Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2024 » Март » 2 » • Новозаветная демонология • (Часть 1) •
12:11
• Новозаветная демонология • (Часть 1) •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Иоанна
  • Евангелие от Луки
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Деяния Апостолов
  • Послания апостола Павла 1
  • В 1-м послании
  • Во 2-м послании
  • Павел заверяет своих адресатов
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Евангелие от Марка

    В самом раннем из Евангелий Евангелии от Марка (ок. 70 г.) имя Сатана (σατανᾶς) встречается 6 раз, имя Веельзевул (Βεελζεβούλ) – 1 раз, слово «бес» (δαιμόνιον) – 13 раз, слово «одержимый (бесом)» (δαιμονιζόμενος) – 4 раза, выражение «дух нечистый» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) – 11 раз, и выражения «дух немой» (πνεῦμα ἄλαλον) и «дух немой и глухой» (πνεῦμα ἄλαλον καὶ κωφόν) – по 1 разу.

    В пяти случаях из шести Сатаной называется глава демонического мира. Впервые он упоминается в рассказе об искушении Иисуса после его крещения Иоанном: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Καὶ εὐθέως τὸ Πνεῦμα αὐτὸν ἐκβάλλει εἰς τὴν ἔρημον· καὶ ἦν ἐκεῖ ἐν τῇ ἐρήμῳ ἡμέρας τεσσαράκοντα πειραζόμενος ὑπὸ τοῦ σατανᾶ, καὶ ἦν μετὰ τῶν θηρίων, καὶ οἱ ἄγγελοι διηκόνουν αὐτῷ) (Мк. 1, 12-13).

    Иисус трижды упоминает Сатану в своём споре с книжниками: «А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (καὶ οἱ γραμματεῖς οἱ ἀπὸ Ἱεροσολύμων καταβάντες ἔλεγον ὅτι Βεελζεβοὺλ ἔχει, καὶ ὅτι ἐν τῷ ἄρχοντι τῶν δαιμονίων ἐκβάλλει τὰ δαιμόνια. καὶ προσκαλεσάμενος αὐτοὺς ἐν παραβολαῖς ἔλεγεν αὐτοῖς· πῶς δύναται σατανᾶς σατανᾶν ἐκβάλλειν; καὶ ἐὰν βασιλεία ἐφ᾿ ἑαυτὴν μερισθῇ, οὐ δύναται σταθῆναι ἡ βασιλεία ἐκείνη· καὶ ἐὰν οἰκία ἐφ᾿ ἑαυτὴν μερισθῇ, οὐ δύναται σταθῆναι ἡ οἰκία ἐκείνη. καὶ εἰ ὁ σατανᾶς ἀνέστη ἐφ᾿ ἑαυτὸν καὶ μεμέρισται, οὐ δύναται σταθῆναι, ἀλλὰ τέλος ἔχει) (Мк. 3, 22-26).

    Здесь Сатана называется «князем бесов» (ἄρχων τῶν δαιμονίων) и отождествляется с Веельзевулом. Последнее имя восходит к выражению «Ваал-князь» (b‘l zbl). Согласно девтерономической истории, так звали бога города Аккарона, к которому послал спросить о своём здоровье израильский царь Охозия (в масоретском тексте это имя искажено в b‘l zbb – «Повелитель мух») (4 Цар. 1, 2).

    В притче о сеятеле Иисус говорит, что «приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (ἔρχεται ὁ σατανᾶς καὶ αἴρει τὸν λόγον τὸν ἐσπαρμένον ἐν ταῖς καρδίαις αὐτῶν) (Мк. 4, 15). Один раз он использует имя Сатана как ругательство, называя им Петра: «Он же… воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ἐπετίμησε τῷ Πέτρῳ λέγων· ὕπαγε ὀπίσω μου, σατανᾶ· ὅτι οὐ φρονεῖς τὰ τοῦ Θεοῦ, ἀλλὰ τὰ τῶν ἀνθρώπων) (Мк. 8, 33).

    Почти во всех случаях употребления в Евангелии от Марка слов «бес» и «нечистый дух» речь идёт об изгнании их из одержимых ими людей.

    После крещения Иисус начинает своё служение в Капернауме: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него (καὶ ἦν ἐν τῇ συναγωγῇ αὐτῶν ἄνθρωπος ἐν πνεύματι ἀκαθάρτῳ, καὶ ἀνέκραξε λέγων· ἔα, τί ἡμῖν καὶ σοί, Ἰησοῦ Ναζαρηνέ; ἦλθες ἀπολέσαι ἡμᾶς; οἶδά σε τίς εἶ, ὁ ἅγιος τοῦ Θεοῦ. καὶ ἐπετίμησεν αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς λέγων· φιμώθητι καὶ ἔξελθε ἐξ αὐτοῦ. καὶ σπαράξαν αὐτὸν τὸ πνεῦμα τὸ ἀκάθαρτον καὶ κράξαν φωνῇ μεγάλῃ ἐξῆλθεν ἐξ αὐτοῦ). И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (κατ᾿ ἐξουσίαν καὶ τοῖς πνεύμασι τοῖς ἀκαθάρτοις ἐπιτάσσει, καὶ ὑπακούουσιν αὐτῷ;) (Мк. 1, 23-27).

    В доме Симона и Андрея «приносили к Нему всех больных и бесноватых (δαιμονιζομένους)» (Мк. 1, 32), и там Иисус «изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (καὶ δαιμόνια πολλὰ ἐξέβαλε, καὶ οὐκ ἤφιε λαλεῖν τὰ δαιμόνια, ὅτι ᾔδεισαν αὐτὸν Χριστὸν εἶναι) (Мк. 1, 34).

    После этого Иисус «проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (τὰ δαιμόνια ἐκβάλλων)» (Мк. 1, 39). «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (καὶ τὰ πνεύματα τὰ ἀκάθαρτα, ὅταν αὐτὸν ἐθεώρουν, προσέπιπτον αὐτῷ καὶ ἔκραζον λέγοντα ὅτι σὺ εἶ ὁ υἱὸς τοῦ Θεοῦ. καὶ πολλὰ ἐπετίμα αὐτοῖς ἵνα μὴ φανερὸν αὐτὸν ποιήσωσι) (Мк. 3, 11-12).

