Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2025 » Март » 07 » • Как жили в России до коммунистов •
10:34
• Как жили в России до коммунистов •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Кооперация по-царски
  • Россия до колхозов
  • Просчеты в строительстве
  • Народный дом
  • Кодекс чести русского купечества
  • По рукам
  • Торговые дороги
  • Кодекс
  • Свобода в самодержавном государстве
  • Об авторе
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Кооперация по-царски

    В начале ХХ века в Старой Барде на Алтае проживали около трехсот русских семей. Основным занятием населения было скотоводство, в меньшей степени — земледелие. Почти треть крестьян занимались отходничеством. Один из очевидцев вспоминал о жизни в этом селе в начале ХХ века следующее:

    «Старая Барда, до начала развития в нем кооперации, было одним из захолустнейших сел Алтая. […] Отличались старобардинцы своими буйствами, драками и грабежами».

    Россия до колхозов

    Поворотным моментом в жизни крестьян Старой Барды был переезд сюда Аггея Ефимовича Антонова, ставшего инициатором открытия первых кооперативов в селе. Антонов родился в 1868 г. в алтайском селе Крутиха. В 15 лет он ушел из дома с бродячим цирком. Позднее содержал свой собственный цирк, много путешествовал по России. Антонов был грамотным, знал немецкий язык, имел большую домашнюю библиотеку. В тридцать лет женился и в 1900 г. переехал с семьей в Старую Барду. На новом месте он открыл небольшую лавку по заготовке кожи, одновременно организовал библиотечный кружок, в котором читал крестьянам газеты, журналы, художественную литературу. Крестьянин села Ф. Куприн вспоминал: «Мы тогда целые ночи готовы были слушать Аггея Ефимовича, когда он читал нам газетки» . Особой любовью у старобардинцев пользовались произведения Н. В. Гоголя. Летними погожими вечерами жители села собирались близ торговой лавки Антонова, чтобы послушать «Тараса Бульбу». Но часто Антонов читал, а слушатели бурно обсуждали книги по сельскому хозяйству.

    С появлением в Томской губернии первых маслодельных артелей Антонов увлекся кооперативными идеями. В 1905–1907 гг. он совершил ряд поездок по уездам Алтая, где ознакомился с техникой и организацией работ в артелях. Антонов приобрел большое количество литературы по вопросам кооперации, которую читал и обсуждал на заседаниях библиотечного кружка. Крестьяне с неподдельным интересом участвовали в дискуссиях, в ходе которых высказывали собственные суждения о целях и задачах кооперации. В ходе подобных заседаний у Антонова появились единомышленники из числа местных крестьян, которые стали его опорой при создании маслодельной артели. Они добровольно распространяли среди соседей и знакомых брошюры и листовки, вели разъяснительные беседы о необходимости организации кооператива в селе.

    В 1907 г. в Старой Барде была открыта маслодельная артель. В её учреждении приняли участие 30 домохозяев. С Антоновым было заключено соглашение, что в течение шести лет он будет выполнять функции доверенного лица. Правление артели выплачивало своим членам за сдачу молока по 40 копеек за пуд, тогда как частные предприниматели всего по 25–30 копеек за пуд. В итоге к началу 1908 г. число членов артели достигло 207 домохозяев. Не выдержав конкуренции с маслодельной артелью, закрылись три частных маслодельных завода. Правление приобрело у одного из обанкротившихся предпринимателей маслодельный завод, на котором были введены строгие санитарные нормы. Уже к началу Первой мировой войны маслодельная артель закупала у крестьян до 100 тыс. пудов молока и вырабатывала до пяти тысяч пудов масла в год .

