Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2016 » Февраль » 3 » • Сибирский летописец •
11:17
• Сибирский летописец •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Абатский острог
  • Алазейский острожек
  • Албазинский острог
  • Анадырский острог
  • Арамашевская слобода
  • Арамильский острог
  • Аргунский острог
  • Ачинский острог
  • Аятская слобода
  • Балаганский острог
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Абатский острог

    Острог был основан в 1680 г., а вскоре вокруг него возникла слобода. По некоторым данным, устройством слободы руководил известный в истории Сибири, первый ученый, картограф и историк сын боярский С. У. Ремезов. Тогда же в конце XVII в. была построена в слободе и Петропавловская церковь.

    Слобода занимала выгодное географическое местоположение, и, когда в начале XVIII в. произошел отток населения на юг, она стала расти. Уже в 1708 г. в самой слободе и в 9 деревнях ее ведомства насчитывалось 177 дворов и 875 жителей, а в 1740 г. на ее землях жило уже свыше 1380 человек. В середине века в самой слободе насчитывалось 27 крестьянских дворов, здесь же стояла команда из 30 драгун. Посередине слободы возвышалась деревянная крепость, обведенная рвом, рогатками и надолбами.

    Первые заметные крестьянские волнения произошли в Абатской слободе в конце 1721 — начале 1722 г. в связи с двойным налогообложением старообрядцев и проведением ревизии. Крестьянский протест против этих правительственных мероприятий вылился в акты самосожжения, а также в появление слухов о конце мира. В XVII — первых десятилетиях XVIII вв. Абатский острог был важным опорным пунктом в Приишимье, который защищал русские поселения и ясачных татар от набегов калмыков.

    Дважды под стенами видел врага. Крупный аграрный центр. Особенно поднялось его значение после прокладки через него Московского тракта. Однако начавшийся с середины XVIII в. отток населения на юг, рост соседней Коркиной слободы, ставшей вскоре городом, сказался на развитии этого населенного пункта, превратившегося в обыкновенное село. П. С. Паллас, проезжавший через Абатскую слободу в 1770-х гг., застал уже в ней всего 14 дворов.

    Абатский — поселок городского типа, центр одноименного района Тюменской области. Расположен на левом берегу р. Ишим.

    Алазейский острожек

    В 1641 г. енисейский казак Ерастов с отрядом из 15 человек из устья р. Алазеи на кочах дошел до лесных мест и здесь, на «краю тундры», поставил зимовье, огороженное «косым острожком». В 1646 г. он расширил и укрепил его. Новый «косой острог» вокруг избы «с наго-родней» поставил в 1651 г. якутский казачий десятник П. Мокрошуб. На карте С. У. Ремезова 1701 г. показано только одно зимовье на р. Алазее в виде четырехугольника, огороженного частоколом без башен и строений. На карте И. Трескоты 1775 г. Алазейское зимовье показано в районе современного поселка Андрюшкино. В первой половине XVIII в. острог отстроен на новом месте.

    Впервые был обследован в историко-архитектур-ном плане в 1981 — 1983 гг. А. В. Ополовниковым и Е. А. Ополовниковой. По этим обследованиям Алазейское поселение представляло в плане изломанный четырехугольник, обнесенный с трех сторон острожной, а с четвертой — стеной-город-нями, которые, по-видимому, использовались под жилье и амбары. Острожные стены были сделаны из толстых стволов деревьев. Найдены основания двух башен, двух изб и церковь, которая по своему алтарному прирубу, по мнению исследователей, аналогична Спасо-Зашиверской церкви.

    фото

    В 1670-х гг. на службу в Алазейское зимовье посылалось по 10 казаков. В 1680-х гг. острожек выдержал осаду юкагиров. Алазейское зимовье было поставлено для сбора ясака, .и эту роль оно выполняло все годы. Кроме того, острожек был одним из перевалочных пунктов на пути из Индигирки на Колыму. Алазейское зимовье было центром сбора промышленно-торговых людей, занимавшихся здесь добычей соболя.

    В середине XVII в. в районе добывалось и появлялось на таможне 834 соболя. Во второй половине XVIII в. в связи «испромышлением» соболя и песца, оттоком населения на Колыму активная торгово-промышленная жизнь в этом районе замирает и Алазейский острог «стоит пуст». В октябре 1787 г. там побывал Г. А. Сарычев. Зимовье состояло из часовни и двух изб, в которых жили купец и мещанин со своими семьями. «Опрятность домов и угощение сих двух семейств нас удивило».

    Сложной и колоритной личностью был М. Стадухин, к которому, больше чем к кому-нибудь, по словам писателя И. М. Забелина, подходит былинно-песенная характеристика этого разудалого молодца — «Гей, ты, удаль молодецкая». Кроме И. Ерастова, открытие Алазеи и, даже возможно, основание еще других алазейских зимовий, недолго существовавших, связано с именами известных сибирских казаков-землепроходцев: И. Постника, В. Катеева, М. Стадухина, Д. М. Ярило (Зырян).

    Ныне — место в районе среднего течения р. Алазеи, между поселками Андрюш-кино и Арллах вверх реки, территория Алазейского сельского совета Среднеколым-ского района Якутской АССР.

    Албазинский острог

    Первое основание Албазинского острога связано с легендарным походом Е. Хабарова на р. Амур, когда он на месте городка даурского князька Албазы на берегу Амура против впадения в него притока р. Амурхэ построил русский острог с несколькими башнями. В 1654 г. часть его острожных стен была заменена городнями,укреплены проезжие башни. Албазинский острог того времени — это прежде всего военная крепость, основанная русскими людьми, ставшими казаками и ушедшими от произвола царской администрации в поисках «земли и воли».

    Заново Албазин был опять отстроен сотником Н. Р. Черниговским в 1667 г., поднявшим восстание в Илимском уезде и ушедшим на Амур. Тогда же рядом с Албазином был заложен Спасский монастырь и Покровская слобода, населенная промышленными людьми и крестьянами. В 1672 г. албазинские казаки наподобие Ермаковской дружины обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии албазинской «землицы» в подарок. Просьба была удовлетворена и в соответствии с этим предприняты работы по расширению и укреплению Албазина, который получил статус города.

    По описанию 1682 г. Албазин был окружен городовыми стенами мерою кругом 165 саженей. Высота стен достигала 7 м. В стену было вырублено 2 проезжих башни: одна высотою в 17 м от слободы на увале, вторая высотою 15 м. Обе башни были квадратные в плане: первая 4X4 сажени, вторая 3,5X3,5 сажени. По углам располагались 3 башни, квадратные в плане 3X3 сажени, высотою 10—12 м. В четвертом углу, что стоял на самом яру Амура, находился воеводский двор со всеми постройками.

