• Посм., ещё видео
Сразу заметим, что целомудрие безбрачных далеко не всегда бывает от христианской добродетели, и это связано с причиной, почему человек не имеет половых отношений.
Так, к праведным причинам относятся случаи, когда человек сознательно дает обет целомудрия ради посвящения себя Богу и сохранения чистоты.
Но если человек решает остаться безбрачным, сохраняя девственность по каким-то другим причинам, не связанным с Богом и стремлением к телесной и душевной чистоте, или если девственность сохраняется невольно по каким-либо жизненным обстоятельствам (болезнь, одиночество, старость, гордость и др.), то это не является добродетелью христианского целомудрия.
Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О посте): «…целомудренный по необходимости не есть еще целомудренный, потому что стал таким по необходимости». Василий Великий (Толкование на пророка Исаию, на 1-ю главу): «Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов». Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.230): «…целомудрие в старости - не признак воздержания, но признак бессилия к распутству». Илия Екдик (Добротолюбие, т.3. §134): «Бесплодную блудницу нельзя назвать целомудренной потому только, что она не рождает». Также нехристианское воздержание от плотских отношений бывает от следования учениям различных языческих вер или еретизму. Бл. Августин (О граде Божием, ч.21, гл.20): «И индийские гимнософисты, которые в пустынях Индии предаются философским упражнениям нагими, суть граждане этого (земного) града, но они при этом воздерживаются от рождения детей. Воздержание это не есть благо, если оно происходит не по вере в высшее Благо, Которое есть Бог». Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков (гнушающихся браком) одинаково, а может быть у них и гораздо большее; но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас - участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ - общение с Женихом. Отчего же так, - за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю».
Василий Великий (Толкование на пророка Исаию, на 1-ю главу): «Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов».
Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.230): «…целомудрие в старости - не признак воздержания, но признак бессилия к распутству».
Илия Екдик (Добротолюбие, т.3. §134): «Бесплодную блудницу нельзя назвать целомудренной потому только, что она не рождает».
Также нехристианское воздержание от плотских отношений бывает от следования учениям различных языческих вер или еретизму.
Бл. Августин (О граде Божием, ч.21, гл.20): «И индийские гимнософисты, которые в пустынях Индии предаются философским упражнениям нагими, суть граждане этого (земного) града, но они при этом воздерживаются от рождения детей.
Воздержание это не есть благо, если оно происходит не по вере в высшее Благо, Которое есть Бог».
Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков (гнушающихся браком) одинаково, а может быть у них и гораздо большее; но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас - участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ - общение с Женихом.
Отчего же так, - за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю».
В Риме жены, хранящие беспрерывный огонь на жертвеннике Весты, обязаны оставаться девственницами под опасением жесточайшей смертной казни. В Эгии мечется жребий для посвящения девственницы Юноне. В Дельфах безумная Пифонская прорицательница не знает брака.
В Африке, посвящаемые Церере вдовы, становятся вдовами странным образом: они оставляют ложе живых своих мужей, и кладут на место свое других жен, а сами не только воздерживаются от плотского союза, но не позволяют себе даже обнимать и целовать собственных детей; потом, доколе служат Церере, остаются в сем состоянии притворного вдовства, не имея никаких утешений, доставляемых нам святою нашею религиею.
Вот что учредил диавол, и он находит людей, ему повинующихся. Ему хотелось бы привлечь к себе же и служителей Божиих под тем предлогом, что слуги его способны к величайшим жертвам. Он умеет губить людей и самыми их добродетелями. Для него все равно убивать души посредством ли похоти или посредством воздержания».
К нехристианскому целомудрию относятся и те случаи, когда люди не имеют склонности к телесному сладострастию, и они относятся к так называемым «скопцам по рождению», к тому же есть и евнухи.
Бл. Феофилакт (Толкование Ев. от Матфея, гл.19, 12): ««Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12).
Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. Есть скопцы от утробы матерней, то есть люди, которые по природному сложению не имеют влечения к совокуплению (с женами), но их целомудрие не приносит им пользы.
Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же сами себя ради царствия Божия суть не те, которые отрезывают у себя члены, ибо это преступно, но те, которые воздерживаются. Понимай и так: бывает скопец от природы, то есть, как выше сказано, по природному сложению не склонный к любострастию.
Оскопляемый от людей есть тот, кто удаляет от себя разжжение плотской похоти вследствие человеческого наставления».
Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «…никто не будет хвалить за девство евнухов, не вступающих в брак, … у них происходит (это) по необходимости естества».
