Документы из фондов ГА РФ
В Стране Советов распределением автомобилей ведал Экономический совет при Совете народных комиссаров - именно туда стекались все заявления, не только от творческих личностей, но и от шахтеров, комбайнеров, инженеров, военных и всех, кто хотел приобрести машину.
Председателем Совнаркома в тридцатые годы был Вячеслав Молотов, и большинство прошений адресовано ему, а также зампреду СНК и одновременно наркому внешней торговли Анастасу Микояну: они вдвоем и решали, кому дать разрешение, а кому нет.
Конечно, те, кто попроще, "от сохи", писали самому Сталину, сопровождая просьбы клятвами в любви к Отцу народов, а художник-иллюстратор Константин Ротов, например, не придумал ничего лучше, как попросить разрешение на машину у генерального прокурора Вышинского. Работники наркоматов просили у своих начальников, но все равно такие бумаги попадали в Экономсовет.
Подобных прошений в архивных делах - десятки. Кроме машин, у вождей просили запчасти и резину - все это относилось к дефициту и распределялось директивно.
Ответы чаще всего положительные, а отказы не поддаются логическому объяснению, причем отказывал чаще Молотов, а Микоян разрешал почти всегда. Но даже официальное разрешение от Экономсовета не означало получение автомобиля - их банально не хватало на всех, и кто не успел - тот опоздал.
Как Леонид Утесов покупал Ford
"Как быть?" - "Надо дать за плату". Обмен репликами между Микояном и Молотовым разрешился для Леонида Осиповича Утесова благополучно: ему разрешили приобрести автомобиль ГАЗ-М1 за наличный расчет. Отпускная цена на "Эмку" в 1939 году была 9500 руб.
Для сравнения: среднемесячная заработная плата рабочих и служащих во второй половине тридцатых годов составляла 300-350 руб.
Прошение Утесова датировано 9 мая 1939 года, но за два месяца до этого Леонид Осипович обращался в Главное таможенное управление НКВТ с просьбой разрешить покупку машины, непременно импортной и желательно Ford 8-го выпуска 1934-1937-х годов.
Аргументировал это Утесов тем, что "по роду своей деятельности нуждается в средствах передвижения", но, судя по отсутствию сопроводительных документов, его заявление относительно "Форда" осталось без ответа.
Автомобиль ГАЗ-М1, или "Эмка", выпускался на Горьковском автозаводе имени Молотова с 1936 года. Четырехцилиндровый двигатель развивал 50 л. с., максимальная скорость составляла около 100 км/ч, кузов был только один - седан, причем без багажника и отопителя.
Американский Ford 8 был предпочтительнее советской "Эмки": двигатель V8 мощностью 75 л. с. и большее разнообразие кузовов - от седана до купе и фаэтона. Четырехдверный седан 1934 года был идентичен ГАЗ-М1, но уже в 1935-м формы кузова поменялись и он стал более обтекаемым. Модель 1937 года щеголяла уже каплевидными фарами, интегрированными в крылья.
Получил ли Никита Богословский личный автомобиль
В июле 1939 года композитору Никите Богословскому было не 25, как он пишет, а уже 26 лет - день рождения у него 22 мая. К тому времени Никита Владимирович уже прославился своей музыкой к фильмам "Остров сокровищ" и "Истребители".
Став знаменитым, Никита Богословский перебрался из Ленинграда в Москву, но прошение об автомобиле, видимо, написано еще до смены городов.
О своей жизни в то время Никита Богословский рассказывал в одном из интервью: "Благодаря кино и эстраде получал большие по сравнению с общей массой населения деньги. В молодые годы был абсолютным пижоном. Шиковал.
Если заказывал номер в гостинице, то не ниже трехкомнатного люкса. Когда я жил еще в Ленинграде и приезжал в Москву на съемки, то останавливался в гостинице "Националь". Чтобы ехать обедать в "Метрополь", вызывал интуристовскую машину "Линкольн"".
