Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2024 » Май » 4 » • Слово воинам пред отправлением на поле брани •
10:02
• Слово воинам пред отправлением на поле брани •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Призыв к взаимопомощи
  • Слово воинам пред отправлением
  • Речь воинам
  • Томского отдела О.К.К.
  • Слово воинам-ратникам
  • О даровании помощи
  • Поучение
  • Дарование победы
  • Речь по поводу новой победы
  • Христолюбивые воины!
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Архипастырский призыв к взаимопомощи
    во время войны
    Архипастырское послание

    Смиренный Макарий, митрополит Московский и Коломенский, христолюбивым обитателям богоспасаемого града Москвы: мир от Господа и благословение да будет.

    Возлюбленные о Господе отцы, братие и чада! Именем Господа нашего Иисуса Христа, поставившего нас, недостойных, на пастырское для вас служение, вонмите гласу нашему и сопастырей наших, призывающих вас вспомнить и исполнить завет Господа нашего Иисуса Христа о любви: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин.15:12). Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Если мы друг друга будем угрызать, то где наша любовь? Если друг друга будем съедать, то где наше благочестие, которым славилась святая Русь? Вот вопли бедных людей восходят к небу, жалоба их на скудость хлеба, скудость всего необходимого для жизни.

    Много сложных причин такой скудости, вытекающих из нынешней небывалой, тяжелой, кровопролитной войны.

    Не хочется верить, чтобы среди нас нашлись такие бессердечные люди, забывшие Бога, которые в то время, когда наши братья, защищая нас, гибнут на поле брани, из своекорыстия скрывали бы необходимые припасы или употребляли бы незаконные способы, чтобы продавать все дорогой ценой, непосильной для бедных людей, извлекая тем личную пользу из общего тяжелого положения.

    Благочестивые люди, которых мы видим усердно молящимися в храмах и внимающими пастырской проповеди! Послушайтесь нашего пастырского призыва. Мы, хотя и недостойные, – преемники тех, кого Господь поставил пастырями и учителями и сказал: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк.10:16). Послушайте нас, помогите исправить неисправимое, предупредить могущие быть беспорядки. Помогите бедным людям, вашим согражданам и братьям о Христе. Не усугубляйте тяготы настоящего бранного времени, для бедного населения наиболее тягостного. А также и вы, сугубо отягчаемые и нуждой и дороговизной, безропотно перенесите постигшее страну испытание. Будем усматривать в этом посещение Божие, как огненное очищение наших греховных нечистот. Будем умилостивлять Господа благопокорностью Его святой воле, безропотным перенесением постигающих нас невзгод и лишений, как терпеливо переносят это наши воины на поле брани. Будем всячески охранять взаимный мир и единомыслие, терпя друг друга, как и Господь терпит нам; хотя и наказует, но не оставляет нас.

    Так поступая, мы привлечем на себя Божие благословение, а с ним и всякое благополучие.

    Слово воинам пред отправлением на поле брани

    Христос воскресе, христолюбивые воины!

    Вы идете на поле брани, чтобы победить врага или умереть за други своя. Вас призывает царь-отец; вас посылает мать родная – Русь; вас благословляет Святая Церковь. Идите с Богом на предлежащий вам подвиг бранный. Славно победить врага – но славно и положить душу свою за веру, за царя и за отечество. Первая слава – о победе – слава на земле; вторая слава – смерть за други своя – слава и на земле, и на небе. На земле почет победителям, как героям-богатырям, им слава по городам и селам, а на небе – слава вечная, среди мучеников и страдальцев, положивших души своя за Христа и за други своя: им слава среди ликов Небесных воинств.

    Кровь воина, пролитая на брани, – кровь мученическая. Воин, проливающий кровь свою на поле брани, приносит в жертву Богу кровь свою. Богу приятна святая жертва. Святая, невинная кровь вопиет к Богу, как Авелева кровь. Потщися же, православный воин, сохранить себя, свою кровь в чистоте и невинности, чтобы ее принял Бог как жертву приятную. Чистота души и тела спасала воина во время брани от угрожающей смерти.

    Воины! Вы идете на брань, облеченные в оружия, потребные для отражения и поражения врага. Это – оружия вещественные, разных названий, огнестрельные и холодные. Облекитесь и в иные оружия – духовные; они невидимы, но столь же необходимы, как и вещественные оружия. Таковыми оружиями для вас, воины, пусть будут вера, надежда и любовь.

    Великая сила заключается в вере. Верою вожди побеждали царства, избегали острия меча. Верою были крепки на войне. Верою прогоняли полки чужих. Верою пали стены иерихонские по семидневном обхождении их (Евр.11:30). Верою остановлено солнце и продолжен день для окончательной победы над врагом (Нав.10:13). Вера и горы сдвигает, и море укрощает. Вооружи себя, православный воин, крепкой верой в Бога, сильного в бранях.

