Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » • Чулков, Даниил Григорьевич • Основатель Тобольска •
23:50
• Чулков, Даниил Григорьевич • Основатель Тобольска •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Ветвь Чулковых
  • Основатель Тобольска
  • Время битв прошло
  • Путь в неизвестность
  • Здесь будет град заложен
  • Новой герб городу
  • Есть еще одна интересная деталь
  • Иллюстрации
  • Грамота царя в Тюмень
  • Дерево познается по плоду
  • Происхождение фамилии Чулков
  • Ссылки по теме
  • От редакции
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Чулков Данила Григорьевич – стрелецкий
    и письменный голова, основатель города Тобольска
    и первый его Разрядный воевода.
    Происходил из рода рязанских бояр.

    Ветвь Чулковых

    Эта ветвь Чулковых ведет свою историю от выехавшего из Литвы к великому князю Василию Дмитриевичу и потом перешедшего на службу к великому князю Олегу Рязанскому Семена Федоровича Ковылы-Кислого, праправнук которого Григорий Иванович получил прозвище Чулок, а от него и сын Григория Ивановича - Данило, письменный голова сибирских воевод стал именоваться Чулковым.

    Известны два сына Д.Г. Чулкова: Филипп и Федор. Чулков участник ряда важнейших военно-политических событий в истории Российского государства во второй половине 16-го века: на Дону, на Средней и Нижней Волге, в Сибири.

    Данила Чулков принимал участие в войне с астраханскими и крымскими татарами. В 1554 году он вместе с князем Алексеем Вяземским "астраханских людей искал и добывал выше Черного острова", поход закончился скорым покорением Астрахани. В 1556 году Чулков с отрядом поплыл по р. Дону для наблюдений над Крымом, возле г. Азова он встретил 200 крымцев и разбил их.

    В летописной истории приводятся две версии прибытия Чулкова в Тюмень. Так, по одной из них в 1585 г. Данила Чулков, который служил в Ряжске, был послан из г. Москвы в отряде Василия Сукина и Ивана Мясного: «Лета 7093 посланы воеводы с Москвы Василий Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставища град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых». По другой версии, Данила Чулков прибыл "со многими ратными людьми в 1587 г. для поставления г. Тобольска нарочным делом".

    Весной 1587 г. из г. Тюмени выступили стрельцы и казаки под командованием Данилы Чулкова с наказом выйти к р. Иртышу и поставить на берегу острог. Отряд беспрепятственно высадился на берег. Выбрав место на берегу р. Иртыша, на "велице горе" Алафеевской, служилые люди стали строить новый город.

    В «Повести летописной» отмечено: «…обрете место на той реке Иртише усть речки Курдюмки против мало пониже устья реки Тоболу, яко единые версты, на велице горе и красно велми, а под горою… Богом строенное место, плавающим же защита ту бури и пристанище тихо и спокойно.

    И на сем же прекрасном месте поставиша град и нарекоша имя ему Тоболеск реки ради Тоболы…». В летописи так же указано, что «город первой был срублен из судового лодейного лесу небольшой и острогом и нос збиран». В начале июня острог был готов. 4 июня освятили первую острожную церковь, названную Троицкой. Так было положено начало г. Тобольску.

    Против строительства новой крепости выступил кн. Сейдяк, считавший себя повелителем Сибири. Чулков зазвал татар к себе для якобы мирных переговоров и вероломно перебил их, а Сейдяка и других более важных пленных отправил в Москву. Таким образом вся Сибирь до Иртыша и к северу по берегу Оби оказалась в руках московских государей.

    В 7098 (1590) г. на место письменного головы Данилы Чулкова в Тобольск прибыл воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Масальский. До 1596 года Данила Григорьевич Чулков оставался в Тобольске. Дальнейшая судьба Данилы Чулкова после его службы в Тобольске неизвестна.

    Известны два сына Д.Г. Чулкова: Филипп и Федор.