    Однако старобардинские крестьяне не остановились на достигнутом. В 1909 г. общее собрание маслодельной артели постановило открыть потребительскую лавку. Для этого Антонов передал правлению помещение собственной небольшой торговой лавки. Позже были построены дополнительные, более просторные помещения для покупателей. К 1913 г. членами потребительской лавки было 350 человек, а её ежегодный оборот достиг 70 тысяч рублей в год . Лавка закупала самые необходимые для деревни промышленные и продовольственные товары: мануфактуру, готовую одежду, обувь, муку, скобяные и железные изделия, бакалею. В 1909 г. при артели был открыт маслобойный завод по производству конопляного и льняного масел, который позволил крестьянам Старой Барды и окружающих селений, занимавшихся посевами соответствующих растительных культур, не только выгодно сбывать продукцию, но и покупать по низким ценам масло и выжимки семян (жмыхи), являвшихся ценным кормом для скота. Артельная потребительская лавка и маслобойный завод способствовали укреплению экономических связей между Старой Бардой и соседними населенными пунктами.

    В 1910 г. в жителями села совместно с правлением маслодельной артели было открыто ссудо-сберегательное товарищество «Экономия» с двадцатипятирублевым паем, позволившее сократить финансовую зависимость населения от частных ростовщиков. Селяне не только получили возможность брать краткосрочные и долгосрочные кредиты по низким процентным ставкам, но и хранить собственные сбережения. К 1912 г. обороты товарищества достигли 50 тыс. рублей, а к 1914 г. «Экономия» обслуживала не только Старую Барду, но и еще 30 окрестных селений [9]. В 1915 г. по инициативе правления товарищества в селе был создан Совет кредитных учреждений, цель которого заключалась в интеграции кредитной кооперации всего Бийского уезда.

    В 1911 г. на совместном заседании членов правлений маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества был утвержден план строительства кооперативной мельницы и электростанции близ горной реки Чапша. По меркам того времени, это был крупный проект. Он оказал влияние на всю экономическую жизнь Старой Барды.

    Работы по рытью канала, возведению плотины и мельницы производились добровольно, силами жителей села. Строительство мельницы было завершено в короткий срок. Однако при возведении плотины были допущены ошибки. Правления кооперативов отказались нанимать специалиста-гидроинженера, предпочтя ему местного крестьянина. В итоге первая плотина была уничтожена бурным течением Чапши.

    Просчеты в строительстве

    Просчеты в строительстве обошлись кооперативам примерно в 10 тыс. рублей. Только после случившегося был приглашен техник из томской конторы торговой фирмы «Эрлангер». Он не только составил проект разборной плотины, но и организовал поставку необходимого оборудования для мельницы и электрической станции. Когда работы по строительству были успешно завершены, то неожиданно открылись подземные воды, помешавшие установить турбину и пустить электростанцию. Работы по осушению местности не дали результатов. Напротив, вода пребывала все сильнее. Крестьяне обвинили в случившемся членов правления, в том числе Антонова. Один из очевидцев тех дней позже отмечал: «Много пережил в это время Антонов, он осунулся, стал молчалив, поседел, а когда ропот крестьян стал еще сильнее, то уехал в Бийск, так как боялся, что своим присутствием будет еще сильнее раздражать крестьян».

    Но, несмотря на все злоключения, 22 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие мельницы, а в начале 1913 г. была запущена электростанция, которая позволила провести электрическое освещение почти во все крестьянские дома, а также в хлева и коровники. Стоимость освещения составляла три рубля в год.

    Один из журналистов писал: «Вечером при наступлении темноты село кажется маленьким городком с прекрасно освещенными домиками».

    В начале 1913 г. в селе состоялись торжественные мероприятия по случаю окончания строительства мельницы и запуска станции, которые были соединены с празднованием трехсотлетия царствования дома Романовых. На празднике было запрещено распитие любых спиртных напитков. На торжества приехали видные гости, среди которых был бывший директор Союза сибирских маслодельных артелей (ССМА) А. Н. Балакшин. В конце праздника члены маслодельной артели провели специальное заседание. На нем Антонов зачитал доклад о деятельности артели за истекший год, а также высказал пожелание о необходимости повысить культурно-просветительную деятельность кооперативов в селе. Собрание постановило в самое ближайшее время отрыть Народный дом, в котором «крестьяне и молодежь села могли бы проводить часы досуга».