    Родная сестра веры – надежда. И она сильна, как вера. Надейтесь, что Бог, бывший нам всегда прибежищем и силою в скорбях и затруднениях, сколь бы велики они ни были, не оставит нас и теперь, в эту годину испытания, посланную на землю русскую чрез врагов коварных и нечестивых. С крестом в руках священника, с надеждою в душе, с распущенными знаменами да с громогласной музыкой Суворов взял Измаильскую крепость, как сам говорит этот великий и благочестивый полководец. Возьми же, воин, с собой такую надежду.

    Облекитесь и в третье оружие духовное – любовь: любовь к Богу и Спасителю, любовь к царю-батюшке, любовь к родине святой, чтобы положить за них душу свою. Не эта ли любовь горит теперь в ваших сердцах, воины? Не она ли влечет вас теперь на поле брани как на пир? Ибо славно и сладостно умереть за Христа и Святую Церковь, за царя – отца родимого и за мать – святую родину. Хорошо умереть за товарища на войне, чтобы не выдать его врагу злочестивому. Нет добродетели больше любви и нет больше той любви, как та, чтобы положить душу свою за други своя (Ин.15:13).

    Еще укажем вам, воины, на некоторые оружия, которые вы также возьмите с собой. Это – крест да молитва. Великая сила в кресте. Сам Христос Господь показал некогда царю Константину и воинству его крест на небе, составившийся из звезд, а под ним подпись: «Сим победиши». Так и было. Царь Константин победил нечестивого Максенция при помощи креста, хотя войска у него было мало, а у врага его – много. Крест – в бранех победа.

    Велика сила и молитвы. История повествует, что когда во время похода римскому воинству предстояла смерть от жажды, то один полк, состоявший из христиан, преклонил колена с молитвой к Богу, и внезапно появилось облако и дало столь обильный дождь, что все воины утолили жажду свою, спаслись от смерти и прославили Бога христианского.

    Присовокупите ко всему этому еще некоторые оружия, для тела необременительные, но для успеха в войне важные. Это – храбрость, терпеливость, готовность идти, куда пошлют, хотя бы в огонь или в воду. Будьте храбры, как львы, в бою с врагом вооруженным и кротки, как агнцы, к мирному жителю, к малому ребенку и к слабой женщине. Лежачего не бьют, – говорит старинная народная мудрость.

    Итак, идите с Богом на подвиг бранный, на подвиг великий; идите с верой, надеждой и любовью. Да будет с вами сила Честнаго и Животворящего Креста! На вас смотрит вся Россия. На вас возлагает надежды и о вас печется царь. За вас молится Святая Церковь.

    Дай Бог нам видеть вас возвратившимися с брани со славою. А кому Господь судит положить живот свой на брани, тому да дарует Он венец нетленный и Царство Небесное.

    С нами Бог, разумейте, язы́цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!

    Речь воинам, отправляющимся на место военных действий на Дальнем Востоке

    Наш русский архистратиг Суворов, этот ни разу не побежденный победитель и вождь своих чудо-богатырей, вопросил однажды своего сподвижника на поле брани: «Ты знаешь трех сестер?» – «Знаю», – был ответ. «Так, – поспешил предупредить его Суворов, – ты – русский: ты знаешь трех сестер: Веру, Надежду и Любовь. С ними слава и надежда, с ними Бог!»

    Этих трех суворовских сестер и вы, христолюбивые вожди и воины, возьмите теперь с собой.

    Возьмите с собой веру в ту истину, что ничто не совершается без Бога, что «с Богом хоть за море, а без Бога ни до порога».

    Не покидайте и сестру ее надежду – надежду на то, что Бог, всегда бывший нашим прибежищем и силой и помощником в скорбях (Пс.45:1), сколь велики бы они ни были, пребудет тем же прибежищем и силой с вами и теперь. Надейтесь на это и молитесь; молитесь и надейтесь, что «за Богом молитва, как и за царем служба, не пропадает». С надеждой сыны Израиля обходили семь дней семь раз стены Иерихона, и при обходе в последний раз при звуке труб стены пали (Нав.6:1–19). С крестом в руках священника, с распущенными знаменами и с громогласной музыкой Суворов взял Измаил, как сам после говорил об этом великий и благочестивый полководец.

    Третья сестра – любовь – ведет теперь вас туда, куда назначен вам путь.

    В лице вашем, вожди и воины, Россия шлет защитников братий-христиан, находящихся в скорби и бедствии в Китае и на границах наших на Дальнем Востоке. Шлет вас для того, чтобы вы охраняли достояние наше от вторжения иноплеменников, защищали беззащитных христиан, употребляя для этого все искусство вождей и всю храбрость воинов, и если понадобится, то положили бы и души своя за други своя.

