• Посм., ещё видео
Две цели — забота о своей семье и отдание долга своей Родине — не противоречат друг другу. Война — такое время, когда лучше спасаться вместе, чем пропадать поодиночке. Тем более, что семья — основа страны. Если нет семьи — нет и страны. Нет страны — и семья будет иной.
В этой беседе мы не будем рассматривать вопрос о Вашем непосредственном участии в военных действиях. Мы не знаем Вашего пола, возраста, состояния здоровья, боевых навыков, семейного положения и многих других факторов, влияющих на принятие решения идти воевать. Это слишком индивидуальный вопрос. Но есть много других сторон поведения, которые относятся к теме помощи Родине.
Итак, чем можно помочь своей Родине во время войны, находясь в тылу (или на оккупированной территории, но не на линии фронта, не в армейских или партизанских частях)?
Вопрос сохранения физического здоровья вряд ли нуждается в подробных комментариях. Любой человек с детства имеет представление о том, как заботиться о своем здоровье.
Говоря о сохранении душевного здоровья, обратим Ваше внимание на две вещи. Первое — прием алкоголя. Известно, что во время войн потребление алкоголя возрастает в разы (там, где он доступен). Это значит, что многие люди пытаются победить страх и стресс с помощью этого доступного «болеутолителя».
Избегайте этого животного способа успокоения себя! Он не только вреден для здоровья и бюджета, но и неэффективен. Если Вы не собираетесь убить себя с помощью алкоголя, принимая его непрерывно, Вы все равно рано или поздно протрезвеете, и тогда будет еще хуже, ведь алкоголь является депрессантом. Снимайте стрессы и страхи методами мыслящих, развитых людей — используя физические упражнения (любые ритмические), методы психологии и молитву.
Второй момент — содержите свою ответственность в разумных рамках. Не будьте совершенно безответственны, но и не взваливайте на себя подсознательно задачу спасти страну или сделать для себя и своих близких ситуацию такой, как будто войны нет. Войну развязали не Вы, Вы нисколько не виноваты в этом. Все — и Вы, и Ваши близкие, и Родина — должны терпеливо пройти через полосу испытаний. Это неизбежно. С этим нужно смириться.
Постоянно помните о том, что Ваша задача не в том, чтобы сохранить все накопленное до войны (имущество, здоровье, красоту, круг общения, уровень жизни), а в том, чтобы сохранить себя как личность, как человека. Эта позиция наиболее способствует сохранению душевного здоровья и помогает принимать верные решения в самых трудных обстоятельствах.
Многие из правил, описанных ниже, также оказывают большое положительное влияние на наше внутреннее состояние.
Все мы, кто интересуется СМИ или новостями в интернете, ощутили на себе действие оружий информационной (или шире — психологической) войны. Мы видели, как та или иная сторона использует ложь для оправдания своих поступков и для разжигания ненависти. Вероятно, Вы сами испытывали широкий спектр негативных эмоций в результате знакомства с «новостями», среди которых едва ли хоть половина была правдой.
Война — на то и война, что воюют как минимум две стороны. Поэтому и наша сторона, скорее всего, применяет средства психологической войны. Конечно, мы надеемся, что наша сторона (уже потому, что она наша) честнее и благороднее, чем противник. (Беседа обращена не только к россиянам, поэтому «наша сторона» — это сторона читателя, какой бы она ни была, а не именно Россия.) Но мы не определяем политику нашей стороны в войне, наша задача скромнее — определить свою собственную линию поведения в этой войне.
Каждый, кто общается с другими людьми, очно или в интернете, является участником психологической войны. Действуя неразумно или поддаваясь эмоциям, мы можем стать орудием врага в этой войне. Мы будем воевать против своих, если совершим одну из следующих ошибок.
· Будем разжигать взаимную ненависть, · Будем передавать ложь и клевету, · Будем сеять страхи и панику.
1. Заботиться о собственной психике и трезвомыслии (кое-что мы говорили об этом в предыдущем пункте).
2. Жестко ограничивать свои источники информации наиболее надежными.
3. Жестко ограничивать ежедневное время на знакомство с новостями (в пределах от нуля до тридцати минут).
4. Не верить ничему, что не имеет объективных подтверждений. Особенно компромату на собственное правительство и армию; в любой информационной войне они — основная мишень противника. (Учитывать при этом возможность фальсификаций фотографий, аудио и видеозаписей).
