей деревянной часовни архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым на средства красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова была построена новая каменная часовня, сохранившаяся до настоящего времени. Часовня Параскевы Пятницы представляет собой небольшую восьмигранную кирпичную постройку в древнерусском стиле. В ней имеется три окна, прикрытых коваными решетками, и один ложный оконный проём. Обрамление проёмов повторяет форму кокошников, которыми офрмлен переход от стен к шатру часовни.

    Высота часовни - 15 метров, диаметр - 7 м, высота стен - 7 м, длина каждой из граней - 2,4 м.

    Место, на котором стоит часовня, является одной из лучших видовых точек Красноярска. С площадки на вершине Караульной горы открывается панорама большей части города. На этом месте часто работал над своими этюдами великий русский живописец Василий Суриков. В августе 1887 года с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение русский учёный, изобретатель радио Александр Степанович Попов (в память об этом событии на восточном фасаде часовни установлена мемориальная доска).

    В 1973-1975 годах часовню отреставрировали по проекту архитектора Бруснянина, однако вплоть до начала 1990-х годов она находилась в заброшенном состоянии. С 1980 года часовня Параскевы Пятницы имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных на федеральную охрану. В 1996 году был серьёзно изменён внутренний и внешний вид часовни: стены расписаны фресками, проведено отопление, маковка заменена на значительно большую.

    Изображение часовни Параскевы Пятницы размещено на лицевой стороне российской банкноты достоинством 10 рублей образца 1997 года. На широком купонном поле этой же банкноты присутствует водяной знак в виде силуэта данной часовни.

    Святые источники Красноярского края

    Святой источник Параскевы Пятницы микрорайон Покровка

    фото

    Справка: Исследование качества воды в источнике Параскевы Пятницы проводились несколько раз. Последние проведенные исследования показали, что вода соответствует требованиям первой категории водопользования – для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Святой источник Параскевы Пятницы село Ирбейское

    фото

    С Божией помощью вернулся святой ключ на радость многих верующих и стал помогать людям с прежней силой и даже больше ведь обнаружилось, что воды источника радоновые и сюда стали приезжать не только со всей округи но даже иностранцы некоторых европейских государств. Сейчас у источника построена часовня, есть отгороженное место для обливания святой целебной водой.

    Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери село Ивановка

    фото

    Ежегодно у святого источника по традиции служат молебны и освящаются воды живоносного источника родниковой воды в такие великие праздники - Преображения Господнего, на Крещение и в день празднования иконы Божией Матери Тихвинской (9 июля).

    Святой источник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы село Верхний Кужебар

    фото

    Как добраться: на общественном транспорте - автобусом Каратузское-Верхний Кужебар. Не доезжая до Верхнего Кужебара полутора километров, выйти и свернуть налево от дороги на вытоптанную тропинку. Дальше ориентироваться по скошенным зарубкам.

    Святой источник Серафима Саровского село Зыково

    фото

    Святой ключ стал пользоваться большой популярность и ежедневно к Сибирскому Серафимовскому роднику приходят и приезжает большое количество паломников иногда целыми автобусами. Многие паломники веруют, что у колодца целительной воды обратясь с молитвой святому угоднику Божиему, преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу, помощь Божия не заставит себя ждать и вера эта помогает справиться со всеми напастями душевными и телесными. Искупавшись в купели словно заново рождаешься.

    Святой источник Феодора Томского село Красный Завод

    фото

    Святой источник праведного Феодора Томского, расположен в месте его молитвенного подвига в Аргинском заказнике на берегу реки Чулым. 05 июля 2011 года, священнослужители Казанского собора города Ачинска отслужили молебен с Акафистом святому праведному Феодору Томскому, в день его общецерковной памяти, у родника, освященного в его честь, в селе Красный завод.

    Святой источник святителя Луки (Воино-Ясенецкого) поселок Большая Мурта

    фото

    Теперь найти святой колодец стало значительно проще - на дороге установлен указатель. Вода в роднике кристально чистая и вкусная, её берут и зимой и летом, пьют сырой, и для чая хороша тем, что не образуется ни осадок, ни ппленка, ни накипь в чайнике. Даже проведённый микробиологический анализ вод родника подтвердил, что вода соответствует самым высоким стандартам, а уровень содержания железа ниже допустимого предела.

    Святой источник Варварин ключ село Большая Уря

    фото

    Постоянно из села к колодцу проходили Крестные ходы даже в послереволюционное время для жителей было за радость пройти вслед за батюшками с иконами и набрать освященной воды. Традиция ходить на Крещение за ключевой святой водой на Варварин ключ сохранилась и по сей день и с Божией помощью вскоре число верующих будет приумножаться.

    Святой источник деревня Новоалексеевка

    фото

    Это одно из самых известных на всю Сибирь мест паломничества. Начиная с 2003 года, ежегодно, на праздник Крещения Господня священник освящает воду и многочисленные верующие стекающиеся за словом Божиим и святой водой набирают её впрок. Ключ целительной воды не замерзает даже в сильные морозы, вода обладает лечебными свойствами.