    По условиям Нерчинского договора с Китаем в 1689 г. Албазинский острог был перенесен на другой берег Амура.

    Первая крестьянская пашня в Албазине была заведена казаками, промышленниками и крестьянами, ушедшими с Н. Черниговским на Амур. И вскоре острог стал одним из центров русского пашенного земледелия в этом районе. В начале 1680-х гг. гарнизон Албазина составлял 120 казаков, в самом остроге проживало около 70 крестьян, а также торговые и промышленные люди. Всего в Албазинском уезде насчитывалось тогда до 480 семей русских крестьян и промышленников, которые пахали пашню площадью до 1 тыс. десятин. Начинала развиваться и торговля. Предпринимались попытки найти железную руду.

    Достопримечательной, героической страницей в истории Албазина является оборона его от превосходящих войск китайско-маньчжурских феодалов в 1685—1686 гг. Силы были неравные: против тысячи русских казаков действовало 5 тыс. солдат противника с 40 пушками; на 1 выстрел русской пушки приходилось 10 ответных. Руководителями этой героической обороны Албазина были А. Толбузин и А. Бейтон. Алексей Ларионович Толбузин начинал свою службу в Тобольске, где числился сыном боярским. В 1676 г. был назначен воеводой в Албазин и с тех пор его жизнь и смерть была связана с героической обороной русской Даурии.

    Во время очередного приступа ему ядром оторвало ноги и, пролежав несколько дней в беспамятстве, он умер в Албазинской землянке и тут же в городе был похоронен. Его сыновья — Петр и Федор — несли «государеву службу» в дворянах по Тобольску в конце XVII — начале XVIII вв. Сотоварищем Толбузина был енисейский сын Афанасий Иванович Бейтон в должности казачьего головы.

    После смерти Толбузина он возглавил оборону Албазина, отразил три приступа войск противника, применившего «греческий огнь». Именно ему народная молва приписывает следующие слова, сказанные в ответ на предложения китайской стороны сдаться в плен: «Мы, русские, в плен сдаваться не привыкшие». После окончания службы в Албазине он был приказчиком в Верхоленском остроге, где и похоронен.

    Историко-культурное значение Албазина в русской, а тем более в сибирской истории, велико. История его существования, хозяйственное освоение края, оборона, как и казачий поход Ермака 1581 — 1585 гг. и взятие донскими казаками в 1637 г. неприступного турецкого Азова, являются убедительными доказательствами существования на Руси в XVII в. политически жизнеспособной вольнонародной колонизации, возможности существования другого политического строя, нежели феодально-крепостническая система России. Албазинские казаки, пусть на короткий срок, осуществили в Сибири в реальности идею «казацкой республики», номинально подчинявшейся русскому самодержавию, но фактически управлявшейся своим «казачьим кругом». Такая идея бродила в казачьей среде Сибири, но впервые реально осуществилась в Албазине.

    История острога свидетельствует, что приход русских на далекие амурские просторы был связан не с колониальным подчинением коренных народов, не с захватом чужих земель, а с хозяйственным преобразованием края: развитием пашенного земледелия, ремесла, современных форм общежительства. Он способствовал расширению торговых связей между народами. Здесь в казачьей среде рождается своя устная и письменная культура: создается эпический цикл песен и былин об Албазинском «сидении»; в Спасском монастыре ведется свое местное летописание.

    На территории бывшего Албазинского острога в 1974—1976 гг. работала археологическая экспедиция Института истории, филологии и философии СО АН СССР и Благовещенского педагогического института. В ходе раскопок было выявлено три строительных горизонта, свидетельствующих, что жизнь на Албазинском городище продолжалась и в XVIII-XIX ва В ходе раскопок было найдено много предметов, свидетельствующих о развитии кузнечного, кожевенного, сапожного, деревообрабатывающего ремесел, производства глиняной посуды, пушного и рыбного промысла.

    Ныне — территория Сковородинского района Амурской области.

    Анадырский острог

    Основание Анадырского острога связано со знаменитым походом С. Дежнева, которому вместе с другими участниками плавания, Ф. А. Поповым и Г. Анкудиновым, принадлежит честь открытия пролива между Азией и Америкой. Весной 1649 г. после зимовки отряд Дежнева вышел на р. Анадырь и поднялся вверх. В 18 км от современного села Марково дежневские казаки основали зимовье.

    Около 1651 —1652 гг. оно было обнесено палисадом. Вначале Анадырский острожек был небольшим поселением, но с течением времени возросло его значение и увеличилась численность населения. В конце XVII в. здесь несли службу до 50 казаков, некоторые из них поселились в остроге уже навсегда. Известно, что в начале XVIII в. в Анадырском остроге была церковь и 60 дворов казаков.

    В 1731 г. капитан Д. Павлуцкий впервые построил деревянный рубленый острог с четырьмя глухими и одной проезжей башней. Церковь и жилое строение размещалось за острогом: в 1763 г. на посаде насчитывалось до 130 изб.

    В 1764 г. Сенат издал указ о ликвидации Анадырского острога, и в 1771 г. он был снесен. Нынешний город Анадырь лишь преемник древнего Анадырского острога по названию.

    Первоначальное значение Анадырского острога заключалось лишь в сборе ясака. Но к концу XVII в. он стал главной опорной базой для продвижения русских землепроходцев на Чукотский и Камчатский остроги. В XVII — начале XVIII вв. совершались экспедиции промышленников и казаков на Аляску — в русскую Америку.

    Первые годы существования Анадырского острога связаны с именами таких выдающихся русских землепроходцев, как Семен Дежнев, Михаил Стадухин, Семен Мотора, Курбат Иванов. У каждого из них была своя судьба, свои характеры. Жизненный путь С. Дежнева в начале 1673 г. окончился в Москве, а С. Мотора погиб в этом студеном крае весной 1652 г. По-своему сложилась и судьба М. Стадухина. Но каждый из них внес свой вклад в приобретение могущества и величия России на далеком северо-востоке Азии. Близко к ним стоит и судьба российского капитана Дмитрия Павлуцкого, погибшего уже в XVIII в. в стычках с «немирными» чукчами.

