Предисловие
Советский «Козлик»
Разработки автомобиля
Серийный выпуск
Для развития и ускорения
УАЗ продолжал маркироваться
История ГАЗ-69 и 69А
Первый образец
Хронология
Экспорт в другие страны
Иллюстрации
В объектив "чайников"
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
В России планируют снова выпускать ГАЗ-69. Тюнинг-ателье из Санкт-Петербурга готово заняться выпуском мелких партий советских внедорожников.
Ателье Truck Garage из Санкт-Петербурга, которое ранее занималось тюнингом пикапов Toyota Tundra, Ford F-серии и Dodge RAM, решило выпустить серию доработанных внедорожников ГАЗ-69. За основу будут браться оригинальные автомобили, которым имплантируют новые двигатели, автоматические коробки передач, другие мосты и пружинную подвеску вместо рессорной.
В качестве силовых агрегатов планируется использовать слегка подержанные двигатели Chrysler Hemi V8 объёмом 5,7, 6,1 или 6,4 литра. Таким образом, от оригинального «газика» останутся только рама и кузов, которые при этом также планируется подвергать доработкам.
Для «шестьдесят девятого» будет создан новый комфортабельный интерьер, по стилю напоминающий салоны автомобилей 1960-х годов выпуска, но оснащённый современными мультимедией и климатической установкой. Просить за возрождённый ГАЗ-69 питерские мастера планируют около 4 млн рублей, при этом создание первого экземпляра машины уже началось.
Напомним, что серийный выпуск ГАЗ-69 стартовал 25 августа 1953 года на Горьковском автозаводе, а в 1956 году модель передали на бывший УльЗИС (позднее — УАЗ), в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а позднее — полуторку ГАЗ-ММ. В СССР внедорожник выпускался до 1972 года.
auto.mail.ru
Советский «Козлик»
ГАЗ-69 (УАЗ-69) («Козлик», «Газик») — советский легковой автомобиль повышенной проходимости с приводом на четыре колеса (4X4). Производился с 1953 по 1973 год.
Создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, Б. Н. Панкратов, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. И. Подольский, В. С. Соловьёв, под руководством Г. М. Вассермана) на замену модели ГАЗ-67Б.
Первые наброски будущей машины начал делать Г.М. Вассерман еще в 1944 году.
В 1946 году было получено официальное техническое задание на проектирование полноприводного легкового автомобиля высокой проходимости под индексом "69" (второй в истории завода ), а позднее под названием "Труженик" (имелось в виду его не только армейское, но и народнохозяйственное значение ).
В соответствии с постановлением СМ СССР от 21.04.1947 года и тактико -техническими требованиями Главного артиллерийского управления ГАЗ должен был разработать проект легкого армейского автомобиля -тягача для буксировки прицепов (батальонных артсистем ) весом до 800 кг, а так же перевозки боеприпасов, крупнокалиберных пулеметов, 82-мм минометов и их боевых расчетов. Без прицепа планировались машина связи, разведки. командирская, тягач легких противотанковых пушек.
ГАЗ -69 проектировался заново, c "нуля", однако в работе над машиной использовался богатый опыт, накопленный заводом в годы Великой Отечественной войны, а также опыт эксплуатации в войсках американских "Виллисов " и "Бантамов".
Разработки автомобиля
Разработки автомобиля начались в 1946 году, опытные образцы изготавливались с 1948 года. Первые опытные образцы носили название «Труженик».
К октябрю 1947 года первый образец (Э -I) опытной серии ГАЗ -69-76 уже был построен, к февралю 1948 года выпустили еще два, а к концу года - четвертый (Э -IV). Все они снабжались специальными одноосными прицепами ГАЗ -704 для груза массой до 0,5 т.
Эти машины отличались в основном передаточными отношениями главных передач (6,17 и 5,43) и элементами рамы.
Серийный выпуск
Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗиС, в войну собиравший грузовики ЗИС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Как и предыдущие горьковские «джипы» (ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-67Б), ГАЗ-69 в народе назывался «козликом».
Первые двадцать ГАЗ-69 поступили на целину в Петропавловскую область Казахстана, а уже с 1956 года они стали экспортироваться.
