Аркадий Рылов
Праздник на воде
Праздник на воде (1930-1939). Автор - Рылов Аркадий Александрович (1870-1939).
На картине - первый день Великорецкого крестного хода, главного праздника Вятского края. Аркадий Рылов писал картину по воспоминаниям детства и старым фотографиям; картина осталась незавершенной, тем не менее имеет документальный характер.
Выше указана дата создания полотна - 1930-1939 гг., однако запечатленные на картине облик города и праздник относятся к концу ХIХ века. Праздник в Вятке удивительным образом напоминает старинный Венецианский праздник Ла-Сенса ("Обручение Венеции с морем"), широко известный по картинам XVIII века (Каналетто, Гварди).
В день Вознесения корабль дожа (галера Бучинторо) в сопровождении множества лодок выходил в Венецианскую лагуну, затем дож бросал в море кольцо.
Утром 21 мая (ст. ст.) в городе Вятке чудотворная Великорецкая икона св.Николая торжественно выносилась из Кафедрального собора; под несмолкаемый звон колоколов процессия двигалась к речной пристани. Здесь для иконы была приготовлена специальная украшенная позолотой и бархатом ладья.
В середине ладьи стоял большой резной балдахин, под которым помещалось духовенство с иконой. Управляли ладьей гребцы и кормчий в красных рубахах и старинных голландских шляпах.
Ладья медленно двигалась по реке Вятке к другому берегу в сопровождении множества лодок и парусников. Все вятчане, имевшие лодку, считали в этот день своим долгом "проводить" икону. Если позволял уровень воды, ладья плыла до села Макарьевского (напротив города Вятки), здесь икону выносили на берег и затем в течении трех дней несли в село Великорецкое - место ее явления. В начале ХХ века икону стали перевозить через реку Вятку на пароходе.
На высоком берегу - панорама города. Слева - Троицкий кафедральный собор, затем группа церквей, справа - Александровский сад с береговой ротондой. Внизу, у реки - легко узнаваемая по шпилю главная контора Вятско-Волжского речного пароходства.
Картина хранится в Вятском художественном музее им.В. и А. Васенцовых.
Описание проводов Великорецкой иконы в воспоминаниях Аркадия Рылова - читайте здесь. http://tornado-84.livejournal.com/36522.html
Сравните:
Праздник в Венеции на картине Франческо Гварди.
Вятка. Проводы Великорецкой иконы св.Николая. Фото нач.ХХ века.
Александр Фищев
Первомай
Вятка. Первомай (1924-1925). Автор - Фищев Александр Владимирович (1875-1968).
На картине - первомайская манифестация на Советской площади (бывшей Соборной) города Вятки. Слева вдали - гостиный двор, в центре - Воскресенский собор (снесен в 1935 г.), за ним правее - бывшая контора фирмы наследников купца Александрова. Справа вблизи - памятник Степану Халтурину - первый революционный монумент в Вятке, открытый в 1923 году.
Точка, откуда смотрит художник - окно на втором этаже здания губкома (бывшей духовной консистории). Возможно, картина написана по фотографии.
Судя по фигурам справа за памятником, картина не завершена.
Художник работал скорее всего по заказу некоего учреждения (губкома, Вятсовета, музея), но полотно осталось невостребованным.
Большая картина (ширина более метра) хранилась в доме художника и позднее использовалась в качестве двери. Передана наследниками в дар Вятскому художественному музею им. В.и А. Васнецовых.
Вятка. Митинг на Советской площади. 1927 год. Открытка губ. комитета МОПР.
Сравните работу Фищева с картиной на подобную тему другого художника:
Кустодиев. Первомайский парад. Петроград. Марсово поле. 1920 год.
Александр Владимирович Фищев (1875-1968) родился в деревне Богородской (вблизи села Кумены) Вятского уезда в бедной крестьянской семье. В юности поступил послушником в Филейский Александро-Невский монастырь, где был учеником иконописца Суворова.
С 1894 г. жил в Вятке, учился у художника Черногорова. Окончил Казанскую художественную школу (1907), Императорскую Академию художеств (1914), где учился у Павла Чистякова и Василия Савинского, Археологический институт (1915).
В 1917 году перебрался в родное село Кумены. В 1922-1925 гг. жил в Вятке, преподавал в педагогическом институте и худ.-промышленном техникуме. По болезни сына вынужден был покинуть Вятку и перебраться в уездный город Малмыж.
