Предисловие
Помещенные в этом разделе биографические справки на расстрелянных в 1930-40 были опубликованы в двухтомнике "Книга расстрелянных", в том числе 5971 справка по Тюменской области, 922 справки по Ханты-Мансийскому автономному округу и 381 справка по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Материал упорядочен по алфавиту. Для этого достаточно нажать на рисунок, находящийся cправа.
Содержание справки:
фамилия, имя, отчество, год рождения,
место рождения,
место работы,
дата ареста,
осуждающий орган,
дата осуждения,
дата расстрела,
место расстрела,
дата реабилитации.
Из воспоминаний В.М. Острецова
"... Здесь советскую историю я увидел, минуя все книжки и комментарии. Таежный поселок Октябрьский (б. Кондинский) среди своих пяти тысяч жителей имел в себе: русских крестьян из Тамбовской области, Воронежской, Архангельской и, конечно, с южных районов Тюменской области и из-под Тобольска. Это были остатки оставшихся в живых “раскулаченных” русских мужиков, кого под конвоем сгоняли на пустынные берега северной Оби. Одна часть поселка называлась “половинкой” и там жили сектанты, согнанные из Тамбовской губернии. Надо признать, это были самые хозяйственные мужики, сохранившие свой патриархальный уклад.
Они не вели со мной религиозных разговоров, но общаться с ними было легко и приятно. Грамотные и подтянутые, совершенно не скрывающие своей неприязни к бесовской власти. Их привезли сюда уже после войны. Погибло их тьма. Всех умерших зарывали в ров. И этих рвов по всей средней Оби от Ханты-Мансийска до Салехарда, вероятно, тысячи. Это все могильники русского крестьянства. Здесь был зарыт цвет русской нации. Ее главная надежа и источник всех ее сил и свершений на историческом поприще. С историями о том, как все это происходило, я сталкивался каждый день, заполняя “историю болезни”, и в том числе такой раздел ее, как “анамнез виге” — историю жизни.
Основная масса попала сюда в 30-е. Их гнали до Оби или везли в теплушках до Тюмени. Затем загоняли на пароход, окруженный конвоем с натасканными на людей собаками. Среди этого лая, плача детей, криков несчастных женщин, мата-перемата конвоиров, их грузили на пароход. Затем везли и высаживали на совершенно пустом берегу Оби.
Без пиши, без теплой одежды, обдуваемые всеми ветрами, они поголовно умирали, но успевали поставить первые избы. Затем, на следующий год, шла новая партия с русскими крестьянами, с детьми и женщинами. И эта партия погибала поголовно, но успевала подвести избы под крышу.
И только на третий или четвертый год уже следующая партия могла обосновываться в избах. Но оставались конвоиры, голод и расстрелы. Напротив нашего поселка, вдалеке в хорошую погоду можно было видеть избы заброшенной деревни. Там были арестованы и расстреляны все жители. Кажется, только последняя оставшаяся женщина бежала оттуда в поселок и потому осталась жива.
Кроме этих “раскулаченных”, основной массы населения поселка, были и две улицы, заселенные то ли немцами, то ли австрийцами. Говорили, что это те, у кого дети служили в “СС”. С немцами ладить было легко.
Во-первых, они вполне обрусели, хотя и не забывали немецкий. Местное радио два часа в день вело на немецком передачи и транслировало какие-то немецкие бодрые марши.
Третья группа населения — бывшие бендеровцы. Их было много. И народ это был мрачный и неприветливый. Ну и, конечно, местные жители — ханты и манси. Эти почти поголовно пили, почти поголовно болели туберкулезом, самой распространенной в этих местах болезнью, не щадившей и русских. Ханты и манси просто бедствовали. Они не могли приспособиться к новым условиям жизни. И вымирали. Жить было тяжело.
Во-первых, как сказали бы сейчас, из-за разницы менталитета москвича и провинциала. Во-вторых, здесь и сами отношения между людьми были далеки от сияния добра и милосердия. Раскулаченный в глазах райкома партии оставался потенциальным врагом. Рядом жили те, кто в 30-40-е был здесь же надзирателем. Тут же и бывшие бендеровцы. И сектанты. И над всем этим висел советский террор, моральный: “не наш”. “антисоветчик”, “контра”..."