С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным открытым кузовом, закрывавшийся тентом (шесть человек на продольных трёхместных лавках) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем.
Производство семейства ГАЗ-69 Горьковский завод начал в 1953 году, причём параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. Полностью на выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства УАЗ перешёл после 1956 года.
УАЗ-69 - это легендарный советский внедорожник "газик". который имел основной индекс ГАЗ-69. Но всё же стоит затронуть отдельно историю данной модели, так как основная её история производства проходила на Ульяновском Автомобильном Заводе.
Для развития и ускорения
По решению советского руководства в конце 1954-го года производство внедорожника ГАЗ-69 стали переводить на значительно расширенные и переоборудованные мощности Ульяновского Автомобильного Завода - "УАЗ". выросшего из системы радиопрома и со времён Великой Отечественной Войны специализирующегося на проектировании и выпуске малотоннажных автомобилей с повышенной проходимостью.
Уже в декабре того же года были собраны первые шесть экземпляров ГАЗ-69 (вернее, это уже были первые УАЗ-69 ). Всего в период с 1953-го по 1956-й год на предприятии ГАЗ было выпущено 16382 экземпляров ГАЗ-69 и 20543 единиц ГАЗ-69А. что составляет очень малую долю от общего выпуска этой модели, основная их масса была выпущена в последствии на УАЗе.
С 1955-го года Горьковский Автомобильный завод в возрастающем количестве поставлял по кооперации на УАЗ комплекты для сборки автомобилей УАЗ-69 ( ГАЗ-69 ). На полную мощность выпуск внедорожников УАЗ-69 на УАЗ е освоили только в 1956-м году.
Для развития и ускорения выхода на полную мощность производства УАЗ-69 на Ульяновский Автомобильный Завод с ГАЗ а была направлена группа инженерно-технических специалистов во главе с главным конструктором П.И.Музюкиным. который является активным разработчиком многих моделей внедорожников спроектированных на предприятии ГАЗ.
Результатом такого сотрудничества специалистов двух предприятий стало так же то, что на УАЗ е в рекордно короткие сроки был спроектирован и построен в 1957-м году на базе УАЗ-69 первый самостоятельный и достаточно удачный автомобиль, не имевший на то время мировых аналогов. Это был УАЗ-450А - фургон формата "4х4" вагонной компоновки и малой грузоподъемности в 0,75 тонны, который имел разные варианты кузовов. И уже в феврале 1958-го года УАЗ-450А был запущен в серийное производство.
УАЗ продолжал маркироваться
С 1956-го года советский внедорожник УАЗ-69 выпускавшийся на Ульяновском автозаводе. который так и продолжал маркироваться как ГАЗ-69 и носил эмблему ГАЗ а, начал успешно экспортироваться за границу в 56 стран мира.
Внедорожник УАЗ-69 так же экспортировался и в тропическом варианте, где также быстро приобрел большую популярность, особенный на него спрос был в странах Азии и Африки. а так же в Латинской Америки.
К тому же в Румынии и Китайской Народной Республике УАЗ-69 производился без лицензии, на территории Румынии под своим обозначением АРО-461. однако качество таких автомобилей значительно уступало советским внедорожникам УАЗ-69. Поэтому конкуренцию на мировом рынке они составить не могли.
В процессе своего производства УАЗ-69 постоянно совершенствовали. Так, в 60-х годах на нём был внедрён передний мост с отключением ступиц колес и усиленными подшипниками, более надежный дифференциал с четырьмя сателлитами, а так же были установлены развитые шкворневые узлы, к тому же улучшили уплотнения карданов и доработали тормозную систему. Кроме того, велись работы по повышению долговечности синхронных шарниров привода передних колес, в частности путем установки надежных дисковых типа "Тракта-ЯАЗ”.
Серийное производство УАЗ-69(ГАЗ-69 ) продолжалось вплоть до 1973-го года, в котором были выпущены последние 275 единицы внедорожника.
В целом же, удачная и качественная конструкция УАЗ-69 ( ГАЗ-69 ) полностью себя оправдала, что позволило этому отечественному внедорожнику проникнуть во все уголки СССР и зарубежья, а так же завоевать уважение водителей, добросовестно отслужить в армии и уверенно эксплуатироваться до нашего времени у заботливых владельцев.
