Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » • Книга о Промысле Божием •
23:53
• Книга о Промысле Божием •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • 1. О себе самом
  • 2. В каком положении
  • 3. О новых в России Угодниках
  • 4. О раскольническом
  • 5. О нововозникшем
  • 6. Платона епископа
  • О раскольниках
  • О свидании моем
  • Мой разговор с Алипием и Павлом
  • О выезде Павле и Алипия
  • Как они нашли в Царьграде
  • Как раскольнические монахи с жидами успели
  • О том, что это незаконное
  • Как раскольники
  • О том, что константинопольский патриарх
  • Как раскольники присоединяли к себе
  • Соборное деяние раскольническое
  • Разбор соборного деяния
  • Как раскольники обманывают
  • Возражение против раскольников
  • О мнении раскольников
  • Как раскольники силятся признать
  • Отрывок из письма австрийских
  • Деяние Задунайского собора
  • О том, что в решении своем
  • Принятие митрополита в раскол
  • О том, что Амвросий не может быть признан
  • О посвящении митрополитом
  • Встреча архимандрита
  • Суд над лжемитрополитом
  • О раскольнических самозванцах
  • Замечание Стародубцам
  • Правила соборные
  • Замечание и увещание раскольникам
  • Вопрос: когда получил митрополит благодать Св. Духа
  • О том, что все беглые попы суть запрещенные
  • О самозванцах, из потребника печати
  • Привила, которым испровергают хиротонию
  • Раскольническое священство есть беззаконное
  • Под каким предлогом раскольники отторгнулись
  • Как Максим Грек оправдывает
  • О Стогловом соборе
  • О исправлении книжном
  • Российская Церковь
  • О том, яко восточная Церковь
  • С кем восточная Церковь борется
  • Никакие еретики такой хулы
  • О мнимых ересях
  • Выписка из большого катехизиса
  • О Стоглавом соборе
  • Трехперстное сложение
  • Почему и откуда пришло в Россию двухперстное сложение
  • Долго ли торжествовало в России двухперстное сложение
  • Увещание раскольников
  • О троекратном пении Аллилуиа
  • О именнославном благословении свидетельства древности
  • О четвероконечном кресте
  • О том, О том, что литургия божественная
  • О двух раскольнических претыканиях
  • Заключение и окончание книги сей
  • I. О Некрасовцах, живущих в Турции (они же и кубанцы)
  • II. О раскольниках, живущих в Буковине
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Схиигумен Парфений (Агеев)
    Книга о Промысле Божием, как он чрез православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами

    Предисловие

    Сию книгу о Промысле Божием я назвал так потому, что я узнал на самом деле, как иногда Господь Бог нас управляет и проводит противоположными путями, уму человеческому неудобопонятными и непостижимыми, но наконец, выводит на истинный путь. Вот поэтому-то я вознамерился здесь поместить три таковых происшествия. Одно с самим мною Господь сделал, что на время ожесточил мое сердце, а, наконец, это послужило в пользу. Второе, о попе Анатолии самозванце. Хотя и велик для раскольников этот соблазн, но за то заставил он их быть осторожными, и разыскивать истину, и чрез это многие обратились ко св. Христовой православной Церкви, и даже сами мы по этому случаю начали искать истины, которую и нашли. Третья статья о раскольническом так называемом Австрийском священстве и о митрополите запрещенном, Амвросии Греке. Хотя сначала это происшествие казалось великим торжеством для раскольников, что 180 лет не имея епископа, вдруг приобрели митрополита; а для православной Церкви то был не малый соблазн и скорбь. Но это уже последнее торжество раскольников: ибо это священство самое основание раскола разрушить; и теперь оно расшибло раскол на разные куски, а потом и в прах рассыплет, потому что это ее законное, священство, но самые непосвященные самозванцы.

    Скажу и о том, какое обстоятельство меня заставило это написать. Когда в 1854 году был я вытребован из скита Гефсимании в Москву на Троицкое подворье для увещания раскольников, что с помощью Бога и доднесь продолжаю, ради послушания; то все обратившиеся из раскола (и которые прежде моего прибытия, а некоторые при мне более полутора хода просили меня убедительно, и даже все мои знакомые православные также убеждали меня, чтобы я написал что-нибудь про Австрийское раскольническое духовенство, потому что оно несколько сближено со мною лично, и чтобы я против этого незаконного священства выставил правила Св. Апостол и Св. Отец, на семи вселенских и девяти поместных Соборах изложенные, в пользу православной Церкви.

    Все сии просьбы слыша, я притом и сам знал, что это нужно сделать, потому что если я этого не напишу, то останется все это в неизвестности, так как эти дела содержатся у раскольников в тайне. Однако все день от дня отлагал, и так протекло более года. To за многими делами времени нет, то не достает источников и документов, с чего бы это начать. Но пришло время, что сам не понял, как начал. Ибо хотел было написать только одну статью про себя, но увлечен был и далее. И хотел было немного упомянуть о Австрийском раскольническом священстве; но когда узнали новоприобретения словесные овцы, что я принялся писать о Австрийском священстве, все, весьма возрадовавшись, почти во един день доставили немного источников об этом предмете, так что я уже по необходимости вынужден продолжать свой труд. И вот составилась изрядная книга. Хотя и немалого труда мне это стоило; но очень много приносит мне утешения: ибо все с нетерпением ожидают ее окончания и даже дни считают, когда она выйдет в свет; ежедневно приезжают ко мне в келью читать тетрадки рукописные и даже самые закоснелые раскольники желают ее видеть, одни с ужасом о ней спрашивают, а другие с нетерпением желают ее прочитать. Многие сами мне говорят: «ох, отец, почему же ты очень об этом хорошо знаешь? Мы принадлежим даже к этому обществу, и то этого не знаем. Пожалуйста, поскорее пиши; открой ты нам глаза». И даже всем с нетерпением дожидаются, и беспрестанно один другого спрашивают: «скоро ли выйдет эта книга?