    Пусть эта любовь сопутствует вам везде. Трудно и, может быть, очень трудно придется тебе, русский воин; может быть, смерть будет смотреть прямо на тебя, чтобы скосить тебя. Вспомни тогда царя-батюшку, Церковь Святую, вспомни своего отца, мать родную, вспомни народ православный, вспомни – и претерпи все, что ни случится с тобой, все до смерти претерпи – не бойся и смерти; скажи в себе: «С нами Бог – лягу за царя, за Русь!» И будет мир тебе в земле сырой, душе твоей покой и слава на Руси святой!

    Помните, вожди и воины, слово Христово: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).Нет смерти честнее смерти праведника, смерти мученика да смерти воина на поле брани, когда он умирает за веру, царя и отечество.

    А так как подвиг воинский есть подвиг мученический, то и готовиться к этому подвигу нужно так, как готовились мученики: постом, молитвой и покаянием, а не так, как готовятся некоторые из наших простых людей, пред вступлением на службу иногда предающиеся непристойному разгулу. Они уподобляются тем язычникам, которые, не имея упования, говорили: будем есть и пить, ибо завтра умрем (Ис.22:13). Вам, православным воинам, нет нужды предаваться таким мрачным мыслям и унынию: ваше будущее светло. Если останетесь живы-здоровы, чего да дарует вам Бог, то возвратитесь со славой; если придется положить душу свою за веру, царя и отечество, то получите светлый рай, Царство Небесное и вечную память. Не печальтесь, не тоскуйте по родине, как случается с некоторыми; молитесь о родных, и они за вас будут молиться; помните: за Богом молитва не пропадает. Пишите им, чтобы они знали, где вы, что с вами, и не горевали, не получая вестей от вас.

    Если придется вступать в брань, будьте храбры, помня, что храбрость города берет. Храбрый – впереди и жив, а труса и позади убивают, а если и жив останется, то ему ни чести, ни места нет.

    В битве с врагами будьте храбры, как львы, а с мирными жителями кротки, как агнцы. Помните изречение старых людей: лежащего не бьют. К беззащитным женщинам и слабым детям будьте человеколюбивы. Этим вы покажете превосходство народов христианских и благородство их обычаев, даже во время брани, пред народами, светом Христовым не просвещенными, и их зверскими обычаями, не имеющими щадить не только врага лежащего, но и слабой женщины и беззащитного ребенка.

    Итак, идите с верой, надеждой, любовью и мужеством на подвиг бранный. Да будет с вами непобедимая, непостижимая и Божественная сила Честного и Животворящего Креста Господня! Да будет над вами покров Пречистой Девы Богоматери, много раз спасавшей землю Русскую! О вас будет молиться Церковь, на вас будут обращены взоры всей России. И мы будем помнить вас и молиться за вас.

    Речь на молебне в кафедральном Троицком соборе по случаю отправления сестер милосердия Томского отдела Общества Красного Креста на место военных действий на Дальнем Востоке

    Боголюбивые сестры милосердия!

    Желание ваше отдать себя под защиту молитв Церкви есть выражение вашей надежды на помощь Божию, испрашиваемую молитвой. Эта надежда ваша, сопутствуемая верой в ту истину, что без Бога, без Его благодатной помощи не совершается никакое доброе дело, в настоящем случае служит споспешницей третьей добродетели – богоприятнейшей любви, которую вы уготовились принести как жертву на алтарь отечества. Ибо что другое, как не любовь, лежит в основе настоящего события в вашей жизни? Любовь первоначально подвигала вас отдать себя на служение страждущим и болеющим братиям; любовь, соединенная с послушанием, движет вас теперь на поле брани, чтобы там, вместе с другими, подобными вам, послужить страждущим, болящим и умирающим, послужить с готовностью положить и душу за други своя.

    На нас, служителях Слова, лежит долг сказать вам слово напутствия. Каким же словом будем напутствовать вас, служительницы Креста, кроме слова о кресте? Знамением служения вашего избран Красный Крест. Нужно ли объяснять вам, что крест вообще есть символ скорбей, лишений, страданий и даже смерти? Вероятно, вы знаете и то, что Красный Крест знаменует время брани, есть символ крови, знамение того, что носящие это знамя посвящают себя на служение тем, кто в бранном подвиге за веру, царя и отечество имеет пролить кровь, и что посвящающие себя на служение таковым готовы нести крест скорбей, лишений и страданий даже до пролития крови. Итак, великий подвиг приняли на себя вы, сестры милосердия, подвиг с готовностью пролить кровь свою, подвиг мученический.

    Дерзнет ли кто из вас подумать о себе, что может совершить столь великий подвиг своими силами, при помощи своих познаний, опытности, твердости воли и крепости телесных сил? Так могут думать о себе только самообольщенные. Если для Святейшего Божественного Подвигоположника в борении Его даже до пота кровавого нужен был укрепляющий Ангел с неба (Лк.22:43–44), то что сказать о нас, многонемощных и грешных! Итак, что же делать? Где искать вам, подвижницам Красного Креста, силы для совершения вашего многотрудного служения? Ищите и обрящете укрепление и утешение для себя в том же Кресте, под знамением которого вы поставляетесь. Помните надпись под крестом, виденным на небе царем Константином: «Сим победиши», и чрез крест дарована ему победа. Крест – воскрешение мертвых, крест – исцеление больных, крест – озарение мыслей, для уныния могила, крест – утешение печальных, крест – для умирающих надежда и успокоение.

