• Посм., ещё видео
Однако Предание Церкви свидетельствует об обратном: Святые говорят не только о ненависти к демонам, но и к еретикам, и не только о ненависти, но и пожелании им погибели.
Разумеется, здесь, как и всегда в духовной жизни, должно соблюдать осторожность, о чем также будет упомянуто. Тем не менее, наличие таких изречений Писания и Св. Отцов отрицать невозможно.
Св. Отцы дают такие толкования на эти слова Священного Писания:
Св. Афанасий Великий: Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники.
Прп. Феодор Едесский: Совершенной ненавистью ненавидеть бесов, как врагов нашего спасения, Давидское научает нас слово.
И другие изречения Св. Отцов:
Св. Иоанн Златоуст: Когда ты видишь, что кто-то делает тебе зло, ненавидь не его, но диавола, который стоит за ним.
Св. Феодор Студит: Будем ненавидеть и бегать диавола. Ибо как благодетеля за благодеяния любят и прилепляются к нему, так лукавого за его злобу ненавидят и отвращаются… Если мы не возненавидим этого врага нашего — диавола, то не найдется ни одной достойной муки для наказания и мучения нашего, как мы заслужили; потому что мы питаем дружбу ко врагу, и убийцу нашего считаем возлюбленным.
Прп. Серафим Саровский: Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.
Прп. Максим Исповедник: Такой-то похулил тебя: возненавидь не его, но хулу и подустившего к тому его демона.
Прп. Исайя Отшельник: Имеется естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души.
Св. Иоанн Дамаскин: Его (падшего Адама) любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения – на подобных ему людей.
Св. Нил Синайский: Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей: но с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк: Согрешение брата мы должны считать за свое собственное и ненавидеть лишь диавола, прельстившего его.
Прп. Варсонофий Великий: Брат! Да будет проклят посеявший в сердце твоём такие помыслы.
Житие прп. Макария Египетского, слова Св. Макария: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный отцу вашему диаволу» и вам.
Когда приходит к тебе хульный помысл, встань и молись, и, оградив себя крестным знамением, говори про себя, как бы самому врагу: «Анафема тебе и наваждению твоему, твоя хула да будет на тебе, сатана. Сам я верую, что есть Бог, промышляющий о всем, а этот помысл не от меня происходит, но от тебя, зложелателя». И я верую, — заключил старец, — что Бог избавит тебя от такой скорби (Отечник).
К этому присовокупи: проклят будь ты, диавол! это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе, — и наблюдай сердце твое, чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святой Дух (Отечник).
Демоны, желая обольстить другого старца, сказали ему: хочешь ли видеть Христа? Он отвечал им: анафема вам и тому, о ком вы говорите. Я верую в моего Христа, Который повелел: Аще рекут вам: се зде Христос, или онде, не имите веры (Мф. 24:23). После этих слов старца демоны тотчас исчезли (Отечник).
Слова Ангелов, обращенные к бесам, Мытарства блаженной Феодоры: О бесстыдные, проклятые, мрачные и злые враги рода человеческого!
Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой — проклинаем диавола (Авва Маркелл, Луг Духовный).
Толкование Св. Отцами:
Св. Афанасий Великий: Ибо должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое. Св. Иоанн Златоуст: Не только сам я не хотел делать ничего противного закону Божию, но и нарушающих заповеди Его я ненавидел: «творящих преступление я возненавидел».
Св. Иоанн Златоуст: Не только сам я не хотел делать ничего противного закону Божию, но и нарушающих заповеди Его я ненавидел: «творящих преступление я возненавидел».
Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения.
Итак, я, говорит, всех «творящих преступление я возненавидел«, потому что «начало греха отступление» от Господа (Сир. 10:14,15), как говорит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступников, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: «нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57:21).
Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручивших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей.
Разве не научает нас тот же пророк в другом месте, говоря: «не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами» (Пс. 138:21,22).
