Глава 1
Свидетельство непоколебимое
На длинном куске очень древнего, прекрасного качества дорогого и домотканого полотна, вырисовывается два отпечатка человеческого тела во весь рост, тела человека жестоко избитого и израненного да смерти.
Полотно, сотканное в ёлочку и подобное дамаску, принадлежит к тождественным материалам, известным из археологических раскопок, относящихся к самому началу нашей эры, и годам от 1-100, но уже не известным ткачам средневековья.
Оно бледно-желтоватого цвета, золотисто-коричневатого оттенка, с отпечатком прекрасного тела, имеющим все характерные свойства фотографического негатива. Все анатомические и все физиологические подробности, так научно точны и детальны, как могут быть только фотографии.
А между тем, история этих 2-х фотографий на полотне уходит в древность первых дней христианства. Отпечатки расположены головой к голове так, что полотно покрывало вся голову замученного, ниспадая и спереди и сзади, ниже его ступней. Оно его всего покрывало, и на полотне он весь отпечатался.
Более 40 научных опытов установили, что отпечатки произошли от весьма сложных химических процессов соединения алоэ и мирры с потными выделениями человеческого тела.
Эти опыты установили и то, что отпечатки эти нерукотворны: даже наша современная наука со всей своей техникой не в состоянии понять самое существенное их свойство и их воспроизвести. Для науки тут тайна, о которой мы будем говорить ниже.
Человек, так отпечатавшийся, роста около шести футов. Облика величественного и царственного, в пропорциях телосложения истинно безупречных, являет на полотне следы ужасных истязаний. Он был жесточайше избит римским флагрумом, т.е. хлыстом-косичкой из шести свинцовых жил.
Полотно показывает, что он был увенчан шипами, что он жестоко истекал кровью, и что он нёс на плече, изранившую его тяжёлую балку. Он был бесчеловечно распят.
Он обливался горячим потом, выделяемым так замученными. Он был поранен копьём в сердце, и из раны вытекли потоки сгустившейся на полотне крови и околосердечной воды. Красная кровь и розовая вода обагряют золотистые отпечатки тела. Он был погребён в этой плащанице и вышел из неё до истечения 40 часов, не порвав ни единого сгустка крови, не повредив ни единого запёкшегося пятна сукровицы или телесной воды.
Всё это судебно-следственная медицина установила во всех, ей одной доступных и научно-холодно продуманных деталях. Для медицины тут тайна, т.к. каждый медик знает, что кровавые полотна присыхают к ранам.
Со времён первохристианских полотно это сопровождает свято чтимое предание, запечатлённое ещё в четвёртом веке св.Ефремом Сириным, что оно именно есть та плащаница Христова, в которой Его положили благообразный Иосиф Аримафейский и Никодим.
В 1898 г., и потом в 1931 г., 1933 г. направленный на эту страшную реликвию фотографический аппарат, неожиданно выявил позитивный, безупречной перспективы, рельефный портрет, духовное содержание которого, как громом поразило и уничтожило присутствующих, обретшая человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий — страданий предельных.
И при всём этом выявился предельной величественности и царственности лик, — лик, на котором лежит печать вечности, божественности, невыразимой стойкости и силы, а вместе с тем безграничного прощения и милосердия.
Это совмещение сверхчеловеческих страданий с милостивым всепрощением, в отношении того, что душе этой и телу этому люди причинили, приводит нас к сознанию своего ничтожества. Ум наш мечется и душа замирает пред лицем этой величественной задумчивости человека над человеческим злом над Ним осуществлённым.
Пред нами единственно известный в истории случай венчания распятого терновыми шипами, — Того распятого, из прободённого ребра Которого вытекли кровь и вода, и Который меньше чем через 40 часов (точнее через 36 часов) покинул Свой саван воскресшим, живым — это был ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ.
Он один только мог сотворить фотографически точные отпечатки на Своей плащанице, которыми так глубоко озадачены учёные. И вот перед нами, приведшая науку в тупик, Его плащаница, Его истерзанное тело, Его кровь, Его божественно-величественный, и, несмотря на полом носового хряща, и другие увечья, царственный, всепрощающий и милосердный лик, — лик, пред Которым благоговейно склоняешься... Пред нами величайшая христианская Святыня!
Хранится она нынче в пределе собора св.Иоанна Предтечи, в г.Турине в Италии. Принадлежит она семье герцогов Савейских, бывшему королю Итальянскому и его присным.
Как Она к ним попала?
Изложим вкратце историю св.Плащаницы Христовой и о её странствиях.
Первая страница статьи
Глава 2
Исторические сведения
Св. Евангелисты Матфей, Марк и Лука всем рассказывают, как благообразный Иосиф Аримафейский купил плащаницу и, сняв тело Христово со креста, обернул его этой плащаницей.
А св.Иоанн Богослов, сам свидетель всего происшедшего, нам дальше поясняет, что Иосиф и Никодим высыпали на тело Христово и плащаницу смесь мирры и алоэ литров около ста, и похоронили обвитого Спасителя в нововысеченом склепе, по обычаю иудейскому.
Так начинается история этой святыни.
Св.Иоанн Богослов дальше повествует, как они со св.Петром вошли во гроб по истечении 36 часов и нашли его пустым, но сударь, бывший раньше перекинутый через голову Христа, не лежал на земле с остальными повязками, а был положен отдельно, тщательно сложенный и свитый.
Иоанн взглянул на этот сложенный особо сударь и уверовал (Ин.20:7-8). Сударь на языке арамейском, который был языком Спасителя и Его [учеников] — означало не что иное, как телесное покрывало и саван (плащаницу). Слово это без изменения перешло в Евангелие славянское — «и сударь, еже бе на главе Его».
Итак, Христос Сам сложил и осторожно отложил в сторону от иных погребальных риз Свою св.Плащаницу, как бы отличая всю важность записанного на ней для будущего, остальные же ризы (по раввиническому о погребении обычаю иудейскому) состояли из повязок; одной вокруг щиколотки, другой вокруг рук и третей вокруг челюстей, иных полотен в этом погребении не было.
Св.Нина (просветительница Грузии — 338 г.) нам говорит, что св.Плащаницу хранил у себя св.ап.Пётр, а св.Ефрем Сирин, светоч Церкви православной и св.отец церкви Сирийской (379 г.), сообщает о существовании старинного предания в Иерусалиме, что тот сударь, который покрывал голову Христа воскресшего, был именно Его св.Плащаницей.
