Предисловие
Не хроника, а откровение
От Ноя до Киева
Апостольское благословение
Крещение Руси
Князья: образы библейских
История как школа
Провиденциальная логика
Церковь как стержень народа
«Икона истории»
Идея богоизбранности Руси
ПВЛ как русский завет
Примечания
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
Есть тексты, которые не просто рассказывают о прошлом, но, по сути, создают прошлое, придают ему смысл, превращают череду событий в единый духовный путь. Именно таков статус «Повести временных лет» (ПВЛ)1 – не просто древнейшего свода русских летописей, а подлинного богословского откровения о судьбе нашего народа.
Если бы этого труда не было, наши знания о том, «откуда есть пошла Русская земля»2, что на ней происходило в самый первый исторический период до начала XII в., были бы крайне фрагментарны.
Хотя ПВЛ опирается на византийские хроники (например, «Хронику» Георгия Амартола3), она создаёт свой уникальный квазибиблейский рассказ. В отличие от византийских хроник, летописец намеренно избегает прямых цитат святых отцов, предпочитая опираться на само Священное Писание. Он использует библейские обороты и фразы, но адаптирует их к русскому контексту, создавая ощущение, что Русь – не периферия христианского мира, а его новая сердцевина, что её история – не маргинальный раздел, но новая страница священной истории мира.
Не хроника, а откровение
Многие воспринимают ПВЛ как «первую русскую историю»: даты, битвы, князья, договоры. Но это поверхностный взгляд. В действительности перед нами – священный текст, созданный в стенах Киево‑Печерского монастыря, вероятно, преподобным Нестором Летописцем4. Это не светский труд, а произведение церковной мысли, где каждое событие осмысляется сквозь призму Вечности.
Здесь нет «голых фактов», нет земной, мирской истории самой по себе. Всё, о чём повествуется в летописи, священно, то есть наполнено высшим сотериологическим смыслом. Летописец сознательно выстраивает параллели с Библией: как ветхозаветные события вели к пришествию Христа, так и русская история движется к своему духовному центру – Крещению Руси в 988-м г. И, подобно солнечному сиянию, идёт от него дальше.
От Ноя до Киева: вхождение в библейское время
С первых строк ПВЛ погружает читателя в пространство Священного Писания. Летописец начинает не с Рюрика и не с Киева – он ведёт нас к потопу и к сыновьям Ноя:
«По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю: Сим, Хам, Афет».
Так Русь сразу включается в универсальный путь спасения: она не «где‑то на краю цивилизации», а внутри Божьего замысла о человечестве. Рассказ о Вавилонском столпотворении и 72 языках подводит к мысли: среди этих народов есть и «язык русский» – не случайный, не второстепенный, а предназначенный к особой миссии.
Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева; благословение Андреем этого места и воздвижение креста на высоком берегу Днепра. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева; благословение Андреем этого места и воздвижение креста на высоком берегу Днепра. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века.
Апостольское благословение: предвестие Крещения
Один из самых поэтичных и значимых эпизодов ПВЛ – предание о путешествии апостола Андрея Первозванного по Днепру. Поднявшись к киевским холмам, он остановился и произнёс:
«На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и воздвигнет Бог множество церквей».
Сегодня мы можем спорить об исторической достоверности этого рассказа5. Но для летописца он – не легенда, а пророчество, исполнившаяся воля Божия. Через это пророчество Русь получает апостольское благословение ещё до Крещения. Киев и вся Русская земля становятся не просто новым стольным градом и новой страной, а отмеченными благодатью «новым Иерусалимом» и «новым Израилем», «новой святой обетованной землёй», где развернётся драма спасения русского народа.
Крещение Руси: событие духовного рождения
Крещение Руси в ПВЛ – не рядовое событие в календаре, но эпохальное рождение нового народа, духовная революция, радикально разделившая историю на До и После.
Поначалу Владимир воспринимал Крещение как административную реформу или дипломатический манёвр; по итогу же с ним и его подданными произошёл кардинальный духовный переворот. Так человек предполагает, Бог же определяет, что произойдёт в действительности.
