Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2017 » Январь » 12 » • Геноцид немцев над лужицкими сербами •
02:24
• Геноцид немцев над лужицкими сербами •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Никто не протестует
  • Масштаб трагедии
  • Роль родного государства
  • После этого поражения
  • Сегодня лужицкие сербы
  • Согласно офиц. данным ГДР
  • Трагическая история
  • Примечания
  • Литература
  • Современная символика Сербской Церкви
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Лужичанка со своим национальным флагом.

    Предисловие

    zemja serbska! Nihidi tebja ne zabudu!
    Tvoj vobraz viždu v mislenju a vo sred sona.
    Mi tvoje mjeno klinči kaž zvuk jasnih zvona...

    О, земля сербская! Я никогда тебя не забуду!
    Я вижу твой образ и в мыслях во сне.
    Для меня твое имя звучит как звон ясных колоколов...
    Якуб Барт Чишинский о своей Лужице

    Власти объединенной Германии считали лужицких сербов искусственно созданным народом коммунистической Германской Демократической Республики, который по этой причине заслуживает исчезновения.

    Такая позиция превратилась в политику ассимиляции, что подтверждает и позиция лужицкосербских политиков и интеллектуалов, которые всё критичнее оценивают немецкую политику к этому народу. Депутат ландтага Саксонии лужицкий серб Гейко Козел подчеркивает, что сегодня права лужицких сербов не соответствуют стандартам Европейского союза о национальных меньшинствах.

    Представители интеллигенции указывают на тот факт, что государство отменило средства для обществ и институтов этого меньшинства и что путем деиндустриализации государство осознанно способствует переселению молодых лужицких сербов в более развитые области.

    Объединение Германии принесло лужицким сербам множество проблем: безработицу, миграцию, ассимиляцию, скрытый запрет на использование лужицкосербских языков, а также ослабление интереса молодежи к изучению своего родного языка.

    Никто не протестует против национального угнетения славянских народов

    «Я спрашиваю, почему никто из них (антиглобалистов) не протестует против национального угнетения славянских народов в Европе?

    Геноцид над лужицкими сербами и германизацию лужицких сербов, старых европейцев, всегда живших в Лужице, никто не замечает кроме самих славян.

    А геноцид немецких властей осуществляется в наше время - запрещаются школы на лужицкосербском языке, проводится германизация и создаются бюрократические препятствия для деятельности культурных институтов сербов (театров, музеев, выставок, и т.п.), запрещается работа местных СМИ. Европейцы!

    Всё это происходит сегодня в вашем общеевропейском доме» [1]. Так писал еще в 2003 году Владимир Душкин в качестве ответа на позиции антиглобалистов, занимавшихся второстепенными проблемами, но не замечавших страдание лужицких сербов в центре Европы. Но и в 2015 году ситуация не изменилась к лучшему [1].

    Если антиглобалисты не обратили внимание, то что тогда происходит с балканскими сербами и Сербией? Почему остальные славяне спят? Из-за страха от реакции Европы?

    На такой вывод указывают двое сербских исследователей, Савва Вуич и Богдан Басарич, констатируя, что заглавие Сербы посереди Европы звучало бы страшно из-за медийных и политических неправд и лжи антисербской пропаганды [2].

    И европейцы, и современные балканские сербы не имеют представления о столь настойчиво скрываемом факте европейской истории - сербы живут в Европе больше 2000 лет.

    Они убеждены, что сербы стали народом европейского континента каким-то волшебным способом. Современные европейцы не знают, что «сербы пришли в Центральную Европу до или во время Рождения Христова» (К. Г. Антон) и что Адольф Гитлер начал Вторую мировую войну в древней столице северных сербов, в городе Згоржелец, а ныне немецком городе Герлиц.

    Если бы этот город остался сербским, т.е. славянским, он не вошел бы в историю со столь плохой репутацией, а с хорошей. А северные сербы не стали бы «угасающим народом».

    Это длится уже тысячу лет! И всё же, его никак не превратить в пепел.

    Или его никак не уничтножить более коварным методом - ассимиляцей, как это случилось с их братьями - полабскими славянами, которые в прошлом жили на территории вплоть до Паннонской равнины! [3]

    фото

    Масштаб трагедии

    Масштаб трагедии лучше всего показывают цифры. Во время существования Германской Демократической Республики данные говорят о 100000 лужицких сербах, а после 1989 года перепись населения засвидельствовала лишь 67000. Лужицкие сербы исчезли по многим причинам, первая из которых является геноцидом, а вторая германизацией.

    В 2004 году государственные органы Германии приняли решение об уменьшении фондов для лужицких сербов до 141000 евро в год, что окончательно утвердило дискриминационный курс по отношению к лужицким сербам. Власти объединенной Германии рассматривали лужицких сербов как «искусственно созданный народ коммунистической Германской Демократической Республикой», и тем самым они должны исчезнуть.

    Но лужицкие сербы не искусственный, а коренной народ, который исчезает вследствие геноцида и ассимиляции [4].