Тот же св.Ефрем Сирин на светлой заутрени в пасхальной проповеди говорит: «Когда наступила заря, Он был завернут в плащаницу. По мере того, как мрак рассеивало, и являлся свет, Он Сам сложил с Себя тот сударь, в котором был закутан».
В мoзарабской литургии, прямо унаследовавшей слова литургии первохристианской, принесённой в Испанию св.ап.Иаковом и сохранившуюся сейчас, до сего дня, в епархии Толедо, говорится в страстную субботу, о свежих отпечатках на полотне, усопшего и воскресшего, речь идёт о св.Плащанице, обнаруженной Петром и Иоанном.
В 5 в. с гонимыми христианами св.Плащаница прибыла в Константинополь, и в 436 г. св.Пульхерия, сестра императора Феодосия ІІ-го, выстроила в Константинополе базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне и поместила туда св.Плащаницу Господню, которую получила от императрицы Евдокии.
Во время иконоборства, свирепствовавшего под династиями Исаврийских и Аморийских императоров (636-850 гг.), св.Плащаница, подверженная опасности опять, перевезена в Иерусалим.
В 631 г. епископ Сарагосский Браулион упоминает о ней в одном из своих писем, а в 640 г. Аркульф, епископ Галивский, описывает её во время своего паломничества в Иерусалим и даёт её точные измерения.
В самые первые годы 9-го века епископ Епифаний свидетельствует, что св.Плащаница. Господня пребывала в базилике Голгофы в Иерусалиме. Несколько лет спустя, с окончанием иконоборчества, св.Плащаница возвращается в Константинополь, куда прибывает не позже 1093 г. при Комнинах.
В письме своём к Роберту Фландрийскому император Алексей Комнин упоминает, что среди найдрагоценнейших реликвий Спасителя, у него находятся похоронные полотна, найденные в гробу после воскресения. А в каталоге царьградских реликвий, (настоятеля исландского монастыря, Николая Семундрасена) упоминается окровавленная Плащаница Христова.
Наконец, в 1171 г. епископ Вильгельм Тирский повествует, что император Мануил Комнин, показал ему и королю Амальрику І-му Иерусалимскому св.Плащаницу Христову, тогда хранившуюся в базилике Буколеона, в Константинополе.
Особенно интересны показания Николая Мазаратиса, который спас св.Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. Описывает он св.Плащаницу очень подробно:
Выше приведённые свидетельства Николая Мазаратиса и Роберта-де-Клари имеют большое значение. Первый нас оповещает, что на св.Плащанице Христос, отпечатался нагим, что его очень поразило, потому что никакой художник никогда себе такой вольности не позволил и для Николая Мазаратиса, поэтому, как и для всех христиан первых времён, отпечатки св.тела являли собой истину, связанную с самой функцией св.Плащаницы, что он нам и объясняет.
Лицевая сторона тела
Роберт-де-Клари всего три года спустя нам говорит о поразившем его лике — лике Спасителя на св.Плащанице. Оба свидетельства таким образом связываются с теми словами первохристианской литургии страстной субботы, которая для нас сохранила мозарабская литургия и которые приводились выше.
Де Клари говорит нам ещё больше: каждую пятницу в течении года (а не только в страстную) св.Плащаница Христова выносилась византийской церковью на поклонение мирян в Константинополе.
В основном труде автора этой брошюры доказывается, что все православные плащаницы-копии, в частности русские, ведут своё начало от тех византийских плащаниц-копий. Их до нас дошло всего лишь шесть экземпляров от времён Палеологов, которые заменили во время выноса исчезнувший после разгрома оригинал.
Там (в труде) изучаются наистарейшие русские плащаницы — первейшая из них плащаница 1441 г. — Пужежская. В этом же труде детально и убедительно иллюстрациями показывается, как первейшие иконы Христа Спасителя копировали ряд оригинальных особенностей негатива лика Христа, запечатлевшегося на св.Плащанице Его.
Куда же пропала св.Плащаница Христова после разгрома и расхищения Царьграда в 1204 г.?
Другой историк и участник этих событий неоднократно говорит о рыцаре Отоне Де-ла-Рош, который во время разгрома был уже генералом и самым приближённым главнокомандующего 4-го Крестового похода.
Де-ла-Рош есть тот, кто спас св.Плащаницу и не выдал её на раздел краденого добра. Он её увёз в 1206 г. на свою родину, в Бургундию. Вместе с отцем своим они подарили св.Плащаницу архиепископу Амадео, а тот поместил её в Безанский собор.
В манускрипте № 826 этого собора говорится, что эта православная святыня была там выносима на поклонение ежегодно в Пасхальное Воскресение вплоть да 1349 г. во время торжественной Литургии.
Два документа, дошедшие до нас, свидетельствует, что этот обычай возник в силу потрясающего чуда, происшедшего от св.Плащаницы, по прибытии её в собор св.Стефана в Безансоне. Когда её коснулись усопшего, он тут же в соборе на виду у всех, воскрес.
В 1349 г. во время пожара, который повредил св.Плащаницу, она пропала. Её выкрал некий Beржи и передал королю Франции, тогда воевавшему в междоусобице.
Известно, что в церкви св.Гомера в Лирее, в Бельгот, до сих пор хранится копия св.Плащаницы, нарисованная Дюрером в 1516 г. во время пребывания её в этом храме. Он зарисовал прожоги, полученные в Безансонском пожаре, которые она несёт и поныне. Благодарный король передал св.Плащаницу своему штандартеносцу графу Де Шарни, как гласит документ французской национальной библиотеки в Париже.
Рыцарь и граф Де Шарни властитель Лиреи, получил её за свои заслуги от короля Филиппа Де Валуа с куском св.Креста Господня и др. реликвиями и вещами, дабы все они были помещены в церкви, которую граф желал посвятить в честь Пресвятой Девы Марии.
До своей смерти, в битве при Пуатье, граф Де Шарни исполнил обет и выстроил великолепный храм в Лирее, куда поместил св.Плащаницу. Он также одновременно создал общество каноников с миссией охранять святыню, выносить её на поклонение народу, не забывая, что она остаётся собственностью графов Де Шарни.
После многих перепетий св.Плащаница осталась в руках последней в роде и бездетной графини Маргариты Де Шарни, в замужестве овдовевшей графине Де-ла-Рош.
В 1452 г. она убедила подругу детства герцогиню Савойскую, жену Людовика I-го принять святыню. Несколько лет спустя, чтобы окончательно закрепить за собой св.Плащаницу, герцог Людовик I-й отдал два их замка клирикам Лирейским. Сам же он выстроил для св.Плащаницы в своём городе Шамбери прекрасный храм, где святыня находилась до 1578 г., однако не без нескольких бегств с семьёй герцогов. В одно такое бегство в Бельгии она была зарисована Дюрером в Лирее, о чём говорилось выше.
