• Посм., ещё видео
Польский иезуитский проект уничтожения русской веры на Белой Руси и на Украине (1717 г.)
«Каждый поляк должен избегать русина, и даже в соседстве с ним дружбы не водить, разве что для своей выгоды. В присутствии русинов чаще и самыми сильными словами о русинских суевериях говорить. И … каждый захочет обряды свои оставить и отречься, что был когда-то русином, чем всю жизнь умирать живой смертью под насмешками».
«Богатые граждане отчизны нашей в услужение к себе не должны брать русинов, ежели те в услужении этом смогут получить образование. Разве что только ради того, что русины эти от обрядов своих отрекутся. Так, оставаясь в простоте, скатятся они до глубокого убожества и презираемы будут, а потом, либо …падут, либо вынуждены будут от веры своей отвернуться».
«Ёщё в городах и местечках, на Руси основанных, много зажиточных русинов имеется, и их к бедности и безграмотности толкать нужно, чтобы уже ни деньгами, ни умом себе помочь не могли. Сделать это можно так: ежели города те в земстве находятся, одним только расселением евреев возле рынков погубить руснаков можно. Из-за традиционной ловкости еврейской они все заберут себе прибыли в городе, а русь вышлют на панщину за околицы. …под всякими предлогами высылать на панщину, постепенно их к этому приучая. Иногда, кроме евреев, о чём уже выше писано, поселять в этих городах нужно римских католиков, а потом…отселять руснаков. Следить только надо, чтобы письма из Магдебурга по-польски, а не по-русски писались. Так руснаки станут ещё большими простаками, чем были, и ни авторитета, ни силы в городах иметь не будут».
«Самый трудный узел, который необходимо развязать – это их владыки и попы. Первых надо ослепить, чтобы не видели всего, а вторых обременять так, чтобы ни вверх посмотреть, ни думать, ни чинить того, что хотели бы, не могли. Владыки должны быть только шляхетского рода…и что по их смерти останется, не руснакам, а полякам бы доставалось. И мы, и наследники наши не должны допускать епископов русских в сенат, чтобы вере своей они там уважения не чинили, и русинов своих вверх не двигали…и чтобы и догадаться не смогли, что по отношению к ним и целой Руси потихоньку будет планироваться и осуществляться».
«Все наши епископы, взявшись за руки, постепенно, но с сильным старанием должны делать так, чтобы владыки …в непристойном поведении публично уличены были и в суевериях своих предупреждены. Тогда владыки больше противиться ничему не смогут, а общество, приученное к верховенству католичества, легче их к отказу от своих самых сущностных обрядов склонит».
«Попы в наше время – большие простаки, не учёные, и если ими останутся, мешать не будут. В несовершенстве своём и неграмотности, ни корней своей веры, от кого и когда принята была, знать не будут…Чтобы держать их в необходимой нам грубой темноте, лучшее средство – нищета, в которой, как были ранее, так и не выберутся никогда, если мы с ними описанным способом обходиться будем….Таким и другими методами наши предки многих схизматиков к церковному единству склонили. И мы, их придерживаясь, даст Бог, сначала в униатов, а потом всех в римских католиков их превратим. Будет нашему дело полезно, если попам с подданных наших брать ничего не разрешим. ..Если поп отпевать мёртвого не захочет, пусть ему в жилище труп занесут… ввергнем их в такую нищету, что и приличной рубашки, не говоря уж о праздничной, купить себе не смогут. Так поступая, будем держать попов для нас в полезной, а для русинов в невыносимой нужде…к себе пробудим симпатии, а к попам - ненависть холопов наших, и легче будет тех, кто к нам склонен, на своей увидеть стороне».
Далее рекомендуется попов православных понижать в званиях, а за роптания – понижать ещё ниже. Дети шляхетские, если какой проступок совершат, пусть на русинов сворачивают. Те русины, кто аристократами нашими выучен будет, народу своему будут объяснять, что католические обряды и обряды русские – одно и то же, а вера греческая и католическая не противостоят друг другу. «Со временем это поможет сломить самых стойких идей русских».
«Если же, на что не надеюсь, руснаки достигнут степени необходимого совершенства, нужно поступать с ними так: уговаривать тех, кто хочет принять духовный сан, не жениться, и за то оказывать им от других более высокое уважение и давать доходы. А когда бездетные попы умирать будут…мы холопским сынам запретим учиться, а поповичей не будет, шляхты – тоже совсем чуть-чуть, да и та – простота».
«Что мы, поляки, легко сделать можем, так это запретить обучение в школах при церквях холопским сынам. От этого пользу себе заметную иметь будем, и убережём себя от убытков, которые нам подданные наши наносят. Выученный даже в простой сельской школе холопчик от пана… убегает, воли ищет. …Должно в инструкциях администраторам и экономам приказать, дабы следили, чтобы дети холопские не к книгам, а к сохе, плугу, мотыге и цепу приучались».