    Святой источник святителя Николая Мирликийского город Игарка

    фото

    Святой источник освященный в честь святого угодника Божиего, Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, расположен в трех километрах от города Игарка, Красноярского края. Почитаемый родник был недавно благоустроен, над ключом установлена надкладезная сень, рядом с источником была построена беседка, где может отдохнуть любой уставший путник и насладиться красивым природным пейзажем и журчанием целительных вод живоносного источника. Источник ежегодно освящается и бывает не по одному разу.

    Свято Никольский источник село Троицк

    фото

    В наше время с возрождением духовности, стараниями Богоявленского прихода села Тасеево, был установлен крест с надеждой, что кто-нибудь вознамерится восстановить и часовню и источник благоустроить. Святой ключ расположен в урочище Култук, в 12 километрах от села Троицк, Тасеевского района Красноярского края. Православные верующие добираются сюда или пешком или на вездеходе так как дорог для другого транспорта практически нет.

    Святой источник иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость село Дубинино

    фото

    Каждый год 10 августа проводится торжественный крестный ход к источнику с иконой "Всех скорбящих Радость". К этому дню собираются священники и богомольцы со всего Красноярского края. В прошлый год к нам приезжал известный проповедник и публицист, автор многих книг, профессор богословия диакон Андрей Кураев. Беседовавший с людьми после водосвятного молебна.

    Святой источник Пантелеимона Целителя село Большое Озеро

    фото

    Большеозёрские школьники постарались на славу - ими обустроена и тропа к источнику, и цветы насажены на прилегающем склоне. Они уже понимают, что без дел ничтожна вера. Для них тихие воды Святого источника журчат особенно ласково.

    Святое озеро село Апано-Ключи

    фото

    Глубина озера около 34 м, форма округлая, диаметром около 500 м. Озеро бессточное, образовалось в кратере метеорита. Возраст около 2-3 тыс. лет, что считается молодым. Прозрачность высокая, дно видно до 9 м. Цвет озера лазурный. Температура воды на поверхности + 20° С, на глубине: +6° С, слабо-минерализованная. Питание дождевое и снеговое, водосбор имеет малую площадь, расстояние 100 м от озере, вал 3 м высоты.

    Монастырское озеро - старица лесной реки с тувинским названием Кемь (левый приток Енисея)

    фото

    Уютное озеро длиной 300 метров, шириной 50 метров в красивейшем лесу располагает к успокоению и отдыху не только тела, но и души. Предание гласит, что некогда на его берегах поселились два брата инока, образовавшие монастырь в 1642 году. В 20-х годах ХХ века скит закрыли, и до 1923 года действовала община по типу сельхозартели, люди пытались любыми путями сохранить святое братство.

    Во время красного террора всех монахов убили и сбросили в озеро. После их смерти, несмотря на морозы, несколько лет озеро не замерзало. Рассказы старожилов подтверждают документы, хранящиеся в краевой научной библиотеке: массовые расстрелы происходили в 1937-1938 годах - прямо на территории монастыря, а сама обитель была разрушена и разграблена, в ней размещались склады и прочие хозяйственные службы.

    В наши дни церковь чтит память святых енисейских мучеников. Число и имена принявших смерть за Христа неизвестны, но на берегу озера сооружена красивая деревянная храм-часовня с колоколами в память об убиенных. Здесь совершаются молебны, панихиды, таинство крещения. С севера сосновым бором, будто стеной, а с запада - мелколесьем и болотом, защищается печальное озеро от жестокого мира.

    Часто к Монастырскому озеру добираются паломники. Благо северный берег озера открытый, имеющий удобные подходы и подъезды.

    Считается, что купание в озере обладает целебной силой, а грязи используют для лечения некоторых болезней, но специальных исследований не проводилось. Воды Монастырского озера полны рыбы, водится редкий золотистый карась.

    Ссылки по теме

    Паломничество
    Святые источники Архангельской области
    Святые источники Брянской области
    Святые источники Белгородской области
    Святые источники Владимирской области
    Святые источники Воронежской области
    Святые источники Волгоградской области
    Святые источники Дивеева и в Нижегородской области
    Святые источники Липецкой области
    Святые источники Ленинградской области
    Святые источники Подмосковья
    Святые источники Пензенской области
    Святые источники Свердловской области
    Святые источники Республики Марий Эл
    Святые источники Республика Чувашия
    Святые источники Новгородской земли
    Святые источники Ульяновской области
    Святые источники Краснодара
    Святые источники Курганской области
    Святой источник: “Криванковский колодец”
    Святой источник Николая Чудотворца. Тюм. обл., родник
    Святой источник Ивановский колодец в Тюменской области
    Святые места в Тюменской области
    Святые места Астраханской области
    Святые места Иркутской области
    Святые места в Омской области
    Святые места в Смоленской области
    Святые места Ставропольского края
    Святые места Республики Алтай

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — ruist.ru

    Просмотров: 64 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году