Масонство, культура и русская история.
В.М. Острецов
Памятники жертвам политических репрессий
г. Тюмень
г. Тюмень, 5-й микрорайон., ул. Федорова (в березовой роще)
Памятник жертвам массовых репрессий 1937 - 1938 гг.
Дата открытия: 30 октября 1997 г.
Надпись: "На этой территории покоится прах жертв массовых репрессий 1937 - 1938 гг. Вечная память! "
Авторы: архитекторы А.И. Клименко и О.П. Андреев (г. Тюмень).
Устан. по инициативе Тюменского городского общества жертв политических репрессий и городской Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий на средства из областного и городского бюджетов.
г. Тюмень, ул. Кемеровская, д. 16 (на здании школы № 3)
Мемориальная доска спецпереселенцам - жертвам репрессий 1930 - 1950-х гг.
Дата открытия: 28 октября 1997 г.
Надпись: "В знак памяти спецпереселенцев - жертв массовых репрессий 1930 - 50 гг. Пусть их трагическая судьба станет уроком всем живущим!"
Устан. по инициативе Тюменского городского общества жертв политических репрессий и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации г. Тюмени на средства инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени.
г. Тюмень, ул. Мельникайте (восточная окраина Текутьевского кладбища)
Памятный знак расстрелянным в 1937 - 1938 гг.
Дата открытия: 30 октября 1996 г.
Надпись: "В знак памяти и прощения безвинно убиенным предкам, растрелянным в 1937 - 1938 годах, от наследников трагедии России".
Авторы: архитектор О. Андреев.
Устан. по инициативе Тюменского городского общества жертв политических репрессий и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации г. Тюмени на средства из городского бюджета.
г. Тюмень, ул. Мельникайте (восточная окраина Текутьевского кладбища)
Памятник жертвам сталинизма 1937 - 1938 гг.
Дата открытия: 30 октября 1998 г.
Надпись: "Памяти жертв сталинизма. 1937 - 1938 гг. …Покоятся здесь в тишине обычные граждане - мирные люди, убитые не на войне".
Авторы: архитектор А.И. Клименко.
Устан. по инициативе Тюменского городского общества жертв политических репрессий и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации г. Тюмени на средства инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени.
Памятник: Жертвам Сталинских Репрессий 1943 - 1957гг
Надпись: "Жертвам Сталинских Репрессий 1943 - 1957гг. …Я знал, что мой народ в лесах Сибири нашёл друзей и вновь душой окреп средь лучших русских, средь щедрейших в мире, деливших с нами и судьбу и хлеб… Д. Кугультинов.
Устан. От калмыцкого народа
(фото добавлено редакцией сайта )
г. Тюмень, ул. Полевая, 109 (территория бывшего Затюменского кладбища )
Памятник жертвам сталинского режима
Дата открытия: 28 октября 1996 г.
Надпись: " Никогда больше! " (единой строкой на русском, татарском и латыни). Слева: "Здесь в 30-е годы ХХ века захоронены жертвы сталинского режима, расстрелянные в доме НКВД. Помните о них!" Справа: "2194 человека. Из них из г. Тюмени - 588.
Авторы: архитекторы В.А. Воробьев, В.А. Кулачковский, О.П. Андреев. Резчик по мрамору - В. Скрябин, каменщики - Н. Баширов и М. Нифантьев.
Устан. по инициативе гл. редактора газеты "Тюменский курьер" Р. Гольдберга при поддержке главы администрации Тюмени С.М. Киричука, главы администрации Калининского р-на И.Т. Пустовита, гектора ТГУ Г.Ф. Куцыева на средства Тюменского филиала "ИнтерТЭК банка" (директор - В.В. Львов); гл. редактора газеты "Тюменский курьер" Р. Гольдберга.
г. Тюмень, ул. Саратовская, д. 31
Мемориальная доска на здании бывшей комендатуры
Дата открытия: 28 октября 1997 г.