    С Анадырским острогом связана и судьба казачьего сотника И. Кобелева, предки которого служили в Анадыре лет по 50, попытавшегося в XVIII в. в русской Америке найти следы древних русских поселений.

    Анадырь — город, центр Чукотского автономного округа Магаданской области. Население — 12 тыс. человек (1967 г.). Здесь добывают уголь, имеются рыбзавод, педагогическое училище, музей, телецентр.

    Арамашевская слобода

    Арамашевская слобода заведена на р. Реж — притоке р. Ницы в 1632 г. В 1639 г. здесь была поселена большая партия крестьян и возведены первые острожные укрепления. Тогда же была построена и первая церковь. В 1655 г. вокруг церкви и «государевых житниц» возвели рубленый городок. Высота стен достигала 2 саженей. Над острогом возвышалось 5 башен, 4 из них были проезжие, а 5-я — глухая. Высота башен до «обломов» равнялась 3 саженям. Мерою вокруг острог в 180 сажень печатных. К острогу вело два моста. В конце XVII в. были построены новые острожные укрепления.

    В 1645 г. в слободе проживало 32 крестьянина мужского пола и стоял гарнизон из 16 казаков, в 1700 г. было уже 326 крестьянских дворов.

    фото

    Слобода была основана для развития хлебопашества и относилась к ведомству Верхотурья. Уже во второй половине XVII в. крестьяне этой слободы сбывают крупные партии хлеба в казну и на рынок. Слобода, стояла на древнем Чусовском пути в Сибирь, по которому в течение всего века шел оживленный поток переселенцев, а также крестьян, убегавших от крепостного права в России. Только в 1701 г. в слободе осело на житье 34 семьи беглых крестьян. Помимо земледелия крестьяне занимались различными промыслами. Например, добычей извести — «кипени». К 1655 г. относится начало железоделательного производства: выплавленное железо поставлялось на Ирбитскую ярмарку. Здесь добывали камень — «магнит».

    Слобода — один из центров крестьянского движения в XVII в., когда дело доходило до прямых конфликтов с представителями царской администрации. В 1671 г. тобольский сын боярский Е. Черкасов возбудил дело «в бою» крестьянами этой слободы; в 1692—1693 гг. здесь проходил большой розыск властей о массовом бегстве крестьян; в 1701 г. крестьяне этой слободы, протестуя против условий работы, совместно с крестьянами других слобод прекратили работу на казенных Алапаевских железоделательных заводах, к которым были приписаны. Это была одна из первых забастовок промышленного предпролетариата Урала.

    Ныне — село Арамашевское Свердловской области. Расположено на р. Реж.

    Арамильский острог

    Основан в устье р. Арамиль, правого притока р. Исети, как центр Арамильской слободы на границе с башкирскими землями в 1672 г. слобод-чиком-крестьянином соседней Мурзинской слободы М. Р. Сарапульцевым. В конце XVII в. в слободе был построен новый деревянный рубленый острог в длину 44, а в ширину 45 саженей с двумя проезжими воротами и башнями. В остроге находилась деревянная Рождественская церковь с колокольней, на которой было 5 медных колоколов.

    В остроге располагались «ссудная» изба; «государев двор», где жил приказчик; дворы церковнослужителей, казаков, драгун и пушкарей; хлебные, соляные и пороховые амбары. Из острога на случай осады сделан был тайник, т. е. подземный ход к р. Исети. Около острога расположены ров, надолбы и рогатки. Крестьянские же дворы сооружались вне острога по обеим сторонам р. Арамиль.

    фото

    В XVII в. Арамильская слобода — крупный очаг развитого земледелия: в 1695 г. в ней насчитывалось 36 мельниц и 10 кузниц. В конце» XVII — начале XVIII вв. в ее окрестностях, как гласят документы, добывалась магнитная руда. В XVIII в. это — одна из станций Московского тракта.

    Ныне Арамиль — город районного подчинения Сысертского района Свердловской области. По переписи 1959 г. в нем проживало 11,5 тыс. человек. Здесь размещаются филиалы и различные предприятия Свердловска и Сысерти.

    Аргунский острог

    История Аргунского острога тесно связана с утверждением России на р. Амуре. Впервые к устью Аргуни в начале мая 1655 г. вышло 50 казаков под командованием якутского сына боярского Ф. Пущина, которые и заложили тут зимовье. Но вскоре отряд Пущина был вынужден уйти, зимовье было сожжено неприятелем. И лишь в 1681 г. на это место пришел отряд нерчинских казаков под началом десятника В. Милованова, который на восточном берегу р. Аргуни, в устье р. Маритки, поставил «острог малой и большаго и в нем поселения никаково нет». В остроге несли службу 20 казаков-годо-валыциков.

    Весною 1690 г. по условиям Нерчинского мирного договора с Китаем он был перенесен на левый берег р. Аргуни на 2 версты выше прежнего места. Острог был поставлен в форме прямоугольника: 6 саженей в длину, 4 сажени в ширину. Высота острожных стен достигала 2 саженей, в стену были врублены две избы и две башни. Здесь несли службу 55 казаков. Тогда же была срублена и первая Вознесенская церковь.

    В 1735 г. острог был заново перестроен и расширен. В длину он уже достигал 30 саженей, а в ширину 22. Вместо башен в стену были врублены избы и амбары. Вознесенская церковь оказалась вне острога и вокруг нее уже было свыше 70 жилых дворов. В конце XVIII в. поселение еще считалось острогом Сретенского уезда Иркутского наместничества, а с начала XIX в. оно превратилось в обыкновенное село.

    Острог был поставлен прежде всего для обороны русской границы на р. Амуре, но уже вскоре здесь появляется первая пашня русских казаков. Как писали современники, эта «страна плодородна, но стужа чрезвычайно велика». Очень рано приказчикам острога стало известно о залежах серебряной руды, но военная обстановка не позволила в XVII в. заняться их разработкой. Среди аргунских казаков были искусные ремесленники, как, например, иконописец казак А. Мурзин, специально отозванный в 1701 г. для «церковного строения» в Иркутск.

    Основателем первого русского поселения на р. Аргуни был известный томский сын боярский Федор Иванов Пущин. Личность довольно противоречивая, но яркая и во многом типичная для своего времени. Большая часть его беспокойной жизни прошла в походах, в посольствах, интригах и смутах. Ходил с посольством к Аблаю; в числе челобитчиков от восставших томичей в 1648 г. ездил в Москву и, якобы по его словам, видел самого царя, который расспрашивал о положении дел в Сибири. Воевал «в Даурской землице»; за участие в томском «бунте» был сослан в далекий Якутск, где также пытался «завести смуту». При этом активно занимался предпринимательской деятельностью: торговал явно и тайно пушниной и скотом, приобретал земельные участки, «курил вино» и сбывал его в Томском уезде.

