Оптина Пустынь
Храм Николая Чудотворца
Храм Воскресения Христова
Храм Спаса Преображения
Храм Успения
Храм Веры, Надежды, Любови
Храм Рождества
Собор Благовещения
Собор Благовещения г. Боровск
Свято-Георгиевский собор
Свято-Троицкий кафедральный собор
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Пафнутьево-Боровский монастырь
Казанский девичий женский монастырь
Монастырь Спаса Нерукотворного
Никольский Черноостровский монастырь
Свято-Георгиевский Мещовский монастырь
Казанская Амвросиевская ставропигиальная пустынь
Богородично - Рождественская пустынь
Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь
Святой источник в честь Святой Троицы
Святой источник Казанской иконы Богоматери
Святой источник Тихвинской иконы Богородицы
Святой источник Тихона Калужского
Святой источник Феодоровской иконы
Святой источник Поющий родник
Святой источник Лаврентия Калужского
Святой источник иконы Калужской Божией Матери
Святой источник деревня Погост
Святой источник Преполовения Пятидесятницы
Святой источник благоверных князей
Святой источник Пафнутия Боровского
Святой источник преподобного Пафнутия
Святой источник Ферапонтов
Святой источник преподобного Амвросия Оптинского
Святой источник иконы Богородицы
Святой источник преподобного Серафима
Святой источник Пророка Божьего Илии
Святой источник иконы Божией Матери Живоносный
Святой источник Апостолов Петра и Павла
Святой источник село Ильинское
Святой источник Боголюбской иконы Богородицы
Святой источник Черный колодец поселок Еленский
Святые источники Димитрия Солунского и
Святые источники Иоанна Крестителя и
Святой источник Цветной колодец
Святой колодец г. Киров
Ссылки по теме
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Оптина Пустынь
Оптина пустынь - широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.
Храм Николая Чудотворца в с. Тарутино
В селе Тарутино был деревянный храм. Был ли он разрушен в ходе Отечественной войны 1812 года или обветшал и разобран - неизвестно.Местным помещиком было решено построить новый каменный храм. Он был построен и освящен в 1872 году. В храме было три престола. Центральный-Сергиевский, правый придел - Никольский, левый - в честь преп. Пафнутия Боровского. С 1846 года в селе существовала приходская школа. Незадолго до революции она была переименована в Школу ведомства государственного имущества.
В 1930-х годах храм был закрыт, колокола сняты а здание превращено в зернохранилище. Во время оккупации села немцами в летней половине храма держались пленные русские солдаты, а в зимней гражданское население.
Храм Воскресения Христова в г. Таруса
Храм расположен на Воскресенской горе, которая отделена от центра города глубоким Игумновым оврагом. В древности на этом месте было село Воскресенское, которое не раз подвергалось разорению от татар. В середине XVI в. разрядный дьяк Григорий Ларионов построил здесь мужской монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. В начале XVII в. обитель запустела, ее деревянная церковь обветшала. Между 1628-1654 гг. вместо нее был построен ныне существующий каменный храм, который является самым старым строением г. Тарусы. В 1757 г. он подвергся перестройкам, во время которых был пристроен южный придел.
В 1898-1903 гг. силами прихода храм был расширен и перестроен по новому плану, при этом фасад его был отделан в русско-византийском стиле. Стилизация под "русский стиль" скрыла подлинные детали и формы бесстолпного четверика XVII в. От прежнего храма остался только четверик, который был надстроен кирпичом и завершен новым куполом. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Воскресения Христова, южный - в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный -- в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в честь праведного Иоанна Кронштадтского).
В 1934 г. храм был закрыт, а его настоятель священник Николай Успенский арестован. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а в последние годы перед передачей - склад райпо.
Храм Спаса Преображения в с. Нижние Прыски
Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.
В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод.
В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Серебряно
В селе Серебряном - имении Лопухиных - церковь 1705 года, а в самом Мещовске - сильно перестроенный Богоявленский собор 90-х годов XVII века. Все это памятники нарышкинского стиля, однако храм в Серебряном передан общине верующих и, к сожалению, работы там ведутся без участия профессиональных реставраторов. Белокаменные детали наличников буквально выдираются из стен, стены покрываются цементной штукатуркой, и храм постепенно утрачивает свои стилистические элементы.
Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Обнинск
Здание бывшего воинского клуба (улица Любого, 5а) было передано Калужской епархии 17 марта 1995 года, где в том же году расположился центр работы с молодежью «Надежда». В холле здания был оборудован домовый храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Первым настоятелем храма был назначен игумен Ростислав (Колупаев). 5 мая 1997 года архиепископ Климент создает в Обнинске епархиальный православный Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь», а его директором и настоятелем храма назначается священник Геннадий Евдачев.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ромоданово в г. Калуга
Строительство храма началось в 1680г., а освящен он был в 1691г. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы.Память 8/21 сентября.
Второй престол устроен в пределе. Указ о строительстве предела выдан в июне 1734 г. Престол освящен во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Память 29 июня/12 июля.
Двустолпный четверик Архитектурные особенности: двухстолпный четверик подобен архитектуре собора "Сергия Радонежского" в Троице - Сергиевой лавре (позднее отказались от такой схемы при строительстве храмов, строили либо четырехстолпные, либо сводчатые храмы), алтарь выходит на юго-восток; одностолпный трапезный храм, который повторяет (в меньших размерах) архитектуру трапезного храма "Рождества Богородицы" в Боровском монастыре. Храм отапливался через воздуховоды, которые находятся под полом храма от чугунолитейных печей Демидова, располагавшихся ниже уровнем в овраге.
При церкви с 1879 г. имелась земская школа, построенная дворянином Коншиным. В школе обучались дети разных сословий. Близ р. Оки при постоялых дворах находилась часовня.
Село Ромоданово - древнейшая вотчина князей Ромодановских, потомков князей Стародубских. Один из владельцев Ромоданово - знаменитый князь кесарь Федор Юрьевич Ромодановский, видный государственный деятель при Петре Великом. При нем во вновь выстроенном храме бывал на службе Царь-Император Петр-1. Звонил в колокола на колокольне. Об этом указывалось в памятной таблице, находящейся в алтарной части храма при его возвращении верующим.
В 1812 году храм Рождества Богородицы на 3 дня превратился в духовный центр Калужан, центр их молитв.
С места, где расположен храм, открывается прекрасный вид на Калугу. Недаром вид из-за Оки напоминал Н.В. Гоголю Константинополь. Он часто посещал эти, традиционные места загородных прогулок калужан, а также Олонкин сад близ с. Ромоданово
В 1922 году, несмотря на предложение Православной церкви собрать средства на помощь голодающим Поволжья, с последующим контролем за их распределением, власти по настоянию Ленина решили отобрать у Церкви средства силой. Поэтому 7 марта 1922 года люди с вооруженной охраной явились в храм и насильственным образом изъяли вещи, указанные в акте.
Храм был официально закрыт в 1930 году (ГАКО Ф.р3501 оп.1, д. 63), но в действительности окончательно закрыт в 1935 году.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Мещовск
Каменный храм с каменной колокольней построен в 1696 г. и имел пять глав и трехъабсидный алтарь. Колокольня стоит к юго-востоку от храма. По одним данным она была выстроена вместе с храмом в 1678 г., по другим - позднее, во времена Нарышкиных (начало XVIII в.). Нижние два яруса колокольни (по плану квадратные) с палатками, а третий - восьмигранный, с шатровым верхом и слуховыми окнами. Вероятно перстраивался в середине XIX века, так как был освящен в 1891 г. Двупрестольный, с приделом св.Иоанна Богослова. Ранее именовался Старый Благовещенский собор. На восточной стене за жертвенником существует запись: "Лето 1678 г. в августе выстроил сию церковь воевода Борис Иванов Беклемишев с братиями по матери своей Марии. Сия преставися раба Божия Мария лета 1672, 2 ноября".