    В помещении артельной лавки они проводили беседы и лекции. В конце 1913 г. правление маслодельной артели выделило деньги для приобретения киноаппарата и небольшой фильмотеки. Среди фильмов, которые смогли посмотреть старобардинцы, были «Добыча соли в Сицилии», «Разные способы доения коров», «Охота на слонов», «Эксплуатация лесных богатств Австралии», «Макс на лыжах», «Сумасшедший отец», «Девицы-полисмены» и другие. Показ фильма обычно предварялся научно-популярной лекцией. Кинематограф пользовался большой популярностью у местного населения, особенно у молодежи, поэтому в 1916 г. члены маслодельной артели постановили приобрести аппарат для съемок собственных фильмов.

    Народный дом

    В 1914 г. правления маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества выделили деньги на строительство Народного дома. Открытие его прошло в ноябре 1914 г. и стало крупным событием в культурной жизни всего Бийского уезда. На торжественных мероприятиях по данному случаю присутствовал депутат Государственной думы В. Н. Пепеляев. Один из очевидцев так описывал внешнее и внутреннее убранство Народного дома: «Здание Народного дома представляет из себя одноэтажное деревянное здание. Снаружи вид и архитектура его таковы, что он может послужить украшением не только села, но и города. Комнаты отштукатурены, с высокими потолками. В нем помещается зрительный зал со сценой, гостиная с массой цветов» [15]. В помещении Народного дома располагались библиотека-читальня, кооперативная столовая и чайная, кинозал, имелась сцена для публичных лекций и демонстрации пьес. В 1917 г. в здании Народного дома были отведены помещения для контор правлений старобардинских кооперативов. Возле здания был разбит сад. Летом по праздничным и воскресным дням возле Народного дома играл оркестр художественной самодеятельности.

    В 1914 г. в Старой Барде на средства кооперативов было организовано сельскохозяйственное общество , целью которого было развитие агрикультурных и животноводческих навыков у местного населения. В 1915–1916 гг. на базе общества были созданы опытное поле и экспериментальный скотный двор. Для работы на скотном дворе старобардинцы пригласили специалистов из Латвии — животновода Кристофера Грюмберга и мастера-маслодела Карла Берзина. На опытном поле проводили исследования с такими культурами, как овес, картофель, лен, конопля, табак. При сельскохозяйственном обществе был открыт прокатный пункт, где крестьяне брали в аренду различные сельхозмашины и орудия. Общество приглашало специалистов-агрономов из Томска, Барнаула, Бийска для чтения лекций и проведения бесед. В библиотеке Народного дома был открыт специальный отдел литературы по различным направлениям сельского хозяйства.

    Кооператоры решили не ограничиваться только культурной работой среди крестьян, а пойти дальше. В 1915 г. общее собрание маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества устроить в Старой Барде телефонную связь. Первоначально телефоны были установлены в конторах правлений кооперативов, у представителей местной власти, настоятеля церкви, а также в домах наиболее зажиточных и влиятельных жителей села. Стоимость эксплуатации одного аппарата составляла 15 рублей в год. Несмотря на это, уже к началу 1916 г. почти половина жителей провела в свои дома телефонную связь, а к началу 1917 г. емкость сети составляла почти 400 номеров. Телефон впервые соединил дома крестьян, живущих в разных концах села.

    Полный печатный аналог: Пивоваров Н. Ю. Кооперативный феномен села Старая Барда (1907–1919 гг.) // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В. И. Шишкин. Вып. 2. Новосибирск, 2011. С. 38–48. PDF, 961 Кб.

    Кодекс чести русского купечества

    «Доброе имя лучше богатства» – эта пословица лучше всего характеризует русских купцов. Русские люди, занимавшиеся предпринимательством, прекрасно понимали, что богатство обязательно придёт вслед за репутацией.

    Нерушимое купеческое слово в стародавние времена считалось высшей гарантией. Поговорка «Уговор дороже денег», как никакая другая, определяла взаимоотношения между торговыми людьми. Отсюда и берёт начало весь «джентльменский набор», который мы можем назвать кодексом чести русского купечества.