    Повергаю сей посильный труд мой всеблагому Промыслу Божию, да устроит оный в некую пользу моим ближним, ближним, ищущим истины и спасения.

    Бывший инок Св. горы Афоноской, и потом, скита Гефсимании, ныне Берлюковской пустыни Строитель Иеромонах

    Парфений.

    1.
    О себе самом, что я сам на деле испытал Промысл Божий, и какими судьбами вывел меня Господь из Корсунского монастыря

    Скажу о себе, что я сам испытал на деле. Принадлежа расколу от рождения, я с 1831 года начал сомневаться в расколе, что он утвержден не на евангелии, не на святых Апостолах, и не согласен со святыми семью вселенскими Соборами и со всеми святыми Отцами, и в течение пяти лет проживал я во многих местах. Хотя повсюду мне нравилось и повсюду я полагал начало жить до смерти, но из всех мест выводил меня Господь вопреки моему желанию. Наконец Господь привел меня в скит Мануйловский, где и остался я пожить до времени, и где Господь показал мне друга и собеседника инока Иоанна, с которым мы могли разрушить преграждения раскола уже на 30-м году моей жизни. Друг мой своими молитвами обратил своих учеников – иноков Силуана и Исихия чудесным образом, и я всему тому был самовидец. В 1836 году мои друзья иноки Силуан и Исихий не захотели больше жить между раскольниками, но захотели ехать в Россию в Корсунский единоверческий монастырь; меня же просили проводить их и с ними остаться дожить смерти, а без меня не хотели и ехать. Я на это согласился. Выправили мы паспорта, купили коня и отправились в путь, чрез Австрию, Каменец-Подольск, чрез Балту, Николаев и Херсон, и прибыли в Корсунский единоверческий монастырь.

    Во всю дорогу я ехал очень спокойно и беспрестанно внутри моего сердца горел светильник благодати, и все мы с нетерпением желали доехать до монастыря, чтобы успокоиться до смерти. Отец Иоанн весной также хотел приехать к нам в монастырь. Но что со мной случилось, и теперь стыжусь писать, так, что я в своей книге о Странствии не написал этого, стыдясь сам себя. В Херсоне, переехав Днепр реку, мы ночевали в городе Алешках. Поутру осталось нам до монастыря 35 верст. Что же? светильник благодати начал во мне гаснуть и гаснуть. Но когда увидели монастырь, мои друзья возрадовались, начали творить крестное знамение, a у меня совершенно светильник погас, и все затмилось, и писание всё закрылось, a сердце начало каменеть и сделалось тверже камня. Все это я скрывал от друзей моих. Приехавши на гостиницу и выпрягши коня, мои друзья пошли к архимандриту о. Тихону, звали и меня с собой, но я обещался сходить после. Вот они, бывши у архимандрита, отдали свои бумаги, надели рясы и клобуки по обычаю единоверческому, и пришли ко мне в гостиницу. Но я сделался тверже камня – самым закоснелым раскольником, так, что всё то забыл, что в течение пяти лет читал и толковал. Прожив в монастыре более недели, друзья мои что со мною ни делали, каких увещаний и доказательств мне ни представляли, как сам архимандрит и вся братия меня ни увещевали, я сделался яко глух, яко аспид, затыкаяй уши свои и не слушаяй; окрепло сердце мое, как камень. Сколько раз друзья мои плакали и говорили: сам ты нас увещевал, а теперь что с тобою сделалось? Но я, не вняв им, отправился обратно в Молдавию в свою келью, с тем намерением, чтобы больше не толковать о верах, а умереть, в чем был, и к о. Иоанну никогда не ходить. В Херсон, в Николаев, в Одессе, в Тирасполе и в Кишинев повсюду останавливался у раскольников и ходил в их часовни, Чрез Яссы прибыл в свой скит и в свою келью. Таким образом, проездил я два месяца. По прибытии моем в келью, ученика своего я не застал, он был на работе. Истопив келью свою, пообедал и к о. Иоанну идти не хотел. Но помысел говорит мне: какой же ты бесчеловечный, какой тебе враг о. Иоанн, он ничего тебе не делал, кроме добра, и ты не хочешь сказать ему про учеников его, где оставил их; ибо он, узнавши о твоем приход, сам придет к тебе. Подумавши так, я пошел к нему, подошел к келии и сотворил молитву; он отдал: аминь, смотрит в окно, и говорит мне: «кто ты такой»? Я сказал: разве ты ее видишь, кто я. Он сказал: «я вижу, что якобы о. Паисий (так было имя мне), но быть не может, чтобы это он был; ибо он уехал в Россию совсем без возврата; а ты какой-нибудь искуситель, пришел меня искушать». Я сказал: «нет, отче, я не искуситель, а подлинно Паисий, ибо я уже возвратился из России». Он сказал: «ну-ка перекрести лице свое и сотвори хорошенько молитву». Я, сотворив молитву, перекрестился. Он велел взойти к нему в келии. Я, взошедши, помолившись Богу и поздоровавшись, сел на лавку; а он сел подле меня и, осязавши меня, спросил: «где же ты оставил моих старцев и зачем возвратился обратно в Молдавию»? Я ответил: «старцев я оставил в Корсунском монастыре, ибо они остались там навсегда: а я возвратился потому, что не согласился поступить в единоверие и вознамерился умереть в том, в чем был прежде, и даже положил – больше ничего не исследовать и о верах не говорить, купил себе схиму, хочу постричься и жить в своей келии до смерти; даже не хотел было и к тебе идти, но пришел только сказать тебе о учениках твоих, где оставил». Он же, услышавши сие, изумился и сказал: «на чем же ты утвердился, или где нашел какое писание, скажи ми откровенно? я также оставлю толковать и останусь в том, в чем теперь, ибо я еще с места не трогался, и обо мне еще никто ничего ее знает, я этого сам желаю, чтобы здесь остаться до смерти, затем и не поехал с вами, сам знаешь ты, каков я здоровьем; прошу тебя, скажи мне ради Господа Иисуса, на чем ты утвердился?» Тотчас с меня спал как бы покров некий, вдруг засветился во мне светильник, и растаяло во мне сердце, как воск! Это благодать Божия коснулась моего закоснелого сердца так, что я чувствовал это, и, зарыдавши, весь в слезах, начал говорить следующее: «Возлюбленный мой друг и собеседник о. Иоанн послушай меня. Я приехал и возвратился сюда, и сам не знаю зачем; ибо окаменело мое сердце, и не то чтобы я нашел, что в писании и утвердился, но сделался как бы во тьме и находился в этой тьме больше месяца; все, что прежде я читал в книгах, забыл, а одно помышлял, дабы только быть в прежнем своем заблуждении. Но сейчас как бы покров снялся с моего сердца, и опять увидел всё свое заблуждение. О, Боже мой! зачем я не остался в Корсунском монастыре, и зачем я опять приехал сюда в Молдавию!» О. Иоанн, слышавши сие и видевши со мною случившееся, возвел очи свои к иконам и весь, исполнившись слез, сказал: «О, Владыко, Господи, Человеколюбче! благодарю Тебя за великое о мне грешном попечение, что слышал мою молитву и утешил меня скорбящего и болезнями отягощенного, и опять прислал ко мне друга моего и собеседника. Буди теперь воля Твоя!»