Оставшись почти без заказов, писал в основном копии известных картин и портреты вождей для советских учреждений. В 1936-39 гг. работал в художественных мастерских в Ленинграде, затем вернулся в Малмыж.
В 1949-51 гг. создал настенные росписи и иконы иконостаса в Богоявленском соборе Малмыжа. Позднее персональные выставки художника прошли в Малмыже, Кирове, Казани, Саратове, Днепропетровске. Написал книгу воспоминаний (издана в 1985 г. Волго-Вятским книжным издательством, г.Горький).
Петр Вершигоров
Огни города Кирова
На картине - летний вечер, сумерки после заката. На поляне пасутся лошади. Резвый жеребенок убежал к берегу. Там же, у воды, светит красный навигационный фонарь. Вблизи - старые сосны Заречного парка. На реке Вятке видна нитка понтонного моста.
За рекой на высоком берегу - город в вечерних огнях. У пристани дым пароходов. В центре на холме - дома в начале улицы Коммуны. Правее виден силуэт старой Федоровской церкви, снесенной в 1962 году. Дальше, за Луковицким оврагом - трубы и цеха заводов и градирня ТЭЦ-1.
"Огни города Кирова" (1957 г.). Автор - Вершигоров Петр Саввович (1925-1998).
Несмотря на романтический характер, картина имеет документальную ценность.
Полотно хранится в Вятском художественном музее им. В. и А. Васнецовых.
Панорамы города Кирова того же времени - на фотографиях Б.К. Лысова:
От улицы Р. Люксебург до ул.Профсоюзной.
Заводской район за Луковицким оврагом.
Вершигоров Петр Саввович (1925-1998) родился в деревне Сухотинские хутора (ныне Тульская обл.) в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Московское художественное училище (1950) и Московский художественный институт им.Сурикова (1956).
В городе Кирове жил с 1956 года. Председатель Кировского отделения Союза художников (1970-1976), заслуженный художник России (1974), депутат Кировского областного совета (1963-65, 1973-77). Преподавал в Кировском художественном училище. Большой мастер пейзажа.
Портрет П.Вершигорова (1985 г.) Автор - И.Широкова.
Александр Люстрицкий
Улица Ленина
На рисунке - улица Ленина на север от перекрестка с улицей Горбачева. Слева высится громада жилого дома, построенного в 1939 году для областного управления НКВД. Справа, на другой стороне улицы - старинная строчная (сплошная) застройка ХIХ века. Вдали - Центральная гостиница (1937).
Оба полукруглых высотных здания построены одним архитектором - И.А. Чарушиным, который трудился в Вятке с 1894 года. Сочетание двух близких по облику зданий в перспективе улицы создает интересный визуальный эффект, который и отражен на рисунке.
Праздничный или выходной летний день. На тротуарах - множество пешеходов. На дороге - легковые автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, велосипеды. Художник собрал на одном рисунке все виды транспорта, исключив только гужевой. Кроме того, в небе над городом нарисована целая эскадрилья бипланов.
Судя по старым фотографиям, такого оживленного автомобильного движения на улицах города в те годы не было. То есть мы видим идеализированную картинку, впрочем только в одной детали. В остальном рисунок документален. На деревянном столбе - старый фонарь уличного освещения и радиорупор с квадратным раструбом.
Улица Ленина (1939 г.). Автор - Люстрицкий Александр Евгеньевич (1910-1974).
На самом деле автомобильное движение на улице Ленина в 1939 году было таким.
Люстрицкий Александр Евгеньевич (1910-1974) родился в селе Мостовое Сарапульского уезда Вятской губернии в семье дьякона. Художник Вятского музея революции (1930-1932), главный художник Вятского объединения музеев (1931), член Вятского филиала АХРРа (1931), член товарищества "Художник" (1934), член Союза художников СССР (1937).
Участник Великой Отечественной войны. Занимался оформительской деятельностью, работал в области промышленной и книжной графики, создавал плакаты.
Ведущая тема творчества Люстрицкого - городской пейзаж. Акварели и рисунки, запечатлевшие перспективы улиц, городские окраины, новостройки Кирова - это исторические документы, так как многое из того, что на них изображено, ныне уже не существует.