    Редкие из балканских сербов писали о лужицких сербах. Среди таких сербов - Савва Вуич и Богдан Басарич. Введение написал Радивое Боичич, который утверждает, что «нам, живущим в незнании, авторы помогают узнать о том, что мир не заканчивается на горизонте, который мы видим, а что не только мир, но и мы, сербы, существуем в нем, и об этом надо знать.» [5]

    Лужицкосербские политики и интеллектуалы оценивают немецкую политику к своему народу со всё большей долей критики. Депутат ландтага Саксонии серб Гейко Козел подчеркивает, что права лужицких сербов сегодня не соответствуют стандартам Европейского союза о национальных меньшинствах.

    Представители интеллигенции указывают, что государство отменило средства для обществ и институтов этого меньшинства, а также что путем деиндустриализации осознанно работает над переселением лужицкосербской молодежи в более развитые немецкие области.

    Объединение Германии принесло лужицким сербам многичисленные проблемы: безработицу, выселение, ассимиляцию, дискретный запрет на использование лужицкосербских языков и демотивацию молодежи изучать родной язык.

    Ключевым институтом лужицких сербов является Сербский интитут в Будушине, учрежденный 1 января 1992 года с филиалом в г. Котбус (Хочебус) в Нижней Лужице. Однако его традиция длится еще с 1951 года, когда он работал как филиал Академии наук бывшей Германской Демократической Республики в Берлине под названием Институт сербской народности (Institut za serbski ludospyt).

    Этот институт и сегодня представляет центр научно-исследовательской деятельности лужицких сербов [6]. Трагическими являются и следующие данные: до объединения Германии лужицкосербский язык изучали 5000 учеников, а после объединения это число уменьшилось до 1700 учеников. На данный момент прослеживается тенденция закрытия лужицкосербских школ «из-за недостатичного числа учащихся», вопреки тому, что в некоторых школах учится и до 100 учеников.

    Помощь лужицким сербам оказывают общества из Чехии, но не из Сербии и остальных славянских государств. А для лужицких сербов школы являются важным местом, ибо это единственное место помимо дома, на котором можно пользоваться родным языком.

    Отдельной проблемой лужицких сербов является факт, что у них нет своего государства. Сербия не приняла эту роль, хотя были многочисленные причины для этого, самая главная та, что речь идет об одном и том же этническом дереве.

    Но определенные попытки всё-таки были. Лужицкий серб Юрий Ренч, который учился в Королевстве Югославия в учебном 1931/32 году оставил свидетельства об обществах дружбы лужицких сербов, которые хранили взаимные связи.

    Когда фашистская Германия потерпела поражение и Лужица стала частью советской зоны, это пробудило лужицкосербские славянские надежды. Уже в начале 1946 года он снова в Белграде в качестве представителя Народного собрания лужицких сербов в Югославии.

    Судьба лужицких сербов неопределенная. Они мечтают об автономии и присоединении к большому сообществу славянских народов и поэтому ищут понимание и поддержку.

    Он даже просил И. Б. Тито оказать посредничество в России, чтобы его делегацию приняли в Москве, но у него не было успеха, как и после Первой мировой войны, когда совершались подобные попытки [7].

    Роль родного государства

    Роль родного государства играла Чехословакия во время своего существования, но после ее распада и чехи, и словаки, а также поляки потеряли интерес защищать лужицких сербов.

    Еще одну беду принесла идеология евроатлантической интеграции, потому что межславянские связи были отодвинуты на второй план как неважные и устаревшие.

    Они даже вызывали подозрение в Вашингтоне и Брюсселе как антиевропейские, антиатлантические и неминуемо ведущие к России. Таким образом, многие важные национальные вопросы были проигнорированы, поскольку стало политически некорректным ставить подобные вопросы. Нужна была лояльность к евроатлантическому руководству, которая проявлялась в забвении своих интересов.

    Таким образом были разорваны межславянские связи, самой большой жертвой чего стали сербы - и лужицкие и балканские, но в большей мере лужицкие, ибо для них межславянские контакты и сотрудничество имели стратегическое значение.

    Учитывая факт, что численность лужицких сербов ныне не превышает 67000, их вопрос может решиться исчезновением этого коренного этноса современной Германии.

    Одну из последних попыток спасения этого народа представляет статья Олега Зилберта, который для портала fb.ru снова поднимает «вопрос лужицких сербов». В этот раз вопрос, где лужицкие сербы жили раньше, а где теперь живут, обращен к России, ибо все прежние попытки не помогли, как не помогли и евроатлантическая интеграция, и Европейский союз.

    Их число уменьшилось до 67000, они живут на своей настоящей и мифической родине Лужице, длина которой составляет 100 километров, а широта 40 километров, как определяет лужицкую территорию современный поэт Кицо Лоренц.

    А его великий поэтический предок, Гандрий Зейлер, еще в студенческие годы в Лейпциге (1827) в стихотворении Красивая Лужица (Rjana Lužica) говорит о Лужице как о земле своих предков «моих сербских отцов край» (mojich serbskich wótcоw kraj). Свой этноним они произносят с особой гордостью.

    Это заметил и наш писатель Станислав Винавер в своих путевых очерках: «Когда они произносят слово серб, чувствуется, что их рот, сердце и грудь полны. Я никогда не слышал, что слово серб произносится с такой любовью, счастьем и мистическим вдохновлением.» [8]

    фото

    Расселение славян в 8 веке

    Лужицкие сербы являются самым малочисленным народом славянской группы.1) Вместе с балканскими сербами они являются потомками одного из самых старых европейских народов - полабских славян.

