Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » • Святые места в Тюменской области •
23:53
• Святые места в Тюменской области •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Абалакский Знаменский
  • Богоявленский собор
  • Храм Николая Чудотворца
  • Храм Покрова
  • Храм Святой Троицы
  • Иоанно-Введенский
  • Храм Св. Екатерины
  • Храм Серафима Саровского
  • Покровский собор
  • Софийско-Успенский кафедральный собор
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм Воздвижения креста
  • Храм Семи отроков Ефесских
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи
  • Знаменский кафедральный собор
  • Свято-Троицкий монастырь
  • Святые источники России
  • Святые источники Тюменской области
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Абалакский Знаменский монастырь

    фото

    Абалакский Знаменский монастырь - православный мужской монастырь Русской Церкви в Тобольской и Тюменской епархии. Расположен в селе Абалак Тобольского района Тюменской области, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска.

    В 1636 году здесь вдовице Марии явилась Абалакская икона Божией Матери, для которой была построена деревянная церковь. В конце XVII-XVIII в. вокруг почитаемой иконы вырос комплекс каменных храмов: Знаменский собор («сибирское барокко», 1683-1691), храм во имя Николая Чудотворца (1748-1750), храм Марии Египетской с колокольней (1752-1759).

    В 1783 году по ходатайству Тобольского и Сибирского епископа Варлаама основан третьеклассный мужской монастырь. В XIX веке неоднократно перестраивался. С 1902 года второклассный, однако братия не превосходила 15 человек. В начале XX века прислано 57 монахов Валаамского монастыря, введён устав Саровской пустыни, открыты ремесленные школы для детей хантов, селькупов, ненцев и сибирских татар, бесплатные больницы.

    В 1920-е годы ряд монахов репрессирован за сопротивление изъятию церковных ценностей. В 1927 года в монастыре, переданном обновленцам, под стражей содержался митрополит Пётр (Полянский). В 1930-е годы в монастыре размещены школа-интернат, хозяйственные заведения, в алтаре Троицкого храма - кузня, в самом храме гараж.

    Передан Омско-Тюменской епархии в 1989 году.

    Богоявленский собор в г. Ишим

    фото

    Богоявленский собор воздвигнутый в 1793 году является не только одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима, но и важнейшим историческим и духовным символом города. Богоявленский собор стал первым каменным храмом в Ишиме.

    Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят, к так называемому, "сибирскому барокко" с элементами классицизма.

    В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки.

    Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима.

    Храм Николая Чудотворца в г. Ишим

    фото

    Церковь Николая Чудотворца была построена в 1886-1891 году на средства местного купца Николая Черняковского, который и похоронен в церковном саду рядом с проториеем этого храма Федором.

    Архитектура храма относится к русско-византийскому стилю. В храме два престола: во имя Святителя Николая и Александра Невского.

    Наряду с Богоявленским собором, одной из важнейших архитектурных доминант Ишима является Никольская церковь. Храм строился в период с 1886 по 1891 годы на средства, завещанные Николаем Черняковским - одним из наиболее выдающихся и просвещенных представителей ишимского купечества. Архитектуру Никольской церкви можно отнести к русско-византийскому стилю, одним из ярких образцов которого является Храм Христа Спасителя в Москве.

    В храме было установлено два Святых престола: во имя Святителя Николая и Александра Невского. Церковь окружает живописный сад, в котором собраны многие редкие растения и кустарники, произрастающие в Сибири и Европейской России. В нем находятся могилы Николая Черняковского и протоирея Феодора - настоятеля храма, посадившего этот сад.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ишим

    фото

    Церковь во имя Покрова Божьей Матери была построена в 1925 году. Ее архитектура является ярким примером деревянного зодчества Русского Севера.

    Церковь расположена в залинейной части города, как бы отсекаемой от других районов Ишима железнодорожным полотном Транссибирской магистрали. Непосредственная близость церкви от железнодорожной станции объясняется тем, что она была воздвигнута взамен "молитвенного дома", существовавшего ранее при ишимском вокзале. С небольшими изменениями первоначальный облик этого храма сохранился до наших дней.

