История
Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов.
При этом даже в условиях европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого управления, подвески силового агрегата.
Однако поперечное расположение силового агрегата и передних ведущих колёс при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного.
Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин.
Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей.[2] К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины.
Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Порше и UTS[3]. 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей».
Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.
Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года[4], 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2108 сошли с конвейера[5], а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб.[6]
Дизайн
Экстерьер
Первоначально автомобиль выпускался с так называемым «коротким» передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро «отходила» от крыльев и деформировалась от воздействия солнца. Начиная с 1991 года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме этого изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик (фейслифтинг).
Интерьер
С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов. С 1996 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.
Описание конструкции
Кузов
Кузов ВАЗ-2108 имеет трехдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой.
Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8 мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев — 0,7 мм, усилителей 1-1,2 мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5 мм.
Двигатель и коробка передач
На автомобиле установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объёмом цилиндров 1100 см³, 1300 см³ или 1500 см³ (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров с распредвалом в головке цилиндров с приводом от зубчатого ремня. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле.
Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на трех эластичных опорах.
В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырёх- или пятиступенчатая коробка передач. Полость картера коробки передач объединена с главной передачей. Крутящий момент от главной передачи передается на ведущие колеса через приводы передних колёс со ШРУСами.
Передняя подвеска
На автомобиле установлена подвеска типа «качающаяся свеча» или МакФерсон
Задняя подвеска
На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединенных между собой упругим соединителем.
Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой — на кручение.
Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия.
Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса А маркируются жёлтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зелёной.
Рулевой механизм
На автомобиль устанавливается рулевой механизм реечного типа.
Тормозная система
Передний тормозной механизм — дисковый, открытый. Задний — барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
Электрооборудование
На ВАЗ-2108 применяется однопроводная схема соединений (минус на массе).
На модификации ВАЗ-21083 устанавливается микропроцессорная система управления двигателем.
Модификации
Серийные
ВАЗ-2108 — базовая модель автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1.3 литра и 4-х или 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-21081 — модель с дефорсированным двигателем объёмом 1.1 литра и 4-х ступенчатой КПП.
ВАЗ-21083 — модель с двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-21083-20 — модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-21083-37 — модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП для участия в НГС «Кубок Лада»
ВАЗ-21086 — аналогичная базовой экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-21087 — аналогичная модели ВАЗ-21081 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-21088 — аналогичная модели ВАЗ-21083 экспортная модель с правым расположением рулевого управления.
ВАЗ-2108-91 — модель с с двухсекционным РПД ВАЗ-415 мощностью 140 л.с., объёмом 1308 см3.
Опытные и мелкосерийные
ВАЗ-210834 — В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 — прототип Лада Тарзан
ВАЗ-21084 — внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объёмом 1600 см3. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько измененной головкой и новым коленвалом и распредвалом. Поршень диаметром 82 мм, обрезанный по высоте на 1,8 мм, имеет ход 74,8 мм. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
ВАЗ-21085 — модель с инжекторным 16 клапанным двигателем ВАЗ 2112 объёмом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
ВАЗ-2108 ИКС — автомобиль — измеритель коэффициента сцепления взлётно-посадочной полосы. По заказу Аэрофлота было выпущено 10 автомобилей.[7]
ВАЗ-2108 «Наташа», ВАЗ 21081 «Кабрио» — кабриолет на базе «ВАЗ-2108». Делались из обычных «восьмерок» силами европейских дилеров, продававших тольяттинские автомобили[8].
Лада-ЭВА — спортивный автомобиль на основе ВАЗ-2108, построенный Экспериментальным Вильнюсским автозаводом.
В игровой и сувенирной индустрии
Масштабная модель ВАЗ-2108 в масштабе 1:43 с 1989 года по настоящее время выпускается заводом «Тантал», хотя с конца 1990-х годов, наблюдаются большие нарушения в отливке кузова(Цинковая чума). К тому же модели от фирмы «Тантал», в большинстве случаев, имеют кривые формы моделей, неподогнанные детали и слабую окраску.
В ноябре 2009 года модель автомобиля ВАЗ-2108 светло-зелёного цвета в масштабе 1:43 вышла в рамках серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини». Судя по многочисленным отзывам пользователей Интернета про данную модель, можно сказать, что модель выполнена в хорошем качестве и максимально приближена к оригиналу. Общее впечатление портят только колёса большого диаметра на высокопрофильной резине и салон от 2109 (изнутри дверей на две больше чем снаружи).
В мае 2013 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель кабриолета ВАЗ-2108 «Наташа». Весь тираж (заявленный в 120 тыс. экз) имеет один и тот же производственный брак: искривлённую рамку лобового стекла и слишком сильный наклон лобового стекла, а в украинском тираже этот брак исправили.
Масштабная модель 1:43 также выпущена в журнальной серии «Культовые автомобили Польши» («Kultowe auta PRL-u») той же фирмы «DeAgostini». Цвет данной модели — белый.
Также модель производится китайской фирмой Welly для серии Autotime Collection «Русская серия», в масштабе примерно 1:34. Моделька от «Autotime» имеет моторчик на задних колёсах, открывающиеся двери и багажник.
Предлагаются различные варианты окраски, в том числе и спецраскраски различных служб.
Модель продаётся и под собственным брендом Welly. Среди коллекционеров ценится низко из-за грубоватого исполнения, распространённости и необщепринятого масштаба.