Подобно апостолу Павлу (ср. Деян. 9, 3–18), перед тем как креститься в Херсонесе, князь слепнет, чтобы прозреть благодаря крещенской купели. Вернувшись из Корсуни, он восклицает: «Теперь я познал истинного Бога!. Это не политическая декларация, а личный опыт обращения, который задаёт тон всему народному преображению.
Низвержение идолов языческих богов в Днепр свидетельствует о радикальном разрыве с ложной верой предков: вода уносит ложное, греховное прошлое, открывая путь новому, истинному, праведному будущему. Днепр становится русским Иорданом. Все киевляне входят в его воды: массовое Крещение становится образом общего покаяния и возрождения.
«И бяше си видети радость на небеси и на земли, толико душь спасаемых».
Летописец подчёркивает: Крещение – не внешнее изменение, а внутренняя метаморфоза. Люди отказываются не только от языческих обрядов, но и от прежней системы языческих ценностей. На месте капищ возводятся храмы, вера во Христа становится новой основой жизни.
Князья: образы библейских прообразов
В ПВЛ русские князья не просто «правители» – они действуют в пространстве библейских смыслов.
Ольга подобна Царице Савской, пришедшей к Соломону за мудростью. Летописец восхищённо пишет о ней:
«Си бысть предътекущи хръстияньстъ земли акы дьнбница предъ сълньцем и акы заря предъ свътьмь сияше и акы луна въ нощи, тако и си въ невърныхь чловецъхь свътяшеся…».
Её Крещение в Константинополе – не дипломатический акт, а событие духовного прозрения, предвосхищающий будущее обращение всей Руси.
Владимир – новый Соломон: он строит храмы, ищет мудрости, проходит путь от многожёнства и жестокости – к покаянию и милосердию. Его выбор христианства – не прагматичный расчёт, а поиск Истины, выраженный в «испытании вер».
Борис и Глеб – образы библейского Авеля. Первые прославленные Церковью святые Руси. Их брат и убийца Святополк – русский Каин. Их мученическая смерть осмысляется не просто как эпизод княжеской усобицы, но как добровольная крестная жертва, утверждающая веру в бессмертие и воскресение. Они отказываются от кровопролития, выбирая смирение и любовь:
«Не станем на брата своего ни на пролить крови неповинной».
Их подвиг становится нравственным ориентиром для последующих поколений.
История как школа спасения
В ПВЛ нет «нейтральных» событий. Каждое поражение – наказание за грехи, каждая победа – знак милости Божией. Единство Руси – Господня заповедь.
Особенно показательно отношение к княжеской власти. Правитель – не просто военный лидер или администратор, а хранитель веры, ответственный перед Богом за свой народ. Его добродетели и грехи напрямую влияют на судьбу государства: праведный князь приносит благоденствие, нечестивый – бедствия. Это не политическая теория, а библейское богословское учение о власти как священном служении.
Именно так понимает летописец миссию князя: он должен вести народ ко Христу, а не к земному могуществу. В летописи постоянно звучит мотив единства: все князья – братья по крови и по вере, и усобицы осуждаются, как нарушение Божественного порядка.
Реконструкция Десятинного собора Х в.Реконструкция Десятинного собора Х в.
Особенно выразительна молитва Владимира при основании Десятинной церкви:
«Господи Боже мой, призри с небеси и призри на людей твоих, которых стяжал ты честною кровию твоею, и утверди их в вере твоей, да будут все едино, как и мы ныне».
Это не просто слова – это исповедание новой идентичности: народ становится не «подданными князя», а членами Церкви, Телом Христовым.
Летописец постоянно напоминает: история – не цепь случайностей, а педагогика Бога. Через испытания Он ведёт людей к покаянию, через победы – к благодарности, через скорби – к смирению.
Провиденциальная логика истории Руси
Во всех событиях действует Промысл Божий, ведущий каждое поколение русских людей по ступеням восхождения к полноте церковной жизни.
• Призвание варягов (862 г.) – начало государственности, но ещё в тени язычества. Власть есть, но нет благодати.
• Захват Олегом Киева (882 г.) – объединение земель, преддверие христианской эры. Политическое единство становится предпосылкой духовного.
