Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » • Божье провидѣніе •
23:54
• Божье провидѣніе •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • I. Определения
  • II. Библейские данные
  • Доктрина о Божьем провидении
  • Личное водительство
  • Также отметим
  • Ценный вклад
  • В Новом Завете
  • III. Богословские рассуждения
  • Выводы
  • Примечания
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • «Го́то Предестина́ция» (макароническое название
    со значением «Божье предвидение», от нем. Gott
    и лат. praedestinatio) — русский 58-пушечный
    парусный линейный корабль, спущенный на воду
    27 апреля (8 мая).

    I
    Определения

    Как Владыке неба и земли, Богу принадлежит вся власть управлять всеми действиями во всей Вселенной, в том числе и в природе, и в истории человечества. Но вопрос в том, насколько Бог действительно вмешивается в земные дела. Является ли Бог причиной всего, что происходит в мире или нет? Давайте обсудим вопрос Божьего провидения.

    Божье провидение противопоставляется Его чудесным делам, которые будут обсуждаться в следующем разделе. Вдобавок к этому, Божье провидение – это проявление Его имманентности: Он может работать тихо и незаметно. А когда Бог делает чудо, Он проявляет Свою трансцендентность.

    Он вторгается в историю и осуществляет Свою волю более драматическим сверхъестественным образом. Божье провидение также имеет отношение к вопросу свободы воли человека. Вопрос в том, включает ли в себя Божье провидение и то, что Он контролирует волю человека и заставляет его поступать определенным образом? В последующих главах мы рассмотрим данный вопрос. В этой же главе сосредоточимся только на Божьем управлении природой и историей.

    Иоанн Дамаскин называет Божье провидение «Промышлением» и пишет о нем:


    «Промышление есть Божие попечение о существующем. Другими словами: Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется. Так как Промышление есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы все, происходящее по Промышлению, было несомненно самым прекрасным и самым достойным Божества, таким, что не могло бы быть лучше». 1

    Но вопреки утверждению Дамаскина, что «все, происходящее по Промышлению, было несомненно самым прекрасным», иногда нам кажется, что Божье провидение природных сил и исторических событий приводит к нелогичным и непонятным результатам, которые приносят людям не благо, а только вред.

    Это широко обсуждаемая тема хорошо известна под рубрикой «проблема зла». Вопрос в том, «почему Бог вызывает или допускает зло и страдания в мире?» Эта тема, и в том числе мнение Дамаскина о ней, рассматривается в главе 19.

    II
    Библейские данные

    Начнем наш разбор данной темы со сведений, предоставленных в книгах, рассказывающих о самых ранних исторических событиях в истории Божьего народа, а именно в Книге Иова и в Пятикнижии.

    В Книге Иова утверждается, что Бог может контролировать силы природы и использовать их для собственной цели: «Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем… Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Оттуда Он судит народы» (Иов. 36:27-31). Следующими словами Елиуй очень красноречиво описывает Божью власть над природой:


    «Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти… Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Иов 37:6-13).

    В Пятикнижии поражение на войне часто приписывается Божьему вмешательству.2 Последующие примеры демонстрируют Божье руководство не только природными силами, но и историческим событиями. Наказание путем природных явлений и наказание путем военных действий одновременно показаны во Втор. 28:15-68 и Лев. 26:14-33. Там перечисляются все проклятия, которые придут на нарушающих завет. Бог также заключил всякое чрево в доме Авимелеха, пока Авраам не помолился о нем (Быт. 20:17-18).

    С другой стороны, Бог может направлять природу и историю в пользу Своего народа, т.е. для его благословения. Об этом говорится в тех же самых главах (Втор. 28:1-14; Лев. 26:3-13). Можно упомянуть и о других примерах Божьего провидения для благословения. Например, когда Авимелек взял к себе Сарру, не зная, что она – жена Авраама, Бог не допустил, чтобы он прикоснулся к ней (Быт. 20:1-6). Также, Бог вел слугу Авраама, чтобы тот нашел невесту для Исаака через «случайную» встречу у колодца (Быт. гл. 24).

    Способность к рождению детей у Лии приписана Богу (Быт. 29:31). Далее, чем бы Иосиф ни распоряжался, то ли домом Потифара, то ли тюрьмой или домом фараона, Бог давал ему успех (Быт. гл. 39 и далее).

    Доктрина о Божьем провидении

    Поскольку доктрина о Божьем провидении касается Его правления историей и природой, мы видим много примеров этого явления в исторических книгах Ветхого Завета. Начнем с того, как Бог использует силы природы для наказания. Например, за то, что они взяли ковчег завета, Бог «поражал (Филистимлян) и наказал их мучительными наростами» (1 Цар. 5:6).