    фото

    Основатель Тобольска

    «И по промыслу Божию доплыв воевода Данило Чулков и против устья Тоболу поставил град именем Тоболеск, на горе, первый стольный во всех городех, и церковь первую воздвиже, во имя Святыя Троицы, и другую - Всемилостивого Спаса на взвозе...»

    Этими вдохновенными строчками из Кунгурской летописи хотелось бы начать рассказ о том, как и почему был основан Тобольск.

    Три исполинские личности стоят у колыбели города, которому в июне этого года исполнилось 425 лет: атаман Ермак, письменный голова Данила Чулков и очарованный человек, труженик Семен Ремезов.

    Ни один из них не затмевает другого. Не будь одного из них, не было бы и Тобольска.

    Время битв прошло

    Потомки воздали должное подвигу Ермака. Нельзя не заметить и деяния Семена Ремезова. Воплощенный им град сам говорит за себя. Наши современники назвали его даже «добрым гением Тобольска» и поставили ему памятник. Самой забытой оказалась фигура письменного головы Данилы Чулкова, который основал Тобольск.

    Все отмечают удивительную картинность Тобольска, его былинность, сказочность. Откуда такая гармония природы и архитектуры? Такая, что возникает ощущение нереальности.

    «...При сих во вся лета видеша царь и князи, агуны, муллы и абазы (мусульманские духовные чины. - Авт.) и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск и соборная церковь до колокольни, видишася християнский со светом град в воздухе, и церкови, и звон великий, яко ими дивится и ужасно недоумея, что будет се. Сие ими видение начаться видетись, яко примером бусурманских историк, с 1060 (1552) году во вся зори и праздники и им до приходу Ермакова», - говорится в Кунгурской летописи. Получается, что за тридцать лет до прихода Ермака место для города уже было приготовлено?

    А Ермак? Что заставило его идти в наши края, никто ведь толком и объяснить не может. Написана масса литературы о Ермаке, и хоть это и удивительно, но не известно точно, кто же он, откуда, как жил, как умер, где похоронен, как его нарекли при рождении. Человек-загадка! Человек-легенда! Удивительно, что татары после того, как он погиб, воздавали ему почести, какие они воздают только своим высшим духовным лицам.

    После гибели Ермака всех служилых людей поразила глубокая печаль. Казаки ушли за Урал. Воеводы не решались на битвы с татарами, но и татары уже не нападали на служивых в этих местах, пугая их издалека числом. Сбитый Ермаком Тимофеевичем с царства Кучум, словно давимый какой-то силой, метался в верховьях Иртыша, то делая стремительные набеги, то откатываясь обратно в степь. Удача отвернулась от него. А вместе с ней его покровители в Бухаре. В столице Сибирского ханства сидел новый хан Сейдяк.

    На первый взгляд может показаться, что всё вернулось на круги своя, но, однако же, в этих местах произошли вот эти «тихие» внутренние изменения, и как мы дальше увидим, они не только наложили свой отпечаток на дальнейшие события, но и определили судьбу Сибири. Приведу случай с воеводой Мансуровым, который произошел в этих местах буквально через месяц.

    Он был послан Посольским приказом на помощь казакам Ермака с многочисленной экспедицией, большим провиантом и хорошим вооружением. Посылая его, в Москве еще не знали о гибели атамана. Когда вся флотилия подошла к Искеру, Мансуров, по словам историка Руслана Скрынникова, «увидел на берегу татарскую рать.

    Татары едва ли могли выдержать атаку со стороны стрелецкого отряда после многократных поражений от казаков. Но Мансуров так и не решился пустить в ход свои пушки. Известие о смерти Ермака произвело на него тягостное впечатление. И он не отдал приказ о высадке ратных людей на берег».

    А поспешил уйти из этих мест на Обь и там зимовал, и воевал там с превосходящими силами местных воинственных князей, и воевал удачно, ну а вот здесь он почему-то поступил именно так. Как будто что-то удержало его от боя. Видимо, время уже было не для битв.

