Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Октябрь » 14 » • Русское золотое шитьё •
00:07
• Русское золотое шитьё •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • 1. Фрагмент шитья деисусного чина
  • 2. Образец золотного шитья
  • 3. Деталь женской одежды
  • 4. Оплечье фелони
  • 5. Образец XVII в
  • 6. Деталь женской одежды
  • 7. Образец XVII в
  • 8. Образец золотного шитья. XVII в
  • 9. Образец золотного шитья. XVII в
  • 10. Образец золотного шитья
  • 11. Зарукавье церковного облачения
  • 12. Фрагмент ширинки (?)
  • 13. Фрагмент золотного шитья
  • 14. Фрагмент золотного шитья
  • 15.Женский головной убор – кокошник
  • 16. Женский головной убор – кокошник (верх)
  • 17. Женский головной убор – кокошник (тыльная сторона)
  • 18. Образец золотного шитья
  • 19. Тыльная сторона кокошника
  • 20. Образец золотного шитья
  • 21. Кошельки и сумочка
  • 22. Платок. Начало XIX века
  • 23. Платок. Первая половина XIX века
  • 24. Женский головной убор – кокошник
  • 25. Обложка
  • Предисловие

    В подборке открыток представлены лучшее образцы золотного шитья XV-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. В большинстве своем это фрагменты одежды и головные уборы.

    Золотным шитьём называют вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями, а исполнявших её мастериц –золотошвеями.

    Искусство русских золотошвей занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времени Древней Руси по памятникам материальной культуры и посменным летописным источникам XII века.

    Древнерусское художественное орнаментальное шитьё золотными нитями и другими драгоценными материалами было предназначено для светского и культового обихода. Вместе с другими произведениями искусства оно создавало атмосферу пышности и богатства русского двора и церкви. Золотным шитьем щедро украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства интерьеров, «конюшенный» убор и другие предметы быта.

    Декоративный эффект в золотном шитье достигался использованием множества разнообразных технических приёмов и материалов. Шитьё выполнялось волоченными или прядёными нитями. Употреблялись и нити виде узкой тонкой полоски драгоценного металла-бить и виде тонкой проволочки, скрученной виде спирали, - канитель. Особенностью русского золотного шитья является шов и прикреп. Металлическая нить накладывалась на ткань и прикреплялась к ней мелкими стежками тонкой шелковой или льняной нитью в цвет золота, серебра или контрастной цветной в зависимости от художественной задачи. Золотошвеи владели большим запасом разнообразных узоров – прикрепов, создающих на поверхности шитья дополнительные геометрические фигуры под красочными названиями: «ягодка с черенком», «ягодка простая», «клопчик», «денежка». В качестве фона для золотного шитья использовались дорогие привозные бархаты и шелковые ткани, тонкая кисея. Шитьё дополнялось жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, золоченными орнаментированными пластинами, мелкими бляшками, блёстками.

    Орнаментальные композиции золотного шитья включают растительные мотивы, изображения птиц, зверей и фантастических животных. Этот мир привычных образов древнерусского искусства нашёл своё дальнейшее развитее в русском народном искусстве.

    Многие узоры золотого шитья XVI-XVII веков были навеяны богатым пышным декором золотных бархатов и шелков, в изобилии привозимых в Россию из восточных и западноевропейских стран (№3, 4, 6, 8).

    В лучших произведениях русского золотного орнаментального шитья все изображения взаимоуравновешенны и соразмерны, их очертания подчинены определённому внутреннему ритму, рисунок отличается чёткостью и плавностью. Для XVI- начала XVII века характерны зеркальные композиции с симметричным построением узора относительно вертикальной оси (№2, 3). Во второй половине – конце XVII века широкое распространение приобретают композиции с основным мотивом в центре. Наиболее часто используется крупный, богатый по разработке мотив с отходящими от него побегами с листьями и плодами (№7, 8, 9).

    Появляются произведения, где травы узорочья сплошь расшиты алым, малиновым, голубым и зелёным шёлком, а золотная нить выступает как дополнение в деталях.