    Ныне Аргунск — село Нерчинско-Заводского района Читинской области. Расположен на берегу р. Аргуни.

    Ачинский острог

    Первое известие о русском зимовье в Ачинской ясачной волости относится к 1620-м гг. и связано с именами томских казачьего и татарского голов М. Лаврова и О. Кокорева. Как постоянное русское поселение Ачинский острог возник в 1641 г. в результате похода тарского воеводы Я. О. Тухачевского возле озера Сизирим или же Сызырим-Куль недалеко от р. Чулым, напротив нынешнего села Дорохова, в 5 верстах выше западного притока Чулыма р. Ададым. Достраивался этот острог томским воеводой И. Кобыльским.

    По росписи строителей острог имел четырехугольную форму и был обнесен деревянным тыновым частоколом. Над стеной возвышалось 3 башни. Первая называлась «Большой» и выполняла функции проезжих ворот. Вторая, выходящая в сторону леса, называлась «Боровой». Третья башня была двухэтажным амбаром «под погребом», где хранились боеприпасы и снаряды.

    В 1656 г. томский сын боярский Ю. Трапезунский перенес острог на новое место — в Басагарскую волость, где-то между р. Урюпом и озером Белое. По своему архитектурно-планировочному решению он повторял в общем-то первый острог с небольшими изменениями. Была усилена проезжая башня и в самом остроге поставили часовню Спасскую. В сентябре 1667 г. киргизы сожгли острог, который вскоре отстраивается на новом месте — в Ачинской волости при слиянии рек Сережа и Чулыма.

    фото

    Но и этот острог во время киргизского нападения был вновь сожжен. Восстанавливается на новом месте, недалеко от современного села Назарова. Но в 1680 г. и он сжигается. В сентябре 1683 г. отстраивается несколько южнее современного Ачинска. Этот острог располагался южнее небольшой р. Улуй, на левом берегу р. Тубидам, впадающей в Чулым справа на самом яру крутого берега.

    Он был четырехугольным в плане, обнесен деревянным частоколом с 2 башнями, располагавшимися друг против друга с севера на юг. Северная башня была одновременно и часовней, а южная выполняла функции проезжей. В двух остальных углах острога вместо башен стояли простые избы, одна из них «о двух жилах», т. е. двухэтажная. Согласно данным начала XVIII в. размеры острога были 10X10 саженей.

    На современном месте Ачинск был отстроен томским сыном боярским С. Цыцуриным в 1710 г. По своей архитектуре и планировке он повторял острог 1683 г., но по размерам был больше. После 1715 г. вне стен острога была построена Спасская церковь. • В 1722 г. через Ачинск проезжал Д. Г. Мес-сершмидт^ который записал: «Этот острог состоит из четырехугольника, окруженного забором... Внутри укрепления находятся три дома... Острог стоит на очень высоком гористом берегу Чулыма и окружен прекрасным сосновым, березовым и пихтовым лесом». За это время острог перестраивался, ибо в описании 1734 г. сказано: «Ачинский острог об одной башне, огорожен стоячим тыном. Церковь деревянная ж». Последний раз укрепления Ачинска обновлялись в 1750 г. и после этого уже более не восстанавливались.

    Первыми жителями острога были те 39 казаков, которые построили в 1641 г. первый Ачинский острог. Позднее сюда направлялось по 10—25 казаков-годовальщиков из Томска. Постоянная военная угроза долго не способствовала формированию оседлого русского населения. Первые крестьяне появились здесь между 1735—1747 гг., и к середине века там проживало около 43 .крестьян мужского пола и разночинцев, не считая казаков. В 1762 г. все население Ачинского острога насчитывало 408 мужчин, а застройка состояла из 100 домов (1771 г.).

    Первоначально задачей Ачинского острога был сбор ясака и создание опорной базы для защиты русских поселений от набегов киргизов. После построения острога в 1710 г. можно говорить и о земледельческом освоении территории, но решающее воздействие на всю хозяйственную жизнь и социальную динамику населения Ачинска оказало проведение через него Московского тракта. Ачинск стал заметным торго-во-распределительным центром всего Причулымья, игравшим важную транзитную роль на большом перегоне Томск — Красноярск.

    При образовании Тобольского наместничества был сделан уездным городом. По описанию 1790 г. территория города в длину равнялась 640, а в ширину — 420 саженям, здесь было 154 жилых двора, проживало 854 человека. 6 декабря ежегодно в городе проходила ярмарка. Герб города, утвержденный 17 марта 1785 г., изображал «в красном поле лук и колчан стрел в знак того, что живущие во оной округе прежние обитатели Сибири потребляют сие оружие».

    Первооснователем Ачинского острога был тобольский сын боярский Яков Остафьевич Тухачевский (конец XVI в.— 1647 г.), выходец из Смоленских земель из семьи мелкого феодала. Тухачевский активно участвовал в событиях Смутного времени начала XVII в., служа Лже-дмитрию 1, казачьему атаману И. Зарцкому, Д. Пожарскому. За участие в «бунте» стрельцов и казаков в Москве в 1618 г. был сослан в Тобольск, где постепенно выдвинулся в число опытных дипломатов и военачальников. В 1631 г. командовал русским отрядом при взятии Чингис-городка князька Тарлавы, был главой посольства к Алтын-хану в 1634 г., затем назначен вторым воеводой Тары, в 1641 г. под его руководством был совершен Киргизский поход и основан первый Ачинский острог. Он окончил свои дни воеводой в Мангазее. Грамотный, обладающий знаниями книжной культуры, горячая натура, осторожный дипломат и опытный военный тактик.

    Ныне Ачинск — город, центр одноименного района Красноярского края. Расположен на р. Чулым. Население — 116 854 человека (1979 г.). Развиты пищевая и легкая промышленность, производство стройматериалов. Один из центров Канско-Ачинского энергетического комплекса. Имеются техникумы, училища, краеведческий музей, театр.

