• Посм., ещё видео
Телевидение – королевство кривых зеркал
«Всякое телевидение – образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит…» (Николас Джонсон, председатель Федеративной комиссии по коммуникациям).
Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С того времени, когда появился первый телевизор и начал транслировать первые телепередачи, прошло больше половины столетия, но его аудитория растёт в бесконечное множество раз, поскольку большинство современных семей не может представить свою жизнь без этого изобретения. Не каждая семья задумывается над тем, что очень много телепрограмм и фильмов вносят в их домашний очаг разврат, глупость, манипулируют сознанием человека и загружают бессознательное всевозможным хламом.
Это происходит потому, что люди постоянно используют телевизор, как с целью получения информации, так и с целью развлечения, отдыха, и такой постоянный контакт начинает форматировать психику в соответствии с транслируемой информацией, даже тогда, когда человек вроде бы внимателен к этому потоку информации. Многие прожигающие своё время и глаза в этом бездушном ящике, считают, что телепрограммы объективно доносит до человека все события, которые происходят в мире. Но так ли это на самом деле?
Оно ввело в практику непонятные, нервирующие, порой кажущиеся безумными заставки (падающие со стула клоуны, дерущиеся деды-морозы и т.д.). Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения постепенно стали утрачивать свою восстанавливающую сознание силу. Примером служат интереснейшие познавательные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров, которые вообще исчезли с экранов современного телевидения.
В целом телевидение взяло на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному логическому мышлению, стало инструментом обскурантизма. На смену им эфир заполнили астрологи и предсказатели – в масштабах, которые совершенно не соответствуют реальному распространению этих суеверий. Программы сегодняшних новостей нагнетают, а программы на исторические темы в основном имеют целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус.
Чего только стоит «фильм» Лобкова о Мавзолее, где он с важным видом в белом халате пишет на доске формулу уксусной кислоты. Само глумление над элементарным вкусом и элементарными школьными знаниями стало особой программой по разрушению культурного ядра. Или передача о нижнем белье, где демонстрируются откровенные сцены с полуголыми девицами.
Выполняя задачу постоянной дестабилизации общественного сознания, ведущие телевидения, скорее всего, уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят – произошёл отрыв телевидения от обыденной культуры. Так например, можно перечислить бесконечное множество новостных программ, на которых ведущие, допускают «ляпы ёрнического характера» к трагическим событиям, случившимся на территории России или в мире, придавая фразе такое звучание, что у телезрителя создаётся подсознательное ощущение, будто катастрофы в России, трагические события – обычное дело.
Создание телевизионного образа, как главная технология политической борьбы, стала в культуре и в целом для общества привычным делом. Сегодня политический «имидж господствует над речью» – произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может часами, как говориться, «говорить и ни о чём». И после его красноречивой ораторской речи слушателю невозможно кратко пересказать суть его выступления.
Также интересно обратить внимание на то, что, если раньше политика предполагала наличие программы, постановку проблемы, изложение альтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь всё это заменено конкуренцией образов, имиджей политиков, причём эти имиджи создаются по законам рекламного бизнеса. В политике стала использоваться следующая формула: «если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь меня видеть».
Таким образом, любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к текущей культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки.
Мы проанализировали контент двух из наиболее популярных российских TV каналов для того, чтобы составить объективное представление о той политике вещания, которой придерживаются «Первый канал и «Россия». Как правило, наиболее социально значимыми программами сегодня являются:
– информационные и информационно-аналитические программы; – публицистические программы; – познавательно-развлекательные программы; – культурно-просветительные программы; – детские программы.
Шаг первый
Для начала, все передачи мы разделили на 6 категорий, объединив их по тематическому признаку:
Новости – в эту категорию вошли все новостные передачи.
Фильмы – в эту категорию мы включили все полнометражные художественные фильмы.
Сериалы – телевизионные сериалы, регулярно выходящие в эфир.
Развлечения – все развлекательные передачи, включая юмористические, аналитические, ток-шоу, конкурсы и т.д.
Детские передачи – мультфильмы, детские развлекательные и познавательные передачи.
Спорт – спортивные передачи, трансляции и т.п.