5. Не участвовать в спорах и обсуждениях в интернете. Не комментировать новости.
6. В личном общении не передавать никому непроверенной информации.
7. Не верить страхам отдельных людей и панике толпы. «У страха глаза велики». Самостоятельно анализировать информацию и принимать решение при любой угрозе.
8. Воздерживаться от критики своего правительства и армии. (Никто не идеален, а война — такая ситуация, в которой беспроигрышных решений зачастую просто нет. И даже, если наши на каком-то участке действуют на 100% неправильно, распространение информации об этом или оценок поможет только противнику, но не нам.)
9. Не считать противника ни слабым, ни глупым. В психологической войне даже самый маленький противник способен нанести большой ущерб, имея грамотных консультантов.
Говорят, что война проявляет лучшие и худшие качества человека. Но это процесс не механический, Вы способны влиять на него. Наблюдайте за собой! Если Вы заметите за собой подлые чувства или даже поступки — не поддавайтесь! Пример негодяев заразителен, но Вы подавайте другой пример — пример брата и гражданина.
Люди вокруг не идеальны, они слабы, но мы все вместе — это и есть наша Родина. Вырвать кусок хлеба изо рта у другого (образно говоря) — значит сделать свою Родину слабее, приблизить ее к поражению. Победа братства, доброты, самопожертвования — это наша общая победа.
Это важно не только для страны, но и для Вашего развития. Ведь «подлец» проявляется в нас в трудных обстоятельствах не потому, что обстоятельства таковы, а потому, что в нас есть что-то дурное. Зависть, жалость к себе, комплексы, страхи, эгоизм и пр. Побеждая этого «подлеца» в себе, мы вместе с тем побеждаем и свои пороки. А это дорогого стоит!
Прежде всего здесь нужна внимательность. Думайте не только о себе, но и о других. Может быть, кому-то рядом с Вами нужна помощь? Сегодня Вы защитите или укроете кого-то от преступников — завтра, может быть, помогут Вам. (Но если и не помогут — Ваше доброе дело не пропадет впустую.). Один за всех — все за одного.
Если Вы боеспособный мужчина, обеспечьте себя разрешенным оружием (нож, топор, обрезок трубы). Даже если Вы не боитесь потерять свою жизнь, оружие может пригодиться Вам, чтобы более успешно защитить других.
Все это относится не только к защите от преступников, но и к помощи при несчастном случае, недомогании, на дороге и др. Особенно, конечно, следует присматривать за слабыми — стариками, детьми, больными и ранеными.
Во всем нужна разумность! Помните, что преступники или просто любители поживиться за чужой счет могут прикинуться беззащитными, порядочными беженцами и пр. Будьте осторожны! Заботясь о других, не забывайте и о своей безопасности. Старые знакомые не являются исключением: как мы помним, война может проявить в человеке не только лучшее.
Помощь не всегда требует больших жертв и подвигов. В такое время простая Ваша приветливость, доброжелательность (вопреки тому, что и Вам нелегко) — уже дорогой подарок для людей, пребывающих в стрессе и страхе.
Конечно, достоинство — не в том, чтобы не обращаться за помощью, не браться за грязную работу. Достоинство в том, чтобы хранить свою совесть и сознавать ценность своей личности. Никакое внешнее обстоятельство, даже война, само по себе не может сделать нас хуже — это вопрос нашего добровольного ежедневного выбора. Что предпочесть: кусок колбасы или чистую совесть? Риск пострадать или чистую совесть? Достойный человек — тот, кто в этом ежедневном выборе ставит свое внутреннее содержание, свою душу, выше трудностей, боли и даже смерти.
Пример одного достойного человека вдохновляет многих. Поэтому не нужно бояться вести себя достойно, когда все вокруг ведут себя иначе. Показывать добрый пример в трудной ситуации — это огромное дело для Родины.
Человек редко получает достоинство от рождения. Чаще люди воспитывают его в себе. Начинается все с постановки верной цели. Чтобы вести себя достойно, не нужно быть сверхчеловеком — нужно просто определить для себя принципы, по которым Вы будете действовать, и придерживаться их в любых обстоятельствах.
По возгласе архиерея или священника: «Благословен Бог наш…», чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» — 12 раз, «Слава, и ныне», «Приидите поклонúмся…» (трижды), после чего певцы поют на два хора:
«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся. Яко с нами Бог» — все стихи до конца, а затем повторяется первый стих.
Диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся» до прошения: «О плавающих, путешествующих…» включительно, а затем присовокупляет прошения:
«О еже лук мéдян положити мышцы верных Своих и укрепити десницу их силою крепости Своея, в побеждение и попрание супостат наших, Господу помолимся».
«О еже неослабну, непребориму, победительну же силу, крепость и мужество с храбростию христоименитому воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов подати, Господу помолимся».
«О еже студа́ и бесчестия лúца противящихся нам исполнити, сердце же их страха и ужаса, и ангел Господень да будет погоняяй и поражаяй их, Господу помолимся».
«О еже посрамити крестоненавистное супостат наших царство, и прославити силою крестною в победе крестоносного Императора, и люди своя, Господу помолимся».
«О еже услышати от Церкве Святыя Своея вопль и воздыхание единоверных наших и от врагов и супостат порабощенных рабов Своих, в печали и скорби своей к Нему вопиющих, и известú от тли живот их, Господу помолимся».
По окончании ектении священник возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава….» Хор: «Аминь». На «Бог Господь» — тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — Богородичен:
«Предстательство страшное и непостыдное, не пре́зри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице; утверди православных жительство, спаси люди Твоя и подаждь им с небесе́ победу, зане родила́ еси Бога, Едина Благословенная».
Далее — Апостол (2-е к Коринфянам, зачало 172-е) и Евангелие (от Матфея, зачало 20-е, «от полу́») с обычными молитвословиями. Перед Апостолом прокимен: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело́», со стихом: «Желание сердца его дал еси ему и хотения устну́ его нéси лишил его».
После Евангелия диакон произносит ектению: «Помилуй нас, Боже…» с особыми прошениями, добавляемыми к ней:
«Не на лук наш уповаем, ни оружие наше спасет нас, Господи, но Твоея всемогущия по́мощи просим и, на Твою силу дерзающе, на враги наша ополчимся и, Имя Твое верно призывающе, со умилением молим Ти ся: Всемогий Господи, милостивно услыши и помилуй».
«Защитниче правоверных, посли стрелы Твоя, Господи, и смятение сотвори врагом нашим, блесни молния и разженú я, посли руку Твою свыше и покори их и в руки верному Твоему воинству и Императору нашему предаждь, молим Ти ся, услыши и помилуй».
«Во веки пребыва́яй, Милосерде Господи, запрети языком в достояние Твое приходящым и оскверняющым Церковь Святую Твою, пожени их бурею Твоею. и гневом Твоим смути их, исполни лица их безчестия, да постыдятся и смятутся в век века, да посра́мятся и силою судеб Твоих гордость их да сокрушится, Имя же Твое Святое да прославится в нас, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй».
«О еже непреобориму и победительну, всегда над христоненавистными враги быти благочестивейшему, самодержавнейшему, Великому государю всея России, и правоверному его воинству, и мир и славу вселити в земли нашей, прилежно молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй».
По окончании ектении священник возглашает: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…», хор: «Аминь», диакон: «Со умилением преклонше колена, Господу помолимся»; хор: «Господи, помилуй», священник громко читает молитву:
«Господи Боже наш, послу́шавый Моисея, простерша к Тебе ру́це, и люди Израилевы укрепúвый на Амалúка, ополчúвый Иисуса Навина на брань и повеле́вый солнцу стати; Ты и ныне, Владыко Господи, услыши нас, молящихся Тебе: укрепи силою Твоею благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго государя, благослови его дела: умножи славу его победами над противоборствующими Православной Церкви: утверди всесильною Твоею десницею царство его: сохрани воинство его: посли ангела Твоего укрепляюща их: отъими от них всяк глад и пагубу и избави я от огня и меча и нападения враг и от всякаго востания противнаго; подаждь им вся, яже ко спасению прошения, спутешествуя им во всем. Посли, Господи, невидимо десницу Твою, рабы Твоя заступающую во всех, яко Твоя держава, Царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
Хор: «Аминь», диакон: «Премудрость», хор: «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; священник творит обычный дневной отпуст, по отпусте многолетие их Императорским Величествам и Высочествам.
Публикуется по изд.:
Последование молебных пений. М., 1913. С. 16-23
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.grozniedni.ru/