    Иисус даёт избранным им апостолам «власть изгонять бесов» (ἐξουσίαν ἐκβάλλειν τὰ δαιμόνια) (Мк. 3, 15). Он посылает апостолов и даёт им «власть над нечистыми духами» (ἐξουσίαν τῶν πνευμάτων τῶν ἀκαθάρτων) (Мк. 6, 7), так что они «изгоняли многих бесов» (δαιμόνια πολλὰ ἐξέβαλλον) (Мк. 6, 13). Упоминается также человек не из числа учеников Иисуса, тем не менее «изгоняющий бесов» (ἐκβάλλοντα δαιμόνια) его именем (Мк. 9, 38).

    Книжники, говорящие, что Иисус «имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя», также утверждают, что «в Нем нечистый дух» (πνεῦμα ἀκάθαρτον ἔχει) (Мк. 3, 30), т.е. что он сам одержим.

    В Герасинской стране Иисусу встречается «человек, одержимый нечистым духом» (ἄνθρωπος ἐν πνεύματι ἀκαθάρτῳ) (Мк. 5, 2). «Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (ἰδὼν δὲ τὸν Ἰησοῦν ἀπὸ μακρόθεν ἔδραμε καὶ προσεκύνησεν αὐτόν, καὶ κράξας φωνῇ μεγάλῃ λέγει· τί ἐμοὶ καὶ σοί, Ἰησοῦ, υἱὲ τοῦ Θεοῦ τοῦ ὑψίστου; ὁρκίζω σε τὸν Θεόν, μή με βασανίσῃς. ἔλεγε γὰρ αὐτῷ· ἔξελθε τὸ πνεῦμα τὸ ἀκάθαρτον ἐκ τοῦ ἀνθρώπου. καὶ ἐπηρώτα αὐτόν· τί ὄνομά σοι; καὶ ἀπεκρίθη λέγων· λεγεὼν ὄνομά μοι, ὅτι πολλοί ἐσμεν) (Мк. 5, 6-9). Выйдя из него, «духи нечистые» (τὰ πνεύματα τὰ ἀκάθαρτα) входят в свиней (Мк. 5, 13). Далее этот человек трижды называется «одержимым» (δαιμονιζόμενος) (Мк. 5, 15, 16, 18).

    Иисус излечивает дочь женщины-сирофиникиянки, «одержимую нечистым духом» (ἧς εἶχε τὸ θυγάτριον αὐτῆς πνεῦμα ἀκάθαρτον) (Мк. 7, 25), который далее трижды называется «бесом» (τὸ δαιμόνιον) (Мк. 7, 26, 29, 30). Также некий человек приводит к Иисусу сына, «одержимого духом немым» (ἔχοντα πνεῦμα ἄλαλον) (Мк. 9, 17), он же «дух немой и глухой» (τὸ πνεῦμα τὸ ἄλαλον καὶ κωφόν) (Мк. 9, 25). Иисус «запретил духу нечистому» (ἐπετίμησε τῷ πνεύματι τῷ ἀκαθάρτῳ) (Мк. 9, 25) и изгнал его.

    В пространном окончании Евангелия от Марка сообщается, что Иисус «изгнал семь бесов» (ἐκβεβλήκει ἑπτὰ δαιμόνια) из Марии Магдалины (Мк. 16, 9), а после своего воскресения явился апостолам и сказал, что они «будут изгонять бесов» его именем (ἐν τῷ ὀνόματί μου δαιμόνια ἐκβαλοῦσι) (Мк. 16, 17).

    Сведения о демонологии, которые можно извлечь из Евангелия от Марка, довольно скудны. Во главе демонического мира стоит «князь демонов» Сатана, именуемый также Веельзевулом. Он безуспешно искушает Иисуса и стремится отвратить людей от его проповеди. Под властью Сатаны находятся демоны или нечистые духи, которые вселяются в людей, нанося им разнообразный вред. Они обладают сверхъестественным знанием о том, кем на самом деле является Иисус. Иисус имеет власть изгонять бесов, которой наделяет также своих последователей.

    Евангелие от Матфея

    В предположительно втором по хронологии Евангелии от Матфея (80-е гг.) имя Сатана (σατανᾶς) встречается 4 раза, имя Веельзевул (Βεελζεβούλ) – 3 раза, слово «дьявол» (διάβολος) – 5 раз, слово «соблазнитель» (πειράζων) – 1 раз, слово «лукавый» (πονηρός) применительно к дьяволу – 4 раза, слово «бес» (δαίμων) – 1 раз, слово «бес» (δαιμόνιον) – 10 раз, слово «бесовский» (δαιμόνιος) – 1 раз, слово «одержимый (бесом)» (δαιμονιζόμενος) – 5 раза, глагол «бесноваться» (δαιμονίζομαι) – 1 раз, выражение «дух нечистый» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) – 2 раза, просто «дух» (πνεῦμα) в значении «злой дух» – 2 раза.

    Евангелие от Матфея содержит подробный рассказ об искушении Иисуса после его крещения, о котором Евангелие от Марка упоминает лишь вскользь:

    Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

    Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему `поклоняйся и Ему одному служи».

    Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

    Τότε ὁ Ἰησοῦς ἀνήχθη εἰς τὴν ἔρημον ὑπὸ τοῦ Πνεύματος πειρασθῆναι ὑπὸ τοῦ διαβόλου, καὶ νηστεύσας ἡμέρας τεσσαράκοντα καὶ νύκτας τεσσαράκοντα ὕστερον ἐπείνασε. καὶ προσελθὼν αὐτῷ ὁ πειράζων εἶπεν· εἰ υἱὸς εἶ τοῦ Θεοῦ, εἰπὲ ἵνα οἱ λίθοι οὗτοι ἄρτοι γένωνται. ὁ δὲ ἀποκριθεὶς εἶπε· γέγραπται, οὐκ ἐπ᾿ ἄρτῳ μόνῳ ζήσεται ἄνθρωπος, ἀλλ᾿ ἐπὶ παντὶ ρήματι ἐκπορευομένῳ διὰ στόματος Θεοῦ. Τότε παραλαμβάνει αὐτὸν ὁ διάβολος εἰς τὴν ἁγίαν πόλιν, καὶ ἵστησιν αὐτὸν ἐπὶ τὸ πτερύγιον τοῦ ἱεροῦ καὶ λέγει αὐτῷ· εἰ υἱὸς εἶ τοῦ Θεοῦ, βάλε σεαυτόν κάτω· γέγραπται γὰρ ὅτι τοῖς ἀγγέλοις αὐτοῦ ἐντελεῖται περὶ σοῦ, καὶ ἐπὶ χειρῶν ἀροῦσί σε, μήποτε προσκόψῃς πρὸς λίθον τὸν πόδα σου. ἔφη αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς· πάλιν γέγραπται, οὐκ ἐκπειράσεις Κύριον τὸν Θεόν σου. Πάλιν παραλαμβάνει αὐτὸν ὁ διάβολος εἰς ὄρος ὑψηλὸν λίαν καὶ δείκνυσιν αὐτῷ πάσας τὰς βασιλείας τοῦ κόσμου καὶ τὴν δόξαν αὐτῶν καὶ λέγει αὐτῷ· ταῦτα πάντα σοι δώσω, ἐὰν πεσὼν προσκυνήσῃς μοι. τότε λέγει αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς· ὕπαγε ὀπίσω μου, σατανᾶ· γέγραπται γάρ, Κύριον τὸν Θεόν σου προσκυνήσεις καὶ αὐτῷ μόνῳ λατρεύσεις. Τότε ἀφίησιν αὐτὸν ὁ διάβολος, καὶ ἰδοὺ ἄγγελοι προσῆλθον καὶ διηκόνουν αὐτῷ.