• Княгиня Ольга – первый луч света. Её мудрость, милосердие, стремление к истине показывают, что почва для Евангелия уже подготовлена.
• Князь Святослав – воинская слава без благодати. Его сыновья вступают в усобицу, демонстрируя: без веры даже сильное государство распадается.
• Князь Владимир – кульминация: Крещение Руси (988 г.) как переход из «невежества» в «благодать». Он не просто правит – он ведёт народ к Богу. Строительство Десятинной церкви, разрушение идолов, Крещение киевлян – знамения новой эпохи.
• Борис и Глеб (1015 г.) – мученическая жертва, утверждающая новую нравственную норму: не месть, а смирение, не власть, а любовь. Их подвиг становится образцом христианской жизни, где смерть за Христа – путь к воскресению.
• Ярослав Мудрый (1037 г.) – строительство Софии Киевской, распространение книжности, утверждение церковного порядка. Он превращает веру в культуру, а Церковь – в основу народной жизни.
• Владимир Мономах (начало XII века) – образ благочестивого правителя, соединяющего воинскую доблесть с христианским милосердием. В его «Поучении»6 звучит главный завет: жить по заповедям, хранить единство, заботиться о слабых. Это итог многовекового пути: вера становится нравственным законом народа.
Летописец видит историю как борьбу людей со злом, где наказание неизбежно следует за преступлением. Зло в ПВЛ – это грех, отступление от Божьих заповедей: языческие суеверия, гордыня, жадность, предательство, зависть, ненависть, блуд, междоусобицы и сопротивление христианской истине.
Читатель приходит к выводу, что русские люди могут писать свою историю «как к добру, так и к злу», и хочется верить, что в конечном итоге Промысл Божий приведёт Русь к спасению. Ведь не зря же она была избрана Христом, очищена и преображена благодатью Крещения!
Поставление Владимирской иконы во Владимирской Богородицкой церкви. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Церковь как стержень народа
ПВЛ последовательно выстраивает историю Русской Церкви как сердцевину народного бытия.
• Упоминание о первом храме в Киеве (945 г.) свидетельствует о зарождении церковной жизни ещё до массового Крещения. Об этом же говорят подписи варягов-христиан под договором князя Игоря с Византией.
• Крещение Ольги (957 г.) описывается как первый шаг к духовному преображению власти.
• О силе христианской веры говорит исповеднический подвиг первых русских мучеников – варяга Феодора и его сына Иоанна (983).
• В Крещении Владимира и всей Руси (988 г.) происходит рождение Русской Церкви, русского христианского народа. Через учреждённую митрополию, подчиняющуюся Константинопольскому Патриархату, Русь включается во Вселенскую Церковь, в общехристианский мир.
Основание Киево‑Печерской обители пришедшим с Афона преподобным Антонием стало началом русского монашества, истоком русской духовной традиции, давшей огромную плеяду просветителей и подвижников.
«И начаша приходити к нему братия, и собрася числом 12».
Через эти вехи летописец подводит нас к мысли, что Церковь – не придаток государства, а его душа и дух. Без неё нет ни единства, ни нравственного закона, ни надежды на спасение.
«Икона истории»: сакральный образ прошлого
Преподобный Нестор не просто фиксирует факты – он пишет икону истории. Он стремится не только и не столько проинформировать читателя о том, что было в прошлом, сколько указать не действие Промысла – и тем самым подвигнуть нас к благодарению и прославлению Христа. Для этого он использует приёмы, превращающие хронику в священное повествование.
Библейские параллели. Летописец сравнивает освобождение полян от хазарской дани с Исходом евреев из Египта, что усиливает мотив избавления от угнетения и перехода к новой, благодатной эпохе. Эти сопоставления – не украшательство, а способ показать: русская история – часть единого Божественного замысла. Киев – новый Иерусалим, Владимир – новый Соломон. Подобно тому как в Иерусалиме Соломон построил Божий храм, князь Владимир возводит в Киеве Десятинную церковь, что подчёркивает тождество Киева со «святым градом».