Ответ "абсолютно счастливому" Никите Богословскому из Экономсовета Совнаркома пришел 27 июля в Ленинград и был отрицательным: "В связи с тем, что легковые автомашины в настоящее время для индивидуальной продажи не выделяются, - Вашу просьбу о продаже Вам одной легковой автомашины удовлетворить не представляется возможным".
Ответ "абсолютно счастливому" Никите Богословскому из Экономсовета Совнаркома пришел 27 июля в Ленинград и был отрицательным: "В связи с тем, что легковые автомашины в настоящее время для индивидуальной продажи не выделяются, - Вашу просьбу о продаже Вам одной легковой автомашины удовлетворить не представляется возможным".
Как Сергей Эйзенштейн просил «эмку»
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн всегда писал прошения на имя Молотова и никогда не получал отказа, даже когда попросил просто обновить свою "Эмку", которая "пришла в состояние достаточной непригодности".
Молотов начертал резолюцию "За", добавив в скобках "за плату", а 13 июня Эйзенштейну отправили извещение с положительным решением. Но машину он не получил по своей же вине - уехал на съемки фильма "Ферганский канал", а когда вернулся, то "Эмки" закончились.
В сентябре 1940 года Эйзенштейн вновь обращался по поводу машины к Молотову, а также к начальнику отдела оборудования Экономсовета Протасову, с которым когда-то отдыхал в санатории Барвиха, попросив еще впрок и комплект запасной резины. Экономсовет решил вопрос положительно.
Известен снимок Эйзенштейна с его автомобилем Ford, сделанный у киностудии "Мосфильм" примерно в 1934-1937 годах, еще до приобретения ГАЗ-М1, которая, по словам режиссера, "настолько пришла в негодность, что вот-вот развалится подо мной".
Как Любовь Орлова и Григорий Александров хотели «Бьюик»
Обращаться за разрешением в высшие инстанции требовалось даже при покупке подержанного автомобиля, как это сделали Григорий Александров и Любовь Орлова.
Самая звездная пара Советского Союза в 1939 году решила приобрести старенький "Бьюик" у находящегося в СССР американца Брауна, описав в письме всю сложность ситуации с подобными сделками. Резолюции Микояна на этом прошении нет, но, судя по тому, что в дальнейшем "Бьюик" еще раз упоминался Александровым и Орловой в другом прошении, машину они купили.
Не прошло и года, как Александров и Орлова снова обратились к Микояну с просьбой о разрешении продать им автомобиль, на этот раз уже советский. Видимо, "хорошо действующая авто-машина" из прошлого письма не оправдала себя, превратившись в "старую машину марки "Бьюик"", которая требует замены спустя "много лет".
Просьба рассматривалась очень долго. Вначале Экономсовет предполагал выделить "Эмку" в июле из резерва третьего квартала 1940 года, но что-то поменялось в планах, и 4 октября 1940 года Александров с Орловой получили отрицательный ответ: "Ваше ходатайство о выделении Вам в личное пользование легковой машины удовлетворить не представляется возможным".
Выбор для покупки ГАЗ-11-40 не случаен - именно в таком фаэтоне парила над новой, советской Москвой героиня Орловой в финале музыкальной комедии "Светлый путь", снятой Григорием Александровым в 1940 году.
Упоминаемое в письме "постоянное место жительства в 30 километрах от Москвы" - это дача в поселке Внуково, участок для которой, по легенде, Орловой и Александрову в 1938 году подарил сам Сталин. Дача, построенная по проекту самой Орловой, сохранилась до сих пор, а "Бьюик" исчез неизвестно где.
Как Михаил Жаров покупал малолитражку
Заявление Жарова рассмотрели на удивление быстро: письмо он написал 22 августа, а ответ из Совнаркома получил 3 сентября. В извещении на имя наркома среднего машиностроения Лихачева, копию которого и отправили Жарову, сообщалось: "По поручению СНК Союза ССР сообщаю, что Совнарком Союза ССР предложил Наркомсредмашу выделить в сентябре месяце с. г. из резерва Экономсовета одну легковую машину М1 т. Жарову за наличный расчет в личное пользование".
