Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей

Чат

Ваше время


Православие.Ru

Видео - Медиа

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2015 » Декабрь » 11 » • Спор с язычниками •
20:40
• Спор с язычниками •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Введение
  • 1. Место из Ветхого Завета
  • 2. Не мир, но меч
  • 3. Разделение
  • 4. Вера хананеянки
  • 5. Вопрос о посте
  • Юдофилия как ересь
  • Причисляющие себя к русским
  • Примечания
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Поскольку в наше время вокруг нас развелось слишком много богоборческой мерзости, чьи адепты заставляют даже малолетних детей кричать «Протестуем!» возле стройплощадки, где возводится Православный храм, мы размещаем у себя эту статью, содержащую главнейшие элементы антиязыческой полемики. Которую можно вести с ними лишь до тех пор, пока каждый из этих бесноватых, сохраняя за собой возможность покаяния и обращения к Господу, не подпадет под воздействие иных, более жестких, принципов.

    Роялистъ

    Непонятные для многих места из Библии, которые неоязычники используют как «аргумент» против христиан

    Введение

    Он обычно происходит предсказуемо: язычники никогда не занимаются доказательством своей веры, они обычно заставляют своих оппонентов-христиан доказывать, что они «не верблюды». В качестве этих самых «верблюдов» бывают ложные штампы о христианстве, созданные современными идеологами неоязычества - Аратовым, Истарховым и им подобными.

    Одним из наиболее живучих и зловредных штампов является утверждение, что «христианство придумано иудеями для порабощения славян». Для утверждения этой идеи подтягиваются за уши факты и выдираются фразы из контекста в Библии.

    Адептами неоязычества обычно бывают люди, которые слабо или однобоко знают историю и не знают христианства вообще. Кроме того, бессовестно используются национальные чувства современной молодежи - мол, язычество - это родная вера, а христианство - пришлая… да и ещё откуда! И т. д.

    В одном из диалогов некий язычник привел места из Библии, на которые он требовал комментарии. Приведем их здесь:

    1
    Место из Ветхого Завета, Книга пророка Иезекииля, гл. 4:

    12.И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале.
    13. И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их.
    14.Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои.
    15. И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого кала, коровий помет, и на нем приготовляй хлеб твой.
    Понятно, несведущего человека этот выдранный фрагмент беседы пророка с Богом приводит в ужас (мол, что такое заставляет делать Своего пророка Бог, которого христиане считают истинным?).

    Речь же идет о гневе Божием на иудеев.

    Обратимся к святоотеческим толкованиям. У преподобного Ефрема Сирина есть комментарии на эту главу:

    "Возми себе плинфу (кирпич) и положи ю пред лицем твоим. Этим прикровенно (таинственно) напоминает Бог Иудеям прежнее их уничижение в Египте. И да напишеши на ней град Иерусалим… и да соградиши над ним забрала… и да учиниши поставления (Иез.4:1-2). Этим показывает бедствия, какими Иудеям и городу их Иерусалиму угрожают осаждающие, которые придут и стеснят их.

    Забралами же называются высокие здания, подобные башням, на которых стоят осаждающие, как на стене, и видят не только стоящих на городских стенах, но самую внутренность города, и улицы, и дома в нем.

    В духовном же смысле, Иерусалим представляет собой подобие души, которая утратила небесную лепоту и ниспала долу, и написана на плинфе из брения, означающей землю. А забрала есть образ тех страстных движений и вожделений, какие сатана всевает в мыслях души, и которыми попирается и сокрушается в душе здание небесной лепоты.

    Ты же возми себе сковраду железну, и да положиши ю в стену железну между тобою и между градом (Иез.4:3). Бедствие Иудеев представляет Бог под образом сковороды, на которой как бы испекутся сердца их от постигшей их скорби.

    Ты же да спиши на левем боку твоем… триста девяносто дней. И Аз дах тебе две неправды их в число дней, триста девяносто дней… и не превратишися от ребр твоих на ребра твоя (Иез.4:4-5,8). Пророку повелено такое число дней пробыть на одном боку в мучительном положении в обозначение того, что такое же число лет Бог был оскорбляем нечестием дома Израилева.

