Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2019 » Ноябрь » 28 » • Рождественский пост •
01:54
• Рождественский пост •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • История Рождественского поста
  • Устав трапезы в пост
  • Богослужение поста
  • Святые отцы о посте
  • Ежедневная молитва
  • Молитва в день поста
  • Молитвы перед и после трапезы
  • Особенности планирования меню
  • Запрещенные продукты
  • Что можно и нельзя делать
  • Ссылки по теме
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника Рождества Христова.

    Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

    История установления Рождественского поста

    Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным.

    По словам прп. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

    По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым» или, в просторечье, «Филипповки». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

    Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 — 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св. Филипп молился о спасении мучителей.

    Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Ап. Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Св. ап. Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

    Устав трапезы в Рождественский пост

    Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря — памяти свт. Николы, архиеп. Мир-Ликийских чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого).

    Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

    Особый день накануне великого праздника — 24 декабря, Рождественский сочельник. По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца.

    Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

    Богослужение Рождественского поста

    Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя. Начиная с 21-го ноября, когда празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы и до отдания Рождества Христова, на Утрени, когда поется великое славословие, поем катавасию Рождеству («Христос рождается…»).

    В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы. От 11-го декабря включительно поется служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседека. Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея, и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда. С нимиже Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея, и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику).

    Служим здесь по минее и трем святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из Писания, Господь сохранил их в горящей раскаленной печи, хотя вырывавшееся из нее пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

    С 20-го декабря начинаются особые дни — Предпразднества Рожества Христова. Здесь (и до 14 января — Отдания Богоявления включительно) опускается Октай (кроме воскресной службы), причем в воскресные дни, если нет памяти нарочитого святого, опускается полиелеос. На утрени в будничные дни читаются две кафизмы, а на павечернице, вместо привычного Богородичного канона, указан Трипеснец в минее на ряду.

    24-го декабря служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка. Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поем стихеры, посвященные событиям Праздника. «Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.

    Святые отцы о посте

    В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святаго»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро». («Митерикон»).

    Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения и пр., как о том поется в стихерах Триоди Постной. В одной из самых известных и читаемых старообрядческих книг, «Златоусте», перед началом Рожественского поста, в неделю 22-ю по памяти Всех святых, сказано также особое слово о том, как должно нам упражняться в постном подвиге, чтобы пост этот был действительно добродетельным и богоугодным:

    «Днесь возлюбленнии, Врачеви душевному поклонимся, призывающему нас на исцеление невидимых наших язв, и не гнушающихся наших душевных страстей. Се бо наставает время алкания, душам и телесем нашим спасенное здравие подавая. Постом бо и молитвами, и духовными труды, повелевает помазатися подвижником.

    Молитва и алчба победа на диавола. Молитва и пост богатство благочестия. Молитва и пост смерти вторыя по воскресении избавляета. Молитва и пост добра воина на безплотнаго ратника еста.

    Но егда пост и молитва с милостынею будет, тогда делатель благочестия богатство с Богом обрящет. Даяй бо убогим милостыню, Бога одолжает, иже за милостыню к убогим воздает Царство Небесное, и наслаждение райское.

    Сего ради ко июдеом, яко не творящим алчбы с милостынею, пророком глаголет: не такого поста Аз избрах, глаголет Господь, но еже всякому человеку смирити душу свою. Кая бо польза алкати плотию своею, а ины утесняти, и имения наполнятися; кая польза от ядения воздержатися, а на блуд совокуплятися; кая польза есть умовену быти, а нага не одеяти; кая польза есть плоть изсушати, а алчнаго не накормити; кая польза есть уды сокрушати, а вдовиц не помиловати, и сирот в бедах томимых не избавляти.

    Кая есть польза человеку християнином нарицатися, а дела поганска творити; не по званию бо человецы от Бога честь восприимут, но по делом.

    Того ради потщимся братие убежати ярости и гнева Божия, истинным покаянием, постом и слезами, не воздающе никомуждо зла за зло, ни клеветы за клевету, соблюдающе слово Господне, еже рече нам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молите за творящие вам обиды, и взаим дайте от них же не чаете прияти, да будет мзда ваша многа на небесех и сынове Вышнего наречетеся.

