• Посм., ещё видео
Оказывается, согласно последним исследованиям, более половины сторонников оппозиционных партий готовы проголосовать на выборах за президент-чекиста. Правда, авторы сего научного исследования какие-то неубедительные – сотрудники некоего “Фонда развития гражданского общества”, руководителем которого, чисто случайно, оказался бывший глава внутриполитического управления путинской администрации Костин. Впрочем, электорат на это пикантное обстоятельство обращать внимания не должен.
Главный вывод псевдо-исследования – несмотря на все тяготы, лишения и происки врагов благодарный путинский электорат не только сохранился, но даже расширился. То есть население РФ становится беднее день ото дня, но при этом с каким-то изощренным самопожертвованием все больше любит главного виновника всего происходящего. При этом, однако, “исследователи” нехотя признают, что реже прочих деятельность Путина одобряют бюджетники с высшим образованием и предприниматели. Зато государственные и муниципальные служащие от него прямо-таки в восторге.
Мало того, “за” Путина, оказывается, рвется проголосовать почти вся так называемая “системная оппозиция”. Да и “несистемная” от нее не сильно отстает - в ее рядах, оказывается, большинство тоже “одобряет” путинскую деятельность и почти столько же допускает возможность за него проголосовать. В общем, куда ни плюнь - кругом одни путинские фанаты. А потому, делают вывод придворные социомеханики, в 2018-м Путина снова непременно “выберут” в президенты.
Между тем, не зависимые от Кремля эксперты сильно сомневаются в популярности президент-чекиста. Неожиданная демонстрация силы – как в Сирии, когда “вместо хлеба россияне всю зиму питались зрелищем полета ВКС и российских ракет”, если и сыграла определенную роль, то содержимое кошельков и холодильников все-таки оказалось важнее. И в прежние времена, когда цена на нефть была довольно высока, кремлевские деятели не сильно заботились об электорате. А сейчас резко сокращены расходы на образование, здравоохранение и соцобеспечение. Очевидно, что Путину здоровые и образованные люди не нужны, видимо, как раз потому, что на них положиться на выборах не получится. Сокращаются и расходы на поддержку регионов, значит образование, здравоохранение, дорожная сеть и т.д. там будут и дальше деградировать, а доходы граждан еще больше отставать от московских.
Путинская политика ведет к грабежу и, как следствие, банкротству регионов, а ее продолжение грозит в перспективе массовыми социальными протестами. Тем не менее, каждые несколько месяцев в массы вбрасываются однотипные результаты псевдо-опросов, которые должны внушать публике мысль, что Путина все любят, а кто не любит - тот не патриот, а то и вовсе вражеский агент.
Для этого, несмотря на все бюджетные дыры, создаются специальные щедро финансируемые “фонды”, которые в избытке снабжают заинтересованные структуры липовыми “статотчетами”. Ну и, разумеется, на руку им работает то обстоятельство, что настоящей легальной оппозиции в РФ не существует, а заручиться поддержкой тех актеров, которые за неумеренную плату играют роли “системных оппозиционеров”, в случае необходимости не составит никакого труда. А если не поможет социальный гипноз, то на выручку политтехнологам всегда придет созданная не так давно путинская личная гвардия.
Другими словами, в РФ стартовала очередная грабительская реформа. Минтруда выступило с целым пакетом инициатив, в которые входит поднятие тарифа страховых взносов, в том числе его двукратный рост для занятых на предприятиях с вредным производством. Учителей, медиков и творческих работников Минтруда предлагает лишить права на досрочную пенсию совсем. Самые негативные последствия реформы ударят по предпринимателям и самозанятым работникам. Им могут увеличить страховые взносы более чем в два раза. Главная цель всего этого - уменьшить бюджетный трансферт в Пенсионный фонд РФ. В цифрах уменьшение выглядит так: на 109,6 миллиардов рублей в 2017 году, на 180,3 миллиардов рублей в 2018 и на 343,8 миллиардов рублей в 2019-м. И все это цинично именуется “предложениями по совершенствованию пенсионной системы РФ”.
Параллельно “кремлевские” отказываются соблюдать требования действующего законодательства об индексации пенсии, размер которой должен быть не ниже уровня инфляции. По предложению Минфина, в бюджете Пенсионного фонда величина индексации пенсий и социальных выплат на ближайшую трехлетку предусматривается ниже уровня прогнозируемой инфляции – на 5,5%, 4,5% и 4% соответственно.
Между тем вопрос о размере индексации – ключевой в поддержании благосостояния пенсионеров, большинство которых относится к нуждающемуся и бедному слоям населения. Так, доходы почти 60% пенсионеров не превышают 1,4 набора прожиточной корзины. После уплаты коммунальных платежей и покупки жизненно необходимых лекарств на члена семьи пенсионера остается не более 4–5 тысяч рублей в месяц, или 2,5 доллара в день. Это уровень беднейших стран Африки. Даже в Греции, находящейся в глубочайшем кризисе, минимальный доход пенсионера превышает среднероссиянский в четыре раза.
По оценкам экспертов, за прошлый год реальные доходы пенсионеров уменьшились на 15%, реализация же бюджетной политики Минфина по занижению размера индексации пенсий приведет к снижению реального размера пенсии к 2019 году еще как минимум на 20%. В результате две трети пенсионеров будут получать пенсию, покупательная способность которой не превысит 1,1–1,2 набора потребительской корзины. Это отбросит РФ по данному показателю к уровню послевоенных 1950-х годов СССР.