    Бог поразил и Навала за его отказ помочь Давиду (1 Цар. 25:38). В другом случае Бог использовал болезнь, чтобы наказать Израиль за грех Давида (2 Цар. 24:15). Также было время, когда Израиль пострадал от голода из-за грехов Саула (2 Цар. 21:1).

    Божье наказание также может принять форму засухи (3 Цар. 8:35-36; 17:1; 2 Пар. 7:13). Упоминаются два случая, когда Бог для наказания использовал львов (3 Цар. 13:24-28; 4 Цар. 17:25-26).

    Бог не ограничен только в том, чтобы использовать природные силы для наказания, Он может управлять и историей для Своей цели. В большинстве случаев это влекло за собой возбуждение военных действий. Бог воздвигал разные языческие народы в качестве Своего инструмента исправления. Это были: Месопотамия (Суд. 3:7-8), Моав (Суд. 3:12-14), Египет (3 Цар. 14:25-26; 2 Пар. 12:2), Ассирия (4 Цар. 15:29-30), Вавилон (1 Пар. 6:15; Езд. 5:12) и другие (2 Цар. 7:14; 3 Цар. 11:14-15; 4 Цар. 24:2; 2 Пар. 28:5).

    Поразительным примером является то, что хотя Израиль количественно превышал число своих врагов, без Божьей поддержки он все же терпел поражение (2 Пар. 24:23-24). Примечательно и то, что через Неемана, военачальника царя Сирийского, Господь дал победу Сириянам (4 Цар. 5:1).

    Помимо наказания Своего народа в целом, Бог использовал определенные события для наказания отдельных людей. Ахав был убит «случайной» стрелой сирийского воина (3 Цар. 22:34). Библия повествует, что Бог «умертвил» Саула руками филистимлян (1 Пар. 10:14).

    Визит Охозии к Иораму не был случайным явлением, потому что Бог намеривался, чтобы таким образом Охозия погиб (2 Пар. 22:7).

    С другой стороны, Божье действие в природе может привести к благословению. Бог может послать дождь, чтобы закончилась засуха (3 Цар. 18:1). Бог дает способность рождать (Руфь 4:13; ср. 1 Пар. 26:5). По окончании голода говорится, что Бог «посетил народ Свой и дал им хлеб» (Руфь 1:6).

    Что касается употребления Богом истории для пользы людей, то в Священном Писании говорится, во-первых, о победе в войне (Суд. 4:14-15; 20:35; 1 Пар. 5:21). В дополнение к этому, некоторые «случайные» события обернулись во благо человека.

    Личное водительство

    Например, «случилось так», что Руфь оказалась на поле своего близкого родственника Вооза (Руф. 2:1-3). Далее, как бы он ни старался Саул, который гнался за Давидом, он не мог его найти, ибо «Бог не предал [Давида] в руки его» (1 Цар. 23:14; ср. 23:27-28; 26:12).

    Далее, когда Амаликитяне напали на стан Давида, Бог сделал так, чтобы Давид и его люди получили все обратно без всякой потери (1 Цар. 30:1-2, 19). Бог дал Давиду большой успех во всем (1 Пар. 11:9) и устроил для него условия именно так, чтобы он, в конце концов, стал царем (2 Цар. 3:9-10). Когда династия Давида отступила от Бога, Он, все же, дал потомкам Давида благоволение перед царем Вавилона, чтобы его линия сохранялась (4 Цар. 25:27-30).

    Также значимо, что посредством Божьего провидения люди порой получили личное водительство от Него. В то время, как Саул искал своих заблудившихся ослиц, Бог, на самом деле, вел его к Самуилу. Даже не упоминая об ослицах, Бог открыл Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему» (1 Цар. 9:16). Далее, Бог публично подтвердил Свой выбор Саула жребием (1 Цар. 10:20-21). Не один раз Бог использовал жребий, как способ водительства (см. 1 Цар. 14:41).

    Особым знамением жрецы и прорицатели филистимлян определили, что Бог послал на них постигшее их бедствие (1 Цар. 6:9-10). Подобным образом Ионафан определил Божью волю относительно того, нападать ли на филистимлян (1 Цар. 14:8-12).

    Однако, важно отметить, что Ветхий Завет изобилует и случаями, когда люди думали, что это Бог что-то делает через определенные обстоятельства, а это было не так. В оценке таких примеров надо всегда принимать к сведению, что их понимание ситуации могло быть (но не обязательно так) определяемо их личным суеверием или недопониманием.