В Шамбери св.Плащаница подверглась третьему пожару, в котором пострадала больше прежних, т.к. до спасения её успели расплавиться угол серебряной раки, в которой она была помещена. Расплавленное серебро прожгло все последовательные один над другим находящиеся углы сложенной Плащаницы, но отпечатки Тела и Лика Христа остались невредимы. Теперь видны на святыне прожоги, зарисованные Дюрером в 1516 г., и прожоги полученные в Шамбери, в 1532 г. (реп.2).
В 1578 г. святитель Карл, архиепископ Миланский пошёл из Милана пешком зимой в Шамбери, чтобы поклониться св.Плащанице. Чтобы избавить глубокого старца от перехода через занесённые снегом Альпы, герцог Савойский со св.Плащаницей выехал к нему навстречу. Встреча произошла в Турине.
После долгой молитвы и размышления, старец Карл убедил герцога навсегда оставить в соборе св.Иоанна Крестителя и не везти её назад в Шамбери. Герцог преклонился перед святителем, и что же?
Не прошло и двух месяцев, как храм Шамбери был разрушен, а Туринский собор до сего времени, до сего дня нам нашу святыню сохранил невредимую.
Такими, одному Господу Богу известными путями, величайшая из христианских святынь, столько веков бывшей святыней православной, стала святыней общехристианской. Всеми, кто любит Христа Спасителя, любимой и благоговейно чтимой.
Глава 3
Фотография святыни и выявление Св. Лика
Не следует забывать, что со дня воскресения Христова до 26 мая 1898 г. лик и тело Христово были воспринимаемы на св.Плащанице только как неуловимые (вблизи) расплывчатые пятна разных коричневых оттенков без видимых границ на полотне.
Только издали неопределённость эта приобретала неожиданную гармонию, и ясно вырисовывались человеческие очертания и лик, — лик оставался загадочным, на вид суровым, будто бы с острым и недовольным взглядом, и с широко (казалось) открытыми глазами.
Даже изобретение фотографии, не привело никого к сопоставлению этих золотисто-коричневых переливов на древнем полотне с негативом на пластинке. Впрочем, самый размер, в человеческий рост отпечатков на св.Плащанице мешал подобному сопоставлению.
Итак, когда Господь надоумил учёного археолога, адвоката и любителя-фотографа Секондо Пиа испросить королевского разрешения сфотографировать св.Плащаницу, у него не было ни малейшего представления о том, что перед ним находилась самая древняя фотография в мире. Им руководило одно лишь желание, ввиду чрезвычайно редких возможностей увидеть св.Плащаницу, сделать для верующих доступным её облик.
Получив необходимое разрешение, Секондо Пиа сделал 26 мая 1898 г. два снимка, из которых один оказался испорченным. С оставшейся ему большой пластинкой в 50-на-50 см величиной, заслуженный любитель заперся в тёмной каморке и опустил пластинку в проявительный раствор. Всматриваясь в проявлявшуюся св.картину он оцепенел. Руки его задрожали.
Перед его поражённым взором раскрывался рельефный портрет божественной красоты — не от мира сего лик с не земным выражением красоты и благородства. Этой властной задумчивости мир не видал с воскресения и вознесения.
На тёмном фоне негатива выявились белые очертания фотографического портрета Христа Спасителя. Сначала Пиа смутился. Он знал, что негатив, будучи снят с негатива, выявляет именно такого рода позитив... Не тогда? — Тогда, — твёрдо отвечал ему научно-тренированный ум, — почивавшая более 1500 лет св.Плащаница Христова сама каким-то невероятным образом представляет собой фотографически точный негатив, да ещё с огромным и глубоким духовным содержанием.
Мысли устремлялись и дальше: этой св.Плащанице, этому удивительному, в человеческий рост, негативу более 1800 лет. А ведь нашей этой новоизобретённой фотографии всего лишь 69 лет! Тут кроется, в этих коричневых отпечатках из гроба Господня необъяснимое чудо, так думал Богом, избранный Секондо Пиа.
Вся ночь просидел он, не отрывая глаз от портрета, так неожиданно у него в доме представившегося Христа Спасителя.
Задумаемся читатель, над смыслом этого несказанно-великого, что открылось в эту историческую ночь 26 мая 1898 г. До этого св.Плащаница свыше 1800 лет хранила свою Божественную тайну, когда, в минуту своего воскресения распятый Христос бережно отложил в сторону Свой сударь, в котором графически была запечатлена вся чудовищность, перенесённых Им страданий.
Он затаил в нём до времени свою Божественную тайну. Он точно знал, каким далёким поколениям, отходящим от Него учеников, будет дано искушение наукой, и приготовил для них источник отрезвления.
Лик на плащанице
Глава 4
Нерукотворный негатив
В I960 г. Фриан написал следующее заключение к своему труду о св.Плащанице Христа Спасителя:
Внесём и мы свою малую долю. Сначала опишем то, что важно усвоить о самой Плащанице, затем расскажем и о выдающихся мирянах и о тех трудах их, которые авторитетно заставили умолкнуть, каждое, поднятое на св.Плащаницу возражение. Мы ясно увидим, как в силу именно этих научных ответов и изысканий уже сомнений не высказывается, что оригинал св.Плащаницы тот, который явил себя совершенным фотографическим негативом, есть негатив нерукотворный.
Св.Плащаница — большой кусок домотканого серого прекрасного качества, полотна, примерно, 14 футов длины на 5 футов ширины.
Пресвятая голова Господа помещена была приблизительно в середине савана, а ноги Спасителя не достигали его конца почти на фут. Спаситель ростом был почти 6 футов. Свободная половина полотна была перекинута через голову Спасителя так что, когда Он восстал воскресшим, Плащаница висела у Него на голове, как свидетельствует св.Иоанн Богослов (20:7).
Отпечатки ступней Спасителя показывают, что та половина савана, на которой Он лежал, была перекинута вдоль ступней и на перёд через пальцы ног, верхняя его половина тоже была перекинута через ноги, так что св.кровь оросила и верхнюю и нижнюю половины св.Плащаницы в районе ступней.
Святое полотно несёт на себе два образа. Нижняя половина его несёт отпечатки со спины, а верхняя — лика Господня, Его скрещенные руки и передний отпечаток тела. По причине расположения св.Плащаницы вокруг тела Господня, эти два образа расположены головой к голове.