    Аятская слобода

    Основана в 1669 г. крестьянским «садчиком» Фролом Араповым недалеко от Аятского озера на р. Реж на старом Чусовском пути через Камень (Урал). В 1681 — 1682 гг. верхотурский сын боярский Иван Крюков поставил в слободе острог рубленый в окружности около 40 саженей с пятью башнями. Высота городовых стен была 2 сажени, с башнями — 6 саженей. Четыре башни по углам были глухие, пятая, посередине, проезжая. Вокруг острога был ров, надолбы и рогатки. Тогда же построена деревянная Троицкая церковь.

    фото

    В 1680 г. в ее ведомстве было 4 небольших деревни и в 1700 г. насчитывалось 105 дворов. В 1740 г. в Аятской и соседней с ней Краснополь-ской слободах насчитывалось 1732 крестьянина мужского пола. В XVII в.— один из центров оседания беглых крестьян и «гулящих» людей на Урале.

    Поставлена «для умножения хлебопашества» в крае. Но почти одновременно с ней на р. Нейге была найдена железная руда. Поэтому многие крестьяне занялись ру-доплавильным производством. В 1695 г. в слободе насчитывалось 16 крестьян-рудопла-вилыциков. Помимо этого на территории, подведомственной слободе, было много мельниц и красилен.

    В 1703 г. была приписана к Невьянским железоделательным заводам Н. Демидова.

    Ныне Аятское — село Свердловской области. Расположено на р. Реж.

    Балаганский острог

    Народные предания относят первые казачьи зимовья в этих местах еще к 30— 40-м гг. XVII в. Однако острог Балаганский был поставлен из Красноярска в мае—июне 1654 г. сыном боярским Д. Фирсовым на левом берегу р. Ангары против Осинова острова и р. Уньги. В приказной практике того времени он назывался еще «Верхний Братский острог». Местоположение этого острога ныне находится на дне Братского моря. Он был небольшим поселением, огороженным стоячим частоколом. Из Енисейска на смену присылалось по 15—20 казаков-годовалыциков. Русский посол в Китай Н. Спафарий в 1675 г. писал, что «острог зело мал» и насчитывал всего 20 дворов казаков и два двора крестьян. Первое общественное здание — Спасская церковь — было построено после 1675 г. По чертежу С. У. Ремезова Балаганек представлял из себя острог, огороженный частоколом, с двумя проезжими башнями.

    фото

    В первой половине XVIII в. Балаганск был перенесен на 15 верст вверх по р. Ангаре от места первоначального своего построения и здесь простоял все последнее время. В 1775 г. острог возведен в ранг города. В 1790 г. в нем была Спасская церковь и проживало 270 крестьян и мещан. Балагане кий острог подвергался осадам бурят в 1655 г., в 1668 г.— войск монгольского Сейгун-тайши. Первоначальной функцией Балаганского острога был сбор ясака. После откочевания бурятских племен в Монголию в 1655 г., вызванного насилиями и притеснениями местного приказчика И. Похабова, острог утратил свои ясачные функции. Однако плодородные земли способствовали развитию хлебопашества и уже в 1654—1655 гг. здесь поселилось около 60 семей крестьян. Кроме того, еще до сооружения в этих местах острога русским стало известно о наличии в этом районе железной руды. Уже в 1655 г. в Балаганский острог были присланы из Енисейска плавильщик и кузнец, которые начали тут рудоплавильное и кузнечное производство. В 1675 г. промышленники Ф. Иванов и П. Загулин просили дозволение в этих местах искать руду и варить железо. Возможности для развития этого промысла по тем временам были большие: в 1695 г. из Балаганска было отправлено в Иркутск 1150 пудов «криничного» железа из местных домниц. В 1692 г. в Балаганском остроге произошло мощное выступление казаков и крестьян против притеснений и произвола приказчика. Восставшие арестовали приказчика и добились его смещения. Ныне Балаганск — поселок городского типа Усть-Удинского района Иркутской области. Пристань на левом берегу р. Ангары. Население — 4,9 тыс. человек (1968 г.). Развита лесная промышленность. Имеются маслодельный и рыбный заводы.

    Баргузинский острог

    Основан в 1648 г. енисейским казачьим атаманом И. Галкиным в 40 верстах от устья р. Баргузин для сбора ясака. В «Чертежной книге Сибири» 1701 г. С. У. Ремезова показан как острог неправильной формы, обнесенный деревянным частоколом с 2 башнями по бокам и Спасской церковью. Кроме нее в остроге были дома приказчика и священника, приказная изба, амбары для хлеба, провианта, боеприпасов и ясака. За стенами острога находилось 6 изб казаков. Рядом в 2 верстах протекала небольшая речка, названная на чертеже Ремезова «Гремячей», а по более поздним документам — Теплым ручьем. К 1730-м гг. острог перестраивался и к 1734 г. представлял из себя четырехугольный стоячий острог на северном берегу р. Баргузин. Проезжая башня была рублена в западную стену, а на восточной стояла глухая башня. В остроге размещались Спасская церковь с приделом Николы-угодника и вновь строящаяся деревянная Преображенская церковь, двор казенный, приказная изба и амбар на «двух жилах». Посередине острога текла небольшая р. Мельничная, на которой стояла мельница. За острогом находились двор приказчика, 26 «обывательских» разночинских дворов и кабак. В 1734 г. острожные укрепления и казенные здания в остроге сгорели и больше укрепления не восстанавливались. От самого острога осталось только несколько звеньев палисада и 2 башни, которые простояли до первых десятилетий XIX в.