    Приведем следующие примеры:


    Суд. 18:10 – соглядатаи из Дана предполагали, что Бог отдал некий беспечный народ в их руки.
    Суд. 21:3, 15 – Бога обвинили в уничтожении Вениамина.
    Руфь 1:13, 19-21 – Бога обвинили в гибели семьи Ноемини.
    Руфь 4:12 – Думали, что Бог дает детей.
    1 Цар. 23:7 – Судя по обстоятельствам, Саул ошибочно полагал, что Бог отдал Давида в его руки.
    1 Цар. 24:4 – Судя по обстоятельствам, мужчины неправильно советовали Давиду убить Саула (ср. 1 Цар. 26:8).
    1 Цар. 25:26-32 – Авигея предполагал, что Бог «попустит (Давида) идти на пролитие крови».
    2 Цар. 4:5-8 – Убийцы Иевосфея думали, что исполняют Божью волю.
    2 Цар. 16:10f – Давид считал, что Господь повелел Семею злословить его.
    3 Цар. 2:15 – Адония признал, что получение им царства Соломоном было от Бога.
    3 Цар. 17:18-20 – Илия и вдова из Сарепты Сидонской полагали, что Бог вызвал смерть ее сына.

    Теперь уделим внимание указаниям на Божье провидение, которые находятся в поэтических книгах Ветхого Завета. В Пс. 43 победа Израиля над жителями Ханаана приписана не войскам Израиля, а Божьей руке: «Они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего» (Пс. 43:3). Но иногда Бог отправлял языческие войска, чтобы те нападали на Его народ (Пс. 88:39-46).

    Особое ударение делается на Божий контроль над погодой:


    «Обильный дождь проливал Ты, Боже» (Пс. 67:10)
    «Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» (Пс. 88:10).
    «Он речет, - и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его… Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106:25-29).
    «…возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7)
    «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс. 146:8).

    Псалмопевец усматривает в Божьем действии в природе способ проявления Его заботы о творении: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (Пс. 146:8); «…дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим [к] [Нему]» (Пс. 146:9); «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:15-16; ср. Пс. 135:25).

    При рассмотрении пророческих книг Ветхого Завета бросается в глаза и то, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что Бог использует военную силу для наказания и Своего народа, и других народов. Взглянем на примеры. Пророки единогласно говорят, что Бог наказывает через языческие народы.

    Исаия, например, написал: «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет» (Ис. 5:26). Относительно нападения Вавилона на Иудею, Бог говорит через Иеремию: «Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодовании» (Иер. 21:5).

    Через Иезекииля Бог говорит в адрес Иерусалима следующее: «Посему, Оголива, так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих, от которых отвратилась душа твоя, и приведу их против тебя со всех сторон: сынов Вавилона и всех Халдеев, из Пехода, из Шоа и Коа, и с ними всех сынов Ассура» (Иез. 23:22-23).

    Далее, Иоиль пишет: «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его» (Иоиль 2:11). Подобным образом выступает и Михей: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле» (Мих. 1:6), Софония: «И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима» (Соф. 1:4), Аввакум: «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный» (Авв. 1:6) и Авдий «Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд. 4).

    Похоже, что для осуществления суда Бог может использовать кого Ему угодно: Ассирию (Ис. 37:26-27); Филистию и Сирию (Ис. 9:11-12); Вавилон (Иез. 29:19; Плач 1:14). Даже через гражданскую войну Бог может исполнить Свою волю: «Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (Ис. 9:21; ср. Ис. 19:2).

    Интересный момент проявляется в том, что хотя в вышеуказанных местах Бог играет активную роль в низвержении не покорившихся Ему, в Плач 2:3 Божье действие описано в пассивном отношении: Бог «отвел десницу Свою от неприятеля». Но следует добавить, что в предыдущем стихе Божье действие описано очень активно: «Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной».

    Также отметим

    Также отметим, что Бог не только наказывал через язычников, но и наказывал самих язычников через других. Его рука была простерта против Египта (Иер. 46:8-10), Филистии (Иер. 47:4), Вавилона (Иер. 50:18), Ассирии (Наум 2:13), Тира (Иез. 26:3), Едома (Иез. 25:14), Елама (Иер. 49:35) и других.

    Дело в том, что хотя многие из этих народов однажды и были Божьим инструментом исправления для Израиля, они в этом преследовали не Божью цель, а свою собственную. Исаия написал:


    «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов» (Ис. 10:5-7).

