Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок.
Если это, к примеру, районный город - то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации.
А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.
В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено - например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, - все это может очень осложнить процесс согласования.
Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка - именно под строительство храма.
По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.
Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться?
Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.
Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., - поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.
Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, - в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм.
Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.
Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.
Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».
Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, - говорит отец Даниил. - И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, - например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей».
По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому - и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.
Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу.
Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье - таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно.
«Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, - говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. - Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей.
Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату - это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».
Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона - благодаря ему стройка продвигается.
«То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», - говорит отец Варфоломей.
В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. - Если просто отправить рассылку и ждать ответа - откликается всего один процент организаций.
Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке - откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.
Есть интересный способ для сбора средств на храм - именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.
«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы.
В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап - предпроектные работы.
Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.
Как устроен храм
Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма - это алтарь, в центре которого находится престол - самое священное место храма.
Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви - Евхаристия (благодарение) - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом. По словам священника Павла Флоренского, иконостас - это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих».
В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.
Возвышение - продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, - называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи - полукруглый выступ - амвон (греч. «восхождение»).
Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником - проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Крестовокупольная церковь мч. Трифона в Напрудной слободе в Москве. XV в. В основе такого храма - равносторонний крест.
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов.
Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы - три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Святая София в Константинополе. VI в. Этот храм представляет собой базилику, доминантой которой является величественный купол, "как на цепи подвешенный к небесам"
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей - алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть - притвор. Притвор - место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди - оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.
Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная, поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших.
В Византии эта часть называлась еще нартекс - место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение - в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии - молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή - усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.
Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.
Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор - главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения.
Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» - возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.
Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников - чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией.
Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно - например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Базилика Спасителя в г. Дечаны. Сербия. XIV в. В отличие от равносторонних крестово-купольных храмов, в основе базилики - крест, одна сторона которого вытянута на запад.
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль.
Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78).
Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света.
Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг - это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.
Никольская шатровая церковь в Балахне. XVI в. Шатровый стиль, в отличие от крестово-купольного, оставляет довольно мало места внутри, но позволяет "вытянуть" храм вверх.
Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен. www.tovrest.ru