    Потом в слезах начал говорить следующее: «Возлюбленный мой друг и собеседник о. Паисий! не скорби о том, что приехал сюда в Молдавию; это Господь услышал молитву мою и, на время, ожесточив твое сердце, прислал тебя ко мне болящему. Ибо я после, как вас проводил, много каялся, что остался здесь один между раскольниками и не поехал с вами; даже вознамерился было один ехать в Россию к вам в монастырь в Сентябре месяце, но по пути в Яссы, отъехавши две почты до города Формоса, простудился так, что заложило грудь, захватило дыхание, и почти полумертвого привезли сюда опят в свою келью. После сего и до днесь я болен и беспрестанно скорблю, что не могу ни по воду сходит, ни печи протопит, ни пищи изготовит. Но вот Господь нечаянно тебя ко мне возвратил, хотя ты и сам не понимал, зачем ты ехал, хотя и противное ты помышлял. Ежели бы Господь не ожесточил твоего сердца; то бы ты никогда, может быт, и не вздумал про Молдавию. Теперь уже прошу тебя, не оставь меня; пуст ученик твой живет один, а ты живи со мной и послужи мне немощному и болящему».

    После сего я тут же перебрался к нему в келью, и начали мы жит в единомыслии, препроводили зиму, много претерпевая, скорбели от раскольников, которые собирали против нас соборы. Весною поехали мы в Россию. Вот здесь явилась надо мною сокровенная воля и премудрость Божия. Ибо воля Божия открылась в том, чтобы мне ехать со старцами в Корсунский монастырь, только проводит их до монастыря, а не жит. Ежели бы я не поехал, тο и они бы не поехали; a по прибытии нашем им была воля Божия остаться там, где они и померли, а мне жить и остаться не было воли Божией, но было от Бога мне предназначено пройти вселенную по морям и по суху, прожит семь лет на Афоне и обратит многих ко Христу и ко святой Его Церкви. По сему Промыслу о мне Божию не угодно было употребит других средств, как только взят от меня благодать Св. Духа и ожесточит мое сердце. Иначе ничто бы не понудило меня оставить этот монастырь; ибо обитель благоустроенная, чин и устав по моему желанию, климат самый благоприятный, изобилие всякое. Здесь бы и окончил жизнь свою. Но когда Господь отнял благодать Свою; то и покрыло мое сердце мрачное покрывало, ничего я не видел, красота места, великолепие храма сделались, как благо; писание все позабыл, как бы я ничего и никогда не читал; что мне говорили, я ничего не слушал и не понимал, сердце мое сделалось, как камень, крепко, так что ничего не могло к нему прикоснуться божественного, ни слез, ни умиления, ни рассуждения. Один был ответ ко всем и ко всему: в чем был, в том и помру. Но когда исполнил волю Божию, и Господь снял этот мрачный покров; то вдруг сделалось в сердце моем светло, и я всё увидел, что со мною случилось, и даже стыдился сам себя, потому и не написал в моем Странствии и Путешествии.

    2.
    В каком положении находятся все раскольники и что они говорят, почему не обращаются к православию

    Вот под этим-то покровом находится весь мир, не знающий Бога, неверные идолопоклонники, магометане, и все еретики и раскольники разных сект, и все развратные люди. Что им ни говори, что ни читай, как ни увещевай, ничто не касается их сердца, а только и стремятся, как бы исполнит свою страсть и привычку; по этому и сказано, что во всяком языце бояйся Бoгa и делаяй правду, приятен Ему ест (Деян. 10:35). Потому и надобно, в каждой вере и языце, исполнят добродетели и молится Богу и просит Господа Бога, чтобы Господь ниспослал благодать Свою и управил бы по Своей святой воле. Ибо и нас было в двух скитах около ста человек, но обратились к Христовой Церкви только двенадцать, и только те, которые только жили для Бога и для спасения души своей; а прочие все остались при своем заблуждении.