Надпись: "В этом доме в 1930/50-х гг. находилась комендатура поселка спецпереселенцев".
Устан. по инициативе Тюменского городского общества жертв политических репрессий и Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации г. Тюмени на средства инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени.
г. Тюмень, ул. Семакова, 18 (на месте бывш. здания НКВД)
Мемориальный знак в память о жертвах политических репрессий 1937 - 1938 гг.
Дата открытия: 30 октября 2001 г.
Надпись: "Здесь в 1937-1938 годах проводились массовые расстрелы безвинных… Никогда больше".
Дер. Киндер Нижнетавдинского р-на
Памятный знак репрессированным жителям деревни
Дата открытия: 23 февраля 1996 г.
Надпись: " Жертвам репрессий 14/ХII - 1937 г. Айтумбитов А. 40 л., Булатов Г. 42 г., Гильманов К. 42 г., Гильманов Х. 39 л., Махмутов А. 39 л., Фаизов Г. 39 л., Файзулин М. 36 л., Шамсутдинова С. 30 л., Шамсутдинов С. 33 г. Реабилитированы 11/II - 1961 г. Вечно скорбим".
Авторы: коллектив сельскохозяйственного кооператива "Большевик", председатель З. Ахтаров (монтажные работы по установке).
Устан. по инициативе пенсионера, жителя дер. Киндер Хатыфа Сабировича Шамсутдинова и генерального директора ЗАО "НАМ и К" А.А. Гильманова на средства пенсионера Х. С. Шамсутдинова и генерального директора ЗАО "НАМ и К" А.А. Гильманова.
Ишимский р-н, вблизи дер. Борки, р-н Лысой горы (пойма старого русла р. Челгой)
Памятный крест на месте массовых захоронений 1930-х гг.
Дата открытия: октябрь 1991 г.
Авторы: владыка Евтихий (Курочкин Иван Тимофеевич).
Устан. по инициативе служителя Богоявленского собора на средства прихожан.
с. Уват (35 км от с. Уват, на месте бывш. дер. Черпия, в нижнем течении р. Алымка - левого притока Иртыша)
Памятный знак спецпереселенцам
Дата открытия: 1998 г.
Надпись: "Это их боль, судьба, трагедия молодости".
Авторы: архитектор Н.П. Амышев.
Устан. по инициативе Николая Петровича Амышева, бывшего жителя дер. Черпия на средства Н.П. Амышева.
с. Уват (60 км от с. Уват, в бывш. дер. Екимовка, на берегу р. Носка - правого притока Иртыша)
Памятный знак репрессированным крестьянским семьям
Дата открытия: лето 1993 г.
Надпись: "1930 - 1937 гг. Путник! Почти память миллионов загубленных крестьян многострадальной России. Здесь был пос. Екимовка и отбывали ссылку: Аксентьевы, Анашкины, ...Ярославцевы, Хабаровы" - перечислены фамилии 50-ти семей. В конце списка строка: "и многие другие".
Устан. по инициативе Федора Ивановича Мартюшева и Владимира Ильича Токарева на средства Ф.И. Мартюшева, В.И. Токарева.
с. Уват Уватского р-на, ул. Ленина
Памятник спецпоселенцам Уватского района
Дата открытия: 30 октября 1998 г.
Надпись: "1930 - 1953 гг. в Уватский район с клеймом врага народа было выселено 7420 человек. Подвергнуто репрессиям в районе более 200 семей. Образовано более 40 спецпоселений. Уватская земля скорбит".
Авторы: коллектив акционерного общества "Мрамор", г. Тюмень (разработка эскиза и изготовление памятника).
Устан. по инициативе и на средства администрации Уватского р-на.
г. Тобольск, Музей-заповедник (территория тюремного замка у церкви Александра Невского)
Мемориальная доска на месте массовых расстрелов и захоронений
Дата открытия: 21 апреля 1991 г.
Надпись: "Место массовых расстрелов и захоронений в годы сталинских репрессий".
Авторы: художник М. Темиргазеев.
Устан. по инициативе городского историко-просветительского правозащитного общества "Мемориал".
Особо опасный преступник Российской Империи