Храм построен на месте погоста (кладбища). Но постепенно место кладбища застраивалось, в том числе и жителями города. Когда кладбище как таковое перестало существовать, то храм оказался в черте города и стал наименоваться Собором. Из росписей храма сохранились лишь две иконы: в главном алтаре "Моление о чаше" и с западной стороны летней части храма (над аркой) "Пригвождение ко Кресту".
В первой половине XIX века храм решили перестроить в Собор, который был заложен в 1832 г. и строился свыше 30 лет. Колокольня во время постройки в 1857 г. обрушилась. В 1891 году строительство завершилось и в этом же году Собор освятили.
В 1939 г. Собор закрыли, а имущество и богослужебную утварь изъяли. Помещение собора вплоть до 1945 года использовали под пекарню. Перестраивая здание, разобрали купол храма.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Боровск
Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 года она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву.
Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г. церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади.
По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 году из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и "Казанской" иконы Божией Матери. В 1738 году храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 году упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.
В советское время собор не закрывался.
Свято-Георгиевский собор в г. Калуга
Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города - слово "верх" на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление "за верхом" означает "за оврагом".
Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле "московского барокко".
Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Калуга
Строительство нынешнего кафедрального собора во имя Живоначальныя Троицы было начато в 1786 году по указанию императрицы Екатеринины II. Собор строился на месте старого деревянного собора, построенного в 1686 году. Автором проекта стал губернский архитектор И. Д. Ясныгин. Его проект предусматривал строительство первого в России купола диаметром в 24 аршина (около 17 метров) без всяких побочных креплений. Это вызвало некоторый переполох в рядах столичных архитекторов, поскольку строившийся в это же время Казанский собор в Петербурге имел только 15-метровый бесстолпный купол. И все же строительство собора было успешно завершено в 1811 году, не сколько опередив столичный шедевр. По различным причинам собор строили очень долго, 33 года. Окончательно он был завершен в 1819 году.
Иконостас Троицкого собора выполнен по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. Он имеет древнюю историю. Первое упоминание о нем, как "соборном храме во имя Живоначальныя Троицы", относится к 1610 году. Под этой датой собор упоминается в Никоновской летописи в связи с похоронами в нем, а вернее рядом с храмом, Лжедмитрия II, Его могила, по преданию, была как раз напротив входа в здание бывшей семинарии.
В основе названия храма не случайно положен сюжет об одном из главных двунадесятых праздников православной церкви. Его основное содержание - христианское учение о триедином Боге, то есть о божестве, существующем в трех лицах, или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа святого. Праздник Троицы возник в конце IV века после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на площади, в г. Калуга
Никитский храм был возведен в 1685 году прихожанами-это был главный храм Калуги. В его стенах получили благословение русские солдаты, остановившие Наполеона у стен Малоярославца. Храм был закрыт в 20-е годы прошлого века. В марте 1929 года были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол.
Сейчас храм восстановлен и действует.
Где находится: ул. Ленина, 106 (бывший кинотеатр «Пионер»).
Пафнутьево-Боровский монастырь
Пафнутьево-Боровский (Свято-Пафнутиев Боровский; пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь - мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель - (Иосифо-Волоколамский монастырь).
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря - иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).
Казанский девичий женский монастырь в г. Калуга
Основан при царе Михаиле Феодоровиче не ранее 1625 г. Несколько раз перестраивался - в 1685, 1726 гг. При игумений Мариамне Пальчиковой (1673-1680) обнесен каменной оградой. В 1680 г. к монастырю была приписана калужская церковь во имя свт. Алексия Московского, построенная царским дядей Никитой Ивановичем Романовым. Монастырь был третьеклассным со штатом 16 монахинь. В обители был старинный храм, на месте которого в нач. XX в. был сооружен величественный трехпрестольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, в византийском стиле, освященный 6 июля 1903 г. (В настоящее время в соборе размещается гос. архив.)
На момент закрытия монастыря в нем проживало 118 монахинь и послушниц. Ежегодно 8/21 июля - в день празднования Казанской иконы Божией Матери - совершался крестный ход. При обители существовал странноприимный дом. Управляла монастырем игумения. Историческое место монастыря, на котором сохранился только собор (ныне архив), до сих пор не передано Русской Православной Церкви.