    Путь в неизвестность

    Вслед Ивану Мансурову царь отправил в Сибирь двух лихих воевод - Мясного и Сукина. Они благополучно заложили город Тюмень, но дальше не пошли, а отправили в Москву грамоту, что мало людей для того, чтобы идти на Искер. Василий Борисович Сукин был молод и не имел большого военного опыта, но зато был очень знатен. Иван Мясной - известный стрелецкий командир, отличившийся в последние годы Ливонской войны.

    В их руках была вся военная власть. А должность коменданта города, т. е. письменного головы, исполнял Данила Чулков, служивший до этого «головою в Ряжске». Видимо, он и указал воеводам новое место для Тюмени - на высоком берегу Туры. Татарская Чимги-Тура осталась в стороне, за речкою Тюменкой.

    По мнению академика Г.Ф. Миллера, написавшего «Историю Сибири», Тюмень была очень выгодно перенесена по сравнению со старой Чимги-Турой, и ее местоположение в стратегическом плане стало одним из самых удачных.

    Затем весной 1587 года из Москвы прибыли пятьсот стрельцов, а с ними вернулись и казаки Ермака с царским указом «близ города Искера на Иртыше Даниле Чулкову поставить град».

    У меня не пропадает ощущение, что его отправили, мягко говоря, в неизвестность. Г.Ф. Миллер задается вопросом, почему послали «человека невысокого ранга», и сам же отвечает: потому что «не могли учесть значение будущего города». С другой стороны, в незаурядных обстоятельствах нужен был и незаурядный человек. Посольский приказ знал, кого посылать.

    Кроме стрельцов, с Чулковым поплыли рвавшиеся в бой казаки Ермака с атаманом Матвеем Мещеряком. Миллер пишет: «Вероятно, Чулков не имел распоряжения из Москвы применять против него (Искера) силу». Но в таких чрезвычайных обстоятельствах вся стратегия отдавалась в руки Данилы Чулкова, но и вся ответственность ложилась на него, т. е. все отдавалось на его усмотрение, ну а ему-то оставалось уповать только на промысел Божий.

    Шли они со всей предосторожностью. Каждый поворот реки таил опасность. По казацкому обычаю далеко впереди шло ертаульное судно... Путь к Искеру хорошо был знаком казакам Ермака: они прошли его с боями в памятном 1582 году, но для Данилы Григорьевича Чулкова всё впервой... Струги казаков шли впереди.

    Как и пять лет назад, на переднем струге трепетало знамя с изображением апостола Якова, приведшее их к победе 23 октября, в день же апостола Якова, на Чувашском мысу.

    Данила Чулков удачно сочетал в себе талант градостроителя и военачальника. Это был государственный человек недюжинного ума и чуткой души. Он сумел не только так поставить город, что тот на три века стал столицей Сибири, но еще и устранил с политической арены соседнее враждебное государство.

    Здесь будет град заложен

    Кто же он таков, основатель нашего города? «Чулков Данила - воевода Ивана Васильевича Грозного. Принимал участие в войне с астраханскими и крымскими татарами. В 1554 году Чулков вместе с князем Алексеем Вяземским астраханских людей искал и языков добывал (т.е. полевая разведка армии. - Авт.) выше Черного острова; поход окончился скорым покорением Астрахани.

    В 1556 году Чулков с отрядом поплыл по Дону для наблюдений над Крымом (опять разведка и опять авангард армии). Возле Азова он встретил две тысячи крымцев и разбил их. Грозному Чулков писал, что Давлет-Гирей собирался на Москву, но узнав, что русские ждут его, вернулся назад».

    Вот вам и письменный голова. Около десяти дней длился их путь. И хоть противник и не нападал, но чем ближе они подходили к устью Тобола, тем более возрастало напряжение. Тобол тогда впадал в Иртыш прямо напротив теперешнего зоо-веттехникума (некогда Знаменский монастырь).

    Оставив основной отряд в шести километрах выше устья Тобола, Данила Чулков и несколько казаков поплыли на разведку. День близился к вечеру. Примерно в это время пристают они к правому берегу Иртыша где-то возле нынешней пристани и осторожно начинают продвигаться к Троицкому мысу. Проходят правее современного базара. Их тянет к ложбине, логу в горе (ныне - Прямской взвоз).

