Оставь всякую надежду
Lassiare omne speranza – оставь всякую надежду: такая надпись, согласно Данте, украшала врата Ада. Эта фраза – первое, что пришло мне в голову по прочтении книги, предлагаемой вниманию читателей.
Отчего? Надеюсь пояснить. Перед читателем – редкое во всех отношениях издание. Не только потому, что оригинал, вышедший в 1924 году в Берлине (издательство «Основа»), а равно и парижское репринтное воспроизведение 1978 года (YMCA-press) давно стали библиографической редкостью.
Настолько, что по неизвестной мне причине отсутствуют даже во всех крупнейших библиотеках России. Но и потому, что памятник исторической и политической мысли, который она собой представляет, по своему содержанию был и остаётся уникальным и неповторимым свидетельством в истории русско-еврейских отношений. Истории страшной, кровавой и глубоко трагической, но до сих пор не прояснённой до конца, а тем более – до практических выводов.
Составившие эту книгу авторы – И.М. Бикерман, Г.А. Ландау, И.О. Левин, Д.О. Линский, В.С. Мандель, Д.С. Пасманик – все до одного евреи, не принявшие революцию и исчезнувшие из революционной России вместе с русской белоэмиграцией, но так и не ставшие своими не только в русской (что естественно), но и в еврейской среде Берлина и Парижа.
Их позиция, претендующая на объективность, оказалась не ко двору ни среди русских изгнанников, имевших выстраданный, бескомпромиссно твёрдый взгляд на роковую роль евреев в революции, ни среди еврейской диаспоры, столь же твёрдо с молоком матери усвоившей этноэгоистический (иудаистский в своей основе даже у тех евреев, что далеки от религиозности) подход к жизни и не желающей слышать никаких резонов, колеблющих этот подход.
Cвидетельствуют сами авторы
Об этом неприкаянном одиночестве «чужих среди своих» свидетельствуют сами авторы:
И.М. Бикерман: «Всего теме “Poccия и русское еврейство” посвящено было в течение второй половины зимы восемь собраний, на которых высказались десятки ораторов, большей частью – евреи и преимущественно против нас: мы идём, ведь, против преобладающего течения»; «о России же никто из говорящих к евреям и от имени евреев не хлопочет и не предлагает хлопотать».
Г.А. Ландау: «Когда некоторые из авторов этого сборника выступили в Берлине с докладами, посвящёнными еврейской ответственности, еврейскому участию в деле великого развала, – эти выступления были встречены великим возмущением. Даже признавая, гласно или молчаливо, правильность фактических указаний и анализов, выражали негодование или удивление по поводу решимости с ними выйти на гласную арену».
И.О. Левин: «Констатирование ответственности евреев за участие евреев в большевистском движении обычно вызывает в еврейских кругах раздражение и непонимание».
Д.С. Пасманик: «Нисколько не сомневаюсь в том, что будущее принадлежит участникам этого сборника, а не их еврейским антагонистам – ни из лагеря активно-большевиствующих, ни из лагеря нейтрально-зубоскалящих. Нас объявили чуть ли не “врагами народа”, пособниками реакции и союзниками погромщиков».
Пророчество Пасманика не сбылось: позиция участников сборника, хотя бы с оговорками признающая, что «не может безответственность более быть надёжной основой для нашей, еврейской жизни, жизни маленького народа, развеянного по миру» (Бикерман), так и не стала определяющей для еврейской мысли ХХ века.
Одиночество авторов в наши дни попытался было разделить бизнесмен и кинодеятель Марк Рудинштейн, что-то публично, но невнятно проговоривший о неблаговидной роли евреев в Октябре 1917 года. Рудинштейна, видимо, быстро поставили на место соплеменники, ибо вскоре он публично поправился: его-де не так поняли.
Таким образом, сегодня, в столетнюю годовщину первой «русской» революции, мы можем подвести под давней дискуссией окончательную черту. И констатировать: – главная установка книги: «За Россию и против её губителей. За еврейский народ и против осквернителей его имени» (Обращение «К евреям всех стран!»), – не была выполнена. Она так и осталась никем не услышанной и внутренне противоречивой утопией. И надежды на её выполнение нет. За её очевидной и принципиальной невыполнимостью.
Амнезия – как племенная болезнь
Однажды, давая интервью Десятому каналу телевидения Израиля на тему антисемитизма в России, я был поставлен перед, что называется, «вопросом на засыпку»: от кого русским людям приходится более терпеть лиха – от евреев или от чеченцев, кто русским принёс больше зла?
Подразумевалось, как нечто само собой разумеющееся, что чеченцы, массово убивающие, берущие в заложники, похищающие и взрывающие людей, представляют неизмеримо большую опасность для русских, чем мирные евреи, никого и пальцем не трогающие, да ещё и помогающие в борьбе с «террористами».
А русский антисемитизм, таким образом, есть нечто нелепое и алогичное, антиисторичное, противоречащее нашим же интересам, словом – сапоги всмятку. И когда я, не задумываясь, ответил журналистам: «Разумеется, евреи», – их изумление было глубоким и искренним. Лица у них вытянулись так, что я чуть не рассмеялся.