К неправедному целомудрию относится и то, когда человек только внешне целомудренен, а внутри увлекается блудными мечтаниями, приводящими к разжжению плоти, которые могут заканчиваться рукоблудием.
Симеон Новый Богослов (Слова, сл.73): «Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и осквернится ими, считается блудником, хотя бы не видал никогда лица человеческого».
Нельзя не сказать и то, что искажение добродетели целомудрия может проявляться через две крайние страсти: или чрезмерное порабощение плотскому сладострастию, или гнушение половыми отношениями в браке по презрению к ним.
Григорий Нисский (О девстве, гл.7): «…целомудрие есть середина, и от него могут быть явные отклонения в ту и другую стороны, к порокам. Ибо кто по недостатку душевной твердости легко подчиняется страсти похоти, тот, не вступив на путь добродетельной и воздержной жизни, впадает в «страсти бесчестия» (Рим. 1, 26).
Кто же преступает границы того, что доступно целомудрию, и отдаляется от средины — добродетели, в другую сторону, тот, как в какую стремнину, впадает в учение бесовское (о гнусности брака)».
Василий Великий (Толкование на пророка Исаию, на 1-ю главу): «А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений».
Авва Херемон (Собеседование второе Иоанна Кассиана, гл.11): «…совершенство истинного целомудрия составляет то, что оно не только подавляет возбуждение плотской похоти, но и со всем ужасом отвращается, постоянно сохраняет ненарушимую свою чистоту».
Феофан Затворник (Толк. на посл. 2Тимоф, 1,7): «Обыкновенно под целомудрием разумеется чистота от всякой плотской скверны. Дух благодати, пришедши и воспринят быв сердцем, отрешает его от пристрастия ко всему чувственному и вкус к тому отбивает. Если же это водворяется в сердце, то какое место найдет при нем плотское вожделение?».
Бл. Феофилакт (Толкование Ев. от Матфея, гл.19, 12): «…«и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12). Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. …
Оскопляющий сам себя есть тот, кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решился на подвиг целомудрия. Таковой очень хорош, потому что он независимо от других, а сам произвольно вступает на путь к царствию небесному.
Желая же, чтоб мы добровольно подвизались в добродетели (девства), Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит». Таким образом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается».
Но при этом нельзя не сказать, что для христианской добродетели целомудрия необходима и милостивая помощь Божия.
Бл. Августин (Исповедь, кн.2, гл.7): «…кто из людей, творений немощных, может приписать самому себе целомудрие и невинность? Как обретет и сбережет он их без Твоего (Господи) милосердного попечительства?».
Бл. Августин (Исповедь, кн.8, гл.7): «Как жалка была юность моя! Даже тогда, когда я просил Тебя о целомудрии и воздержании, я говорил: "Дай, но только попозже".
Я боялся, вдруг ты услышишь меня и дашь прямо сейчас; я искал пресыщения страстями, а не их угасания».
Впрочем, если кто из вас самое малое из нашей беседы захочет сравнить с усердием нашего сердца, то в сравнении с долгом не найдет здесь недостатка, так как усердие наше восполнит то, чего недостает в словах.
Ведь и Бог, когда видит ничтожные жертвы бедняка и щедрые блага, принимает их с равною честью, а часто даже приношения бедняка ценит выше, потому что взирает не на сумму денег, а на усердие сердца.
Доказательством сказанного является рассказ о бедной вдовице, положившей две лепты в церковную сокровищницу: в очах Господа ее ничтожная жертва была гораздо ценнее, чем жертвы богачей, бросавших золото, так как Бог не нуждается в деньгах, но (ищет) искреннего и чистого сердца.
Вот и мы из глубины искреннего сердца, как бы в живые сокровищницы Божии, ввергая данное нам от Бога слово, заплатим вам долг слова.
Вот и Сусанна пусть выступит на этом всенародном зрелище, где и Бог, и ангелы, и мужи, и жены смотрят; пусть выступит и преподаст нам урок, как юнейшим из жен нужно за целомудрие бороться до смерти.
Конечно, эта блаженная Сусанна, будучи благородного происхождения, от младых ногтей пребывавшая в домашних покоях, прекрасная по красоте и усвоившая себе чистые нравы, когда красота ее юности расцвела, была обручена к сопряжению законного брака.
