• Посм., ещё видео
Все по-видимому хотели избежать кровавого столкновения между народами, из опасения, что в своем дальнейшем развитий она может испепелить весь мир со всей его вековой христианской культурой, отбросив человечество ко временам варварства.
Быть храбрым на поле брани не значит еще быть героем, ибо и разъяренный зверь проявляет много мужества, защищая свою жизнь или своих детенышей. Истинный герой не знает чувства личной злобы и ожесточенной мести в борьбе со своим противником. Он подвизается за истину и правду и, полагая душу свою, остается великодушным в сражении, как и в победе.
Только Христианство своим всеоблагораживающим влиянием могло создать такой образ рыцаря воина, венчающегося земной и небесной славой. С упадком религиозного и неразрывно связанного с ним нравственного чувства, война невольно будит и развязывает зверя в человеке, возвращая его снова ко временам язычества.
Крайнее развитие разрушительной военной техники, на служение которой обращена ныне главная творческая энергия человеческого гения, также способствует все большему и большему ожесточению воюющих.
Удаленные друг от друга на большое расстояние, зарывшись глубоко в землю, противники на поле брани часто совсем не видят друг друга. Человек для человека стал отвлеченным существом, что, конечно, не может не понижать чувства личной жалости и сострадания в сражающихся.
Еще более способствует этому механизация всего современного военного дела. Как на фабрике рабочий прикован к машине, так и на войне боец часто составляет только служебное орудие при истребительных машинах: соприкасаясь с последними и в известной степени приспосабливаясь к ним, его сердце ожесточается, как железо, и делается твердым и холодным, как сталь.
Современная война страшна еще тем, что она принимает т. наз. тотальный характер: в ней принимают то или другое участие и от нее страдают все жители страны, не исключая женщин и детей. Ей одной приносят в жертву все другие интересы государства, она ведется одновременно во всех стихиях — на суше, на море, в воздухе и всеми способами, т. е. не только оружием, но и всеми доступными дипломатическими, экономическими и иными возможными средствами.
Весь без исключения народ призывается ныне служить всецело духу войны, вследствие чего, вся страна приходит в нездоровое возбуждение, которое долго не может успокоиться потом.
К этому следует добавить, что при нынешней культурной, политической и хозяйственной связанности народов между собою, при быстроте сообщений между всеми отдаленными частями мира, почти невозможно установить географического предела для ее распространения. Начавшись в одном месте, этот страшный пожар легко может разлиться по всей земле и захватить весь мир.
В сознании столь тяжкой ответственности пред Богом и всем человечеством, все невольно боялись вызвать того духа войны, которого так трудно связать и укротить впоследствии, и однако война разразилась, как гром, и ее страшное эхо пронеслось по всему миру, приведя его в содрогание.
Подобно тому как бывает во время землетрясения, с началом его все вышло из своего равновесия и заколебалось в наших глазах. «Восшумели народы, двигнулись царства: Всевышний дал глас Свой и растаяла земля» (Пс. 45, 7).
Если во всякой войне есть нечто таинственное, заставляющее нас видеть в ней суд Божий, то в настоящей брани мы особенно ясно ощущаем нечто глубинное, апокалиптическое, напоминающее нам последнюю решительную борьбу добра и зла, изображенную в книге Откровения: пред нами как бы отверзается четвертая из седьми печатей, виденных Тайнозрителем: «И вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним» (Апок. VI, 8).
И если мы от одного описания этого ужасного зрелища приходим в трепет, то что должны испытывать те, кто захвачены были ее всепоедающим пламенем, от которого часто нет никакого убежища на земле.
Что может быть губительнее страшных огнедышащих орудий и особенно истребительных самолетов, изрыгающих тысячи смертей, от которых помрачается самое солнце. Не без основания последние сближаются иногда на земле с тою апокалиптическою саранчею, какой дано «будет убивать и мучить людей» в конце века.
«По виду своему эта саранча была подобна коням, приготовленным на войну... На ней была броня, как от брони железной и шум от крыльев, как стук колесниц, когда множество коней бежит на войну. У нее был хвост, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала» (Апок. IX, 7, 9, 10).
Как часто люди, оказавшись среди этого ада кромешного и чувствуя свою беспомощность пред страшной стихией нынешней войны, готовы были сказать горам: «падите на нас и холмам — покройте нас».
Невозможно предсказать, что с собою принесет миру столь лютая брань в последующее время, если ей не будет положен предел свыше, когда она уже заявила себя столь разрушительною, грозною и молниеносною в самом начале. На наших глазах в течение нескольких недель в ее пламени сгорело одно значительное государство в Восточной Европе; в развалинах лежит целая страна, еще недавно казавшаяся цветущей вместе со своею столицей, с ее храмами и памятниками считавшейся украшением Европы. Героическая защита воинов и самих жителей этого города не могли спасти ее от уготованной ей участи.
Стоя пред этими мрачными еще дымящимися руинами, видя множество людей, рассеявшихся оттуда по всем концам мира, мы невольно спрашиваем себя: за что постиг столь тяжкий жребий этот народ, не чуждый нам по крови и искони связанный с нами своими историческими судьбами?
От нас сокрыты суды и определения Господни. Однако слово Божие нам ясно говорит: «правда возвышает язык (народ); умаляют племена — грехи».