    С постепенным ускорением углубляются в него по правой стороне. Что там, наверху? Напряжение всё растет. Не останавливаясь ни на секунду, в сильном напряжении, они выходят на Троицкий мыс в районе современной Павлинской башни. То, что открылось им, захватило всех их без остатка. Пропали страх и напряжение, только чувство восторга и царственного величия поглотило их.

    Надо было принимать решение: либо идти дальше вверх по Иртышу, выполняя царский указ, либо... В июне под Тобольском темнеет в половине двенадцатого, а светает уже в половине второго.

    Вряд ли кто спал в отряде. Наверное, держали совет, наверняка собирали и казачий круг, но решение-то принимал Данила Чулков. А всё было непросто... «Выбор места для города был делом весьма ответственным. Этому вопросу уделялось большое внимание.

    Он обычно решался на самом высоком уровне, с обязательным привлечением специалистов городского дела, сопровождался не только письменным обоснованием выбора места, но и составлением «чертежей», «росписей», «смет», нередко служил предметом ожесточенных споров между представителями царской администрации, бывали и неоднократные пересмотры принятых решений», - сообщает В.И. Кочедамов.

    Ясно, что в нашем случае ничего подобного не было, а, как пишут летописи, город ставили «с великим поспешением», да еще из освященного судового леса. Как будто в округе не было деревьев. А еще был царский указ - ставить город в непосредственной близости от Искера, под названием Новая Сибирь, а назвали Тобольском. На рассвете, помолясь, Данила Чулков принял правильное решение. Принял сердцем.

    Тогда же, видимо, и решили разобрать струги. Что-то есть в этом казацкое. С первыми лучами солнца струги вышли из устья Тобола, быстро пересекли Иртыш и, чуть пройдя по течению, вошли в речку Курдюмку, полноводную в это время года. Данила Чулков и казаки приметили ее еще накануне с горы.

    Проплыли по ней до того места, где она начинает отходить от Троицкого мыса (примерно там, где сейчас мост на базар). Потом это место было увековечено, тут построена была церковь Богоявления.

    Эта церковь, стоявшая у подножия горы, была самой мощной и самой красивой в Тобольске. После революции ее стерли с лица земли. Именно на этом месте казаки и разбирали свои струги, чтобы уже никуда не уйти. Люди они были военные, каждый знал, что ему делать, и всё происходило довольно быстро.

    Бревна и доски поднимали по сухому логу, который позже стал взвозом. Сто метров до него и пятьдесят вверх. Подъем этот называли позже Базарным, Софийским и Торговым, но прижилось почему-то слово Прямской. «Велицее по-спешение» объясняется желанием сделать так, чтобы всё обошлось мирно, без стычек.

    Недаром Данила Чулков не ввязывался ни в какие противостояния: ему было не до них. И когда через год к Тобольску выехала орда хана Сейдяка в пятьсот человек, поохотиться на старых местах, то все были «приятно» удивлены и не знали, что делать. «Ладейный острог» рос на глазах. А далее - склад, землянки, амбар. В июне же освятили первую церковь, Живоначальной Троицы, так же и окрестили мыс.

    Вот отрывок из «Слова», произнесенного в день 300-летия Тобольска, 2 июня 1887 года: «Триста лет тому назад на этом самом месте - Троицком мысу, осенив себя крестным знамением и призвав имя Три-ипостасного Бога, небольшая горсть русских удальцов положила основание Тобольску. Но человеческое намерение не скоро бы осуществилось, если бы промысел Божий не предопределил привнести в жизнь этой земли светоч Божественной истины... »

    Чулков придумал и герб новому городу

    Данила Чулков придумал и герб новому городу, - он был начитан в геральдике и решил, что Тобольск славнее многих городов запада и востока. Молодой чертежник на синем поле изобразил золотую пирамиду с воинскими знаменами, барабанами и алебардами.