В 80-х годах размер средней пенсии составлял около 55% от средней зарплаты, сегодня – только 35%. Доходы наиболее состоятельной части населения превышали средний размер пенсий максимально в 5 - 6 раз, а сегодня – в 1 тысячу и более раз. При этом в Минфине по-прежнему не обсуждается увеличение налогообложения доходов богатых, как это делается в подавляющем большинстве западных стран. Совокупный доход 800 сверхбогатых жителей Москвы составляет за год 702 миллиарда рублей, соответственно в день на каждого из них приходится 2 миллиона 383 тысяч рублей. При этом совокупная величина пенсии, выплаты на медпомощь и соцобслуживание пенсионеров в 2016 году составляет всего 14 тысяч рублей в месяц.
При этом повышение пенсионного возраста для чиновников – не более чем показуха. Во-первых, большинство из них и без того “трудится” на пригретом месте до глубокой старости, а, во-вторых, размер их пенсий несоизмеримо выше тех, что получает большинство граждан. Почему грабящая население номенклатура должна получать огромные пенсии, а все остальные граждане страны - нет, никем и никак не объясняется. В такой же привилегированной ситуации остается полиция, УФСИН, прокуратура, СК и, разумеется, ФСБ. Силовики за какие-то никому не понятные заслуги выходят на пенсию раньше всех, и ее размер значительно выше, чем у большинства жителей РФ. Так что “реформирование” пенсионной системы вновь ударит исключительно по простым и самым бедным гражданам.
При испытаниях ракеты Р-7 на межконтинентальную дальность местом падения головной части была выбрана Камчатка, поэтому соблюдение всех условий однозначно определяло положение стартового комплекса в Кзыл-Ординской области Казахской ССР. Плюсом местоположения Байконура является только его относительная близость к экватору, что при запуске космических аппаратов на околоземную орбиту в восточном направлении позволяет получить прирост скорости ракеты-носителя в 316 м/с. Для сравнения - этот показатель на экваторе равен 465 м/с.
Всего на Байконуре на момент распада СССР имелось 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, оставшихся после уничтожения шахтных пусковых установок баллистических ракет, стоявших на боевом дежурстве, и колоссальная наземная инфраструктура, обеспечивающая функционирование всего полигона. Суммарная стоимость Байконура в начале 90-х годов оценивалась в 50 млрд долларов.
Космодром Плесецк начинал свою историю в 1957 году как первый позиционный район боевого дежурства межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А, нацеленных на США. Главным требованием при выборе места их старта была близость к Америке, именно это и определило положение будущего космодрома в 180 км к югу от Архангельска. Таким образом, все три советских космодрома изначально, при выборе их местоположения, не рассматривались как будущие космодромы, а выросли из ракетных полигонов и не были оптимальны с точки зрения запуска космических аппаратов.
С распадом СССР главная космическая гавань оказалась за рубежом, на правах аренды. Без доступа к Байконуру РФ лишалась возможности запускать в космос не только человека, но и любую другую полезную нагрузку массой более 5-6 тонн. Об орбитальных станциях, космонавтах, геостационарных спутниках и дальнем космосе можно было смело забыть. Поэтому после “неожиданных” проблем с согласованием Казахстаном запусков с Байконура “Протонов” необходимость в новом космодроме на территории РФ стала очевидной.
Так как речь изначально шла о космодроме, а не о ракетном полигоне, то главным критерием при выборе его местоположения должна была стать географическая широта - желательно, чтобы новый космодром располагался как минимум не севернее Байконура. Территория с такой географической широтой имеется только на Дальнем Востоке, в Приморье. В итоге в начале “нулевых” годов появилась концепция создания на Дальнем Востоке космодрома Восточный, которая первоначально выглядела разумной. Планировалось, что новый космодром будет использовать только все самое новое и передовое - он с самого начала станет стартовой площадкой новой ракеты-носителя “Русь-М”, которая будет запускать в космос космонавтов на новом пилотируемом космическом корабле “Русь”.
Логичнее всего, исходя из обеспечения максимальной близости к экватору, был бы выбор места для нового космодрома на юге Приморского края, в районе Владивостока. Вторым местом, рассматривавшимся для размещения космодрома Восточный, был промышленно-портовый узел Советская Гавань на берегу Татарского пролива. Помимо наличия развитой городской и производственной инфраструктуры, выбор Советской Гавани, как и района Владивостока, позволял использовать серьезные производственные возможности российского Дальнего востока, в частности Хабаровска и в особенности Комсомольска-на-Амуре. Однако в итоге все прибрежные варианты размещения нового космодрома были отвергнуты, и 6 ноября 2007 года Путин подписал указ “О создании в Амурской области космодрома Восточный”.
Место под новый космодром было выбрано рядом с бесславно почившим космодромом Свободный, но при этом не только далеко от морских коммуникаций, но и от дальневосточных промышленных центров - ближайший, Благовещенск, расположен в 200 километрах. Амур тоже не может быть использован в качестве речной транспортной магистрали т.к. до него от Восточного по прямой более 100 километров.
Если бы Восточный все-таки был расположен на Тихоокеанском побережье, то при запуске в восточном направлении он бы имел очень широкий диапазон наклонения орбит выводимых космических аппаратов, определяемый азимутом пусков. Большинство отработанных ракетных ступеней падали бы в океан и для них не пришлось бы выделять специальные поля падения на суше. Несмотря на то что с Восточного возможны пуски на орбиты с диапазоном наклонений от 51° до 110°, для него предусмотрено всего несколько фиксированных базовых азимутов пусков, обеспечивающих вывод на орбиты с наклонениями 51,8°, 63°, 72°, 83° и 98°.