Не будем пытаться исчислять исторические ошибки и грехи этой страны — особенно теперь, когда поверженная рукою Господней, она искупает их своими великими страданиями. Но мы не погрешим, если скажем, что Бог, посетив этот народ, помянул ему и тяжкий грех открытого гонения на Православие, какое наблюдалось там в последние годы.
В уши Господа Саваофа вошли вопли русских людей, страдавших за свое правое исповедание, которое хотели насильственно отнять у них. К Его престолу возопили эти многочисленные разрушенные храмы, оскверненные алтари и притом не языческою или безбожною, но христианскою рукою.
Жестокое насилие, учиненное над русскою православною совестью представителями бывшей польской власти, тем более заслуживает осуждения, что они не имели недостатка в обращенных к ним предостережениях, мольбах и увещаниях, чтобы своевременно прекратить это зло. Но то, что бессильны были сделать люди, то совершил рукою крепкою Всевышний, именуемый иногда в Божественном Откровении «Богом отмщений».
Благости Божией, конечно, чуждо чувство мести, которым воспламеняются греховные и страстные человеческие сердца.
Господь не престанет любить и миловать людей и тогда, когда наказует их.
«Ты — море щедрот», говорит прп. Ефрем Сирин, «Ты не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего. Твои удары исполнены любви; Твои наказания пламенеют щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только одно благо».
И мы должны подражать милосердию Божию; отвращаясь зла и ненавидя грех, будем снисходить к самым согрешившим нашим братьям, памятуя о том, что и над нами самими тяготеет жезл наказания Божия, постигшего нас для нашего очищения.
Но самое замечательное для нас среди нынешних судьбоносных событий состоит в том, что в круговорот их вовлечена и наша страждущая Родина. Забыв как бы о ее существовании после Великой войны, мир вспомнил об ней снова теперь, видя, что без участия Русского народа нельзя восстановить нарушенного политического равновесия в Европе.
Он упустил из вида только одно, что те, кто дерзают теперь выступать от имени России, не представляют ее подлинного национального лица; тем не менее на Русскую землю устремлены взоры всех. Одни возлагают на нее свои лучшие надежды, другие со страхом смотрят на ее возвышающуюся силу.
Неожиданными для нас путями, к ней снова начинают возвращаться насилием отторженные от нее части; мы должны были бы радоваться этому явлению, если бы не видели, что эти части русского тела соединяются не со здоровым, а с больным еще народным организмом, недуг которого может распространиться и на них.
Отторгнутые сыны России с нетерпением стремились в лоно своей матери, не зная, что при нынешнем ее угнетенном положении их ждет там не освобождение, а рабство, быть может еще более тяжелое, чем то иноземное иго, какое тяготело над ними до сих пор.
Сколько бы ни хотели некоторые видеть в нынешней советской власти носительницу национальных русских идеалов, она доказала уже своими деяниями, что не может изменить своей интернациональной и коммунистической природы, как эфиоп не может изменить своей кожи или леопард свои пятна.
К сожалению, люди всегда идут за успехом и охотно бегут за колесницею победителя, какою бы ценою он не добыл свою победу.
Некогда Тайнозритель видел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами; на рогах его десять диадем, а на головах его имена богохульные.
И увидел он, что одна из голов, как бы смертельно была ранена, но смертельная рана исцелела и дивилась вся земля, следя за зверем... «И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» (Апок. 13, 2-4).
Не то же ли мы видим и в настоящее время? Когда голова большевицкого зверя, которая казалась нам смертельно раненой, как бы исцелела и он снова гордо стал воздымать ее, тогда многие поклонились ему и стали восклицать — кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
Горе тем, кто соблазнится этою кажущеюся силою зверя и, вместо того, чтобы бороться с ним, постепенно пойдет вслед за его торжествующей колесницею. Эта трость легко может сломиться в руке всякого, кто попытается опереться на нее, оставив рану в последней. У Бога нет неправды. Он не мог быть покровителем зла. Он сам избирает одни народы, чтобы смирять и низлагать другие.
В Своей премудрости Он может иногда обращать в орудие Своих промыслительных действий и нечистые сосуды, как это мы видим на примере Вавилона или Ассирии, которые Он избрал «молотом» для сокрушения других народов, заслуживших небесную кару. Но после того, как они исполнят свое назначение, оставшись сами нераскаянными в своей гордыне, молнии гнева Божия падают на их собственную голову, и память их погибает с шумом навсегда.
Когда та же участь постигнет и богоборных большевиков, невольно посрамятся и все те, кто ныне утверждает в них свои надежды.
Православная Русь искони привыкла уповать не на колесницы и князи и на сыны человеческие, а на Бога Живаго и пребывающего во веки, на Его вечную правду, которую она несла всему миру вместе с духом любви и братства, полагая в этом свое национальное историческое призвание.
Промыслитель мира не утратил ни Своей мудрости, ни Своего всемогущества, и Его рука «не коротка» и ныне, чтобы спасать (Пс. 5, 2).
«Желая видеть дела Божия Промысла, говорит один мудрый святитель и учитель нашей Церкви, мы принуждены устремлять взоры наши на дела прошедшего. Как будто величие Божие преходит так же, как образы мира сего, и царство всех веков остается только в развалинах древности. Как будто Бог, нарекшийся некогда Богом живых (Мр. XII, 27), преображается для живых в Бога мертвых и мы уже не можем видеть благо Господне на земле живых».