    Как же те люди могут увидеть истинный свет, познать истинность и справедливость святой восточной, соборной, Апостольской Христовой Церкви, которые (т. е. раскольники), как я сам слышал от сотни людей их братии, произносят хульные слова на Бога, на Духа Святого, на святую Христову Церковь, на священство и на святые тайны? Я им предлагал: «Чего нам сомневаться? послушаем Самого Господа Иисуса Христа, глаголющего тако: просите и дастся вам: ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7:7); оставим свое упорство, начнем искат истины с простотою сердца и, наложивши на себя пост, попросим со слезами Господа Бога, чтобы вывел нас на истинный евангельский пут, присоединил бы нас к святой Своей Церкви и причислил бы к Своему избранному стаду. Истинно скажу, что тогда Господь не оставит нас в заблуждении, откроет очи наши; мы и сами увидим, что мы заблудили и узнаем истинную Христову церковь». По своему обыкновению, они мне возразят так: «да ты хочешь нас в великороссийскую Церковь вогнать и научит нас щепотью молится? Помилуй нас Бог: никогда этого не сделаем!» На сие отвечу им: «я не говорю: идите в великороссийскую Церковь, но говорю: помолитесь Господу Богу, и попросите от простоты сердца с усердием и со слезами, чтобы только показал истинную святую Свою Церковь, которая препровождает чад своих в царство небесное, вечно царствовать вместе с Господом Иисусом Христом. Поэтому и надобно Господа послушать от простоты сердца. Ежели Ему приятна и угодна великороссийская Церковь, и ежели она самая истинная, то и надобно к ней присоединится и молится, как она наставит, и во всем ей повиноваться».

    Они же раскольники всегда на эти словеса мои выходят из себя, вскочат с места, подымают руки к верху и кричат: «как так мы пойдем в Церковь великороссийскую и будем молиться щепотью? Никогда этого не сделаем и никого не послушаем; приди с небеси Ангел, и Сам Бог, и Того но послушаем; пуст делаются чудеса среди площади, хотя бы мертвый воскрес, и тому не поверим».

    Что же теперь можно сделать? Язва эта остается неисцелима; они уподобляются Жидам, которые после множества чудес, сотворенных Господом Иисусом Христом, и после воскрешения четверодневного Лазаря, распяли Царя небесного.

    3.
    О новых в России Угодниках Божиих, которые прославляются в нынешние времена

    Но напрасно наши заблудшие раскольники, называющие себя старообрядцами, не верят истинности Церкви великороссийской. Сколько в православной Христовой Церкви пред очами их делается чудес, даже исчислит не можно! Сколько прославляется чудесами святых икон! Сколько еще в живых обретается богоносных мужей, имеющих дары чудес и прозорливства! Сколько прославляется святых новоявленных мощей Угодников Божиих! Оные уже освидетельствованы Церковью причислены к лику Святых, как то: Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, Симеон Верхотурский. Сколько еще не освидетельствованных, которым поются только панихиды, но которые благоговейно чтутся по известной святости жизни их, а частью и по открывшемуся уже нетлению, и по истекающим от них чудесам, а именно: 1. Герасим Иркутский, игумен и основатель Вознесенского монастыря; 2. Варлаам основатель Чикойской пустыни, в Верхнеудинском округе близ Кяхты; 3. Василий Моганзейский; 4. Герасим игумен и основатель Троицкого Труханского монастыря: обоих сих мощи почивают под спудом в том же монастыре в церкви; 5. Старец Даниил, погребенный в Енисейском женском монастыре; 6. Иосиф блаженный Томский; 7. Петр Мичурин, погребенный близ Кузнецка, Томской епархии в пустыни; 8. Иоанн Максимович архиепископ Тобольский, погребенный в Тобольске; 9. Павел митрополит Тобольский, погребенный в Киево-Печерской Лавре; 10. Старец Василиск пустынножитель, погребенный в Туринском женском монастыре, Тобольской епархии; 11. Старец иеромонах Серафим Саровский; 12. Марк пустынножитель Саровский; оба последние погребены в Саровской пустыни; 13. Тимон пустынножитель и основатель Надеевской пустыни, в Костромской епархии, там погребенный; 14. Старец Зосима пустынножитель и основатель двух женских обителей в Туринске и, в Московской губернии, Зосимовой пустыни, где и погребен; 15. Иоасаф Горленко архиепископ Белгородский, мощи коего почивают на вскрытии в Белгороде; 16. Афанасий Лубенский, патриарх Константинопольский, сидящий, почивает в Лубенском монастыре; 17. Симеон Белобережский, возобновитель Белобережской пустыни; 18. Леонид старец иеросхимонах Оптиной пустыни; 19. Старец Феодор, путеводитель старца Леонида, погребенный в Александросвирском монастыре; 20. Иона блаженный, погребенный в монастыре Николо-песношском; 21. Тихон еписк. Задонский; 22. Георгий затворник Задонский и 23. Мелания затворница Елецкая.

    Здесь я упомянул только о тех, о которых я сам достоверно узнал, а иных и в живых лично знал. Хотя они еще не прославлены Церковью и не причислены к лику святых, но прославляются знамениями святости. Может быт, Бог со временем и совершенно их прославит, ежели Ему будет угодно.

    Но сколько ест мне неизвестных в обширном Российском Государстве, и исчислит невозможно! Надобно много лет самому постранствовать, чтобы описать новых Угодников Божиих. Это уже послушание я предоставляю другому кому, кого Господь назначит. Я же говорю только о том, что все это раскольники видят своими очами, a слышат своими ушами, но в настоящем виде всего этого видя не видят; потому что одебеле сердце их, они покрыты мрачным покровом сделались глухи, потому что затыкают уши свои.

    Но какие происходят между раскольниками соблазны, о том страшно и воспоминать, а для них всё это кажется святым. Вот на них-то сбывается божественное Писание, что сами человецы восхотеша от Бога отступити, а неприязнь прияти, и оставиша свет и возлюбиша тму. Здесь упомяну несколько случаев, произшедших между раскольниками.