    Ты же возми себе пшеницу и ячмень… и просо и… полбы… И воду мерою питии будеши, и шестую часть ина (Иез.4:9,11). Это было сказано для того, чтобы народ невидимого Бога видел в видимом пророке. Как пророк страдал от гнусной пищи, и время от времени понемногу пил воду, и как страдал он, в продолжение трехсот девяноста дней не поворачиваясь с одного бока на другой, так Бог четыреста тридцать лет был оскорбляем нечестием дома Иудина и Израилева, и терпел. И действительно, нечестие Иудеев и Израильтян терпел Бог четыреста тридцать лет. Ибо от первого года царствования Соломона, когда заложено было основание храма, до одиннадцатого года царствования Седекии, когда храм был сожжен, прошло четыреста тридцать три года с половиной.

    И опреснок ячменный снеси я, в лайне мотыл человечих (на человеческом кале) сокрыеши я пред очима их… и поспиши на десных ребрех твоих… четыредесять дний… Се, дах тебе мотыла говяжая вместо мотыл человечих (Иез.4:12,6,15), потому что отцы снедят чад среди тебе (Иез.5:10). Этим повелением пророку Бог предвещает Иудеям, что как пророк употреблял в пищу опреснок, испеченный на огне с мотылами (калом) человеческими, и в опреснок возвращал извергнутое им, так Иудеи будут снедать то, что от них произошло, то есть рожденных ими чад.

    Такоснедят… хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я (Иез.4: 13). Это говорится или о времени, когда царь Вавилонский рассеял Иудеев и навел на них народ, и сыны Иерусалима среди них ели хлеб свой в нечистоте, или о времени, когда Иудеи также в нечистоте ели хлеб свой среди Идумеев, Моавитян, Филистимлян и других народов.

    Се, Аз сотру утверждение хлебное во Иерусалиме (Иез.4:16), то есть пресечено будет пророчество и прекратится учение, что и представлено под образом - утверждение хлебное. Ибо утверждение, на котором возрастает духовный хлеб, хлеб, питающий душу, есть колос, плодоносящий пророков".

    2
    Не мир, но меч [Мф 10:34-39]:

    34.Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,…
    37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
    Отвечает на это сербский епископ Николай (Велимирович) в своих письмах:

    Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Так сказал Господь. Читай это так: “Не для того пришел Я, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, скотство с человечностью, невинность с развратом, Бога с мамоной; нет, Я принес меч, чтобы рассечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения”.

    Чем же рассечь, Господи? Мечом истины или мечом слова Божия, так как это едино. Апостол Павел советует: Возьмите меч духовный, что есть слово Божие (Еф. 6, 17). Святой Иоанн в Откровении видел Сына Человеческого, Сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр. 1, 13, 16). Меч, исходящий из уст, - что может быть иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю. Этот меч спасительный для света, а не мир добра со злом. И ныне и присно, и во веки веков.

    То, что это толкование правильно, видно из дальнейших слов Христа: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 35). И если сын пойдет за Христом, а отец останется во мраке лжи, меч истины Христовой разделит их.

    3
    Разделение [Лк 12:49-59]:

    52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
    53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови …
    Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Евангелие от Луки:

    Христос есть мир наш (Еф. 2, 14), однако ж говорит: не пришел дать мир. Значит, слова Его загадочны. Итак, мы говорим, что не всякий мир беспорочен и добр, но часто бывает опасен и удаляет от Божественной любви, например, когда мы заключаем мир и согласие на опровержение истины. Христос не пришел дать такого мира, а, напротив, желает, чтобы мы из-за добра разделились друг против друга, что и случилось во время гонений. Ибо в одном дому отец язычник разделялся против верующего сына, и мать против дочери, и наоборот. - Как Он сказал, что пятеро в одном доме станут разделяться, а при исчислении помянул “шесть” лиц? Отвечаем: одно лицо взято дважды, именно: дочь и невестка одно и тоже лицо. По отношению к матери названа дочерью, а по отношению к свекрови - невесткой. Итак, трое - отец, мать и свекровь - станут разделяться против двоих - сына и дочери.

    Ибо дочь, как мы сказали, будучи одно лицо, но, принимая двоякое отношение, именно: в приложении к матери и к свекрови, представляется поэтому двумя лицами. - Под отцом и матерью, и свекровью разумей, пожалуй, и просто все ветхое, а под сыном и дочерью - все новое. В таком случае Господь желает, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение побороли все наше ветхое - греховные нравы и учение. - Разумей и так. Отец есть ум, а сын - рассудок. Между ними в едином доме, то есть в человеке, происходило разделение. Скажу яснее. Ум Дионисия Ареопагата был озарен и принял проповедь.