Судьба России, как и всего мира остается в руках Божиих. Бог снова вызывает, по-видимому, Русский народ на указанные ему широкие исторические пути. Но не коммунистической власти, глубоко развращенной и развращающей все к чему она прикоснется, спасать честь и достоинство Православной и Святой Руси.
Да спасет только Господь нас от насилия этой власти, и тогда Россия обретет в себе силу, чтобы восстановить свое державное могущество и занять снова достойное ее место среди других народов мира.
Преодолеть соблазн возрастающей кажущейся силы большевизма и его мнимого служения историческим задачам России, значит совершить новый подвиг, к которому Бог призывает Русский Народ в эти грозные дни.
Война есть огонь поедающий и очищающий в одно и то же время и быть может самому большевизму, ставшему угрозой для всей Европы, суждено сгореть в этом пламени, который он так старательно разжигает ныне повсюду.
Кажется уже настало время, когда над ним должен совершиться небесный приговор: «Вот вы все, которые возжигали огонь, вооруженные зажигательными стрелами: идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами: это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» (Пс. 50, 11).
Митрополит Анастасий. 1939 г. Церковная Жизнь. № 9-10, 1939. Стр. 137-142.
Это очевидно настолько же, насколько несомненно то, что природа его одна и та же всегда и везде: на какой бы почве не произрастали его семена: на русской, испанской, сербской, они везде производят одинаково ядовитые плоды, убивающие душу и тело отдельного человека и целого народа.
Главный соблазн коммунизма состоит в его обетовании создать новое бытие и нового человека, преобразить всю жизнь настолько, чтобы она превратилась в совершенное царство свободы и общего счастья, в осуществление рая на земле.
Он притязает на то, чтобы стать универсальным средством для уврачевания всех зол мира, распространить свое влияние или, лучше сказать, свою власть, на всю вселенную, уничтожив в ней национальные разделения и почти обоготворив своих главных провозвестников, придавая их учению непогрешимый характер.
Все эти черты превращают коммунизм в своеобразную религию, но чисто земную — не только чуждую божества, но и прямо обращенную против Богу, свойства Которого переносятся на все человечество.
Это — воинствующая религия зла, насыщенная неутолимою, подлинно сатанинскою ненавистью ко всем представителям «старого мира», разрушить который она считает своим призванием.
Такой именно дух вдохнул в коммунистическое учение его главный основоположник Карл Маркс. Еврей по происхождению, формально принадлежавший лютеранскому исповеданию, он ненавидел христианскую религию всеми силами своей души. Главным источником его злобы была одержимость необыкновенной гордыней, мешавшей ему склонить голову пред каким-либо авторитетом и доведшей его до самообоготворения. Он ненавидел всех, кого не мог превзойти и презирал остальных.
Его страстным желанием, доводившим его иногда до бешенства, было найти и сказать новое слово человечеству, которое вознесло бы его над миром. «Коммунистический манифест» доставил ему всемирную известность и явился таким словом. Его услышали все, кому созвучно было это «евангелие злобы и ненависти», как его называли некоторые исследователи.
Он насыщен пламенными мессианскими чаяниями и дышет своеобразным пророческим пафосом, устремленным к грядущему откровению нового блаженного века на земле, когда для всех будет хватать «и хлеба, и роз, и мирт, и красоты, и радости, и сладких горошин».
Конечный переход к грядущему общему блаженству должен совершиться каким-то чудесным образом, но путь к нему озарен заревом кровавого мирового пожара, зловещий отблеск которого уже ясно виден в насыщенных злобой и местью вещаниях этого коммунистического пророка.
В этом предвкушении торжества кровавого возмездия эксплуататорам и угнетателям рабочего класса и разрушения прежнего общественного порядка и состоит зажигающая сила проповеди Маркса: здесь месть и уничтожение, будящие зверя, всегда таящегося в человеческом сердце, обращаются в правило, получают своеобразное мессианское оправдание, как неизбежная ступень, ведущая ко вратам будущего земного рая.
В марксизме, по существу, нет ничего оригинального. Идеи Фейербаха, Рикардо, Штрауса, Гегеля здесь нашли свое неожиданное преломление в древне-иудейских мессианских устремлениях, оторванных Карлом Марксом от их религиозного корня.
Получилось страшное смешение иудейской мистики с западно-европейским рационализмом, которое автор его обильно осолил клокотавшей в нем злобной нетерпимостью ко всем инакомыслящим, и самоутверждением о его непреклонной гордыни, объявившей провозглашенное им новое мировоззрение абсолютной истиной, основанной якобы на непреложных законах истории.
Глубоко заложенная в нем злая разрушительная энергия, с одной стороны, и обоготворение человека, с другой, делает коммунизм вдвойне опасным для человеческого общества и неспособным к какой-либо положительной здоровой эволюции. Он может развиваться только в направлении, указанном его основателем, и идет по этому пути дальше, чем быть может хотел сам К. Маркс.