Шаг второй
Мы суммировали время передач из каждой категории по дням в течение одной недели. Неделя – основной цикл на телевидении, поэтому для определения доли каждой категории достаточно анализа сетки за одну неделю.
Шаг третий
Мы суммировали время передач из каждой категории за всю неделю, получив, таким образом, материал для расчёта доли каждой категории в общей вещательной сетке.
Шаг четвёртый
Рассчитали долю категорий, результаты представили в виде диаграммы.
Шаг пятый
Сопоставили показатели обоих каналов, представили их в виде общей диаграммы для наглядности.
Общее время вещания в неделю: 7 х 24 х 60 = 10 080 мин. Тематическое вещание в неделю (сумма категорий): 1055+1640+1360+4735+30+240 = 8860 мин. Прочее (реклама, анонсы, заставки): 10080 – 8860 = 1220 мин. (20,3 часа)
Таким образом, из таблицы и диаграммы совершенно очевидно, что основное количество эфирного времени занято художественными фильмами, рекламой и анонсами, новостными передачами, развлекательными передачами и сериалами. На детские передачи остаётся лишь 0,3%, это как минимум втрое ниже требуемого объёма. При этом, надо заметить, детские передачи на первом канале демонстрируются не каждый день, а лишь несколько раз в неделю, во время, невыгодное с точки зрения размещения рекламы.
Один из главных каналов страны должен быть нацелен на все группы населения, а сегодняшнюю вещательную политику «Первого канала» можно охарактеризовать как соответствующую основным запросам взрослого и пожилого населения, представляющего класс потребителей. Именно на них нацелена реклама на канале. Образовательные, детские, спортивные передачи не представляют интереса для рекламодателей, так как их аудитория не является целевой, следовательно, невыгодна с коммерческой точки зрения.
Таким образом, «Первый канал», являющийся, по сути, и официально главным государственным каналом, не выполняет социальную функцию, так как практически не содержит передач, способствующих развитию человека, как личности, формированию характера детей, популяризации здорового образа жизни и здоровой морали.
Распределение эфирного времени по категориям передач на телеканале «Россия»
Телеканал «Россия» также вещает круглосуточно, поэтому мы можем вычислить долю передач каждой категории и в его сетке.
Общее время вещания в неделю: 7 х 24 х 60 = 10 080 мин. Тематическое вещание в неделю (сумма категорий): 1565+2000+1945+2560+40+0 = 8110 мин. Прочее (реклама, анонсы, заставки): 10080 – 8110 = 1970 мин. (32,8 часа)
Здесь мы видим несколько иную картину. На первом месте, так же, как и на «Первом канале», находятся развлечения. На втором – реклама, на третьем фильмы и лишь затем сериалы, новости, детские и спорт. Необходимо заметить, что «Россия» использует более продолжительные рекламные вставки во время показа фильмов и передач, поэтому их доля здесь выше. Ещё один заметный факт – продолжительность детских передач здесь немного выше, а спортивных нет вообще.
Вещательная политика «России» в целом абсолютно аналогична политике «Первого канала». Все те же новости, фильмы, сериалы и развлекательные передачи. Времени для детских, познавательных и спортивных передач, крайне необходимых для детей, подростков и молодых людей, практически не выделяется.
Для того, чтобы наш анализ выглядел завершённым, сопоставим долю передач каждой категории на обоих каналах.
Из таблицы видно, что доля развлечений, к которым можно отнести и фильмы и сериалы, составляет более 70% в сетке вещания двух основных телевизионных каналов России. Детских передач в вещании в общем-то нет, как и образовательных. Итогом такой политики телевизионного вещания является образовательный уровень телезрителей, низведённых до уровня бездумных потребителей информационной продукции.
В том же ключе о политике федеральных каналов в интервью ИТАР-ТАСС высказался Владимир Владимирович Путин: Корреспондент: Но, знаете, так получается, и я с этого разговор начал, что многое в моральном климате зависит именно от вас. Путин: Это не так. Корреспондент: Это так, Владимир Владимирович.
Корреспондент: Но, знаете, так получается, и я с этого разговор начал, что многое в моральном климате зависит именно от вас.
Путин: Это не так.
Корреспондент: Это так, Владимир Владимирович.