Такое фиксирование азимутов связано с необходимостью отчуждения новых территорий под районы падения отработанных фрагментов ракет-носителей на участке выведения. При этом нужно особо отметить, что районы падения Восточного накрывают области активной хозяйственной деятельности. В общей сложности Восточный потребует отведения под районы падения не менее 80 000 - 100 000 квадратных километров территории на землях Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Сахалинской области и Магаданской области.
Выбранное местоположение Восточного обладает еще двумя недостатками. Во-первых, велика опасность летных пожаров как при аварийных стартах, так и практически гарантированно в местах падения отработанных ступеней ракет-носителей. Во-вторых, из тайги практически невозможно эвакуировать остатки ракетных ступеней и аварийные космические аппараты, как это делается при пусках с Байконура. Есть еще один отрицательный фактор выбранного местоположения Восточного - он расположен всего в 100 километрах от границы с Китаем. В этом смысле местоположение нового космодрома как стратегического объекта, рассчитанного на далекую перспективу, является огромной геополитической ошибкой.
Первоначально предполагалось, что первый стартовый комплекс на новом космодроме будет введен в эксплуатацию к 2015 году, к этому времени как раз должна была быть создана новая ракета-носитель “Русь-М”. Однако 8 октября 2011 года руководитель Роскосмоса Поповкин сообщил о прекращении разработки ракеты-носителя “Русь-М”, при этом срок первого пуска с Восточного остался прежним - 2015 год. Так новый космодром фактически стал одной технической позицией с единственным стартовым комплексом старой ракеты. Он строился спешно, аврально, в постоянном сопровождении многочисленных скандалов, с массовой невыплатой зарплаты строителям и хищениями бюджетных средств. Срок первого пуска с Восточного до конца 2015 года выдержать не удалось из-за неготовности ряда объектов и систем космодрома.
21 марта 2016 года начались испытания ракеты-носителя на стартовом комплексе, определившие дату старта 27 апреля. Но в назначенный день запуск был отменен и перенесен на следующие сутки из-за неисправности в системе управления ракеты-носителя и был отложен на сутки. Отметим, что для первого запуска с нового космодрома, когда проходят финальное испытание все системы стартового комплекса и системы предстартовой подготовки, это нормальный случай. Главная задача систем безопасности - обеспечение сохранности ракеты и стартового комплекса в случае отмены пуска - была выполнена успешно.
Итак, 28 апреля 2016 года у РФ появился новый действующий космодром. С которого была запущена старая ракета. Что же дальше? А пока ничего. В нынешнем крайне усеченном виде космодром имеет ограниченные возможности по запуску только одного типа ракет, которые собираются на Волге, и поэтому их дешевле пускать с Байконура, чем с Восточного. Для расширения возможностей космодрома предстоит построить вторую и третью очереди и вложить в новые площадки еще сотни миллиардов рублей.
Место для стартового комплекса ракеты-носителя “Ангара-А5” еще только предстоит выбрать до конца текущего года, а сама ракета начнет летать в полную силу - если вообще начнет - не ранее первой половины 2020-х годов. Зато сегодня, после первого пуска, Восточный уже стал самым дорогим космодромом в мире, при этом фактически остался без работы - следующий запуск той же самой ракеты “Союз-2” может состояться не раньше 2018 года.
Как, например, организовано дело в фонде благосостояния, подобном и по размеру близком к россиянскому, но при этом куда более прозрачном? В конце 50-х годов 20 века на Аляске была открыта первая нефть, и вскоре выяснилось, что на севере полуострова есть огромное месторождение. С окончанием строительства трансаляскинского нефтепровода в 1977 году на Аляске начался настоящий нефтяной бум. К концу 80-х добыча нефти увеличилась в 10 раз, до 2 млн баррелей в сутки, что сопоставимо с некоторыми ближневосточными странами.
Еще до окончания строительства трубопровода власти штата озаботились проблемой: что будет дальше, после нефти? Ведь один бум, золотой, Аляска уже пережила. В 1976 году был создан APF “Аляскинский Постоянный Фонд”. В него начали поступать роялти и другие отчисления от разработки нефтяных месторождений. Спустя 4 года была образована специальная государственная корпорация APFC, которая начала заниматься инвестированием накопленных средств фонда.
Уже с 1982 года пошли выплаты дивидендов от инвестированных средств непосредственно жителям Аляски, прожившим там не менее года. Первый чек был на 1000 долларов. Затем цены на нефть упали – дивиденды снизились, затем вновь начали расти. Сумма их колеблется по итогам инвестирования за последние 5 лет и все меньше зависит от цен на нефть.
В 2015 году выплаты составили 2072 долларов в год. Для жителей Аляски, особенно ее сельских районов, это весьма существенная добавка к доходам. Фактически на Аляске на протяжении последних 30 лет реализуется идея “базового дохода” – выплат людям определенного уровня дохода независимо от их зарплаты, наличия работы и т.п. просто по факту проживания на определенной территории. В Швейцарии эта идея будет голосоваться на референдуме летом 2016 года, в ряде других европейских стран проводят или готовят эксперименты по ее внедрению.