«Если будем в подобной манере с руснаками обходиться, без сомнения, получим ту выгоду, что народ королевства польского …единство представлять будет. Польша сильнее и для посторонних страшнее будет. Вера католическая больше, чем на 160 миль, вширь и вдоль расцветёт, словом, все мы сильными и целыми останемся».
Перевод с польского Владислава Гулевича.
Однако благодаря внимательному изучению книги Михаила Кояловича Владиславом Гулевичем выяснилось, что польский вариант текста существует, и более того М. Коялович в конце указывает, где он хранится.
Желающие могут ознакомиться с польскоязычной версией документа в указанной книге М. О. Кояловича на стр. 342.
(Редакция ЗР размещает фрагмент книги Михаила Кояловича с этим документом на польском и французском языках постранично).
Ниже следует полный перевод этого польского «катехизиса» (как проверила редакция ЗР абсолютно дословный), который был опубликован в 1862 г. в «Киевских епархиальных ведомостях».
Ежели целость и безопасность государства основана на взаимной любви, а любовь более всего поддерживается единством веры, то мы, поляки, желая целости и безопасности своему Отечеству, всемерно должны стараться с особенным усилием о единстве веры между подданными, поелику же сие единство в краях Русских, как коронных, так и к Великому Княжеству Литовскому принадлежащих, кажется (особенно по отношению к простому народу), наиболее разрушается разностию веры, то государственные чины и каждый поляк, в особенности желающий сохранить целость и безопасность своего Отечества, должны поставить себе в обязанность, чтобы Православное вероисповедание, вероисповеданию Католическому противное, всячески выводить, то презрением, то преследованием, то притеснением тех, которые держатся оного, и другими, сколько то возможно, деятельными средствами.
Будучи поляком, в жилах коего течёт кровь древних поляков Латинского вероисповедания и желая от всего сердца счастья моему Отечеству и вместе большего распространения Римско-католической веры, я, со своей стороны, почитаю средства, следующие действительнейшими к искоренению суеверных, или каких бы то ни было, Греческих обрядов и к введению на место их обрядов Латинских вместе с верою Святой Римской Церкви, и представляю сии средства всем истинным поборникам сей веры и патриотам.
Итак:
В особенности, каждый поляк должен в собраниях чуждаться русского, в соседстве никакой не заводить с ним дружбы, разве для своей выгоды; в разговорах, в присутствии русского, более всего говорить о суеверии русских и т. п. После сего я почти могу уверить, что всякий лучше захочет переменить вероисповедание и совершенно отказаться, что он был когда либо русским, нежели во всю жизнь терпеть столько досад и оскорблений.
Кроме того, мы и приемники наши никогда не должны допускать русских епископов к заседанию в сенате, чтобы они не доставляли своему вероисповеданию никаких важных преимуществ, не старались о возвышении своих единоплеменников, не заводили дружбы с почтенными и везде уважаемыми в отечестве лицами, а более всего, что касается настоящего предмета, чтобы они и догадаться никак не могли, что подобный проект в рассуждении их и целой Руси предпринимается и выполняется.
А для того, чтобы удержать их (что для нас весьма нужно) в столь глубоком невежестве, самым действенным средством я почитаю бедность, в которой они, как доселе оставались, так из оной никогда не выйдут, если станем поступать с ними следующим образом:
1) нужно чтобы помещики не давали никаких новых эрекций иначе, как с тем, чтобы каждый рукополагающийся во священники покупал для продовольствия себя и своего семейства ту землю, которою пользовался его предшественник: таким образом, продающие и покупающие будут подвергаться преступлению симонии; как учили наши богословы; 2) если где находится деревня эрекции, то и там имеющие право давать одобрение (jus representandi), при выдаче оного, могут брать деньги от поступающих во священники; без всякого зазрения совести, не за одобрения, чтобы эти деньги не показывались тогда некоторым образом церковными, но дабы тут же, в самом начале, поставить священника в невозможность запастись раскольническими и отщепенскими (schyzma-tyckierm) книгами. При выдаче же одобрения не должно описывать грунтов и прочих угодий обстоятельно (specifice), ибо таковые одобрения могут служить вместо эрекций правом на все те выгоды, каким пользуется наше духовенство; довольно в сем случае держаться следующей, которую я имел случай читать, копией: «Я N.N. даю одобрение N.N., освобождая его от всяких повинностей господских высылки подвод и проч.».
2) если где находится деревня эрекции, то и там имеющие право давать одобрение (jus representandi), при выдаче оного, могут брать деньги от поступающих во священники; без всякого зазрения совести, не за одобрения, чтобы эти деньги не показывались тогда некоторым образом церковными, но дабы тут же, в самом начале, поставить священника в невозможность запастись раскольническими и отщепенскими (schyzma-tyckierm) книгами. При выдаче же одобрения не должно описывать грунтов и прочих угодий обстоятельно (specifice), ибо таковые одобрения могут служить вместо эрекций правом на все те выгоды, каким пользуется наше духовенство; довольно в сем случае держаться следующей, которую я имел случай читать, копией: «Я N.N. даю одобрение N.N., освобождая его от всяких повинностей господских высылки подвод и проч.».