    Служительницы Креста! Не стыдитесь этого спасительного для вас знамения, не уклоняйтесь от признания его вашим знамением; ради стыда человеческого не скрывайте его, чтобы и его силы не закрылись для вас, но смело, открыто и высоко держите его, как воин свое знамя, чтобы и крест поднял вас высоко пред всеми врагами вашего спасения, вашего высокого служения и вознес бы вас на высоту славы распятого на нем Господа славы. Учитесь все творить с крестным знамением, чтобы на всех делах и занятиях ваших пребывало Божие благословение и успех. Ваша вера, ваша надежда, ваша любовь, выражаемые крестным знамением, будут оживляющею силою и умиротворяющею не только для вас самих, но и для тех страдальцев, которые будут взирать на вас, когда вы, исполненные веры, надежды и любви, будете им служить во время их болезни, страданий и в минуты смерти, и сами они будут воодушевляться теми же мыслями и чувствами.

    Но чтобы крест Христов всегда был для вас, крестоносные сестры, силою спасающею, оживляющею и утешающею, потщитесь исполнить завет, оставленный Божественным Крестоносцем для всех, последующих Ему несением креста: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф.16:24). Вот первый завет Его – самоотвержение. Вам, служительницам Креста, нужно не только помнить, но и исполнять этот завет о самоотвержении, и прежде всего – отречением от себялюбия, чтобы всем сердцем возлюбить Господа и ради сей любви с любовью послужить меньшим братьям Его; отречением от самоугождения, чтобы всецело угождать Господу в лице начальствующих над вами и в лице меньших братий Христовых, которым вы должны будете служить. Помните, что вы берете на себя подвиг служить другим, а не себе требовать служения: вы будете приносить и подавать воду одним для питья, другим для омовения – не только лица и рук, но всякой грязи и нечистоты, накопившихся около ложа ваших больных. Вы должны будете бодрствовать, когда другие будут спать. Служение ваше сколько велико, столько и трудно, – но трудно не столько для немощи тела, сколько для самолюбия, для того, кто заранее не научился смирению и самоотвержению.

    Но да не смущается сердце ваше и не устрашается: сколько велик труд, столько близка будет помощь и велико будет и воздаяние.

    Помните, что с вами будет Тот, ради Которого вы посвящаете себя на дело такого служения.

    Помните, что к вам обращены будут благодарные сердца тех страдальцев, которым вы служить будете. О вас будут молитвы их жен, сестер и детей, когда они узнают о подвиге самоотвержения вашего ради ближних и дорогих сердцу их.

    О вас будет память и попечение той дружины, которая вместе с вами соединилась в одну семью под знамением Красного Креста.

    На вас будет обращен взор благоволения той, которая милостивейше восприяла на себя звание августейшей покровительницы Общества Красного Креста.

    О вас будет молитва Церкви и благословение ее.

    На вас будет смотреть теперь вся Россия.

    Вас будет зреть око Всевидящего, обращенное на кротких и молчаливых и трепещущих словес Его (Ис.66:2).

    Идите с миром в далекий путь на трудное дело!

    Да хранит всех вас всегда и во всем непобедимая и непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста!

    Слово воинам-ратникам, отправляющимся на Дальний Восток Христолюбивые ратники!

    Вы призываетесь на поле брани, где ожидает вас или слава победителей, или славная смерть за веру, царя и отечество. Славно возвратиться с поля брани победителем, но не менее славно и умереть на поле брани. Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других, кто кидается в воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет, кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени – тот, как герой, возбуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слезы умиления как к спасителю погибающих.

    Все эти доблести высокодобродетельны, все достохвальны.

    Но кто умирает на поле брани за веру, царя и отечество, тот удостаивается сугубой славы и здесь, на земле, и там, на небе. Здесь воздвигаются в честь победителей вечные памятники; здесь непрестанная молитва Церкви за воинов, на поле брани убиенных. А там, на небесах, им уготованы мученические венцы как страдальцам за веру, как положившим душу свою за други своя.

    Православный воин, умирающий на поле брани, умирает за веру. Умереть за веру – значит умереть, защищая святую веру от поругания врага нечестивого. А такое поругание могло бы случиться, если бы враг, одержав победу над православным воинством, предал осквернению святые храмы и стал вводить обычаи, противные святой вере. Как на пример такого поругания веры и порабощения христиан можно указать на те православные народы, которые находятся под властью мусульман. Тяжко быть православному народу под властью иноверных царей и правителей. Сохрани Бог наш православный народ от такого бедствия вовеки! Посему великая слава и благодарность воинам – защитникам веры православной!