Будем же и мы подражать пророку и возненавидим делающих беззакония, чтобы чрез безразличное общение наше с ними не оказаться нам соучастниками их беззакония.
Все обязывает нас ненавидеть общение с ними: и то, что они, отворотившись от света, ходят во тьме, – между тем «что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14), – и то, что, отвергшись имени Христова, сами себе усвояют имя Велиара («какое согласие между Христом и Велиаром?» ст. 15), и то, что, уклонившись от входа сюда, они, с бешенством стремятся в идольские храмы, оскверняясь их скверной («какая совместность храма Божия с идолами?» ст. 16).
Другие изречения Св. Отцов:
Св. Иоанн Златоуст: Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе. Брат спросил авву Пимена: что значит: гневаться на брата своего всуе (слич. Мф. 5:22)? — Всуе гневаешься, отвечает старец, если гневаешься за всякое лихоимство, которое ты терпишь от брата твоего, — даже если бы он выколол у тебя правый глаз. Если же кто старается удалить себя от Бога, — на такого гневайся (Древний Патерик). Прп. Иосиф Волоцкий: Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. Говоря так, этот великий и равноапостольный муж указывает определенные временные условия, поскольку нет воли Божией, чтобы всегда было так. Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда…
Брат спросил авву Пимена: что значит: гневаться на брата своего всуе (слич. Мф. 5:22)? — Всуе гневаешься, отвечает старец, если гневаешься за всякое лихоимство, которое ты терпишь от брата твоего, — даже если бы он выколол у тебя правый глаз. Если же кто старается удалить себя от Бога, — на такого гневайся (Древний Патерик).
Прп. Иосиф Волоцкий: Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. Говоря так, этот великий и равноапостольный муж указывает определенные временные условия, поскольку нет воли Божией, чтобы всегда было так. Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, – до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда…
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 прибавлено: “и ненавидеть”.); когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку.
Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: «поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре – чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей.
Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд – иди; если судья, допрашивая, потребует показаний – говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского.
Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане – спасители государства, строители, заступники и учителя.
Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан».
У Св. Афанасия Великого толкования этого места не дано, однако на предыдущие слова псалма «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (Пс. 67:2). Святой дает такое толкование: Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами. Также в молитвах на сон грядущий данные слова применены к бесам: Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога (Молитва Честному Кресту). Тем не менее, это не исключает применение данных слов и к людям-грешникам.
Св. Исихий Иерусалимский: Удобно падение грешников, хотя, по-видимому, и сильно они надеются на себя. Ибо что слабее и способнее к рассеянию дыма, а равно и воска, когда согревается сильным огнем? А с ними сравнил пророк грешников. Ибо когда воспламенится на них огонь геенский; то вся внешняя пышность их вдруг исчезнет (цитата по Евфимию Зигабену, Толковая Псалтирь)
А демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: на мне лежит странник, я не могу идти. Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: встань, если можешь, ступай во тьму! (Древний Патерик). Св. Ефрем Сирин: Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония бес нечистоты». Св. Ефрем Сирин: Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: «О, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтоб ты выполнил свое желание? Иди к подобным тебе непотребным. Выпросил ты себе стадо свиней. С ними и утопай«.
Св. Ефрем Сирин: Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония бес нечистоты».
Св. Ефрем Сирин: Скажи внушающему тебе скверные и нечистые пожелания: «О, враг истины! Ужели мне стыдить себя для того, чтоб ты выполнил свое желание? Иди к подобным тебе непотребным. Выпросил ты себе стадо свиней. С ними и утопай«.
Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу (Сир. 21:30).
Здесь говорится о том, что нельзя легкомысленно, не будучи укрепленным в вере и исполнении заповедей, вступать в брань с врагом рода человеческого.
Известное изречение Св. Исаака Сирина:
И что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу.
Такая «несогласованность» присутствует не только у разных Святых — она есть у одного Святого отца в одном его рассуждении о любви. Я имею в виду св. Максима Исповедника и его «Сотницы о любви» из Добротолюбия в пер. св. Феофана Затворника.