«Но почему же?!», – воскликнули оба они в голос.
Я ответил очень лаконично: «Семнадцатый год и Перестройка».
И тут уж у меня едва не вытянулось лицо, когда я увидел мучительную работу мысли на физиономиях интервьюеров: Какой такой «семнадцатый год»? Причём тут «семнадцатый год»? Какое отношение имеет мохнатый «семнадцатый год» к нашему времени вообще и к интервью в частности?
Я в один момент воочию убедился: наша незаживающая рана не болит у тех, кто её нанёс. Они уже просто-напросто забыли о ней, легко и просто. Уехали в свой прекрасный Израиль, наплевали и забыли. Для них всё это давным-давно прошло и быльём поросло. Не волнует за давностию лет. А главное – «не мешает», как заметил однажды о Боге некий еврей в беседе с Мариной Цветаевой.
Когда создавалась рецензируемая книга, было не так. И рана, которая горит у нас, русских, по сей день огнём неугасимым, в 1923 году была ещё совсем свежа и нестерпимо жгла не только нас, но и некоторых (отдельных, немногих) наиболее совестливых евреев, например – перечисленных выше авторов.
Но дело не только в еврейском сочувствии к нашей боли. Было и другое соображение. Ведь государства Израиль, из которого, как из Запорожской Сечи, «выдачи нет», на тот момент ещё не существовало, и в массе своей евреям из России (как показали события 1933-1945 гг., из Европы тоже) бежать было некуда.
Страх возмездия, без следа улетучившийся у моих израильских интервьюеров, вообще у недосягаемых для чужестранной юстиции израильтян, не напрасно жил в душе «ответственных евреев», в начале 1920-х годов свидетельствовавших о революции.
Их устами говорила и пером двигала не только неспокойная совесть, отягощённая страданиями русского народа, но в не меньшей степени и тревога за свой собственный, еврейский народ. Логика тут проста и понятна, она ясно выражена в публикуемых текстах:
Обращение «К евреям всех стран!»
Обращение «К евреям всех стран!»: «Советская власть отождествляется с еврейской властью, и лютая ненависть к большевикам обращается в такую же ненависть к евреям. Вряд ли в России остался ещё такой слой населения, в который не проникла бы эта не знающая границ ненависть к нам.
И не только в России. Все, положительно все страны и народы заливаются волнами юдофобии, нагоняемыми бурей, опрокинувшей Русскую державу. Никогда ещё над головой еврейского народа не скоплялось столько грозовых туч».
И.М. Бикерман: «Русский человек твердит: “Жиды погубили Poccию”. В этих трёх словах и мучительный стон, и надрывный вопль, и скрежет зубовный. И стон этот отдаётся эхом по всему земному миру…
Нисколько не преувеличивая, отнюдь не изображая дела так, будто весь мир занят только нами, нельзя всё-таки не видеть, что волны юдофобии заливают теперь страны и народы, а близости отлива ещё не заметно. Именно юдофобия: страх перед евреем, как перед разрушителем.
Вещественным же доказательством, пугающим и ожесточающим, служит плачевная участь России».
Он же: «Каждый день, каждый час большевицкого владычества увеличивает и без того огромные запасы злобы к нам. Poccия уже теперь представляет для нас сплошной пороховой погреб, а взрывчатого вещества всё прибавляется. Хватит ли надолго у большевиков силы и умения, чтобы справиться с грозной стихией?»…
Д.С. Пасманик: «На нас лежит тяжкая ответственность за судьбы России и русского еврейства. Поэтому мы считаем необходимыми своевременно указать на содеянные ошибки и на правильные пути к спасению.
Мы считаем своим нравственным долгом призвать всех наших единомышленников к борьбе с этим злом, которое растлило Россию, вызвало небывалый рост антисе¬митизма во всём мире и привело к ужасным погромам в Poccии. Только этой борьбой мы спасём еврейство».
Приходится вновь отметить
Приходится вновь отметить, что даже эта разумная, более чем обоснованная и оправданная постулатами еврейского этноэгоцентризма предусмотрительность не нашла отклика в душах единопленников Пасманика и Бикермана. Как заметил их соавтор Ландау: «Во всех народах, переживших подобные испытания, идёт процесс самокритики, самопознания, самопретворения – где он в русском еврействе?
Я слушал наших критиков, противников. Ни о чём подобном не было у них слышно; точно не о чём тревожиться и не с чем бороться. Вино¬ваты все посторонние – правительство, генералы, крестьяне. Мы же не при чём…».
В чём причина такой вопиющей моральной слепоты и глухоты еврейского племени? Слепоты и глухоты, опасной, как правильно предупреждали Пасманик со товарищи, даже и для самого этого племени?
Авторы частично дают ответ на этот вопрос, горько сетуя на сам факт. Я не стану полемизировать с ними, предлагать своё решение, тем более, что это сделано мною в другом месте в неоднократно переизданной, начиная с 1999 года, книге «Чего от нас хотят евреи». Здесь же сосредоточусь на позиции авторов, которые, как мы видим, были и остаются на положении белых ворон в еврействе. Тем ведь они и интересны.