Ныне монастырь расположен в здании бывшего Духовного училища, которое передано 3 авг. 1995 г., храм в честь свт. Гурия освящен 25 нояб. 1995 г. В этом же здании находятся православная гимназия и женское епархиальное училище.
Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в с. Клыково
Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь расположен один из самых старинных, знаменитых и почитаемых в России монастырей - Свято-Введенская Оптина Пустынь.
Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше.
Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославец
Николаевский Черноостровский монастырь - православный монастырь в городе Малоярославце Калужской области.
О времени основания монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке.
Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Черным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский).
В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.
В начале XIX века малоярославский купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги. В 1810 году построены трапезная палата и настоятельский корпус (ныне - одно из зданий келий).
Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе Малоярославского сражения. По личному распоряжению государя-императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Интересно, что написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя 'Спас Нерукотворный'
Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь
Почти к самому Мещовску примыкает Георгиевский монастырь, выделяющийся из ряда других близлежащих строений своими башнями и главами величественной новой соборной церкви. Монастырь расположен между городом и селом Серебрино (Серебрено, Серебряно), принадлежавшим раньше Федору (Иллариону) Абрамовичу Лопухину, отцу Евдокии (первая супруга императора Петра Первого).
Монастырь в первые годы своего существования располагался в селе Соболёвка (Ресы) Ратьковской волости Мещовского уезда Калужской губернии (ранее - Смоленской губернии, Западной губернии, а ныне - Сухиничского района Калужской области, что в 25 верстах от Мещовска на возвышенном берегу реки Рессы; однако за отсутствием документов, о монастыре до начала XVII века почти ничего не известно.
В смутное время он был разорен поляками, братия его разбежалась или погибла; имущество было разграблено, а сам монастырь запустел.
Возобновлен был Георгиевский монастырь на старом месте в качестве женской обители около 1642 года семьей Стрешневых, родителей супруги Михаила Федоровича. Однако запустение окрестностей побудило перевести монастырь в Мещовск. В монастырской записи говорится, что перенесение обители произошло от литовского разорения.
После Стрешневых новым благотворителем мещовского Георгиевского (снова ставшего мужским) монастыря стал Ф.А.Лопухин, бывший царским тестем и владельцем села Серебрино. Он построил для себя близ села большой каменный дом, соединив его с монастырем галереей. Ныне ни дом, ни галерея не сохранились.
Благодаря усердию благотворителей, монастырь был богат, а в его кладовых хранилось имущество Лопухина и других помещиков.
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь в с. Шамордино
Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь (неофициальное название - Шамординский монастырь) - женский монастырь в селе Шамордино Калужской области.
Днем основания Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино, считается 1 октября 1884 года, когда обители, устроенной молитвами и трудами старца Оптинского Амвросия, была освящена первая церковь.
Старец Амвросий принимал в Шамордино женщин любого звания, состояния, возраста и здоровья.
Первой настоятельницей стала монахиня София Астафьева-Болотова, о которой по ее кончине (24.01.1888) старец Амвросий сказал: «София свята». После нее начальствование приняла другая духовная дочь старца монахиня Евфросиния Розова, управлявшая обителью до 14.04.1904. К этому времени стараниями и на средства известного московского чаеторговца Перлова Сергея Васильевича (13.12.1910) и его супруги Анны Яковлевны (1918) построен Казанский собор, трапезная и другие прекрасные здания, открыты многочисленные мастерские: практически все необходимое сестры делали сами - от золочения иконостасов до пошива башмаков.
Настоятельницы Екатерина Самбикина (11.02.1911) и Валентина Розанцева (12/25.09.1919) также ревностно исполняли заветы старца Амвросия. К 1918 году, когда началось разорение монастыря, здесь подвизались более 800 сестер. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
Богородично - Рождественская девичья пустынь в с. Барятино
Обитель была основана при храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 г. Сам храм был построен в 1796 г. на деньги вдовствующей генерал-майорши Анны Васильевны Поздняковой. Архитектура его представляет собой образец ампирного стиля. Храм двухпрестольный, главный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй - в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских.