    (Матф. 4, 1-11)

    Предполагается, что этот рассказ в Евангелиях от Матфея и Луки взят из Q (Quelle) – общего для этих двух Евангелий источника, отличного от Евангелия от Марка. Q почти полностью состоял из высказываний Иисуса, но включал два повествовательных отрывка, одним из которых был рассказ об искушении. Искуситель Иисуса, который в Евангелии от Марка именуется сатаной, здесь также называется дьяволом, что свидетельствует о синонимическом использовании данных терминов.

    Как и в Евангелии от Марка, большинство упоминаний о демонических силах у Матфея содержится в рассказах об изгнании Иисусом злых духов. После своего крещения Иисус ходит и проповедует по Галилее, к нему приносят недужных людей, в т.ч. «бесноватых» (δαιμονιζομένους), которых их исцеляет (Матф. 4, 24). Когда он находился в доме Петра, «к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (προσήνεγκαν αὐτῷ δαιμονιζομένους πολλούς, καὶ ἐξέβαλε τὰ πνεύματα λόγῳ καὶ πάντας τοὺς κακῶς ἔχοντας ἐθεράπευσεν) (Матф. 8, 16).

    Матфей приводит свой вариант рассказа об изгнании Иисусом злых духов в Гергесинской стране, отличный от рассказа в Евангелии от Марка (в котором в синодальном переводе страна называется Гадаринской):

    И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

    Καὶ ἐλθόντι αὐτῷ εἰς τὸ πέραν εἰς τὴν χώραν τῶν Γεργεσηνῶν ὑπήντησαν αὐτῷ δύο δαιμονιζόμενοι ἐκ τῶν μνημείων ἐξερχόμενοι, χαλεποὶ λίαν, ὥστε μὴ ἰσχύειν τινὰ παρελθεῖν διὰ τῆς ὁδοῦ ἐκείνης. καὶ ἰδοὺ ἔκραξαν λέγοντες· τί ἡμῖν καὶ σοί, Ἰησοῦ υἱὲ τοῦ Θεοῦ; ἦλθες ὧδε πρὸ καιροῦ βασανίσαι ἡμᾶς; ἦν δὲ μακρὰν ἀπ᾿ αὐτῶν ἀγέλη χοίρων πολλῶν βοσκομένη. οἱ δὲ δαίμονες παρεκάλουν αὐτὸν λέγοντες· εἰ ἐκβάλλεις ἡμᾶς, ἐπίτρεψον ἡμῖν ἀπελθεῖν εἰς τὴν ἀγέλην τῶν χοίρων. καὶ εἶπεν αὐτοῖς· ὑπάγετε. οἱ δὲ ἐξελθόντες ἀπῆλθον εἰς τὴν ἀγέλην τῶν χοίρων· καὶ ἰδοὺ ὥρμησε πᾶσα ἡ ἀγέλη τῶν χοίρων κατὰ τοῦ κρημνοῦ εἰς τὴν θάλασσαν καὶ ἀπέθανον ἐν τοῖς ὕδασιν. οἱ δὲ βόσκοντες ἔφυγον, καὶ ἀπελθόντες εἰς τὴν πόλιν ἀπήγγειλαν πάντα καὶ τὰ τῶν δαιμονιζομένων.

    (Матф. 8, 28-33)

    В Евангелии от Матфея рассказ об обвинении Иисуса в изгнании бесов силою «князя бесовского» повторяется дважды: «…Привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить… А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (…ἰδοὺ προσήνεγκαν αὐτῷ ἄνθρωπον κωφὸν δαιμονιζόμενον· καὶ ἐκβληθέντος τοῦ δαιμονίου ἐλάλησεν ὁ κωφός... οἱ δὲ Φαρισαῖοι ἔλεγον· ἐν τῷ ἄρχοντι τῶν δαιμονίων ἐκβάλλει τὰ δαιμόνια) (Матф. 9, 32-34).

    Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

    Τότε προσηνέχθη αὐτῷ δαιμονιζόμενος τυφλὸς καὶ κωφός, καὶ ἐθεράπευσεν αὐτόν, ὥστε τὸν τυφλὸν καὶ κωφὸν καὶ λαλεῖν καὶ βλέπειν· καὶ ἐξίσταντο πάντες οἱ ὄχλοι καὶ ἔλεγον· μήτι οὗτός ἐστιν ὁ Χριστὸς ὁ υἱὸς Δαυΐδ; οἱ δὲ Φαρισαῖοι ἀκούσαντες εἶπον· οὗτος οὐκ ἐκβάλλει τὰ δαιμόνια εἰμὴ ἐν τῷ Βεελζεβούλ, ἄρχοντι τῶν δαιμονίων. εἰδὼς δὲ ὁ Ἰησοῦς τὰς ἐνθυμήσεις αὐτῶν εἶπεν αὐτοῖς· πᾶσα βασιλεία μερισθεῖσα καθ᾿ ἑαυτὴν ἐρημοῦται, καὶ πᾶσα πόλις ἢ οἰκία μερισθεῖσα καθ᾿ ἑαυτὴν οὐ σταθήσεται. καὶ εἰ ὁ σατανᾶς τὸν σατανᾶν ἐκβάλλει, ἐφ᾿ ἑαυτὸν ἐμερίσθη· πῶς οὖν σταθήσεται ἡ βασιλεία αὐτοῦ; καὶ εἰ ἐγὼ ἐν Βεελζεβοὺλ ἐκβάλλω τὰ δαιμόνια, οἱ υἱοὶ ὑμῶν ἐν τίνι ἐκβαλοῦσι; διὰ τοῦτο αὐτοὶ κριταὶ ἔσονται ὑμῶν. εἰ δὲ ἐγὼ ἐν Πνεύματι Θεοῦ ἐκβάλλω τὰ δαιμόνια, ἄρα ἔφθασεν ἐφ᾿ ὑμᾶς ἡ βασιλεία τοῦ Θεοῦ.