Всего на предприятии УАЗ было выпущено внедорожников УАЗ-69 в количестве 356624 единиц и его модификацию УАЗ-69А в количестве 230185 экземпляров, а так же модификации УАЗ-69АМ и УАЗ-69М в количестве 10551 автомобилей.
Всего же, на обоих предприятиях( ГАЗ и УАЗ ), было выпущено 634 285 внедорожников ГАЗ-69 (УАЗ-69 ) всевозможных модификаций, коих было построенно для нужд армии для самых различных нужд. Некоторые из модификаций вы можете даже увидеть на фотографиях внизу этой статьи, правда в уже изношенном состоянии.
История ГАЗ-69 и 69А
Фары головного света и подфарники в 50-е годы устанавливались на ГАЗ-69
Большие пружинящие скобы на торцах рамы служили для выталкивания на ГАЗ-69
Буксирные крюки на переднем бампере ГАЗ-69 такие же, как у настоящих грузовиков, только меньше размером
ГАЗ-69 на заводе
Приборная панель ГАЗ-69
Конструкторские работы надГАЗ-69 начались на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году. Общую компоновку автомобиля сделал Ф.А.Лепендин. Кузов модели был спроектирован под руководством ведущего «кузовщика» Б. Н. Панкратова при участии Ю.А.Фокина.
Удачно использовались уже апробированные элементы, сочетание которых усиливало их достоинства и сводило на нет присущие недостатки, а в совокупности дали машине высокие эксплуатационные показатели. Двигатель, коробка передач, рулевой механизм, дифференциал, амортизаторы, тормоза, фонари и фары, аккумулятор в значительной степени были унифицированы с узлами серийных грузовых и легковых машин.
Таким образом, удешевлялось производство нового автомобиля, сокращалось время постановки в производство, упрощалось в дальнейшем его обеспечение запасными частями и повышалась ремонтопригодность.
Создавался ГАЗ-69 сначала в двухдверном грузопассажирском варианте: два пассажира размещались на передних сиденьях, а шестеро — на скамьях в заднем отсеке. При необходимости скамьи можно было сложить и образовать платформу для перевозки груза весом до полутонны. ГАЗ-69 мог буксировать прицеп весом 850 кг. Еще больше расширяли сферу применения ГАЗ-69 откидной задний борт и возможность установки носилок.
Грузопассажирский четырехдверный вариант ГАЗ-69А (кузов «77») впервые появился в 1951 году и был рассчитан на перевозку пяти пассажиров. При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А — для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами, причем на ГАЗ-69 они были сделаны съемными, а на ГАЗ-69А — складывающимися. Различались эти машины не только количеством дверей, но и расположением запасного колеса.
У первой оно находилось снаружи левого борта кузова, у второй лежало сзади на дне багажника. Разными были и бензобаки: у ГАЗ-69А один 60-литровый в задней части кузова, а у ГАЗ-69 основной 47-литровый бак был помещен под полом кузова, а дополнительный, 28-литровый, — под передним пассажирским сиденьем. Чтобы не замерзало ветровое стекло, на него через специальные воздуховоды подавался теплый воздух.
Четырехцилиндровый нижнеклапанный силовой агрегат «шестьдесят девятого» развивал мощность 55 л. с. Для надежного запуска двигателя в морозную погоду ГАЗ-69 оборудовался предпусковым подогревателем, с помощью которого разогревали воду в системе охлаждения.
Сцепление и коробка передач ГАЗ-69 достались от ГАЗ-М20 «Победа», но с иными передаточными числами. Трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивали шесть ступеней в трансмиссии, достаточно широкий диапазон изменения тягового усилия.
Поскольку на понижающей передаче момент, поступающий к ведущим колесам, возрастал почти в 2,5 раза, то при выключенном приводе на передний ведущий мост был риск перегрузить шестерни и полуоси заднего моста.
Для предотвращения этого на ГАЗ-69 механизм включения передач спроектировали так, что понижающую передачу в раздаточной коробке нельзя было включить, если не включен привод на передние колеса.