После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1938 г., когда по сфабрикованному делу были арестованы и расстреляны его настоятель архимандрит Евфросин (Фомин) и председатель церковного совета Андрей Анохин, а староста Елена Кондратьева приговорена к 10 годам лагерей. С закрытием храма все его имущество было изъято, а имевшийся рядом фруктовый сад вырублен. В период фашистской оккупации немцы в церковном здании содержали скот.
В 50-е гг. XX в. храм был открыт.
Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь
Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. ...
В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.
Святой источник в честь Святой Троицы в с. Шалово
Святой источник с целебной водой.
Святой источник Казанской иконы Богоматери село Спас-Прогнанье
Село Спас-Прогнанье стоит на речке Прогнани. Святой источник в честь Казанской иконы Богородицы расположен в 500 метрах от храма Преображения Господня XVIII века.
У храма захоронен последний Оптинский старец схиархимандрит Амвросий (Иванов).
Как добраться:
На общественном транспорте: электропоездом до платформы Балабаново по Киевской ж/д, расстояние 90 км, далее пешком по дороге 5 км.
Автобусом от автостанции, метро Юго-Западная-поселок Курилово до остановки «пионерлагерь Метрополитен», далее пешком 4 км.
Святой источник Тихвинской иконы Богородицы город Жуков
Святой родник расположен в городе Жуков. Обустроен, красивая часовня купальня с купелью, удобный подъезд (поворот с трассы по указателю не доезжая музея Жукова). В колодце вкусная хрустально читая вода за которой приезжают не только с Жукова но и со всей округи.
Святой источник Тихона Калужского село Льва Толстого
Недалеко от Калуги на берегу реки Вепрейки расположена Свято-Успенская Тихонова пустынь. Она была основана в конце XV века преподобным Тихоном Медынским (Калужским) и ко времени правления Ивана Грозного приобрела большую известность. Разорённая во время Смуты, Тихонова Пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Живописный архитектурный ансамбль монастыря сформировался в XVIII-XIX вв.
В трех километрах от обители, среди густого леса находится монастырский скит. Здесь над целебным источником в 1887 году была построена церковь во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник". Расстояние от пустыни до источника небольшое - прогулочным шагом можно дойти примерно за пол-часа, перед входными воротами находится большая автостоянка - это говорит о том, что здесь бывает много народа. Приезжают паломники и организовано, на автобусах. Тихое уединённое место. Дорожка привела к храму иконы Живоносный источник.
Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери деревня Фомино
Всем живущим в Барятинском районе известно место под названием Подкоп, или высота 268,9 м. Место не только политая кровью, но пропитавшаяся кровью наших солдат освободителей. Вот как раз в километре от этого знаменитого места находится святой источник в честь Божией Матери.
Святой источник Поющий родник село Барятино
4 июля 2010 года закончено строительство надкладезной часовни над почитаемым родником, бьющим в этом месте с незапамятных времён. У колодца установлен поклонный крест. Местность в округе богата достопримечательностями - близ колодца расположены погребальные курганы вятичей, языческие жертвенные камни. Этим же летом, в сильную жару кристально чистая ключевая вода пользовалась особой популярностью.
Святой источник Лаврентия Калужского Лаврентиевая роща
Лаврентий Калужский жил в XV веке. Он происходил из знатного рода бояр Хитровых. По особой любви к ближним Лаврентий избрал подвиг юродства ради Христа и поселился неподалеку от Калуги в хижине. По ночам, тайком, совершал усердные молитвы в храме. За свою святую жизнь он сподобился дара чудотворения. Когда в 1512 году на Калугу напали крымские татары, Лаврентий, по свидетельству летописи, спас город от разорения, явившись перед сражавшимися в самый разгар битвы на Оке. «Не бойтеся!» — услышали воины клич юродивого, и в тот же час князь со своим войском начал одолевать врагов. ...