Общий размер фонда APF сегодня – 53,9 млрд долларов. По данным на 2013 год 36% средств фонда были вложены в акции, 20% – в облигации, 12% – в недвижимость, 6% – в инвестпроекты. Причем все известно и подсчитано до цента. Например, по недвижимости указаны даже конкретные адреса объектов розничной торговли, резидентных или офисных зданий в других штатах, а также в Испании, Португалии и Великобритании. APF инвестирует в акции нескольких десятков стран, включая РФ. Сейчас он владеет акциями 34 компаний РФ, потратив на их покупку почти 130 млн долларов. В первой пятерке – “Лукойл”, “Газпром”, розничная сеть “Магнит”, Сбербанк и Mail.ru Group.
На фоне аляскинской открытости россиянские “суверенные фонды” выглядят убого. Два крупных фонда – Резервный и Фонд национального благосостояния – возникли в 2008 году как наследники Стабилизационного фонда, созданного в 2004-м. В эти фонды направлялись средства от налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин на нефть, нефтепродукты, а с 2008-го – и газ. За первые 4 года в Стабфонде было накоплено 157 млрд долларов на фоне бурного роста цен на нефть и большого профицита федерального бюджета. Примечательно, что это накопление проходило в те самые годы, когда под видом “монетизации льгот” были заметно урезаны социальные программы бюджета.
Как формируются доходы фондов? Это никогда не было автоматическим процессом. Каждый год правительство РФ принимает специальное решение, какую часть доходов отправить в фонды под названием “нефтегазового трансферта”. Сначала средства трансферта поступают в Резервный фонд, а когда он пополнится до 10% ВВП – в ФНБ. Как расходуются средства фондов? Резервный фонд создавался для покрытия дефицита бюджета в случае падения мировых цен на нефть и газ. ФНБ – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда.
А так как в него идет трансферт из федерального бюджета, это фактически финансирование его дефицита. Во время прошлого кризиса Резервный фонд сократился почти в 6 раз, затем цены на нефть выросли, и в бюджете образовался профицит. Это позволило дважды перечислить в него “трансферт”. С 2015 года Резервный фонд активно используется для покрытия дефицита федерального бюджета. За последние полтора года его величина упала с 90 до 50 млрд долларов, которые просто лежат в Центробанке.
ФНБ формально не используется. С момента принятия решения о первоочередном пополнении Резервного фонда средства ФНБ изменяются только вследствие курсовых разниц. Однако фактически решения об использовании его денег все время принимаются под названием “На размещение в финансовые активы”. На сегодня 1/3 средств фонда уже нет – они “проинвестированы”, но эти инвестиции приносят прибыль не отечественным пенсионерам, а приближенным к Кремлю банкам и бизнес-проектам.
Россиянские фонды не являются юридическими лицами, у них нет своей администрации, сайтов с подробной отчетностью и т.п. Нет никакого аудита, кроме контроля Счетной палаты. Решения о выделении денег на инвестпроекты, депозиты, привилегированные акции и облигации принимаются правительством РФ без каких-либо конкурсов и аукционов, и без расчета инвестдоходов и рисков.
Фактически деньги ФНБ уходят, например, на “политическое” кредитование Януковича, а потом новое правительство Украины не хочет их отдавать – речь про “зависшие” евро-облигации на 3 млрд долларов. Средства вроде бы перечисляются на развитие БАМа и Транссиба или ЦКАД в Московской области, но фактически госкомпании РЖД и Росавтодор кладут их в банк и получают на них проценты, не используя по назначению. К финансированию на огромные суммы и по низким процентам принимаются проекты друзей и родственников президент-чекиста – Тимченко и Шамалова, супруга дочери президента РФ.
По последнему проекту в распоряжении правительства прямо записано, что предполагаемая доходность по средствам ФНБ – 3,15%, а по иному заемному финансированию – 10%, обе цифры в долларах США. Т.е. “суверенный” ФНБ должен получать меньше западных банков и это считается нормальным.
Совершенно очевидно, что у правильного фонда должна быть своя администрация и инвестиционная политика в интересах фонда, бенефициаром которого являются все пенсионеры страны, а также авторитетный общественный Наблюдательный совет. Однако “кремлевских” устраивает как раз неясность статуса средств “суверенных фондов”, позволяющая им ловить рыбку в мутной воде исключительно для себя.
История вопроса известна. В 2003 году по обвинению в хищениях и неуплате налогов был взят под стражу глава ЮКОСа Ходорковский. Он был признан виновным и в 2005 году получил длительный срок. Его компании были выставлены налоговые претензии на сумму порядка 25 млрд долларов и весной 2006 года арбитражный суд принял решение о начале процедуры банкротства ЮКОСа. Затем началась распродажа активов, к августу 2007 года она была завершена, и в ноябре того же года ЮКОС был ликвидирован, его фактически оприходовала “Роснефть”. Ходорковский тем временем смирно сидел за колючей проволокой. В декабре 2013 года, отсидев суммарно чуть более 10 лет, он был помилован и в тот же день выехал за рубеж.
Однако в июле 2014 года третейский суд Гааги удовлетворил иск акционеров ЮКОСа к РФ. Суд потребовал выплаты компенсации ущерба в 50 млрд долларов в пользу истцов. Выплаты должны были начаться до середины января 2015 года. В ответ РФ подала в суд три ходатайства, которые завершились довольно неожиданно – с учетом привычного уже западного давления на “кремлевских”. Решение о выплате денег было отменено, а смысл нового постановления можно, опуская детали, свести к тому, что арбитраж не имел права решать этот вопрос в 2014 году.