    Поэтому, придет время, когда Божьи инструменты для наказания других сами будут наказаны Господом:

    «Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя [обратится] на истребление их» (Ис. 10:24-25).

    Рассмотрев случаи употребления Богом военных сил, перейдем к исследованию ссылок в пророческих книгах на употребление Богом природных сил для суда. Во-первых, подметим утверждение о Божьем абсолютном владычестве над природой: «По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих» (Иер. 51:16).

    В частности, для осуществления Своего суда Бог может использовать засуху (Ис. 19:5-10; Иер. 14:1-6), голод и болезнь (Иер. 27:8; 29:18), диких животных (Иез. 5:17), саранчу и огонь (Амос 7:1-4), землетрясение (Иез. 38:19) и бурю (Иона 1:4). В Книге Ионы также примечательно, что Бог повелел рыбе (2:10) и червю (4:5-8) исполнить Свою волю. Бог также дал корабельщикам знать о Своей воле через жребии (Иона 1:7).

    С другой стороны, в пророческих книгах есть несколько указаний на Божье употребление истории в пользу Своего народа (помимо осуществления суда над его врагами). Например, Бог воздвиг Кира для отпущения Израиля из плена (Ис. 44:28 и далее; ср. Езд. 1:1). Бог был готов расположить сердце царя Вавилонского, чтобы он снисходительно относился к остатку Израиля, оставшемуся в Палестине (Иер. 42:12).

    Ценный вклад

    Что говорится о Божьем провидении в последних книгах, написанных в ветхозаветное время? Опять упоминается о Божьем употреблении природы (Зах. 10:1) и человеческих усилий (Зах. 9:13-15), но в последнем случае инструмент наказания в Божьей руке являются не язычники, а Израиль против язычников.

    Обратим особое внимание на три книги, которые вносят очень ценный вклад в вопрос Божьего провидения: книги Даниила, Есфири и Аггея. В последней книге указано, что Бог удерживал дождь и урожай в Иудее, потому что они все занимались лишь своими делами, пренебрегши строительством Божьего храма:


    «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг. 1:6-9; ср. 2:14-19).

    В Книге Даниила раскрывается тема о Божьем владычестве над правителями. Во-первых, Бог отдал Иудею в руки Навуходоносора (Дан. 1:2) вместе с другими царствами: «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу» (Дан. 2:37; ср. 5:18). Но Бог дает власть тому, кому хочет (Дан. 4:17, 27, 32; 5:21). В течение времени Он дал власть четырем царям, но время их правления было определено и ограничено Им (Дан. 7; ср. 11:27).

    Поразительный факт касательно Книги Есфири заключается в том, что там нигде не упоминается имя Бога. Но Его действие указано повсюду в виде Его провидения. Есфирь приобретает благость перед царем и вследствие этого становится царицей. Божий замысел заключился в том, чтобы через нее спасти народ Иудеи (Есф. 4:14).

    Другие «случайные» события также обернулись в пользу иудеев. Господь «отнял сон от царя, и он велел принести памятную книгу дневных записей; и читали их пред царем» и, тем самым, он узнал о героизме Мардохея (Есф. 6:1). Далее, Аман появился во дворе именно в тот момент, когда царь решился вознаградить Мардохея (Есф. 6:4).

    Подводя итог ветхозаветным повествованиям, следует упомянуть мнение Бойда по поводу характера Божьего провидения в Ветхом Завете. Он считает, что в тот период то, что Бог делал напрямую, не отличается от того, чему Он просто позволял произойти.

    Другими словами, все случившиеся в Ветхом Завете приписано Богу. Таким образом подчеркивается мысль о единственном Боге для людей того времени, среди которых господствовала идея многобожия.

    То есть, «Творец берет на себя ответственность (но не моральную вину) за все, что происходит в Его творении».3 К этому мнению присоединяется Лангфорд. Он тоже отмечает, что в Ветхом Завете люди были более склоны к тому, чтобы видеть Божью руку во всем.

    Ссылаясь на Амос 3:6 он пишет: «Никогда не пришла бы в ум еврейских писателей мысль противопоставлять те события, в которых Бог принял активное участие, тем событиям, в которые Он вовлечен не был ».4

    Помимо вышесказанного, эта склонность может объясниться и всеобщим направлением Ветхого Завета в том, чтобы упрощать сложные богословские моменты.