    Того сыновства братие чающе прияти, вящше подвигнемся, не возвращатися к студным делом и богомерзским деянием нашим: но да преплывше постную пучину, дойдем вышних обителей, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком». («Златоуст», «Поучение святаго Иоанна Златоустаго о посте»).

    Ежедневная молитва

    Обычаем Рождественского поста является произношение молитвенных слов каждый день. Молиться следует несколько раз в течение дня. Самым важным для всех постов является его начало, — христианину нужно после пробуждения произнести молитвенные слова первого дня отказа от скоромной еды.

    Утро перед завтраком также следует начинать с вознесения хвалы Господу.

    «Отче наш милосердный. Благослови на прием пищи, дарованный тобой, да убереги меня от помыслов неверных и очисти душу мою от нечистого».
    Молитва в Рождественский пост после трапезы.
    «Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас».
    Вечерняя молитва во время Рождественского поста на каждый день
    «Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    Молитва в первый день поста
    Молитвы на начало поста

    28 ноября, первое утро Рождественского поста, христианину сразу после утреннего пробуждения нужно произнести с глубокой верой и покаянием следующие слова:
    фото

    Первый день Рождественского поста следует провести в смирении и вознесении молитвы Господу. Он поможет преодолеть трудности говения и встать на путь обновления.
    «Господи милостивый, прими молитву от раба Твоего (имя) и не оставь меня на пути к просветлению. Отпусти грехи мои вольные и невольные, помоги наставлениями своими и даруй мне сил выдержать все испытания, данные для моего просветления и борьбы со злыми силами».
    Первой, кому стоит вознести молитву, Матерь Божия. Она готовится произвести на свет Божьего младенца и испытывает двоякие чувства гордости и страха перед предстоящим таинством. Православным христианам необходимо поддержать ее, помолившись за ее здоровье и здоровье младенца.
    «Матерь Божья, внемли словам раба своего (имя) и прими помощь от всех молящихся в муках твоих. Пусть роды твои пройдут легко, да даруешь Ты нам, грешным, Господа нашего. Защити его и оберегай до последнего дня, да не убоимся и мы мук страшных. Всепрощающая и всепонимающая, защити и нас своей дланью, не оставь в своей заботе и направь на путь истинный. Аминь».
    В первый день рождественского поста после молитвенных слов можно приступать к повседневным делам и приготовлению завтрака, который можно употреблять согласно требованиям конкретного дня.

    Молитвы перед и после трапезы

    Несмотря на то, что воздержание в трапезе является подготовкой тела к очищению, застолье сопровождается молитвенной речью, чтобы шло обогащение, очищение души.

    Молитвы произносятся как перед постной трапезой, так и после нее. Перед завтраком, обедом, ужином верующий, соблюдая традиции и обычаи воздержания до особого дня, должен прочитать следующие молитвенные слова, чтобы Господь благословил трапезу:

    фото

    Ругаться за столом, произносить негативную информацию запрещено. Молитвенные слова потеряют силу, не помогут соблюсти обычаи поста.

    Завершая трапезу в любое время дня, прихожанину следует сказать слова в благодарность за возможность насытить свое тело. После окончания приема еды прочитать молитву.

    фото

    Особенности планирования меню

    Для соблюдения Рождественского поста есть ограничения в употреблении продуктов, полученных от животных. В некоторые дни при посте нельзя употреблять растительное масло и рыбу.

    Способы приготовления пищи тоже следует выбирать, ориентируясь на православный календарь, в котором указаны правила питания в конкретный день.

    Самыми строгими являются дни последней недели, когда ограничения такие же, как в другие посты, особенно в Великий пост. Весь период перед Рождеством по жесткости ограничений можно разделить на три этапа:

    фото

    Особо строгое соблюдение в Сочельник. 6 января принято полностью голодать до появления на небе первой звезды. Вечером разрешена только сладкая постная каша, которую называют сочиво.

    Чтобы трапеза не казалась однотипной, можно воспользоваться готовыми рецептами постного стола, учитывая способ их приготовления относительно дня недели, которые прописаны на каждый год в православном календаре.