А всё позитивное, воспитывающее, дающее стандарты восприятия мира фундаментально-философского, эстетического характера показывать лишь на канале «Культура»? Наверное, ведь нет. Кстати, обращаю ваше внимание, госорганы смотрят на это со стороны. Мы не вмешиваемся в редакционную политику даже государственных каналов. С точки зрения либеральных ценностей, наверное, это очень хорошо. А в результате, к сожалению, видим на экране то, что видим…
Что ни день – то паранойя, То садисты, то маньяк, Террористы обнаглели, В ЖКХ – сплошной бардак, От депрессии и стрессов, Иногда кидает в дрожь, За спиной сосед-бездельник, Тихо точит финский нож. Крышу сносит постепенно, Но поправить шансы есть – Запишусь в Наполеоны, Я, в палату № 6.
От депрессии и стрессов, Иногда кидает в дрожь, За спиной сосед-бездельник, Тихо точит финский нож.
Крышу сносит постепенно, Но поправить шансы есть – Запишусь в Наполеоны, Я, в палату № 6.
Грубость нашего тела отделила человека и от чувственного общения с падшими духами - бесами, сохранив свободу выбора добра или зла. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время, как учит св. Игнатий Брянчанинов, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности.
О горе!, о бедственное время! То, что Бог не попустил сотворить бесам сделал в кратчайшее время с человеком телевизор. Воистину сбылось пророчество св. Космы Эталоса (XVIII в.): "Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах".
Вот только один из примеров пагубного влияния телевизора на душу человека. К современному старцу Паисию Святогорцу пришел один старик 84-х лет, который до смерти жены жил благочестиво, по-православному. Как только умерла жена, он стал очень страдать и, чтобы забыться, пристрастился к телевизору. Не прошло и двух-трех месяцев после ее смерти, как старик решил жениться. Его духовник не знал, как и втолковать ему, что то, что он задумал, дико и смешно. Старик сам пошел на Святую Гору в калибку к старцу Паисию. Малое расстояние от Карей до нее он едва преодолел за четыре часа!
Там он высказал Старцу свои соображения, а тот ему велел жить с детьми тихо и спокойно и не думать о женитьбе. Однако старик, душевно повредившись, не слушал святых слов, подумав, ответил: "Знаешь, старче, я имею право взять двух других жен". "Тогда я, - рассказывал старец Паисий, - не выдержал. Я сказал ему, чтобы он убирался, и чтоб глаза мои больше его не видели". Но если другой человек и не решится на такие безумные поступки, то он все равно душевный свой храм растлит.
В житии преподобного Парфения Киевского мы встречаем следующий его рассказ о своей жизни в Киево-Печерской Лавре еще до монашеского пострига: "В начале моего просфорного послушания случилось мне однажды наслушаться невольно праздных бесед между наемными работниками монастыря, и в сумерки, когда прилег я отдохнуть, взбрело на мысль мне слышанное. А я еще был неискусен, не отогнал этой мысли, остановился на ней, и наконец думаю: да как это люди грешат, что же за приятность в грехе плотском? Далее и далее эта мысль начинала занимать меня; никак уж и не отвяжусь от нее. Вдруг стучат в дверь и зовут меня на послушание. Я пошел не медля; принялся по обычаю за дело от всей души и с молитвою - и помыслы, меня занимавшие, исчезли совершенно, так что я и забыл о них. Протрудившись до полуночи, совершил я обычное правило и уснул.
Рано утром меня зовут к наместнику. Когда я пришел к нему, он повел меня в кабинет и говорит: «Скажи мне, Петр, как бы отцу духовному, не согрешил ли ты в чем-либо особенно?» Я смутился; думаю, перебираю в мыслях прошедшее и ничего не нахожу. - «Нет, - говорю, - не знаю ничего, кажется, в чем бы укорила меня совесть». - «Подумай, - говорит он, - испытай себя хорошенько». Опять думаю; нет, ничего не припоминаю.
Тогда он говорит мне: "Ну, что-нибудь да есть. Я видел ныне во сне, будто стою в великой церкви против местной иконы Пресвятой Богородицы. Близ ее по сторонам святой апостол Петр и преподобный Антоний. Ты входишь в церковь, подходишь к иконе, кладешь поклон; Пресвятая Владычица, как бы живая, отвращает от тебя лице. Ты заходишь с другой стороны, Она опять отвращается от тебя. Ты остановился пред Нею в смущении.