Вот он пишет:
Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, и порочного милует по благости Своей и, наказуя в веке сем, обращает его; так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, — добродетельного по естеству и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания, милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего.
Во-первых, получается, что это какая-то особенная любовь, а не нам известная страстная любовь.
Во-вторых, видно, что любовь равная дополняется такой милостью к людям, которую мы бы назвали, скорее, судом, а не любовью: Добродетельного так, а порочного совсем не так, как добродетельного.
Такую же бесстрастную любовь св. Максим приписывает и святым:
Нестрастный любит равно всех человеков, — добродетельного по естеству и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания, милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего. Вот здесь больше понятно, в чем любовь равная ко всем: это объясняется выражением «по естеству». Человек любит всех людей как принадлежащих к одному с ним естеству. Понятно, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29). Итак, по естеству человек нестрастный любит всех как людей. Но опять же эта любовь дополняется нравственным судом: добродетельного любит не так, как порочного.
Вот здесь больше понятно, в чем любовь равная ко всем: это объясняется выражением «по естеству». Человек любит всех людей как принадлежащих к одному с ним естеству. Понятно, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:29). Итак, по естеству человек нестрастный любит всех как людей. Но опять же эта любовь дополняется нравственным судом: добродетельного любит не так, как порочного.
Итак, что же мы имеем? Есть любовь по естеству, равная ко всем. И есть любовь более похожая на суд, которая любит добродетельных и не любит порочных.
Так вот в чем было наше затруднение: мы слышим о любви ко всему творению, людям, птицам, животным, демонам и всякой твари, и думаем, что это пристрастие, привязанность, нравственное одобрение. Но нет, это любовь по естеству, и ее далеко не достигают подавляющее большинство людей. Страстный человек даже и понять не может, что значит так любить людей, как ниже пишет св. Максим: Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого. Св. Ефрем Сирин пишет: Всех люби и всех удаляйся.
Как так? Если бы это была нравственная любовь, любовь к добру нравственному, любовь к тому, что хорошо, то почему надо всех удаляться? Почему надо не любить ничего человеческого? А вот именно поэтому: это не такая любовь, которая содержит в себе нравственное одобрение личности грешника.
Поэтому слова о ненависти к еретикам надо понимать в обычном, общепринятом смысле нравственного суда, неодобрения, а слова о любви к ним — как призыв к святой любви к еретикам за то, что они люди единоестественные нам. Эта святая любовь присуща только людям бесстрастным, не иначе.
Данная небольшая статья не претендует на всеохватность; вероятно, это могло бы быть предметом рассмотрения в серьезной богословской работе. Однако и из тех свидетельств Писания и Св. Отцов, которые приведены выше, видно, что несостоятельны разного рода «концепции» о том, что христианин никого не должен ненавидеть.
Роман Торчагин
Марксизм взял устремленностью к абсолютному. Поистине, человек может удовлетвориться только абсолютным. Марксизм обвиняют в забвении вертикального измерения человека — устремленности к Богу, в горизонтализме, в земном мессианстве и т.д. Это тысячу раз верно. Но было бы ошибкой думать, что вследствие этого марксизм вытесняет абсолютное. Он только меняет направление. Он пользуется абсолютным, эксплуатируя его силу.
Он всегда остается абсолютным — в буквальном смысле от слова ab-solvere (лат.) — он отрывает идею от реального, создает из нее идеал, мобилизующий всего человека, вдохновляя высокими целями своих последователей, перемещая абсолютное Бога в иную плоскость.
