• Посм., ещё видео
«Я сущий великий дьявол, потому что сделал то, чего искусство не могло сделать; и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола»…. Бенвенуто Челлини
О ранней карьере Челлини в Риме известно немного. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Известно, что Челлини в тот период создает ряд ценных произведений, в том числе серебряный ларец, декоративные подсвечники, вазу для епископа Саламанки. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. С 1529 по 1537 Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. К сожалению, ни одно из произведений Челлини того времени не дошло до наших дней. В то же время Челлини создает ряд медальонов, среди которых стоит отметить следующие: «Леда и Лебедь», «Геракл и лев», различные штампы и папскую чеканку.
Сложный характер и взрывной темперамент художника вновь становятся причиной появления у него многочисленных врагов, и спустя несколько лет он вынужден покинуть Францию и отправиться во Флоренцию. В 1554 году он получил дворянский титул. В 1558 году постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. А также в эти годы он начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.
Статуя Персея ознаменовала зенит карьеры Челлини как художника. Три года спустя, в 1557 году, скульптор был приговорен к четырем годам лишения свободы за драку. В тюрьме Бенвенуто пишет книги и продолжает работу над автобиографией. 13 февраля 1571 года великий мастер умер и был с почестями похоронен во Флоренции.
На его совести несколько убийств, за которые он понёс наказания, сидел в тюрьме, был в ссылке. Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо.
События 1530 года стали переломным моментом в истории Флоренции. Одиннадцатимесячная осада города, где к тому моменту уже три года существовала республика, привела к победе сил Папы Климента VII (Джулио Медичи) и императора Карла V Габсбурга. В результате у власти оказался Алессандро Медичи — первый правитель, носивший титул «великий герцог». За ним на престол взошёл Козимо I Медичи. Они старались всеми доступными способами доказать свою связь с родом Медичи (Козимо I был представителем его боковой ветви, а Алессандро — незаконнорождённым сыном папы Климента VII).
Заказав скульптуру «Персей» у мастера Челлини, Козимо I Медичи проявил себя как щедрый меценат и мудрый политик, ведь одним из важных способов утверждения легитимности власти и укрепления позиций, наряду с изгнанием политических противников и изменением порядков в городе, было создание художественных произведений, недвусмысленно демонстрировавших иерархию и распределение сил в новой Флоренции.
Для политики Медичи в области искусства главной задачей стал «перевод актуальных политических идей на визуальный язык образов», причём язык, одинаково понятный всем. Таким языком в Италии конца XVI века являлся язык античности, усвоенный ренессансной культурой и основанный на адаптации форм позднеримского времени и гуманистической риторики.
Исходя из многих суждений, сам Челлини довольно аполитичен. Он несколько раз пишет, что лучшая возможность для художника — трудиться у щедрого государя, который готов дать ему возможность самовыражения.
На это он мне ответил, что хотел бы от меня, как первую же работу, единственно Персея; это было то, чего он уже давно желал; и попросил меня, чтобы я ему сделал модельку...».
Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма.
Постамент украшен четырьмя небольшими скульптурами. Под каждой из них в картуши находится текст. Известно, что эти тексты пережили две редакции, а их авторство приписывается гуманисту и писателю Бенедетто Варки.
По четырём углам находятся головы козлов. И хотя в христианской символике козёл в большинстве случаев отрицательный персонаж, его размещение здесь оправдано тем, что знак козерога был использован в эмблеме Козимо I Медичи в память о военной победе, одержанной под влиянием этого созвездия. Девиз «Fidem fati virtue sequemur» («Я буду доблестно следовать предначертанному судьбой» - лат.) — намёк на веру Козимо Медичи в астрологию. Позже, в 1556-59 гг. в Зале Козимо I в палаццо Веккьо знак козерога появится в декоре красно-белого терракотового мозаичного пола, и потом станет частым атрибутом, связанным с герцогом. Другие декоративные элементы — кариатиды, отсылающие к типологии Артемиды Эфесской и гирлянды плодов, — связаны с темой плодородия и изобилия. Маскароны-черепа должны напоминать о крылатом выражении — vanitatum vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas — «Суета сует и вся суета». Лат.)
В мастерской случился пожар, и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». Во время самого ответственного момента отлива бронзы пришлось бросить в огонь всю оловянную утварь, которая была в доме. Блюда, чашки, тарелки, каковых было около 200, Челлини велел бросить в горн, чтобы бронза сделалась жидкой, и форма наполнилась. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь.
Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня… «за это время купили новую глиняную посуду, и все мы весело пообедали…».
В настоящее время искусствоведы считают Челлини одним из знаковых скульпторов эпохи Возрождения, а статуя «Персей с головой Медузы» занимает достойное место среди великих шедевров флорентийского искусства 16-го века.
Материал подготовила: Тамара Хачатрян
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — radiovan.fm