По крайней мере последний на практике не проводил до конца принципа революционного утопизма, делая в тактических соображениях уступки духу времени и примиряясь иногда с эволюционной точкой зрения, тогда как для дальнейших его последователей ей, и особенно большевиков, стремление к скорейшему осуществлению мировой революции является своего рода догматом веры и неотложной задачей нынешнего дня.
Отсюда вытекает необходимость решительной борьбы с этим злом.
Применительно к лозунгу, провозглашенному одним из крайних русских идеологов его Нечаевым: «для тела — насилие, для души ложь», борьба с коммунизмом должна вестись двояким путем: внешней организованной силой, которая должна освободить от насильственной власти его тех, кто имел несчастье подпасть под нее, и положить предел дальнейшему развитию его в мире, и разумными, государственными, культурными и духовными средствами, направленными к разоблачению лжи и неправды его, — к нравственному оздоровлению человечества и к утверждению более совершенного экономического и общественного порядка на земле.
Зло обладает, однако, кажущимся призрачным могуществом, как и сам князь мира сего, вдохновляющий этих людей на преступную разрушительную работу их. Оно не может противостоять особенно духовному оружию, данному Церкви, облеченной непобедимой силой Христовой, — для разрушения адских твердынь лжи и неправды, воплощенных в коммунистическом учении.
Не напрасно большевики и коммунисты вообще так яростно ополчаются на Церковь и служителей ее; тьма всегда боится света, которому противостоять она бессильна. Сколько бы ни пытался марксизм выставить себя всеобъемлющим и всесильным началом жизни, способным преобразить мир и заменить собою христианскую, как и всякую религию вообще, он не может дать ответа на многие вечные вопросы человеческого духа, как и принести людям то утешение и ту истинную свободу, которые дает вечное Евангелие Христово.
На коммунистическом языке, религия называется «опиум для народа» в том смысле, что она дает только «иллюзорное счастье» в земной юдоли вместо действительного. На самом деле таким «опиумом» является сам коммунизм.
Печальный пример России, сделавшейся опытным полем для насаждения социализма, служит наглядным доказательством внутреннего бессилия его. Исполнил-ли марксизм там хоть одно из своих обещаний. За время своего существования, при самых благоприятных, казалось бы для него условиях, он не только не создал для русского народа царства совершенной свободы и общего благоденствия, но и превратил его в жалкого изнуренного раба, обезобразив его благообразный прежде внешний и духовный облик.
Кто не знал русской народной души, устремленной ввысь, сиявшей красотою, любовью, благожелательством ко всем, излучавшей из себя дивную гармонию сердца, души святого Владимира, Александра Невского, преподобного Серафима, которую впервые увидел западный мир в художественном отражении ее в глубоких произведениях Достоевского и Толстого. И эта душа стала заметно сохнуть и увядать под гнетом бездушного жестокого коммунизма, лишенная воды живой.
Чем опаснее коммунистическая отрава для человечества, тем громче должна возвышать свой голос Церковь, предостерегая всех от этой страшной язвы.
+ Митрополит Анастасий. Православная Русь", №21, 1987 г. с.1-2.
Что означает эта радостная ангельская песнь, как не благословение мира, которое Небо снова посылает грешной земле вместе с явлением в мир Богочеловека Христа.
В то время как земля, обагренная кровью, сотрясается от шума брани, и наша жизнь насыщена постоянными тревогами и опасениями от ожидания бед грядущих на нас, в небесах по-прежнему царит торжественная гармония: оттуда она вместе с ангельским славословием разливается по всей вселенной, напоминая людям о лучшей участи, уготованной для них в открывшемся ныне для всех Царстве Христовом.
Счастливы те простые верующие сердца, которые широко и радостно отверзаются навстречу ангельскому благовестию, кого оно не только услаждает, но и возносит к созерцанию великой тайны Боговоплощения, выраженной в словах священной песни: «Таинство странное вижду и преславное: небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище».
«Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на землю — возноситеся».
Но сколь несчастны те, кого уже не трогает этот благодатный ангельский гимн, чье ожесточенное сердце закрылось для звуков небес. Для них нет Рождественского праздника, уже две тысячи лет из года в год утешающего и духовно питающего миллионы верующих душ.
Для большинства же современных людей, именующих себя христианами, эта ангельская песнь, составляющая как бы златотканную основу для всего Рождественского богослужения, звучит, как полузабытая ласкающая мелодия, услаждавшая их слух в дни невинного детства; едва коснувшись их сердца, она скоро замирает снова, не оставивши глубокого следа в их обычной суетной жизни и не возвышая их над последней. У многих из них уже совсем отмерло религиозное чувство и они устраивают свою жизнь без этой спасительной животворящей стихии, которая одна только возвышает человека над животными.
Другие, угасив в себе светочи истинной веры и чувствуя однако что без религии жизнь была бы слишком беспросветна, стараются искусственно создать ее из смешения разных религиозных учений, переходя при этом от грубого рационализма к болезненному мрачному мистицизму.
Но напрасно они думают обмануть человеческое сердце. Религию нельзя подделать или создать искусственно рациональным путем. Неудивительно, что люди, прибегающие к этим иссохшим кладенцам, томятся неутолимой жаждой духа, как томились ею римляне пред Рождеством Спасителя, снесши в свой пантеон всех тогдашних языческих богов.
И как тогда, так и теперь образованное общество, утратив вместе с верой самый смысл жизни, впало в значительной своей части в состояние нравственного расслабления и душевной апатии.