    Евгений Федоров - Ермак

    фото

    Герб Тобольска утвержден 17 марта 1785 года: "В синем поле пирамида с воинскою арматурою с знаменами, барабанами и алебардами".

    Использованы материалы статьи О.Рево в журнале "Наука и жизнь" №6, 1978; изображение герба восстановлено по фотокопии из ПСЗ РИ, присланной В.Марковым (Санкт-Петербург)

    1 октября 2003 года депутаты городской думы приняли решение о восстановлении герба 1785 года в качестве герба муниципального образования "город Тобольск".

    Есть еще одна интересная деталь

    «Здесь будем град новой ставить», — отдал приказ письменный голова Данила Чулков. А град строить начали на высоком мысу в день Троицы. Отсюда и первое название появилось — мыс Троицкий. А свершилась закладка нового града в день 3 июня 1587 года. И назвали его Тоболеск.

    В Румянцевском летописце «О стране Сибирской и о сибирском от Ермака взятии» записано немного: «...прииде воевода с Москвы Данила Чулков. И дошед реки Ирыша, и ту поставиша град Тоболеск...».

    В «Книге записной» («Сколько в Сибири, в Тобольску и во всех сибирских городах и острогах...в котором году и кто имяны бояр, и окольничьих, и столников, и дворян на воеводствах бывали») в 1687 году точно указывается место сооружения первого тобольского города. Он был построен «на том ж месте и мысу, где ныне колокольня Софийская». Следовательно, первый город стоял рядом с нынешним Софийско-Успенским кафедральным собором.

    Есть еще одна интересная деталь в «Книге записной». В летописи сказано, что «город первой был срублен из судового лодейного лесу небольшой и острогом и нос збиран». Из этой записи следует, что вокруг первого поселения на восточной части Троицкого мыса был поставлен острог из досок от лодок, на которых приплыли русские воины.

    Первые строители тобольской крепости поднимались на Троицкий мыс по логу, разделяющему два бугра Троицкого мыса. По логу носили пожитки от реки в град. По нему доставили наверх и доски от разобранных стругов. А из «досок лодейных» сделали первый тобольский острог. Но этих досок не хватило для полного ограждения вокруг всех изб. Поэтому острог сделали небольшой и поставили его в виде «носа». Так на краю холма появилось первое русское укрепление на Иртыше и первая церковь, освященная в честь Святой Троицы.

    Мудрыми замечено: города никогда не возникают случайно и на случайных местах. Издавна Тобольск отмечали как место, которое будто специально замыслил Творец мира. Про него говорили: «Божественного замысла город», «Подобен сибирский град Тоболеск ангелу...», «Картинный город». Предание гласит о том, будто люди Чулкова, причалив к правому берегу Иртыша, узрели высокий неприступный холм и решили, что для возведения крепости «тут Богом строенное место». Воевода Чулков мог видеть всю округу с вершины Алафеевской горы, где началось строительство острога...

    Алафеевская гора с древних времен считалась священным местом. На ней не раз являлся местным жителям белый город в блеске золотых и серебряных искр, спускаясь с небес на землю в виде огненного столба. Есиповская летопись напоминает о Божественном произволении, по которому воевода Данила Чулков место под будущий город выбрал: «Благоволением Бога Отца и Сына и Святого Духа прииде воевода на ту гору превеликую, зряше место то зело лестно. И повелел воевода град созидати. И нарече град Тоболеск, и даде старейшенство великому граду».

    Против строительства новой крепости выступил князь Сейдяк, считавший себя повелителем Сибири. Поглощенный борьбой с Кучумом, Сеид-хан старался избегать столкновений с русскими. Когда воеводы в 1587 году появились у самых стен ханской столицы, Сеид-хан попытался завязать переговоры с ними. Чулков пригласил хана и Карачу в острожек на пир.

    Воевода Данила Чулков приглашает татарского князя Сейдяка в град Тобольск

    Хан согласился, но принял меры предосторожности. Он отправился в гости в сопровождении нескольких сот отборных воинов. Голова Чулков располагал куда меньшими силами.Когда гости явились к воротам Тобольска, Чулков согласился впустить в крепость не более ста человек и предложил им снять оружие перед тем, как сесть за пиршеский стол. Карача был человеком крайне осторожным, но, видя малочисленность русских, согласился на все их условия.