Когда мы при встрече друг с другом подымаем руку, то наши правые руки (правая сторона тела) находятся налево друг от друга. Но когда мы стоим перед зеркалом, то правая наша рука (и вся половина тела) в зеркале тоже направо от нас, и если бы мы отпечатались на этом экране, то такое расположение осталось и на отпечатке нашем.
Мы никогда не видим себя в зеркале такими, как видят нас люди. Точно также и в отпечатках на св.Плащанице. На лицевой стороне её правая сторона тела Господня — направо от зрителя, левая — налево, как в зеркале.
Со спины иначе, потому что, чтобы на Него посмотреть, мы сами должны обернуться к этому отпечатку, т.е. перевернуть нашу правую, в его отношении сторону налево. Отпечатки на св.Плащанице не только отпечатки, но одновременно фотографические негативы. Как бывает со всяким негативом превращение его в позитив переставляет половины тела на свои правильные места, потому на позитиве тёмного фона мы опять видим Спасителя таким, каким бы Его на самом деле видели: правая Его сторона налево от нас, а левая — направо. Со спины же, левая Его сторона налево от нас (в позитиве).
Как во всяком негативе такие переставления света и тени производят световой переворот. Лоб и нос кажутся нам тёмными на св.Плащанице тени Лика — белые.
До изображения фотографии это явление, конечно, было совершенно непонятно поклоняющимся свПлащанице. Для художников же, копировавших её, оно осталось загадочным.
Вследствие этого, самые первые, отсюда возникшие изображения иконописного Спасителя, не только воспроизводят малейшие светообразия, наблюдаемые на св.Плащанице, но правые увечья и другие детали остаются направо, а левые налево, как в зеркале. Читатель, заинтересованный наистарейшею иконописью, может обратиться к основному труду автора, где этому всему дана надлежащая разработка, основанная на сравнении древнейшей иконописи с оригиналом.
Кровь Спасителя, а её на св.Плащанице очень много, не отпечатывалась как на фотографии, а прямо впитывалась в сырое полотно. Следовательно, она отпечатывалась на св.Плащанице как позитив, т.е. красными, побуревевшими теперь, пятнами, как всё красное чёрными по белому в фотографии.
Она на снимке со св.Плащаницы оригинала имеет вид чёрный, а на негативе — белый. Розовая околосердечная вода и сукровица на фотографии выглядят серыми. Как уже говорилось, вне крови и воды, тени и свет на св.Плащанице как на великом фотографическом негативе, расплывчато, нежно и совсем неуловимо переходят друг в друга.
Никому, никакому художнику, нигде и никогда не удалось так нарисовать фотографический негатив, чтобы при печатании он не оказался грубой карикатурой, ибо тонкости этих светлых переходов принадлежат молекулярной химии, оставаясь недоступными для наитончайшей кисти художника.
Так и со св.Плащаницы никто ещё не смог мало-мальски сделать убедительной копии от руки, с этого отпечатка тела Христа Спасителя.
Два негатива отпечатка тела Христова во весь Его рост, как бы обрамляется гораздо более сильными пометками, которые справа и слева, простираются на всю длину Плащаницы. Это результаты пожаров 1532 г. и 1349 г., о которых говорилось выше.
Мы объяснили, что в пожаре 1532 г. сложенная св.Плащаница была прожжена на одном углу, растопившимся серебром той раки, в которой она находилась. При расправлении складок этот угол повторяется 12 раз и белые (на позитиве чёрные) заплаты, пришиты были в 1532 г. монахинями монастыря «Бедной Клары» в Шамбери.
Справа и слева от бёдер тела Христа, на заднем отпечатке Его тела, наблюдается прожог в виде буквы «Г» и при перевороте позитива — на «I», это прожог 1349 г. в Безансоне, который был зарисован Дюрером, и который в то время (до 1532 г.) был единственным на св.Плащанице.
Другие пометки от пожара 1532 г. — водяные пятна, особенно заметные вокруг колен, на груди и между двумя отпечатками Его головы. Они появились, когда спасавшие св.Плащаницу, которая тлела в пожаре, поливали её из ушата водой.
Имеется, наконец, линии, особенно поперечные, чёрные на негативе и белые на позитиве, как например, та, что пересекает фотографию лика Спасителя: одна надо лбом, а другая на уровне бороды и ещё ряд маленьких внизу Его шеи. Это тени от складок, при ярком освещении, от снятия фотографии. (Фотографии приложенные к настоящему труду были сняты в 1931-1932 гг. по официальному заказу и под контролем целой комиссия специалистов.
Они публикуются тут с разрешения синодологической комиссии в лице её представительницы — Австралии). Всякое даже маленькое ретушёрство запрещено даже при печати.
Итак, мы имеем дело с негативом необыкновенного качества, но на полотне, и притом огромной длины негатива и величины.
И он состоит из загадочных веществ, никогда ещё нашей наукой не применявшихся для создания негативных фотографий. Не удивительно поэтому, что ряд выдающихся химиков заинтересовались Св.Плащаницей. Мы имеем дело со старинным, серым, не белённым домотканым полотном.
Не мудрено, что ряд известных тканеведов и археологов заинтересовались им и изучили его материал и ручную его выделку, сравнивая его свойство с тождественными полотнами из строго датированных раскопок. Если бы подобная окровавленная плащаница, была случайно найдена и попала в руки полиции, то её непременно передали бы комиссии судебно-следственных врачей, в попытке установить условия зверского убийства, о котором оно свидетельствует.
Вот почему ряд знаменитых в то время специалистов судебно-следственной медицины отдали ей много времени и труда, многое объяснив касательно её свидетельств.
Наконец, явные и ужасающие ранения заинтересовали плеяду хирургов во многих странах, а пятна околосердечной сукровицы и посмертных выделений, которые несут столь убедительные свидетельства, наряду со св.кровью Спасителя, вызвали интерес физиологов, да и врачей вообще.
Многое, что медицине и хирургии не было ещё известно до этого времени, открылось в связи с произведёнными вокруг св.Плащаницы Христа, опытами, от начала настоящего столетия вплоть до 50-х годов, даже следователи-лингвисты направили свои логические умы к свидетельству св.Плащаницы, и один из них удостоился премии Парижской академии наук за судебное доказательство её подлинности. Кто были эти учёные, которые заставили умолкнуть одно за другим все возражения врагов Христовых?
Далеко не все они были верующими людьми, но все без исключения работали честно, во имя науки. Два или три из неверующих уверовали в результате своих наблюдений и вошли в церковь, о них будет упомянуто.