    По уму его, без доказательств принявшему веру, противился языческий рассудок, пытающийся доказать и заставляющий следовать диалектическим приемам. Видишь ли разделение между отцом и сыном, враждующих друг против друга ради Христа и проповеди? Матерью и свекровью можешь назвать мысль, а дочерью и невесткой - чувство.

    И между ними бывает борьба ради Христа. У мысли бывает вражда против чувства, когда мысль убеждает почитать непреходящее выше преходящего, невидимое выше видимого, и имеет на то многие сильные доказательства. Бывает, что и со стороны чувства направляется борьба против мысли. Ибо чувство, руководимое в вере чудесами и видимыми знамениями, не убеждается доводами мысли, не хочет следовать и языческим доказательствам, которые внимающих им побуждают не веровать, что Бог сделался человеком или что Дева - родила.

    Так безумны умозаключения язычников, боготворящих природу. Между тем чувство посредством видимых чудес приводит к богопознанию лучше всякого доказательства. Итак, не всякий мир и согласие - добро, но бывает, что вражда и разделение кажутся некоторым божественным делом. Поэтому никто да не пребывает в дружбе с лукавыми, но хотя бы отец и мать оказались противниками Закона Христова, и с ними, как врагами истины, должно враждовать.

    4. Вера хананеянки (Мк 7:24-30)

    21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
    22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
    23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
    24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
    25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
    26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
    27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
    Вот что пишет Византийский ученый монах 12-го века, Евфимий Зигабен:
    «Стих 21. И изшед оттуду Иисус, отыде во страны Тирския и Сидонския. Это были города Хананейские. Каким образом, заповедав ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10, 5), Сам пошел? Пошел, но не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть. Поэтому, придя, как говорит Марк (7, 24), Он вошел в дом и не хотел, чтобы кто узнал: но не мог утаиться.

    Стих 22. И се, жена Хананейска, отпредел тех изшедши, возопи к Нему… Марк (7, 26) говорит: жена же бе Еллинска, Сирофиникисса родом, т.е. еллинская - по религии, сирская - по языку, финикийская - по происхождению или по народности. Хананеи назывались Финикиянами от главнаго города Финикия. Слыша уже давно молву о Нем, и теперь услышав, что Он пришел туда, она последовала за Ним.

    (Сирофиникиянка душа каждого, имеющая как бы дочь - ум, одержимый любовью к материальному и потому как бы пораженный падучею болезнью и беснующийся).

    Стих 22. Глаголющи: помилуй мя Господи, Сыне Давидов: дщи моя зле беснуется. Оставив беснующуюся дочь, как лишенную всякого чувства, - приходит, сама нуждаясь более в сострадании к себе, как чувствующая эту болезнь и потому сильно страдающая. Называет Его сыном Давидовым, зная, что Он ведет Свой род от Давида, - так как всем Давид был известен. Зле, говорит, беснуется, т.е. жестоко.

    Стих 23. Он же не отвеща ей словесе… Та громко кричит, желая обнаружить скрывавшуюся в сердце скорбь, а Христос не отвечает ей ни слова, ожидая, пока обнаружится вся вера ее, смирение и благоразумие, - что Он обыкновенно делает разными способами. С другой стороны, желает показать иудеям, как Он расположен к ним, когда больных их тотчас исцеляет, если попросят Его раз, а иногда даже не попросит ни разу; между тем как с язычниками поступает не так.

    Стих 23. И приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Моляху, т.е. просили. И Марк (7, 26) сказал о женщине; и моляше Его, т.е. просила, чтобы Он изгнал беса из ее дочери.Ερωτω (молю) значит большею частью - спрашиваю; значит и прошу, как, напр., молютися, имей мя отречена (Лк. 14, 18); есть случаи, когда оно означает - повелеваю, напр., влез же в един от кораблю, иже бе Симонов, моли его от земли отступити мало. Как учитель, Христос повелевал, потому что немного спустя Он со властью сказал: поступи во глубину (ст. 4).