    По рукам

    Все торговые сделки заключались купцами устно, основывались на честном слове. Это сегодня целые армии юристов и менеджеров следят за каждой точкой и запятой, проставленными в договоре. И всё равно пропускают дополнения, двусмысленные трактовки, написанные более мелким шрифтом, которые подчас меняют всю суть документа.

    На Руси в купеческих семьях воспитание начиналось с малолетства. И ориентиры в этом воспитании держались на общечеловеческих ценностях и миропонимании. Большим грехом считалось иметь корыстное двоемыслие, а уж помыслы о чем-либо лихом были за гранью понимания. Основную массу купечества составляли выходцы из работящих крестьян, их капитал создавался собственным трудом, а не через связи в политико-финансовых кругах.

    К сожалению, сегодня многие предприниматели так и не научились понимать национальные культурные традиции, отсюда и причины многих неудач. Они и друг друга различают только по количеству накопленных миллионов и миллиардов. А ведь образ «совершенного купца» в XVIII веке включал в себя не только личное обогащение, но и общественную пользу.

    Можно много рассказывать о русском купечестве, которое внесло огромный вклад в развитие общественных организаций. Достаточно вспомнить несколько фамилий, чтобы понять общий размах этой деятельности: Строгановы, Демидовы, Смышляевы, Мешковы… Система организации русских купцов почти полностью совпадала с современными европейскими корпорациями. Но было одно существенное отличие. У наших предпринимателей практически отсутствовала идея набивания мошны, а большее место занимала служба государству, которая не давала разгуляться подлости и хитрости.

    Торговые дороги

    Торговлей человечество занимается с самого начала развития общества. Пути русских купцов стали пересекаться с путями коллег из Европы и Азии ещё со времён Киевской Руси. Можно вспомнить только легендарный «путь из варяг в греки», чтобы понять размах средневековой торговли. К XIV веку купеческое сословие занимало прочное положение в русском обществе. Авторитет русских торговых людей был очень высоким и среди иностранных коллег. Уважение держалось на их высочайшей честности.

    В то время на территории страны сложился рынок со своей специализацией. Крупнейшие купцы с оборотом капитала более 20 тысяч рублей получали от царя официальный чин «гостя», что позволяло иметь определённые привилегии. Эти предприниматели считались ценными и талантливыми управленцами, и их опыт активно использовался.

    Дальше по купеческой иерархии следовали «гостиная» и «суконная» сотни, в которые входило по 300-400 купцов. «Гостиная» сотня торговала с Востоком, а «суконная» — с Западом. Все они имели солидные привилегии от государства, а также налоговые послабления. Низший разряд купечества составляли лавочники и ремесленники с небольшим капиталом. Но самое главное – все русские купцы придерживались единых правил ведения и организации торговли. Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. Известны воспоминания немецкого путешественника и купца Адама Олеария, который рассказывает, что однажды на Волге он по ошибке переплатил за улов пять копеек, однако ему сразу вернули лишнее. Иноземец был поражён.

    Кодекс

    Правила поведения предпринимателей были строги и нерушимы. В 1881 году литератор Николай Зегимель опубликовал их в своей книге «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В книге мы находим тонкости поведения в общении с покупателем, подчинёнными и коллегами по ремеслу. Важное место занимает постулат исполнения обещанного: «раз давши слово, вы должны его помнить и свято его исполнять». В кодексе масса рекомендаций для максимально эффективного ведения дел и, что важно, не в ущерб интересам покупателя. Кодекс заканчивается очень правильными словами: «никогда не скучайте».

    Сегодня мы с вами лишний раз убеждаемся, как обширна и богата наша история, как много в ней разумных и грамотных решений. Можно с уверенностью использовать наработки наших предков в современной жизни. К сожалению, солидные организации в муках бьются над изобретением уже давно изобретённого и успешно опробованного жизнью.