Мы, христиане, знаем и исповедуем, что Бог бесконечно превосходит нашу мысль, Он — непостижим, невыразим, Он — в свете неприступном, которого мы можем коснуться только по дару Христовой благодати. Однако и марксизм не отказывается от Абсолютного, но он видит его в человечестве и в конце истории человечества. Вот почему марксизм оказал столь мощное воздействие на сердца людей, одних доводов разума было бы недостаточно. Люди нуждаются в том, что превосходит обыкновенную реальность, они нуждаются в абсолютном. Если они не находят его в вере в Бога, они ищут его в другом — в сектах, в опиуме или в марксизме.
Это главное, в чем марксизм оказался бесконечно привлекательней капитализма. Капитализм это антиабсолютное. Его средства, его цель — строго земные, по земному реальные: комфорт, благосостояние. США, Швеция, общества потребления дали наглядный пример. Когда Хрущев пообещал, что СССР достигнет уровня жизни США в 1980-м году, это была не просто громадная оплошность в назначении точной даты исполнения пророчества. Это была принципиальная ошибка. Он развенчал марксизм, низринул его с идеологической высоты, которая заключалась в созидании «нового человека» — нового человечества, а не другой Америки.
Вот почему марксизм был также религией. Часто говорят, что у него были свои догматы, своя церковь (партия), своя мистика, свои мощи (все, наверное, помнят слова патриарха Тихона, когда ему сообщили, что в мавзолее Ленина прорвалась канализация: «По мощам и елей»), У марксизма были свои ренегаты-отступники и свои мученики. Они составляли значительную часть жертв ГУЛАГА.
В том, что марксизм явился религией человечества, не было ничего нового. Огюст Конт еще в средине XIX века пытался основать такую религию — со своими обрядами, своим культом. Тем не менее, марксизм больше, чем все это. Тоталитарное государство не есть государство без религии, это религия государства. Это не просто атеизм, но идолопоклонство. Так политика становится религией, возвышаясь до мистики, а религия — политикой. То, что раскроется в полноте с пришествием антихриста.
Наконец, вследствие того, что марксизм претендовал быть чем-то абсолютным — религией, мистикой (но чисто человеческой), — он должен был быть абсолютно тотальным, не знающим ограничений ни в своей вере, ни в своих действиях. Никаких ограничений в вере — ибо он обладает абсолютным знанием.
Он становился своего рода богословием, для которого философия — только служанка. Никаких ограничений в действиях — ибо не понимал смысла личности: личность должна была растворяться в безличном коллективизме, как теперь — в атмосфере греха как нормы. А совесть — то главное, что есть в человеческой личности, — должна была молчать, когда речь шла о «крестовых походах» ради общечеловеческого блага. Это был своего рода «крестовый поход» абсолютного.
То, что сегодня, сейчас, может казаться жестоким. Переход может быть долгим. Диктатура пролетариата от временной, какой она должна была быть, может стать постоянной. Какое это имеет значение! Конечная цель оправдывает все. Ленин дерзал писать: Нравственность, в нашем понимании, подчиняется интересам класса пролетариата. Нравственно то, что служит уничтожению старого эксплуататорского общества и объединению рабочих вокруг пролетариата.
Как созвучно это лозунгам современных радикальных либералов: «Ваши христианские заповеди, ограничивающие свободу человека, — безнравственны. Нравственно то, что позволяет человеку беспрепятственно с детских лет реализовать себя — вольное сожительство, гомосексуализм, наркотики». Что касается достижения конечной цели, Ленин говорит об этом с предельной ясностью: Если бы для победы дела коммунизма потребовалось уничтожить девять десятых населения, мы не должны бы были испугаться таких жертв.
А в 1909 году он писал: Марксизм есть материализм. Как таковой, он также неумолимо враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Но диалектический материализм идет дальше. Он говорит: необходимо знать, как бороться против религии.
И для этого надо объяснять материалистический смысл источников веры и религии масс. Нельзя ограничивать борьбу против религии отвлеченной идеологической пропагандой. Необходимо связать эту борьбу с конкретной практикой классового движения с целью упразднения социальных корней религии. Как эта борьба против религии осуществлялась на деле, какие реки крови новых мучеников пролились, нам известно.