    Стих 24. Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшым дому Израилева. И одного молчания могло быть достаточно, чтобы привести хананеянку в отчаяние, - а ответ еще более увеличивал его, так как Христос ответил: несмь послан ни к кому другому, кроме иудеев; их Он и назвал погибшими овцами дому Израилева. И в десятой главе (6 ст.) Он так же сказал апостолам: идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева. Что за женщина? Увидев, что сама она презренна, что отвергнуты и просившие за нее, она не отчаялась, так как имела великую веру и благоразумие, но обнаруживает прекрасное бесстыдство, и оставив свой крик издали, подошла ближе. А у нас бывает не так: когда мы не получаем чего-либо, мы отстаем, между тем как должно было подойти ближе и налегать с большим жаром.

    Стих 25. Она же пришедши поклонися Ему, глаголющи: Господи, помози ми. До сих пор она не смела придти пред Его лицо, считая себя недостойной.

    Стих 26. Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом. Насколько жена увеличивала просьбу, настолько Христос усиливал отказ. Марк (7, 27) сказал, что Он сказал ей: остави, да первее насытятся чада. Отовсюду показывал близость к иудеям и любовь к ним, уважение и заботу. Их назвал он детьми, как Своих и как возлюбленных, а язычников - псами, как нечистых и преступных. Под хлебом разумеет исцеление не только телесное, но и душевное. И обрати внимание на благоразумие женщины: пораженная словами Христа, она на этих словах искусно строит себе защиту.

    Стих 27. Она же рече: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Да, Господи, говорит она, истинно ты сказал: они - дети, а я - пес; но поэтому нужно более сжалиться надо мной. Ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Так как я - пес, то я - не чужая, и мне не возбранено участие в крохах, как и псам. Под крохами разумеются случайно оказанные исцеления. Что она, так сильно отверженная, не отстала, это было делом веры; что признает себя псом - было делом смирения; а что на словах Христа строит свою защиту, - благоразумия. Поэтому Христос и отложил исцеление, чтобы все это обнаружилось, чтобы показать этим ее любомудрие, чтобы были посрамлены иудеи, так сильно побежденные языческой женой в вере, смирении и благоразумии, - чтобы апостолы, видя это, были смелее впоследствии, когда посылались к язычникам. Поэтому-то Христос и возвестил о вере этой жены.

    Стих 28. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа. Марк (7, 29) говорит, что Христос сказал ей: за сие слово, иди, - бес вышел из твоей дочери, т.е. за то слово, которым ты благоразумно воспользовалась для защиты. Так как Спаситель похвалил и веру ее, и благоразумие, то потому Матфей записал похвалу ее веры, а Марк - благоразумия.
    Обрати внимание на то, что между тем как апостолы просили за нее и ничего не достигли, сама она скорее достигла. Отсюда мы узнаем, что Бог лучше желает, чтобы мы просили сами за себя. Ученики имели больше дерзновения, но жена обнаружила великую настойчивость. И действительно, много может постоянство в молитве.

    В аллегорическом смысле эта хананейская женщина прообразовала Церковь из язычников, которая, находясь в пределах своей религии, имела беснующуюся дочь, т.е. деятельность, над которою господствовали демоны. Но выйдя из этих пределов, т.е. забыв людей своих и дом отца своего (Пс. 44, 11), она удостоилась от Христа слова и освободилась от владычества демонов».

    5
    Вопрос о посте (Мк 2:18-22; Лк 5:33-39)

    14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
    15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
    Хорошо написал Иероним Стридонский:

    Стих 14: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? - Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, - не говоря ничего другого, - вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном, когда он сказал: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

    Стих 15: И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. - Жених - Христос, Невеста - Церковь. От этого священно-духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания и воскресения, тогда сыны Жениха будут поститься. Поэтому некоторые думают, что пост должен наступать спустя сорок дней после страданий Христовых, хотя непосредственно вслед за тем день Пятидесятницы и сошествие Святого Духа дают нам повод для празднества.

    И на основании этого свидетельства Монтан, Приска и Максимилла еще и после Пятидесятницы со вершают четыредесятницу, потому что сыны Жениха должны, будто бы, поститься по отнятии у них Жениха. А обычай церковный приступает к страданию и воскресению Господа через усмирение плоти, так что к духовному пиршеству мы приготовляемся телесным постом. В образном смысле мы должны понимать так, что до тех пор, пока Жених пребывает с нами и мы радуемся, мы не можем ни поститься, ни скорбеть. А когда Он по причине грехов наших удаляется от нас, тогда должен быть назначен пост и снова начаться плач.