Тогда преподобный Антоний покрывает тебя своею мантией и говорит вместе со святым апостолом Петром: «Пресвятая Владычице, прости его; он погрешил в неведении; мы Тебе за него поручаемся». - «Если вы за него поручаетесь, - говорит Пресвятая Дева, - я прощаю его вас ради». С сими словами Она обратила к тебе лице, а я пробудился. - «Подумай же еще: если ты не согрешил делом, то не помыслил ли чего безместного?»
«Тогда я вдруг как бы озарился светом, вспомнил смущавшие меня помыслы и исповедал их наместнику. Этот случай, - прибавлял он к своему рассказу, - указал мне, до какой степени должно хранить себя даже от приближения к нечистым помыслам, и как тщательно должны мы блюсти чистоту не только телесную, но и умственную, - если Пресвятая Владычица отвращается от нас и за помышления о чужих грехопадениях! Вот что значит: "от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего!"»
Что же говорить о тех, кто не по неопытности своей случайно увлеклись помышлениями о чужих грехопадениях, а с великим удовольствием часами просиживают возле телевизора, рассматривая их. Ибо что иное показывает телевизор, как не разного рода грехи других людей. Даже новости и мультфильмы прерываются бесстыдными рекламами. И после такого душевного осквернения, прочитав вечером, в лучшем случае, молитву "Отче наш" нынешние "христиане" самодовольно ложатся спать, как будто исполнили перед Богом свой долг.
О бесчувственность мертвой для Царствия Небесного души! Растлив свой душевный храм, убив души своих детей, оскорбив Бога и Небесных жителей, человек остается спокойным! Послушайте, что говорит Апостол Павел: "Старайтесь мир иметь со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12,14). "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои" (1 Кор. 6, 19). А кто разорит храм Божий, накажет того Бог. "Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым" (Ефес. 5, 3).
"Когда видишь женщин, являющихся полуобнаженными, когда зрелище и песни не что иное выражают, как только одну преступную любовь, то как скажи мне, можешь ты после сего быть целомудренным?" - говорит св. Иоанн Златоуст в 5-й Беседе на 1-е послание к Солунянам. Не подобным ли бесстыдством наполнены все фильмы, концерты, программы (даже многие спортивные)? Если после этого ты и сумел тело сохранить в чистоте, то что пользы от того, когда лучшая часть человека - душа осквернена? Что пользы от того, что церковная ограда в целости, когда храм разрушен? Иисус Христос назвал нескромный взгляд прелюбодеянием (Мф. 5, 28).
В одном монастыре умерла девица 18 лет. Игуменья наложила на себя пост и 40 дней молилась, чтобы узнать, в какие обители рая вселилась ее душа. Но перед игуменьей разверзлась земля, и в огненной лаве показалась душа девицы. "Дочь моя, ты в аду? Чем же ты согрешила?". - "Хотя я сохранила тело в чистоте, но в мыслях услаждалась красотою одного юноши, допускала греховные мысли и стыдилась исповедовать их духовнику, за что теперь буду вечно мучиться", - ответила несчастная и земля сомкнулась.
Точно так же погубляют свои души и любители телевизора.
В древности профессия артистов не пользовалась общественным уважением. Взявший себе в жены блудницу или артистку согласно 18-му правилу Святых Апостолов не может быть ни священником, ни Диаконом. Артисток называли позорищами. Не только бесстыдство, но и лицемерие артистов, играющих разные роли, осуждается Святою Церковью. А у нынешнего поколения артисты стали кумирами. О чем другом это свидетельствует как не о нашей нравственной деградации?
У нынешних "христиан" на молитву, чтение Священного Писания, Закона Божьего, житий и творений святых, на посещение больных, заключенных в темницах и иные добрые дела нет времени, но зато без телевизора они не могут себе представить и дня. Что скажут они на Страшном Суде: "У нас не было времени изучать Закон Божий и творить евангельские дела, потому что мы смотрели телевизор?" К родным и близким такие люди невнимательны, равнодушны, но за героев телесериалов переживают и дома, и на работе. Своей семьей и квартирой они не довольны, ведь в мечтах комфортная жизнь киногероев. Евангельский идеал, жизнь святых у них в презрении, манеру поведения телевизионных любимчиков - вот что копируют они.