    (Матф. 12, 22-28)

    Иисус ещё раз упоминает Веельзевула в поучении избранным им двенадцати апостолам: «Если хозяина дома назвали веельзевулом (εἰ τὸν οἰκοδεσπότην Βεελζεβοὺλ ἐκάλεσαν), не тем ли более домашних его?» (Матф. 10, 25).

    Матфей воспроизводит рассказы Евангелия от Марка об исцелении Иисусом женщины-хананеянки и отрока, которого не смогли исцелить его ученики: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (ἡ θυγάτηρ μου κακῶς δαιμονίζεται)» (Матф. 15, 22); «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (καὶ ἐπετίμησεν αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς, καὶ ἐξῆλθεν ἀπ᾿ αὐτοῦ τὸ δαιμόνιον καὶ ἐθεραπεύθη ὁ παῖς ἀπὸ τῆς ὥρας ἐκείνης) (Матф. 17, 18).

    Иисус наделяет апостолов властью изгонять бесов: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Καὶ προσκαλεσάμενος τοὺς δώδεκα μαθητὰς αὐτοῦ ἔδωκεν αὐτοῖς ἐξουσίαν πνευμάτων ἀκαθάρτων ὥστε ἐκβάλλειν αὐτὰ καὶ θεραπεύειν πᾶσαν νόσον καὶ πᾶσαν μαλακίαν) (Матф. 10, 1); он приказывает им: «Бесов изгоняйте» (δαιμόνια ἐκβάλλετε) (Матф. 10, 8).

    Однако не всякий, изгоняющий бесов именем Иисуса, является его истинным учеником: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? (καὶ τῷ σῷ ὀνόματι δαιμόνια ἐξεβάλομεν) и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Матф. 7, 22).

    Как и в Евангелии от Марка, у Матфея Иисус называет Петра «сатаною» за непонимание им необходимости для мессии страдать и быть казнённым: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (ὁ δὲ στραφεὶς εἶπε τῷ Πέτρῳ· ὕπαγε ὀπίσω μου, σατανᾶ· σκάνδαλόν μου εἶ· ὅτι οὐ φρονεῖς τὰ τοῦ Θεοῦ, ἀλλὰ τὰ τῶν ἀνθρώπων) (Матф. 16, 23).

    Иисус также упоминает демонов в ответе Иоанну: «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: “в нем бес” (δαιμόνιον ἔχει)» (Матф. 11, 18); и в обличении фарисеев: «Когда нечистый дух (τὸ ἀκάθαρτον πνεῦμα) выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: “возвращусь в дом мой, откуда я вышел”. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя (πνεύματα πονηρότερα ἑαυτοῦ), и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф. 12, 43-45).

    В Нагорной проповеди Иисус два раза называет дьявола «лукавым» или, буквально, «злым, дурным» (πονηρóς): «Да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого (τὸ δὲ περισσὸν τούτων ἐκ τοῦ πονηροῦ ἐστιν)» (Матф. 5, 37); «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (καὶ μὴ εἰσενέγκῃς ἡμᾶς εἰς πειρασμόν, ἀλλὰ ρῦσαι ἡμᾶς ἀπὸ τοῦ πονηροῦ) (Матф. 6, 13).

    Этим же словом он называет его в притче о сеятеле: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (παντὸς ἀκούοντος τὸν λόγον τῆς βασιλείας καὶ μὴ συνιέντος, ἔρχεται ὁ πονηρὸς καὶ αἴρει τὸ ἐσπαρμένον ἐν τῇ καρδίᾳ αὐτοῦ) (Матф. 13, 19); и в притчео плевелах: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (ὁ δὲ ἀγρός ἐστιν ὁ κόσμος· τὸ δὲ καλὸν σπέρμα, οὗτοί εἰσιν οἱ υἱοὶ τῆς βασιλείας· τὰ δὲ ζιζάνιά εἰσιν οἱ υἱοὶ τοῦ πονηροῦ· ὁ δὲ ἐχθρὸς ὁ σπείρας αὐτά ἐστιν ὁ διάβολος· ὁ δὲ θερισμὸς συντέλεια τοῦ αἰῶνός ἐστιν· οἱ δὲ θερισταὶ ἄγγελοί εἰσιν) (Матф. 13, 38-39).

    В целом демонология Евангелия от Матфея сходна с демонологией Евангелия от Марка. Определённое отличие заметно только в терминологии. В рассказе об исцелении гергесинских бесноватых Матфей называет бесов словом δαίμονες (Матф. 8, 31). Это единственный случай употребления слова δαίμων во всём новозаветном корпусе текстов. Матфей использует в качестве синонима «сатаны» слово «дьявол», отсутствующее у Марка, а также определения «соблазнитель» и «лукавый».

    Евангелие от Иоанна

    В предположительно самом позднем Евангелии от Иоанна слово «дьявол» (διάβολος) встречается 3 раза, имя Сатана (σατανᾶς) – 1 раз, выражение «князь мира (сего)» (ἄρχων τοῦ κόσμου (τούτου)) – 3 раза, определение «лукавый» (πονηρός), вероятно, применительно к дьяволу – 1 раз, слово «бес» (δαιμόνιον) – 6 раз, слово «одержимый (бесом)» (δαιμονιζόμενος) – 1 раз.

    Одним из резких отличий Евангелия от Иоанна от Синоптических Евангелий является то, что оно не представляет Иисуса экзорцистом и не содержит ни одной сцены изгнания бесов. Иудеи сами обвиняют Иисуса в том, что он одержим бесом. Впервые это происходит во время его проповеди в Храме на празднике Кущей: «За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе (δαιμόνιον ἔχεις)? кто ищет убить Тебя?» (Ин. 7, 19-20).