Ныне ради достижения новой свободы радикальный либерализм приносит в жертву все человечество. То, что происходит сегодня в мире, не может не ужасать, хотя марксизм — уже вчерашний день. Или нам надо, чтобы исчадие марксизма — либеральный антимарксизм пошел еще дальше, чтобы мы могли измерить все последствия устремленности к земному абсолютному?
Публикуется по изд.:
Протоиерей Александр Шаргунов. Миражи любви и мир. М.: Русский Дом, 2010. СС. 31-34
Петров, уже снявший с себя сан. 1908 г.
В настоящее смутное время, когда не только Русской Церкви, но и самой вере грозит величайшая опасность от римского папизма, франкмасонства и еврейства, направивших на них свои вражеские стрелы, Всенародный русский союз, имеющий на знамени своем Православие, Самодержавие, русская народность и нераздельность России, обращается, Владыко, к Вам, как к преемнику великих и приснопамятных первосвятителей, непоколебимых хранителей апостольских преданий, светильников, стоявших на страже Московской и Всероссийской Церкви, с следующею сыновнею просьбою:
Союз глубоко опечален, что некоторая часть вверенных Вам пастырей, состоящая преимущественно из молодых иереев-законоучителей, разномыслящих с своею паствою, презрев священные каноны, восстала против своего Архипастыря, возмутила мир церковный и обратила Епархиальный Дом в самочинное сборище священно-церковнослужителей.
Проповедывая в сем Доме противохристианский социализм, эти клирики дерзнули не только высказать порицание своему Архипастырю, напечатав оное в революционной газете, но и дерзнули потребовать, чтобы отцы благочинные сложили свои полномочия, чтобы священный клир выразил порицание совершению общественных молебствий и крестных ходов, как бы действам, не имеющим ничего общего с христианскою молитвою, и на призыв некоторых протоиереев и иереев покаяться и просить прощения у Архипастыря, они ответили упорным нежеланием.
Твердо уповая, что усердное всенародное покаяние, пост и молитва могут успокоить народные страсти, положить конец междоусобным распрям, возвратить народу разум, мир и благоденствие, Союз не может пройти молчанием вышесказанные действия свяшеннослужителей, направленные к сеянию смуты церковной и гражданской.
Следуя примеру пастырей, и церковнослужители вверенной Вашему Высокопреосвященству епархии образовали свой союз, имеющий свои сборища в помещении театра «Аквариум», заведомо предназначенного для целей, ничего общего с церковными нуждами не имеющих, где они, между прочим, решили домогаться уравнения прав своих со священниками и отвергнуть обязательность целования руки при преподании им пастырского благословения.
Союз не может также не обратить внимание Вашего Высокопреосвященства на деятельность Общества любителей духовного просвещения, не согласную ни с его уставом, ни с целью, с которою основал это общество приснопамятный Митрополит Филарет.
В особенности заслуживает внимания деятельность редактора газеты, кощунственно названной им «Правдой Божией», безместного иерея, облекшегося в светскую одежду, Петрова.
В видах скорейшего прекращения церковной смуты, Всенародный Русский Союз почтительнейше просит Ваше Высокопреосвященство:
1) подвергнуть каноническому взысканию иереев, подписавших вышесказанное порицание Вашему Высокопреосвященству; 2) воспретить Обществу любителей духовного просвещения деятельность, несогласную ни с его целью, ни с уставом; 3) принять меры к тому, чтобы печать светская и наипаче духовная не глумилась над православным вероучением, церковными обрядами и священным клиром; 4) обратить внимание на деятельность иерея Петербургской епархии Григория Петрова, действующего в Москве без разрешения местной епархиальной власти, иначе Верховный град Москва обратится в рассадник церковной смуты и духовного разврата всего православного русского народа.
Союза русских людей: Князь Александр Щербатов.
Члены Совета: Иннокентий Дараген, Леонид Бобров.