    «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом:

    1. Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.
    2. Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.
    3. Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.
    4. Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших, ваших делах. Назначьте всякой вещи свое место, чтобы при первой необходимости вы могли найти ее безо всякого затруднения и без затраты времени. Это чрезвычайно важное условие для каждого делового человека. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок. Дорожите копейкой, как дорожите рублем.
    5. Будьте систематичны и регулярны. Никакое дело у вас не может идти правильно и успешно, если вы не обладаете устойчивым характером и не имеете твердых правил. Регулярность вы должны соблюдать не только в ваших делах, но и в домашних обстоятельствах.
    6. Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
    7. Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
    8. Публикации. Если хотите делать большие дела, не жалейте денег на частые публикации о них в самых распространенных газетах.
    9. Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
    10. Не тратьте весь ваш капитал на одно дело, особенно при начале.
    11. Сосредоточение сил — одно из главных условий успеха. Занимайтесь только одним делом, всесторонне изучайте его выгодные и дурные стороны и не бросайте его, пока не убедитесь в невозможности его успеха. Но если есть малейший шанс на успех, не отступайте, потому что постоянное и ревностное преследование одной цели непременно увенчается успехом.
    12. Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя, одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог хотя и медленно служить успехам ваших занятий. Часто случается видеть, что иной исполняет свое дело усердно и основательно, наживает большие деньги, а его сосед, занимающийся тем же делом, всю свою жизнь остается бедняком, потому что он неохотно или без надлежащего внимания выполняет свою обязанность. «Ученик, идущий в школу из-под палки, никогда ничему не научится.»
    13. Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
    14. Купец, дорожащий своей честью, не должен нанимать приказчика, конторщика или другого служащего, занимавшегося когда-либо у его знакомого, только в том случае, когда знакомый его попросит.
    15. Говорите ясно и точно с вашими покупателями.
    16. Никогда не скучайте.
    17. Соблюдайте трезвость и выдержанность. Не входите в подробности чужих дел, не расспрашивайте о них ни прямо, ни косвенно, иначе почтут за назойливого человека.
    18. Держитесь спокойно и хладнокровно в спорах о делах как с покупателями, так и с продавцами. Как бы ни был оживлен ваш спор, никогда не горячитесь и не жестикулируйте, не подавайте повода посторонним подслушивать ваш разговор и судить по выражению вашего лица и по жестикуляции, о чем вы толкуете.
    19. Записывайте все и никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.
    20. Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью.
    21. Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше. histrf.ru

    Свобода в самодержавном государстве

    В этом номере «Монархиста» в разделе «Русская публицистика» мы предлагаем читателям отрывок из книги «О Царской власти с библейской точки зрения» выдающегося русского публициста и мыслителя конца XIX– начала ХХ века Александра Сапожникова.

    В последнее время в нашей повременной печати довольно много писали и пишут о преимуществах единоличного управления государством. Разбирают этот вопрос с различных точек зрения: этической, философской, исторической. Со всех этих точек зрения немало и прежде говорилось и за и против царской власти; немало и теперь можно сказать в ту и другую сторону. При пользовании доводами только человеческой мудрости этот вопрос всегда останется открытым. Чтобы получить решение вполне определенное, окончательное, мы рассмотрим этот вопрос с библейской точки зрения, то есть покажем, как относится к царской власти слово Божие.

    Конечно, полученное таким путем решение будет окончательным только для лиц, признающих христианство безусловною истиною, а Библию подлинным словом Божиим, данным для руководства и научения всех верующих на все времена.

    Людей же, отрицающих истинность христианства или боговдохновенность книг Священного Писания, ничем нельзя убедить; они всегда будут «жить по своим помыслам» и будут «поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер. 18, 12).

    (…) Бесспорно, что Господь дает Свое освящение и покровительство всякой власти, служащей для установления порядка и законности (Рим. 13, 1–7); бесспорно, что всякий образ правления может быть угоден Господу, но слово Божие положительно говорит, что монархический образ правления лучше республиканского.