Вот имена и звания самых активных из этих учёных. Среди хирургов и медиков: д-р Пьер Барбе — главный хирург госпиталя св.Иозефа в Париже, д-р ректор Миланского университета, д-р ректор Туринского университета, д-р Ромахеса проф. П.Скотт, медик Генуэзского университета, так же чешский доктор В.Хепер, который уверовал в результате своих работ, и многие другие.
Все они верующие или нет, хорошо послужили Христу Спасителю, утвердив Его св.Плащаницу, как бесспорно подлинную Его реликвию. В наш век подобное единогласие в отношении христианской святыни остаётся истиной.
Особенно много работал д-р хирург П.Барбе, председатель французского общества хирургов и незаурядный экзегет. Он посвятил ряд глубоких медицинских трудов, произвёл серию исторических опытов в связи с ее показаниями, открыл много нового. Среди тканеведов особенно выделяется Тиммесс в Турине, д-р Регат Крефельского собрания древних ткачей, д-р Фаллах, Романо-Рерманского музея и проф. д-р Майнского университета.
Приведём теперь общие результаты их изысканий и выведем надлежащее, заключение.
Тканеведы доказали, что полотно св.Плащаницы ткалось во время Христа Спасителя, химики установили, что на св.Плащанице красящие вещества все органические. Они были особенно заинтересованы потому, что по сей день употребление растительных и телесных веществ в создании фотографических негативов для науки и техники остаётся загадкой без видимого прямого ответа. Исходя из Евангелия свидетельства об употреблении на св.Плащанице комбинации мирры и алоэ, а затем из второго свидетельства, — Николая Мазаратиса, — о том, что св.Плащаница благоухала этими погребальными веществами в 1201 г.
Учёные прибегли к опытам с этими веществами, а судебно-следственные медики применили химические результаты этих опытов в экспериментах с мертвецами.
Скоро стало ясно, дериваты алоэ, в частности алоин и алостин, в присутствии мирры, ароматического растительного вещества, дают окраску сначала бледно-коричневую, проникающую глубоко в полотно и входившую в состав каждого волокна не белённых серых, домотканых полотен, в таких полотнах волокна состоят из чистой целлюлозы.
Человеческий пот, в силу довольно сложных химических реакций, соединяется с этими веществами и даёт окончательную окраску полотна. Сначала бледная окраска эта усиливается, со временем от окисления в присутствии воздуха. Дальше мы докажем, что умиравшие крестной смертью, всегда обливались потоками горячего пота.
Имея эти результаты, со своими помощниками под руководством академика приступали к опытам на полотнах, прикрывавших гипсовые статуи. А судебно-следственные медики приступили к опытам над осыпанными или помазанными вышеупомянутыми веществами покойниками потными и покрытыми саваном.
В тех и других опытах возникали отпечатки на покрывавшем сером полотне, довольно грубо сходные с теми, что мы видим на св.Плащанице Христовой.
Отпечатки эти требовали около 30 часов для своего выявления в тихой, сырой атмосфере, как это бывает в склепе.
Эти опыты доказали вне всякого сомнения, что образ св.Плащаницы НЕРУКОТВОРЕН. Больше того, отпечатки оказались (ясно ещё не объяснимым способом) негативами. Когда с отпечатков этих сняты были фотографии, то получились позитивы, белые по чёрному, как на св.Плащанице.
Но тут возникло неожиданное обстоятельство, пред которым наука стала в тупик. В опытах со статуями, как и в опытах с покойниками, получились не портреты, а карикатуры оригиналов.
Дело в том, что лица и тела человеческие имеют сильный рельеф, и покрывающий их саван принимает отпечатки в трёх измерениях, которые при расправлении материала раздаются во все стороны, как в кривом зеркале. Результат получился не только грубый, но и прямо карикатурный. И нет у нашей науки метода, как этому воспрепятствовать.
Христос же Спаситель в Своём изображении сотворенном в гребу, нам оставил портрет абсолютно правильных пропорций и безупречной перспективы, как это бывает только на издалека снятых фотографиях. Ему одному известно какой божественный корректив был применён в каждой, абсолютно каждой точке покрывающего Его савана, чтобы получилась фотография не только безупречная, но с таким душу пронизывающим содержанием!
Это обстоятельство и заставило под конец 44-х летних опытов вылиться следующим строкам из-под пера Винона: «Если наука наша почувствует себя превзойдённой, она должна будет это признать и тем самым произведёт открытие».
А современный наш учёный Г.Р. недавно написал: «Можно рассуждать и аргументировать тем, что учёным ещё предстоит окончательно открыть, как именно этот портрет был произведён, но на это ответ следующий.
Пусть они производят опыты на других телах и других саванах. Если им удастся воспроизвести точно такой же эффект, задача разрешится, если же нет, то Плащаница есть УНИКА, так точно, как и другие чудотворения, связанные с телом Господа нашего были уникальны.
Глава 5
Личное свидетельство Господа Иисуса
Глава 6
Свидетельство об избиении
Просим читателя перечесть повествования св.Иоанна (18:22) и Матфея (26:67, 27:30) об избиении лика Христа.
Св. лик на Плащанице несёт явные следы всего этого. Как указывает Барбе, ссадины заметны почти повсюду, но особенно на правой стороне лика. Эта сторона искажена также накоплением крови под кровоточащей поверхностью. Обе надбровные дуги несут контуженые раны.
Эти раны образовались изнутри, когда удар кулака или палки в надбровную дугу распарывает глубокий слой кожи под бровью. Хирург Барбе замечает, что самое заметное повреждение состоит из ссадины под правым контуженым глазом. Её вершина направлена вверх и внутрь, смыкается с другой ссадиной в середине носа.
Нос в этом месте искривлён, полом задней части хряща, близ места, где хрящ соединяется с носовой касты, которая не затронута.
Кордиглия отмечает, что все эти ранения и контузии почти замкнули правый глаз Спасителя, будучи причинены палкой, есть ссадины и на левей щеке, около конца носа, и на правой стороне ниже губы.
И при всём этом сохраняется такое смиренное величие в выражении Христа Спасителя как бы в задумчивости (задумчивой сосредоточенности) ожидавшего воскресения (репр.2-3).
Тогда Пилат взял Иисуса и велел Его бить (Ин.19:І). Это избиение, которое св.Плащаница записала как столь страшную картину, было законным приготовлением к смертной казни. Приговорённый привязывался с высоко поднятыми руками к столбу, сначала грудью, а потом спиной, раздетый донага, он был избиваем римским флагрумом.