Без розовых очков
Надо отдать должное: наши авторы смотрели на жизнь, установившуюся в России с 1917 года, без розовых очков и видели не то, что хотелось видеть революционерам (миф блистательного коммунистического грядущего ослеплял порою даже очень умных людей) или предписывало большевистское правительство, а то, что было на самом деле. Результат революционной деятельности масс и их партийных вожаков оценивается ими беспристрастно; тут вам и красочные детали, тут и широкая панорама. Словом, как говорят художники-китайцы, – «взгляд лягушки и ласточки».
Картина была безотрадной, и я тем охотнее её воспроизвожу, что написана она кистью свидетелей противной стороны…
Всё вышеописанное поистине ужасно (мы могли бы бесконечно расширять и углублять данную тему, но не такова сейчас задача).
Но вот, пролистывая досужей равнодушной рукой описания всех этих и тому подобных ужасов, евреи без тени смущения вопрошали в 1920-е годы, как вопрошают они сегодня нас: «А при чём тут евреи?! Это же русские дела, это русская революция, это русский народ поднялся на борьбу с русскими же угнетателями – вот и результат».
«Нет, как бы не так!», – уже тогда отвечали холодным еврейским этноэгоцентрикам искренние и честные авторы сборника «Россия и евреи»…
И так далее…
Уроки евреев
Уроки евреев вполне пригодны нам, русским. Как известно, потрясения начала XX века, вызванные в России международным еврейским заговором, принесли неисчислимые беды нашей стране и нашему народу.
Моря крови, пролитой тоталитарным интернационалистским режимом, затопили несчастную Россию, реки золота и культурных ценностей утекли из неё в закрома международных заговорщиков. Так не пора ли спросить с них за всё, что претерпели мы в минувшем столетии? До сих пор это просто некому было сделать!
Инициативная группа русских людей решила создать организацию, которая должна выполнить роль и Всемирной русской реституционной комиссии, и Центра русской документации, и Фонда Русской Катастрофы. И такая организация уже зарегистрирована в законном порядке: это Союз общественных организаций по защите чести и достоинства русского народа.
Кроме перечисленных, в задачи Союза входит также защита в судах русских людей, чьи интересы, честь, достоинство, деловая репутация и т.д. ущемлены по национальному признаку; защита русских средств массовой информации и русских общественных деятелей от нападок русофобов – в СМИ, прокуратуре и судах; поддержка тех русских деятелей, которые были осуждены к лишению свободы и т.д.
Мы намерены вернуть
Но главное – мы намерены вернуть русским всё, что евреи у них украли в этом веке. Мы намерены потребовать с истинных виновников русского братоубийства компенсацию за русскую кровь. Мы намерены привлечь к суду тех, кто планировал револ юцию, гражданскую войну и перестройку в России, тех, кто замышлял и создавал ГУЛАГ, кто организовывал террор, кто наживался на русской крови, русском несчастье.
Срок давности? Его нет, и не может быть для подобных преступлений. На сегодня немцы уже выплатили евреям около ста миллиардов марок (два миллиарда за каждый послевоенный год). И продолжают платить.
И никто не знает, когда это кончится. Давно уже умерли те, кто участвовал в антиеврейских инициативах, но платят их дети и внуки, как платят дети и внуки и тех немцев, которые ни сном ни духом в тех инициативах не участвовали.
От лица всех немцев каялся государственный канцлер ФРГ Вилли Брандт перед лицом всех евреев мира...<
Мы не хотим ничего иного.
Мы не призываем к еврейским погромам, к террору. Мы требуем только справедливого суда и возмещения наших потерь.
Всех без изъятия. Международное еврейство, дважды сокрушившее Россию за последние сто лет, должно, в лице своих всемирных организаций, каяться перед русскими и платить русским.
Каяться – и платить!
Платить – за каждого русского человека, замученного в застенках ЧК-ОГПУ-НКВД; за каждого русского человека, лёгшего на полях Гражданской войны или вынужденного расстаться с Родиной. За каждого русского солдата, своей грудью заслонившего всемирное еврейство от всемирного Холокоста.
За каждого русского ребёнка, не рождённого на свет из-за голода, вызванного еврейской советской властью, или народной нищеты, вызванной еврейскими олигархами. За всё национальное достояние, что евреи вывезли из России, пользуясь её нестроением, ими же и вызванным...
Мы призываем всех, кто хочет и может помочь в деятельности нашего Союза, откликнуться на настоящее обращение. Мы просим всех, кто располагает свидетельскими показаниями о роли евреев в разрушении Русского Мира и разграблении русского достояния, представить нам свои свидетельства.
Мы начали работу по организации своего рода «Нюрнбергского трибунала» и проведению своего рода «Нюрнбергского процесса», который соберёт доказательства и вынесет приговор врагам русского народа. Это работа трудная, долгая и очень опасная. Мы просим вашей поддержки»…
Александр Севастьянов