Тут явно просматривается некая странность – уж если третейский суд, как выяснилось, не имел права принимать такое решение, то почему “кремлевские” вообще согласились на участие в этом действе? Кроме того, стоит напомнить, что ходатайства об отмене решения были поданы едва ли не в самый последний возможный для этого день, соответственно, чего ради было тянуть кота за хвост? Впрочем, это все частности - дело здесь совсем в другом. Надо понимать, что сумма в 50 млрд долларов – огромная по любым меркам. Это немногим менее четверти бюджета РФ этого года или порядка 5% американского федерального бюджета. Соответственно, решение относительно таких денег в принципе не может быть беспристрастным, здесь играют роль всякие специфические мотивы.
Что такого полезного может быть для Запада в том, что сейчас стоит ослабить давление на “кремлевских”? Во-первых, сама история вопроса: ЮКОС был поглощен “Роснефтью”, соответственно, претензии по наследию ЮКОСа можно интерпретировать как претензии к “Роснефти”.
Во-вторых, стоит напомнить историю формирования бюджета РФ на этот год. Первая версия его исходила из той цены на нефть, которая стала нереалистичной еще в момент принятия этого бюджета. В бюджете образовалась дыра, которую надо было как-то компенсировать, изыскивая средства где только можно. В качестве одного из таких источников была названа приватизация, доход от которой должен был, по плану, увеличиться аж тридцатикратно – до 1 триллиона рублей. Уже в январе пошли разговоры о списке объектов на продажу. К примеру, Силуанов предложил начать приватизацию с продажи госпакета 19,5% “Роснефти”. Всего Минэкономразвития ожидает выручить от приватизации 800 млрд рублей, госпакет “Роснефти” стоит на рынке сейчас порядка 650 млрд.
В-третьих, стоит обратить внимание на список тех, кто заинтересован в этой приватизации. Санкции санкциями, но в списке приватизаторов значатся американские и европейские финансовые тузы – J.P.Morgan, Citi, Barclays, Deutsche Bank, Raiffeisen, Credit Suisse, UBS и Unicredit. Кроме того, “кремлевские” наняли американскую юридическую компанию White & Case LLP для помощи в процессе приватизации “Роснефти”.
Что получается, если сложить вместе эти факторы? В этом случае прямо просматривается весьма вероятная продажа пакета “Роснефти” зарубежному инвестору. А зачем уважаемой зарубежной структуре проблемный актив с судебным обременением? Здесь стоит вспомнить, что еще в апреле 2002 года ЮКОС был практически полностью готов к продаже американской ExxonMobil за 25 млрд долларов. Сделка эта не состоялась, и официозные “патриоты” были очень этому рады – дескать, молодец Путин, дол отпор американскому империализму. Теперь колесо этой истории провернулось ровно на один оборот, только уже с другими действующими персонажами.
Ходорковский, впрочем, трудится не в одиночестве – в числе его помощников значатся некие Елена Лукьянова и Илья Шаблинский, представители Высшей школы экономики – той самой, где россиянские либералы пестуют и выпускают специалистов по “таргетированию инфляции” и прочим способам подключения русских финансовых активов к работе на экономику США. К указанному дуэту также присовокуплен некто Владимир Пастухов из колледжа имени святого Антония, что числится в Оксфордском университете. Такой вот славный коллектив. При этом приглашенных соавторов не смущает ни нынешний конституционный переворот с президентским импичментом в Бразилии, ни собственный плачевный опыт россиянского парламентаризма, из-за которого после известного танкового обстрела в 1993-м пришлось капитально ремонтировать московский Белый дом.
Так или иначе, но первую часть проекта новой лондонской конституции они уже презентовали, а финал и эпилог планируют озвучить уже нынешней осенью. Однако в этом деле смущает не столько громадье еврейских планов где-то там, в туманном Альбионе, сколько недавно начавшийся процесс обсуждения проблем нынешней конституции на некоем “круглом столе” непосредственно в россиянской госдуме под эгидой члена совета при президенте РФ по развитию гражданского общества, именно в контексте лондонского законотворчества.
Получается, что под самым носом у ненавистного Путина и с его же одобрения либеральная общественность занимается чуть ли не подготовкой конституционного переворота. Причем мадам Лукьянова вовсе не скрывает того, что инициатором создания группы по написанию новой конституции является именно Ходорковский, с которым Путин как бы не в ладах.
Мало того, некими заинтересованными силами даются обещания щедро профинансировать выше обозначенные “труды”, были бы желающие в них поучаствовать. Наверное, думают, что к ним железобетонно набегут профессиональные, неподкупные кадры с неиспорченной репутацией. Оно, впрочем, и понятно: за дело столь основательных государственных масштабов либералы бесплатно уж точно не взялись бы. А вопрос о том, где дают денег и к кому бежать за грантом, стимулирует кипящие умы борцов с режимом сильнее всех прочих. Одно лишь плохо – с людьми подобных воззрений все обстоит, как в известном анекдоте про бордель, где уже не раз меняли вывеску, меняли мебель – но все никак не могут решить проблему в корне, так и не поменяв “девочек”.