Галина Гладышева
Город Киров в годы войны
На картине - улица Ленина, вниз на юг от перекрестка с улицей Коммуны. Ясный морозный день, из печных труб валит дым. По бокам дороги - большие сугробы. Снег сверкает. Но зимнее солнце не поднимается высоко, западная сторона улицы в тени.
На тротуарах много пешеходов (в тыловом Кирове почти не было автомобилей). Люди укутаны в пальто и полушубки с поднятыми воротниками. По мостовой идет воинская часть. Взметая снег гусеницами движется самоходная артиллерийская установка.
Самоходки производил завод №38. Завод №38 НКВ СССР имел в своем составе два предприятия: Кировский машиностроительный им.1 мая и Коломенский паровозостроительный завод (эвакуированный в Киров в начале войны).
Испытания готовых машин проходили на окраинах города, затем они своим ходом двигались к железнодорожной станции, где их грузили на платформы и отправляли на фронт. Картина хорошо отражает суровую атмосферу военного времени.
Город Киров в годы войны (1943 г.). Автор - Г.Гладышева.
Самоходка в городе Кирове. 1942 год.
Владимир Усатов
"Президент в Вятке" и "Сталин в Вятке"
На картине мы видим президента Дмитрия Медведева - во время его визита в город Киров в 2009 году. Губернатор Никита Белых преподносит дорогому гостю богатые подарки: чудовищного размера нововятские лыжи и огромного дымковского индюка.
Чтобы в Кремле кроме царь-пушки были еще царь-лыжи и царь-индюк. Справа - генерал (видимо начальник ФСО). Все здесь чрезвычайно счастливы - президент, губернатор, генерал. Даже индюк сияет от счастья, даже лыжи радостно сверкают (наверно оттого, что их дарят столь высокой персоне):
Президент в Вятке. 2009
Картина вполне достоверна. Детали большого значения не имеют, главное - это сюжет. Вот фотография посещения Дмитрием Медведевым Кировского художественного музея, здесь тоже - непритворные свет и радость на лицах:
Я не сильно совру, если скажу, что самая известная картина Владимира Усатова - это "Ссыльный Сталин в Вятке".
История этой картины такова. На одной из старых открыток города Вятки - с видом губернской земской больницы - попали в кадр трое каких-то обывателей, выходящих из больничных ворот. Кто-то из наших современников, рассматривая открытку, предположил, что один из персонажей - это молодой Иосиф Джугашвили, который как известно по пути в вологодскую ссылку оказался в Вятке на больничной койке.
Кому именно в голову пришла столь светлая мысль - об этом история умалчивает. Карточка слишком мала, чтобы рассмотреть лица. Разглядывали пристально, через увеличительное стекло. Это добавляло азарта. Дальше анекдот как говорится пошел в массы.
Владимир Усатов решил использовать этот анекдот в качестве сюжета для картины. Под кистью художника воображаемый Сталин с открытки превратился в настоящего Сталина - с трубкой в зубах и с бутылкой кагора в руке. В отличие от "Сталина" с почтовой карточки, который где-то там вдалеке,
Сталин на картине - на первом плане, он хитро улыбается зрителю через густые черные усы. Не узнать его невозможно: художник словно вырезал ножницами большую голову с другого портрета и приклеил ее к маленькому телу с кривыми ножками.
Нос Сталина слегка покраснел от принятого внутрь кагора. Его ведут двое солдат с винтовками на плечах. Конвоиры тоже улыбаются, видимо и они изрядно хватили вина.
Рядом с больницей откуда-то выросло здание с вывеской "ТрактирЪ". Можно подумать, что все трое по пути из больницы зашли в этот "ТрактирЪ" и выпили горячительных напитков - "на посошок". А теперь следуют к городской тюрьме, откуда молодой революционер Джугашвили продолжит свое турне в Сольвычегодск:
Ссыльный Сталин в Вятке. 2009
Надо однако заметить, что вся интрига в этой истории пропадает, если вспомнить, что настоящий И.В. Джугашвили лечился в Вятской губернской земской больнице в феврале 1909 года. А на открытке - деревья с густой листвой, да и в целом совершенно летний вид.
Вернемся однако к городским пейзажам. Картины Владимира Усатова очень хороши, они яркие и красочные. Вот мост через реку Вятку в вечернее время, художник здесь - импрессионист:
Вечер в Вятке. 2008
Усатов Владимир Георгиевич родился в 1964 году в поселке Дубровка Белохолуницкого района Кировской области. Окончил Кировское художественное училище (1992). Преподавал в школе искусств в Дубровке (1992-1999). В 1999 году переехал в город Киров. Член Творческого союза художников России (2002).