    4.
    О раскольническом чёрном попе Анатолии самозванце

    В Киевской губернии в Чернобыльском раскольническом монастыре был начальником монах, имя коего Филарет. Он, вышедши из Чернобыльского монастыря, построил сам монастырь в той же губернии, близ города Черкас, а после, оставивши и этот монастырь, уехал в единоверческий Корсунский и там присоединившись к Церкви, препровождал последние дни жизни своей и скончался. Когда еще он жил в Черкаском монастыре, пришел к нему из Москвы монах, называвший себя иеромонахом Анатолием. Вот этой-то ловле обрадовались раскольники; либо они ни чему так рады не бывают, как беглому попу. Начальник расспросил: кто он и откуда? он сказал: «Я из Москвы, из Симонова монастыря, иеромонах Анатолий; узнавши вашу веру истинную, бежал из монастыря, и пришел к вам».

    Начальник писал в Москву на Рогожское кладбище и просил узнать: точно ли был в Симонове монастыре иеромонах Анатолий?

    Из Рогожского кладбища ходили в Симонов монастырь и спрашивали тихонько какого-то послушника, явно же боялись спрашивать, дабы не придрались к ним. Им сказано, что точно был иеромонах Анатолий, но куда вышел – неизвестно. Вот и почли Рогожские, что это тот самый иеромонах Анатолий, и писали начальнику, чтобы без сомнения принял его. Начальник, принявши его, видит, что он человек молодой и притом буйный, убоялся его держат при себе, дабы не попасть с ним в беду, и, посадив на тройку коней, повез его продавать. Но по всей Украине его возил, и никто его не купил, потому что в иеромонахе никто нужды не имеет, да притом видели, что человек он очень буйный. Наконец привез его на границу в Скуляны. Дали вест по всей Молдавии, не угодно ли кому купит черного попа. Вот этому товару все молдавские раскольники обрадовались, съехались в Скуляны на границу, и наши села Мануиловки, старики купили его за две тысячи рублей ассигнациями: потому что в Молдавии попов уже давно не было. Привезли его, все ему препоручили себя и души свои. Вот черный поп начал погуливать, служит, постригать монахов, схимить и свадьбы венчать. Когда идет в церковь или из церкви, куда поедет, или приезжает, всегда со звоном. Жил он так припеваючи, как архиерей, шест лет, и щеголял, как лучше быт нельзя.

    Что же случилось потом? Однажды проходит из монастыря Нямца в монастырь Ворону один российский послушник мимо села Мануиловки. Когда настигла его ночь, он, видя, что село русское, начал просится ночевать. Ему сказали: иди на другой конец села к нашему дьяку Степану Кондратьевичу Керачу, он всех странных принимает. Он пошел по улице, и вдруг попадается ему навстречу поп Анатолий; узнав его, он ничего не сказал ему. Но, пришедши к дьяку, который его принял очень ласково, и, разговорившись с ним, послушник спрашивает его: «кто это попался мне навстречу на улице, такой щеголь в монашеской одежде – в подряснике? Дьяк ответил: «это наш батюшка, священник, черный поп Анатолий». Послушник, услышав сие, задумался, и сказал: «как же он так скоро попал в монахи и уже в иеромонахи? ведь в России это скоро нельзя получит». Дьяк говорит: «да разве тебе он знаком, и ты его знаешь»? Послушник: «как же мне не знать его? это послушник Симонова монастыря в Москве. Мы с ним много лет жили вместе; но он там много кое-чего настряпал, да и бежал, неизвестно куда. Теперь же вижу его священником, да еще монахом. Это что-то очень мне чудно кажется». Дьяк: «нам его привез настоятель Черкасского монастыря; мы за него дали две тысячи рублей, и у нас ест бумаги из Москвы, с Рогожского кладбища, что в Симонове монастыре истинно был иеромонах Анатолий, и что уехал, неизвестно куда, а потому Рогожские велели принят его, без сомнения, что он священник». Послушник: «я и сам знал хорошо иеромонаха отца Анатолия; но тот был уже 60 лет и уехал в Соловецкий монастырь, я его и проводил». Дьяк, слышавши сие, поверил и, заплакав, сказал: «Вот как нас обманывают самозванцы, попы наши»!

    Поутру собралось всё общество; позвали и попа своего. Когда послушник начал попа обличат, он признался во всем. Дьяк Степан Керачь, заплакавши, сказал: «ах, отец, отец, боишься ли ты, Бога как ты нас обманул и сколько ты наших душ погубил: что это ты делаешь? «Поп ответил: «как же с вами бураками поступать? Вперед умнее будете». Дьяк же сказал: «поезжай, поезжай от нас скорее, куда знаешь». Он отправился в Галац. Накопивши много денег, снял корчму и начал торговать вином.

    Услышав сие, настоятель Черкасского монастыря, оставил раскол и монастырь свой, и уехал в Корсунский монастырь, и там окончил жизнь свою.

    В Молдавии всех, крещеных и постриженных этим самозванцем, снова перекрещивали и перестригали. Кто ж перекрещивал? Или такой же самозванец, или, по крайней мере, запрещенный поп, как и все беглые попы, отлучившиеся от своего епископа без благословения, уже запрещены, или отлучены от Церкви.

    Но говорю уже и обо всех беглых попах, какие они делали проказы в Москве на Рогожском кладбище и повсюду. Надобно воза бумаги, и тогда всего не опишешь.