    Казаки захватывают в плен князя Сейдяка. Сентябрь1589 года

    Когда Сеид-хан, Карача и свита заняли места за столом, они столкнулись лицом к лицу с Ермаковыми казаками. Едва ли можно предположить, будто Чулков сознательно заманил хана в западню. Скорее всего, события развивались под влиянием стихийных сил.

    Казаки не простили Караче вероломного убийства Ивана Кольцо и других своих соратников. Они бросились на Карачу и связали его вместе с ханом. Ханская охрана была перебита. Однако самое трудное было впереди. Гвардия хана — 400 воинов — стояла во всеоружии подле ворот острожка. В упорном, кровопролитном бою казаки разгромили противника, обладавшего большим численным перевесом. Но они заплатили дорогой ценой за свою победу. В бою погиб «великий атаман» Матвей Мещеряк, возглавивший экспедицию после гибели Ермака. Сеид-хан был увезен в Москву и там определен на царскую службу. Татары, напуганные пленением своих вождей, спешно откочевали в глубь степей, бросив свою столицу Искер на произвол судьбы.

    Таким образом, вся Сибирь до Иртыша и к северу по берегу Оби оказалась в руках московских государей. Тобольск стал вторым русским городом в Сибири. Символическим актом, означавшим передачу власти над Сибирью от старой ханской столицы Кашлыка Тобольску, стало пленение воеводой Чулковым в Тобольске последнего сибирского царя Ораз-Мухаммеда.

    В 1588 году Данила Чулков служил воеводой в основанном им городке, в котором построил две церкви. Согласно Есиповской летописи, он выполнял обязанности воеводы. В 1590 году ему на смену в Тобольск прибыл князь Масальский-Кольцов. Но известно, что до 1596 года Данила Григорьевич Чулков оставался в Тобольске. Если при Чулкове Тобольск подчинялся Тюмени, то при Масальском-Кольцове Тобольск стал самостоятельным, главным городом в Сибири. Через сто лет после промыслительного и дерзкого шага, предпринятого командой Данилы Григорьевича Чулкова, Тобольск станет главным городом Сибири, ее первой столицей.

    Судьба самого воеводы Данилы Чулкова после Тобольска неизвестна.

    Виктор Горохов

    Иллюстрации

    фото

    фото

    фото

    фото

    Источник иллюстраций:
    «Летопись Сибирская» С.У. Ремезова

    Грамота царя в Тюмень

    1623 г. февраля 27. — Грамота царя Михаила Федоровича в Тюмень воеводам князю Михаилу Долгорукову и Юрию Редрикову о назначении Гаврилы Иванова за его службу атаманом тюменских конных казаков.

    От царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии в Сибирь, в Тюменской город, воеводам нашим князю Михаил у Борисовичю Долгорукову да Юрью Анфиногеноиичю Редрикову.

    Бил нам челом Тюменского города конной казак Гаврилко Иванов а сказал: служил де он блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, и царю Борису Федоровичю всеа Русии, и царю Василью Ивановичю всеа Русии и нам великому государю в Сибири 42 года; а преже де того он служил нам на поле 20 лет у Ермака в станице и с ыными атаманы.

    И как с Ермаком Сибирь взяли, и Кучюма царя с куреня збили, а царство Сибирское нам взяли, и мурз и татар розорили, и он де был посылай с Ондреем с Воейковым на нашу службу на тово же Кучюма царя, и божиею де милостию и нашим счастием тово царя Кучюма на Обе реке погромили и его убили, и жены его и дети взяли.

    Да его же де посылал на Алея царя боярин наши воевода Матвей Михайловичь Годунов с воеводою с Назарьем Изьединовым, и того де Алея царя взяли и жон и детей поймали.

