• Посм., ещё видео
«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов». Д. С. Лихачев
Считается, что год его рождения — 1360-й, но эта дата достаточно условна. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что он родился в промежутке между 1360 и 1370 годами. Неизвестно также и его мирское имя — имя Андрей он получил, приняв постриг в Троице-Сергиевой лавре, которую застал в самом расцвете, при игумене Никоне.
Есть версия, что Рублев не был в полном смысле монахом. Согласно монастырскому уставу, существовали Великая и малая схима, четыре степени иноческой жизни. В миниатюрах, представленных в книге «Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения», Рублев изображен без куколя, это говорит о том, что он не был облечен в великую схиму. Он ушел от мира, но не был связан жестким монастырским уставом.
Позже он перебрался в Москву, в Андроников монастырь, и, вероятно, там же, в мастерской Феофана Грека, научился живописи.
Евангелие богато декорировано, украшено рисунками четырех евангелистов, изображения которых восходят к византийским традициям XIV века, но отличаются от них.
Матфей изображен мягкими, округлыми линиями, характерными для творчества Рублева. Он задумчив и не столько пишет, сколько сидит, погруженный в молитву. В изображениях апостолов нет драматичности, действия, характерности жестов. Пространственная глубина ограничена при помощи обратной перспективы — сокращения предметов по направлению к зрителю.
Это — принятая символика, несущая в себе глубокую смысловую нагрузку: ангел символизирует Христа как Божьего посланника, лев — символ могущества Царя Небесного, телец — символ жертвы, которую принес Спаситель, а орел — символ высоты Божественного учения и сообщенных в нем истин.
В орле, которого изображает Рублев, нет ничего хищного. Птица вписана в круглый медальон, и это создает гармоничную композицию, делая орла парящим, почти невесомым. Мягкие, округлые линии согласуются с формой обрамления, подчеркивая целостность рисунка.
Хитрово Евангелие содержит также пять больших заставок, которые представляют собой прямоугольные рамки, заполненные стилизованными изображениями бутонов и распустившихся цветов, голубых и зеленых на золотом фоне, и украшенные ременными плетенками в виде решеток и кругов.
Кроме того, для Евангелия Андрей Рублев создал очень тонкие, тщательно прорисованные буквицы в виде различных животных — фантастических морских зверей, птиц, змей, — которые украшают каждую страницу.
Часть изображений совпадает с рисунками из более раннего Евангелия Кошки — Евангелия, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу, по прозвищу Кошка, которое он передал в дар Троице-Сергиевой лавре. Это позволяет сделать вывод о том, что рисунки в обоих Евангелиях были выполнены в одной и той же мастерской — мастерской Феофана Грека.
Считается, что Феофан Грек является автором двух миниатюр из Хитрово Евангелия, автором же остальных изображений называют Андрея Рублева.
История создания этой работы — почти мистическая. Вдове Дмитрия Донского, Евдокии, в монашестве принявшей имя Евфросинья, было видение архангела Михаила. Евфросинья, пребывая под впечатлением, пожелала воплотить это видение в иконе и заказала изображение Андрею Рублеву.
Отступив от канона, вложив в руки архангела Михаила меч, иконописец придал ему вид грозный, воинственный. Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.
Каждое из этих изображений выписано с не меньшим мастерством, чем сама фигура архангела Михаила. Специалисты оценивают эту икону очень высоко.
Самое раннее упоминание о Рублеве можно найти в московской Троицкой летописи, в записях от. 1405 года.
Таким образом, одна из самых ранних работ, в создании которых принимал участие Андрей Рублев, — иконостас для Благовещенского собора Московского Кремля. Каменный собор был построен только в конце XV века, но первый, деревянный Благовещенский собор был заложен в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Росписью именно этого храма занимались Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. Позднее, в конце XV века, собор был перестроен, и в него были перенесены иконы из деревянного храма.
Иконостас Благовещенского собора представлял собой пять ярусов икон.
Местный чин — самый нижний ряд, в котором располагаются Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов, а также иконы Спасителя и Богоматери. Деисусный чин — второй ряд, в центре которого располагается икона Христа, а по правую и левую стороны расположены иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов и апостолов.
Третий ряд — праздничный, в котором помещаются иконы основных Евангельских событий.
Четвертый ряд — пророческий, это иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках.
Пятый ряд называют праотеческим, в нем находятся иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе и первых людей.
В праздничном ряду находится икона Тайной вечери, на которой изображены Христос и апостолы, среди которых по характерному жесту — протянутой руке — можно опознать Иуду Искариота. Эта фигура очень интересна, поскольку считается, что Андрей Рублев писал Иуду с себя, то есть это своеобразный автопортрет мастера.