    Воин, умирающий на поле брани, умирает за царя. Это значит, что он умирает для того, чтобы не только сохранить драгоценную жизнь царя, но и оградить его честь и достояние. Народ без царя – то же, что тело без головы, улей пчел без матки. Честь царя – честь народа; благо царя – благо народа. Царь – за всех, и все – за царя. Царь православный сугубо дорог для народа православного как охранитель и защитник веры православной, как охранитель веры своего народа. Итак, умереть за царя есть подвиг великий и святой.

    Наконец, воин, умирающий на поле брани, умирает за свое отечество. Это значит, что русский воин, идущий на поле брани, идет спасать свою семью, свое родное село, родной город, страну родную – Русь святую – от вторжения вражеского и от тех бедствий, которые могут постигнуть страну вследствие такового вторжения. Когда воин умирает на поле брани, он умирает за отца и мать, за братьев и сестер, за жену и за детей и за весь свой народ. Полагая жизнь свою за други своя, он исполняет самую главнейшую заповедь Христову о любви: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

    Итак, воины, идущие на поле брани, вы идете на великий, славный и святой подвиг. Вам слава на земле и воздаяние на небе.

    Для совершения предлежащего вам подвига вы облечены в подобающее воину оружие. Усердно учитесь владеть таковым оружием.

    Как пастырь Церкви, не могу не посоветовать вам взять с собой и иное оружие, предлагаемое Церковью чадам своим для борьбы с врагами спасения. Это оружие – крест и молитва. В них заключается духовная сила, могущественно действующая в борьбе не только с духовными врагами, но и с врагами, облеченными в тело.

    Крест есть оружие против диавола, оружие, которого он трепещет и трясется, не терпя взирати на силу его103; но в то же время крест есть в бранех победа (см. прим. 102).

    Царь Константин победил врага Максентия силою креста. Воин Неаний, нареченный Прокопием, память которого празднуется в настоящий день104, одержал многие победы над врагами силою креста, изображение которого он сделал по повелению Господа, явившегося ему в образе кристалловидного креста.

    Христолюбивые воины-ополченцы! Да напоминает вам об этом победоносном оружии тот крест, которым украшены ваши головы105 и которым вы отличены от прочих воинов.

    Столь же сильна, как крест, и молитва против всякого врага, невидимого и видимого. Нам случалось слышать от старых воинов, что они свое спасение на войне во время опасности обретали в молитве, читая псалом 90-й Живый в помощи Вышняго, где говорится между прочим, что кто живет под кровом Всевышнего, тот не убоится стрелы, летящей во дни, что около его будут падать тысячи, но к нему рана не приблизится (Пс.90:5, 7).

    Испытайте, воины, это оружие, и узнаете действенность его. Присовокупите к этому и еще некоторые оружия, для тела необременительные, но для борьбы с врагом сильные и для дела весьма полезные. Это добросовестное исполнение своих обязанностей, беспрекословное послушание и терпеливость. Исполняйте, воины, начальнические распоряжения по чистой совести, как Божии веления: идите туда, куда вас пошлют, – в огонь ли, в воду ли. Помните, что на войну – не на пир идти: много там нужды, труда, горя, опасностей, – все это переносите терпеливо, без ропота.

    Будьте бодры, не склоняйте долу голов ваших, как делают люди изнемогшие; не жалуйтесь на трудности, как дети; будьте мужественны, как богатыри. Будьте и храбры, как львы, в борьбе с вооруженным врагом, но кротки, как агнцы, к мирным жителям, к малым детям и слабым женщинам. Лежачего не бьют, говорит старая пословица.

    Итак, идите с Богом на подвиг бранный. С вами крестная сила; за вас молитва Церкви; на вас смотрит Россия; на вас возлагает надежды царь и печется о вас, как отец сердобольный. Дай Бог вам возвратиться со славою, как победителям! А кому судит Господь положить душу свою за веру, царя и отечество, тому да дарует Господь венец славы и светлое место в небесных селениях.

    Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс.32:22)!

    Поучение пред молебным пением о даровании помощи и победы христолюбивому воинству в настоящей войне с Японией

    Правительственная власть нашей отечественной Церкви в лице Святейшего Синода приглашает чад своих, православных христиан, от сего дня усилить моления о даровании помощи и победы нашему благочестивейшему государю императору и его христолюбивому воинству, подвизающемуся на поле брани в настоящую войну (с Японией), продолжающуюся уже семь месяцев.

    Мы сказали, что теперь требуется усилить моления наши, – это потому, что моления о даровании помощи Божией и об избавлении нас от врагов наших в храмах наших уже совершаются с того времени, как началась эта война. Но эти моления, включенные доселе в число молитв о других нуждах духовных и житейских, как можно предполагать, не всегда и не у всех возбуждали должное внимание, и потому у некоторых они не сопровождались тем усердием, какое нужно, чтобы молитва сделалась действенною, привлекающею на молящихся милость Божию.

