История ГАЗ-13 «Чайка»
Руководство СССР решило, что рядовым гражданам не стоит прыгать выше уровня машин типа «Волга». Поэтому модель ГАЗ-13 «Чайка», выпускавшаяся в 1959–1981 годах, предназначалась исключительно для служебного пользования.
«Чайкой» пользовались первые секретари обкомов, руководители республиканских ведомств и крупнейших предприятий, министры. Единичные экземпляры были подарены известным людям. Для всех остальных она была неосуществимой мечтой.
«Чайку» часто называют самым красивым автомобилем советского производства. В крупных городах списанные «Чайки» передавались во Дворцы бракосочетаний. Среди достоинств ГАЗ-13 были также автоматическая коробка передач и возможность поднимать и опускать антенну и стекла простым нажатием кнопки. «Чайка» была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 «ЗИМ».
Первый опытный образец ГАЗ-13 значительно отличался от машин, запущенных в мелкосерийное производство 16 января 1959-го. Над нишей заднего колеса не было второго молдинга, форма задних фонарей и стоп-сигналов разительно напоминала «паккардовские». Автомобиль был окрашен в два цвета — темно-вишневый и светло-бежевый. И самое главное — капотное украшение в форме летящего истребителя. На передней облицовке радиатора красовалось стилизованное изображение чайки.
В январе 1958 года экспериментальный образец «Э-2» бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами "ЧАЙКА" на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На брюссельском экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки. Первые образцы «Чайки» повторяли «Паккард», так что дизайн по этому изменили.
Но советские новшества только улучшили автомобиль. Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении.
Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего.
Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов.
По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней в шестнадцати точках крепился кузов.
Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади. Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки.
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек.
Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.
Выпускались также РАФ-ГАЗ-13С — «Чайки», переоборудованные на Рижском автобусном заводе в медицинские автомобили с кузовом универсал. Машины переоборудовались по заказу 4-го Главного управления Минздрава, а медучреждения для которых были предназначены «медицинские чайки» в народе назывались «кремлевскими».
Такие учреждения обслуживали заслуженных большевиков, высокопоставленных чиновников и членов семей. Универсалы комплектовались носилками, у них была перегородка за водительским сиденьем, левая задняя дверь была крышкой запасного колеса, крыша состояла из трех частей, задние рессоры были усилены двумя дополнительными листами, салонный фонарь имел круглую форму.
Можно также вспомнить вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 и «ЗИМа», получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах».
И если по должности чиновнику был положен «ЗИМ, то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно.
Выход нашли смекалистые военные — на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с кузовным железом от «ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена.
На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США.
В подарок от Н.С. Хрущева «Чайку» получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Валентине Терешковой была подарена единственная родная «Чайка» в белом.
Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. «Чайка» получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов.
В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 обновилась технически и внешне. Из заметных технических и внешних изменений — появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на «шинельный» серо-зеленый цвет.
В начале 70-х годов на левой двери «Чайки» появилось стационарное боковое зеркало.
Оно имело свой собственный дизайн — форму и ножку. В конце 70-х годов, когда параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на 13-й модели произошли изменения по салону — с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево» и материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета.
Также уже стоял третий вариант радиоприемника — с коротковолновым диапазоном транзисторный. Именно такая, одна из последних «Чаек» стоит в музее Горьковского Автозавода.
ГАЗ-13 «Чайка»
Панель управления ГАЗ-13 «Чайка»
Двухцветная ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка» вид сбоку
ГАЗ-13 «Чайка» 1959–1981гг
ГАЗ-13 «Чайка» вид сзади
Двигатель Газ 13 "Чайка"
ГАЗ-13С «Чайка» 1982 год
ГАЗ-13 «Чайка» участвовала во всех государственных событиях
Директор музея Дмитрий Александрович Ломаков рядом со своей Газ 13 "Чайка"
Создание ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ 13 «Чайка» – это один из наиболее красивых и известных легковых автомобилей представительского класса времен СССР. Чайка выпускалась на Горьковском автомобильном заводе в период с 1959 года по 1978 г. Всего с конвейера сошло 3179 автомобилей данной модели.