    фото

    Баргузинский острог был поставлен для сбора ясака и вскоре стал одним из центров пушной торговли с Даурией. Первые опыты земледелия были предприняты в 1680-е гг., однако из-за каменистого грунта больших успехов не имели. Первое население острога составили 10 казаков, оставленные «годовалыциками» на службу. В дальнейшем количество служилых казаков то увеличивалось, то уменьшалось. В конце XVII в. здесь были поселены беломестные казаки. В 1732 г. в Баргузинском остроге проживало 78 человек, а вместе с мелкими деревнями в ведомстве Баргузинска было 83 двора. В 1809 г. здесь проживало уже 493 человека. С 1783 г. острог стал уездным городом Нерчинской области Иркутского наместничества. Баргузинск в 1695—1696 гг. стал одним из центров вооруженного восстания забайкальских казаков, совершивших поход на Иркутск и осадивших его. Основатель Баргузинского острога енисейский сын боярский, казачий атаман Иван Галкин, по словам С. В. Бахрушина, «один из самых выдающихся енисейских служилых людей, предприимчивый и смелый, неутомимый исследователь и завоеватель «новых землиц», типичный русский Писарро» свою родословную, по всей видимости, ведет от сподвижника Ермака — березовского атамана Алексея Галкина, посланного в свое время на службу в Забайкалье. Вся жизнь Ивана прошла в походах и сражениях, в поисках новых землиц. Зимой 1629/30 г. был послан с отрядом на князька Сойгу. На обратном пути был окружен превосходящими силами противника, но не растерялся, сделал из нарт и лыж круг — «острог» — и три дня отбивался, а затем, сделав вылазку, прорвался через ряды противника. За храбрость, проявленную в боях, и за «учиненную государеву прибыль»,— а он собрал ясаку почти на 716 рублей по московской цене — ему и всем казакам было дано в «подарок сукно англицкое» и денег: атаману 10 рублей, а рядовым казакам по 4 рубля. Именно Иван Галкин в 1634 г. отстроил новый Ленский острог, приняв его от П. Бекетова. При этом проявил не только «государев интерес», но и личную предприимчивость: на деньги, товары и муку, оставшиеся у него в отряде от аманатского «корма», скупил у русских промышленников и якутов 1162 соболя, 11 собольих шуб, 65 лисиц и 2 лисьих шубы. Был одним из самых оплачиваемых служилых людей Енисейска, его годовой оклад в 1643 г. достигал 20 рублей, что по тем временам было большой суммой. Одновременно с постройкой Баргузинского острога, одним из первых разведывал за Байкалом месторождения золота и серебра. Был не раз приказчиком Баргузинского острога, один из активных участников утверждения России в Забайкалье. Ныне Баргузин — рабочий i поселок, административный центр одноименного района Бурятской АССР. Расположен на правом берегу р. Баргузин, в 47 км от ее устья.

    Барневский острог

    Первый русский острог на р. Барневке, притоке р. Исети, поставлен в 1652 г., но затем вскоре был оставлен. Слобода в этих местах была заведена крестьянскими «слободчиками» Ф. Мазихиным и крестьянским старостой Д. Шахметьевым в 1683 г. Вокруг нее построили «острог заплотом». В конце XVII в. здесь был срублен деревянный городок. В 1740 г. Барневская слобода представляла из себя крупное крестьянское поселение, обнесенное кругом «в заплот». В поселении была Никольская церковь.

    фото

    Вначале Барневский острог был построен для добычи и сбора корня ревеня, являющегося тогда казенной монополией. С устройством слободы основным занятием жителей стало хлебопашество. Кроме того, крестьяне занимались и другими промыслами: добычей слюды, железоделательным производством. В 1764 г. в слободе, относящейся к Пермскому наместничеству, существовало 12 кузниц, кожевенная и 2 овчинные мастерские; в ее волости было 22 водяных и 24 ветряных мельницы. В 1771 г. церковный приход Никольской церкви Барневской слободы насчитывал 163 двора, в которых проживало 1322 человека. В начале XVIII в. крестьяне слободы были приписаны к Уральским железоделательным заводам и были обязаны работать на них. Другое, тайное, занятие крестьян — кладоискательство. Барневская слобода — один из центров Пугачевского движения в Зауралье. В феврале 1774 г. при приближении одного из отрядов Пугачева жители слободы перешли на сторону повстанцев и активно участвовали в развернувшейся борьбе. Ныне Барневское — село Шадринского района Курганской области.

    Белослудская слобода

    Была поставлена в 1644 г. приказчиком Ирбитской слободы В. Муравьевым в 20 верстах от Усть-Ирбитской слободы «а правом берегу р. Ирбита вблизи большой горы «Белой слюды». В 1649 г. в слободе построен острог с башнями. В 1667 г. был сделан рубленый деревянный город, высота стен которого достигала «полтрети сажени печатных». В окружности острог-город занимал 125 саженей. Вход в город был через четырехугольную проезжую башню с воротами. На 3 углах города стояли избы ,и амбары вместо башен. Такая система укреплений дожила до конца XVII в., хотя острог и слобода не раз осаждались и выжигались кочевникамикалмыками и кучумовичами.

    фото

    Первоначальное население слободы в 1644 г. состояло из 8 крестьян, набранных в Ирбитской слободе; в 1646 г. на пашню в Белослудскую слободу было набрано 62 крестьянина. В 1694 г. все население слободы составило 140 человек, в 1710 г.— уже 1600 человек, в 1719 г. в слободе и в деревнях ее волости проживало 2200 человек в 275 дворах. Первое общественное здание — Спасская церковь — было построено одновременно с деревянным рубленым городом; вторая церковь — Вознесенская — возникла уже в начале XVIII в. В 1750 г. ее церковный приход насчитывал 222 двора. Слобода была основана для развития хлебопашества и вскоре стала одним из центров развития товарного хлебопашества в Зауралье. Помимо этого с самого начала развивалась добыча белой слюды. Интенсивная разработка месторождения привела к тому, что к началу XIX в. этот холм слюды был срыт до основания. Помимо этого большое развитие получило кузнечное и железоделательное производство. Одним из редких промыслов жителей слободы была ловля кречетов для царской казны. В начале XVIII в. Белослудская слобода была приписана к Алапаевским железоделательным заводам. Жители слободы считались зажиточными хозяевами. К числу важнейших народных движений XVII в. следует отнести волнения крестьян Белослудской слободы в 1672 г. против действий приказчика. В 1695 г. здесь также произошли стычки крестьян с приказной администрацией, приведшие к отстранению приказчика от власти. В 1705 г. крестьяне этой слободы вместе с другими слободами отказались работать на Алапаевских заводах. Одна из трагических страниц истории Белослудского острога связана с событиями 18 сентября 1662 г., когда 400 кочевников, имевших на вооружении даже 30 пищалей, осадили острог. На стены острога вышло все население слободы. Руководил обороной приказчик слободы, верхотурский сын боярский Федор Каменский. Враги подожгли деревянные стены острога и осажденные вместе с женщинами и детьми заперлись в Спасской церкви. Но огонь перекинулся и на деревянную церковь — «и приказщик Федор Каменский с крестьяны сгорели...». Ныне — Красногвардейский, рабочий поселок Артемовского района Свердловской области.

    Бельский острог

    Бельский острог был поставлен в 1667 г. на р. Белой четырехугольным деревянным палисадом без башен. В 1691 г. острог был перестроен — над проезжими верстами срублена шестиугольная башня. В остроге размещались дом приказчика, «государевы» амбары, приказная изба, Благовещенская церковь.