На том месте, где нашел упокоение святой Лаврентий, в XVI веке возник монастырь. В богоборческие годы обитель разрушили, но люди почитали это место. Ныне монастырь возрождается, верующие еще почитают и приходят в Лаврентиеву рощу к источнику блаженного. Когда-то Комсомольская (Лаврентьевская) роща находилась в двух верстах от Калуги, но теперь, в результате новой застройки, оказалась в черте города.
Святой источник иконы Калужской Божией Матери деревня Калужка
Святой источник в честь Калужской иконы Божией Матери находится на берегу малой речки Калужка, под горой на которой стоит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первый деревянный храм в селе Калужка находился «на старом городище», около 1600 – 1630 гг., затем в 1760 г. был построен новый каменный храм в честь явления чудотворной иконы Божией Матери Калужской в сельце Тиньково.
Церковь была закрыта в 1938 г. практически все иконы и богослужебная утварь были уничтожены, колокольню разрушили а купола сняты. Возрождаться святое место началось только в 1991 г. На святом источнике ежегодно совершаются водосвятия во время празднеств в честь обретения Калужской чудотворной иконы (1-е воскресение Петрова поста), спасение Калуги от холеры в 1892 г. ( 18 /31 июля), в память избавления от чумы в 1771 г. (2/15 сентября) и в память изгнания французов в 1812 г. ( 12\25 октября).
Святой источник деревня Погост
Около кладбища в деревне Погост есть Святой Спасский родник. На источнике есть и купальня и часовня освященная в честь Николая Чудотворца, каждый год на Яблочный Спас проводится богослужение и празднование с участием коллективов художественной самодеятельности. На этих праздниках бывали даже иностранные туристы. А какие очереди выстраиваются на Крещение!
Святой источник Преполовения Пятидесятницы деревня Муравка
В деревне Муравка находится, теперь, уже всемирно известный святой источник. Он был заброшен, но в начале этого века в эту деревня стали приезжать волонтеры со всех сторон света, и африканцы, и американцы и немцы. Территория вокруг ключа благоустроена стараниями живущей в Муравке семьи Иванушкиных и волонтёров из Германии. Родник, как его еще здесь называют "Сердитый колодец" был освящен настоятелем Свято-Никольского храма села Барятино отцом Николаем (Андриановым). Согласно легенде, стоявшая здесь некогда церковь ушла под землю. Считается, что водоносный горизонт залегает на глубине 400-сот метров и вода богата ионами серебра.
Святой источник благоверных князей Бориса и Глеба деревня Спасское
Святой ключ был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, страстотерпцев расположен недалеко от храма в честь святых и благоверных князей Бориса и Глеба в селе Спасское Барятинского района Калужской области. У источника установлен поклонный крест и устроена купальня.
Святой источник Пафнутия Боровского город Боровск
Известный источник Калужской земли связан с именем Пафнутия Боровского (1395—1477). Из жития святого известно, что в юности он убежал от родителей и принял постриг. За примерную жизнь молодой еще инок был возведен во игумены Высоцкого монастыря, но не удовлетворился достигнутым, принял схиму и избрал житие пустынника. Несколько лет он подвизался в калужских лесах близ города Боровска. В 1444 году преподобный срубил с несколькими учениками деревянный храм на берегу реки Протвы, положив начало Пафнутиево-Боровскому монастырю, который действует и сейчас.
Святой источник преподобного Пафнутия Боровского город Козельск
В наше время обитель обрела новых заступников в лице мученников иноков иромонаха Василия иноков Ферапонта и Трофима, убиенных на Пасху 1993г
Каждый день множество паломников приезжает в Оптину пустынь. Почти все верующие посещают святой источник Пафнутия Боровского. Святой родник преподобного Пафнутия Боровского обустроен двумя купальнями, но вода там не питьевая, сероводородная.
Рядом с монастырем, на берегу р. Жиздры находится св. источник прп. Пафнутия с купелью. Выйдя из ворот монастыря, поворачиваем направо вдоль леса по проселочной дороге до металлического шлагбаума, выходим на дорожку, который этот шлагбаум перегораживает и идем вдоль русла реки. Дышите глубже - кругом сосны. Метров через 350 благоустроенный источник.