Пока пытаются пробовать свои силы лишь отдельные представители нового поколения либеральных мыслителей. Судя по анкетам персонажей, идущих на выборы при поддержке Ходорковского, кадровый вопрос у них таки колышется на пенных волнах повестки дня. Как и имя самого “краснокаменского узника”, который придумывает все новое и новое, но снова и снова спотыкается о собственные старые грабли: полторы недели назад Интерпол выразил готовность пересмотреть отказ объявить Ходорковского в международный розыск в случае предоставления дополнительных материалов по делу об убийстве бывшего мэра Нефтеюганска.
Понимая стратегическое значение региона, управлять Харьковом напрямую взялись США. В конце марта и в начале апреля Харьков посетил целый сонм американских политиков. Местные вассалы на все лады распевали важность региона для американцев и предлагали свои конкретные услуги. Первым на смотрины приехал замминистра торговли США со странами Европы и Евразийского региона Лалли. Двумя днями позже регион навестил экс-посол США на Украине в 2003-2006 годах Хербст, ныне директор Евразийского центра Атлантического совета США.
Американцев регион интересует только в трех: привлечение “Турбоатома” и всемирно-известного харьковского физтеха ННЦ “ХФТИ” к опасным экспериментам в украинской атомной энергетике, выкачка интеллектуальных ресурсов - Лалли в ходе своего визита обмолвился: “Когда американские компании думают об Украине, они думают, в первую очередь, о возможных путях сотрудничества именно в плане использования и привлечения интеллектуального капитала” - и масштабная промывка мозгов с целью дерусификации региона.
Насколько серьезными могут быть намерения американцев инвестировать в экономику региона, красноречиво говорит весь предшествующий опыт после распада СССР. Во второй половине 90-х Изюмский приборостроительный завод одно время поставлял в США специальное матовое стекло, но продолжалось это недолго. В 2004 году Boeing планировал создать на Украине свой центр и привлечь к работе харьковский авиазавод. Как оказалось, на деле американцы хотели по дешевке скупить технологии авиастроителей. В то время Пентагон планировал создание транспортного самолета для ВС США, который по “странному” стечению обстоятельств был очень похож по характеристикам на Ан-74, который собирали в Харькове. Переговоры представителей Boeing с руководством ХАЗ тогда ни к чему не привели.
Поменялись ли кардинально американские подходы? По данным посольства США на Украине, с 2014 года американцы инвестировали в Харьков более 9 млн долларов. Сумма явно не соответствует пафосным заявлениям о скором инвестиционном буме. Для харьковской промышленности это капля в море. Впрочем, туда эти деньги и не попали. США профинансировали поддержку децентрализации, защиту прав человека, судебную реформу, развитие гражданского общества, реформу полиции и т.д. То есть потратились исключительно на стандартные проекты обработки общественного мнения и подкуп местной элиты.
Верхом чиновничьего позора можно считать т. н. курсы повышения квалификации, которые решила организовать Европейская академия Берлина для представителей харьковской ОГА. Кстати, руководство Харьковской области по указке из посольства США уже реализует т. н. проект по борьбе с коррупцией. Соответствующий меморандум был подписан в марте т. г. За пафосом антикоррупционной борьбы скрывается банальный контроль американцами за силовиками в регионе, подготовка и переподготовка соответствующих кадров в органах полиции, прокуратуры и судебной системы.
Однако все перечисленные гуманитарные проекты, финансируемые американцами, можно назвать цветочками. Ягодкой может оказаться создаваемая под Харьковом при непосредственном участии Минобороны США центральная референс-лаборатория с 3-м уровнем безопасности по изучению патогенов животных. Эксперты связывают ее с разработкой биологического оружия.
Лаборатория строится вблизи аэропорта, до Харькова – 35 км, до границы с РФ – 75 км. С августа 2015 года территория строительства этого объекта, выдаваемого за “утиную ферму”, стала охраняться военными. К “ферме” стали прокладывать дорогу с твердым покрытием, а охрана “птицефабрики” предупредила местных жителей, что при попытке проникновения на территорию по ним будут открывать огонь на поражение.
Реформация, как считается, началась в 1517 году, когда Мартин Лютер якобы прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои “95 тезисов” против извращений папства, положив начало еще большему извращению католицизма – протестантизму. Именно протестантские страны, как самые “модернизированные” в области морали, наиболее продвинулись в легализации половых извращений. По символическому совпадению, как раз в 2017 году киевский режим обязан законодательно легализовать сожительство содомитов, и, видимо, празднование Реформации и зарождения протестантизма тут придется очень кстати.
К слову, сам Лютер проповедовал, что тому, кто верует, грех не вменяется в грех, то есть, по сути, оправдывал верой любые действия. Сегодня в протестантской Европе так и происходит, когда содомский грех оправдывается верой в “права человека” и прочую толерантность. Из религиозных новшеств Порошенко отметим также его требование ускорить разработку положения о капелланстве в украинской армии.
Что касается создания “единой поместной украинской православной церкви”, то эта идея не нова. С нею особенно носился в свое время Ющенко, когда в 2009 году просил стамбульского патриарха Варфоломея поспособствовать этому процессу. Потом год спустя уже Янукович обхаживал Варфоломея в духе своей “многовекторности”. И вот за это же дело решил взяться Порошенко. В августе 2015 года он совершил визит в Стамбул, где встретился с Варфоломеем. Намеренно не называем его Константинопольским патриархом по причине мизерности числа прихожан и давней утрате исторической роли. Скорее наоборот, Варфоломей, как большой друг Ватикана, приобретает зловещую роль в православном мире.