    На следующий день Иисус произносит своё знаменитое обвинение в адрес иудеев: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи (ὑμεῖς ἐκ τοῦ πατρὸς τοῦ διαβόλου ἐστέ, καὶ τὰς ἐπιθυμίας τοῦ πατρὸς ὑμῶν θέλετε ποιεῖν. ἐκεῖνος ἀνθρωποκτόνος ἦν ἀπ’ ἀρχῆς καὶ ἐν τῇ ἀληθείᾳ οὐχ ἕστηκεν, ὅτι οὐκ ἔστιν ἀλήθεια ἐν αὐτῷ· ὅταν λαλῇ τὸ ψεῦδος, ἐκ τῶν ἰδίων λαλεῖ, ὅτι ψεύστης ἐστὶ καὶ ὁ πατὴρ αὐτοῦ). А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин. 8, 43-45).

    Далее между ними происходит обмен обвинениями: «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Σαμαρείτης εἶ σὺ καὶ δαιμόνιον ἔχεις)? Иисус отвечал: во Мне беса нет (ἐγὼ δαιμόνιον οὐκ ἔχω); но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе (δαιμόνιον ἔχεις)» (Ин. 8, 48-52).

    Иудеи вновь обвиняют Иисуса в одержимости после очередного обличения им фарисеев: «От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует (δαιμόνιον ἔχει καὶ μαίνεται); что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? (ταῦτα τὰ ρήματα οὐκ ἔστι δαιμονιζομένου· μὴ δαιμόνιον δύναται τυφλῶν ὀφθαλμοὺς ἀνοίγειν)» (Ин. 10, 19-21).

    В обращении к апостолам Иисус называет дьяволом Иуду: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас – диавол (καὶ ἐξ ὑμῶν εἷς διάβολός ἐστιν). Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати» (Ин. 6, 70-71). Во время тайной вечери «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (τοῦ διαβόλου ἤδη βεβληκότος εἰς τὴν καρδίαν Ἰούδα Σίμωνος Ἰσκαριώτου ἵνα αὐτὸν παραδῷ) (Ин. 13, 2). «И, обмакнув кусок, [Иисус] подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (εἰσῆλθεν εἰς ἐκεῖνον ὁ σατανᾶς)» (Ин. 13, 26-27).

    Именование главы демонических сил «князем мира (сего)» в Евангелии от Иоанна указывает на его протогностический характер. Впервые Иисус использует это выражение после своего входа в Иерусалим: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (νῦν κρίσις ἐστὶ τοῦ κόσμου τούτου, νῦν ὁ ἄρχων τοῦ κόσμου τούτου ἐκβληθήσεται ἔξω) (Ин. 12, 31). Ещё два раза он употребляет его во время тайной вечери: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (ἔρχεται γὰρ ὁ τοῦ κόσμου ἄρχων, καὶ ἐν ἐμοὶ οὐκ ἔχει οὐδέν)» (Ин. 14, 30); Утешитель явит миру «о суде же, что князь мира сего осужден» (περὶ δὲ κρίσεως, ὅτι ὁ ἄρχων τοῦ κόσμου τούτου κέκριται) (Ин. 16, 11).

    Дьявол может иметься в виду под словом «лукавый» в обращении Иисуса к отцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от лукавого (синод.: от зла) (ἐκ τοῦ πονηροῦ)» (Ин. 17, 15).

    Евангелие от Луки

    В предположительно третьем по хронологии Евангелии от Луки (80-е гг.) имя Сатана (σατανᾶς) встречается 7 раза, имя Веельзевул (Βεελζεβούλ) – 3 раза, слово «дьявол» (διάβολος) – 5 раз, слово «бес» (δαιμόνιον) – 20 раз, слово «одержимый (бесом)» (δαιμονιζόμενος) – 1 раз, выражение «дух нечистый» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) – 5 раз, выражение «злой дух» (πνεῦμα πονηρόν) – 3 раза, просто «дух» (πνεῦμα) в значении «злой дух» – 2 раза, выражения «дух нечистого беса» (πνεῦμα δαιμονίου ἀκαθάρτου) и «дух немощи» (πνεῦμα ἀσθενείας) – по 1 разу и слово «враг» (ἐχθρός) в значении «дьявол» – 1 раз.

    Как и Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки содержит предположительно происходящий из Q рассказ об искушении Иисуса дьяволом после крещения. Рассказы в целом совпадают, только у Луки второе и третье искушения поменены местами:

    Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

    И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

    И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

    Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».

    И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего». И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

    1 Ἰησοῦς δὲ πλήρης Πνεύματος Ἁγίου ὑπέστρεψεν ἀπὸ τοῦ Ἰορδάνου, καὶ ἤγετο ἐν τῷ Πνεύματι εἰς τὴν ἔρημον 2 ἡμέρας τεσσαράκοντα πειραζόμενος ὑπὸ τοῦ διαβόλου, καὶ οὐκ ἔφαγεν οὐδὲν ἐν ταῖς ἡμέραις ἐκείναις· καὶ συντελεσθεισῶν αὐτῶν ὕστερον ἐπείνασε. 3 καὶ εἶπεν αὐτῷ ὁ διάβολος· εἰ υἱὸς εἶ τοῦ Θεοῦ, εἰπὲ τῷ λίθῳ τούτῳ ἵνα γένηται ἄρτος. 4 καὶ ἀπεκρίθη ὁ Ἰησοῦς πρὸς αὐτὸν λέγων· γέγραπται ὅτι οὐκ ἐπ᾿ ἄρτῳ μόνῳ ζήσεται ἄνθρωπος, ἀλλ᾿ ἐπὶ παντὶ ρήματι ἐκπορευομένῳ διὰ στόματος Θεοῦ. 5 καὶ ἀναγαγὼν αὐτὸν ὁ διάβολος εἰς ὄρος ὑψηλὸν ἔδειξεν αὐτῷ πάσας τὰς βασιλείας τῆς οἰκουμένης ἐν στιγμῇ χρόνου, 6 καὶ εἶπεν αὐτῷ ὁ διάβολος· σοὶ δώσω τὴν ἐξουσίαν ταύτην ἅπασαν καὶ τὴν δόξαν αὐτῶν, ὅτι ἐμοὶ παραδέδοται, καὶ ᾧ ἐὰν θέλω δίδωμι αὐτήν. 7 σὺ οὖν ἐὰν προσκυνήσῃς ἐνώπιόν μου, ἔσται σου πᾶσα. 8 καὶ ἀποκριθεὶς αὐτῷ εἶπεν ὁ Ἰησοῦς· ὕπαγε ὀπίσω μου, σατανᾶ· γέγραπται γάρ, Κύριον τὸν Θεόν σου προσκυνήσεις καὶ αὐτῷ μόνῳ λατρεύσεις. 9 καὶ ἤγαγεν αὐτὸν εἰς Ἱεροσόλυμα, καὶ ἔστησεν αὐτὸν ἐπὶ τὸ πτερύγιον τοῦ ἱεροῦ καὶ εἶπεν αὐτῷ· εἰ υἱὸς εἶ τοῦ Θεοῦ, βάλε σεαυτὸν ἐντεῦθεν κάτω· 10 γέγραπται γὰρ ὅτι τοῖς ἀγγέλοις αὐτοῦ ἐντελεῖται περὶ σοῦ τοῦ διαφυλάξαι σε, 11 καὶ ὅτι ἐπὶ χειρῶν ἀροῦσί σε, μήποτε προσκόψῃς πρὸς λίθον τὸν πόδα σου. 12 καὶ ἀποκριθεὶς εἶπεν αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς ὅτι εἴρηται, οὐκ ἐκπειράσεις Κύριον τὸν Θεόν σου. 13 καὶ συντελέσας πάντα πειρασμὸν ὁ διάβολος ἀπέστη ἀπ᾿ αὐτοῦ ἄχρι καιροῦ.