Намерению нашему будет способствовать и то, ежели мы запретим священникам наживаться на счёт наших крестьян, и посредством их обогащаться. В сем случае и экономы и управители имений, если смерть переселит кого-нибудь в другую жизнь, должны призвать к себе наследников умершего хозяина и определить им, что они должны будут заплатить за погребение: если же священник назначаемою наградою не будет доволен, и умершего погребать не станет, то общество пусть занесёт труп ему на двор; должно также назначать самую ничтожную сумму за совершение и прочих треб, — чем воспрепятствуем им брать с крестьян и лошадей, коров, волов и недвижимое имение, отказываемое но завещанию, а нередко и вынужденное; прекратим всякие их взятки, как за таинства, так и за вымышленные ими обряды, а чрез то доведём их до такой бедности, что они не в состоянии будут иметь и приличного одеяния, а тем более богатого.
Как же им будет запасаться потребными книгами, или, что важнее, давать детям своим хорошее воспитание. С прекращением сих приобретений законных, они лишатся всяких доходов и всяких средств для поддержания своего состояния. Вообще, все мы должны предложить на сеймах римско-католическим епископам нищим и сей проект, чтобы они собором (sinodaliter) постановили, что за какие требы должно платить русским попам, и обязали бы ... чтобы они предписали протопопам или наместникам, чем и за что должен довольствоваться священник.
Поступая таким образом, мы не попустили священникам выйти из бедности, что для нас будет весьма полезно, а для русских нестерпимо; и сверх того, возбудим ещё в крестьянах, посредством таковой потачки, приверженность к себе. А к священникам ненависть, чем удобнее и приклоним их, когда ни захотим, на свою сторону.
А поелику же они имеют свободный вход в наши публичные училища, подобно всем дворянским детям, то они последние должны их преследовать: отцы их (т. е. дворянских детей) незаметным образом да подадут им к тому способы, а благоразумные наставники, знаю, (ибо я сам испытал) только будут потворствовать сему, но и сами даже могут преследовать. Таким образом, пусть никто не считает нужным делом запрещать всем детям русского духовенства поступать в училища, потому что:
1) дети дворян, как обыкновенно случается в буйной молодости, сделав какое-либо преступление, будут иметь случай сложить свою вину на русских; 2) русские, получив от нашего духовенства хорошие образование, ещё более станут объяснять своему народу, что таинства римской церкви имеют такую же важность, как и таинства церкви российской, что обряды одни другим не противны, что римско-католическое вероисповедание и вероисповедание греческое есть одно и то же; а это всё, с течением времени, к удобнейшему преклонению упорных умов русских послужить может.
2) русские, получив от нашего духовенства хорошие образование, ещё более станут объяснять своему народу, что таинства римской церкви имеют такую же важность, как и таинства церкви российской, что обряды одни другим не противны, что римско-католическое вероисповедание и вероисповедание греческое есть одно и то же; а это всё, с течением времени, к удобнейшему преклонению упорных умов русских послужить может.
Посему экономам и управителям нужно бы внушить в их инструкциях, дабы они строго смотрели за тем, чтобы русские крестьянские дети приучиваемы были не к книгам, но к плугу, сохе, ралу и т. п.
Таким образом, постепенно, с осмотрительностью и благоразумием. когда успеем в некоторых местах, то поощрением, то обманом, то угрозою перевесть русских на римлян, то все останутся в той мысли, что, при помощи Божией, во всей стране Русской, к общему всех желанию, будет процветать римское вероисповедание.
Не подумайте, чтобы Россия вступилась за русских, когда они уже сделаются униатами, ибо надобно знать, что униатов, более нежели нас, ненавидят русские и желали бы видеть их, за отступление их отщепенства (schyzma) в крайнем несчастии. Впрочем, хотя и расположена униатам Россия, все же мы можем её для них такою, какою захотим.
Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем со временем того, что народ польского королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единстве, и что Польша сделается предметом всеобщего уважения, взойдёт на высочайшую степень могущества и заставит трепетать пред собою все прочие народы; что религия римско-католическая распространится более нежели на 160 000 квадратных миль: словом, что все мы сохраним целость и безопасность нашего отечества.
Здесь, под конец, заметим, что так как Русь, будучи оставлена при своём вероисповедании, может угрожать нападением Польше, отделится ли она от отщепенства, или присоединится опять к оному, то, обратив ее к римской церкви, мы прежде всего отнимем надежду у простого народа к восстановлению оной, тесно соединив оную с собою, сделаем ее для России неприязненною, в чем да поможет нам Бог.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://zapadrus.su/