    фото

    Острог этот был поставлен вначале для дозора за набегами енисейских киргизов, но вскоре превратился в обыкновенную земледельческую слободу Енисейского уезда. Уже в 1668 г. возле острога в слободе поселилось 40 беломестных казаков. В 1730-х гг. возле острога было 40 домов жителей, а в Вельском «присуде», волости, в 1741 г. числилось 650 человек мужского пола, платящих налоги. Церковный приход Благовещенской церкви в 1763 г. насчитывал 40 дворов, в которых проживало 404 человека. Основным занятием жителей было хлебопашество. Кроме того, возле Вельского острога строились суда для сплава грузов. В конце XVII — начале XVIII вв. поселение оказалось на почтово-торговом тракте из Ачинска в Енисейск и его жители стали заниматься извозом, беря плату несколько выше, чем другие извозчики. Ныне Бельское — село Пироговского района Красноярского края. Расположено на р. Белой.

    Бердский острог

    Район нынешнего Бердска был известен томским служилым людям еще в середине XVII в. Именно в этих местах находилась «разъезжая» казачья станица, охранявшая южные границы уезда. В конце XVII в. по р.Бердь проходила пограничная межа с «телеутской землицей». Русское поселение на стрелке рек Оби и Берди возникло уже к 1710 г., а к 1715 г. оно считалось острогом. Но острожное укрепление состояло из заплота, вытянувшегося в виде дуги от Берди к Оби. Остальные стороны были укреплены жилыми и хозяйственными строениями, выходящими к берегам рек. Внутри поселения находились Сретенская церковь, съезжаяизба, амбары. В середине XVII в. «заплот» был усилен 2 башнями, которые в конце века за ветхостью были разобраны. Поселение было основано прежде всего для развития хлебопашества. Занимая плодородные земли и выгодное географическое положение, оно быстро растет как аграрный центр Приобья. Первоначальное население острога состояло из беломестных казаков и крестьян. В 1719 г. в Бердском остроге проживало 34 семьи, а всего в его волости, «стане», в этом году насчитывалось 433 двора и 1582 человека мужского пола. В 1763 г. церковный приход Сретенской церкви Бердского острога с близлежащими деревнями состоял уже из 378 дворов. В них проживало 3568 человек, в большинстве — крестьяне. В историю классовой борьбы Сибири Бердск вошел своим знаменитым бердским «бунтом» 1725—1726 гг. Наиболее активными участниками и руководителями народного движения были крестьяне П. Соколов, И. Рудаков, А. Неустроев, С. Заганов. Ныне Бердск — город-спутник Новосибирской области. Расположен в устье р. Берди на берегу Новосибирского водохранилища. Население — 67336 человек (1979 г.). Известен за пределами области и страны продукцией Бердского радиозавода. Развита пищевая и строительная промышленность. Перенесен на новое место после сооружения Новосибирской ГЭС.