    Это схожие народы, различающиеся по культуре. Лужицкие сербы католики и протестанты, и немецкая культура оказала сильное влияние на них.

    Савва Вуич и Богдан Басарич в своей монографии о лужицких сербах константируют следующее: «В данном эссе речь будет идти о на протяжении веков и всё еще забытом старом народе в сердце Европы, о его мучительном существовании в Красивой Лужице, одной из самых красивых и милых областей в Германии.» [9]

    У полабских славян было свое государство, основанное на союзе племен лютичей, бодричей и сербов. Союз племен был частью типичной организации славян-язычников, что было связано с религией. В это время христианская Европа не желала в соседстве языческое и воинственное государство.

    О воинственности полабских славян писал даже Тацит [10]. Сербы претерпели главную немецкую атаку, сопротивляясь вплоть до IX века, когда союз племен уничтожил Генрих I. С тех пор немцы при помощи римокатолической церкви проводят политику полного уничтожения и германизации полабских славян.

    Очень скоро были уничтожены и лютичи и бодричи, что, видимо, представляет собой первый геноцид немцев над славянами. Однако, сербы не сдались, потому что у них была государственная традиция и сильная идентичность.

    В VII веке они формировали государство под названием Полабская Сербия, которая даже охватывала и южные части восточной Германии. Но именно в этот период их этнос стал слабее, ибо одна их часть переселилась на Балканы.

    В целях выживания полабские сербы вступали в союзы с другими племенами - чехами, лютичами и т.п. Но тем не менее, Полабская Сербия была уничтожена в X веке саксонским королем Генрихом Птицеловом, когда было убито много людей. Русские историки говорят, что это был геноцид над полабскими славянами, ибо немцы систематично и настойчиво убивали мирных людей.

    Кирилл Шевченко на украинском портале h.ua приводит библейские факты о том, что немцы, совершившие геноцид над славянами ведут свое происхождение от семитских ашхеназов из древней Армении.

    Они известны тем, что их потомок, библейский герой Сим, вечером женился на дочери филисманов, а утром поджог их поля. А когда они пожаловались на такой нечеловеческий постпук, он всех убил. Немцы не только работают так усердно, но и уничтожают людей, особенно славян (не только в многочисленных войнах), лужицких сербов и их родственников на Балканах (что не является столь отдельной историей) [11].

    фото

    Расселение западных славян в 8 веке

    После этого поражения

    После этого поражения полабские сербы никогда не восстановились и не создали свое государство. Лужицкие сербы и есть потомки выживших полабских славян. История свидетельствует, что у полабских славян и лужицких сербов были свои подъемы и упадки, но после потери государства это в основном упадки.

    После потери государсва, князь Готшалк объединил все полабские страны, включая современные Мекленбург, Шлезвиг-Гольштейн и Любек. Поняв, что без принятия христианства невозможно выжить, т.е. что атаки на полабских славян происходят по религиозной причине, он обратился к чехам и договорился о крещении.

    Князь усредно расширял римокатолицизм среди одноплеменников. Но сербов не спасло и принятие христианства, ибо в XIII веке на них напали крестоносцы. Завоеванные территории они разделили на отдельные княжества, которые возглавили немецкие рыцари-крестоносцы и священники римокатолической церкви.

    После исчезновения собственного княжества сербы поселились в Лужице и, таким образом, это маленькое место дало новое имя этому этническому сообществу. С тех пор все сербы, которые жили в Южной Баварии и Саксонии считаются лужицкими сербами [12].

    фото

    На данной карте отмечены многие десятки подлинных славянских названий полабско-поморского региона. (Увеличивается при нажатии стрелки)

    В 1076 году Генрих IV договорился с чехами и передал этому славянскому народу лужицкие территории, что повлияло на то, что их развитие пошло по иному пути по отношению к балканским сербам. Лужицкие сербы и чехи организовали хорошее культурное сотрудничество, и этот период представляет собой один из лучших периодов истории лужицких сербов.

    Под чешским влиянием лужицкие сербы приняли католичество, а также чешское влияние наблюдается в языке [13].

    Но влияние Габсбургов принесло новую волну германизации и язык изменился. В XVII веке Лужица становится частью Саксонии, что отрицательным способом отразилось на положение лужицких сербов. Ничего не изменилось и в 1871 году, когда немецкие земли объединились, ибо в идеях «великой немецкой наций» не было места для славян.

    Культурой лужицких сербов пренебрегается, запрещается изучение лужицкосербских языков, его использование в официальных документах, в официальной речи и публичных надписях.

    Сербские праздники являются рабочими днями, а помимо этого лужицкие сербы подвергаются дискриминации: лужицкие сербы могли устроиться на работу только в случае, если они говорили по-немецки со саксонским или баварским акцентом, но большинство местных славян говорило по-немецки со славянским акцентом.

    Конец Первой мировой войны и возникновение Веймарской Республики лужицким сербам не принесло ничего хорошего.