И именно соблюдая в непорочности тайну брака для своего мужа, она не обращала взора к беспорядочному созерцанию юношеской и чужой красоты; не открывала слуха для того, чтобы воспринимать благозвучие блудных песен, не расширяла ноздрей, уловляя ароматы, пропитывающие одежды юношей, никаким другим своим чувствам не давала воли, чтобы хранимое в сердце ее целомудрие, под влиянием могучих чар, не уклонилось к удовольствиям.
Ведь большая часть грехов у нас порождается чувствами души. Наша душа, как бы девица в каком-нибудь чертоге, спокойно пребывает в центре сердца, а за нею подобно служанкам ухаживают пять чувств. Какие чувства?
Зрение, вкус, обоняние, слух и осязание. И вот, если никакое чувство не портится и не заблуждается, то и душа сохраняет свою чистоту и невинность; если же случится, что зрение, оставшись без кормчего, уязвится видом юношеской красоты и сильный порыв страсти посредством глаз проникнет в сердце, тотчас душа, объятая бурею похоти, утопает во грехе, ее целомудрие терпит крушение со всеми его последствиями.
Подобное крушение испытал Давид и так изобразил его: «вошел во глубины морские, и буря потопила меня» (Пс.68:3). Подобным образом и слух, если поддастся чарам благозвучия, то, склонивши к ним мысль всецело, увлекшись блудными песнями, ниспровергает душу.
Вкус, объядением и многим вином располагаемый к пьянству и сладострастью, развращает душу. Обоняние, будучи связано излишними благовониями юношей, вместе с собою увлекает к падению и душу. Итак, душа, — подобно тому, как иная дева подпадает влиянию глупых служанок, — пленяется чувствами, предаваясь греху невоздержания.
А грех, овладевши всеми чувствами, подобно вору тайно проникает в тайники сердца, а затем, проникнув, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает. Но конечно та блаженная охраняла свои взоры, вид, походку, слух, взгляды, обоняние, вкус, осязание, и была в полном смысле, по словам премудрости, «Запертый сад.., заключенный колодезь» (Песн.4:12).
Страстью к ней воспылали двое из народных старейшин, «иже мняхуся управляти» (Дан.13:5). паствой, и каждый из них, снедаемый пламенем страсти, стыдился открыть другому тайный огонь сердца.
И вот однажды каждый из них тайно от другого пошел подсматривать за Сусанной; встретившись и испытавши друг друга, они признались друг другу на счет причины, по которой они пришли сюда; тогда, составивши союз на греховное дело, они старательно обсудили злой умысел и стали выжидать время, когда могли застигнуть Сусанну наедине.
Случилось, что в один день Сусанна по обычаю вышла в сад мужа, чтобы выкупаться по случаю жары; и когда она послала служанок, чтобы они принесли мыло, тотчас старцы кинулись к ней, схватили ее, как волки овцу, желая утолить огонь похоти, и Сусанна одна оказалась среди двух львов, никто не мог помочь ей, ни служанка, ни раба, ни ближний, ни друг, ни сосед, — если бы не наблюдал за этим свыше Бог, этот незримый Свидетель, который мог, конечно, в самом начале воспрепятствовать покушению старцев, но попустил быть борьбе, чтобы обнаружить скрытую добродетель и целомудрие Сусанны и разоблачить невоздержание старцев, а вместе с тем женам дать величайший урок в великом подвиге Сусанны.
Велика была битва, великое состязание предстояло Сусанне, большее, чем Иосифу. Ведь тот, будучи мужем, боролся с одною женщиною, а эта, будучи женою, имела противниками двух мужей. Великое это было зрелище и удивительное: женщина сражалась против двух мужчин, — но еще более замечательным покажется оно, если вы обратите внимание на то, где совершилось нападение: в саду, где и змей обольстил Еву.
Что же они говорят? Мы — старейшины народа, нам вверен закон, мы имеем власть вязать и решить. Здесь никто не увидит: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами.
Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих» (Дан.13:20—21).
И смотри, сколько затруднений окружало Сусанну: клевета в невоздержании, страх смерти, огласка на весь народ, ненависть мужа, ненависть родных, досада от домашних, и — одним словом — возмущение всего дома. Но ничто это не могло победить рассудка целомудренной: в ее сердце жила надежда на Бога. И она говорила, стеная: «тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших.
Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан.13:22—23). Увы, мне, кого я считала пастырями, в тех вижу волков; кого считала пристанью для обуреваемых, те причиняют мне кораблекрушение.
Не оскверняйте моего целомудрия, я не навлеку стыда на моих родителей, не обесчещу своего семейства, не огорчу своего мужа, не разрушу моего брака с ним нечестивой беседой с вами: я предпочту беззаконную смерть, беззаконному ложу.