    Березов, город

    Район нынешнего Березова известен русским издавна. Основание первого русского острога в этом месте можно отнести ко временам похода московского воеводы князя С. Курбского «за Камень» в 1499—1500 гг. В XVI в. русским был известен остяцкий городок «Сумгут — Ваш» (Березовый городок). Этот городок иначе еще назывался «Рус — Ваш городок», или же «Русский», ибо через него проходил северный путь из Руси за Урал, и часто он посещался русско-зырянскими купцами, совершавшими обменную торговлю. До этих мест доходили и отряды из казачьей дружины Ермака. Для русского правительства Березов был важен, так как он занимал на первых порах выгодное положение на путях в Сибирь. Поэтому первый «государев» острог в этом месте был поставлен одновременно с Тобольском, т. е. в 1587— 1588 гг. Встречая сильное сопротивление со стороны Кучума на более южных направлениях, правительство решило вначале закрепиться на северных территориях. Кроме того, овладение Березовом позволяло взять под твердый государственный контроль поток вольнонародной колонизации в «златокипящую» Мангазею. Поэтому летом 1593 г., ранее Пелыма, отряд князя Н. В. Траханио-това и письменного головы А. Благова в составе 300 казаков и 150 наемных плотников срубил город и острог на левом берегу р. Сосьвы, впадающей в 20 верстах в р. Обь. Березов был построен в виде четырехугольного рубленого города, к которому со стороны р. Вогулки был пристроен также четырехугольный, но более меньший, острог. Тогда же в городе была заложена Троицкая церковь с приделом Николы. Однако работы велись в спешке, ибо впереди было строительство Пелыма, и поэтому ни город, ни острог не были достроены до конца, и к 1600 г. укрепления разрушились. В 1601 г. вместо сгнившего был построен новый острог. В 1605 г. за пределами острога была выстроена Воскресенская церковь, а в 1607 г. она оказалась включенной в пределы нового острога, поставленного вокруг посада. Новое крупное строительство в Березове развернулось с 1617 г. Был расширен город, на трех углах поставлены башни, четвертый угол, выходящий к р. Сосьве, занимал воеводский двор. Проезжая башня находилась на стене, выходящей к острогу. Увеличен был также и сам острог. Новое строительство, развернувшееся в 1648 г., было вызвано страшным пожаром 1642 г. Коренным образом изменилась структура застройки. Вместо города был поставлен «малый острог» из березовых острожен, заготовленных еще до пожара. Длина стен малого острога составляла 340 м. На стене, к которой пристраивался большой острог, стояла проезжая башня. Однако сделанный из весьма недолговечного дерева — березы — город затем не раз достраивался и перестраивался. В конце XVII в. было предпринято новое большое городское строительство. Был заново отстроен город, срубленный теперь острогом. На углах южной стены стояли глухие башни. На западной стене находились ворота и еще одна глухая башня, стоящая однако не на углу стены, а на краю буерака. Острожная стена здесь спускалась вниз и на новом пригорке, смыкаясь с северной стеной, посередине стояла проезжая башня, а на углу, как раз на самом краю пригорка, одна глухая башня. От нее острожная восточная стена спускалась на дно буерака, и здесь в нее была врублена высокая колокольня. Затем стена взбиралась на пригорок и соединялась с южной угловой башней. Посередине восточной стены, там, где она близко подходила к речному откосу, стояла еще одна баншня, в которой позже были сделаны ворота. К северной стене был прирублен малый острог с двумя угловыми глухими башнями, между которыми находились ворота в острог. На восточной стороне малого острога была врублена церковь. Последний раз малый острог перестраивался в 1724 г., когда была построена новая стена длиною около 320 м и высотою до 5 м с 4 башнями на прежних местах. Во второй половине XVIII в. укрепления больше не восстанавливались, хотя их остатки существовали до 1806 г. В 1608 г. в Березове проживало 323 человека, в 1645 г. в городе только одних казаков насчитывалось 260 человек, в 1719 г. город состоял из 248 дворов, в 1740-е гг. казачий гарнизон Березова насчитывал 167 казаков, а людей «податного сословия», т. е. мещан, разночинцев, крестьян, числилось 397 человек мужского пола, проживающих в 175 дворах. В 1607 г. Березов получил городовую печать. По росписи 1635 г. на ней были изображены соболь и стрела, а вокруг вырезано: «Печать государева земли Сибирские Березова-города». В 1790 г. Березов, уездный город Тобольского наместничества, располагался в плане неправильным четырехугольником, имея в длину 360, а в ширину 190 саженей. Застройка его состояла из 164 домов, 13 торговых лавок, 7 амбаров, 6 церквей. Население насчитывало 180 человек мужского пола. Среди них были купцы, мещане, крестьяне и дворовые. Первое каменное здание — церковь — было построено в 1665 г. В городском гербе, утвержденном 17 марта 1785 г., на щите «в серебряном поле три дерева в знак имени сего города». Березов занимал выгодное географическое положение на первом этапе присоединения и освоения Сибири, позволяющее контролировать самый древний «чрезкаменный» путь в Сибирь. В иные годы через Березов проходило до 900 человек, идущих в Сибирь. Поэтому березовская таможня в первой половине XVII в. приносила значительные доходы: так, в 1645 г. «государевых пошлин» с проезжающих торговцев было собрано более 2 тыс. рублей. Запрещение Мангазейского морского хода, перемещение основного транзитного потока людей и грузов на юг, приоритетное развитие южных районов Сибири нанесло ощутимый удар городской экономике. Некоторое оживление экономической жизни наблюдалось в конце XVII — начале XVIII вв., но строительство Московского тракта окончательно остановило рост Березова как города. Березов по терминологии XVII в. был непашенным городом и зависел от снабжения хлебом. Основным занятием были пушной промысел и рыболовство. В 1600 г. была сделана попытка заведения и устройства соляной варницы, устроена «государева мельница». В середине XVII в. в городе насчитывалось до 25 ремесленников, среди которых были скорняки, меховщики, кожевники, портные, крашенинники, сапожники, мыльники, свечники, кузнецы, медники, серебряники, слесари, ложечники. Горожане занимались огородничеством. Особые случаи и достопримечательные события в истории города: 1608 г.— осада города восставшими остяками; пожары 1612 и особенно 1642 гг., затем 1719; наводнение 1740 г. В числе первооснователей города были ермаковские казаки. Еще в конце XIX в. в Воскресенской церкви города как священные реликвии хранились иконы Михаила и Николая, принесенные дружиной Ермака в Сибирь, а в соборной избе городовой казачьей сотни находилось подлинное, ветхое знамя ермаковской дружины. Одним из ермаковцев был березовский атаман Алексей Галкин, пришедший в Сибирь вместе с Ермаком. Почти 30 лет служил он в Березове казачьим атаманом и погиб потом в Мангазее. Другой замечательный землепроходец — казачий атаман Юрий Гаврилов. Начинал свою деятельность в Березове рядовым казаком, затем был послан с воеводой А. Пашковым «в Дауры», где служил 20 лет; строил Нерчинский, Иргенский, Телембитский остроги, был знаком с другим замечательным землепроходцем П. Бекетовым, воевал вместе с ним. За свои «государевы» службы был произведен из рядовых в атаманы. Культурные традиции, а также определенная интенсивность торговой жизни привели к тому, что в Березове XVII в. возникло свое местное березовское городовое летописание. Во время путешествия русского ученого профессора Московской академии Г. Ф. Миллера такой летописец с записями от 1593 г. был обнаружен у березовского казака И. Поленова в 1739 г. Сам род казаков Поленовых, служилых людей Березова, начинался еще в XVII в. В XVIII в. в Березове отбывали ссылку и здесь были похоронены сподвижник Петра I князь А. Д. Меншиков; князья Долгорукие; бывший канцлер Российской империи А. И. Остерман. Здесь же в XVIII в. проводили астрономические наблюдения профессор Московской академии астроном Делиль и французский аббат Шапо. Последний издал в 1783 г. в Париже книгу «Путешествие в Сибирь...», где познакомил французов с бытом и жизнью города Березова. Ныне Березово — поселок городского типа, центр одноименного района Ханты- Мансийского автономного округа Тюменской области. Пристань на левом берегу р. Северной Сосьвы. Население в 1969 г. насчитывало около 7 тыс. человек. Имеются рыбкомбинат и маслозавод. В 1953 г. вблизи поселка открыты крупные газовые месторождения.

    Братский острог

    Впервые в устье р. Оки, притока р. Ангары, где жили «браты», т. е. буряты, проник со своим отрядом енисейцев П. Бекетов, который первый собрал ясак с местного населения и заложил в 1629 г. небольшое зимовье в устье р. Оки. В 1630 г. здесь побывал с большим отрядом енисейский воевода Я. Хрипунов. Заносчивый, спесивый и недалекий, он резко обострил отношения с окинскими бурятами, и после его ухода зимовье было сожжено. Для восстановления добрососедских отношений и сооружения в этих местах острога, который был крайне необходим, был послан енисейский атаман М. Перфильев. Летом 1631 г. он выстроил острог на левом берегу р. Ангары у Падунских порогов, «шиверов», что «близко под брацкими улусами, только в полы добре сух и воды в нем мало и крут добре и подниматца на него што в гору». Острог был обнесен деревянной частокольной стеной с двумя башнями. Высота ее — 4,3 м. Однако его строительство вызывало недовольство бурятских князьков, которые открыли военные действия. Отряд братских служилых людей под командованием Д. Васильева был разгромлен, сам он убит, а острог в июле 1635 г. сожжен до основания.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    фото

    Помочь, проекту Провидѣніе © 2009, Вы, можете, оказав перечислив небольшой благодарственный платёж на:

    Яндекс-кошелёк - 41001400500447

    фото

    Сбербанк России - 42307810967103770360

    фото

    Действительны только эти реквизиты

    С ув., автор проекта providenie.narod.ru

    фото

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    фото
    Застолби свой ник!

    Источник — http://sibir-letopisi.ucoz.ru

    Просмотров: 1467 | Добавил: providenie | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 39

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году