    В Новом Завете

    В Новом Завете так же есть указания на Божье проведение, но в меньшей мере по сравнению с Ветхим Заветом. В Новом Завете больший упор делается на Божьем чудесном действии. Но, тем не менее, есть и примеры Божьей имманентной работы. В первых главах Евангелия от Луки отмечаются случаи, когда через Божье провидение был осуществлен Его план прихода в мир Мессии Иисуса.

    Например, именно Захарии, отцу Иоанна Крестителя, достался жребий войти в храм Господень для каждения (Лк. 1:9). Там он увидел в видении ангела, объявляющего ему о предстоящем рождении сына.

    Далее, перепись, назначенная кесарем Августом, заставила Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где должен был родиться Мессия (Лк. 2:1-4). Далее, пророчица Анна «случайно» подошла к родителям Иисуса в тот момент, когда Симеон их благословлял и, тем самым, узнала о приходе Мессии (Лк. 2:38).

    Наконец, можно говорить об еще одном случае, упомянутом в Евангелии от Луки. Мы встречаем пример, когда Иисус послал учеников за ослом, которого, по Божьему провидению, человек оставил на улице в определенном месте (Лк. 19:30).

    Любопытно отметить, что другие примеры Божьего провидения, находящиеся в Новом Завете, тоже находятся в писаниях Луки, но уже в Книге Деяний. По жребию Матфий был избран двенадцатым апостолом (Деян. 1:24-26).

    Далее, Лука записал рассказ об истории Израиля, рассказанный Стефаном, где он говорил о благоволении фараона к Иосифу (Деян. 7:10) и о Божьей заботе об оставленном младенце Моисее (Деян. 7:21). Лука также записал проповедь апостола Павла, когда тот говорил о том, что Бог «назначил предопределенные времена и пределы обитанию» язычников (Деян. 17:26). Наконец, не случайно, что Павел, уже намереваясь посетить Рим, попал туда за счет Римской империи (Деян. 23:11).

    Наконец, справедливо усмотреть пример Божьего провидения во встрече Павла с Онисимом в тюрьме. Ведь Павел сам написал, что Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11).

    III
    Богословские рассуждения

    В мире богословия говорится о целом спектре Божьих действий.5 Во-первых, Бог сотворил мир. Но нельзя смешивать Его работу творения с провидением. Бог дал всем знать, что Его работа творения уже закончена, установив субботу.

    Причина Божьей продолжающейся работы через провидение не в том, что Он создал мир с каким-либо недостатком, а в том, чтобы дальше взаимодействовать с миром и направлять его.6

    Итак, есть место для Божьей активной поддержки существования Своего творения. Иными словами говоря, Он является Вседержителем. В 12-ой главе данной книги мы уже говорили о Боге, как о Творце и Вседержителе, назвав Его поддерживающую творение работу «божественным взаимодействием».

    Но помимо акта творения и божественного взаимодействия, Бог работает и через естественные процессы для достижения Его общих целей. Этот феномен называется «общим провидением». В дополнение к этому, Бог может оказать более прямое воздействие на природу и историю для того, чтобы добиться более конкретной цели. Это явление известно под названием «особое провидение». Наконец, Бог может «пересилить» обычные природные процессы, чтобы сделать чудо. Тема чудес будет обсуждаться позже в следующем разделе.

    Уточним вышеупомянутые моменты.7 Во-первых, признаем, что когда Бог сотворил мир, Он вложил в него некоторую способность к самоуправлению. В силу наличия в природе естественных законов, она может до некоторой степени действовать независимо от Бога (хотя согласно принципу «божественного взаимодействия», Бог остается источником силы для действия этих законов).8

    Этот взгляд отличается от понимания, господствующего в средневековье, что Бог полностью и напрямую управляет всеми процессами во Вселенной. Этот взгляд также расходится с кальвинистским пониманием «универсального провидения», согласно которому Бог прямо контролирует всё. Другая ошибочная точка зрения, которая называется богословие процесса, предполагает, что Богу не под силу контролировать естественные процессы, а просто оказывает на них некоторое влияние.

    Хотя естественные законы могут действовать в некотором смысле независимо от Бога, их действия все же называются «общим провидением». Это считается «провидением» в силу того, что через регулярные действия природных процессов Бог все же достигает определенной цели.

    Постоянство в природе создает ситуации, при которых свободные существа, т.е. люди, могут принимать решения и предсказывать последствия этих решений. Без этой стабильности, обеспеченной Богом через природу, было бы невозможно проявлять истинную свободу. Обеспечение человеку подлинной свободу и является той Божьей целью, которая достигается посредством общего провидения.