    Сегодня лужицкие сербы

    Общественные деятели лужицких сербов обращались к Лиге народов в целях получения статуса национального меньшинства, но никакой помощи не было. Между тем немцы всё больше становились шовинистами.

    Однако, во время правления нацистов единственным народом, которому удалось избежать геноцида были лужицкие сербы, потому что нацисты думали, что лужицкие сербы на самом деле немцы, говорящие на вендском языке.

    Но зато во время правления нацистов они потеряли право на национальную самоидентификацию и поэтому им не было разрешено воспитывать детей в сербском национальном духе. Вопреки всему они сохранили свой биологический потенциал.

    Сегодня лужицкие сербы - маленький народ, который живет в Саксонии и Бранденбурге на юго-востоке Германии. Они являются потомками коренного славянского народа, который в ранних средних веках занимал большую часть территории современной восточной и западной Германии.

    О славянах, которые жили от берегов Северного и Балтийского морей, долины Эльбы и бассейна Майна вплоть до северо-восточной Баварии ныне свидетельствуют лишь топонимы и славянская этимология (названия немецких городов, например Лейпциг (Липск), Дрезден (Дреждани)2) Бранденбург (Бранибор), Плауэн (Плавно), Пирна (Перна), Гера (Гора), Цоссен (Сасни) и многие другие).

    Немецкое общественное мнение и сегодня не одобряет существование этого сообщества, считая его «неживотворным анархронизмом, дни которого считанные». Против лужицких сербов выступал и учредитель протестантизма Мартин Лютер, который не захотел перевести Библию на лужицкосербский язык в XVI веке, ибо «через 100 лет о лужицкосербском языке никто не будет знать».

    Один из основателей марксизма, Фридрих Энгельс записал следующее о лужицких сербах: «Эти славянские области полностью германизированы, это уже сделано, и соотвественно, не может быть исправлено, кроме в случае если панслависты не навяжут жителям Лейпцига, Берлина и Штетина изчезнувшие сербский, вендский и ободритский языки».

    Ян Коллар сравнил судьбу этого народа с двумя маленькими кораблями, которые плавают в океане германизации, но их судьба уже известна. Вопреки этому, лужицкосербское сообщество сохранилось по сей день. В XX веке они выжили две мировые войны, которые в значительной степени отрицательно отразились на численности народа, а также и агрессивную ассимиляцию со стороны немецкого государства.

    От полного изчезновения их спасла Красная армия. По словам одного из лидеров националного движения лужицких сербов, Павола Недо (27 апреля 1947 г.), «если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовал бы и серболужицкий народ.»

    К сожалению, Советский Союз не поддержал желание лужицких сербов присоединиться к Чехословакии или же создать независимое государство, а выступал за существование в рамках Германии при гарантии национальных прав.

    Сербы хотели создать своё государство - Славянский Люксембург, Лужицу, но глава Советского Союза не обращал внимания на лужицких сербов. При объединении Германии он не обеспечил автономию для лужицких сербов. За 45 лет существования Восточной Германии число лужицких сербов уменьшилось с 500000 до 50000 в 1990 году.

    В 1948 году под давлением СССР был принят Закон о правах сербскоговорящего населения, который в первый раз в истории лужицких сербов защищал их национальные права от немецкого государства.

    Вопреки тому, что закон предоставлял много прав лужицким сербам (право на обучение на родном языке, работа культурных и научных учреждений лужицких сербов), на практике он не применялся во всех аспектах из-за тогдашней идеологии и следов немецкого шовинизма.

    Уже в 1952 году власти Восточной Германии при помощи нового руководителя национальной организации лужицких сербов, Курта Кренца, «серба по происхождению» уменьшили значимость Закона о правах сербскоговорящего населения. В этом году была проведена административная реформа и лужицкие земли снова были разделены.

    Помимо этого, всеобъемлющий контроль коммунистической партии и цензура были отличительными чертами того времени, которые крайне отрицательно отразились на общественной и культурной жизни лужицких сербов в Германии.

    Весьма отрицательное последствие для лужицкосербского населения имела и программа индрустриализации Центальной и Нижней Лужицы, которая привела к росту миграции немецкого населения в лужицкосербские земли, что, в свою очередь, привело к изменению этнического состава в пользу немцев, особенно в области Коттбус.

    Самый сильный удар для лужицких сербов представляла добыча угля в течение восьмидесятых годов, потому что месторождение находилось на территории самых больших и самых важных лужицкосербских деревень.

    Таким образом не стало 20 деревень, население которых переселилось в большие города. При этом мало кто протествовал, кроме лужицкосербской интеллигенции во главе с писателем Юрией Кохом.

    Оппозиционная сербская молодежь попыталась учредить журнал, чему воспрепятствовала коммунистическая партия. Таким образом деревни исчезли, а городское население подверглось ассимиляции.

    Согласно официальным данным ГДР

    Согласно официальным данным Германской Демократической Республики в 1958 году существовала 101 лужицкосербская школа, но в 1964 году министр образования подписал указ, согласно которому изучение лужицкосербских языков стало необязательным, так что интерес к изучению лужицкосербских языков резко упал.

