• Посм., ещё видео
Михаил Хасьминский - кризисный психолог с собственным опытом излечения от рака и опытом работы онкопсихологом в онкологической больнице.
Это бестактное заявление для горюющего. Он еще не оплакал, не пережил настоящую потерю. В это время его не интересуют перспективы, он пока не сможет на данный момент видеть того будущего, о котором ему говорят, а лишь переживает боль настоящей потери.
Неправильная установка горюющему, которая не дает отреагировать эмоциями, а понуждает их спрятать. Формирует для горюющих образ Бога как наказывающего и жестокого. Самоизоляция горюющего (не желая расстраивать) приводит к негативным последствиям, непониманию, отсутствию поддержки и сочувствия.
Отсутствие проявлений чувств и эмоций крайне тяжело может сказаться на психоэмоциональном, соматическом и духовном состоянии горюющего, а также на течении кризиса. Обычно запрет на горе происходит из-за «сочувствующих», которых травмируют эмоции и переживания горюющего.
«Плохо, конечно, но время лечит».
Банальная и пустая фраза для горюющего. Горюющий ощущает острую боль и переживает потерю. В это время он не выстраивает планы на будущее, не верит, что со временем ощущения изменятся. Время воспринимается как остановленное. Лечит душу Бог, молитва, добрые дела, дела милосердия и милостыни, а не время.
Эти пожелания не являются соболезнованиями, они ориентированы в будущее, которое в состоянии острого горевания человек все равно пока не видит. Горюющий может воспринять пожелания как подталкивание к выходу из этапа горевания, что он просто не может сделать в этот момент.
Если даже горюющий признает правоту этого утверждения, то боль от потери для него часто не становится легче. Он все равно переживает чувство утраты остро и болезненно. Кроме того, в некоторых случаях это может спровоцировать у горюющего обиду на умершего – «Да, ему сейчас хорошо, а мне плохо». Такие мысли в последующем могут стать источником иррационального чувства вины у горюющего.
Такие слова не могут уменьшить боль человека от потери. Не может служить утешением то, что могло быть еще хуже, последствия тяжелее, а потерять можно было бы больше. Невозможно утешить погорельца тем, что у него дом сгорел, но машина осталась, а больного тем, что у него обнаружили диабет, но не в самой опасной форме. Так же мать не заменит умершего отца, а второй ребенок не сможет заменить первого.
Да, некоторым людям святые говорили, что смерть их ребенка была во благо, так как в будущем ребенок стал бы бандитом или убийцей. Но это было сказано конкретному человеку, это не общее правило.
Соболезнующий пытается сравнить горюющего с тем, «кому еще хуже». При этом он рассчитывает на то, что горюющий от этого сравнения поймет, что его потеря не самая страшная, что бывает еще тяжелее, таким образом у него уменьшится боль от потери. Если всем вокруг еще хуже, то это не улучшает, а наоборот, ухудшает состояние человека. Горюющий человек не может сравнить свою боль с болью других.
При выражении соболезнования нельзя говорить и упоминать о том, что смерть можно было предотвратить каким-либо образом. Это ошибка, которая появляется от желания найти «виноватого», «крайнего» в смерти.
У скорбящего такие утверждения могут вызвать дополнительное иррациональное чувство вины, но не утешение.
Такие утверждения (справедливые или несправедливые), возлагающие вину на кого-то третьего и осуждающие его, не являются соболезнованиями. Назначение виноватого, его наказание, солидарность в недобрых чувствах к горюющему не могут смягчить боль потери, вернуть жертву к жизни. Утверждение может ввести скорбящего в состояние сильной агрессии. Но агрессия может изменить цель и направиться на себя, окружающих и пр. Виноват Бог – «Бог дал, Бог и взял», «Бог забирает лучших», «все в руках Божиих». Соболезнование, которое может перекладывать «вину» за смерть человека на Бога. Невоцерковленного человека в острой стадии обычно это не только не утешает, но и может вызывать агрессию на Него.
Такое утешение подойдет только глубоко верующему человеку, живущему духовной жизнью и имеющему доверие к Богу.
Если ребенку сказать, что Бог забирает лучших, он начнет плохо себя вести, чтобы не быть лучшим, а взрослые не смогут понять такую перемену в его поведении.