Но для молодого мастера, которым тогда был Андрей Рублев, это было достаточно необычно. Ученикам сначала доверяли писать задний план, затем одежду святых и уже только после этого лики на иконах. Но и Феофан Грек, и Прохор с Городца были уже достаточно пожилыми людьми, а Иуду, хотя и не существует описаний его лица или иконографических канонов, принято было изображать молодым человеком.
Но написание иконы с другого человека ставило ряд проблем этического характера. Вероятно, создание этого образа было поручено Андрею Рублеву, самому младшему из троих, чтобы он мог использовать свое лицо в качестве живописной натуры. Иуда изображен красивым молодым человеком с чуть вьющимися темными волосами, европейской внешности. Нужно отметить, что образ Иуды выписан настолько тщательно, что можно предположить, что художник добивался именно портретного сходства.
В его иконе нет напряженного драматизма, который просматривается в работах его учителя, Феофана Грека. Наоборот, для Рублева Преображение — праздничное состояние. Фигура Христа очень светлая, и свет пронизывает все пространство иконы, в котором размещены почтительно склонившиеся фигуры апостолов. Такой светлый колорит, золотистые и нежно-розовые тона, радостное настроение характерны как раз для раннего творчества Рублева.
Это первая серия икон на Руси, в которых византийская иконописная традиция предается переосмыслению. Они утрачивают повествовательность, напряженность действия и драматизм, но при этом ярче проявляется духовное значение изображаемых событий.
Характерен для Рублева вдохновенный, одухотворенный характер этого образа. Он в целом соответствует образам византийского искусства этого времени, но отличается большей кротостью, смирением и просветленностью, линии более плавные, мягкие, в образе чувствуется гармония и одновременно расположенность к человеку.
Соблюдение иконографических канонов не исключало для Рублева возможности вложить в изображение собственное представление об образе святого.
Собор, упомянутый в летописи, — Владимирский Успенский собор, являвшийся кафедральным. Он был полностью разорен ордынцами и нуждался в восстановлении. Князь Василий Дмитриевич прямо связывал его реставрацию с возрождением духа и культуры независимой Руси после Куликовской битвы.
К сожалению, фрески Успенского собора сохранились лишь частично. Однако иконостас, входивший с ними в один ансамбль, дошел до нас. В 1768 году он был вынесен из собора и продан. Найти его удалось лишь в 1919–1922 годах благодаря работе экспедиции Центральных государственных реставрационных мастерских. Отреставрировав, иконы разместили в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Иконостас состоит из трех рядов: деисусного, праздничного и пророческого — и является одним из самых больших сохранившихся до наших времен. Иконы деисусного чина — то есть ряда икон, имеющих в центре изображение Христа, а справа и слева — Богоматери и Иоанна Крестителя, — более трех метров высотой. Центральная из них — «Спас в Силах».
По традиции эта икона занимает особое, центральное место в иконостасе, так как сюжет ее — второе пришествие Христа — является ключевым событием в христианской истории. Господь, сидя на троне, в левой руке держит раскрытое Евангелие, а правой благословляет стоящих перед иконой. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет собой Вселенную. Синий овал символизирует небо и ангелов, красный прямоугольник — землю и четыре стороны света. Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV–XV веках, и образу, созданному Андреем Рублевым, иконописцы следуют вот уже шесть веков.
Величавый вид Спаса вкупе с душевной мягкостью воплощает идеал русского народа, значительно отличающийся от греческого, доминировавшего в иконах предыдущих лет. Это также объясняют возрождением русской национальной культуры.
На иконах Иоанн Креститель и Богоматерь повернуты в три четверти оборота к Христу, так, что они показаны молящимися Спасителю, — это тоже традиционное изображение для деисусного чина. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за людей перед лицом Отца Небесного.
Икона эта сравнительно небольшая. Рублев изображает возносящегося на небо Христа в окружении ангелов, а внизу, в лучах света, помещены фигуры апостолов и Богоматери, указывающие на совершающееся чудо.
Манера и стиль, в котором написаны другие иконы чина, позволяют предположить, что писались они разными мастерами. Икона «Вознесение» выделяется наиболее совершенным исполнением, особой организацией композиции, многообразным колоритом, характерным для творчества Андрея Рублева, благодаря чему было сделано заключение о ее авторстве.
Рублев несколько отступил от византийской традиции, согласно которой Страшный суд, выполнявшийся яркими красками, изображал неизбежные мучения, ожидающие людей после смерти. Изображения страданий грешников практически не сохранились, а в глазах людей, призванных на Суд, мы видим не страх и страдание, а надежду и ожидание милости.
В образах апостолов и идущих за ними праведников много волнения, надежды, тех живых чувств, которые редко изображались на церковных фресках. Рублев словно хотел показать свою веру в то, что зло исчезнет, уступив место добру.