    Интересно шитьё платков – ширинок этого времени, служивших декоративным дополнением костюма и входивших в число посольских даров (№12). Их украшали вышивкой разноцветными шелками, золотными и серебряными нитями, жемчугом.

    Мотивы и принципы построения узора древнерусского шитья получили свое дальнейшее развитее в народной крестьянской вышивке XVIII – XIX веков. Наиболее четко это прослеживается в золотном шитье праздничных женских головных уборов, платков, в отделке крестьянской одежды.

    Особенно нарядно украшались праздничные кокошники, бархатные душегреи, епанечки. В их декоре преобладают растительные мотивы. Наряду с традиционными гвоздиками, тюльпанами, цветами шиповника – «травным узорочьем» древнерусского искусства – в XVIII - начале XIX века цветочной композиции значительное место отводится букету, перевязанному у основания бантом, и вазону с цветами, мотивом, пришедшим в народную вышивку, вероятно, под влиянием рисунков шелковых тканей отечественно производства с «пукетами», из которых обычно шили праздничные сарафаны (№16, 17, 22, 23).

    В это время становится характерным для золотого шитья обводка рисунков по контуру мелкими ажурными петлями (№16, 17).

    Сюжетные мотивы в золотном шитье встречаются редко, но на некоторых образцах (№19, 20) среди растительных побегов, изображение птиц и животных мы видим стилизованные женские фигуры. В первом случае узнается пряха, сидящая за работой, всадник, во втором – пляшущая женщина в высоком головном уборе.

    В XVIII и XIX веках золотное шитьё часто применялось в украшении модных мелочей, сумочек, кошельков (№21).

    На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью декора одежды и интерьера.

    В настоящие время лучшие традиции золотного шитья сохраняют современные мастера народных художественных промыслов, Калининской, Горьковской и других областей России.

    Л. Ефимова.
    Издательство «Изобразительное искусство»
    (С) 1982 год. Тираж 200 тыс.

    1
    Фрагмент шитья деисусного чина
    Конец XV - начало XVI века

    фото

    2
    Образец золотного шитья
    Конец XVI - начало XVII века

    фото

    3
    Деталь женской одежды (вошва)
    Конец XVI - начало XVII века

    фото

    4
    Оплечье фелони
    Фрагмент
    Конец XVI - начало XVII века

    фото

    5
    Образец золотного шитья
    XVII век

    фото

    6
    Деталь женской одежды (вошва)
    XVII век

    фото

    7
    Образец золотного шитья
    XVII век

    фото

    8
    Образец золотного шитья
    XVII век

    фото

    9
    Образец золотного шитья
    XVII век

    фото

    10
    Образец золотного шитья
    Конец XVII - начало XVIII века

    фото

    11
    Зарукавье церковного облачения
    Конец XVII - начало XVIII века

    фото

    12
    Фрагмент ширинки (?)
    Конец XVII - начало XVIII века

    фото

    13
    Фрагмент золотного шитья
    XVIII век

    фото

    14
    Фрагмент золотного шитья
    XVIII век

    фото

    15
    Женский головной убор – кокошник (тыльная сторона)
    XVIII век

    фото

    16
    Женский головной убор – кокошник (верх)
    XVIII век

    фото

    17
    Женский головной убор – кокошник (тыльная сторона)
    XVIII век

    фото

    18
    Образец золотного шитья
    Вторая половина XVIII века

    фото

    19
    Тыльная сторона кокошника
    Конец XVIII - начало XIX века

    фото

    20
    Образец золотного шитья
    Конец XVIII - начало XIX века

    фото

    21
    Кошельки и сумочка
    Конец XVIII - начало XIX века

    фото

    22
    Платок
    Начало XIX века

    фото

    23
    Платок
    Первая половина XIX века

    фото

    24
    Женский головной убор – кокошник
    Первая половина XIX века

    фото

    25
    Обложка

    фото

    Л. Ефимова

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    фото
    Застолби свой ник!

    Источник — http://providenie.narod.ru/

    Просмотров: 297 | Добавил: providenie | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 39

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году