    Помимо обеспечения обстановок для свободы, Божье общее провидение, выраженное в действии естественных законов, оказывает миру нужную материальную поддержку. Об этом Иисус говорил в Мф. 5:45: «(Отец) повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». В Ветхом Завете общее провидение указано в Пс. 103. Например, в стихе 14 написано: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу».

    Особое же провидение влечет за собой прямое управление Богом природы и истории для достижения конкретной цели. В отличие от общего провидения, которое состоит из постоянных регулярных процессов, особое провидение касается отдельных случаев. Часто они кажутся случайными совпадениями, но время и способ их осуществления свидетельствуют об их божественном происхождении. Их надо оценивать глазами веры, чтобы видеть в них Божий замысел.

    Большинство примеров, приведенных нами в предыдущем разделе «Библейские данные», представляют собой примеры особого провидения, как, например, когда царь Артаксеркс «случайно» узнал о героизме Мардохея именно в том момент, когда Аман пришел к царю с просьбой повесить Мардохея (Есф. 6:1-4).

    В связи с вышеприведенной схемой «творение - божественное взаимодействие - общее провидение - особое провидение», возникает ряд вопросов, на которые следует обратить внимание.9 Согласно этой схемы есть место для случайности. Дело в том, что если в своих действиях природные законы обладают некоторой независимостью, то могут случаться явления, которые представляют собой всего лишь случайные последствия действий или взаимодействий некоторых природных законов, не имеющих никакого отношения к Божьему особому провидению.

    Лангфорд определяет случайность, как «обособленное, неожиданное событие, которое не предусмотрено ни человеком, ни Богом, которому позволено только произойти в соответствии с обычными законами природы».10 Получается, что бедствия могут произойти «из-за автономии природы». 11

    Однако люди кальвинистского склада ума категорически отвергают предположение о существовании случайностей во Вселенной. Например, Хелсет утверждает, что Бог не наделяет тварь присущими силами, которые позволяют ей действовать независимо от Него. По его мнению общее провидение сливается с особым провидением. Другим словами, Бог напрямую управляет абсолютно всеми природными процессами и историческими событиями для осуществления конкретных целей.12

    Утверждая, что все провидение «особо», Баун делает следующее обобщение: «Если есть цель вообще, есть цель во всем».13

    По словам Кальвина: «Бог так заботится об отдельных событиях и они все исходят из его установленного плана так, что ничего не происходит случайно».14 Ссылаясь на Турретина, Хелсет пишет:


    «Божье провидение "состоит не только в сохранении вещей, но и в Божьем содействии; не равнодушном и общем [в том смысле, что оно пассивно позволяет вторичным причинам определять самим себя], но особом и конкретном”».15

    В последующих главах мы укажем несостоятельность кальвинистской позиции. Также, в конце этой главы мы вернемся к вопросу случайности и уточним этот момент. Другой вопрос именуется так: «Бог пробелов».

    Эта формулировка означает, что Бог нам нужен только для тех случаев в жизни, когда рассматриваемые явления не соответствуют уже известным нам естественным законам. Атеисты часто предъявляют верующим в Бога претензии в том, что нам нужен Бог только для «закрытия» этих пробелов и предсказывают время, когда с помощью естественных законов будут закрыты все эти еще остающиеся у нас «пробелы». И тогда нам Бог вообще будет не нужен.

    Но такая критика Божьего провидении не является обоснованной. Мы уже утверждали, что без Божьей постоянной поддержки Вселенная не может существовать или действовать (см. главу 12). Бог – Вседержитель. Бог активен не только в тех областях, где феномены в природе не объясняются обычными природными процессами (т.е. в «пробелах»), но и во всех действиях природных сил. Поэтому, в действительности «пробелов» нет.

    К тому же, ученные охотно признают, что наука не может закрыть все «пробелы» даже в объяснении обычных природных феноменов. На атомном уровне существует много непонятного и непредсказуемого, на что мы обратим внимание позже в этой главе.

    Предположение, что в будущем все будет выяснено естественными законами, является фантазией.

    Рассматривая данный вопрос надо сделать следующее уточнение. В отличие от Божьего провидения в природе, Божье провидение в истории включает в себя свободный выбор человека. Так как Бог уважает свободный выбор человека, то создается впечатление, что Его провидение в истории ограничено. Но Лангфорд полагает, что если определенный человек не будет действовать в соответствии с Божьим замыслом, то Бог может наладить Свой план так, чтобы в конечном итоге все было в соответствии с Его целью.16

    Наконец, крайне важно провести разделяющую линию между Божьим проведением и языческой концепцией «судьбы». Вебстер отмечает, что Божье провидение руководствуется Его благой натурой и приводит к конкретной цели. Судьба же «ненадежна, капризна и не имеет добра».17

    К тому же, в отличие от Бога, судьба представляет собой безличную силу и, в отличие от Божьего проведения, она обычно приводит к трагическому концу.18

    Выводы

    Если принимаем, как было сказано выше, что при общем провидении Бог позволяет естественным процессам действовать беспрепятственно, то есть место для существования случайных явлений во Вселенной. Это значит, не все природные феномены находятся под Божьим прямым контролем.