Пользуясь своим историческим титулом Вселенского патриарха, он стремится стать “православным папой”, чтобы объединить все православные церкви под своим началом и преподнести этот подарок иезуиту Франциску. Нет сомнений, что грядущий “всеправославный собор” на Крите преследует среди прочих и эту цель. Поэтому Варфоломей не спешит ссориться с Московским Патриархатом чекиста Гундяева, тем более в свете поползновений последнего в сторону Ватикана.
Сама идея Гундяева искать помощи Ватикана для влияния на украинских автономов и униатов крайне опасна. Некоторые преподносят как успех то, что Ватикан указал тем на “канонические нормы” преодоления раскола, забывая, что сам он растоптал все церковные каноны и извратил христианское вероучение. Поэтому союзничество Ватикана в этом вопросе означает лишь то, что Московский Патриархат признает каноничность самой римской “церкви”, а значит, и всего экуменического движения. Ради такого “святой престол” готов еще сколько угодно раз осудить на словах раскольников и унию, тем более, если в ответ на это со стороны РПЦ в лице чекиста Гундяева последуют новые уступки.
В советские времена Херсонская область была для Крыма “садом и огородом”, крымчане охотно покупали дешевые херсонские овощи, фрукты, мясо, продукцию потребкооперации и перепродавали все это через сеть магазинов и общепита военным и туристам. Сейчас Херсонщина - один из самых бедных регионов Украины. Средняя зарплата в области в 2014 году составила 2617 гривен (6865 рублей), в то время как в среднем по Украине – 3475 гривен, а в Киеве и вовсе 5376 гривен. Ниже, чем в Херсонской области, и то весьма незначительно, средние зарплаты лишь в двух регионах Украины – в Тернопольской и Черновицкой областях. Но эти регионы расположены в самой глухомани “незалежной”.
Доля Херсонской области в общеукраинском экспорте товаров составляет лишь 0,7%. Для сравнения, в соседних Николаевской и Запорожской областях товаров на экспорт производится на порядок больше – соответственно 3,4% и 6,9%. Организованная “свидомыми” блокада Крыма заставляет население Херсонщины бросать землю и дома и уезжать. В прошлом году Херсонская область “незалежной” вышла на первое место по чистому миграционному оттоку населения.
С учетом экономической ситуации в Херсонской области превратить Херсонщину в Туретчину технически очень легко. Подобные попытки самозваные малороссийские гетманы предпринимали еще в XVII веке. Так, весной 1666 года гетман Петро Дорошенко сообщил в Крым и в Константинополь, что эти земли теперь в воле султана и хана. В 1668 году запорожцы отказались подчиняться Дорошенко и избрали гетманом Правобережья Петра Суховненко. Дорошенко удалось разбить войско Суховненко.
Тогда запорожцы избрали еще одного гетмана – Михаила Ханенко – и продолжили войну с Дорошенко. Ханенко обратился за помощью к Польше, Дорошенко же обратился за помощью к туркам в Константинополь. Посланцу гетмана, носившему красноречивое прозвище Портянка, султан Мехмед IV повелел ответить: “Я за вами не посылал и не очень в вас нуждаюсь. Если искренне ждете помощи от меня, чтобы защищал вас от ваших неприятелей, то могу вашу просьбу уважить. Но и вы учтите, что должны быть верными. Я не король польский, не царь московский и не король венгерский, которых вы обдурили и предали свою же веру”. Роман гетмана Дорошенко с султаном Мехмедом IV привел к повсеместному восстанию казачества. В итоге гетман сбежал к царю Алексею Михайловичу.
Но вернемся на современную Украину. Что получат Порошенко и К°, учинив Туретчину на Херсонщине? Во-первых, это единственная возможность вовлечь в борьбу за Крым Турцию, а в идеале и НАТО. Насколько это реально – тема отдельная, но для “киевских” Херсонщина-Туретчина – это единственная соломинка. Во-вторых, создание турецко-татарского гособразования и турецко-татарских вооруженных сил, а татарские батальоны на Украине уже созданы, поможет им окончательно подавить русскоязычное население Одесской, Николаевской и других “нестабильных” южных областей.
По оценкам Министерства природных ресурсов Азербайджана, в Карабахе и соседних районах сегодня работает около 30 предприятий, добывающих золото и другие ценные ресурсы. Одна из армянских золотопромышленных компаний FDM добыла там с 2001 года более 17 тонн драгметалла. А всего в Нагорном Карабахе находится 155 разведанных месторождений. Среди последних – пять золоторудных, шесть ртутных, два медных, свинцовое, цинковое, девять гипсовых, четыре мраморно-туфовых.
Еще четырнадцать залежей самоцветных камней, десять – минеральных вод, семь – лечебных грязей. Имеются также признаки наличия в недрах региона и соседних районов Азербайджана висмута, ванадия, кобальта, хрома, марганца, редкоземельных металлов, серного колчедана. Большинство этих ресурсов было выявлено еще в советские времена, но тогда предпочли развивать не геологоразведку и добычу, а сохранить аграрно-курортную специализацию региона.
Согласно докладу, датируемому маем 1968 года, в Нагорном Карабахе и сопредельных с ним районах имеются следующие запасы промышленной категории: золота – 1250 тонн, серебра – 4550 тонн, меди – 1,84 миллиона тонн, свинца – 660 тысяч тонн, цинка – 775 тысяч тонн, кобальта – 150 тысяч тонн, хрома – 2,25 миллиона тонн, а с учетом смешанных месторождений – 3,5 миллиона. Отмечены также значительные залежи бокситов – до 120 миллионов тонн с высоким более 40% содержанием основного сырья.