    Подготовила Кунгурова Татьяна

    Юдофилия как эсхатологическая ересь

    Со стороны может показаться, что никакой проблемы нет и юдофилия недуг весьма безобидный. Однако, как свидетельствует история, если православные юдофилы не исцеляются от своего недуга, то они пускаются потом во все тяжкие. Если наши юдофилы не смогут или просто не захотят укорениться в действительно православной — русской традиции, то отсутствие у них духовного рассуждения, помноженное на чрезмерную внешнюю активность, могут дорого стоить нашей Церкви и нашему Отечеству.

    «Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Матф. XV, 26); так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы чадами. Блюдитеся от псов, говорит об них Павел, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения.

    Мы бо есмы обрезание (Фил. III, 2, 3)» [1], — говорит Иоанн Златоуст. Если современным обывателем эти слова святителя будут, скорее всего, зачислены в разряд «антисемитских», то современному «среднестатистическому» верующему они наверняка покажутся слишком жесткими.

    Как бы то ни было, православная традиция однозначно свидетельствует, что такое явление, как юдофилия полностью исчерпало свое положительное содержание с момента Крестной Смерти Спасителя, и не имеет ничего общего с христианским мировоззрением [2]. Тем не менее, тенденция иудейского уклона в христианстве имела место не только в первый век существования Церкви, но и не оставляла ее на протяжении всей истории до сего дня.

    Со стороны может показаться, что никакой проблемы здесь нет, а юдофилия если и недуг, то весьма безобидный. Однако, такой взгляд приходится признать слишком поверхностным. Как свидетельствует история, православные юдофилы, в конце концов, либо становятся зрелыми христианами и исцеляются от своего недуга, либо пускаются во все тяжкие.

    Так было в XV веке, когда приехавший из Киева еврей Схария обаял княжеское окружение и некоторых представителей высшего духовенства, в итоге ставшими тайными отрицателями основополагающих догматов Православия и кощунниками [3], наружно выдавая себя за ревнителей благочестия.

    Так было и совсем недавно, когда лондонский протоиерей Сергий Гаккель включился в кампанию по ревизии Священного Предания Церкви и изъятию из Евангелия и богослужебных текстов «антисемитских мест».

    Богоизбранный народ, отвергший своего Царя и Мессию, совершивший богоубийство, не является, подобно народам языческим, только одним из заблудших народов, он меняет свой знак на противоположный, становится народом-богоборцем, гонителем Христа и христианства. Отсюда и разница между юдофилами, считающими, что христиане и иудеи поклоняются одному Богу, и святыми отцами, называющими синагогу жилищем демонов и местом идолослужения [4].

    Богоборчество бывшего Израиля [5], в том числе в его историческом и политическом аспекте, естественным образом простирается и на иудействующих «христиан» и на юдофилов. Как ересь жидовствующих в конце XV столетия, так и современная юдофилия обязательно вписаны в политический контекст, играя в нем отнюдь не нейтральную, а четко антихристианскую роль.

    Политика, как действие в истории, православным христианством всегда рассматривается в эсхатологической перспективе. Это происходит уже хотя бы потому, что конец истории есть ее исполнение, и начало Нового Века. Но если для христианина Временная жизнь и земная история – путь к вечности, то для иудея земная история – это уже вечность. Для христианина царство Мессии – это Царство, когда будет новая земля, а времени уже не будет (Откр. 10, 6) [6].

    Для иудея царство мессии – это царство, протяженное во времени в бесконечной перспективе. Отсюда задачи противодействия политического иудаизма христианству на богословском уровне заключаются в изменении тех моментов православного вероучения, которые напрямую связаны с его историческим воплощением, его действием в истории.

    В православной эсхатологии существует два особенно выделяющихся момента, непосредственно связанных с земной историей и именно с политикой. Это пророчество о воцарении человека греха (2 Фес. 2, 3) – антихриста, и понятие об «удерживающем» (2 Фес. 2, 7). Современные юдофилы, в отличие от жидовствующих времен прп. Иосифа Волоцкого и свт. Геннадия Новгородского, бьют именно по этим точкам христианской эсхатологии, пытаясь избавить православный политический дискурс от какой-либо антиизраильской окраски.

    Связано это с тем, что, согласно православному вероучению, именно мессия или машиах, ожидаемый иудеями, который воцарится в Израиле и будет принят не только иудеями, но и другими народами, и есть антихрист, о котором говорится в Священном Писании.