    (Лк. 4, 1-13)

    Как и прочие Синоптические Евангелия, Евангелие от Луки содержит многочисленные рассказы об изгнании Иисусом злых духов. После крещения и искушения Иисус отправляется в свой родной Назарет, а оттуда в Капернаум, где приходит в субботу в синагогу: «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского (ἔχων πνεῦμα δαιμονίου ἀκαθάρτου), и он закричал громким голосом: оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес (τὸ δαιμόνιον), повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам (ἐν ἐξουσίᾳ καὶ δυνάμει ἐπιτάσσει τοῖς ἀκαθάρτοις πνεύμασι), и они выходят?» (Лк. 4, 33-36).

    Когда Иисус находится в доме Симона, к нему приносят больных различными недугами: «Выходили также и бесы (δαιμόνια) из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (Лк. 4, 41). После назначения Иисусом двенадцати апостолов «много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских» «пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов (ὀχλούμενοι ἀπὸ πνευμάτων ἀκαθάρτων); и исцелялись» (Лк. 6, 17-18).

    Когда Иоанн Креститель присылает к Иисусу спросить, кто он, «в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов (πνευμάτων πονηρῶν)» (Лк. 7, 21). В своём ответе Иисус обличает фарисеев и законников, не принявших крещение Иоанна: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: “в нем бес” (δαιμόνιον ἔχει)» (Лк. 7, 33). «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов (πνευμάτων πονηρῶν) и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов (δαιμόνια)» (Лк. 8, 1-2)

    Евангелие от Луки содержит собственный вариант рассказа об изгнании бесов в Герасинской (Гадаринской) стране:

    И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами (δαιμόνια) с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу (τῷ πνεύματι τῷ ἀκαθάρτῳ) выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом (τοῦ δαιμονίου) в пустыни.

    Иисус спросил его: как тебе имя?

    Он сказал: «легион», — потому что много бесов (δαιμόνια) вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

    Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы (τὰ δαιμόνια), выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

    Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы (τὰ δαιμόνια), сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся (ὁ δαιμονισθείς). И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы (τὰ δαιμόνια), просил Его, чтобы быть с Ним.

    Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

    (Лк. 8, 26-39)

    Как и в других Синоптических Евангелиях, Иисус у Луки наделяет своих учеников силой изгонять бесов: «Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами (ἔδωκεν αὐτοῖς δύναμιν καὶ ἐξουσίαν ἐπὶ πάντα τὰ δαιμόνια) и врачевать от болезней» (Лк. 9, 1). «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (τὰ δαιμόνια ὑποτάσσεται ἡμῖν ἐν τῷ ὀνόματί σου). Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (ἐθεώρουν τὸν σατανᾶν ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ πεσόντα); се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (ἐπὶ πᾶσαν τὴν δύναμιν τοῦ ἐχθροῦ), и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи (τὰ πνεύματα) вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 17-20).

    Не только ученики Иисуса изгоняют бесов его именем: «При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов (εἴδομέν τινα ἐπὶ τῷ ὀνόματί σου ἐκβάλλοντα δαιμόνια), и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 49-50).

    Лука, как и другие Синоптические Евангелия, содержит историю об изгнании Иисусом злого духа, которого не смогли изгнать его ученики: «Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух (πνεῦμα), и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес (τὸ δαιμόνιον) поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу (τῷ πνεύματι τῷ ἀκαθάρτῳ), и исцелил отрока, и отдал его отцу его» (Лк. 9, 38-42).

    Лука также воспроизводит рассказ об обвинении Иисуса в изгнании бесов силою Веельзевула: «Однажды изгнал Он беса (δαιμόνιον), который был нем; и когда бес (τοῦ δαιμονίου) вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского (ἐν Βεελζεβοὺλ τῷ ἄρχοντι τῶν δαιμονίων ἐκβάλλει τὰ δαιμόνια). А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана (ὁ σατανᾶς) разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов (λέγετε ἐν Βεελζεβούλ με ἐκβάλλειν τὰ δαιμόνια); и если Я силою веельзевула изгоняю бесов (εἰ δὲ ἐγὼ ἐν Βεελζεβοὺλ ἐκβάλλω τὰ δαιμόνια), то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов (εἰ δὲ ἐν δακτύλῳ Θεοῦ ἐκβάλλω τὰ δαιμόνια), то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11, 14-20).

    Оригинальный характер имеет рассказ Луки об изгнании «духа немощи»: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи (πνεῦμα ἔχουσα ἀσθενείας): она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 10-11); «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана (ὁ σατανᾶς) вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 16). Также оригинальны слова Иисуса, обращённые к Ироду в ответ на сообщение о желании царя убить его: «Се, изгоняю бесов (δαιμόνια) и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу» (Лк. 13, 32)

    Как и другие синоптики, Лука приводит притчу о сеятеле: «а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол (ὁ διάβολος) и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8, 12). Он также воспроизводит имеющееся и у Матфея обличение фарисеев, взятое из Q: «Когда нечистый дух (τὸ ἀκάθαρτον πνεῦμα) выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: “возвращусь в дом мой, откуда вышел”; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя (ἑπτὰ ἕτερα πνεύματα πονηρότερα ἑαυτοῦ), и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26).