Виноват умерший – «Это произошло за его грехи», «ты же знаешь, он пил много», «он же был наркоманом, а они всегда так умирают».
Это не соболезнование, а назначение «виновным» умершего за его поведение, неправильные поступки, образ жизни и пр. Эти попытки неэтичны, а напоминание горюющему о недостатках человека, который умер, делает потерю еще более трагичной, развивает в горюющем чувство вины, причиняет дополнительную боль.
Осуждающий человек, который так выражает «соболезнование», ставит себя в роль судьи (вместо Бога), который не только знает причину, но и имеет право осуждать умершего, связывая определенные причины со следствием.
В таких случаях лучше ограничиться словами «Я могу только догадываться, как тебе плохо», «Я вижу, как ты скорбишь».
Помочь это может тогда, когда горюющий близок, слова искренни, а желание помочь велико.
Для человека, который находится в остром горе, чаще всего призывы неэффективны и вызывают непонимание и раздражение, а также воспринимаются как насилие. Когда человек находится в глубоких переживаниях и страданиях, призывы наделяют обязательствами и определяют действия, убеждая горюющего в том, что его не понимают.
1. Соболезнование можно выражать поступками и словами – в устной или письменной форме. 2. Соболезнование не должно быть формальным ритуалом или пустыми словами, за которыми нет тепла, искреннего сочувствия и работы души. Если нет искреннего сочувствия, лучше вообще не приходить с соболезнованиями. Часто горюющие люди рассказывают, что все внутренние силы, которые надо было пустить на преодоление горя, они потратили на то, чтобы не «убить» соболезнующего. 3. Не следует искусственно сдерживать себя в проявлении добрых чувств к горюющему и в выражении теплых слов к умершему. Часто люди считают, что надо сдерживать себя, не проявлять истинных чувств, даже если действительно любили умершего. Дают себе установку – «не плачь», «не будь тряпкой», «будь как кремень». Человек, который переживает острое горе, находится во власти сильных чувств. Попытки говорить очень правильные слова, апеллировать к логике в большинстве случаев не будут иметь результата. Это происходит потому, что в данный момент горюющий не может логически рассуждать. Если с горюющим разговаривать, не затрагивая его чувств, то это не будет иметь результата. 4. Соболезнование можно выразить так, как подсказывает вам сердце – от избытка чувств говорят уста. 5. Выражением сочувствия и скорби может быть прикосновение, пожимание и поглаживание рук. Можно обнять, поплакать рядом с горюющим, прикоснуться к горюющему. Но нельзя применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки). Иногда соболезнующие, причастные к горю, могут потерять контроль над собой. Несмотря на сильные чувства и эмоции, необходимо сохранять контроль над собой в поведении со скорбящим. 6. Слова без дел часто кажутся мертвыми, формальными. Дела подкрепляют слова и придают соболезнованию вес и искренность. Дела облегчают жизнь горюющему, а также позволяют соболезнующему сделать доброе дело.
2. Соболезнование не должно быть формальным ритуалом или пустыми словами, за которыми нет тепла, искреннего сочувствия и работы души. Если нет искреннего сочувствия, лучше вообще не приходить с соболезнованиями.
Часто горюющие люди рассказывают, что все внутренние силы, которые надо было пустить на преодоление горя, они потратили на то, чтобы не «убить» соболезнующего.
3. Не следует искусственно сдерживать себя в проявлении добрых чувств к горюющему и в выражении теплых слов к умершему.
Часто люди считают, что надо сдерживать себя, не проявлять истинных чувств, даже если действительно любили умершего. Дают себе установку – «не плачь», «не будь тряпкой», «будь как кремень».
Человек, который переживает острое горе, находится во власти сильных чувств. Попытки говорить очень правильные слова, апеллировать к логике в большинстве случаев не будут иметь результата. Это происходит потому, что в данный момент горюющий не может логически рассуждать. Если с горюющим разговаривать, не затрагивая его чувств, то это не будет иметь результата.
4. Соболезнование можно выразить так, как подсказывает вам сердце – от избытка чувств говорят уста.