    «Превосходство же страны в целом есть царь заботящийся остране» (Еккл. 5, 8).

    «Царь разумный — благосостояние народа» (Прем. 5, 26)

    (…) Хотя Священное Писание не говорит прямо, что царская власть должна быть наследственной, но многие места его вполне ясно указывают, что Богу угодна именно наследственная монархия.

    При установлении монархии у израильтян наследственность царской власти считается ее естественною принадлежностью, как обычное право наследства, всегда освящаемое Богом.

    По свидетельству Писания, между царем и народом существует таинственная, непонятная для человеческого ума, но тем не менее действительная связь. За грехи царя наказывается весь народ; разные неустройства в царской семье влекут за собоюбедствия для всего народа (1 Цар. 28, 18, 19): поступок Давида с Урией повлек за собою гибель многих израильтян во время восстания Авессалома: (2 Цар. 21, 1; 24-я глава). Точно также благочестие царя, исполнение им заповедей и повелений Господних приносит всякие блага государству и народу (3 Цар. 6, 12, 13; 4 Цар. 18, 1–8; 2 Цар. 17, 3–10; 26, 4, 5, 7). При существовании такой связи между царскою семьею и народом наследственность монархии, являющаяся благословением Божиим для царской семьи, должна быть благословением Божиим и для народа.

    (…) Излагая права царской власти, Самуил, между прочим, сказал: «И сами вы будете царю рабами: и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. VIII, 17, 18).

    Здесь, очевидно, речь идет не о правах, а о возможных злоупотреблениях царской власти. Слова «и не будет Господь отвечать вам тогда» показывают, что такие злоупотребления будут иметь место только при упадке в народе веры и нравственности, потому что только тогда Господь перестанет отвечать Своему народу: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Исаии LIX, 1, 2).

    При сохранении же истинной веры и нравственности народ Господень не должен и не будет испытывать рабства.

    Царь должен читать данный Господом закон «во все дни жизни своей..., чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево» (Втор. XVII, 19, 20).

    «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. VIII, 31, 32).

    «Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. VII, 23).

    «Господь есть Дух: а где Дух Господен, там свобода» (2 Кор. III, 17).

    «Духа не угашайте» (1 Фесс. V, 19).

    Мы видим, что слово Божие требует, чтобы истинно верующий, т.е. православный народ был свободным; а так как всю полноту земной власти Господь вручил царю, то, следовательно, царь должен всячески оберегать и поддерживать народную свободу.

    В чем же должна состоять народная свобода в самодержавном государстве?

    О свободе в частной деятельности говорить нечего: пределы ее указываются уголовными и гражданскими законами: мы будем говорить о свободе деятельности общественной.

    Общественная деятельность граждан может проявляться в участии в различных обществах, в устройстве различных учреждений, в распространении разных идей словесно и путем печати.

    Как мы видели (V глава), Господь возложил на царя обязанность истреблять всякое зло и нечестие и покровительствовать всякому добру.

    Поэтому должна быть предоставлена полная свобода составлять общества и устраивать учреждения, полезные для государства; точно также должна быть предоставлена полная свобода распространять устно и печатно полезные для государства идеи.

    Здесь является вопрос: как отличить добро от зла? Одни, напр., находят полезным воспитывать детей в религии и церкви, другие, напротив, предпочитают воспитание безрелигиозное и внецерковное: одни считают необходимым заботиться о сохранении в русском народе православной веры, другие находят полезным распространять идеи Дарвина, Ницше и т.п.

    Кто может быть судьею в подобных вопросах?

    Когда Моисей, по повелению Божию, избрал в помощь себе 70 человек из старейшин израильских, Господь взял от Духа, который был на Моисее и возложил на них; избранные стали пророчествовать. Двое из них пророчествовали в станеизраильском. «Иисус Навин сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? О если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господ послал Духа Своего на них!» (Числ XI, 16, 17, 24—29).

    Пример Моисея показывает, что не должно стеснять деятельность людей, которые работают в согласии с духом православной церкви, в которой живет Дух Божий (Иоан. XIV, 16, 17).