    Когда началась война, мы, хорошо не зная нашего врага, считали ее делом легким, думали, что брань скоро кончится для нас благополучно и не потребует от нас многих жертв. Но теперь из ежедневных известий с поля брани нельзя не усмотреть, что наши вожди и воины имеют дело с врагом хитрым и подготовленным к войне и что эта брань день ото дня становится тяжелее и требует больших и больших жертв.

    Справедливо надеясь на храбрость воинов наших и искусство вождей, сначала мы готовы были думать, что сами справимся с врагами, не утруждая много Божие величие своим усиленным молением о даровании помощи. Но теперь, по ходу военных событий, нам приходится убедиться, что и ныне, как и в прежние времена, не на лук свой должно уповать, а на всесильную помощь Божию, что только там, где дарует Бог, лук сильных изнемогает и немощствующии препоясуются силою (1Цар.2:4). Мы сами уже не раз имели случай убеждаться в том, что в военное время даже при сильном вооружении, при мудрости вождей и храбрости воинства могут встречаться случайности непредвиденные, но весьма опасные, могущие привести и сильное воинство к весьма печальным последствиям. Предупредить и отвратить таковые опасности может только мудрость и сила Божия. Итак, мы убеждены, что нам нужна милость и помощь Божия. А сии милость и помощь испрашиваются усиленной молитвой.

    Сколь могучее действие оказывает молитва на ход военных событий, можно видеть из истории о войнах народа израильского, когда он находился под особенным водительством Божиим. Так, когда израильтяне сражались с амаликитянами, то Моисей, вождь израильский, стоя на вершине холма, молился о даровании победы Израилю. При этом было замечено, что когда Моисей молитвенно простирал руки свои к Богу, тогда побеждал Израиль, а когда он опускал свои руки, тогда побеждал Амалик. Поэтому Моисею понадобились, в лице Аарона и Ора, пособники, которые поддерживали его ослабевавшие руки, и таким образом враг Амалик был побежден (Исх.17:9–13).

    Возлюбленные братья! И наши вожди и воины нуждаются теперь в особенной помощи Божией: они переживают тяжелое время. Будем помогать им. Теперь, когда они, как герои, бьются с врагами, будем со всяким усердием простирать молитвенно не руки, а сердца наши, да пошлет Господь десницу Свою, благочестивейшего государя нашего, вождей и воинство его заступающую во всем.

    Будем молиться и о тех, кто на поле брани положил души свои за веру, царя и отечество, да простит им Господь согрешения их и в день праведного воздаяния воздаст им венцы нетления. Будем молиться за убиенных воинов, чтобы другие, призываемые и призванные на поле брани, могли бесстрашно встречать смерть, зная, что их не забудет Святая Церковь и родина святая, но будет молиться за них и что по молитвам их они не будут лишены воздаяния, обещанного Господом тем, кто полагает душу свою за други своя.

    Поучение, сказанное в церкви Енисейского полка в городе Ново-Николаевске (см. прим. 79)

    Христолюбивые воины!

    Мы переживаем смутные годы. Бывали на Руси лихолетья – но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно, а теперь не то. Тогда все были за царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против помазанника Его. Тогда все сословия – и народ, и воины – готовы были всем жертвовать за родину святую; тогда говорили: умрем за царя, за дом Богоматери, за веру православную. Теперь не то говорят некоторые, не того они хотят. В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков. Они подстрекают к раздроблению имущества богатых. Их желание – все перевернуть: чтобы голова стала внизу, а ноги вверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими; они хотят грабить и пировать, пока не расточится богатство и не настанет общей бедноты. Они хотят привлечь на свою сторону и наше, всегда христолюбивое и царелюбивое воинство. Разбрасывая и распространяя среди воинов свои подстрекательные письма, в подпольях печатаемые, они подговаривают воинов к мятежу. Они клевещут на богоучрежденную власть, выдумывают небылицы, чтобы возбудить в простых сердцах воинов недовольство своими начальниками, за недовольством – ропот, за ропотом – неповиновение и всякое расстройство. Неисправности отдельных лиц они относят ко всем, как будто все везде и всегда неисправны. Но ведь кто из вас не знает того, что и в малой семье бывает не без урода, тем более это может случиться в такой миллионной семье, какова русская армия. И на солнце, говорят, есть пятна, тем более это возможно среди людей, даже добрых и честных.

    И кто из вас может сказать о себе, что он во всем верен, всегда честен? Все грешны, все виновны друг перед другом, все нуждаемся в снисхождении и взаимном прощении. Будем же терпеть и прощать друг другу, чтобы самим получить прощение. Виновных же судят царь и поставленные от него судьи. А кому не дана власть судить, тот и не суди. Знаете ли, что за люди эти подкидывающие свои богохульные и клеветнические письма? Это – враги нашей родины, Церкви, это большею частью не русские люди, а если есть среди них и русские, то они только по имени русские, а по душе, по мыслям, намерениям своим они – враги нашего отечества, для них – чем хуже для нас, тем лучше и приятнее для них. Им хочется все перевернуть, все извратить. Некоторым из них хотелось даже и русское имя изгладить из народных летописей. Они и зло называют добром, порок считают добродетелью, ложь – истиной, безумие – истинною премудростью. Это люди нравственно больные. Чего ожидать от этих людей? Чем кончится все это? Мы, человеки, не ведаем этого. Это знает Тот, Кто положил в Своей власти времена и лета.