Прогулка. 2010
Фотографии картин - Вятский культурный журнал "Бинокль"
Николай Ендальцев
Картины Николая Ендальцева мало кого оставляют в равнодушии. Смех или возмущение - вот обычная реакция зрителей. "Так нельзя рисовать!" Не спешите строго судить. Присмотритесь внимательнее к его работам - это наша жизнь, наш город, это мы.
Летний вечер на Театральной площади. Здания сталинской архитектуры и старомодные наряды танцующей публики. У пожилого мужчины слева - лицо столь серьезное, словно он не вальсирует, а рубит дрова. Пожилые дамы ярко накрашены.
Многим дамам не хватило кавалеров, но и они упоенно танцуют. Справа в толпе - пьяный мужчина в полосатой рубахе что-то кричит, подняв руки. Внизу - безмятежно валяющаяся на теплом асфальте собака, ее все аккуратно обходят.
Центральный рынок - чрево города. Грузные от зимней одежды фигуры покупателей. Пальто, шубы, телогрейки. Покупатели толпятся вокруг мясных рядов, разглядывая горы красной вырезки. Вдали справа на прилавке царит огромная свиная голова.
С яркой суетой внизу контрастирует громадное пустое пространство под потолком. Здесь покой и умиротворение: серо-розовая стена, мощные железные фермы и льющийся из окна белый свет:
Двор Трифонова монастыря. Справа стена Успенского собора, слева колокольня-времянка. Место святое и чудеса здесь обыденны: священник с кропилом в руке подлетает к колокольне. Лишь один мужчина у собора смотрит на верх колокольни, прочие заняты своими делами. Некто слева увлеченно играет с собакой.
Двое покупают свечи у окошка лавки. Второй священник кропит старушек святой водой в позе со знаменитой скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Справа - рыбак с удочкой, видимо заглянувший в монастырь за благословением на удачную рыбалку. На небольшом пятачке - множество действующих лиц, это напоминает иконы или старинные гравюры:
Серый зимний день, панорама Театральной площади. Позади словно застывшие булыжники - Дворец Советов и два дома-близнеца по бокам. Перспектива художником специально нарушена - дома теснятся.
Покрытый инеем памятник Ленину почти сливается со снежными истуканами. На горке слева - громадная ледяная баба верхом на тройке, справа - круглая языческая харя. Вдали справа гуляют два ледяных динозавра.
Посреди этих причудливых декораций царит неистовое новогоднее веселье. Десятки человек катятся с горок - сидя, лежа, в обнимку друг с другом. Тут же поперек ледяных дорожек едут сани.
В центре на ближнем плане - три самых заметных персонажа. Голый мужчина в одних трусах и кепке. За ним катится пара: мужчина в белой куртке обнял подругу в короткой шубе. Женщина задрала ноги, из-под шубы сверкают толстые ляжки в белых рейтузах.
Ендальцев Николай Кузьмич родился в 1948 в деревне Ошеть Марийской АССР. Учился в Пензенском и Йошкар-Олинском художественных училищах (1971-1975). В Йошкар-Оле работал оформителем. В 1987 году переехал в город Киров. До 1992 года преподавал в детской художественной школе.
Член Союза художников России с 1993 года. Персональные выставки - в Кирове, Москве (ЦДХ), коллективная в Гамбурге (1993). Несколько картин художника приобретены Третьяковской галереей ("Танцы на Хлебной площади", "Художник и модель", "Академическая дача").
Фотографии картин - Соц-арт Николая и Анастасии Ендальцевых - Музеи и выставки Кирова - Афиша Киров на Newsler.ru, Вятский культурный журнал Бинокль.
Виктор Попов
Виктор Юрьевич Попов (1948-2008) родился в г. Кирове. Учился в Чебоксарском художественном училище и Кировском училище искусств (1964-1969). Председатель правления вятского отделения Союза художников (1996-2005), заслуженный художник России (1999), заслуженный деятель искусств (2007). Мастер пейзажа, портрета.
Изучение архивных материалов, работа в музеях, встречи с краеведами привели художника к созданию исторических полотен на темы из прошлого Вятского края.
1
Торг перед Спасской башней Хлыновского кремля, 1683-1690 гг.