    Оригинальным является сообщение Евангелия от Луки (имеющееся также в Евангелии от Иоанна) о том, что в Иуду Искариота вошёл Сатана: «Вошел же сатана (ὁ σατανᾶς) в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк. 22, 3-4), а также обращение Иисуса к Петру: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (ἰδοὺ ὁ σατανᾶς ἐξῃτήσατο ὑμᾶς τοῦ σινιάσαι ὡς τὸν σῖτον), но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31-32).

    Откровение Иоанна Богослова

    В Откровении Иоанна Богослова имя Сатана (σατανᾶς) встречается 7 раз, слово «дьявол» (διάβολος) – 3 раза, слово «бес» (δαιμόνιον) – 2 раза, выражение «нечистый дух» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) – 2 раза, об «ангелах» (ἄγγελοι) Сатаны упоминается 2 раза, также 1 раз используется выражение «бесовские духи» (πνεύματα δαιμονίων), кроме того, Сатана именуется «драконом» (δράκων) и «змеем» (ὄφις).

    Демонологическая лексика в Откровении впервые встречается в обращениях Сына Человеческого к семи церквам. Ангелу Смирнской церкви он заявляет: «Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (τὴν βλασφημίαν ἐκ τῶν λεγόντων Ἰουδαίους εἶναι ἑαυτούς, καὶ οὐκ εἰσίν, ἀλλὰ συναγωγὴ τοῦ σατανᾶ). Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол (ὁ διάβολος) будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять» (Откр. 2, 8-10).

    «Престолом сатаны» в обращении к Ангелу Пергамской церкви, по всей видимости, именуется знаменитый Пергамский алтарь: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны (ὅπου ὁ θρόνος τοῦ σατανᾶ), и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана (ὅπου ὁ σατανᾶς κατοικεῖ), умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

    Сатана упоминается также в обращениях к Ангелам Фиатирской и Филадельфийской церквей: «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских (οἵτινες οὐκ ἔγνωσαν τὰ βαθέα τοῦ σατανᾶ), сказываю, что не наложу на вас иного бремени» (Откр. 2, 24); «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища (ἐκ τῆς συναγωγῆς τοῦ σατανᾶ), из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 9).

    После обращения к церквам начинается описание эсхатологических видений. Среди прочего, Иоанн видит семерых ангелов с трубами. После того, как вострубил шестой ангел, треть людей убита тремя язвами: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам (τὰ δαιμόνια) и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам (τὰ εἴδωλα), которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр. 9, 20).

    После того, как трубят все семь ангелов, на небе является знамение «жены, облечённой в солнце», которую преследует «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами»: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную (καὶ ἐβλήθη ὁ δράκων, ὁ ὄφις ὁ μέγας ὁ ἀρχαῖος, ὁ καλούμενος Διάβολος καὶ ὁ Σατανᾶς, ὁ πλανῶν τὴν οἰκουμένην ὅλην), низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7-9). Затем Иоанн слышит на небе голос: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол (ὁ διάβολος) в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12, 12).

    После этого Иоанн видит выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами, подобного барсу, у которого ноги как у медведя и пасть как у льва, т.е. Антихриста. Дракон даёт ему свою силу, престол и власть. Иоанн также видит другого зверя, выходящего из земли, который имеет два рога и говорит как дракон, число которого – 666. Это лжепророк.

    Семь ангелов, имеющих чаши с гневом божиим, начинают выливать их на землю. После того, как свою чашу вылил шестой ангел: «И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения (Καὶ εἶδον ἐκ τοῦ στόματος τοῦ δράκοντος καὶ ἐκ τοῦ στόματος τοῦ θηρίου καὶ ἐκ τοῦ στόματος τοῦ ψευδοπροφήτου πνεύματα τρία ἀκάθαρτα, ὡς βάτραχοι· εἰσὶ γὰρ πνεύματα δαιμονίων ποιοῦντα σημεῖα); они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16, 13-14).

    Далее изображается гибель «Вавилона», т.е. Рима: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу (καὶ ἐγένετο κατοικητήριον δαιμονίων καὶ φυλακὴ παντὸς πνεύματος ἀκαθάρτου), пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» (Откр. 18, 1-2).

    Зверь (т.е. Антихрист) и лжепророк бросаются живыми в огненное озеро, горящее серой. После этого наступает очередь дракона: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана (τὸν δράκοντα, τὸν ὄφιν τὸν ἀρχαῖον, ὅς ἐστι Διάβολος καὶ ὁ Σατανᾶς), и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20, 1-3); «Когда же окончится тысяча лет, сатана (ὁ σατανᾶς) будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол (ὁ διάβολος), прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 7-10).

    Деяния Апостолов

    В книге Деяний Апостолов имя Сатана (σατανᾶς) встречается 2 раза, слово «дьявол» (διάβολος) – 2 раза, выражение «нечистый дух» (πνεῦμα ἀκάθαρτον) – 2 раза, выражение «злой дух» (πνεῦμα πονηρόν) – 2 раза.

    Евангелие от Луки и Деяния Апостолов представляют собой две части одного сочинения, написанного анонимным христианином нееврейского происхождения, имевшим хорошее греческое образование. Это сказывается, в том числе, на использовании им демонологической лексики. Деяния Апостолов содержат единственный в Новом Завете случай использования слова δαιμόνιον в нейтральном значении «божество», а не в отрицательном значении «демон, бес». Это слово автор Деяний Апостолов вкладывает в уста афинян в их ответе на проповедь апостола Павла: «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: “что хочет сказать этот суеслов?”, а другие: “кажется, он проповедует о чужих божествах”, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (τινὲς δὲ τῶν Ἐπικουρείων καὶ τῶν Στοϊκῶν φιλοσόφων συνέβαλλον αὐτῷ, καί τινες ἔλεγον· τί ἂν θέλοι ὁ σπερμολόγος οὗτος λέγειν; οἱ δέ· ξένων δαιμονίων δοκεῖ καταγγελεὺς εἶναι· ὅτι τὸν Ἰησοῦν καὶ τὴν ἀνάστασιν εὐηγγελίζετο αὐτοῖς) (Деян. 17, 18).

    Кроме того, автор Деяний Апостолов использует в положительном значении слова δεισιδαίμων («набожный») и δεισιδαιμονία («богопочитание»). Первое из них он вкладывает в уста апостола Павла в его ответе афинским философам, а второе – в уста римского прокуратора Феста в его обращении к иудейскому царю Агриппе: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны (κατὰ πάντα ὡς δεισιδαιμονεστέρους ὑμᾶς θεωρῶ)» (Деян. 17, 22); «Но они (т.е. иудеи) имели некоторые споры с ним (т.е. с Павлом) об их Богопочитании (περὶ τῆς ἰδίας δεισιδαιμονίας) и о каком‐то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» (Деян. 25, 19).

