Предисловие
1. Фрагмент шитья деисусного чина
2. Образец золотного шитья
3. Деталь женской одежды
4. Оплечье фелони
5. Образец XVII в
6. Деталь женской одежды
7. Образец XVII в
8. Образец золотного шитья. XVII в
9. Образец золотного шитья. XVII в
10. Образец золотного шитья
11. Зарукавье церковного облачения
12. Фрагмент ширинки (?)
13. Фрагмент золотного шитья
14. Фрагмент золотного шитья
15.Женский головной убор – кокошник
16. Женский головной убор – кокошник (верх)
17. Женский головной убор – кокошник (тыльная сторона)
18. Образец золотного шитья
19. Тыльная сторона кокошника
20. Образец золотного шитья
21. Кошельки и сумочка
22. Платок. Начало XIX века
23. Платок. Первая половина XIX века
24. Женский головной убор – кокошник
25. Обложка
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
В подборке открыток представлены лучшее образцы золотного шитья XV-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея.
В большинстве своем это фрагменты одежды и головные уборы.
Золотным шитьём называют вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями, а исполнявших её мастериц –золотошвеями.
Искусство русских золотошвей занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времени Древней Руси по памятникам материальной культуры и посменным летописным источникам XII века.
Древнерусское художественное орнаментальное шитьё золотными нитями и другими драгоценными материалами было предназначено для светского и культового обихода. Вместе с другими произведениями искусства оно создавало атмосферу пышности и богатства русского двора и церкви. Золотным шитьем щедро украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства интерьеров, «конюшенный» убор и другие предметы быта.
Декоративный эффект в золотном шитье достигался использованием множества разнообразных технических приёмов и материалов. Шитьё выполнялось волоченными или прядёными нитями. Употреблялись и нити виде узкой тонкой полоски драгоценного металла-бить и виде тонкой проволочки, скрученной виде спирали, - канитель. Особенностью русского золотного шитья является шов и прикреп. Металлическая нить накладывалась на ткань и прикреплялась к ней мелкими стежками тонкой шелковой или льняной нитью в цвет золота, серебра или контрастной цветной в зависимости от художественной задачи. Золотошвеи владели большим запасом разнообразных узоров – прикрепов, создающих на поверхности шитья дополнительные геометрические фигуры под красочными названиями: «ягодка с черенком», «ягодка простая», «клопчик», «денежка». В качестве фона для золотного шитья использовались дорогие привозные бархаты и шелковые ткани, тонкая кисея. Шитьё дополнялось жемчугом, драгоценными камнями, самоцветами, золоченными орнаментированными пластинами, мелкими бляшками, блёстками.
Орнаментальные композиции золотного шитья включают растительные мотивы, изображения птиц, зверей и фантастических животных. Этот мир привычных образов древнерусского искусства нашёл своё дальнейшее развитее в русском народном искусстве.
Многие узоры золотого шитья XVI-XVII веков были навеяны богатым пышным декором золотных бархатов и шелков, в изобилии привозимых в Россию из восточных и западноевропейских стран (№3, 4, 6, 8).
В лучших произведениях русского золотного орнаментального шитья все изображения взаимоуравновешенны и соразмерны, их очертания подчинены определённому внутреннему ритму, рисунок отличается чёткостью и плавностью. Для XVI- начала XVII века характерны зеркальные композиции с симметричным построением узора относительно вертикальной оси (№2, 3). Во второй половине – конце XVII века широкое распространение приобретают композиции с основным мотивом в центре. Наиболее часто используется крупный, богатый по разработке мотив с отходящими от него побегами с листьями и плодами (№7, 8, 9).
Появляются произведения, где травы узорочья сплошь расшиты алым, малиновым, голубым и зелёным шёлком, а золотная нить выступает как дополнение в деталях.
Интересно шитьё платков – ширинок этого времени, служивших декоративным дополнением костюма и входивших в число посольских даров (№12). Их украшали вышивкой разноцветными шелками, золотными и серебряными нитями, жемчугом.
Мотивы и принципы построения узора древнерусского шитья получили свое дальнейшее развитее в народной крестьянской вышивке XVIII – XIX веков. Наиболее четко это прослеживается в золотном шитье праздничных женских головных уборов, платков, в отделке крестьянской одежды.
Особенно нарядно украшались праздничные кокошники, бархатные душегреи, епанечки. В их декоре преобладают растительные мотивы. Наряду с традиционными гвоздиками, тюльпанами, цветами шиповника – «травным узорочьем» древнерусского искусства – в XVIII - начале XIX века цветочной композиции значительное место отводится букету, перевязанному у основания бантом, и вазону с цветами, мотивом, пришедшим в народную вышивку, вероятно, под влиянием рисунков шелковых тканей отечественно производства с «пукетами», из которых обычно шили праздничные сарафаны (№16, 17, 22, 23).
В это время становится характерным для золотого шитья обводка рисунков по контуру мелкими ажурными петлями (№16, 17).
Сюжетные мотивы в золотном шитье встречаются редко, но на некоторых образцах (№19, 20) среди растительных побегов, изображение птиц и животных мы видим стилизованные женские фигуры. В первом случае узнается пряха, сидящая за работой, всадник, во втором – пляшущая женщина в высоком головном уборе.
В XVIII и XIX веках золотное шитьё часто применялось в украшении модных мелочей, сумочек, кошельков (№21).
На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью декора одежды и интерьера.
В настоящие время лучшие традиции золотного шитья сохраняют современные мастера народных художественных промыслов, Калининской, Горьковской и других областей России.
Л. Ефимова.
Издательство «Изобразительное искусство»
(С) 1982 год. Тираж 200 тыс.
1
Фрагмент шитья деисусного чина
Конец XV - начало XVI века