В своей жизни телезрители сами становятся артистами: вместо искренности, сердечности, простоты в общении начинают играть разные роли, в зависимости от компании. Но какие роли стали у них любимыми? Любовниц и гангстеров! Да, телевизор в наших глазах поднял престиж блудниц и убийц, для многих школьников их жизнь - мечта.
Святитель Игнатий Брянчанинов, живший в прошлом веке, описывает следующее печальное явление. Еще в начале XIX века - большинство грамотных людей на Руси читали только Священное Писание и жития святых. Они были чисты и душой и телом. Но позже, когда Игнатий Брянчанинов был уже священником, в моду вошло чтение романов. Те, из читателей романов, кто после желали проводить жизнь благочестивую, обнаруживали в себе гибельное действие настроения, полученного предшествовавшим чтением.
Навык к наслаждению сладострастием постоянно отвлекал их от чувства покаяния, поврежденная воля влекла их стать любовниками и любовницами, ум, ослабленный, помраченный, развращенный, плененный мыслями, вызванными чтением, не имел силы руководить волею и удерживать от греховного стремления. С особенной ясностью это замечалось у женского пола. Со всем этим св. Игнатий столкнулся на исповеди.
Стоит ли еще говорить о гораздо сильнейшем повреждении людей телевидением. Конечно Бог всемогущ и может исцелить и такие прокаженные души, но сколько этим несчастным людям предстоит приложить своих усилий, трудов, слез, чтобы удерживать себя от греховных влечений и привлечь к себе искренним покаянием благодать Божию.
У любителей телевизора нет возможности задаться серьезными вопросами о смысле жизни: "Кто я? Откуда взялся человек? Что будет с ним после смерти и как нужно прожить жизнь?" Ему приятнее провести время в просмотре кинокомедии или юмористической передачи. Но "горе вам смеющимся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6, 25).
Та крупица познаний, которую можно взять из телепередач, ничтожна по сравнению с тем вредом, который причиняют они. Принесет ли пользу организму та пища, которая отравлена ядом? Точно так же и информация, являющаяся пищей для ума. Кроме того, черпая знания из книг, человек учится логически мыслить, тренирует свою память. Из телевизора же он усваивает информацию в готовом виде, как раз именно в том, в каком кое-кому нужно. Старец Паисий Святогорец говорит, что у некоторых телевизоров, привезенных в недавнее время в Грецию, есть особое устройство, следящее за теми, кто смотрит телевизор. Ведь телевидение находится в руках сознательных или несознательных врагов христианства. Поэтому не удивительно, что люди, наблюдая по телевизору калейдоскоп событий, не видят самого главного - что мир стремительно летит к своему концу.
Вот о чем со слезами пророчествовал преподобный Лаврентий Черниговский: "На святом месте- будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово". Отцы вопросили Святого: "Где на святом месте? В церкви?" Преподобный ответил: "Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: "Нам нужно смотреть и слушать новости". Вот в новостях-то и явится антихрист".
Апостол любви святой Иоанн Богослов учит: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 1, 9-11). Мы же, внеся в дом телевизор, вводим вместе с ним и множество еретиков, язычников, богоотступников, людей более чем сомнительного поведения, бесстыдных женщин, блудниц, пьяниц и убийц. И это греховное сборище делаем своими любимыми собеседниками. Но древняя мудрость говорит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты". Неслучайно в такие дома вселяются бесы и многие любители телевизора становятся одержимыми нечистыми духами.
Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром?.. Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прийму вас (2 Кор. 6, 14-18).
А тех, кто посещает богослужения, встречается на литургии с Господом и Небесными жителями, принимает в себя Святые Тело и Кровь Богочеловека, Самого Христа и затем дома включает телевизор, Святое Писание называет псами, возвращающимися на свою блевотину и вымытыми свиньями, которые идут валяться в грязи (2 Пет. 2, 22). Но каждый вправе сам себе избрать путь: с кем войдет в общение в этой жизни, с тем будет и жить в будущей - или с Богом наследует вечное блаженство, или с диаволом вечное мучение.
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — http://inance.ru/