Верно слово одного известного современного западного писателя: «отказ от Евангелия и всего, из него вытекающего, не проходит без самого плачевного обнищания всего человечества». «Мы видели, говорит другой вдумчивый наблюдатель современной жизни, что целые народы молча опустились в могилу истории».
Поистине «шатается — по слову пророка — земля, как пьяный, и колеблется, как колыбель, и беззакония ее тяготеют над нею» (Ис.14,20). «У Господа ныне суд с ее жителями, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле» (Ос.4,1).
По временам нам кажется, что вся современная культура впадает в состояние старческой дряхлости и над нею веет уже дыхание смерти, которую некоторые страны стремятся устранить у себя путем т.н. тоталитарного режима.
«Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» (Мф.24,28).
Эти хищники в лице коммунистов не дремлют и готовы уже растерзать ослабевший организм современного цивилизованного человечества. Варвары снова стучатся в двери Рима, чтобы его разрушить.
Что могут противопоставить им современные народы Европы и Нового Света?
Они сознают опасность, какую коммунизм несет с собою, но не имеют в себе достаточной силы, чтобы остановить его распространение.
Со злом можно бороться только во имя ревности к добру, с Антихристом можно бороться только во имя Христа и с верою в Его помощь.
Кто ни холоден ни горяч, а равнодушен к добродетели и пороку, тот не способен победить напряженную злую энергию, которой насыщены убежденные пропагандисты коммунизма.
Самое учение последнего, льстящее всем худшим инстинктам человеческой природы и выпускающее их на свободу, ближе развращенной душе современных людей, чем Христианство с его высокими нравственными правилами, зовущими нас к подвигу и самоотвержению.
Призрак земного рая, обетованного Карлом Марксом своим последователям, понятнее огрубевшему и оплотяневшему человеческому сердцу, чем вечное царство Христово, о котором торжественно вещают пророки.
Только крайним оскудением духа и нравственным безразличием, определяющими характер нашего безвремения, можно объяснить бесчувствие мировой совести в отношении к злодеяниям русского большевизма.
Сколько раз он выявлял свое наглое и кровавое лицо, смеясь над всем миром и объявляя предрассудком не только религию, но и все правила чести и верности, требующиеся в нормальном общежитии. Однако самые просвещенные народы Европы, объединенные общими заботами о водворении мира и порядка на земле, не имеют дерзновения вынести ему свое единодушное решительное осуждение.
Эта явная терпимость к величайшему злу, какое когда-либо видел мир, может потом дорого обойтись человечеству.
Поэтому на нас, искушенных по всяческим в борьбе с этой страшной духовной гангреной, лежит сугубый долг напоминать о ней другим народам. Сколько бы мы ни казались иногда одиноки в своей тяжелой и неблагодарной миссии, мы должны во всех странах своего рассеяния трубить о грядущей коммунистической опасности, проповедовать о ней на кровлех, громко предупреждать всех на перекрестках мировых путей, по которым мы вынуждены совершать свое странствование.
Ради любви к истине и братьям своим мы должны говорить и не умолкать в надежде, что наш голос наконец будет услышан.
Каждый день все более и более оправдывает нашу непримиримость к врагам Божиим и человеческим, несущим разрушение и гибель всей современной христианской цивилизации.
Никто из нас не имеет права закрывать глаза и безмолвствовать пред позорными, коварными и жестокими действиями Советской власти, хотя бы они были направлены по видимости к возвеличению и укреплению могущества России.
Наша Держава никогда не строилась на преступлении и проклятии, но на благословении Божием и человеческом благоволении. Самое понятие Родины в нашем сознании никогда не было грубо материалистическим и наш национальный образ никогда не определялся чисто внешними зоологическими расовыми признаками.
То, что мы называем нашим Отечеством, это не физический воздух, которым мы дышим, не широкие просторы полей и лесов, рек и морей, какими в изобилии обладала Россия, расширившаяся на две части света, а прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, — нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей, — это ревность о вере и широта сердца Св. Владимира, горящая молитва и тихие благоуветливые словеса Преподобного Сергия — великого печальника Русской Земли, праведное исповедничество Святителя Филиппа, несокрушимое дерзновенное мужество Патриарха Гермогена, умиление и всеобъемлющая любовь Преподобного Серафима, высота жертвенного подвига нашего христолюбивого воинства, бестрепетно полагавшего свою душу за веру, Царя и Отечество; светлое вдохновение наших иконописцев и песнопевцев; высокое духовное прозрение наших великих художников слова и наконец ясная простота и цельность души нашего простого народа, в которую быть может еще и доныне смотрится небо.
Если нам дороги при этом и красоты нашей родной природы от величественных северных сияний и вечных льдов Ледовитого океана до цветущих роскошных садов и полей Малороссии, величавых гор Кавказа, то это потому, что они овеяны и одухотворены для нас искони иною лучшею красотою, какую прозирал в них русский православный дух, наложивший на них во многих местах свою творческую печать, стремясь везде сблизить границы нашего земного и небесного Отечества.
Мы любим свою Родную Землю, как Дом Пресвятой Богородицы, где вся природа источала для русского сердца чудную небесную гармонию, возвещающую славу в вышних Богу и мир и благословение человеком.