Реплики в письме принадлежат героям Жарова, воплощенным им на экране. "А, мин херц" - из фильма "Петр Первый", где Жаров сыграл сподвижника царя Александра Меньшикова. Фразу "От двух бортов" произносил приказчик Дымба из "Выборгской стороны", оттуда же и песня "Цыпленок жареный", а "Медведь" - название короткометражки по рассказу Чехова с Жаровым в главной роли.
Михаил Иванович Жаров обосновал необходимость обладать личным автомобилем оригинальнее всех: в трамвае, в автобусе и на стоянке такси публика моментально узнавала актера и начинала выкрикивать реплики его киногероев. Да и просил он скромную малолитражку, к слову, в 1939 году еще и не освоенную в производстве. Молотов и Микоян единогласно и безо всяких сомнений написали "За".
В 1939 году самым распространенным автобусом в Москве был ЗИС-16, вмещавший 34 пассажира. Проезд в автобусе и трамвае стоил 15 коп., а в метро - 30 коп. В такси работали все те же ГАЗ-М1 и ЗИС-101, проезд в которых стоил 1 руб. и 1 руб. 40 коп. за километр соответственно.
Удалось ли Сергею Михалкову купить собственную «эмку»
Несмотря на положительное решение, автомобиль ГАЗ-М1 детскому писателю так и не выделили. 30 сентября 1940 года Сергей Михалков вновь обратился в Экономсовет, объясняя свое новое прошение тем, что "завод в 1939 году выполнял спецзадания, мне машину не выдали, а в настоящее время фонды аннулированы и машина мне выдана быть не может".
На этот раз Михалков просил "дать разрешение на получение за наличный расчет малолитражки", под которой подразумевался двухдверный КИМ-10, стоивший 8000 руб., но в этой просьбе Экономсовет ему отказал.
Прошение поддержал и ЦК ВЛКСМ - руководящий орган комсомола, сообщавший в Экономсовет, что "писатель Михалков хочет осуществить на машине поездку по Союзу". Резолюция зампреда Совнаркома Микояна на служебной записке: "Не возражаю".
В 1939 году Сергей Владимирович Михалков еще не был соавтором гимна СССР, но уже прославился поэтической тетралогией про дядю Степу и опубликованным в "Правде" стихотворением "Светлана", которое очень понравилось Иосифу Сталину. В том же 1939 году Михалков получил и свой первый орден Ленина, упоминаемый им в прошении о приобретении автомобиля ГАЗ-М1.
Журнал "Автопилот" №3 от 03.04.2017, стр. 64
СССР закупал автомобили
Косвенным доказательством колониальной сути СССР является отсутствие развитого гражданского моторостроения в автомобильной отрасли.
У нас были отличные военные и гражданские самолеты, были и танки, и прочая бронетехника с двигателями мирового уровня. Но как доходило до легковых автомобилей или автобусов - то всё, экономика спотыкалась.
Так не бывает, без искусственного запрета на развитие отрасли. Если умеешь делать двигатели для ракет, самолетов, танков, кораблей и т.п. , то тем более сделаешь и запустишь в серию современные двигатели мирового уровня и в автомобильной промышленности.
Вместо этого происходило все время одно и то же: СССР закупал автомобильный завод на Западе, некоторое время он производил современную продукцию, затем деградировал, и закупался новый завод и все повторялось вновь. d-zykin.livejournal
В объектив "чайников"
Вот в объектив "чайников" попадают разные интересные пархатые вещи. А вот в объектив профессионалов - НЕ попадают! Вот как вы это объясните?
Еврейский интернационал придаёт эмблемам и символам и цифрам - первостепенное значение имеют и цифры - ГЕМАТРИЯ!
Автомобильные эмблемы
Автомобили и прочие
Очевидное - оно всегда вероятно! Верь глазам своим!
Пархатые жутко любят все эти ребусы и тайно-символы. Им же надо коммуникировать, как-то во враждебной гойской среде!