    Однако юдофилы, хотя и называют себя христианами, отрицают этот факт [7], а протестантские проповедники договорились до того, что страной воцарения антихриста называют Россию. Однако и Священное Писание, и писания отцов Церкви не оставляют сомнения в идентичности антихриста и машиаха, которого примут отвергшие Христа иудеи.

    Так преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» в главе «Об антихристе» говорит, что «в собственном смысле и по преимуществу антихристом называется тот, который придет при кончине века. Итак, нужно, чтобы сперва было проповедано Евангелие у всех народов, как сказал Господь, и тогда он придет для изобличения богопротивных иудеев. Ибо Господь говорил им: Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете Мене: ин приидет во имя свое, и того приемлете (Иоан. V, 43).

    И Апостол сказал: зане любве истины не прияша, во еже спастися им, и сего ради послет им Бог действо лести, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившие в неправде (II Сол. (Фес.) II, 11). Итак, иудеи не приняли Того, Кто был Сыном Божиим, Господа Иисуса Христа и Бога, а примут обманщика, именующего себя самого богом.

    Что он сам назовет себя богом, об этом ангел, поучающий Даниила, говорит так: о бозех отцев своих не смыслит (Дан XI, 37). И Апостол говорит: да никто же вас прельстит ни по единому образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища, яко же ему сести в церкви Божией, показующу себе яко Бог есть (II Сол. (Фес.) II, 3). В церкви Божией — не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом [8]». Согласны с ним и другие отцы Церкви [9].

    Не случайно чиноприем из иудаизма в Православие предполагает отречение новообращенного от антихриста, ожидаемого его бывшими единоверцами: «…И над всеми сими проклинаю и низлагаю от иудеев чаемого яко Христа приити мессию, сиесть илимена, наипаче же антихриста онаго быти исповедаю, и отрицаюся его» [10].

    Понятие об «удерживающем» находится в прямом отношении к пророчеству о пришествии антихриста, который, по словам апостола Павла, не явится до тех пор «пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Святого Духа, а другие — Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь.

    Почему? Потому, что если бы (Апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему (антихристу) явиться благодать Св. Духа, то есть дарования. Кроме того, надлежало бы ему уже придти, если тогда он должен придти, когда оскудеют дарования, потому что они давно оскудели <...> Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо.

    Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую — власть [11] ". Возникает закономерный вопрос: каким образом еще языческая, во времена апостола Павла, Римская Империя могла сдерживать осуществление тайны беззакония? Ответ очевиден. Во времена апостола Павла власть Римской Империи простиралась на Израиль и сдерживала его богоборчество, не давая осуществиться политическим планам иудеев [12].

    Божественный промысел, осуществив воцерковление Римской Империи, распространил Церковь по всему миру, и даровал спасение многим народам. Православный самодержец стал удерживающим не только по отношению к христоборчеству Израиля, но по отношению к христоборчеству вообще.

    Свт. Феофан Затворник, продолжая мысль свт. Иоанна Златоуста, писал: "Древние толковники Священного Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и римское царство. В их время, когда римское царство еще существовало, можно было на него указывать, основываясь на пророчестве Даниила.

    В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его. А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть.

    Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, — тогда антихристу откроется простор для действования.

    Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное "veto", а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлении, тогда явится и антихрист.

    До того же времени подождет, удержится». То же самое говорит о власти православного самодержца святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Да, чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мира, который явится в последнее время, — антихрист не может появиться среди нас по причине самодержавной власти, сдерживающей безчинное шатание и нелепое учение безбожников.

    Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. Тайна бо уже деется беззакония, говорит он, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас державный: дондеже держай ныне от среды будет, и тогда явится беззаконник, которого Господь убиет духом уст Своих".

    Сегодня, когда открыто говорится о возвращении России ее священной миссии, когда уверенно растет число сторонников монархии, юдофилами настойчиво предлагается видоизмененный вариант понятия об удерживающем.

    Они либо вообще отрицают какое-либо значение царской власти в христианском вероучении, либо, если речь идет о юдофилах-патриотах, утверждают, что при любой, в той или иной степени христианской власти, в том числе демократической, «удерживающим» или «катехоном» (по-гречески) является сама Россия.