Отнимите эту печать, это одушевляющее начало от Русской Земли и красота ее померкнет, как меркнет благообразие тела, когда от него отлетает дух живой жизни.
Блюсти в своем сердце неповрежденным исконный исторический образ своей Родины; стараться не изменить ему даже в своих мыслях, презирать все большевицкие соблазны и обольщения, уклоняться от общения даже с близкими и родными людьми, если они соблазнились последними, памятовать, что Христос принес с Собою на землю не только мир, но и меч, отделяющий нас от всего, что отделяется от Него Самого, исполнить свой долг, возложенный на нас пребыванием в той или другой стране, не участвуя однако в чужих грехах, служить для всех добрым поучительным примером, а отнюдь не камнем преткновения и соблазна, бережно хранить святыню семьи, воспитывать в добрых нравах любви к Церкви и Отечеству молодые поколения и самим обновляться духом вместе с ними, блюсти единство духа и любви в своих сердцах, мужественно терпеть до конца свой искус в надежде, что правда, за которую мы страдаем, наконец, оправдает нас, — вот священные заветы и обеты, какие мы сами должны положить для себя на наступающее лето, возвещенное нам милостью Творца и Промыслителя мира. Все они должны найти свое завершение в неустанной обетной молитве о спасении Родины и о мире всего мира, требующего своего искупления.
Благослови, Господи, венец наступающего лета Твоею благостию.
Яви нам спасение Твое и перед очами народов яви правду Свою (Ис.97,2).
Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствия (Пс.89.15).
Плененные сильным да будут отняты и добыча тирана да будет избавлена (Ис.49,25).
Ради Себя Самого сотвори сие, да не будет нарекания на имя Твое (Ис.48,II), да не плачет и не сетует наша земля, оставшаяся «без Царя и Князя» и почти «без жертвы и жертвенника» (Ос.3,4), но да уразумеют снова вся языцы, яко с нами Бог, избавляющий нас в дни скорби и воздающий возмездие гордым.
Митрополит Анастасий. Декабрь 1939 г. Белград.
Не будучи, очевидно, уверен сам в действительности своих церковных прещений, Патриарх Алексий пытается перевести дело с канонической на политическую почву и старается обвинить (очевидно, прежде всего пред Советской властью) Заграничный Архиерейский Синод в том, будто он "дал церковное благословение историческому врагу России - Германии на разгром и захват России".
В доказательство этого он ссылается на благодарственный адрес Адольфу Гитлеру, поднесенный ему Архиерейским Синодом в 1938 году, но умышленно умалчивает, при каких обстоятельствах и за что был поднесен этот адрес.
Вскоре после своего прихода к власти Гитлер узнал, что Русские Православные люди в Берлине не имеют своей церкви, после того как сооруженный ими храм был отобран у прихода за неуплаченные за него долги.
Это побудило его тотчас же сделать распоряжение об отпуске значительных денежных средств на построение новой православной церкви на отведенном для этого прекрасном участке земли в германской столице.
Следует заметить, что Гитлер предпринял этот шаг без какой-либо нарочитой просьбы русской православной общины и не обусловил своей жертвы ничем, что могло бы так или иначе компенсировать её. Архиерейский Синод, также как и все Русское Зарубежье, не могли не оценить этого великодушного акта, который совпал с тем временем, когда в России беспощадно закрывались, разрушались или обращались к совершенно несвойственному им назначению (превращались в клубы, кино, безбожные музеи, склады для продуктов и т.п.) - православные храмы и монастыри и оскорблялись или осквернялись в России другие святыни.
Этот факт и отмечен был в адресе, но никакого "благословения на разгром и захват России" Синод, конечно, не давал. Также неверно заявление Патриарха, будто "руководители церковной жизни русской эмиграции совершали публичные молитвы о победах Гитлера". Архиерейский Синод никогда не предписывал таких молитв и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России.
Нельзя, конечно, скрывать того ныне общеизвестного факта, что истомленные безвыходностью своего положения, доведенные почти до отчаяния царившим в России террором русские люди, как заграницей, так и в самой России возлагали надежды на Гитлера, объявившего непримиримую борьбу коммунизму (этим, как известно, и объясняется массовая сдача русских армий в плен в начале войны), но когда стало очевидным, что он стремится на самом деле к завоеванию Украины, Крыма и Кавказа и других богатых районов России, что он не только презирает Русский народ, но стремится к его уничтожению, что по его приказанию наших пленных морили голодом, что германская армия при своем отступлении сжигала и разрушала до основания все встречающиеся ей на пути русские города и села, истребляли или уводила с собой их население, обрекала на смерть сотни тысяч евреев с женщинами и детьми, заставляя их заранее рыть для себя могилы, тогда сердца всех благоразумных людей обратились против него кроме тех, кто "хотели быть обманутыми".
Тогда всем стало ясно, что Гитлер не только не несет миру новой эры мира и социального и хозяйственного благополучия, как он обещал в своих речах, но готовит гибель себе и своему народу и всем, кто связывал с ним свою судьбу, что и случилось на самом деле.
Утвержденное на безрелигиозном и часто аморальном основании, все его дело рушилось с шумом, похоронив под его развалинами его самого и его ближайших сотрудников. Этот грозный урок нужен был для всего современного человечества, дабы все увидели, что кто хочет строить жизнь без Бога, тот строит свое здание на песке и заранее обрекает его на полное крушение.