    Да он же де в Сибири ставил Томской город при воеводе Гавриле Писемском; да он же де ставил (л, 80) город Тюмень при воеводе Василье Сукине; да он же де посылай был в Кузнецы для нашего ясаку, и первой де ясак взяли; да он же де Тобольской город ставил при воеводе Даниле Чулкове; да он же де Тарской город ставил при воеводе при князе Ондрее Елецком; да он же де ставил Пелымской город при воеводе при князе Петре Горчакове; да ево же де посылал на нашу службу боярин наш и воевода Матвей Михайловичь Годунов головством на калмацких людей, и они де колмацких людей погромили, и жон и детей в полон взяли. А ныне де на Тюмени у них у конных казаков атамана нет.

    И нам бы его пожаловати, велети ему быти в Тюменском городе у конных казаков в атаманах на Степанове место Онтропьева, а Степан де ныне служит на Тюмени в детех боярских.

    И как к вам ся наша грамота придет, а то будет Степана Онтропьева место порозжо, атамана на его место у конных казаков нет, и вы б Гаврилку Иванову за те его многие службы велели в Тюменском городе быти у Тюменских у конных казаков в атаманах. Писан на Москве 7131-го февраля в 27 день.

    Подлинная грамота за приписью дияка Ивана Болотникова.

    Архив Акад. Наук, ф. 21, on. 4, № 8, лл. 79 об. — 80, № 64. Напеч. в РИБ, т. II, стб. 400-402, № 130.

    Воспроизводится по: Г.Ф. Миллер История Сибири т.1

    Дерево познается по плоду

    "Ибо всякое дерево познается по плоду своему,
    потому что не собирают смокв с терновника и
    не снимают винограда с кустарника".
    От Луки 6:44

    "Летоисчисление свое «град Тоболеск» ведет от 26 июня 1587 года, со дня освещения Троицкой церкви. Уже с момента основания Тобольску суждено было стать форпостом Московского государства на путях продвижения вглубь Сибири и центром хозяйстве иного обустройства этой обширной земли. С этого места пути освоения новых земель протянулись до Камчатки и Чукотки В 1590 г. Тюмень передает ключи первенства Тобольску, который «стал быть собою»".

    Учитывая обилие уникальных достопримечательностей, на доброй и плодородной земле Тобольска, хочется узнать побольше о прежде почивших создателях истории Земли Сибирской, славные плоды которых "представительны в портретной галереи медальерной серии: в честь знаменитых людей в память юбилейных событий...".

    Коллекция медалей "Славен град Тобольск"

    Происхождение фамилии Чулков

    Обладатель фамилии Чулков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

    У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека.

    В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой он был.

    Фамилия Чулков могла быть образована от прозвища Чулок/Чулочный, которое, в свою очередь, восходит к названию «вязаной обуви» - «чулок». Возможно, что предок Чулковых имел профессиональное прозвище, а именно являлся чулочным ткачом, чулочником.

    Не исключено, что исследуемая фамилия была образована от мирского имени Чулок. Родительское воображение могло выходить за пределы привычного круга ласкательных и охранительных имен. Действительно, некоторые имена слишком экстравагантны, чтобы быть просто прозвищем.

    Более того, они часто появляются парами или группами, связанными семантически или фонетически, демонстрируя надуманные и не всегда вразумительные родительские намерения.

    Письменными памятниками зафиксирована история семейства Ивана Музорги Романовича Монастырева, жившего в XVI веке. Известно, что трех его сыновей звали Дмитрий Башмак, Юрий Чулок и Григорий Сапог.

    Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на прозвище отца.

    Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности, киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

    После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

    Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Чулков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Чулков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

    Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.).

    Анализ происхождения фамилии Чулков подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

    От редакции

    Известны два сына Данила Григорьевича Чулкова: Филипп и Федор.

    Вечная память! Р.Б. Григорию, Данилу, Филиппу и Федору.

    Просьба, поделиться по данной теме, архивной, исторической и др., информацией ...

    providenie@yandex.ru

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — hantimansiysk.bezformata.ru

    Просмотров: 2483 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.7/28
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году