Монархическая партия: В. Грингмут, Ал. Шмаков, А. Геникс, А. Елишев; Союз землевладельцев: Н. Жедринский, С. Кологривов; Московская добровольная охрана: И.Н. Ануфриев; Союз русского народа: Н. Ознобишин; Общество русских патриотов: Н. Капканщиков, Н.Н. Сучков, А. Балашев; уполномоченные Одесского отдела русского собрания: М. Богоявленский; Союза русского народа в Петербурге: Шарапов; Кружок дворян: товарищ председателя Ф. Степанов.
Преосвященных викариев: Трифона, Епископа Дмитровского, Никона, Епископа Серпуховского и Серафима, Епископа Можайского
7-го февраля в московском Епархиальном ломе было в присутствии нас, трех викариев Вашего Высокопреосвященства, первое «пастырское собрание» приходских священников г. Москвы.
При осуждении вопроса о благоустройстве церковно-приходской жизни один из священников, Н.В. Арсеньев, обратил внимание собрания на тот вред, какой приносит петербургский заштатный священник Григорий Петров своею публицистическою деятельностию, посевая в среде православной паствы, под видом христианского учения, не только смуту в умах, но и явно противохристианские социалистические понятия. Его газета, кощунственно именуемая «Правдой Божьей», вносит великий соблазн в душу простого народа, возбуждает в массах недовольство существующими порядками и политическое брожение, медленно отравляя их ядом социализма и презрения к Св. Православной Церкви.
И это отравление, это духовно-нравственное, религиозное и политическое развращение народных масс тем опаснее, что идет от лица, облеченного священным саном. Кроме публицистической, чрез свою «Правду Божию» и чрез газету «Русское Слово», вредной деятельности, священник Петров ведет пропаганду и лично как в некоторых средних слоях общества, так и в среде самого духовенства.
Последние смуты в Обществе любителей духовного просвещения во многом обязаны его влиянию на молодых священников, особенно законоучителей светских учебных заведений, хотя сам он личного участия в самочинных «пастырских собраниях» сего Общества и не принимает.
К заявлению о. Арсеньева присоединилось почти все пастырское собрание, при чем большинство просило нас, викариев Вашего Высокопреосвященства, повергнуть пред Вами свою глубокую скорбь по поводу соблазна, вносимого Григорием Петровым в среду их паствы и ходатайствовать пред Вами:
не признаете ли возможным принять с своей стороны меры к прекращению сего соблазна и для сего: просить, где следует, если не о совершенном прекращении издания «Правды Божией», то, по крайней мере, о немедленном изменении названия сего кощунственного издания; б) о воспрещении священнику Петрову дальнейшего пребывания в Москве и ее окрестностях; в) просить Святейший Правительствующий Синод войти в рассмотрение: не благовременно ли привлечь сего священника к ответственности пред Церковью за искажение православного учения и распространение ложных противообщественнных и противохристианских учений?
№ 482. Февраля 15 дня 1906 года,
Владимира, Митрополита Московского,
Долгом поставляю благопочтительнейше при сем представить на благоволение и на распоряжение Св. Правительствующегo Синода поступившие на мое имя два доклада:
1) Преосвященных викариев вверенной мне Московской епархии от 15 февраля текущего 1906 года за № 482 и 2) Всенародного русского союза, в коих сказанные представители просят моего ходатайства пред Святейшим Синодом о том, между прочим, чтобы было обращено должное внимание на деятельность священника Санкт-Петербургской епархии Григория Петрова в г. Москве без разрешения местной епархиальной власти, в противном случае столичный город Москва обратится в рассадник церковной смуты духовного разврата всего православного русского народа.
Митрополит Владимир, Московский и Коломенский
№ 71 23 февраля 1906 г.
По материалам книги:
А.И. Введенский. Церковь и государство (Очерк взаимоотношений Церкви государства в России 1918-1922). М., 1923. СС. 25-29
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — https://antimodern.wordpress.com/