Ретро автомобиль представительского класса времен СССР вошел в историю автомобилестроения как один из лучших советских лимузинов. Над созданием образа знаменитого Газ 13 Чайка трудились большим творческим коллективом дизайнеров и инженеров.
При выборе названия машины особых споров не было, лишь сказали «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка». Но небольшие противоречия были, и поэтому автомобиль ГАЗ 13 до самого выхода в свет числилась под двумя именами: Чайка и Стрела, но в итоге выбор пал на первый.
Внешний вид «Чайки» разрабатывался очень долго. По макетам и фотографиям видно, что первоначально на ней не было козырьков над фарами, и она была чем-то похожа на предыдущую волгу, а также передок имел некоторые схожести с ЗиЛ 111, только более скругленный.
В 1956 году трудились над созданием внешнего вида модели Газ 13 Чайка конструктор Л.Э. Дуарте и известный в то время скульптор Б.Б. Лебедев. По сохранившимся данным ими было спроектировано как минимум два варианта возможного внешнего вида Чайки, которые были далеки от конечного варианта.
В 1957 году были изготовлены два опытных образца. Они слегка отличались внешне и имели различные двигатели (4,9/5,5 литра). Испытывали ГАЗ 13 Чайку по дорогам России, Украины, горам Кавказа. Всего трасса составила более 21000 км.
В 1958 году ГАЗ 13 Чайка успешно прошел самое главное испытание – признание. Один из экспериментальных образцов бирюзово-молочного цвета с позолоченной решеткой и буквами на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюсселе. Автомобиль Чайка получила большое количество положительных отзывов.
Начиная с 16 января 1959 года Газ 13 Чайка поступил в серийное производство. Начали появляться первый автомобили на улицах городов. Ни одна новая Чайка не могла оставить равнодушной толпу прохожих.
ГАЗ-13 «Чайка» 1959–1981гг
В 1958 году ГАЗ 13 Чайка успешно прошел самое главное испытание – признание.
Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»
Тип кузова: 4‑дв. седан (7‑мест.)
4‑дв. лимузин (7‑мест.)
4‑дв. фаэтон (6‑мест.)
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Двигатели:
ГАЗ-13 (ЗМЗ-13)
ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)
Трансмиссия: автоматическая гидромеханическая 3-ступ.
Массово-габаритные
Длина: 5600 мм
Ширина: 2000 мм
Высота: 1620 мм
Клиренс: 180 мм
Колесная база: 3250 мм
Колея задняя: 1530 мм
Колея передняя: 1540 мм
Масса: 2100 кг
Разгон до 100 км/ч: 20 c
Макс. скорость: 160 км/ч
Расход топлива: 14-21 л /100км
Объем бака: 80 л
Характеристика ГАЗ-13 «Чайка»
Легковой автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" появился в 1959 г. Этот большой семиместный седан сменил ГАЗ-12 ЗИМ став новым флагманом Горьковского Автомобильного Завода. Дизайн машины был навеян образцами американских производителей, законодателей тогдашней автомобильной моды.
Дизайн и конструкция Чайки были отмечены в 1958 г. Гран-При на Всемирной выставке в Брюсселе.
ГАЗ-13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, собиравшийся на заводе РАФ. На базе последнего в единственном экземпляре был создан катафалк, правда это был всего лишь опытный образец.
Модификации лимузин и кабриолет изготавливались в основном по заказу Министерства обороны. Военные также причастны к изготовлению нескольких самодельных кабриолетов, которые были сделаны из обычного седана и отличаются отсутствием складного верха.
В середине 70-х, по заказу генералов Генштаба, на военных предприятиях осуществлялась сборка своеобразных гибридов: на шасси ГАЗ-12 ЗИМ устанавливался кузов Чайки.