Это орудие пытки имело короткую рукоятку, к которой были прикреплены 2-5 ремней или верёвок, на концах их прикреплялись гирьки из свинца или кости. Ремни резали кожу, а гирьки впивались в неё, причиняя кровоточащие раны, часто вырывали куски кожи. Таких ранений тело Христово на св.Плащанице являет огромнее число (репр.2-4). Ранения эти имеют, особенно на спине, характерную форму гирек (репр.4), а по бокам, ногам и плечам особенно выявляются (выявлены) удары ремней.
Гирьки причиняли ранения в виде глубоких ран, соединённых острой поперечной прямой ранкой, причинённой стержнем, соединявшим свинцовые шарики и пришитыми к концу ремня. Всё тело Христа Спасителя было так избито (репр.2).
Еврейский закон запрещал более 40 ударов, а римский — запрещал только убивать жертву, тем избавляя её от последующей казни. Если флагрум имел 5 ремней, то он причинил 200 ранений при еврейском законе и гораздо более при римском, согласно которому был осуждён Христос.
Все учёные медики и физиологи, профессионально рассматривая свидетельства св.Плащаницы, согласились в том, что Христа Спасителя избивали 2 палача, один из которых был низкого роста (ниже чем другой).
Оба сначала стояли позади, потом впереди жертвы и орудовали плетью окружными движениями с плеча. Раны на спине (репр.2-4) разделились на категории. Одни, более многочисленные, отметились наискось, сверху вниз, и слева направо, будучи наносимы слева стоящим истязателем. А другие были наносимы стоящим направо и позади Христа палачом.
На нижней половине туловища ранения группируется снопами. Следы на спине направлены к верху, а по икрам к низу (репр.2; тело Христа со спины).
В одних случаях кожа была рассечена, и кровоточила, а в других случаях раны имеют сгустившуюся в них сукровицу. На предплечье раны особенно ужасны, т.к. лежат горизонтально на скрещенных впереди руках.
Маленькие тяжёлые гирьки падали на высоко поднятые над головой руки, привязанные к столбу. Буквально места не избитого на теле Богочеловека — Христа Спасителя: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая... Это касается каждого из нас лично, это мы должны знать и всегда ПОМНИТЬ!
Глава 7
Свидетельство о терновом венце
Глава 8
Лифостратон и претория
Ещё до последней мировой войны в Иерусалиме шли и завершались большие археологические работы, подступавшие вплотную к монастырю, построенному на развалинах римской цитадели Иерусалима, где находился Лифостратон (судилище Пилата).
С позволения монахинь стены монастыря были укреплены и раскопки продолжались под монастырём. Археологи расчистили сначала самое судилище и обнаружили ведущую вниз каменную лестницу.
Она ведёт в большой зал, как бы внутренний двор, который и есть та претория, о которой пишут евангелисты. Археологи расчистили и её от хлама, камней и обломков, засыпавших её веками войн и разрушений.
Водружены были на место каменные светильники, найденные на полу и озарявшие истязания Христа Спасителя. Тут Его избивали, тут надели на Него багряницу и венчали шипами, тут глумились над Ним и мучили Его, тут били палкой по лицу...
Ученый В.Фреан даёт первое в истории вполне обоснованное объяснение совершившегося тут.
В этой претории воины стояли на часах, а во внутреннем дворе легионеры располагались на отдых, проводя время в азартных играх, шутках и брани. При раскопках вместе с оружием было найдено много костяных кубиков, которыми воины метали жребии.
На вычищенных плитах каменного пола нашли выгравированную игру «василевса» или «базиликуса», т.е. «императора». Об этой игре много говорят авторы древнего мира. 14-й день нисана, в который Христос Спаситель был истязаем и испустил дух, был весьма близок к весеннему равноденствию, когда проходили римские игры — сатурналии, к ним относится игра «базиликуса».
Часть игры заключалась в том, чтобы взять по жребию одного из воинов, облечь его в багряницу, дать ему палку-трость, как скипетр, и провести его по всем выгравированным стадиям игры до места, где стояла буква «В», — василевс, — измучить его там, среди насмешек и глумлений, и заколоть насмерть. Кругообразная гравировка на полу этого зала, где Христос, «царь иудейский», оказался узником всего полка, отмечает ход этой игры и заканчивается буквой «В», куда и поставили попавшуюся им жертву.
Багряница была готова для наступавших сатурналий. Василевс — «царь иудейский» оказался у них в когтях — не было нужды прибегать к жребию. Игра была сыграна, но потому, что этому узнику предназначалась другая смерть, глумление, издевательства и побои были удвоены в своей ярости. У римлян в лапах был еврей. Было холодно, у огня лежали кучи терновника для растопок. В завершении сатурналии «василевсу» сплели венок из этих терний, чтобы ещё слаще насытиться Его мучениями.
Кровавые пятна на св.Плащанице свидетельствуют об этой жестокости; надломленный носовой хрящ Спасителя свидетельствует о том, как выхвативший у Него палку-«скипетр», ударил Его по лицу и голове. Посмотрите, говорит нам Фреан, на лик Спасителя и вы обретёте в. Нём самое подобающее размышление для вас возможное об оскорблениях и издевательствах, которые Он перенёс с таким терпением.
Он говорит нам то, что сказал Иакову и Иоанну — «можете ли вы пить ту чашу, которую буду пить Я?» (Мф.20:22) Мы готовы прибегать к Нему за утешением и наградой, можем ли мы подражать Ему и нести спокойно позор, издевательства и унижения? Можем ли мы испить хоть каплю той чаши, которую до дна испил ОН?!
Глава 9
Свидетельство о несении креста
Глава 10
Свидетельство о распятии рук
Отче, прости им, ибо не знают что делают (Лк.23:34). А знает ли это каждый христианин? Думаем, что нет, ибо до свидетельствования св.Плащаницы и её изучения медиками, диавольский садизм римского распятия, нашим далеко ушедшим временам, известен не был...
Св.Плащаница переносит нас на 19 столетий назад. Она беспощадно свидетельствует нам всю душераздирающую истину, и мы своим христианским долгом должны считать, осознание каждой детали показаний св.Плащаницы, и как христиане первых времён, креститься в глубокой сосредоточенности, ясно представляя себе всё то, что крестное знамение воскрешает в нашей памяти.
Из-за непонимания свидетельства св.Плащаницы не существовало христианского предания о точном месте на руках, где проходили гвозди палачей римской империи. Наидревнейшие распятия не представляли Христа распятым, но только протянувшим руки к распятию.