    Всё это подменяет подлинное понятие об удерживающем, переворачивая заложенный в нем иерархический принцип. В абсолютном смысле удерживающий – это Бог. Демократическая власть не может быть удерживающей, поскольку осуществляется не сверху, а снизу, но теократия никогда не была властью народной — ни ветхозаветные патриархи, ни судьи, ни православные самодержцы не творили «многомятежного хотения человеческого», но исполняли волю Божию.

    Причисляющие себя к русским патриотам

    Интересно, что у юдофилов из числа причисляющих себя к русским патриотам, имеется своя модель устройства власти и церкви в России, причем совершенно искажающая как идеал православной симфонии и христианское представление о функциях церкви, так и каноническую модель церковного устройства, выработанную Вселенскими Соборами.

    Что же предлагают нам юдофилы-патриоты вместо православной симфонии? Предлагается кукольная двухпартийная система по типу американской, за которой, на самом деле, стояла бы невидимая власть церковной иерархии. Как тут не вспомнить легенду о Великом инквизиторе Достоевского?

    Естественно, что при таком, доведенном до крайности клерикализме, при чрезмерной политизации Церкви, все это выливается в откровенный папоцезаризм. Поэтому патриарх всея Руси в этой модели видится не иначе, как глава всех поместных Церквей [13], объединенных в одну юрисдикцию.

    Что же касается геополитических амбиций русских юдофилов, то они, хотя и простирают их чуть ли не на всю территорию земного шара, но, тем не менее, готовы уступить земли, причитающиеся Израилю, в соответствии с иудаистской геополитической моделью.

    При этом крайний антиисламизм юдофилов, возможно, и мог бы быть оправдан с православных позиций, если бы не выливался в поддержку Израиля в его конфликте с арабами, не говоря уже о том, что тысячи арабов являются православными по вероисповеданию, а арабские власти, в отличие от израильских, не вмешиваются в дела Иерусалимского Патриархата и не оказывают на него постоянного давления.

    Возвращаясь к эсхатологической теме, отметим, что, вопреки распространенному мнению, в Писании не сказано, что абсолютно все народы покорятся и поклонятся антихристу.

    Мало того, дошедшие до нас пророчества святых последних трех столетий указывают на возможность духовного возрождения России и восстановления в ней православного царства, которое и будет единственным земным оплотом для православных во времена антихриста. Сердце верующего и любящего свое отечество человека вряд ли может относиться к этим пророчествам с иронией.

    Очевидно одно: в эсхатологическом контексте такое искажение православной традиции, как юдофилия, и вытекающая из нее произраильская позиция в политике толкают Россию к погибели и загоняют русский народ в апостасийное стадо народов, идущих на поклонение антихристу.

    И если наши юдофилы не пересмотрят своего мировоззрения, если они не смогут или просто не захотят укорениться в действительно православной — русской традиции, то их поверхностность, отсутствие духовного рассуждения, помноженное на чрезмерную внешнюю активность, могут дорого стоить нашей Церкви и нашему Отечеству.