    Добавим к этому следующий фактор. Вследствие греха Адама Бог проклял землю (Быт. 3:17) и сила смерти вошла в мир (Рим. 5:12). Выходит, что естественные процессы, которые Бог установил, чтобы они обеспечивали людей благо, теперь часто приводят к смерти и разрушению. В Рим. 8:20-21 Павел говорит об этом, утверждая, что природа покорилась суете и находится в рабстве тления. Поэтому есть разрушительные действия в природе, возникшие в результате грехопадения, которые произвольно причиняют вред миру и людям.

    Также принимаем к сведению и то, что по какой-то причине Бог дает сатане и бесам некоторую свободу действий, которой они пользуются для своих разрушительных целей. Пример этого мы видим в том, когда сатана напал на Иова и его семью, послав болезнь и бурю (Иов гл. 1-2).

    Поэтому, по поводу природных явлений можно выделить три объяснения их происхождения. Во-первых, как мы уже сказали, согласно принципу «особого провидения» Бог может напрямую направлять природные процессы. Во-вторых, согласно принципу «общего провидения», естественные законы действуют в какой-то мере независимо от Божьего прямого контроля и из-за присутствия греха и смерти в мире могут производить случайные негативные последствия. Наконец, дьявол может использовать силы природы во вред человеку.

    Что касается исторических событий, то надо принимать к сведению свободный выбор человека. Из уважения к человеческой свободе Бог может позволять случаться, что не соответствует Его совершенной воле. Также не упускаем из вида воздействие сатаны на волю человека, особенно неверующего (см. 2 Тим. 2:26).

    Исходя из этого, выделяются три причины для возникновения исторических событий. Во-первых, Бог иногда напрямую управляет ходом истории. Во-вторых, сатана часто вмешивается в дела человека и побуждает грешников совершить его волю. В-третьих, человек, обладая свободой выбора, сам определяет свои действия и оказывает влияние на ход истории.

    Поэтому, когда что-то случается либо в истории, либо в природе, надо задаться вопросом, откуда это явление? От Бога ли оно? От человека? От сатаны? От природы? Вот почему человеку нужна Божья мудрость и почему Бог обещает нам мудрость, щедро наделяя ею человека, когда он просит ее у Него (Иак. 1:5). Интересно, что то место Писания, где Бог обещает мудрость просящему у Него, находится в контексте, говорящем об испытаниях. Получается, что когда человек проходит испытание, Бог готов открыть ему источник этого испытания.

    Например, по библейским данным такое природное явление, как буря, может возникнуть по разным причинам. В Книге Ионы гл. 1 источником бури был Бог. В Евангелии от Матфея гл. 8, когда Иисус и ученики отправились в путь, чтобы изгнать из одержимого человека легион бесов, инициатором бури, скорее всего, был сатана. Также буря может возникнуть просто произвольно, как результат проклятия на земле. Каким образом в определенной ситуации можно различить, кто или что действует? Только с помощью Божьей мудрости.

    Также, по библейским данным, слепота человека может быть следствием различных причин. В Книге Деяний в 13-ой главе Бог через Павла ослепил человека, который пытался препятствовать проповеди Евангелия. А в Евангелии от Иоанна в 9-ой главе описывается, что Иисус исцелил слепого человека, объясняя, что его болезнь была для славы Бога через это исцеление. Как в определенной ситуации можно различить, почему человек страдает? Только с помощью Божьей мудрости.

    Последний пример, находящийся в 4 Цар. 3:4-11, очень хорошо иллюстрирует данный момент. Когда царь Моавитский собрал свои войска против Израиля, царь Ахав, судя по обстоятельствам, пришел к выводу, что Бог намеривается уничтожить Израиль. Ахав сказал: «Созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава». Но лучше ситуацию понял царь Иосафат. Он спросил: «Нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него?».

    Вместо того, чтобы просто поддаться поражению, Иосафат искал Божью мудрость. Получив ответ от Господа касательно сложившейся ситуации, он был готов одержать победу над ней.