    Также в Деяниях Апостолов используется в нейтральном (или даже положительном) контексте выражение πνεῦμα πύθωνος («дух прорицательный»), вторая часть которого означает буквально «пифийский». Этот дух высказывал истину о Павле и его спутниках во время их пребывания в городе Филиппы в Македонии: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным (ἔχουσαν πνεῦμα πύθωνος), которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу (τῷ πνεύματι): именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16, 16-18).

    В остальном демонологическая лексика Деяний Апостолов соответствует синоптическим Евангелиям. Сатана побуждает Ананию скрыть часть вырученных им денег: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане (ὁ σατανᾶς) вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5, 1-3). Второй раз Сатана упоминается в словах Иисуса к Павлу при его обращении, как Павел описывает его в речи к царю Агриппе: «Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (τοῦ ἐπιστρέψαι ἀπὸ σκότους εἰς φῶς καὶ τῆς ἐξουσίας τοῦ σατανᾶ ἐπὶ τὸν Θεόν), и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 16-18).

    Дьявола упоминает апостол Пётр в своём разговоре с сотником Корнилием: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (πάντας τοὺς καταδυναστευομένους ὑπὸ τοῦ διαβόλου), потому что Бог был с Ним» (Деян. 10, 34-38).

    «Сыном дьявола» называет апостол Павел иудейского волхва Вариисуса или Элиму, который противодействовал ему в городе Паф на Саламине: «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола (υἱὲ διαβόλου), враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13, 9-10).

    Все случаи упоминания злых духов в Деяниях Апостолов содержатся в рассказах об их изгнании апостолами: «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых (ὀχλουμένους ὑπὸ πνευμάτων ἀκαθάρτων), которые и исцелялись все» (Деян. 5, 16); «Так, Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем (πολλῶν γὰρ τῶν ἐχόντων πνεύματα ἀκάθαρτα βοῶντα φωνῇ μεγάλῃ ἐξήρχετο), а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян. 8, 5-7); «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (τά τε πνεύματα τὰ πονηρὰ ἐξέρχεσθαι ἀπ᾿ αὐτῶν). Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов (ἐπὶ τοὺς ἔχοντας τὰ πνεύματα τὰ πονηρὰ) имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие‐то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух (τὸ πνεῦμα τὸ πονηρὸν) сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух (ἐν ᾧ ἦν τὸ πνεῦμα τὸ πονηρόν), и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 11-16).

    Послания апостола Павла 1

    Из семи посланий Павла, которые большинством исследователей признаются подлинными (в предполагаемом хронологическом порядке: 1-е к Фессалоникийцам, к Галатам, 1-е к Коринфянам, к Филиппийцам, к Филимону, 2-е к Коринфянам, к Римлянам), Послания к Филиппийцам и к Филимону не касаются демонологии, в остальных же пяти 7 раз встречается имя Сатана и 4 раза – слово «бес» (δαιμόνιον). Кроме того, Павел, по всей видимости, единожды называет Сатану «богом века сего»: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (ὁ θεὸς τοῦ αἰῶνος τούτου) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4, 3-4).

    В 1-м послании к Фессалоникийцам

    В 1-м послании к Фессалоникийцам Павел извещает своих адресатов: «Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лицо ваше. И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана (ἐνέκοψεν ἡμᾶς ὁ σατανᾶς)» (1 Фес. 2, 17-18).

    В 1-м послании к Коринфянам Павел объявляет о своём решении предать грешника Сатане «на погибель плоти» (εἰς ὄλεθρον τῆς σαρκός): «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти (παραδοῦναι τὸν τοιοῦτον τῷ σατανᾷ εἰς ὄλεθρον τῆς σαρκός), чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 1-5). Смысл этого действия понятен не вполне.

    В том же послании Павел увещевает своих адресатов: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (ἵνα μὴ πειράζῃ ὑμᾶς ὁ σατανᾶς διὰ τὴν ἀκρασίαν ὑμῶν)» (1 Кор. 7, 5).

    Во 2-м послании к Коринфянам

    Во 2-м послании к Коринфянам Павел заявляет: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы (ἵνα μὴ πλεονεκτηθῶμεν ὑπὸ τοῦ σατανᾶ· οὐ γὰρ αὐτοῦ τὰ νοήματα ἀγνοοῦμεν)» (2 Кор. 2, 10-11).

    В том же своём послании Павел, по всей видимости, ссылается на мидраш об Адаме и Еве: «Но как поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (αὐτὸς γὰρ ὁ σατανᾶς μετασχηματίζεται εἰς ἄγγελον φωτός), а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 11-15).

    Тот же самый мидраш лежит в основе христианского Жития Адама и Евы, дошедшего до нас в разных редакциях на нескольких языках. В Житии Сатана, намеревающийся соблазнить Еву, является к ней, «приняв облик ангела» (λαβὼν σχῆμα ἀγγέλου) (Откр. Моис. 29, 12); «Сатана преобразил себя в светлость ангелов» (Satanas transfiguravit se in claritatem angelorum) (Vita, 9, 1); «явился Сатана в облике ангела» (τότε ὁ σατανᾶς ἐγένετο ἐν εἴδει ἀγγέλου) (Откр. Моис. 17, 1); «дияволь прииде кь мьнѣ аггельскымь образомь и свѣтлостию» (39, 1а).

    Также во 2-м послании к Коринфянам Павел, рассказав о своём восхищении в рай на третье небо, сообщает: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (ἐδόθη μοι σκόλοψ τῇ σαρκί, ἄγγελος σατᾶν, ἵνα με κολαφίζῃ ἵνα μὴ ὑπεραίρωμαι). Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 7-8).

    Павел заверяет своих адресатов

    Наконец, в хронологически самом позднем Послании к Римлянам Павел заверяет своих адресатов: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (ὁ δὲ Θεὸς τῆς εἰρήνης συντρίψει τὸν σατανᾶν ὑπὸ τοὺς πόδας ὑμῶν ἐν τάχει) (Рим. 16, 20).

    См., продолжение тут «« ««

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — aquilaaquilonis.livejournal.com

    Просмотров: 31 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 50

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году