Святой источник Ферапонтов ключ село Боровенск
Святой источник в честь священноинока блаженного старца Ферапонта, или как его здесь все называют, Ферапонтов ключ известен на всю округу, поэтому многие приезжают за целительной водой. Почитаемый родник расположен в селе Боровенск, всего в двух километрах от автодороги Зубово - Мосальск, невдалеке от полуразрушенного собора Успения Пресвятой Богородицы (на фото), построенном в 1766 году.
Святой источник преподобного Амвросия Оптинского деревня Шамордино
Днем основания Казанской Амвросиевской женской пустыни, что в Шамордино, считается 1 октября 1884 года,когда обители, устроенной молитвами и трудами старца Оптинского Амвросия, была освящена первая церковь. Старец Амвросий принимал в Шамордино женщин любого звания, состояния, возраста и здоровья. Стараниями и на средства известного московского чаеторговца Перлова Сергея Васильевича (владельцем всем известного "китайского чайного домика" на Мясницкой в Москве),и его супруги Анны Яковлевны построен Казанский собор, трапезная и другие прекрасные здания, открыты многочисленные мастерские: практически все необходимое сестры делали сами - от золочения иконостасов до пошива башмаков.
Адрес: Калужская область, Козельский р-н, п/о Каменка, монастырь Шамордино. Проезд из Москвы от м.Теплый стан на автобусе остановить не доезжая до г. Козельска 20 км. Потом пешком 2 км.
Святой источник иконы Богородицы Казанской деревня Шамордино
Колодец освященный во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской расположен в деревне Шамордино, у монастыря Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, внизу вблизи реки Серена, у подножия холма. В пойме реки Серены, на всем её протяжении вообще много ключей питающих её, но родники около обители всегда были самыми почитаемыми, благоустроенными и освященными.
Святой источник преподобного Серафима Саровского город Козельск
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь города Козельск известен многим паломникам. Недалеко от Оптиной Пустыни расположен Иоанно-Предтеченский Скит монастыря. Монахи скита, за вкусной, кристально чистой водой, ежедневно приходят к источнику в честь преподобного Серафима Саровского. Святой ключ находится в лесу, от Пустыни в 30-40 минутах ходьбы по живописной тропинке.
Святой источник Пророка Божьего Илии село Ильинское
Святой источник расположен вблизи у храма. Нужно спустится от храма, с холма, ближе к берегу реки. От церкви видна беседка-ротонда установленная у лестницы спускающейся к купальне у святого ключа. Кристально чистые воды родника, сбегающие по каменным перекатам бурным потоком, всем видом и звуком напоминают маленькую горную речку. Вкусной и приятно прохладной водой, сделав всего лишь несколько глотков легко утолить жажду, а если еще собраться духом, и искупать в этих целительных водах, в купели, то можно почувствовать, как вся усталость отступила от тела, а всю душу заполнила благодать посланная Богом.
Святой источник иконы Божией Матери Живоносный источник деревня Ольховка
Святой источник у реки Серена, находится в 2 км от монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково. Спуск к почитаемому роднику в деревне Ольховка расположен прямо у автодороги Козельск-Кузьминки-Клыково, не доезжая развилки и поворота к монастырю. У колодца со вкусной хрустально чистой водой устроена деревянная купальня с купелью, к которой в любое время года приезжают множество паломников и купаются в её целительных водах.
Святой источник Апостолов Петра и Павла деревня Локонское
Когда Пудов колодец освятили в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла, сейчас уж никто и не вспомнит. Но в начале прошлого века здесь уже стояла часовня в честь святых апостолов, но до нашего времени она не сохранилась. Ежегодно, 12 июля, верующие жители Малоярославца, Ильинского, Недельного и Обнинска в праздник святых всехвальных апостолов Петра и Павла идут крестным ходом на источник, где духовенство проводят водосвятный молебен.
Святой источник село Ильинское
Еще одной святыней, этих грибных и ягодных мест, является святой источник, популярный не только у местных жителей, но и приезжих. Говорят, что за живоносной водой, к колодцу, каждое утро, специально приезжают шоферы некоторых районных и областных начальников. Вода из источника вкусная и кристально чистая, а люди верят, что целительная.