    5.
    О нововозникшем неосвященном раскольническом священстве, так называемом, Австрийском, и о запрещенном лжемитрополите Амвросии Греке

    Но скажу вкратце о нововозникшем раскольническом неосвященном священстве, называемом ими: Австрийское священство. От какого гнилого корня оно произросло, и от кого это священство получило начало? Оно произошло и получило начало не от Христа Спасителя, не от святых Апостолов, не от святых Отцов и не от патриархов, или православного епископа, но от одного Грека лжемитрополита Амвросия, запрещенного, изверженного и преданного от Патриарха вселенского и от собора великой константинопольской Церкви анафеме за свои законопреступные дела, находившегося под судом. Чтобы избежать суда и заточения, он отступил от православной Церкви, за сей-то побег и измену православию, от патриархов вселенских и от Собора предан был вечному проклятию.

    6.
    Платона епископа Будинского о лжемитрополите Амвросие

    Вот что о нем говорит в своей книжице Платон Афанацкович, епископ Будинский:

    «Oт нас изыдоша, нo не быша от нас: аще бо от нас были, пребыли бы убо быша с нами (Ин. 2:19).

    Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и нe хοтяше утешитися, яко не суть (Мф. 2:18)

    Воскрежет обаче яростию и злобою змий оный древний, иже некогда низвержен в ад, отторже с собою третию част звезд небесных, и нача всячески искати пяту, идеже бы угрызнути торжествующее православие, и се видим, како обрете!

    Но се реки вавилонске, зде нам на вербиях обесити органы наша, зде сети и плакати надобно. Откуда же начнем плакати, или кое положит начало нынешнему рыданию; кто даст главам нашим воду и очесом источник слез?

    Истинно убо ест, яко мир сей привременный весь во зле лежит, исполнь скорбей и болезней лютых. Беды и напасти повсюду; беды в весях, беды в градех, беды от огня, беды от потопа, беды от глада, беды от смертоносныя язвы, беды сих горшия от страстей воюющих в людех, от гнева, злобы, братоненавидения. Но во всех сих мы, православнии Христиане, несмы без покрова и помощи: несмы отчаяваемы, имеюще в тех всех прибежище верное, пристанище благотишное и необоримое: Церковь Божию святую. Тамо теплыми молитвами притекающе, тамо возвергающе печали наши на Господа и на Христа Его, обретаем утешение и покой: там всякое утоляется воздыхание, всякая иссыхает слеза, скорбь прелагается в радость и болезнь в живот.

    Что убо речем, или что возглаголем, егда и Церковь матерь пашу сию богоблагодатную, сию единую помощницу и покровительницу нашу в злостраданиях житейских, самую злострадати, самую болезновати и скорбети видим, возопием с Пророком в перси биюще: обратитеся и видите, аще ест болезнь, якоже болезнь наша; и аще ест скорбь, якоже скорбь наша.

    Обратитеся убо и видите, православнии христиане, чесому неизследимая в советех своих премудрость Божия попусти быти и содеятися во дни сия пред очима нашима. Многая злая подобаше претерпети Божией Церкви во времена прежняя, яко злато искушашеся она в горниле страданий, яко шипок цветяше в тернии скорбей, беху векове гонений и мучительств, егда кровь христианская проливашеся яко вода, егда имени ради Христова предаваше брат брата на смерть и отец чадо. Но мимо идоша, и се не сут. Беху векове раздоров и ересей, егда среди самых христиан внутрь святилища церковнаго востаяху бури суетных мнений и лжеучений, егда солнце истины омрачашеся и веры основания колебахуся. Но и тии мимоидоша такожде, и се не сут. Беху времена нужды, тесноты и уныния, егда истинная православная Церковь Христова, аки внегда Израиль на реках вавилонских, пленом тяжким одержима от врагов, онде внешних, онде же и внутренних, седяше сетующе, яко мимоходящим покивати главами и ругающеся глаголати: где ест Бог твой? и та исполнь скорби, туги и жалости, времена минутна, и се не сут. Воистину ничтоже подобало бы бяше ныне нам чадом Церкве православныя, точию радоватися и ликовати, славити неизреченныя милости Господа и с дерзновением взывати: разумейте язы́цы, яко с нами Бог.

    Но не дремлет враг человекоубийца искони, иже аки лев ходит рыкаяй, иский кого поглотити. Князь тмы сый, вo тме устрои злокозненный ков, да возмутит мирное торжество нашего святаго православия. Како же бысть сие?

    Начнем же глубоким воздыханием и горьким плачем переданную сию нашу краткую повест и скажем поряду. Сут в Австрийстей нашей державе, в стране зовомой Буковина, нецый от раскольников российских отдавна из отечества своего тайно отбегших, ту вo окружии Черновецком в веси нарицаемей Белая Криница (фотена алба по-молдавски) соградиша беглецы сии акибы и храм, егоже и освяти им некий беглый из России поп на антиминсе, из России украденном, властем земским ничтоже зазирающим, яко римско-западнаго вероисповедания сущим. Подобни беглые попове продолжаху и после бегати семо из России и в молитвеннице сей раскольнически поповствовати. Обаче чрез долгое время ничтоже горшее бысть и приключашеся донельже не точию попове, но и инии беглецы российстии в сие безопасное прибежище раскола притекати и тамо любезно прииматися начаху... и пр.

    Соградивше себе особенное гнездилище в веси Белокриницкой на подобие и чин акибы монастыря устроенное. Киимы непостижимыми хитростми, киими сокровенными способами и средствами учинися сие дивное, никакоже ожиданное, событие: то могут видети главнии белокриническия дубравы жители, имена же им: Алипий, бывший Афанасий Милорадов... (мещанин) и монах Павел (извощик). Сия-то двоица толь чудное и неслыханное дело совершити возможе.