    Храм Святой Троицы в с. Нижняя Тавда

    фото

    Cело Нижняя Тавда сегодня является одним из районных центров Тюменской области. Нижняя Тавда была основана в первой четверти 17 в. Как Тавдинская слобода первое упоминание об этом селе имеется в «Дозорной книге Тюменского уезда» 1625 г., где отмечено в числе вотчин первого Тобольского Владыки архиепископа Киприана (Старорусенкова).

    К концу 17 в. Население Тавдинской слободы значительно выросло. Вокруг нее появились новые деревни : Паченка, Курпинка, Березовка, Летняшева, Еремино, Девятково, Антропова.

    Нижнетавдинский район был образован в 1923 г. На базе пяти волостей : Тавдинской, Еланской, Антроповской, Понизовской и Велижанской.

    1775 году построена деревянная церковь, престол освящен во Имя Святой Троицы. 1906 г. Построена каменная церковь, престол освящен во Имя Святой Троицы.

    По свидетельству сторожилов, в Нижней Тавде деревянная церковь стояла на берегу реки Тавда по улице Береговая. От церкви в одну и другую сторону было кладбище.

    Когда река Тавда изменила свое русло, берег стал подмываться. Церковь и дома осыпались вниз.

    Последний служащий священник деревянного храма - Погорелов Григорий Васильевич 1863 г.р. расстрелян в Тобольске 23.08.1937 г.

    В феврале 2000 г. создание местной православной религиозной организации прихода храма Святой Троицы села Нижняя Тавда. До 2007 г. службы проходили в приспособленных под молельный дом помещениях (музей, старая почта, старая начальная школа).

    В августе 2003 г. место под строительство храма и поклонный крест освятил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

    2006 год

    Выстроен новый храм. Генеральный подрядчик ООО "Эврика", генеральный директор Камайчиев Василий Николаевич.

    2007 год

    Во вторник светлой седмицы 10 апреля 2007 г. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил Великий чин освящения храма Святой Троицы.

    Мероприятия связанные с освящением храма Святой Троицы с. Нижняя Тавда прошли в соответствии с программой утвержденной Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием.

    При въезде в с. Нижняя Тавда была смонтирована растяжка: «С праздником Святой Пасхи», по селу развешаны Пасхальные плакаты.

    09.04.2007 г.в храме Святой Троицы иереем Дионисием Марчук совершено Вечернее Богослужение.

    10.04. 2007 г. (вторник Светлой седмицы) в 8 ч. 30 м. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий прибыл в с. Нижняя Тавда. Его приезд сопровождался колокольным звоном. С Его Высокопреосвященством прибыли 15 учащихся Тобольской Православной гимназии.

    У ворот Храма Владыку встретили Глава Нижнетавдинского Муниципального района Зуфар Зарифович Ахтариев и многочисленные гости, среди которых были заместитель председателя Областной Думы С. Усольцев, председатель Областного комитета по делам национальностей В. Хоменко, помощники депутатов Областной Думы, главы Сельских администраций.

    Дети Воскресной школы храма Святой Троицы вручили Владыке букет цветов. При входе Архиерея в храм настоятель прихода иерей Владимир Язов встретил Владыку с напрестольным крестом.

    В храме Владыку ожидали: секретарь Епархии протоиерей Алексий Петров, благочинный Тюменского округа протоиерей Сергий Швалев, иерей Дионисий Марчук, иерей Олег Квашнин, иерей Максим Иванов, иерей Александр Попов, иеромонах Матфей (Першин), протодиакон Антоний Сушков, диакон Алексий Андриевских, диакон Евгений Сбитнев, которые сослужили в этот день Владыке.

    На правом клиросе пели хоровая группа храма Святой Троицы (регент Чеснокова Е.В.)