    Из 12000 изучающих свой язык в этом году число изучающих упало до 3000. К тому же, социальный статус лужицкосербских языков в немецком обществе был весьма низким, что тоже оказало влияние на демотивацию учеников.

    Вопреки всему, в Восточной Германии был создан ряд научных организаций, музеев, театров, культурных обществ и СМИ, которые удовлетворяли потребности лужицких сербов и в значительной степени замедлили ассмиляцию этого народа, что властям дало возможность хвалиться «успешно решенным национальным вопросом».

    Эти институты были важной опорой для сербов после объединения Германии в 1990 году. Несмотря на все препятствия, создаваемые немецким шовинизмом, лужицкие сербы, по словам историка Мерчина Каспера, внесли в объединенную Германию прекрасную литературу, искусство и науку, развитую ситему образования, а также развитое издательское дело. Но территории лужицких сербов снова были разделены между Саксонией, в состав которой снова вошла Верхняя Лужица, и Бранденбургом, в который включена Нижняя Лужица и северная часть Верхней Лужицы.

    Благодаря деятельности руководства общества Родина, в процессе объединения Германии приняли участие и представители лужицких сербов.

    Поэтому один из членов Договора об объединении предусматривал свободу для национально-культурных институтов лужицких сербов, а также сохранение сети национальных организаций, созданных во время Германской Демократической Республики.

    Но и тогда лужицких сербов встретили антисербскими лозунгами и неадекватным поведением одной части немецкого общества. Начались демонстрации против «коммунистов и сербов», на которых можно было заметить лозунги «Коммунистов и сербов в газовые камеры!»3)

    После объединения часто происходит так, что людей, разговаривающих на лужицкосербском языке не хотят обслуживать в ресторане, а некоторые частные фирмы запрещают лужицким сербам пользоваться родным языком на работе. Вопреки тому, что в 1992 году парламенты Саксонии и Бранденбурга приняли конституции, в которых права лужицких сербов защищаются и им предоставляется право на использование флага и герба, конституция применяется только в Бранденбурге, пока Саксония игнорирует положения собственной конституции.

    «Впрочем - константируют Савва Вуич и Богдан Басарич - уничтожение лужицких сербов длится больше двухсот лет, а столько же и поиск человеческой и этической справедливости. На три основных вопроса Канта (Что я могу знать? Что мне надо делать? На что мне стоит надеяться?) они теперь могут ответить: 1) страдание, 2) терпеть, 3) ни на что» [14]

    Элита балканских сербов забыла про лужицких сербов. В известной монографии Сербы в европейской цивилизации никто не вспомнил упомянуть лужицких сербов, живущие уже две тысячи лет посреди европейской цивилизации.

    И хотя лужицкосербский язык понимают остальные славяне, особенно чехи и поляки, а в Белграде ежегодно проводится научная конференция славистов, никто не вспомнил о том, чтобы пригласить их [15].

    Трагическая история

    В конце нам бы хотелось подчеркнуть, что трагическая история лужицких сербов полностью повторяется и по отношению к их родственникам на Балканах. Влияние немцев на процесс уничтожения, дискриминации и дезинтеграции сербов на Балканах остается доминирующим.

    Разделение сербских земель (Республика Сербская, Косово и Метохия, Черногория) и невозможность их объединения разработано до мельчайших подробностей. Иными словами, немцы подготовили судьбу лужицких сербов и для балканских сербов.

    Зоран Милошевич -
    научный советник, Институт политический исследований,
    г. Белград, Республика Сербия.

    Данная статья написана в ходе работы над проектом Демократические и национальные потенциалы политических институтов Сербии в процессе международной интеграции (179009), финансируемым Министерством просвещения, науки и технологического развития Республики Сербия.

    Примечания

    [1] Согласно официальным данным в немецких переписях населения в XIX веке число лужицких сербов в разные годы составляло: 1849 г. - 141649, 1868 г. - 200000, 1880 г. - 131500, 1892 г. - 100609, 1925 г. - 71203. Более подробные данные можно увидеть в: Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Северни Срби, (не)заборављен народ,Београд: издање аутора, 1998, стр. 58

    [2] До XIII века Дрезден был городом со славянским большинством и его название, соотвественно, славянского происхождения. Лужицкие сербы и по сей день его называют Дреждани, а некоторые наши путешественники называли его Дрезда. В этом городе была столица самого известного саксонского короля, Августа Сильного, который упоминается и в лужицкосербских легендах. В этом городе жили Шиллер, Вагнер, Шеллинг, а некоторое время в нем провели и Рахманинов и Достоевский. Мићо Цвијетић, У лепој домовини Лужичких Срба, Београд: Свет књиге 2009, стр. 15

    [3] 11 сентября 2015 г. исполнилось 25 лет со дня подписания Договора об объединении Германии в Москве. На портале vb.ru Антон Крылов пишет, что этот документ наглядно показывает, что русские не учат историю, ибо немцы, и вообще Запад, не соблюдали пункты Договора, а лишь защищали свои интересы. Это стало ясно уже в событиях в Югославии, в разделении которой Германия играла важную роль, вопреки тому, что подпсала, что не будет применять имеющееся оружие, если это противоречит документам ООН. Антон Крылов, Объединение Германии стало символом лицемерия Запада, доступно на: https://vz.ru/world/2015/9/11766409.html