ВАЗ-2108 также появился на обложке игры Rally Cross для Playstation.
ВАЗ-2108 также представлен в многопользовательской игре World of Speed от разработчика Slightly Mad Studios.
Автоспорт
Машина участвовала во всесоюзных гонках СССР, после его распада участвовала в кольцевых чемпионатах России в классах «Туризм» («Туризм — 1600») и «Супертуризм». С 1998 по 2002 годы — участник Национальной Гоночной Серии «Кубок Лада».
Производство
Всего выпущено 884 657 машин этой марки[9].
Примечания
1. ↑ «АвтоВАЗ» прекратил производство «восьмерки»
2. ↑ «За рулём», № 4 1985
3. ↑ (сотрудничество ВАЗ и Porsche). Проверено 12 января 2012. Архивировано из первоисточника 1 марта 2012.
4. ↑ В. Попов. Новая модель ВАЗа // «Известия», № 146 (20857) от 25 мая 1984. стр.6
5. ↑ Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1985 (вып. 29). М., «Советская энциклопедия», 1985. стр.41
6. ↑ Газета «За рулём Санкт Петербург» № 01—02 (296—297) февраль 2014 стр. 34.
7. ↑ Автомобильные новости — 20.04.2011 «Лада-Аэро»: посадку разрешаю!
8. ↑ «За рулём», № 4 1991
9. ↑ Газета «За рулём Санкт Петербург» № 01—02 (296—297) февраль 2014.
Можно ли забрать бесхозную машину себе?
В Москве идет снос старых гаражей. Владельцы освобождают ветхие боксы, вывозят имущество и оставляют под снос только бетонные стены. Однако во время работ вскрываются и нетронутые гаражи, где, помимо старого хлама, стоят раритетные автомобили.
Рабочие выкатывают из ворот старинные «Волги», «Москвичи», «Победы» и прочие редкие автомобили. Их хозяева давно умерли, а наследники по разным причинам не стали переоформлять на себя.
Часть транспортных средств находится в ужасающем состоянии, однако попадаются вполне интересные экземпляры, которые сейчас могут стать музейными экспонатами и настоящим украшением автомобильных выставок.
Пойдут ли они на свалку или можно их использовать для своих нужд, рассказывает адвокат, член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина.
На временное хранение или в металлолом
Информация о сносе гаражных массивов распространяется за несколько месяцев до начала работ. За снос личных гаражей предусмотрена компенсация хозяевам. О планируемой дате сноса и условиях компенсации городские власти должны уведомить собственников заранее, чтобы они успели переставить свои авто в другое место либо на стоянку, предоставляемую в рамках программы сноса.
Во время работ строители обычно действуют по утвержденному регламенту. Если в гаражах находится чья-то собственность, к примеру, автомобили и другое движимое имущество, а установить хозяев не удалось, то имущество идет на хранение на склад, а машины отправляются на временную стоянку.
Вполне возможно, что за отведенный срок их пребывания на паркинге найдется хозяин либо объявятся его наследники, которые по закону заберут машину себе. Те же авто, которые явно не на ходу, после оформления надлежащих документов идут в металлолом...
Бывает, что по итогам утилизации вдруг находятся собственники и предъявляют претензии строителям. В случае если владельцы не были уведомлены должным образом о сносе либо по уважительным причинам не смогли убрать машины, о чем предупреждали управу, а их имуществу был нанесен ущерб, они вправе рассчитывать на компенсацию.
Бесхозяйная вещь
Если же при сносе гаражей обнаружился раритет, у которого нет владельцев, и ценители автостарины хотели бы забрать его себе, то им придется пройти определённую процедуру оформления.
Во-первых, надо прийти в ГИБДД и написать заявление о находке. Человек, нашедший вещь, вправе хранить ее у себя либо в полиции. Правоохранительные органы объявляют владельца старой машины в розыск по имеющимся базам данных, и по истечении полугода заявитель получает ответ.
Если автомобиль не числится в угоне и юридически чист, хозяин умер, а наследников нет, то, пользуясь информацией ГИБДД, можно обратиться к адвокатам, которые помогут составить гражданский иск в суд с требованием признать машину «бесхозяйной вещью» и затем вступить в право собственности.
Понятие «бесхозяйная вещь» определяется статьей 225 Гражданского кодекса РФ и в юридической терминологии описывает «вещь, которая не имеет собственника, либо собственник которой неизвестен, либо собственник которой отказался от права собственности на эту вещь».
В соответствии со статьей 228 ГК РФ, «если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено, нашедший приобретает право собственности на нее».
Как только решение суда вступит в силу, можно будет регистрировать авто на себя. Однако есть риск, что ГИБДД в процессе поисков найдет если не самого владельца, то его наследника, и, если тот не откажется от вступления в свои права, машину у него можно будет только выкупить. aif.ru
В объектив "чайников"
Вот в объектив "чайников" попадают разные интересные пархатые вещи. А вот в объектив профессионалов - НЕ попадают! Вот как вы это объясните?
Еврейский интернационал придаёт эмблемам и символам и цифрам - первостепенное значение имеют и цифры - ГЕМАТРИЯ!
Автомобильные эмблемы
Автомобили и прочие
Очевидное - оно всегда вероятно! Верь глазам своим!
Пархатые жутко любят все эти ребусы и тайно-символы. Им же надо коммуникировать, как-то во враждебной гойской среде!