    Никто не может предсказать, чем должна кончиться эта борьба людей смуты и беспорядка с богоучрежденной властью как хранительницей мира и порядка. Считать ли это началом последней борьбы зла с добром или же думать, что это смутное время имеет значение временное, местное и кончится тем же, чем оканчивалось прежнее смутное время на Руси, то есть большим и большим распространением на русской земле добра, правды и знания, общественного благоустроения и теснейшего единения государства с Церковью?

    Во всяком случае, любители добра, истинные сыны Церкви, верноподданные богоизбранного и боговенчанного помазанника должны делать все, что требует от них их долг как христиан, как сынов Церкви, как верноподданных своего царя.

    И вы, христолюбивые воины, будьте верны своему званию. Помните, что вы прежде всего воины Царя Небесного; ведите себя так, как те христианские мученики, которые проливали кровь свою за Христа, поэтому именуются пресветлым мученическим воинством. Но вместе с тем вы – воины царя земного, помазанника Божия. Вы целовали крест, чтобы быть всегда верными ему, верными своему долгу, своей присяге. Вы – охрана земли русской, вы – слава русского народа. Не осрамите себя не только изменой, но и мыслями об этом. Не давайте и повода думать об вас что-либо дурное, а тем более подозревать в иудином христопредательстве. Ваше и наше знамя – вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Никому не отдавайте этого знамени. Будем все умирать за него. В чем да поможет нам Бог!

    Речь пред благодарственным молебном за дарование победы русскому воинству и за взятие городов Львова и Галича 23 августа 1914 года

    С нами Бог!

    Братья россияне! Слава Богу, даровавшему нашему христолюбивому воинству славную победу над супостатом, воюющим с нами неправедно! Нам дается знамение, что с нами Бог и что Он поборает по нас. Но смеем ли подумать, что мы приобрели эту победу только своими силами, мудростью вождей и храбростью воинов? Нет; скажем: не нам, не нам, Господи, но имени Твоему да будет прежде и более слава (Пс.113:9), а потом уже хвала и честь нашему христолюбивому воинству. Не за нашу праведность дарована нам радость о победе, но по милости Божией и за покаяние народа. Угрожавшие нам опасности от могущих быть неудач войны вызвали, как некогда в ниневитянах107, чувство покаяния и обращение к Богу во всех сословиях, от верху до низу. Прекратились раздоры, закрылись капища, где приносились народом жертвы богу пьянства. Что отдавалось прежде этому русскому Бахусу, теперь приносится на алтарь отечества. Народ стал прибегать с молитвами в храмы Божии. Повсюду видно отрезвление, благонравие, благочестие. Повсюду готовность жертвовать всем на раненых воинов, осиротелые их семейства. Не сие ли привлекло на нас милость Божию?

    Итак, скажем от искреннего сердца: слава Богу, Благодетелю нашему! Возвесели, Господи, силою Твоею благочестивейшего государя нашего Николая Александровича. Вечный покой вождям и воинам, положившим души свои за веру, царя и отечество, а христолюбивому победоносному всероссийскому воинству здравие, спасение, на врагов победу и одоление и многая лета.

    Речь по поводу новой победы над австро-венгерскими войсками в Галиции

    Еще милость Божия к нам! Еще победа, еще – слава Богу, помогающему нам и союзникам нашим. Будем радоваться и благодарить Бога – но будем и опасаться самонадеянности и кичливости. Эти невидимые враги для успеха в настоящей брани, как и во всяком деле, не менее опасны, как и видимые. Нам дана победа по милости Божией, при геройской стойкости нашего воинства и мудрости вождей, но враг еще не сломлен, а только ослаблен. Еще много предстоит труда, опасностей и жертв. Будем готовы ко всему, пока не дарует Господь полной победы. Пораженный зверь, но не убитый нередко бывает свирепее и опаснее, чем тогда, когда рана не коснулась его. Раненный, он нападает на противника с отчаянной храбростью. Значит, победителю не следует снимать с себя оружия, но быть готовым к более упорной битве.

    Итак, принося благодарение Господу за дарованные победы, будем готовы к дальнейшей, быть может, упорнейшей борьбе. Не престанем молитвенно воздевать руки к Богу, прося помощи Его, как делал некогда Моисей при борьбе евреев с амаликитянами (Исх.17:9–11). Будем помогать воюющим братьям нашим всем, чем можем; будем продолжать наше покаяние в грехах неверия, пьянства, разврата, детоубийства и других общественных пороков.