    Все, что полезно для церкви, будет полезно и для государства, и все вредное для церкви будет вредно и для государства.

    Так как православная церковь обладает безусловною истиною (1 Тим. III, 15; Иоан. XVI, 13), то она может и должна быть судьей в том, что зло, и что добро.

    Поэтому должна быть предоставлена полная свобода устраивать всякие учреждения (благотворительные, школы, библиотеки и т.п.), составлять всякие общества (благотворительные, миссионерские, церковные попечительства, братства и т.п.) под покровом и наблюдением православной церкви. Надзор православных епископов будет представлять полное ручательство и в пользе и в безвредности таких учреждений и обществ для государства.

    А учреждения и общества, не находящиеся в связи с православною церковью, какие бы почтенные названия они ни носили, должны быть подчинены самому строгому и действительному надзору государственной власти, одним из органов которой должны быть епархиальные епископы, как порука за то, что в них не будет ничего вредного для церкви, а, следовательно, и для государства.

    Александрийского патриарха Юстиниан поставил во главе гражданских властей, управлявших Египтом (Терновский. Греко-Восточная церковь в период Вселенских Соборов, стр. 84 и 285).

    Образец для таких законов св. Константин и Юстиниан могли найти в Священном Писании. Давид назначил шесть тысяч левитов судьями в земле Израильской, «по всаем делам Божиим и делам царя» (1 Пар. XXIII, 4; XXVI, 30—32) «И в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых их левитов и священников и глав поколений у Израиля — к суду Господню и к тяжбам. И дал им повеление, говоря: ...и вот Амария первосвященник над вами во всяком деле Господнем, а Зевадия, сын Исмаилов, князь дома Иудина во всяком деле царя» (2 Пар. XIX, 8—11).

    В настоящее время огромное влияние наобщество имеет повременная печать. Одни издания работают на пользу церкви и государства, совершают работу созидания: другие, напротив, действуют во вред, совершают работу разрушения.

    В государствах безрелигиозных и даже протестантских, где нет общепризнанной истины, может быть и уместна полная свобода печати; как говорят, истина познается из столкновения мнений. Но православное государство, обладающее безусловною истиною, вряд ли имеет право (нравственное) допускать беспрепятственный соблазн «малых сих» (Матф. XVIII, 6).

    Вопрос о свободе печати принадлежит к числу важнейших и труднейших. Есть невыгоды и в запрещении распространять известные идеи: запрещенный плод сладок: кроме того, многие идеи теряют свою зловредность, будучи печатно опровергнуты.

    Мы думаем однако, что наша государственная власть вступила на правильный путь к разрешению этого вопроса, по крайней мере относительно провинциальных изданий. Из частных газет право выхода безпредварительной цензуры дано пока только «Киевлянину» и харьковскому «Южному Краю»; которые уже показали, что работают на пользу церкви и государства. Такую меру было бы полезно распространить и на столичные издания, по крайней мере на самые дешевые и общедоступные (т.е. в настоящее время запретить или подчинить цензуре дешевые газеты и журналы, распространяющие идеи, вредные для церкви и государства).

    Указанные мероприятия относительно провинциальных изданий могут найти себе основание в вышеприведенном образе действий Моисея: не должно возбранять говорить людям, которые одного духа с православною церковью.

    Сказанное о свободе печати может быть применено и к свободе устного слова.

    Полную свободу следовало бы допустить для открытия путем печати всяких злоупотреблений и несправедливостей, для чего необходимо издать более целесообразные, нежели существующие в настоящее время, законы о клевете и диффамации. Никакой сан не должен спасать от обнаружения злоупотреблений и беззаконий. Правда не боится света.

    Для того, чтобы царь мог проводить всюду справедливость, спасать всех обиженных и угнетенных (Притч. XXXI, 8, 9), он должен быть поставлен в возможность знать правду о всем, происходящем в стране.

    «Слава царей — исследовать дело» (Притч. XXV, 2).

    «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (там же XXIX, 12).