В 1963 г. была предпринята попытка модернизировать модель, был изготовлен опытный образец со сдвоенными передними фарами, полосной решеткой радиатора и другими бамперами, но дальше образца дело не пошло.
За все время существования, 13-я выпускалась в первозданном виде, изрядно устарев морально в 70-х годах. Ей на смену, в 1977 г. появилась новая модель - ГАЗ-14 Чайка, но обе модели выпускались до 1981 г. Было изготовлено 3 179 автомобилей, включая 20 универсалов и приблизительно 7-8 кабриолетов.
Все машины окрашивались в черный цвет, за исключением одной белой "Чайки", подаренной Валентине Терешковой.
У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета, попадаются "Чайки" даже зеленого цвета, но это перекрашенные экземпляры.
Установка привода распределителя ГАЗ-13 «Чайка»
Схема вентиляции картера двигателя ГАЗ-13 «Чайка»
Тормоза коробки передач ГАЗ-13 «Чайка»
Схема управления гидравлической передачей автомобиля «Чайка»
Хронология выпуска ГАЗ-13 «Чайка»
В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан вариант с кузовом «кабриолет», получивший обозначение ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стекол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стеклах были легкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними.
В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести.
С того же года в производственной программе значился и вариант с кузовом «лимузин», имевший перегородку в салоне — ГАЗ-13А.
Выпущено их было немного. Выпуск автомобиля к этому времени достиг 150 штук в год, и впоследствии оставался примерно на этом же уровне.
В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 получила незначительное техническое и внешнее обновление, в частности появился карбюратор К-114, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колеса с иными колпаками.
Салоны автомобилей теперь стали обивать сукном парадных офицерских шинелей серого цвета. В начале 1970-х годов «Чайка» получила боковое зеркало заднего вида на левой двери.
В конце 1970-х годов, параллельно с выпуском «Чайки» ГАЗ-14 и по ее образцу, на ГАЗ-13 был модернизирован салон.
Вместо латунной сетки на панели приборов появилась пленка с текстурой «под дерево», диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зеленого цвета.
Появился новый радиоприемник — транзисторный, с коротковолновым диапазоном.
ГАЗ-13Б «Чайка» 1961–1962гг
Задний диван ГАЗ-13 «Чайка»
Задние фонари ГАЗ-13 «Чайка»
Двигатель ГАЗ-13 «Чайка»
На автомобиле Газ 13 "Чайка" установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов . Блок цилиндров, головки цилиндров и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров двигателя чугунные, сменные, «мокрые».
В верхней части цилиндров запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках.
Коленчатый вал сбалансированный, с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала. Коренные подшипники вала имеют тонкостенные вкладыши.
На каждую шатунную шейку коленчатого вала надето по два шатуна. Шатуны правого ряда цилиндров установлены цифрами на стержне вперед по ходу автомобиля. Левого ряда — назад.
В нижние головки шатунов поставлены также тонкостенные вкладыши. Поршни — из алюминиевого сплава, установлены меткой вперед по ходу автомобиля.
Система смазки двигателя — комбинированная.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки валика распределителя и оси коромысел.
Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Масляный насос—шестеренчатый, двухсекционный. Из верхней основной секции насоса масло поступает в главную магистраль двигателя, из нижней дополнительной секции—в центробежный фильтр и водо-масляный радиатор, где масло охлаждается водой из системы охлаждения двигателя.
Двигатель имеет открытую систему вентиляции картера, которая осуществляет отсасывание из картера паров бензина и отработанных газов, разжижающих и загрязняющих масло.
Система зажигания. Распределитель зажигания типа Р-13 с центробежным и вакуумным регуляторами и октан-корректором установлен на корпусе привода, к которому он крепится одним болтом. Автомобиль «Чайка» не имеет пусковой рукоятки.