+ Митрополит Анастасий. 1946 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В нынешний недельный день мы торжественно прославляем память всех святых в земле Российской просиявших.
Кто изочтет их имена? Они поистине бесчисленны, как звезды небесные, как песок морей! Кто назовет нам имена всех этих дивных, прославленных святителей, чудотворцев, сонмы преподобных и, наконец, лики мучеников, просиявших особенно в последние годы нашего лихолетья.
Мы знаем только одно, что они все представляют из себя плоды одного и того-же Божественного Духа, которые Церковь, приносит ныне своему Искупителю, именно как «плод красный», т. е. прекрасный.
Из года в год, из столетия в столетие, наша Святая Церковь умножала это свое духовное богатство, и она украшалась им подлинно пред всем православным миром.
Но вот, когда исполнилось тысячелетие существования России и с ней почти одинаково Русской Церкви, в это время сатана в образе коммунизма, предстал пред русским народом страшным соблазном желая отвратить его от пути истинного и соблазнить на путь греха и неправды. Он предстал соблазном земных благ, к которым русский народ был более или менее равнодушен, ибо он искал прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все прочее, само собою, прилагалось ему.
И, увы, русский народ не устоял пред этим искушением. С высоты, на которой он стоял до тех пор, он ринулся в бездну падения. И померкла его прежняя слава! Если его имя, само имя было для многих источником радости и благословения, то теперь оно является часто предметом отвращения и ужаса. И вот, мы все это чувствуем в настоящее время и молим Господа, чтобы Он не отвратил от нас Своей милости! И Господь, действительно не допустил, чтоб древняя Святая Русь, насыщенная таким удивительным благочестием, чтобы она сразу погибла вся, как жертва обольстителя сатаны.
Он сохранил для всех нас остаток спасаемого. Эти люди, верные заветам своей Церкви, и учению Евангелия, эти люди ныне или скрываются в так называемой катакомбной Церкви, куда не может достигнуть рука большевиков, или ушли от их преследования в рассеяние, напоминая собою апокалиптическую жену, которая бежала некогда от зверя в пустыню.
И она жива в этих людях, в этих сынах, истинных сынах России, жива Святая Русь до сих пор! Но она не умерла и там, в самой нашей России, как бы она не была осквернена грехами, пороком, преступлениями и гнусным богохульничеством. Она живет еще в сердцах оставшегося верным Православию русского народа, который открыто исповедует ее, посещая с усердием храмы, которые только сохранились во всей России.
Она жива в русском православном быту, откуда ее нельзя выделить и отделить, как душу нельзя отделить от тела, сколько бы не хотели этого безбожные большевики.
Она жива и в заветах нашей древней старины, которые сохранились до сих пор в России, переходя из рода в род, из поколения в поколение, даже в наше упадочное, безбожное время.
Но нас удивляет, как она может возрождаться ныне, совершенно неожиданно для нас, в сердцах молодежи, которая горит, часто чистым, жертвенным, светлым огнем Святой Руси.
Они, конечно восприяли в свои сердца эту Святую Русь, ее дыхание в свои сердца от своих отцев, матерей, дедов, впитывая это дыхание Руси часто вместе с молоком матери.
Сияние ее доходит до них и чрез т. н. русскую художественную литературу, где люди, одаренные высоким талантом Божией милостью, художники слова, запечатлели на все века эту нашу кроткую, и вместе прекрасную Св. Русь.
Она умиляла сердца их самих и они передали это святое умиление и в последующее поколение через свои художественные вдохновенные страницы.
Во многих сердцах она живет доныне, эта Св. Русь, как бы в скрытом состоянии, как это бывает иногда с теплотой физического мира, которая обнаруживается ясно в известные моменты, когда она разряжается и выходит наружу. Так и многие из верующих в настоящей России не открывают своей души до тех пор, пока они не предстанут пред лицом смерти, пред которым конечно, нет никаких таин и которой вся открыто.
Вы слышали, вероятно, имя одного известного русского писателя, который еще в недавнее время наполнял не только нашу литературу, но почти и мировую. Всем казалось, что он далек от веры и от способности ее исповедовать, но когда настал день его кончины, тогда он не скрыл, что он православный христианин, верный своей Церкви, и завещал похоронить себя по православному чину, что было и исполнено.
Много людей было на его погребении и они конечно не могли не понять того, что заставляло этого писателя с прославленным именем, смиренно оставить завещание похоронить себя по православному обряду...
И эта Русь, эти останки святых, еще живут и ныне там на нашей Родине. И ими, конечно, жива наша несчастная страдальческая Родина, питаясь их духом не только сама и давая от своего елея иностранным государствам и народам которые лишены совершенно религиозного утешения.
Вы знаете, дорогие братья и сестры, сколь тяжкий искусительный период переживает весь мир в настоящие дни.
Там, на Дальнем Востоке, вы знаете, идет напряженная борьба между, так называемым, свободным миром, т. е. свободным от коммунистического обольщения и его послушными рабами, ведется с необычайным напряжением сил, с великими жертвами и только для того, чтобы спасти мир от окончательной погибели, которая неминуема если им овладеет, безбожный коммунизм.