    «Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (там же XVI, 13).

    Для того, чтобы царю не приходилось слушать ложных речей, для того, чтобы до него могли доходить вести о всяких несправедливостях и притеснениях, — для этого, кроме свободы печати в обнаружении всяких беззаконий, должна быть допущена в самой широкой степени свобода жалоб и ходатайств непосредственно на имя царя со стороны всяких корпораций и обществ, а также и отдельных лиц, подобно тому, как это было, в Московской Руси.

    Третьею мерою для достижения той же цели, а вместе с тем и для уменьшения всяких беззаконий и несправедливостей, могло бы служить предоставление чиновникам возможности безбоязненно говорить правду; а для этого им должна быть дана большая независимость от произвола своих начальников. Чиновники должны сознавать себя действительно слугами царя (а следовательно и Бога), а не рабами своих начальников, которые в настоящее время могут уволить их даже без объяснения причин увольнения.

    Ни для кого не тайна, что теперь, благодаря такой зависимости, главная забота чиновников состоит не в том, чтобы сделать дело как следует, а в том, чтобы угодить начальству. А низшее начальство более всего жаждет доложить высшему, что все обстоит благополучно. Так оно обыкновенно и делается, хотя часто дело идет далеко не так, как бы следовало. Благодаря подобным порядкам, дело Божие и государево часто терпит большой ущерб, и до высших властей, а, следовательно, чрез них и до государя нередко доходят неверные сведения.

    С большим удовлетворением можем отметить, что указанные нами меры к расширению свободы в России частью уже осуществлены, частью находятся на пути к осуществлению. Растет число православных обществ и учреждений; увеличивается свобода печати, работающей на пользу церкви и государству; расширяется постепенно свобода ходатайств; частью приняты, частью предположены меры для обращения чиновников в действительных слуг Бога и Царя.

    Мы коснулись только некоторых сторон вопроса. Полная разработка вопроса о развитии свободы в православном государстве принадлежит будущей практике нашей верховной власти, вступившей со времени великого Царя-Миротворца на древние, проложенные пути истинного самодержавия.

    Так как исполнение воли Божией есть самая истинная и совершенная свобода, то в государстве, самодержавным правителем которого является истинный помазанник Божий, может и должна существовать самая полная свобода в делании добра.

    Об авторе

    Александр Аполлонович Сапожников родился в 1860 году в Холмском уезде Псковской губернии в дворянской семье (дворянство выслужил беспорочной службой его отец).

    Еще будучи в гимназии, он потерял, по его признанию, веру и приобрел ее заново уже в зрелом возрасте, обстоятельно изучив Священное Писание.

    Внешне жизнь А.А. Сапожникова шла размеренно. Он был преподавателем математики в Ейском реальном училище Кавказского учебного округа, в Бакинском реальном училище и, наконец, в Кутаисской гимназии. Вероятно, в Кутаиси А.А. Сапожников начал преподавать математику и в местной духовной семинарии основательно изучил богословие и вернулся к вере. За время службы в учебных заведениях он дослужился до чина статского советника.

    Свои апологетические исследования он начал печатать в журнале «Странник». «В Российской Империи частный интерес создавал очень интересные, как сейчас бы назвали, проекты, в том числе и в области духовной журналистики. Одним из наиболее ярких периодических изданий был журнал «Странник», объединявший на своих страницах разных христианских писателей», - отмечает современный исследователь русского консерватизма Михаил Смолин.

    В 1908 году А. А. Сапожников возвращается на свою малую родину, до 1916 года занимает должность председателя Земской управы Холмского уезда Псковской губернии.

    Параллельно с земской деятельностью А.А. Сапожников считал своим долгом вести христианскую проповедь. Он издавал журнал «Правда» и печатался в газетах «Голос Порядка» и «Холмитянин», опубликовал несколько брошюр.

    О последних годах его жизни ничего неизвестно. Вероятно, погиб в революционном лихолетье. monarhist.info

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — zaimka.ru

    Просмотров: 39 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году