Карбюратор типа К-114 – вертикальный, четырехкамерный, действующий как два двухкамерных карбюратора. Две смесительные камеры подают горючую смесь при работе двигателя на всех режимах, а две другие (вторичные) только при движении на высоких скоростях и больших нагрузках после 50—60% хода дроссельных заслонок первичных камер.
Каждая пара смесительных камер имеет самостоятельную поплавковую камеру с верхним подводом топлива к клапану подачи,, с поплавками, подвешенными в корпусе поплавковой камеры карбюратора.
Поплавковые камеры — cсбалансированы, имеют для наблюдения за уровнем топлива смотровое стеклянное окно.
Уровень топлива должен быть 18—20 мм от верхней плоскости разъема поплавковой камеры. Две первичные смесительные камеры имеют одну общую воздушную заслонку с предохранительным клапаном и ручным управлением.
Каждая из смесительных вторичных камер имеет те же элементы, что и первичные камеры за исключением ускорительного насоса, экономайзера, воздушной заслонки и системы холостого-хода карбюратора.
Крышка карбюратора, кроме восьми винтов, ввернутых снаружи, крепится еще двумя внутренними топливоподводящими винтами.
Оси дроссельных заслонок первичных и вторичных камер соединены между собой рычажным механизмом.
При закрытой воздушной заслонке дроссельные заслонки вторичной камеры фиксируются в закрытом положении, а дроссельные заслонки первичной несколько приоткрываются для обеспечения хорошего пуска холодного двигателя и увеличения оборотов для прогрева.
Регулировку малых оборотов холостого хода производите на прогретом двигателе с исправным зажиганием.
Гидротрансформатор крепится к фланцу коленчатого вала двигателя и состоит из трех рабочих колес: насосного колеса, турбинного и реактор. В начале разгона автомобиля муфта свободного хода, на которой установлен реактор, заклинивается, и реактор перестает вращаться; крутящий момент, передаваемый гидротрансформатором, при этом увеличивается. Максимальное увеличение — в 2,4 раза.
В дальнейшем муфта расклинивается и позволяет реактору вращаться в ту же сторону, что и коленчатый вал; при этом гидротрансформатор работает на режиме гидромуфты и крутящий момент не увеличивает.
Автоматическая коробка состоит из планетарного ряда шестерен, дающего три передачи вперед и задний ход. Передачи включаются с помощью двух многодисковых сцеплений и двух ленточных тормозов.
Давление масла для включения тормозов и сцеплений, подпитки гидротрансформатора и смазки коробки создается с помощью двух масляных насосов.
Моменты автоматического переключения и плавность включения передач определяются системой гидравлического управления, которая имеет воздействие от скорости автомобиля (центробежный регулятор) и нагрузки двигателя (силовой регулятор).
Выбор передач водителем производится с помощью кнопочного механизма, имеющего четыре кнопки: Н — нейтральное положение — для запуска двигателя и работы на стоянке, Д — для движения вперед и при кратковременных остановках, ЗХ — для движения назад и Г — для торможения двигателем.
При включении передачи Д автомобиль после отпускания тормоза и нажатия на педаль дросселя трогается с места на первой передаче.
По мере нарастания скорости автоматически включаются сначала вторая, а затем третья передачи.
При снижении скорости автомобиля коробка автоматически переключается с третьей на вторую, а затем на первую передачу.
Карданная передача состоит из комплекта двух валов: переднего — промежуточного и заднего — карданного.
Вилки шарниров карданного вала расположены в одной плоскости. Карданные шарниры смазывайте только жидкой смазкой (трансмиссионным маслом),согласно инструкции, до появления масла из предохранительного клапана крестовины.
Консистентные смазки типа солидола не пригодны для шарниров, так как они не доходят до иголок во время работы. Шлицевое соединение также смазывается жидкой смазкой через отверстие в хребтовине рамы.