    свящ. Димитрий Познанский

    Примечания

    1 Свт. Иоанн Златоуст, Восемь слов против иудеев, I, 2
    2 Свт. Иоанн Златоуст, как и многие другие отцы Церкви, утверждал, что не только не позволительно симпатизировать иудеям, но и вообще иметь с ними какое-либо общение. В том же Слове против иудеев святитель говорит: «Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона, как самого диавола? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки; ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте?».
    3 «Ересь жидовствующих – ересь, проникшая в Россию в XV веке. Первым распространителем был еврей Схария (Захария), приехавший из-за границы. Еретики отрицали Святую Троицу, таинство причастия, иконы, монашество и духовную иерархию, то есть фактически отрицали Православную Церковь. Последователям своим еретики внушали мысль об их "избранности", чем привлекли в свои ряды немало знатных людей и даже нескольких представителей высшего духовенства. В 1487 году архиепископ Новгородский Геннадий начал борьбу с жидовствующими и добился созыва Церковного собора, который решительно осудил ересь. В 1491 году тому же Геннадию удалось созвать новый собор, который предал сторонников ереси из духовенства проклятию. С этого времени на помощь святому Геннадию приходит величайший подвижник своего времени – святой Иосиф Волоцкий. К началу XVI века с ересью было покончено. Однако ее отголоски – в виде попыток "обновить", реформировать Православную Церковь – время от времени возникают до сих пор.». Священник Ярослав Шипов, Справочник «Моя церковь».
    4 «Конечно (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяются Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Иоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения». Свт. Иоанн Златоуст, Восемь слов против иудеев, I, 3.
    5 Ибо Новый Израиль – Церковь Христова.
    6 Свт. Андрей Кесарийский пишет в толковании на Откр 10, 6: «Ангел клянется, что времени, уже не будет в будущем веке, когда и в самом деле не будет того времени, которое исчисляется по солнцу, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению…». Свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова, X, 28.
    7 Например, один известный в узких кругах политолог, называющий себя православным патриотом, ничесоже сумняшеся публично называет утверждение о том, что машиах будет антихристом «ахинеей».
    8 Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, глава XXVI.
    9 Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Ин., 5, 43 пишет: "Я, говорит, пришел во имя Отца Моего. Везде прославляет Отца и говорит, что от Него послан и что Сам от Себя не может делать ничего, и вообще высказывает много уничиженного, желая пресечь всякий предлог к непризнанию Его. А придет иной, то есть антихрист, который будет доказывать, что он только один Бог. Итак, Меня, Который пришел во имя Отца, то есть, говорю, что послан Отцом, вы не принимаете, а его примете. Это с вами случится за то, что он пообещает вам славу житейскую, которой вы ищете, желая принимать славу друг от друга и отвергая славу, которая от одного Бога. А Я вам не обещаю ничего привлекательного в жизни, но в словах Моих вы видите много трудного. Потому-то, говорит, вы и не верите Мне, что не надеетесь получить от Меня никакой житейской приятности". Так же толкует эти слова Христовы блаженный Феодорит Кирский: «А это самое говорил и божественный апостол: Зане любве истины неприяша, во еже спастися им: и сего ради послет им действо лсти, во еже веровати им лжи; да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде в обличение (2Фес.2:10-11). Поэтому ради не поверивших проповеди истины придет отец и учитель лукавства. Поскольку же иудеи, явно противясь Богу, пригвоздили ко кресту Владыку как противника Божия, то величайшим обличением их нечестия будет пришествие антихриста». Также и свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что «дети иудеев, отвергая пришедшего и ожидая имеющего придти на погибель, от истинного Христа отреклись, а в заблуждении своем принимают ложного. И в сем случае открывается истина слов Спасителя; Аз приидох во имя Отца Моего, и не npиемлете Мене: аще же ин приидет во имя свое, того npиемлете (Ин. 5, 43)». Свт. Андрей Кесарийский в толковании на Откр.11, 7-8, пишет: «Антихрист выйдет из темных и преисподних мест, в которые был ввержен диавол, и убьет их по попущению Божию, а тела их оставит непогребенными в Иерусалиме, древнем и разоренном, где пострадал Христос. В этом городе антихрист утвердит свое царство и престол царский наподобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, истинный Бог наш, чтобы показать этим, что он есть Христос, исполняющий пророчество: восставлю скинию Давидову падшую и возгражду падшая ея (Ам. 9,11), которое иудеи, заблуждаясь, относят к его пришествию». Прп Ефрем Сирин в Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово говорит, что антихрист придет «как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый; уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия». Священномученик Ипполит Римский говорит об антихристе, что как «обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам, подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец, подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него, подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь, в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм, восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме».
    10 Изложение о еже како подобает приимати от иудеев приступающего к вере христианстей, Требник, Москва, 1884 г., лист 249
    11 Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 4-я на 2 Послание Апостола Павла к Солунянам.
    12 Интересно, что книга Деяний Апостолов содержит довольно комический эпизод, в котором сам апостол Павел был избавлен представителем римской власти от богоборцев иудеев: «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал иудеям: иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том» (Деян. 18, 12-18).
    13 То, к чему сейчас стремится Константинопольский патриархат.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    фото

    Помочь, проекту Провидѣніе © 2009, Вы, можете, оказав перечислив небольшой благодарственный платёж на:

    Яндекс-кошелёк - 41001400500447

    фото

    Сбербанк России - 42307810967103770360

    фото

    Действительны только эти реквизиты

    С ув., автор проекта providenie.narod.ru

    фото

    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    фото
    Застолби свой ник!

    Источник — http://www.riuo.kiev.ua/

    Просмотров: 192 | Добавил: providenie | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 40

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 


    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году