    Два раза за весь сорокадневный отрезок разрешается умеренное количество красного вина:

    в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, который приходится на 4 декабря;
    1 января, когда все люди отмечают светский праздник — Новый год.
    В остальные дни употребление алкоголя для истинно верующего человека под запретом.

    Запрещенные продукты

    Легко запомнить продукты, запрещенные к употреблению во время Рождественского поста, потому что список содержит только то, что получено от животных:
    мясо и любые полуфабрикаты с содержанием мяса;
    молоко и все молочные изделия, включая масло и сыр;
    яйца и любые продукты с их содержание;
    рыба под запретом, но не строгим, есть дни, когда она разрешена к употреблению.
    Такие ограничения не относятся к беременным и кормящим женщинам, детям и людям с некоторыми заболеваниями, когда отказ от пищи животного происхождения может причинить вред, а не очищение тела перед великим праздником Рождество Христово.

    Что можно и нельзя делать во время поста

    Рождественский пост имеет свои традиции не только в плане питания и молитв, но и отказа от других праздных развлечений, таких как:
    Посещение развлекательных мест (кино, дискотека, концерты, иные светские праздники).
    Просмотр телевизора, праздное времяпровождение за современными гаджетами.
    Интимная близость мужчины и женщины.
    Не рекомендуются свадебные мероприятия. Это время поста телесного и духовного, а свадьба или венчание принято отмечать на широкую ногу.
    Есть и другие традиции, которые разрешают следующие мероприятия для православного человека:
    Таинство Крещения проводится в любой день, когда соблюдается рождественское покаяние и обретение веры.
    Оказание помощи, благотворительность.
    Более частое посещение церкви.
    Построение планов, которые будут направлены на благое дело.
    Рождественский пост, как и другие периоды отказа от скоромной пищи и подготовки тела и души к истинной вере, имеет значение, если человек не только соблюдает правила питания в пост, но и ежедневно совершает молитву, приходит с покаянием, пересматривает свое отношение к жизни и стремится делать только благие дела.

    Если нет возможности в соблюдении поста в плане еды, главное, очистить свою душу и постараться вести себя согласно Священному Писанию.

    Ссылки по теме

    Акафист Рождеству Христову
    Акафист Пресвятой и Животворящей Троице
    Акафист Рождеству Христову
    Акафист Богоявлению Господню
    Акафист Сретению Господню
    Акафист Нерукотворному образу Господа Иисуса Христа
    Акафист пред иконой "Державная"
    Акафист пред иконой "Нечаянныя Радости"
    Акафист пред иконой "Прибавление ума"
    Акафист пред иконой "Ее Оковецкой"
    Акафист пред иконой "Неопалимая Купина̀"
    Акафист пред иконой "Чимеевская"
    Акафист святым Бесплотным силам - Архангел Иеремиил
    Акафист святому мученику Трифону
    Акафист Царю и Великомученику Николаю II
    Акафист святой Ксении Петербургской
    Акафист св. апостолам Петру и Павлу
    Акафист святителю Иоанну Тобольскому
    Акафист св. Георгию Победоносцу
    Акафист святому Далмату Исетскому
    Акафист Мученице Зинаиде
    Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону
    Акафист Святителю Николаю Чудотворцу
    Акафист Феодосию Печерскому
    Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому
    Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому
    Акафист блаженному Иоанну Устюжскому чудотворцу
    Акафист преп. Силуану Афонскому
    Апология всенародного покаяния русского народа
    Служба святым новомучеником и исповедником Российским
    Служение мирским (мирянским) чином
    Символ Святого Духа
    Как смотреть иконы
    Как устроить домашний иконостас
    Как построить храм
    Чудотворные иконы Болгарии
    Чем отличается старообрядческий крест от православного?
    Чин отречения от жидовства
    25 вещей, которые нельзя делать в православном храме
    55 фактов о смерти Иисуса которые вы не знали
    Общежительный устав преподобного Корнилия Комельского
    Устав отшельнической жизни
    Новгородская икона
    Икона "Всевидящее Око Божие"
    Умные небесные силы
    Молитва объ изгнаніи враговъ изъ Отечества

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — https://ruvera.ru/

    Просмотров: 237 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 50

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году