На картине - деревянный кремль Хлынова. В центре - Спасская башня. На ее вышке висит набатный колокол. Ворота под башней и мост через ров ведут к торговой площади, где теснятся ряды маленьких лавок.
Слева кремлевская стена уходит к крутому берегу реки Вятки, там видна еще одна высокая башня - Богоявленская. В кремле (слева за Спасской башней) белеет первый каменный собор Хлынова - Троицкий с приделом Николая Чудотворца.
При написании картины Виктор Попов часто консультировался с краеведом Анатолием Тинским. Каждая деталь была выверена художником по старинным описям хлыновского кремля, в его архиве хранится множество подготовительных рисунков. Эффект "присутствия" на картине усиливается точкой, откуда смотрит художник - с колокольни одной из церквей на торговой площади.
2
Успенский собор Свято-Трифонова монастыря, середина ХVII века.
Осенние сумерки, свинцовое небо. В центре - деревянный собор с шатровыми главами. Стены и купола храмов освещены выглянувшим на минуту сквозь тучи солнцем. На переднем плане - ограда с воротами, мостик через ручей. Перед воротами - трое монахов. Вдали, на высокой горе - стены и башни кремля и белый собор.
Многоглавый храм в центре картины - первый Успенский собор Трифонова монастыря, построенный тщанием преподобного Трифона. Храм состоял из шести приделов, каждый из которых был увенчан высоким шатром.
В старинном описании собор назван "сооруженьем мирским всех Вятцких пяти городов", то есть Хлынова, Слободского, Шестакова, Орлова и Котельнича. Каждый город жертвовал на строительство своего придела, и пять приделов вокруг главного - это символ единения Вятской земли.
3
Свято-Трифонов монастырь на Вятке. Конец ХVII века.
На картине - вид Трифонова монастыря со стороны реки (с востока). Успенский собор и Никольская церковь уже отстроены в камне, прочие церкви и монастырская ограда с башнями - еще деревянные. Ярко светятся золоченые кресты на куполах.
Весенняя вода реки поднялась почти к самым монастырским стенам. У пристани теснится множество лодок с товарами.
4
Начало века. Старая Вятка.
На холсте - панорама старинного центра города с колокольни Александро-Невского собора (этот вид известен по нескольким фотографиям 1900-1910-х гг.). Зимний день, в небе нависают темные тучи. По контрасту с серым небом - белый снег и разноцветные дома.
Внизу - рыночная площадь с лавками. От нее уходит прямой линией улица Казанская. Вдали на высоком холме - вятский кремль.
5
Проводы иконы Николая Чудотворца на реку Великую в Вятке.
Незавершенная картина Аркадия Рылова "Праздник на воде", посвященная проводам Великорецкой иконы, стала основой для эпического полотна Виктора Попова.
Яркий весенний день. По небу бегут облака, на реке высокие волны. За рекой - город на холме. Склоны холма усеяны народом. По реке движется ладья с чудотворной иконой. Вслед за ней плывет множество лодок и пароход с паломниками.
Завершить описание картины я хотел бы отрывком из поэмы Петра Дрягина "Великорецкий крестный ход" (1901)
Время желанное уж приближается,
Близок и час провожанья икон:
Быстро на площадь народ собирается,
Мерно гудит колоколенный звон.
Вот выступает на паперть соборную
Крестный, в главе с архипастырем, ход:
Вмиг оживил он всю массу народную -
Крестится, молится русский народ.
Масса хоругвей, одежды священные
Стройно идущих служителей в ряд,
Ризы на ликах святых позлащенные
Солнцем облитые - словно горят.
Движется тихо процессия людная,
Вот и на берег спустилась она.
Там у помоста давно лодка чудная
Для переправы икон подана.
Тронулась лодка... И образ Святителя
Поплыл тихонько в назначенный путь...
Замерло сердце у вятского жителя,
Слезы разлуки теснят его грудь.
Долго еще он со брега высокого
В путь провожал его взором своим,
И под влиянием чувства глубокого
Долго прощался молитвенно с ним.
Он уж далёко! И вятские жители
Все разошлись по домам отдохнуть,
А чудодейственный образ Святителя
Ночью и днем совершать будет путь.
Так путешествуя к месту явления
Он посетит много сел, деревень.
Там же, на месте - его с умилением
Встретят любовно в назначенный день...