    Литература

    [1] Владимир Душкин, Первый геноцид над славянами, достпуно на: http://www.perunica.ru/germany/1732-krestovy-poxod-1147-g-protiv-slavyan-i-ego.html
    [2] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Северни Срби, (не)заборављен народ, Београд: издање аутора, 1988, стр. 12
    [3] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Указанное сочинение.
    [4] Проблемы коренных славян в Германии, доступно на: http://www.voprosik.net/problemy-korennyh-slavyan-v-germanii
    [5] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Указанное сочинение.
    [6] Мићо Цвијетић, У лепој домовини Лужичких Срба, Београд: Свет књиге, 2009, стр. 19–20. Этот же автор является и главным редактором интересного сборника Код Лужичких Срба (Београд: Свет књиге, 1997). В сборнике указывается, что балканские сербы познакомились с лужицкими сербами относительно поздно – лишь в конце XIX века.
    [7] Указанное сочинение, стр. 33
    [8] Мићо Цвијетић, У лепој домовини Лужичких Срба, Београд: Свет књиге, 2009, стр. 26
    [9] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Указанное сочинение, стр. 7
    [10] Обречённые быть врагами, доступно на: http://maxpark.com/community/14/content/3142673
    [11] Геноцид славян в «толерантной» Европе, доступно на: http://h.ua/story/248362/news_7579948.html
    [12] Артём Кобельчук, Славяне и немцы, доступно на: http://ru-an.info
    [13] Kiril Ševčenko, „Vztah Čehoslovenska k lužičkosrpskému národnímu hnutí v roce 1945,” in: Praha a Lužičtí Srbové: sborník z mezinárodní vědecké konference ke 140. výročí narození Adolfa Černého, Praha, 2005; Кирилл Шевченко, Лужицкосербский вопрос и Чехословакия в 1945-1948 гг, Москва, 2004.
    [14] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Указанное сочинение, стр. 10
    [15] Сава С. Вујић, Богдан М. Басарић, Указанное сочинение, стр. 52

    Современная символика Сербского государства и Сербской Православной Церкви

    Совершенно иное отношение к церковной геральдике, нежели в греческих Церквях, складывалось в тех православных странах, где геральдическая традиция опиралась на западноевропейский опыт. Наиболее ярким примером такого взаимодействия культур может послужить церковная геральдика Сербии, соединившая вековой опыт герботворчества с современной теорией и исполнительским искусством. О востребованности и полнокровности сербской церковной геральдики говорит широкий охват ею митрополий, епархий, архиереев и священников, чьи гербы тесно смыкаются с родовой геральдикой современного сербского общества. От патриарха до митрофорного протоиерея, от епископа до диакона - вот спектр гербов сербского православного духовенства.

    По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило в IX веке, когда по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин направил в Сербию греческих священников. Окончательному утверждению христианства на сербской земле во многом способствовала деятельность святых просветителей славянства Кирилла и Мефодия. Их влияние особенно усилилось, когда их ученики переселились из Моравии в Охридский край (Македонию). Со времени Кирилла и Мефодия в Сербии получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык.

    Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать святителя Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего архипастыря, происходил из княжеского рода Неманичей. С ранних лет он проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В 1192 году, в возрасте 17 лет, Растко Немани тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре великомученика Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде.

    фото
    Историческое наследие сербской национальной символики. 1 – святой Савва Сербский (1174 – 1236), фреска над мощами святителя в монастыре Милошево; 2 –герб рода Неманичей; 3 – эмблема погибшего в битве на Косовском поле святого князя Лазаря, из кафоликона монастыря Хиландар; 4 – князь Сербский Стефан Лазаревич (1374 -1427) – единственный выживший в битве на Косовском поле, фреска в монастыре Манасия.

    Примирив своих старших братьев с отцом – правителем Сербии Стефаном Неманей, святой Савва вместе с ним основал на Афоне в 1192 году монастырь Хиландар, по сей день принадлежащий Сербской Церкви и занимающий в святогорской иерархии четвертое место. Отрекшись от престола и приняв постриг с именем Симеон, князь Стефан остался вместе с сыном на Афоне. Так в роду Неманичей соединились святость и наследственный рыцарский герб, в свою очередь, воспроизводивший вселенскую эмблему Вселенской Церкви. Впоследствии этому гербу предстояло стать традиционным символом Сербского государства.

    В 1219 году в Константинополе патриарх Мануил рукоположил святого Савву в сан архиепископа и признал самостоятельность Сербской Архиепископии. По возращении на родину святитель возложил на своего брата Стефана «Первовенчанного» королевский венец, учредил новые епархии, основал школы, искоренил остававшиеся следы богомильства. С помощью пришедших на Афон русских монахов святитель Савва перевел на славянский язык Кормчую книгу (Номоканон) – сборник византийских церковных правил.