Авторство Андрея Рублева в отношении этих работ может быть установлено только с помощью стилистического анализа. Кроме того, предполагаемый заказчик чина — Юрий Звенигородский — имел тесные связи с Троице-Сергиевой лаврой, был крестником преподобного Сергия Радонежского, и, вероятно, заказ на иконы попал именно к Андрею Рублеву.
Фигуры Звенигородского чина поражают сочетанием изящества и силы, мягкости и твердости, но больше всего своей притягательной человеческой добротой. «Спас» Рублева — произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника и все последующие поколения иконописцев. Образ Спасителя обладает удивительной духовной глубиной и силой. Он предстает очеловеченным, мягким, открытым, в нем подчеркивается не всеведение и всемогущество, а милость и любовь к миру. Рублев пишет Спаса в мягкой, светлой цветовой гамме, наделяя его славянскими чертами. Используя возможности поясного изображения, Андрей Рублев сосредотачивается на деталях, делая изображение очень прорисованным, четким, скрупулезно выписывая выражение лица и глаз.
«Спас» Рублева — произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника и все последующие поколения иконописцев. Образ Спасителя обладает удивительной духовной глубиной и силой. Он предстает очеловеченным, мягким, открытым, в нем подчеркивается не всеведение и всемогущество, а милость и любовь к миру.
Черты лица написаны мягким, плавным движением кисти, с почти каллиграфической точностью. Спас смотрит с иконы открыто и приветливо, при этом кроткое выражение лица сочетается с твердостью осанки повернутой на три четверти фигуры. Это очень необычный ракурс, создающий многогранность образа.
Несмотря на то что большая часть изображения была утрачена, образ очень полный, ясный, завершенный. Эта икона действительно является одним из шедевров древнерусского искусства.
Возвышенная красота архангела Михаила, соотнесенная со славянскими, а точнее, русскими чертами, как будто воплощает в себе гармонию и совершенство, недостижимые в этом мире, но обретенные в мире небесном.
Образ отличается величавым спокойствием, сдержанностью, он полон внутренней силы и при этом доброты. Высокий лоб свидетельствует о его мудрости, он склоняет голову, погруженный в размышления. Одежда апостола, выполненная в мягких серо-голубых и лиловых тонах, своим колоритом и тонкостью переходов от одного цвета к другому усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности. Светотеневая лепка и при этом чистота и сочность красок ярко характеризуют Рублева как отличного колориста.
Несмотря на фрагментарную сохранность Звенигородского чина, он воспринимается как единое целое. При этом целостность не означает сглаживание различий, единство композиции сочетается с подчеркиванием индивидуальных особенностей каждого из персонажей.
Вскоре после окончания работ в Успенском соборе к Москве подошел хан Едигей. Внезапное нападение принесло множество бед и разрушений. Неизвестно, где находился в эти годы Андрей Рублев. Можно лишь говорить о том, что его высокое и вдохновенное искусство развивалось в очень тяжелые годы, полные народных бед и горя. Гармония его работ возникала как потребность победить царящую вокруг жестокость, как стремление к чистым, светлым идеалам христианства.
Главное и самое известное произведение Андрея Рублева — знаменитая «Троица», хранящаяся в Третьяковской галерее. Это, несомненно, творческая вершина в карьере художника.
Задокументирован факт, что игумен Никон, сокрушаясь о том, что Троицкий собор, недавно отстроенный после нашествия Едигея, не был украшен живописью, поручил Рублеву закончить оформление храма и «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».
Украшение собора фресками было отложено на год, чтобы осадка здания не повредила роспись, но ничто не мешало начать создание внутреннего убранства храма и написание икон. Существует версия о том, что икона Троицы была лишь перенесена в новый собор после того, как сгорел старый, и в этом случае ее следует относить к десятым годам XV века. Однако искусствоведы, рассматривая икону с точки зрения стиля, относят ее к более позднему периоду творчества Рублева.
Сюжет «Троицы» рожден библейским рассказом о явлении Аврааму Бога в облике трех ангелов. Авраам с женой угощали их невдалеке от мамврийского дуба, и Авраам понял, что ангелы — воплощение Бога в трех ипостасях. Во время трапезы Аврааму дано было предсказание о предстоящем рождении сына Исаака: согласно пророчеству, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы Земли». Затем двое ангелов отправились вершить суд над Содомом, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
В интерпретации Андрея Рублева библейский сюжет утрачивает свою повествовательность. Он не пишет Авраама и Сарру, нет сцены заклания тельца, и даже атрибуты трапезы почти исчезают — Рублев убирает все сиюминутное, оставляя лишь вечное. Ангелы беседуют, их позы и движения рук говорят о неспешности и возвышенности тематики беседы. Вместе с тем икона до крайней степени символична.