Символика чисел. Так, в летописи проводится аналогия между расселением двенадцати славянских племён на территории Руси и расселением двенадцати колен Израилевых. Это подчёркивает миссионерскую роль русского народа и его особое место в Божественном плане.
Прямая речь и молитвы исторических героев. Слова князей звучат как библейские псалмы, придавая событиям сакральное значение.
Гомилетические вставки. Поучения из уст летописца превращают рассказ в проповедь о праведной духовной жизни.
Противопоставления противоположностей: язычества и христианства, гордыни и смирения, раздора и единства. Эти контрасты помогают читателю увидеть духовный смысл происходящего, ставят его перед главным жизненным выбором.
Риторические вопросы и восклицания, выражающие личные оценки, эмоциональные отношения, молитвенные обращения летописца: С их помощью автор пытается вовлечь читателей в сопереживание истории.
«Кто не удивится величию Божию?»
Так ПВЛ становится словесной священной иконой истории: реальные события преображаются в знаки Вечного, а прошлое – в пророчество о будущем.
Идея богоизбранности Руси
В ПВЛ подчёркивается особая роль Русской земли в христианском мире. Русь представляется как избавившиеся от языческой тьмы «нови людье крестьяньстии» («новые люди – христиане»), избранные Богом для особого служения. Поражения от половцев или другие невзгоды воспринимаются как «казни», посылаемые Богом для испытания избранного народа.
Идея богоизбранности способствовала формированию национального самосознания и консолидации общества вокруг христианских идеалов. Позднее, в XIV–XV веках, она получила развитие в концепции «Святой Руси»7. Русь мыслилась как сакральное пространство, а русский народ – как «народ Божий», благодаря тому, что этим народом на этой земле была сначала обретена, а потом и сохранена истинная православная вера.
В отличие от ветхозаветного понятия «избранный народ», «Святая Русь» акцентировала святость земли, а не только народа, что позволяло включать в её состав и другие этнические группы, принявшие Православие. Идея «Святой Руси» наднациональна и сверхсословна по своему характеру. Это призыв для всех принявших Православие на Русской земле, вошедших в Русскую Церковь, жить свято, независимо от их этнического и социального статуса.
ПВЛ как русский завет
Под пером преподобного Нестора Летописца русская история предстаёт обретшей свой смысл (как часть Божественного замысла), свою цель (движение к спасению), свою норму (христианскую мораль как основу жизни), своё самосознание (осознание себя как народа Божия) и свою память (связь поколений через веру).
ПВЛ учит видеть в истории не хаос, а Промысл, в событиях – не факты, а знамения, в людях – не население, а Божий народ, идущий путём Креста к Воскресению.
Этот летописный завет призывает и нас, потомков, присоединиться к духовному пути предков: не просто изучать историю, но жить в согласии с её высшим смыслом, хранить истинную веру и верность Церкви, осознавать свою ответственность перед Богом и народом. В этом – непреходящее значение труда Нестора Летописца для каждого поколения православных русских людей.
Иерей Тарасий Борозенец
Примечания
1 «Повесть временных лет» / [Рос. акад. наук]; Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачёва; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц; [Доп. М. Б. Свердлова]. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, С.-Петерб. изд. фирма, 1996.
2 Здесь и далее – цитаты из ПВЛ.
3 Хондзинский Павел, прот. «Повесть временных лет» и «Хроника» Георгия Амартола: опыт сравнительно-богословской характеристики // Филаретский альманах. 2013. № 9. С. 75–89.
4 Нестор // Интернет источник: https://www.pravenc.ru/text/2565114.html
5 Андрей Первозванный // Интернет источник: https://www.pravenc.ru/text/115300.html#part_5
6 Изборник: (Сборник произведений литературы Древней Руси) / [Сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева]; [Вступ. статья Д.С. Лихачева]. – Москва: Худож. лит., 1969. – 799 с., 14 л. ил. (Б-ка всемирной литературы. Серия 1. Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков; Т. 15). / Поучение Владимира Мономаха. 146–171 с.
7 Соловьев А.В. «Святая Русь» (очерк развития религиозно-общественной идеи) // Интернет источник: https://azbyka.ru/svjataja-rus-ocherk