Пригвождённые руки на изображениях появляются лишь в 10 веке, и гвозди блуждают у разных художников по всей руке. Св.Плащаница свидетельствует авторитетно, что Христос Спаситель был распят через запястье. Кровь (репр.3) на позитиве белая) вылилась из запястья левой руки двумя потоками, под углом 10 градусов, по каждой руке почти до локтей бегут запёкшиеся ручейки крови.
Когда бледные святые руки, столько чудес сотворившие, были пригвождены, то ручейки текли от запястий к локтям. Анатомически кисть руки состоит из запястья, ладони и пальцев. Отверстия ран кисти руки Спасителя находятся в самом центре запястья.
Запястье состоит из семи частей, вокруг центрального прохода, где проходят нервы к пальцам руки, кости запястья связаны одним из самых сильных мускулов нашего тела, который позволяет руке выдерживать очень большие напряжения и нести груз, даже больше веса всего тела.
Свидетельство св.Плащаницы особенно заинтересовало хирургов и анатомов. Во-первых: рана на руке идёт вразрез с художественным изображениям распятого Христа (правда, не основанными на преданиях). Поражает отсутствие большого пальца в обеих скрещенных руках (репр.3).
Поражённый этим, хирург Барбе, приступил к опытам. Закон запрещает употреблять в опытах трупы людей до истечения 24 часов, а после этого тело затвердевает, и опыт теряет всякое значение. Барбе использовал ампутированные от плеча, или локтя руки, через полчаса после ампутации. Он пригвождал их через ладони (как художники изображают), а затем привешивал к ним груз, как бы несущий вес тела распятого, человека.
Этот опыт, много раз повторенный и проверенный другими медиками всегда приводил к одному результату: рука раздиралась между пальцами и срывалась с гвоздя. Следовательно, так распятый человек неминуемо срывался бы с креста и падал на землю. Дело в том, что между, костями ладони есть только кожа, и тонкие, без всякой силы продольные мускулы.
Тогда хирург Барбе пригвоздил руки в том месте, на которое указывает св.Плащаница Христова. Все проверочные опыты привели его к физиологическому открытию: а) гвоздь без труда, одним ударом молотка, проходит в центре запястья, не задевая ни одной кости, и рука так пригвождённая, выдерживает вес тела человека, по телосложению соответствующему этой руке; б) при прохождении гвоздя в центре запястья, затрагивается большой нерв руки и большой палец судорожно прижимается ладони и так оставался парализованным.
Вот почему на отпечатке св.Плащаницы нет больших пальцев рук, оба находились под ладонями и отпечататься не могли.
Да, до опыта Барбе это медицине не было известно. Св.Плащаница научила истине и медиков и художников!
Свидетельство Плащаницы есть истина, которая всегда и во всём безупречна (безошибочна).
Математики, работавшие с Барбе, доказали, что распятое тело человека провисает на пронзённых руках и каждая рука, испытывает нагрузку, почти равную весу всего тела, живые люди, так привязанные, не могли выдержать тяжести 10 минут без непоправимого вреда для их здоровья.
Христос Спаситель так провисал 3 часа, на пронзённых нервных магистралях Своих рук.
Самая невыносимая пытка, которой может быть подвержен человек, есть ранение больших нервных узлов. Висящее на дереве тело натягивает всем своим грузом эти продранные большие нервные узлы руки и ужасная агония возобновлялась, это продолжалось 3 часа!
Гвозди, найденные в раскопках многих римских голгоф, были примерно 5-ти дюймовые, зазубренные и туповатые на конце. Только хирург мог так растолковать то, что палачи римской империи сделали Христу Спасителю. Будем это твёрдо помнить, когда поём: «и страдавша...»
Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Когда мы слышим эти слова за литургией, ясно да узрим этот ЛИК, твёрдо зная всё то, что Он за нас претерпел и перенёс.
В полном понимании этого, преобразимся, чтобы стать достойными этой к нам безграничной любви.
Глава 11
Свидетельство о распятии ног
Глава 12
Свидетельство о прободении копьем
Но один воин копьём пронзил Ему ребро и тотчас истекли кровь и вода (Ин.19:34-37). Римский писатель I-го века Квинтиллион говорит, что палач не запрещает хоронить того, кого пронзили, поэтому стражник ответственный за то, чтобы не отдать распятого может быть в обмороке, удостоверился в смерти Христа, ударом копья в сердце, как этого и требовал римский закон.
Свидетельство св.Иоанна было камнем преткновения для многих врачей. Они знают, кровь в венах и артериях усопших не сгущается, и вода из крови не выделяется.
Своими опытами доктора Барбе и Кордиглия доказали, что свидетельство св.Иоанна, как он сам об этом говорит, истинно и что свидетельство об этом св.Плащаницы не только фактически истинно, но и клинически безупречно верно.
Опыты этих врачей показали, что сомневающиеся медики не поняли св.Плащаницы и Иоанна и того, что на самом деле произошло. Св.Плащаница ясно показывает раны от копья и она вся промочена кровью и водою (ручьями воды), из этой раны вытекавшей.
На репр.3 на правой стороне, позитива, рана эта видна, как удлинённый овал, наклонённый налево и вниз. Находится она от чёрной треугольной заплаты прямо под правой грудью тела Спасителя. На позитиве (репр.3) кровь белая, а вода намечается среди неё тёмными пятнами и извилистыми потоками.
На лицевой стороне Плащаницы первые части потока прикрыты заплатой, со спины правая сторона тела находится слева от зрителя. Кровь на Плащанице буро-красная, а вода серо-розовая.
Ручьи эти переплетаясь, облили поясницу и опять разлились большими сгустками и водяными пятнами.
Репр.2 п оказывает, что потоки эти справа и слева пропитали Плащаницу далеко вне пределов тела Христова, где верхняя часть их, к сожалению, прикрыта заплатами.
Таковы свидетельства Плащаницы. Они особенно поражают на фотографии, увеличенной до предельного роста Спасителя, где каждая малейшая деталь совершенно явна. Чтобы точно определить, что именно произошло при прободении ребра, Барбе и Кордиглия приступили одновременно к опытам, не зная о работе друг друга и оба пришли к одному выводу.
После весьма осторожных антропометрических измерений, точно устанавливающих положения раны, в отношении внутренних органов тела Христова, Барбе перенёс очертания этой раны на специально подобранного пациента, отвечающего измерениям тела Христова.
Очертание раны покрыли металлической пластиной, и пациента подвергли радиографии.