Продольный разрез двигателя ГАЗ-13 «Чайка»
Принципиальная схема карбюратора К-114 ГАЗ-13 «Чайка»
Положение сектора на коробке передач при нажиме на кнопку «д» ГАЗ-13 «Чайка»
Освобождение троса включения передач ГАЗ-13 «Чайка»
Поворачивание колен¬чатого вала двигателя ГАЗ-13 «Чайка»
Карданная передача ГАЗ-13 «Чайка»
Карбюратор типа К-114 на ГАЗ-13 «Чайка»
Автоматическая передача ГАЗ-13 «Чайка»
Соединение проводов от распределителя к свечам ГАЗ-13 «Чайка»
Привод впускного клапана ГАЗ-13 «Чайка»
Эксплуатация ГАЗ-13 «Чайка»
«Чайка» никогда не была товаром народного потребления. «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного «пакета» привилегий.
Именно на «Чайке» в 1980 г. погиб первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машеров. Служили они и в посольствах, как самого СССР за границей, так и других стран в СССР.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения.
Также, «Чайки» поступали в «Интурист», где их могли заказать все желающие, для использования в качестве свадебных лимузинов.
Советский лимузин Газ 13 "Чайка"
Проект модернизации ГАЗ-13 «Чайка»
Из-за быстрой ежегодной смены модельных рядов в США во второй половине пятидесятых годов, уже к началу следующего десятилетия «Чайка» потеряла визуальную свежесть своего дизайна.
Поэтому в 1961 году была предпринята попытка обновления и внешности автомобиля большого класса.
На сохранившихся фотографиях прототипа видно новое оформление передка с горизонтально-полосной решеткой радиатора на всю ширину автомобиля, четыре фары уменьшенного диаметра под более широкими козырьками, более квадратный передний бампер. Боковина осталась прежней.
Задняя часть также имела измененное оформление. Это предложение не было принято к серийному производству, и, в отличие от претерпевшего в 1963 году рестайлинг автомобиля ЗиЛ-111 более высокого класса, «Чайка» на протяжении всего выпуска внешне практически не изменилась.
По одной из версий, причина этого было в том, что исходное сходство «Чайки» с ЗиЛом более высокого класса «наверху» было воспринято как нарушение установленного типажа представительских автомобилей.
И действительно, если ЗиМ и по габаритам, и по числу цилиндров двигателя существенно уступал современному ему ЗиС-110, да и по дизайну весьма от него дистанцировался, то «Чайка» и внешне, и по размерам, и по характеристикам вплотную приближалась к ЗиЛ-111.
Поэтому ЗиЛ-111 был через четыре года после начала выпуска видоизменен внешне, что позволило визуально «развести» его с «Чайкой», и впоследствии дизайн легковых автомобилей этой марки менялся сравнительно регулярно, а вот модернизированная версия «Чайки» ГАЗ-13 в серию так и не пошла.
Салон «Чайки» ГАЗ-13
Проект модернизации ЗиМа, известный как ГАЗ-12В Чайка
Обзор модификаций ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 — абсолютное большинство «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки;
ГАЗ-13А — по спецзаказам, в основном Министерства обороны, выпускались автомобили с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями;
ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или в других источниках — «кабриолет»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя;
Санитарный вариант ГАЗ-13С с кузовом универсал выпускалась на заводе РАФ, было выпущено примерно 20 штук, из которых сохранилось порядка 12. В них имелись перегородка в кузове, носилки.
Практически все универсалы имели между собой те или иные отличия из-за сборки вручную.
Было изготовлено несколько «Чаек», переделанных в киносъемочные машины. Крыша за сидением водителя срезалась, и устанавливались площадки для кинотехники в салоне и перед передним бампером.
Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме.
Вероятно, вариантами киносъемочных машин были и полуфаэтоны, один из которых был изготовлен в Черниговском АТП.
Они имели мягкую откидную крышу над задними сидениями при сохранявшихся рамках задних дверей.
Известны и несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки».