    Наивысшего расцвета Сербия достигла при праправнуке Стефана Первовенчаного – Стефане IV Душане Сильном (1308-1355). Опираясь на поддержку аристократии, Стефан Душан предпринял захват центральной и южной Македонии, Албании, Эпира, Фессалии и западной части Греции. Этим он сумел объединить сербов и другие православные народы в единое государство. За 200 лет до Ивана Грозного сербский монарх принял титул царя, сделавшись оплотом Православия на Балканах в то время, когда византийские императоры уже потеряли былое могущество. В 1345 в Скопье состоялся собор, на котором Стефан Душан провозгласил себя царем сербов и греков, а в следующем году учредил Сербский (Печский) патриархат.

    В сентябре 1343 года пятилетний сын Стефана, Урош, сочетался браком с сестрой византийского императора Иоанна V Палеолога (1332-1391). Династическое сближение с Константинополем позволило легитимизировать захват сербами византийских владений, а также инициировать кардинальный пересмотр статуса Сербского государства. И, как нередко случалось в истории, претензии сербского царя на византийский престол непосредственно отразились в геральдике.

    фото
    Единство сербской и византийской символики. 1 – царь сербов и греков Стефан IV Душан Сильный, фреска середины XIV века из монастыря Лесново, Македония; 2 – знамя Восточноримской империи XIII – XIV веков; 3 – монета Стефана IV Душана Неманича; 4 – герб Сербии, рисунок 1680 года; 5 – монета императора Михаила Палеолога, 1275; 6 - монета императора Андроника Палеолога, 1278.

    Сербы имели возможность познакомиться с геральдикой уже в период ее зарождения, когда немецкие рыцари под предводительством короля Фридриха Барбароссы по пути на Ближний Восток проходили через их владения. Но средневековое государство сербов – Рашка – еще долго оставалось под непосредственным религиозным, политическим и культурологическим влиянием Византии. Благодаря этому в кругах аристократии охотно пользовались имперской символикой, воспринимая византийских орлов, грифонов и окруженный кремневыми кресалами прямой крест символами собственной власти.

    В XIII веке в ходе процесса объединения сербских земель и борьбы за независимость от Византийской империи сербские правители начали использовать один из византийских символов - в красном поле белый крест, сопровождаемый в межкрестиях четырьмя огнивами. Некоторые исследователи предполагают, что первоначально эти фигуры имели форму полумесяцев или звеньев разорванной цепи. Однако иногда сопровождающие крест фигуры трактуются как буквы. Византийские греки видели в них букву «бета» и читали фразу из четырех начинающихся на «б» слов как «Басилевс басилевсов, правящий над басилевсами». Сербы же видели в рисунке огнива кириллическую букву «слово» и истолковывали эти четыре знака как начальные буквы девиза: «Только единство спасает сербов».

    Легенда связывает узаконение символа Сербского государства с князем Стефаном Немани, а дополнение герба еще одной эмблемой суверенитета - двуглавым орлом – с его сыном и преемником Стефаном Первовенчанным. В отличие от золотого в красном поле византийского двуглавого орла сербский орел (равно как и крест с огнивами) традиционно изображается серебряным. От этих символов национального суверенитета, включая гербы входивших в Сербское царство иных славянских земель, берет свое начало символика Печской патриархии и Сербской Православной Церкви в целом.

    Наследник святого Саввы, святитель Арсений Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в наиболее защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на расположенный в Метохии город Печ. С 1230-х годов Печ становится предстоятельским двором, а в дальнейшем – древнейшей сербской лаврой. Здесь располагается архиепископский кафедральный собор во имя Святых Апостолов, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью, а после 1345 года – Печской Патриархией.

    В XV веке, с распадом Сербской державы и завоеванием сербских земель турками, упраздняется на время и автокефалия Сербской Церкви. Немалая доля ее земель вливаются в состав древней Охридской Архиепископии в Македонии (наследницы основанной императором Юстинианом автокефальной Церкви Юстинианы Примы), а Печская Патриархия теряет статус центра поместной Церкви.

    фото
    Печская патриархия – Сербская Православная Церковь. 1 – герб епископа Темишварского, содержащий щитки с шестью земельными эмблемами; 2 – патриарх Печский Арсений III, основатель Карловачской митрополии; 3 – герб Карловачской Митрополии, гравюра Моисея Петровича, 1726; 4 - герб Карловачской Митрополии на архиерейской грамоте XVIII века.

    На протяжении полутора тысяч лет своего существования автокефальная Сербская Церковь только в редкие исторические периоды была избавлена от иноземного вмешательства. Венецианцы и австрийцы, турки и константинопольские греки то в масштабах всей Церкви, то в рамках отдельных митрополий и епархий активно вмешивались в ее жизнь. Произвол коммунистов и вовсе поставил Сербскую Церковь на грань выживания. Но в долговременных контактах с инославными европейцами содержалось и рациональное зерно - под их влиянием крепла традиционная сербская геральдическая культура, проявляющаяся во всех известных нам старинных и современных сербских церковных гербах.

    фото
    Старинные и современные гербы митрополий. 1 - герб Карловацкой митрополии, рисунок XVIII века; 2 - герб Карловацкой митрополии, современный рисунок; 3 - герб Дабро-Боснийской митрополии.

