• Посм., ещё видео
Задавший вопрос оглянулся по сторонам и, не увидев никакого мягкого кресла, спросил, что она этим хочет сказать. Женщина пояснила: «Моё мягкое кресло—это Римлянам 8:28: “Любящим Бога… всё содействует ко благу”».
Дэвид Ропер
Слово «провидение»—это калька (буквальный перевод) с латинского слова, образованного от двух слов. Первое слово—про. Оно здесь означает «пред»: то, что было перед, прежде, раньше. Второе—вид. Его корневое значение—«видеть»: то, что видимо. Соединённые вместе в слово «провидение», эти два термина говорят о том, что Бог видит нашу нужду прежде, чем мы сами её почувствуем, и удовлетворяет эту нужду (печётся, заботится о нас).
Вы можете спросить: «Как Бог может увидеть мои нужды раньше времени?»1 Клей Брайант2 как-то сказал, что Бог живёт в «другом часовом поясе». В Оклахоме люди живут по центральному поясному времени, а Бог, говорит Клей,—по «божественному поясному времени».
В этом «часовом поясе» нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее. Понимаю ли я это? Нет, но я верю, что Бог каким-то образом способен предусмотреть наши нужды и позаботиться о нас ещё до того, как они возникнут.
Писания свидетельствуют, что Бог заботится о Своих особым образом. Из этой истины я делаю два вывода. Первый—что Бог и сегодня действует в нашем мире; нельзя говорить, что Он только создал мир и затем устранился от дел. И второй—что Бог организует события в жизни так, чтобы благословить Своих детей!
Что бы вы подумали о человеке, который произвёл на свет ребёнка, а затем оставил его на произвол судьбы, совершенно не заботясь о его насущных нуждах? Вы посчитали бы его никудышным отцом. О Боге такого сказать нельзя. Он не только создал нас, но и продолжает заботиться о нас, удовлетворяя наши потребности. Я верю в Божье провидение, потому что оно имеет смысл.
Однако я благодарен, что мне не нужно полагаться на одну только человеческую логику. Логика может быть несовершенной. Более важным основанием для моей веры являются многочисленные библейские примеры, демонстрирующие, что Бог особо заботится о Своих. В сборнике проповедей Дж. Макгарви есть два урока о Божьем провидении, основанные на ветхозаветных историях. Одна из них—об Иосифе.3 Почти в конце библейского рассказа Иосиф, наконец, увидел Божью руку во всём, что с ним случилось. Он сказал своим братьям:
Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону, и господином во всём доме его, и владыкой во всей земле египетской (Быт. 45:7, 8; выделено мной—Д.Р.).
Например, в Иак. 1:17 говорится: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов».
Можно также отметить подтекст таких знакомых слов: «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16; выделено мной—Д.Р.). Однако для многих самым предпочтительным отрывком на эту тему является Рим. 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
К этому явно причастна рука Бога. Давайте ближе рассмотрим этот волнующий текст, дабы полнее оценить то, что Бог делает для нас.
Некоторые скажут об этом отрывке: «Да может ли такое быть?» Другие вздохнут: «Хотелось бы, чтобы это было так». Третьи улыбнутся: «Надеюсь, что это так». Но заметьте, что этот стих Павел начинает уверенным «знаем». Это не просто надежда, желание или возможность, ибо Павел говорит: «знаем…»
Этот отрывок говорит следующее: всё, что случается с нами в жиз- ни,—хорошее или плохое—может быть использовано Богом, чтобы в конечном итоге обратить это ко благу. В контексте особо акцентируется, что Бог делает это для нас, потому что любит нас:
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?... Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч… Но всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:31–39).
Как-то воскресным днём мы с женой ехали из Арканзаса в Оклахому. Ко времени вечернего богослужения мы оказались неподалёку от Генриетты, штат Оклахома, и потому остановились, чтобы принять участие в поклонении.
Тот попробовал и скривился, показав этим, что ему было невкусно. Второму ребёнку Ред дал кулинарный жир, и картина повторилась. То же он проделал с солью, разрыхлителем, разными специями, молоком, сахаром и другими ингредиентами, которые кладут в тесто. Молоко и сахар дети встретили с одобрением, а вкус других продуктов им не понравился. Затем Ред собрал все компоненты, положил в миску и, размешивая, стал говорить о «содействии» «плохого» и «хорошего».
К тому времени все уже поняли, что он готовит кекс. Затем он зашёл за трибуну, достал кекс, заранее испечённый из тех же продуктов, и раздал по куску своим юным помощникам. Они согласились, что все ингредиенты действительно «содействовали ко благу».
Можно привести много примеров «содействия ко благу». В проповеди об Эсфири Макгарви привёл иллюстрацию ткацкого станка, который он видел на Большой ярмарке в Чикаго. Все операции на нём производились без человеческого участия. Челноки летали, нити скручивались, машина стучала, и из неё выходили красивые полотна сотканного шёлка.
Позвольте мне перефразировать вывод Макгарви: «Никто не сможет убедить меня, что эти сотканные полотна возникли случайно, и никто не сможет убедить меня, что история Эсфири—чистая случайность и что в нашей жизни всё происходит случайно.В жизни людей правит Бог!»
Бог действует в этом мире и в нашей жизни к нашему благу. У нас могут быть испытания и несчастья, но мы можем быть уверены, что с Его помощью мы в конечном итоге победим. Мы уже прочитали стих 37, где Павел сказал, что «всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас».