Например, лидеры ГДР — Вальтер Ульбрихт, позднее Эрих Хонеккер использовали парадную «Чайку» с высоким поручнем вокруг салона.
Панель приборов и салон Газ 13 "Чайка"
Над созданием образа знаменитого Газ 13 "Чайка" трудились большим творческим колективом
Опытный образец рестайлинга Газ 13 "Чайка"
Медицинский универсал ГАЗ-13С.
ГАЗ-13 «Чайка» в игровой и сувенирной продукции
Масштабные модели ГАЗ-13 выпускались «Агат», а также в «Русской Серии» от Autotime. В 1990-х годах модель «Чайки» от АГАТа стали выпускаться с черным салоном (ранее он был белый) и пластмассовым днищем.
В 2007 году на «Чайки» вернули металлические днища, окрашенные в черный цвет. Модели «Агата» и «Тантала» внешне различаются формой и цветом колпаков на колесах — «агатовская» модель имела целиком металлизированные колпаки.
Также «агатовские» модели отличались заметно более светлой фурнитурой, чем у «танталовских». Мастерами-одиночками выпускались киносъемочные «Чайки» на базе агатовских моделей.
Медицинский универсал ГАЗ-13С выпускался также на базе агатовской модели В. Сальниковым (Челябинск) и фирмой «Скейл» (Санкт-Петербург). Модели фаэтона ГАЗ-13Б выпускались как «Агатом», так и многими одиночками и мастерскими. «Агатовская» модель была далека от оригинала, а модели одиночек и мастерских были основаны на модели ГАЗ-13 того же производителя.
В 2006 году фирма «Autotime» выпустила модель «Чайки» ГАЗ-13 в 1:43 с перегородкой в салоне. Модели окрашивались в традиционный черный цвет, красно-белый и чёерно-белый.
Кроме того предлагались никогда не существовавшие в реальности модификации — такси, ГАИ, скорая помощь и госбезопасность с гербом СССР В 2009 году масштабная модель «Чайки» ГАЗ-13 представительского черного цвета вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини».
Серийная модель «Чайки» — А15.
Интересные факты
Автомобиль первого класса - ручной сборки. Было изготовлено по разным данным от 1930 до 3 179 автомобилей, включая 20 универсалов и приблизительно 7-8 кабриолетов.
Все машины были черного цвета, за исключением одной белой "Чайки", подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета. Также видимо была сделана и двухцветная ГАЗ-13 .
Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ-13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, собиравшийся на заводе РАФ. Дизайн и конструкция Чайки были отмечены Гран-При в 1958 г. - на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).
Эта машина изготовлена по указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева для Патриарха Московского и Всея Руси Пимена. Рассказывают, что до этого Патриарх Пимен вынужденно ездил на... японской машине "Ниссан-Президент" которую ему подарило правительство Японии.
Дело в том что советские чиновники не давали Патриарху оформить заказ на Чайку или правительственный ЗиЛ - волокитили этот вопрос. А на ЗиС-110 1949 года, который достался от предыдущего Патриарха Алексия Первого, было ездить уже не прилично - машина к 1972 году износилась и была морально устаревшей для того чтобы возить Патриарха Всея Руси.
Брежнев сказал "Русский Патриарх на японской машине - это политическая диверсия! Сделать Патриарху немедленно Чайку!" И вот в 1977 году эта Чайка была изготовлена.
В объектив "чайников"
Вот в объектив "чайников" попадают разные интересные пархатые вещи. А вот в объектив профессионалов - НЕ попадают! Вот как вы это объясните?
Еврейский интернационал придаёт эмблемам и символам и цифрам - первостепенное значение имеют и цифры - ГЕМАТРИЯ!
Автомобильные эмблемы
Автомобили и прочие
Очевидное - оно всегда вероятно! Верь глазам своим!
Пархатые жутко любят все эти ребусы и тайно-символы. Им же надо коммуникировать, как-то во враждебной гойской среде!