Первый опытный образец
Первый опытный образец ГАЗ-69 уже был построен октябре 1947 года, к февралю 1948 года выпустили еще два, а к концу года — четвертый. Серийное производство ГАЗ-69 началось в Горьком в августе 1953 года.
Почти одновременно с Горьковским автомобильным заводом эти вездеходы начали собирать на Ульяновском автозаводе, сначала из деталей, поступавших из Горького, с постепенным их освоением в Ульяновске.
Полностью на производство ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А УАЗ перешел после 1956 года, одновременно с прекращением их изготовления в Горьком. Перед началом производства в Ульяновск поступила не только вся техническая документация, но и часть оборудования из Горького.
В первый же год выпуска автомобили ГАЗ-69 прошли в колоннах парада на Красной площади в Москве 7 ноября. По негласной традиции, военные парады всегда являлись своеобразными витринами для демонстрации новой военной техники и вооружения: и для устрашения потенциальных «врагов», и для того чтобы заинтересовать новой военной техникой «друзей».
Как бы то ни было, но экспортироваться в другие страны ГАЗ-69 начал именно как армейский автомобиль.
Получили признание «газики» и в Советской армии — они служили в качестве командирских машин или использовались в роли тягачей для небольших орудий весом до 800 кг, а также перевозки боеприпасов, крупнокалиберных пулеметов, 82-миллиметровых минометов вместе с боевыми расчетами.
Немалая часть ГАЗ-69 и большинство ГАЗ-69А попала в народное хозяйство страны. Весной 1954 года первые выпущенные пассажирские ГАЗ-69А отправились осваивать целинные земли в Казахстане. В том же 1954 году ГАЗ-69 откомандировали на дрейфующие полярные станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4», где они эффективно использовались в течение нескольких лет в крайне суровых климатических условиях.
ГАЗ-69 имел спереди и сзади обычную рессорную подвеску. И на грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козел. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным.
Хронология:
07.1953 На «ГАЗе» выпущена первая промышленная партия ГАЗ 69 12.1954 На «УАЗе» собрана первая партия ГАЗ 69 1.1956 Производство модели на «ГАЗе» завершено 1956 Начат экспорт модели за рубеж – всего в 56 стран 1957 Начало выпуска в Румынии (IMS 57) 1962
Налажен выпуск в Северной Корее (Kaengsaeng-68) 4–10.1965 Модернизация рулевого управления, стояночного тормоза 1970 Модернизация. Новые усиленные мосты от грузовой модели УАЗ 452 1.1973
На «УАЗе» собрана последняя партия ГАЗ 69 из 275 машин Всего УАЗ выпустил ГАЗ-69 - 356 624, ГАЗ-69А - 230185, ГАЗ-69АМ и ГАЗ-69М - 10 551. Итого по двум заводам - 634 285 экземпляров ГАЗ-69 всех модификаций.
С 1956 года он полным ходом стал выпускать ГАЗ-69, комплектуя машины узлами и деталями главным образом собственного производства.
Однако часть агрегатов он продолжал получать из Горького - например, двигатель, колеса.
Экспорт в другие страны и заграничное производство
Ульяновские «джипы» быстро получили широкое признание не только в нашей стране, но и за рубежом. С 1956 года машины ГАЗ-69 начали поступать за границу, и вскоре число стран, их покупавших, превысило пятьдесят.
Мало того, по типу ГАЗ-69 наладил производство автомобилей Дыкчхомский автозавод в КНДР. Советская машина была взята за образец румынскими конструкторами машиностроительного завода в Кымпулунге, где уже много лет выпускаются «джипы» М-461.
В объектив "чайников"
Вот в объектив "чайников" попадают разные интересные пархатые вещи. А вот в объектив профессионалов - НЕ попадают! Вот как вы это объясните?
Еврейский интернационал придаёт эмблемам и символам и цифрам - первостепенное значение имеют и цифры - ГЕМАТРИЯ!
Автомобильные эмблемы
Автомобили и прочие
Очевидное - оно всегда вероятно! Верь глазам своим!
Пархатые жутко любят все эти ребусы и тайно-символы. Им же надо коммуникировать, как-то во враждебной гойской среде!