    Когда в конце XVII века 40 тысяч сербских семей во главе с Печским патриархом Арсением III переселились в австрийские владения, помимо дарованных им привилегий они смогли обозначать свой церковный суверенитет уже не полузабытыми византийскими эмблемами, а с помощью полноценной европейской геральдики. Сто лет спустя по приказу турецкого султана древнюю Печскую Патриархию подчинили Константинополю и низвели до ранга митрополии. Сербских священников сменили греки, которые ввели свой абсолютно непонятный славянской пастве язык во все богослужения, проповеди и преподавание.

    Вероятно, в результате частой передачи сербских епархий под фактически иностранную юрисдикцию Константинопольского Патриархата двуглавый орел не получил в Сербской Церкви такого широкого распространения, как в греческих Церквях. К тому же этот древний герб славных Неманичей прочно вошел в государственную символику Сербии и его включение в церковные гербы означало бы подчиненность Церкви государству. Вот так в истории сербской геральдики православие тесно переплелось с инославием, далеко не всегда оставлявшим за собой негативный след.

    фото
    Современная символика Сербского государства и Сербской Православной Церкви. 1 – флаг Сербской Православной Церкви; 2 – герб Республики Сербия; 3 – шествие по улицам Белграда с церковным знаменем; 4 – герб Сербской Православной Церкви.

    Разумеется, сформировавшаяся под западноевропейским влиянием сербская геральдическая традиция проявилась, прежде всего, в государственной символике. Белый двуглавый орел и белый крест с огнивами стали ее неизменными составляющими. Важным звеном в государственной и церковной символике Сербии стало единое полотнище национального флага, воспроизводящее перевернутый российский триколор. Независимость Сербской Церкви от Сербского государства не препятствует общности древних церковных и государственных символов, ибо и те, и другие суть символы национальные.

    фото
    Епархиалные гербы Сербской Православной Церкви: 1 - Зворницко-Тузланская епархия; 2 - Нишская епархия; 3 - Среднеевропейская епархия.

    При знакомстве с церковной геральдикой Сербии приятно поражает ее цельность, с наибольшей наглядностью проявляющаяся в современных гербах священнослужителей. Любопытно отметить, что сербские коллеги используют теоретическую модель православной церковной геральдики, разработанную американским полковником в отставке, профессором Дэвидом Питтмэном Джонсоном и нашим соотечественником Валерием Павловичем Егоровым. Кажущаяся упрощенность данной модели скрывает в себе серьезный потенциал обогащения герба национальной спецификой каждой из поместных православных Церквей, и сербские геральдисты удачно используют открывшиеся возможности.

    фото
    Личные гербы епископата и священства Сербской Православной Церкви: 1 - епископ Канадский Георгий; 2 - митрофорный протоиерей о. Ненад Джурашевич; 3 – иерей о. Бошко Р. Маринков; 4 – епископ Австралийский и Новозеландский Ириней.

    Существующий в Сербской Церкви гармоничный охват геральдической символикой представителей всех слоев церковного люда являет нам отличный пример продуманной позиции церковных иерархов. Геральдика живет только в своей полноте, и там, где гербами отмечается лишь верхушка разветвленной общественной структуры, она умирает. Для большинства людей такой герб остается необъяснимой причудой руководства, не позаботившегося о проникновении живой геральдики за пределы избранного круга. Геральдика - это прекрасный образный язык, в равной мере предназначенный и для предстоятеля поместной Церкви, и для ее прихожанина.

    фото
    Личные гербы диаконов и прихожан Сербской Православной Церкви. 1 – герб и баннер о. диакона Ненада М. Йовановича, герольда князя Александра Карагеоргиевича; 2 – герб и баннер Марко Дражича; 3 – герб Саши Краньчевича, председателя Содружества сербских геральдистов «Милош Обилич»; 4 – герб и баннер о. диакона Неманя С. Мрченовича.

    ˜”*°•.♥.•°*”˜

    Не приходится сомневаться в том, что истоки общенациональной символики коренятся исключительно в духовной сфере. Эта тенденция стала складываться еще в Древнем Мире, затем обогатилась художественной образностью Античности и окончательно сформировалась в Эру христианства. Стоявшая при истоках русской государственности и на протяжении столетий не раз спасавшая эту государственность, Русская Церковь внесла неоценимый (и до сих пор по достоинству не оцененный) вклад в становление и развитие отечественной символики, в том числе государственной и родовой геральдики. Но собственно церковная геральдика как органичная составляющая геральдики общерусской разделила ее непростую судьбу – подвергнувшись резким ограничениям со стороны царской власти, она и вовсе была запрещена безбожным режимом.

    Нас не оставляет надежда на то, что геральдика Русской Православной Церкви все же восстанет из небытия как самобытное проявление русской культуры, не обязанной умещаться в прокрустовом ложе исторических западноевропейских стандартов. Эта православная геральдика будет избавлена и от вмешательства бюрократических структур государства, так и не сумевшего придать необходимый административный и творческий импульс современной национальной геральдике России. Формируя сознание значительной части нашего общества, Церковь тем самым непосредственно влияет на весь массив востребованных светских символов. Продолженная языком церковной геральдики христианская проповедь способна войти не только в инертную, но даже во враждебную безбожную среду, внося в нее красоту и силу Слова Божия.

    См., начало тут «« ««

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://zapadrus.su/

    Просмотров: 1089 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.6/11
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году