    Подобным образом каждый раз, когда жизнь бросает нам вызов, необходимо получать Божью мудрость, чтобы знать, откуда эти обстоятельства и как нам на них отвечать.

    Что касается чудес, то можно выделить две причины их возникновения. Если это реальное сверхъестественное событие, то, логически выходит, что оно должно происходить от сверхъестественного источника. Таких источника только два: Бог и сатана.

    Поэтому необходимо испытывать каждое явление чуда, от Бога ли оно или нет. О том, что Бог может допускать дьявольские знамения, свидетельствует Библия во Втор. 13:1-3:


    «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей».

    Наконец, коснемся следующих крайностей в понимании провидения и чудес. С одной стороны либералы предполагают, что Бог действует исключительно через естественные процессы и усилия человека. А с другой стороны, некоторые люди более «харизматического» склада ума могут постоянно рассчитывать на Божье чудесное действие и пренебрегать обычными средствами для решения того или иного вопроса.

    Писатель Карл Генри предлагает хороший баланс между этими крайностями. Он пишет: «Природа всегда и повсюду открыта Его замыслу, который Он выражает либо в повторяющихся космических процессах, либо в раз-и-навсегда совершенных актах. Итак, Бог равнозначно открывает Свои цели как в постоянстве природы, так и в чрезвычайных или чудесных действиях».19 Подобно этому пишет Боун, что мы можем «найти Бога как в обычных движениях жизни и общества, так и в странных и необъяснимых вещах».20

    Боун также делает важное замечание относительно важности действия общего провидения, т.е. регулярного действия естественных законов.21 Если бы Бог всегда действовал путем чудесного вмешательства, то жизнь потеряла бы всю стабильность и предсказуемость. Мы не знал бы, чего ожидать с момента в момент. В такой среде было бы проблематично, если ни невозможно, вести нормальный образ жизни и принимать с уверенностью решения.

    Слишком много чудес «парализует разум и внушает страх людям, так что они не могут действовать из-за угрозы суеверий».22

    А с другой стороны, как учит Макконнел, чудеса тоже нужны, чтобы через них мы особо обращали внимание на Бога и чтобы через них Он мог решить проблемы, которые не могут быть решены естественным путем, а также для того, чтобы подчеркнуть особый аспект Своего плана.23

    Примечания

    1. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 2.29
    2. Числ. 14:9; 21:29; Втор. 2:21-22, 31-32; 3:1-4; 7:1-2, 20, 23-24; 9:1-3.
    3. Boyd G. A. Response to William Lane Craig // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. – Kindle Edition, 2406-2411.
    4. Langford M. J. Providence. – London: SCM Press, 1981. – С. 39.
    5. Langford, с. 6.
    6. Sonderegger K. The Doctrine of Providence // Murphy F. A., Ziegler P. G. The Providence of God. – London; New York: T.T. Clark, 2009. – C. 145-148.
    7. См. Langford, с. 7-53, 125, 163-164.
    8. Так размышлял и Фома Аквинский.
    9. Langford, с. 78-90.
    10. Там же, с. 78.
    11. Там же, с. 89.
    12. Helseth P. J. God Causes All Things // Boyd G. A., Craig W. L., Helseth P. K., Highfield R., Jowers D. Four Views on Divine Providence. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. – Kindle еdition, 479-538.
    13. Bowne B. P. The Immanence of God. – Boston, MA; New York, NY: Houghton, Mifflin and Co., 1905. – С. 58.
    14. Наставление в христианской вере, 1.16.4; Цитата из McGowan A. Providence and Common Grace // Murphy F. A., Ziegler P. G. The Providence of God. – London; New York: T.T. Clark, 2009. – C. 112.
    15. Helseth, Kindle еdition, 479-484.
    16. Langford, с. 124-126.
    17. Webster J. On the Theology of Providence // Murphy F. A., Ziegler P. G. The Providence of God. – London; New York: T.T. Clark, 2009. – C. 169.
    18. Bloesch D. G. God the Almighty. – Downers Grove, IL: Intervarsity, 1995. – С. 113, 212.
    19. Henry C. F. H. God, Revelation, and Authority. Waco, TX: Word Books, c1976-c1983. Wheaton, IL: Crossway Books, 1999. – Т. 6. – С. 50.
    20. Bowne, с. 47.
    21. Там же, с. 41-42.
    22. Там же.
    23. McConnell F. J. The Diviner Immanence. – New York, NY: The Methodist Book Concern, 1906. – С. 39.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://www.russiantheologicalresources.com

    Просмотров: 1151 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.7/15
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году