    Радощами велиими возрадовахуся Белокриницкие поселенцы, таковое благоволение ощутивше от австрийскаго правительства, что в епископа позволяют иметь. Избирают убо абие монастырю своему настоятеля единаго от клеврет своих именем Геронтия, и того под видом купца посылают в великую державу Российскую, да возвестит тамошним раскольником, яже у них содеяшеся, нарочито обаче да соберет довольные пенязи к совершению их злоумышлений на Церковь православную. Отъиде же Геронтий и достиже даже до царствующаго града Москвы и до славнаго Петрограда, образ носяй акибы торговца австрийскаго, якоже и самый паспорт его ложно свидетельствоваше. Но притворный купец сей не имеяше иных товаров с собою, кроме речей льстивых и хитрых проповеданий о Богодарованных раскольником епископстве. Сия обаче вся отай он повсюду разсеваше, еще же и икону некую с собою ношаше, на ней же некто в сане епископском живописан зряшеся, о нем же льстец сей поведаше, яко той самый и ест епископ, уже обретаяйся и на раскол соизволивший. Таковыми басньми обаяни быша нецыи скудоумнии, но богатии раскольницы в России, наипаче жены, имже, по глаголемому, власа долги, но разум краток, и отверзше сокровищницы своя, ущедриша баснотворца зело, иже и возвратися со дары теми восвояси.

    Между тем в самой Буковине издавна живущии раскольницы не имеяху ни веры, ни послушания, возгнездившимся в них скитницам, и ниже слышати хотяху о епископстве и о епископе, кольми паче от имений своих дати что на дело сие, емуже благаго конца и совершения никакоже чаяху, видяше в том едину точию слепоту надменныя гордыни и властолюбия монахов, имже нарочитый и заклятый противник бяше дьяк Белокриницкия веси, по названию Киприан Тимофеев, муж малаго разума, но великаго упрямства. Сей явно и велегласно взываше и учаше, яко начинания монахов белокриницких, истинному благоверию весьма противная, не к утверждению и возвышению, но наипаче к конечному разорению раскола служити имут, законопреступна сут и святотатственна: сице, яко новая ослица Валаамова, пророчествуяй сущую истину от устен несмысленных. Молчаху же монаси крамольницы, не имуще чего отвещати, и в молчании не с терпением ожидаху возврашения из России Геронтиева.

    Егдаже прииде лжекупец, посланник Геронтий вспят, носяй рубли российские, тогда звон сих же заглуши во ушесех их пререкания и злословия обличителева, в сердце же надежду укрепи, яко предначатая ими в совершение незакосненне восприидут.

    Без всякаго убо отложения возстаста абие вновь вышеупомянутая двоица Алипий и Павел, и препоясавше чресла своя, отдаются на искание себе епископа. И достиже первее в страны Молдовлахийския и Унгровлахийския, яко ближайше лежащия. Потом коснустася краев Сербских: таже и в Черную ropy проникоста, но нигде же никто же обретеся има споспешествуяй или согласуяйся, яко же от грома тресновеннии сердцем возмущахуся православнии при едином токмо видении таковых изрядцов и злохудожников. Что убо има бе творити? емлятся путей далечайших: обходят Грецию, Сирию и Палестину и Египет. Но и той труд ею всуе бе. Недоумевающася и ужасающася, что ктому сотворят. Направляют стопы своя в Царьград во всяком унынии и отчаянии, в Царь-граде от православных опасно себе утаевающе и крыюще, совещания со униатами, Арменами и латинами имеяста; еще же и самех Евреянов не пренебрегоста, испытующе от них: несть ли кто им ведом от архиереев греческих во православии не твердый и колеблющийся, и где таков обрестися может? О, увы! о, увы! о, увы! Нигдеже обретенный, зде в Царьграде обретеся, или паче даде обрестися ищущим!..

    Вот наконец скажу вам ужасную историю в Босне в настоящия, тако-рещи, дни приключившуюся: Как един от христианских мучеников, притяжатель сый знатных имений и старейшина единаго от именитых мест, преданный митрополитом первее анафеме, потом палицам турским, поскольку не восхоте или не возможе насыпати бездонное его корыстолюбие, внезапу в страданиих не мог более терпет, и отчаянию предався, воскрича: яко не хощет ктому быти христианином, но приемлет закон мухамедский, и тако избавився мучений и сам сделался мухамеданин и весь дом его. Сицевая деяния архиерея Божия, и самим даже турком в соблазн и омерзения пришедшая, напоследок внидоша во уши святейшаго патриарха, иже убо лета 1842, Амвросия митрополита сараевскаго от Босны вызывает в Царь-град, ему же соборне тамо осужденну и изобличенну и запрещенну бывшу, ин архипастырь дадеся оскверненному наемником престолу митрополии Босносараевския. Сему же Амвросию в Сараеве от лета 1836 до лета 1812 архиепископствовавшу, иже тамо сам себе прозвище Симонович, надел бяше (сиречь святопродавец), и ему не точию архиерейская, но и простая иерейская действовати возбраненно быст. Сице достойную мзду возприяв по делам своим, нача Амвросий влещи жизнь свою в уничижении, срамоте, презрении, сице же и в крайнем убожестве.

    Но таков и подобаше первосвященник раскольником! Увидев Амвросий о пребывании в Царь-граде Алипия и Павла, абие средствием фактора жидовина даде има вест, да к нему приидут во едину незнатную корчемницу, в ней же сам незнатным слугою бе. Сие обаче отнюдь не смути помянутую вдовицу, двоюловцу раскольничу, яко в таковом блате и кале валяшеся искомый, но то соблазняше и возмущаше зело ею, яко под осуждением церковным бяше низложен и запрещен от патриарха соборне. Дивна убо ест вещь и неудобопонимательна же и изумительна сия: раскольником аще от церкве православныя и отпадшим, и на православные иерархи хулящим и ни во что же их вменяющим, обычай непреложен быти, никавоже ни самых беглых попов к себе не принимати, разве правильные от православных архиереев, рукоположенных и до бегства их из православныя церкви никоему же отлучению или запрещению подверженных. Сумнястася убо о сем Алипий и Павел и недоумеваста! Ho факторы жидовстии и в том даже самом на помощь притекоша има, умысливше таковую воистину жидовскую прелест: подкупают и наущают некия греки от единаго краеградия цареградскаго, обещаша има довольны сребренницы и златицы, молити святейшаго патриарха, яко да соизволит быти в церкви их совершенну священнослужению архиерейскому, акибы о упокоении некия души честныя жены христианина грекини; на священнослужение же сие да разрешит бывшаго митрополита сараевскаго Амвросия тоя ради вины, яко той Амвросий, егда мирский еще бе священник, оныя усопшия грекини духовный отец бяше. К сей хитрости и милостыня еще изрядная присовокупляется, аки бы от умершия на тое завещанная, в самом же деле от раскольников приложенная.