5. Выражением сочувствия и скорби может быть прикосновение, пожимание и поглаживание рук. Можно обнять, поплакать рядом с горюющим, прикоснуться к горюющему.
Но нельзя применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки). Иногда соболезнующие, причастные к горю, могут потерять контроль над собой. Несмотря на сильные чувства и эмоции, необходимо сохранять контроль над собой в поведении со скорбящим.
6. Слова без дел часто кажутся мертвыми, формальными. Дела подкрепляют слова и придают соболезнованию вес и искренность. Дела облегчают жизнь горюющему, а также позволяют соболезнующему сделать доброе дело.
«Пусть нам будет утешением, что он подарил столько любви и тепла. Будем молиться за него».
«Нет слов выразить вам скорбь. Она очень много значила в вашей и моей жизни. Никогда не забудем».
«Очень тяжело терять такого дорогого человека. Разделяю ваше горе. Чем я могу вам помочь? Всегда можете на меня рассчитывать».
«Очень жаль, примите мои соболезнования. Если я могу для вас что-то сделать, то буду очень рада. Хотелось бы предложить свою помощь. Я с радостью помогла бы вам…»
«К сожалению, в этом несовершенном мире такое приходится переживать. Он был светлым человеком, которого мы любили. Я не оставлю вас в вашем горе. В любую минуту можете на меня рассчитывать».
«Эта трагедия затронула всех, кто ее знал. Вам, конечно, сейчас тяжелее всех. Хочу вас заверить, что я никогда не оставлю вас. А ее никогда не забуду. Пожалуйста, давайте будем проходить этот путь вместе».
«К сожалению, я только теперь понял, какими недостойными были мои пререкания и ссоры с этим светлым и дорогим мне человеком. Простите меня! Скорблю вместе с вами». «Это огромная утрата. И страшная трагедия. Я молюсь и буду всегда молиться и за вас, и за него».
«Трудно выразить словами, сколько он сделал мне добра. Все наши разногласия – пыль. А то, что он сделал для меня, я пронесу через всю свою жизнь».
– Нужно подумать о своем отношении к умершему, вспомнить жизнь покойного и важнейшие моменты его жизни. – Вспомнить о том, чему он научил, то хорошее, что умерший сделал, чем помог и какие радости принес выражающему соболезнование. После этого будет гораздо легче подобрать необходимые, искренние слова для соболезнования. – Подумать о степени утраты и истории развития отношений тех людей, которым вы собираетесь выразить соболезнование. Попробовать ощутить их внутреннее состояние и часть их переживаний, пережить немного их чувств.
– Вспомнить о том, чему он научил, то хорошее, что умерший сделал, чем помог и какие радости принес выражающему соболезнование. После этого будет гораздо легче подобрать необходимые, искренние слова для соболезнования.
– Подумать о степени утраты и истории развития отношений тех людей, которым вы собираетесь выразить соболезнование. Попробовать ощутить их внутреннее состояние и часть их переживаний, пережить немного их чувств.
– Молиться за усопшего и горюющего (можно не только молиться самому, но и подавать записки в церкви). – Подкрепить соболезнование предложением посильной помощи (это совершенно не значит, что человек «откупается»). Можно предложить помощь по хозяйству, организации похорон и др. Не следует стесняться интересоваться, чем можно помочь горюющему.
– Подкрепить соболезнование предложением посильной помощи (это совершенно не значит, что человек «откупается»). Можно предложить помощь по хозяйству, организации похорон и др. Не следует стесняться интересоваться, чем можно помочь горюющему.
– Выражение соболезнования – это не только разделение скорби, но и обязательное примирение. Обычно уместно искренне кратко и тактично попросить прощения за то, в чем вы себя считаете виноватым перед умершим или лицом, которому приносите соболезнование. – Если у горюющего и умершего были тяжелые взаимоотношения, предательства, конфликты, то это не должно влиять на ваше отношение к горюющему. Нельзя знать степень раскаяния (в настоящем и будущем) этого человека или людей.
– Если у горюющего и умершего были тяжелые взаимоотношения, предательства, конфликты, то это не должно влиять на ваше отношение к горюющему. Нельзя знать степень раскаяния (в настоящем и будущем) этого человека или людей.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — www.pravmir.ru