Для меня муж существует не в соприкосновении только телесном, но и в расположении души, и черты моих родителей я всегда содержу в себе. Побойтесь Бога, видящего нас, постыдитесь ангелов присутствующих; подумайте, что вы делаете; вспомните закон, который вы читаете и который гласит: «Не пожелай жены ближняго твоего» (Втор.5:21).
Сказавши это, она закричала, призывая свидетелей их насилия, закричали вместе с нею и старцы; прибежали рабы Сусанны и служанки и видят с нею двух старцев. «И когда старейшины сказали слова свои на Сусанну, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было» (Дан.13:27).
Наутро было великое собрание: еще предстояло судебное состязание или победа о венке. Собрался весь народ — мужчины, женщины, дети; опять началось зрелище; внизу люди не знали, свидетелями чего они были, а на небе ангелы знали самое дело.
Пришли старцы, полные беззакония; призывают Сусанну, как те думали на позор и смерть, а как у праведного Судии было предрешено — в жизнь и славу вечную. И говорят они народу: «И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали. И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее» (Дан.13:29, 30).
И пришла Сусанна, как долженствовавшая умереть за целомудрие, стеная с великим горем и скорбя, не о том, что ей предстояло умереть, но о том, что оставляет опороченное имя родителям, о том, что предстояло оставить поношение роду, потому что у нее не было ни одного свидетеля того, что совершилось в саду.
Многие оплакивали ее, — друзья, знакомые, родители, соседи; муж был опечален; дом ее скорбел, и она сама была потрясена; мрачная, плачущая, скорбящая, в великом сокрушении сердца стояла она пред собранием. Зрелище было всеобщим — и Бог, и люди, и ангелы (принимали в нем участие).
Поднимаются два старца, эти волки в образе пастырей, возлагают на нее руки, и змей-клеветник говорит их устами. Что он говорит? «Когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил.
Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем. И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть» (Дан.13:36—41). И повели Сусанну на смерть, и никто не заступился за истину, никто не выступил свидетелем, кроме одного Бога.
Он попустил совершиться бывшему, чтобы обе стороны довели свое дело до конца, беззаконники свою злобу и клевету, а блаженная Сусанна свою твердость в целомудрии до смерти. Видишь, до каких пор Бог попускает? Он оставляет праведных в искушениях, испытывая подобно золоту в горниле, как поступил и с Авраамом.
Исаак был ведом на всесожжение, жертвенник был устроен, дрова уложены, а овцы нигде не было. Берет отец нож, а овцы нет; заносит руку для удара, и тогда только Бог гласом Своим останавливает его руку. Это я сказал, чтобы каждый из вас, когда впадает в искушения, хотя бы и близок уже был к смерти, не отчаивался в помощи Божией, но ожидал ее до конца.
Вот и Сусанну уже вели на смерть и ни откуда не было помощи. Когда она увидела, что помощь со стороны людей невозможна, она обращает свою мысль к свидетелю верному на небесах, к недремлющему Оку, и восклицает: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!
Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня»(Дан.13:42—43).
И услышал ее сказавший: «возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис.58:9). «И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила, и он закричал громким голосом: чист я от крови ее! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал?
Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали.
И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство. И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их. Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые те делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: «невинного и правого не умерщвляй». Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым.
Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам. Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое.
Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас.
Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная»(Дан.13:45—62).
И исполнилось сказанное Давидом от лица Сусанны: «прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня», т.е. беззаконные старцы; «а они напрасно искали (погибели) души моей — сойдут в преисподнюю земли», потому что ангел Божий с мечом в руках ожидает их, чтобы рассечь их; «преданы будут мечу, будут добычею лисицам.
Царь же возвеселится о Боге» — муж Сусанны; «прославится всякий, клянущийся Им», то есть, верующий Ему, «ибо заградились уста говорящих неправду», — неправедные уста беззаконных старцев (Пс.62:9—12).
Тогда горе родителей ее обратилась в радость; муж ликовал, прославляя Бога; родные радовались, соседи веселились, весь дом ее торжествовал, и — одним словом — всенародный был праздник и для Бога, и для ангелов, и для людей.
Видел ты в женском теле мужскую душу? Видел женское целомудрие, память которого с победой остается вечной? Эта женщина прославлена пред людьми, возвеличена пред ангелами, увенчана Богом; ей подражайте, жены, чтобы с нею и вы удостоились чести от Бога во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://www.rusfront.ru/