    На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся до конца.

    Слово воинам

    Христолюбивые воины!

    Вы были на поле брани для защиты отечества. Вас призывал туда царь – отец земли русской. Вас посылала туда мать – земля родная. Вас благословила на это дело мать – Церковь Святая.

    Когда вы вели брань с врагом, когда терпели нужду, свойственную военному времени, тогда все они – и царь, и народ, и Церковь – были с вами духом, молились за вас, страдали с вами и помогали вам, сколько возможно было.

    Теперь вы возвращаетесь домой.

    Возвращайтесь же благополучно и тихо-мирно, чтобы о вас возрадовался царь, чтобы вас с честью встретило родное село, родная семья, чтобы благословила ваше возвращение Святая Церковь.

    Будьте терпеливы до конца. Терпели вы много – потерпите и еще немного.

    Со страхом и молитвой ехали вы вперед – честно и богобоязненно возвращайтесь домой.

    Всем понятны ваши желания, чтобы как можно скорее и беспрепятственнее проехать ваш длинный обратный путь. Сего желает и правительство и принимает все зависящие от него меры к тому, чтобы ваше возвращение совершилось скоро и благополучно.

    Но не всегда возможно бывает исполнить то, чего хотелось бы.

    Вы сами знаете, сколь много времени потребовалось для того, чтобы перевезти войска на поле брани. Та же медлительность неизбежна и теперь. Эту медлительность усугубляет та смута, какую допустил Бог за грехи наши на многострадальную родину.

    Таковую медлительность стали увеличивать теперь и сами воины. Повсюду стали слышаться жалобы на то, что некоторые воинские части на возвратном пути стали нарушать военную дисциплину, препятствуют железнодорожным служащим соблюдать порядок, установленный для железного пути, и вследствие этого стало происходить не только замедление, но и остановка в движении поездов.

    Есть слухи еще прискорбнее. Говорят, что многие воины предаются буйству, упиваются вином, теряют разум и в пьяном безумии своем совершают преступления. Они оскорбляют своих начальников, оскорбляют железнодорожных служителей и начальствующих, а некоторые доходят до того, что выходят из повиновения поставленным от царя начальникам и, изменяя данной Богу присяге, дерзают сообщаться с мятежниками, буйствуют и бунтуют; захватив в руки не дарованное им, учреждают свое самочинное управление.

    Православные воины! Одумайтесь, что вы делаете? Побойтесь Бога; пожалейте сердечного царя-батюшку, страдальца за святую родину и печальника за всех вас.

    Постыдитесь, воины, добрых людей, которые молились за вас Богу и благословляли вас на добрый подвиг с врагами родины.

    А вы что сделали? Начавши добром, хотите кончить злом своей родине. Вы стали входить в союз с врагами порядка, установленного богоучрежденною властью; вы сообщаетесь с мятежниками.

    Подумайте, воины, с какими глазами вы явитесь в родное село, если доедете до него? Что скажут вам ваши сельчане, ваши знакомые, ваши родные? Не отвернутся ли они от вас за то, что вы вошли в союз с мятежниками? Пожалейте, братья-воины, мать – родину святую. Тяжело теперь ей, сердечной. Не чужие враги, а дети родные восстали на нее, терзают одежду ее, терзают и тело ее. А вы, воины, дети ее, вместо того чтобы защитить ее, как мать вашу, пристаете к лиходеям ее и помогаете им терзать и раздирать ее.

    Христолюбивые воины! Опомнитесь. Побойтесь Бога. Вспомните свой смертный час. Вспомните Страшный Суд. Возвратитесь к порядку, к долгу службы. Вспомните о присяге вашей на верность царю: ведь изменнику присяги добра не будет. Не будет вам добра, если не отстанете от мятежников: погибнете с ними.

    Ведь против вас будет больше, чем за вас, если пойдете против царской власти и народа.

    Ведь весь православный народ на стороне царя православного, а не на стороне мятежников, которые обольщают вас.

    Отстаньте от мятежников. Не бойтесь их, хотя бы они грозили вам смертью. Это будет смерть честная, смерть за верность царю, смерть за долг службы, смерть за веру православную, за родину святую.

    А изменникам да будет вечный стыд и срам. Вспомните, воины христолюбивые, добрых русских людей, которые умирали за царя.

    Теперь буря и гроза на Руси, как бывали в старину лихолетья.

    Если бы вам пришлось пострадать за царя, за Русь, то вспомните те слова песни, которые вложил певец в уста Сусанина, когда этот добрый крестьянин умирал за царя:

    Страха не страшусь,
    Смерти не боюсь!
    Лягу за Царя, за Русь!
    Мир в земле сырой,
    Честь в стране родной,
    Слава мне в Руси святой!106
    Итак, будьте верны вашему долгу, и будет на вас Божие благословение и честь в земле родной.

    Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — azbyka.ru

    Просмотров: 73 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году