Святой источник Боголюбской иконы Богородицы город Таруса
Часовня и купальня, построены в русском стиле, родник, обрамлен местным известняком, мостик и ограда – красота, да и только вместе с тарусской природой создано прекрасное место для молитвы и оздоровления. Спаси Бог всех благотворителей и участников строительства.
Купальня открыта ежедневно с 10 до 18 часов.
Святой источник Черный колодец поселок Еленский
Черный колодец – мощный родник в 300 метрах севернее Еленского, всегда было одним из любимых мест еленцев. Родник был облагорожен и освящен, сравнительно недавно, во время восстановления храма в честь Калужской иконы Божией Матери. Ежегодно на источнике в ночь на Крещение Господне свершается великое освящение воды. Колодец расположен на живописной поляне в лесу, устроена купальня на вытекающем ручье, стоят столики.
Святые источники Димитрия Солунского и святителя Николая город Боровск
В трёх километрах от села Барятино на дороге Барятино – Мосальск стоит указатель, приглашающий посетить Поломские святые источники. Так было не всегда. В 2003 году на этом месте впервые появился указатель “Поломский святой источник”, в 2006 году его заменил другой – “Поломские святые источники”.
В 2002 году на источнике произошло другое великое чудо – троекратное явление Калужской иконы Божией Матери одному христианину. Царицей Небесной было сказано о том, что в Поломе будет не один, а 7 источников, среди них – Божией Матери. Богородица указала, как найти этот источник. Её пророчества сбылись: на указанном месте действительно был найден источник, получивший название Калужской иконы Божией Матери. Через некоторое время был открыт ещё один источник, получивший название Святителя и Чудотворца Николая. “С Божьего благословления откроются и все остальные источники. Так Господь избрал это место для явления нам своей милости, чтобы приходили сюда, очищаясь телесно и духовно”, - считают те, кто приходит сюда.
Святые источники Иоанна Крестителя, иконы Божией Матери Калужской, Николая Чудотворца деревня Полом
Еще один святой источник, в таком же плачевном состоянии, расположен в 500 метрах от храма, на берегу Протвы. Родник освящен во имя Святителя преподобного Николая Угодника, архиепископа Мир Ликикйских, чудотворца.
Будем надеется, что найдутся благодетели или, как раньше, соберутся местные и всем миром облагородят святые источники, ведь ежегодно на праздник Крещения к ним идут Крестным ходом и свершается Великий чин освящения воды.
Святой источник Цветной колодец село Хотьково
Село Хотьково основано еще в XVIII веке. Существует такая легенда, что проезжавшая в этих местах Екатерина Великая, была ограблена, после чего она заявила приближенным, что здесь ограбят "хоть кого", так с того времени и назвали село Хотьково.
До прихода к власти в стране большевиков, как и любое другое поселение носило звание село потому, что здесь была церковь, которая в 1937 году всё же была сожжена. Но благодаря возрождению духовности в России и благодетелям, в 2002 году, был построен новая храм. Открытие и освящение церкви состоялось 25 мая 2002 года.
Святой колодец город Киров
Почитаемый святой источник - «Святой колодец», расположен по ул. Гоголя в местечке «Смоловка» на берегу Верхнего озера города Кирова Калужской области. После войны атеисты хотели уничтожить источник и на месте источника сделали свалку. Но когда источник был полностью завален мусором набралось такое количество воды, что всю свалку унесло в овраг, а источник снова стал чистым. На источнике совершаются молебны. ...
Десять лет назад началась программа по благоустройству прилегающей к источнику территории. Были сделаны навес, удобные деревянные лестницы, крышка, защищающая источник от нерадивых людей, удобный слив из трубы колодца. В проекте так и осталась купальня, хотя сруб для неё был сделан, привезён и оставлен рядом с источником. Сейчас источник находится в плачевном состоянии. Многое, что было сделано, порушено временем и злыми людьми.
Ссылки по теме
•
Паломничество
О упокоении Р.Б. Зинаиды и Александра