Вдобавок в Нагорном Карабахе и ряде соседних районов имеется нефть. По мнению экспертов, вероятность значительных ее запасов промышленного значения там намного выше, чем в Армении. Есть места, где проявления нефти выходят на поверхность, хотя это еще не свидетельствует о возможности промышленной добычи. По многим экспертным оценкам, в Карабахской углеводородной провинции ее прогнозные ресурсы могут составлять до 250–300 миллионов тонн. Залежи разбросаны как по самому Нагорному Карабаху, так и по примыкающим к нему районам.
По оценкам Университета им. Джона Хопкинса, в долине Аракса, часть которой распространяется и на юг Нагорного Карабаха, находятся три месторождения углеводородов с общими запасами не менее 150 миллионов тонн нефти и до 250 миллиардов кубометров газа. В том же регионе известно семь так называемых локальных ловушек, где сосредоточено до 5 миллионов тонн нефти и 10–20 миллиардов кубометров газа.
В Лачинском районе, который с 1991 года контролируется Арменией, еще в начале 60-х выявлены признаки крупных запасов нефтехимического сырья. В исследовании “Геологические экскурсии по Азербайджану”, датируемым 1960 годом, отмечено: “В Лачинском районе известны проявления копала в промышленном количестве. Копал – погребенная затвердевшая смола некоторых растений, легко воспламеняется, при этом пахнет горючей серой. Он является очень ценным сырьем в химической, например в лакокрасочной промышленности”.
Вдобавок в северном секторе границы обеих стран советскими, а затем американскими геологами разведано сравнительно крупное нефтяное поле, частично находящееся также и в Грузии. Армения, заметим, всегда зависела от ввоза нефтепродуктов, но в Москве после 1953 года отвергались или замалчивались проекты создания в республике нефтепереработки и масштабных работ по освоению местных запасов нефти. Хотя в южной и юго-восточной частях республики предполагаемые запасы нефти, в том числе сланцевой, оценивались как крупные.
Кстати, в начале 2000-х существовал проект создания кратчайшего нефтепроводного пути из Азербайджана к турецкому порту Джейхан через Карабах, Армению и Нахичеванский район. Но это было связано с “развязкой” карабахской проблемы, чего тогда не произошло. А действующий нефтепровод Азербайджан – Грузия – Турция местами проходит в 30 километрах от зоны нынешнего конфликта. Что чревато, если она расширится до данной международной артерии, вмешательством Анкары и НАТО. Военно-геополитические последствия такого сценария очевидны.
Сейчас корабли стран НАТО также периодически заходят в акваторию Черного моря, но только на время учений. После июльского саммита они будут присутствовать в Черном море на постоянной основе. Правда, пока еще неясно, какую именно конфигурацию обретет новая флотилия. Возможно, в нее войдут не только ВМС названных стран, но также корабли Румынии, Болгарии, Украины и Грузии.
Осуществлению этих планов пока что мешает одно международно-правовое препятствие. Согласно Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 года, известной как Конвенция Монтре, военные корабли США, Германии, Италии и других не-прибрежных государств не могут находиться в Черном море дольше 21 дня. Впрочем, учитывая то состояние международного права, в котором оно находится сегодня, эта проблема решаемая. Главный вопрос в другом - каков практический смысл в постоянном присутствии флотилии НАТО в Черном море?
В этой связи можно вспомнить, что немногим более двух лет назад в Вашингтоне и Брюсселе рассматривались планы превращения Севастополя в военно-морскую базу НАТО. Впрочем, это не база в обычном понимании слова. В Севастополе веками создавался оборонительный район, распространявшийся и на прилежащее побережье, и вглубь территории полуострова. В 2014 году для командования НАТО расставание с планами о “проекции силы” на территорию РФ вплоть до ее глубинных районов стало серьезной неприятностью. И вот наметились первые контуры “стратегического ответа” Запада.
Конечно, об авианосной группировке пока мечтать рано, но лиха беда начало. Пусть пока в Черном море поплавает хотя бы потешная флотилия. Ни американские фрегаты, ни румынские корветы, ни немецкие дизельные подлодки, ни даже украинский “Гетман Сагайдачный” в сопровождении надувных катеров военной угрозы Севастополю пока не создадут. Но только пока, поскольку сейчас речь идет лишь об обозначении военного присутствия.
Западу предстоит поработать с мировой общественностью, “подправить” Конвенцию Монтре либо открыто на нее наплевать, пробить в демократических парламентах дорогое финансирование постоянной дислокации больших кораблей и лишь потом двинуть армаду в направлении Одессы. Портом приписки новой натовской военно-морской армады выбрана именно она.
Вот тогда все будет очень серьезно - настолько, что суждения о новой холодной войне из разряда предположительных перейдут в разряд остро актуальных. А у “киевских” в лице Порошенко появится совсем другое тыловое обеспечение. Конечно, если он к тому времени останется на своем посту, а “Гетман Сагайдачный” окончательно не утратит плавучесть. Поэтому украинский президент очень ждет июльского саммита НАТО. Это скромное мероприятие и вправду может окончательно стереть остаточные следы всех попыток “разрядки” и “перезагрузки”.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — ru.wikipedia.org