И как часто многие, видя внешнее широкое распространение и усиление повсюду коммунистической заразы, готовы впасть в уныние, думая что уж настал последний день мира.
Но, кто знает из нас конец мира, если Господь сказал что его не ведают даже святые ангелы.
Но как бы не велика Вам казалась опасность от так называемого коммунизма, а для нас большевизма, мы знаем что у нас есть оружие непобедимое, перед которым не устоит никакая сила вражия. Об этом оружии говорит нам святой апостол, говоря «что святии вси победили верою царства, обратили в бегство полки чуждых.
Были крепкие во бранех, прияли мертвых от гробов» и все это совершалось их верою, которая доступна, конечно, и нам, если мы будем просить Господа о том, чтобы умножил в нас это драгоценное сокровище.
Мы сами, конечно, должны возгревать, прежде всего, огонь Святой веры. Но однако, никто не может овладеть этим благодатным даром без помощи Божией. Поэтому мы должны просить Господа, чтобы он умножил в нас благодать Святой веры, дабы она была крепкой и несокрушимой, особенно во время этих страшных бедствий и испытаний.
Сколько людей, которые только и живут укрепляясь этой верой. Другие должны, подражая им, вооружаться ею и тогда уныние и отчаяние не коснется их душ.
Будем просить всех святых в земле русской просиявших, чтобы они своими молитвами подкрепили нашу немощную веру, и дали ей ту силу, которая способна творить чудеса.
Будем умолять Пречистую Матерь Божию, нашу присную Ходатаицу, чтобы Она своим молитвенным предстательством пред Господом отвратила от нас Его праведный гнев, и Он бы простил нам все грехи вольные и невольные, и снова даровал бы нам жизнь и спасение Святой Руси и спасение и избавление от вечной гибели всему миру. Аминь.
+ Митрополит Анастасий. 19 июня 1960 г. Православная Русь № 10, 1999.
Делает не мало наша епархия, помогая всей Церкви. Идет снабжение литературой, издательство церковных книг. Развивается монашеская жизнь. Идет церковное воспитание молодежи. Укрепляется православный быт. Но главная заслуга нашей Церкви в том, что она ведет непримиримую борьбу со страшным злом коммунизма, стремящимся захватить мир.
Уместно вспомнить слова Апостола: «блюдите, како опасно ходите» — изворотлив коммунизм. Он меняет окраску, как хамелеон. Вел он открытую борьбу — сейчас он меняет тактику. Протягивая руку, он говорит, что мир достаточно широк, чтобы дать место всем, и что беспокоиться нечего. И его усилия не остаются бесплодными. Чем это объяснить? Обаянием обладает зло.
Действует и энергия, с какой ведется пропаганда. Значение имеет изобретательность в выборе средств соблазна. Важно и то, что усталость в борьбе чувствуется, а потому особую привлекательность получает обещаемая перспектива отдыха. Напоминает происходящее — братание на поле брани. Все это омрачает совесть, ослабляет сопротивление.
Существует разное отношение к злу между двумя полюсами — полной непримиримостью и полной капитуляцией. Особенно сейчас опасен средний путь — нейтральности, когда скрытым остается подлинное лицо. Это облегчает победу коммунизма: кто не против него, тот за него...
Наша несчастная Родина — Престол Сатаны. На помощь коммунизму пришла т. наз. «Советская Церковь», именуемая так в отличие от Церкви истинной. Надежные то и верные сотрудники большевизма. Там, где закрыты двери для прямых служителей коммунизма — к услугам большевиков «Советская Церковь».
Близится день, когда прибудут и в США такие «церковные» деятели, и во главе их энергичный и способный митр. Николай, прославившийся своей пропагандой. Разносить яд — его миссия.
Можно было бы впасть в уныние, если бы свет Истины не пробивался, обличая зло. Возникло новое движение церковно-международное. Это малое стадо не боится открыть свое лицо в борьбе со злом. На этих днях состоялось собрание в Нью-Иорке с проповедью против коммунизма, как мирового зла, с предостережением Мирового Совета Церквей от общения с «Советской Церковью».
Невольно так протягивается и к нам рука. И мы должны идти навстречу. Мы должны свидетельствовать, что эти деятели, называющие себя представителями Церкви, не являются таковыми: под их священническими одеждами скрываются служители коммунизма. Митр. Николай прославлял гений Сталина, призывал к культу его личности, стоял у гроба его рядом с красноармейцем. Верх бесстыдства!
Тысячу лет стояла Русь на камени Церкви. Стоило ей сойти с этого краеугольного камня, как оказалась она расслабленной и телом и духом. И вот 38 лет как находится она в этом расслаблении. Есть только один путь восстановления здоровья. Это — возвращение к церковной Правде. Одна она может исцелить нас, как исцелил сегодня воспоминаемого расслабленного Христос.
Но надо понять, что расслабленность наша есть страдание за грех. Христос зовет нас, Зарубежную Церковь, дух церковной правды противопоставить той лжи и тому обману, которые творятся Советской церковью. Пора совлечь грех и облечься в правду. Господь зовет к подвигу исповедничества. Кто сотворит и научит, тот велий наречется в Царствии Небесном.
+ Митрополит Анастасий. Православная Русь. 1956, №11. Стр. 5-6.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.eshatologia.org/