    Данный формат стр., от uCoz не позволяет опубликовать всю книгу (мало места), её можно посмотреть по ссылке, она ниже.

    7.
    О раскольниках, како они искали себе епископа, и о монахах их Алипии, Павле и Геронтии

    8.
    О свидании моем с Алипием и Павлом во Иерусалиме 1845 года

    9.
    Мой разговор с Алипием и Павлом

    10.
    О выезде Павле и Алипия из Иерусалима в Синайскую Гору, и как они сошлись с жидовиным Костюшко

    11.
    Как они нашли в Царьграде запрещенного митрополита Амвросия, и о его беззаконном деле

    12.
    Как раскольнические монахи с жидами успели обманом у патриарха взять своему митрополиту разрешение

    13.
    О том, что это незаконное и неосвященное священство разрушит раскол

    14.
    Как раскольники, привезши своего запрещенного митрополита в Австрию, старались открыть у себя епархию

    15.
    О том, что константинопольский патриарх осудил митрополита Амвросия и изверг его из сана

    16.
    Как раскольники присоединяли к себе запрещенного митрополита, и какие находили правила

    17.
    Соборное деяние раскольническое, буквально списанное с подлинника Австрийского

    18.
    Разбор соборного деяния по статьям, с объяснением

    19.
    Как раскольники обманывают простых людей и защищаются писанием

    20.
    Возражение против раскольников

    21.
    О мнении раскольников, что может простой священник принять от ереси митрополита, и как об этом рассуждали

    22.
    Как раскольники силятся признать священника равным епископу, и против этого возражение от правил св. отец

    23.
    Отрывок из письма австрийских раскольников о признании их в том, что они все делали не по правилам св. отец

    24.
    Деяние Задунайского собора, и мнение их, и на него возражение

    25.
    О том, что в решении своем раскольники положились на совесть своего запрещенного митрополита

    26. Принятие митрополита в раскол и его перемазывание неосвященным миром или маслом

    27.
    О том, что Амвросий не может быть признан истинным митрополитом

    28.
    О посвящении митрополитом Амвросием для раскольников епископа Кирилла, бывшего дьяка Киприана Тимофеева

    29.
    Встреча архимандрита Геронтия в России от раскольников и варение мира в Австрии

    30.
    Суд над лжемитрополитом Амвросием в Вене

    31.
    О раскольнических самозванцах епископах Антонии и Софронии

    32.
    Замечание Стародубцам о том, кому они последуют

    33.
    Правила соборные по которым раскольническое священство не может быть признано законным

    34.
    Замечание и увещание раскольникам

    35.
    Вопрос: когда получил митрополит благодать Св. Духа: тогда ли, когда его хиротонисал патриарх, или тогда, когда его перемазывал беглый поп Иероним, и на это ответ

    36.
    О том, что все беглые попы суть запрещенные, а поставленные запрещенным митрополитом суть самозванцы

    37.
    О самозванцах, из потребника печати патриарха Иосифа московского

    38.
    Привила, которым испровергают хиротонию, учиненную на мзде

    39.
    Раскольническое священство есть беззаконное и влечет души человеческие во ад

    40.
    Под каким предлогом раскольники отторгнулись от православной Церкви, и о исправлении книжном, и о Максиме Греке

    41.
    Как Максим Грек оправдывает себя, выписка о сем из граматики его, печати патриарха Иосифа 6-го лета

    42.
    О Стогловом соборе

    43.
    О исправлении книжном при патриархе Никоне

    44.
    Российская Церковь, только погрешности в книгах исправила, а веры не переменила

    45.
    О том, яко восточная Церковь во времена патриарха Иocифа была в истинном древнем благочестии

    46.
    С кем восточная Церковь борется, пребывая сама незыблемо и непоколебимо

    47.
    Никакие еретики такой хулы не произносят на православную св. Христову Церковь, как раскольники

    48.
    О мнимых ересях, какие раскольники находят в православной Христовой Церкви

    49.
    Выписка из большого катехизиса, печатанного при патриархе Филарете, о крестном знамении, трехперстном сложении

    50.
    О Стоглавом соборе

    51.
    Трехперстное сложение ко крестному знамению всеобдержно в православной Христовой Церкви

    52.
    Почему и откуда пришло в Россию двухперстное сложение

    53.
    Долго ли торжествовало в России двухперстное сложение и какие оно в российской православной Церкви произвело следствия

    54.
    Увещание раскольников, что кроме православной восточной Христовой Церкви несть спасение

    55.
    О троекратном пении Аллилуиа

    56.
    О именнославном благословении свидетельства древности

    57.
    О четвероконечном кресте, который раскольники хотя и хулят, но сами почитают и повсюду употребляют

    58.
    О том, О том, что литургия божественная служится не на пяти, и не на седьми просфорах, а только на одном агнце

    59.
    О двух раскольнических претыканиях в имени Иисусове и символе веры

    60.
    Заключение и окончание книги сей

    I.
    О Некрасовцах, живущих в Турции (они же и кубанцы)

    II.
    О раскольниках, живущих в Буковине

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — azbyka.ru

    Просмотров: 2154 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.7/28
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году