Круг — самый распространенный и понятный символ вечности, символ Триединого Бога, но ангелы не заключены в круг, они сами его образуют. В центре этого круга помещена евхаристическая чаша — смысловой и композиционный центр иконы — с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения — жертвенная любовь.
Левый ангел, означающий Бога Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением выражает покорность воле Бога Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ евхаристии, символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа).
За каждым из ангелов помещено символическое изображение — дерево, дом и гора. Дерево — это не только мамврийский дуб из библейского повествования, значение этого символа гораздо глубже и многограннее. Это и древо жизни, и символ воскресения, и указание на живоначальность Троицы.
Дом — это символ созидания внутреннего мира человека, Божие домострительство, и не случайно он изображен за спиной Бога Отца; это очень яркий и часто встречающийся художественный образ, который олицетворяет собой радостное, вдохновенное познание, постижение истины.
За спиной третьего ангела — Духа Святого — изображена гора. Это древний и понятный символ всего возвышенного, это «горний мир», то есть мир небесный, ангельский, духовный. Сама икона рассматривалась в христианской традиции как окно в горний мир, который иконописец может увидеть своим духовным зрением. И одновременно это символ духовного восхождения, Фавора, где совершилось Преображение, и Голгофы, где была совершена жертва.
Стол, за которым сидят ангелы, — это снова символ жертвенника, то есть Голгофы, и одновременно престола, то есть Гроба Господня.
Отдельного внимания заслуживает символика цвета. Кроме уже упоминавшегося цвета одеяний ангелов, которые отсылают нас к определенным иконописным традициям, все колористическое решение несет дополнительную смысловую нагрузку. Отказавшись от темных красок византийской традиции, Рублев использует светлые цвета, символизирующие Фаворский свет, то есть свет, сиявший в момент Преображения. Символика голубого цвета также весьма глубока и многогранна. Это и символ неба и духовного мира, и символ крещения Святым Духом, возрождения, духовного образования человека. Кроме того, в иконописной традиции голубой цвет, как и темно-бордовый, традиционно ассоциируется с Богородицей.
До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские.
С нее было сделано два списка, которые, согласно православным канонам, могут заменить икону древнего письма. Один список был сделан в конце XVI века по заказу Бориса Годунова, второй — в 1926–1928 гг. для международной реставрационной выставки икон 1929 года. Обе иконы сегодня размещаются в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В 1929 году «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где находится до настоящего времени.
Это одно из самых больших художественных чудес, которыми одарил нас XV век. Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, конечно, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «Вселенской церкви», по выражению одного из летописцев.
Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, конечно, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «Вселенской церкви», по выражению одного из летописцев.
В 1995 году археологическими раскопками были обнаружены древний престол Спасского собора и мощи, которые с определенной вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублеву.
Здесь мы вновь видим традиционное для Рублева едва заметное отступление от канона. Павел у Рублева изображен не умудренным и задумчивым старцем, каким изображал его учитель Рублева, Феофан Грек, — он взволнованно обращается к Богу, виден его сильный, страстный характер, о котором говорит нам Евангелие. Превосходно живописное решение иконы. Павел одет в темно-малиновый плащ, на котором лежат яркие светлые блики; с цветом одеяния перекликается переплет книги, написанный киноварью.
Рукопись «Книга глаголаемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых» говорит о дате смерти Андрея и Даниила: «Преподобные отцы Андрей Рублев и Даниил Черный спостник его, иконописцы славный преставишася в лето 6938 и положены быша во Андроникове монастыре». Троицкий иконостас — одна из последних сохранившихся работ Андрея Рублева. Есть сведения о том, что он создал фрески в Андрониковом монастыре, но они почти полностью были уничтожены, сохранился лишь орнамент в окнах алтаря, который, благодаря тому что окна были заложены, сохранил изначальную яркость красок. Многие более ранние работы Рублева также были утрачены. Год 6938-й (по летоисчислению от Сотворения мира) соответствует 1430 году в современном летоисчислении. Вероятно, Андрей Рублев вместе со своим другом и напарником Даниилом Черным стал жертвой морового поветрия. В 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее, основополагающее влияние на искусство и культуру нашей страны. У Рублева было множество учеников, последователей и подражателей, но никто из них так и не сумел превзойти мастера. Уже в следующем, XVI столетии его работы ценились столь высоко, что Стоглавый собор 1551 года провозгласил их официальным образцом, повелев «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».
Троицкий иконостас — одна из последних сохранившихся работ Андрея Рублева. Есть сведения о том, что он создал фрески в Андрониковом монастыре, но они почти полностью были уничтожены, сохранился лишь орнамент в окнах алтаря, который, благодаря тому что окна были заложены, сохранил изначальную яркость красок. Многие более ранние работы Рублева также были утрачены.
В 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее, основополагающее влияние на искусство и культуру нашей страны.
Елизавета Орлова
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — https://coollib.net/