Они видят, как праведный не вылезает из проблем: болезни, бедности, утраты друзей—в то время как неправедные благоденствуют,—и говорят: «Как можно верить в Божье провидение, когда наши глаза свидетельствуют против него?» На этот вопрос есть много ответов, но я хочу сосредоточить внимание на нашем определении слова «благо».
Можно легко склониться к ложной мысли, что этот мир—наш дом. Когда такое случается, мы думаем, что всё земное—слава, богатство, удовольствия, популярность и даже здоровье—главное в нашей жизни. Если мы приходим к такому выводу, значит мы меряем неправильной меркой.
Много лет назад, когда я только начинал проповедовать в деревенской общине в пригороде Оклахомы, Эрл Мэтьюс (один из членов церкви, который когда-то сам немного проповедовал) спросил, знаю ли я, зачем Господь поселил людей на земле. Я никогда раньше не задумывался над этим. Тогда Эрл назвал ряд стихов по этому вопросу, и я записал несколько на первой странице моей Библии, чтобы не забыть того урока, который он мне преподал.
Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно (Пс. 85:12). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека (Еккл. 12:13). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено» (Отк.4:11).
Если к своему месту на земле мы будем подходить с такой меркой, то это позволит нам иначе смотреть на всё происходящее с нами.
Например, нападки этого мира могут для нас быть лучше, чем его лесть. Материальные благословения не приближают некоторых людей к Богу, а только служат препятствием. Иисус предупреждал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк. 12:15). И ещё Господь сказал, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24).
Тот же принцип справедлив и в отношении многих других областей жизни. Даже болезнь может послужить нам лучше, чем здоровье. Поймите меня правильно. Я, разумеется, не говорю, что мы должны желать себе плохого здоровья или не заботиться о своих телах; это противоречило бы учениям 1 Кор. 3:16, 17 и 6:19, 20.
Я говорю, что в случае правильного у нас отношения к происходящему Бог может сделать так, что даже болезнь послужит к нашему благу. Мужчина или женщина, прикованные недугом к постели, часто видят всё более ясно. Мне несколько раз в жизни приходилось подолгу лежать неподвижно на спине—и это неизменно помогало мне скорректировать свой взгляд на то, что важно, а что нет. В Пс. 118 псалмопевец говорит о возможном благословении болезни: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (ст. 71).
Я читал об одном христианине из Мурфрисборо, штат Теннесси, у которого туберкулёз отнял несколько лет нормальной жизни. Он проводил время за изучением Писаний и запоминанием отдельных отрывков. Вспоминая эти годы как одни из самых благословенных в своей жизни, он сказал: «Я заучил наизусть много отрывков, на что у меня не нашлось бы времени, если бы не эта болезнь». Можно упомянуть и другие блага болезни, например возможность достижения духовной зрелости.
Говорят (и зачастую справедливо), что если вы много не страдали, то, скорее всего, не сильно возросли в Господе. Кроме того, благо- даря болезни мы можем лучше понимать и утешать других, когда они проходят через те же испытания, которые пришлось пережить вам.
Когда в нашей жизни случаются несчастья и во всём этом нам трудно бывает увидеть Божью руку, тогда нам, видимо, самое время поработать над тем, что такое в нашем понимании «благо». Бог может сделать так, что «всё»—желательное и нежелательное—будет содействовать нашему «благу» и приближать нас к Нему.
Когда я читаю слова «любящим Бога», мне вспоминается высказывание Иисуса о «наибольшей заповеди»: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим» (Мф. 22:36, 37).
На ум приходят и слова Иоанна: «Ибо это любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3; см. 2 Ин. 6).
«Призванные»—это те, кто ответил на призыв евангелия (см. 2 Фес. 2:14). Когда люди отвечают на это божественное призвание верой, они принимают крещение (Деян. 2:36–38), и Господь прилагает их к Своему телу, церкви (Деян. 2:47; см. 1 Кор. 12:13). Так они становятся частью «призванных» (экклесиа) Божьих. Не упустите из виду слова «по Его изволению». Желание исполнить Божьи замыслы и Божью волю должно всегда, всегда быть на первом месте в наших умах и сердцах.
В Рим. 8:28 Павел позволяет нам подняться ввысь Божьих обещаний и благословений, но затем он несколькими практическими замечаниями возвращает нас на землю. Если мы хотим получить Божьи обещания и благословения, мы должны так любить Его, что подчинить Ему свою жизнь. Мы должны ответить верой на зов евангелия и свою волю покорить Его воле.
Выразили ли вы свою веру, покаявшись в грехах, исповедав имя Иисуса и погрузившись в воды крещения (Ин. 3:16; Лк. 13:3; Мф. 10:32; Мк. 16:16)? Если вы всё это сделали, то живёте ли вы так, как положено христианину, или вам нужно вернуться к Нему в покаянии и молитве (Деян. 8:22; 1 Ин. 1:9; Иак. 5:16)? Если вы готовы покориться Господней воле, то уже сегодня можете заявить свои права на чудесные обещания Рим. 8:28!
Вот другой подход к проповеди по Рим. 8:28: (1) У Бога есть сила, которую Он использует («Всё содействует ко благу»); (2) У Бога есть народ, которому Он помогает («любящим Бога, призванным по Его изволению»); (3) У Бога есть замысел, который Он осуществляет («по Его изволению»).
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.biblecourses.com/