На снимке видна была пластинка между пятым и шестым ребром, покрывая межрёберное пространство, посреди грудных костей показывались очертания перикардия (околосердечной сумки) и сердца. Хирург Барбе пришёл к выводу, что копьё, прорезав плевру и правое лёгкое, пронзило перикардий и сердце.
Правое предсердие, которое находилось очень близко от ранения кожи, всегда полно в мёртвом теле венозной крови. Но откуда вода?
Опыты по вскрытию трупов показали, что когда нож проходит через перикардий, ещё не ранив, сердца, выпуская большое количество околосердечной воды.
Потом оказалось, что проф.Кордиглия независимо пришёл к тому же результату. Следовательно, вытекла из раны вместе и венозная кровь из предсердия и околосердечная вода из перикардия. (Обильность этой воды у Спасителя хирурги приписывают сильному перикардиту, вызванному страшным избиением, которое только что перенёс Спаситель).
Пока Христос висел на кресте, вытекала кровь, накопившаяся в верхних венах и предсердии. Когда Его сняли и понесли горизонтально, то и вены ног и нижней половины тела направили кровь через эту рану.
Так истекал кровью Спаситель наш, пока Его несли так и продолжал истекать в Своей св.Плащанице. Заключение хирургов никем не было оспорено.
Безошибочно свидетельство св.Плащаницы о правой стороне тела, в которую римский воин нанёс удар копьём.
Легионеры специально тренировались наносить смертельные удары (раны) в сердце, именно с этой стороны, где оно не было защищено, не прикрыто щитом.
Глава 13
Свидетельство о страстях и смерти Спасителя
Зловещую правду, о которой свидетельствует св.Плащаница, каждый христианин должен знать твёрдо и помнить о всей её чудовищности.
Три часа переносит Спаситель мучения, прежде чем принять смерть! Но весь ужас их (мучений) даже после всего указанного, читатель и не подозревает.
Христос Спаситель Бог и Человек избрал Себе самую болезненную пытку и смерть именно потому, что ОН был БОГ, избрал самое ужасное, что только может выпасть на долю человека, что может вынести человеческая природа. Под полным контролем Своей собственной воли перенёс Он бурю мучений духовных и свирепый огонь мучений телесных.
Чтобы понять всю глубину Его духовных мучений, нам во грехе родившимся и живущим, нужно было бы Его божественное незнание зла.
Душа Моя скорбит смертельно, говорит Он. Зло это Он в Своём всеведении духовно побеждал в этих страшных физических пытках, побеждая испытывал всю бездну животного и духовного зла, дошедших до предела.
Хирурги и медики нам объясняют, что у человека, пригвождённого ко кресту, через вверх поднятые руки, воздух из лёгких не выходит, и наступает асфиксия — удушье.
Чтобы выгнать отравленный воздух, жертва пробует себя поднять. Медленно, невыразимым напряжением, Христос опирается на гвозди, пронзившие Его ноги, и тем давит на Свои раны. Колени понемногу выпрямляются и тело постепенно поднимается. Руки вращаются вокруг четырёхугольных гвоздей, прорвавших их центральные нервы.
Только этой жесточайшей пыткой преодолевается тяжесть повисшего тела. Явление асфиксии уменьшается, мускулы груди немного отдыхают, дыхание расширяется, лёгкие выгоняют яд, посиневшее лицо принимает свою прежнюю бледность.
Для чего Он делает это страшное усилие? Чтобы сказать: Отче, прости им... Но минута прошла, тело опять упало, столбняк опять схватил мускулы всего тела. Так продолжалось движение вверх и вниз на живых, обнажённых нервах, на зазубренных угловатых гвоздях.
Так преодолевается удушье, снова на время позволяя вернуться к сознанию путём этих мучений, среди которых Он позаботился и о Своей многострадальной, здесь стоящей и состраждущей Ему, Матери, тихой Марии. И ТАК ТРИ ЧАСА!
Силы уходят, Христос горит жестоким жаром и обливается потоками горячего пота, стекающего к к подножию креста.
Свидетели крестных смертей в Дахау (гитлеровском концлагере) описали это в своих показаниях.
20 веков христианского учения в иных людях зверя не подавило! Зверя? НЕТ! Звери этого никогда не творили.
Раздвоение кровавых потоков на руках Господа есть результат и свидетельство поднимания и опускания тела, когда руки вращались на раздиравших нервы гвоздях. (Свидетельство Плащаницы правдиво).
Приходит конец, тело теряет свою последнюю влагу. Голова Христа падает на грудь вперёд, при распростёртых руках её нельзя повернуть в сторону без жесточайшей боли. Ногами овладевает столбняк. Судороги распространялись по всему телу. Столбняк охватывает судорожно расширенную грудную клетку (репр.З).
Лопатки втягиваются внутрь спины (репр.4). Столбенеют руки, но Он сознания не теряет. Огромными усилиями Христос отбрасывает голову назад и шипы ломаются о Его череп. Раздаётся Его последний вопль — возглас победы добра, заставивший сотника уверовать, что пред ним СЫН БОЖИЙ. Отче! В руце Твои предаю дух Мой! (Лк.23:46) — СОВЕРШИЛОСЬ! — И преклонив голову Спаситель предал дух (Ин.19:30).
Врачей судебно-следственной медицины поразили правдивые безошибочные записи всего этого на св.Плащанице, и все они, как верующие так и неверующие (маловерующие) одним голосом сказали: это воистину есть Плащаница Иисуса Христа, и не может она ничем иным быть, так истинны все её показания.
Самое её заметное свидетельство — огромное расширение грудной клетки Спасителя (репр.3). Со спины видно, что лопатки не выступают как в нормальном состоянии, а втянуты в мускулы (репр.4).
Мускулы рук и ног выпукло натянуты, как канаты, а по спине, между судорогой сведёнными мускулами, текли ручейки крови. Все врачи согласились, что диагноз может быть только один: в св.Плащаницу завёрнуто тело, умершее на кресте с широко распростёртыми, и пригвождёнными сквозь запястья, руками и сквозь предплюсны, ногами. Решение это удостоверяется подписями знаменитых профессоров, производивших следствие (судебно-медицинской экспертизы).
Почему перебивали голени ещё не умерших жертв на кресте?
Потому, что не имея больше точки опоры и свисая на одних руках, они мучительно и окончательно задыхались при раздутых и отравленных до предела лёгких.
Глава 14
Свидетельство о погребении
Глава 15
Свидетельство воскресения
От редактора сайта