    На левом клиросе- хор ТДУ - 25 человек, регент диакон Евгений Сбитнев. (хор учащихся ТДУ был привезен в Нижнюю Тавду автобусом администрации района).

    Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием был совершен Великий чин освящения храма, который завершился крестным ходом вокруг храма.

    В 10 ч. началась Божественная Литургия. По ее окончании состоялась церемония награждения строителей храма и благотворителей. Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием было сказано краткое слово напутствия и благодарности и вручены награды.

    С краткой речью выступили Глава района З.Ахтариев, зам. председателя Тюм. Обл. Думы С. Усольцев, председатель комитета по делам национальностей В. Хоменко.

    З. Ахтариев в свою очередь подарил Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию большое полотно с изображением Нижнетавдинского храма Святой Троицы написанное тюменским художником Харитоновым Владимиром Григорьевичем.

    Директор компании «ЮТЕЛ» в Тюм. Обл. Н.А. Сараев и директор ТУЭС В.В. Ягутин подарили храму икону Спасителя.

    Председатель союза сельских строителей Тюменской области Г.П. Полихраниди вручил Владыке для Храма две иконы: Спасителя и вмч. Георгия Победоносца (привезенную со Святой Горы Афон)

    Всем священнослужителям были подарены фотографии храма Святой Троицы в рамках.

    На крыльце храма было сделано общее фото. Миряне приехавшие из отдаленных мест района смогли покушать в трапезной храма.

    Глава Администрации З. Ахтариев проводил Владыку в здание Администрации, ( где согласно программы была намечена их официальная встреча).

    В 12 ч. 30 м. в столовой ПТУ-50 состоялась праздничная трапеза. На трапезе присутствовали Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, глава района З. Ахтариев, священнослужители, учащиеся ТДУ, учащиеся Тобольской Православной гимназии и другие гости ( всего около 90 чел.)

    После трапезы в актовом зале ПТУ-50 состоялся совместный концерт Воскресной школы Храма Святой Троицы и хора ТДУ.

    Перед концертом Владыка выступил с кратким напутственным словом к педагогам и учащимся ПТУ-50.

    По окончании концерта все учащиеся ПТУ получили от Епархии памятные подарки. Владыка осмотрел учебные кабинеты, производственные мастерские, ознакомился с условиями быта учащихся ПТУ.

    В 14 ч. 30 м. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий посетил согласно программы школу-интернат. Директор школы-интерната Бестужева Г.А. познакомила Владыку с краеведческим музеем интерната. Затем в актовом зале состоялась встреча Владыки с педагогами и учащимися школы. Хор ТДУ исполнил для них несколько пасхальных песнопений. От Епархии они также получили подарки.

    Настоятель храма Святой Троицы иерей Владимир Язов подарил Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию приготовленный альбом «История Храма Святой Троицы с. Нижняя Тавда».

    От прихода храма Святой Троицы хору ТДУ и учащимся Тобольской Православной гимназии были подарены куличи и шоколад.

    В 15 ч. 30 м. праздничная программа была завершена. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий попрощавшись отбыл в г. Тюмень.

    2008 год

    В пятницу Светлой Седмицы 2 мая 2008 г. в Храм Святой Троицы прибыл чтимый в с. Нижняя Тавда список иконы «Достойно Есть» написанный по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (1 мая список освящен в Знаменском Соборе г. Тюмени).

    2009 год

    По решению Епархиального Совета, проходившего в г.Тобольске, было установлено ежегодное почитание местночтимой иконы Божией Матери «Достойно есть», пребывающей в Свято-Троицком храме с. Нижняя Тавда Тюменского благочиния, в пятницу Светлой Седмицы.

    Иоанно-Введенский женский монастырь в пос. Прииртышский

    фото

    Всего в 10 километрах от города Тобольска, на живописнейшем месте между двух гор, поросших густым сосновым лесом, расположена святая жемчужина земли Сибирской - Иоанно-Введенский женский монастырь. Мало кто знает, что это место было ознаменовано Божьей благодатью, а самому монастырю уже исполнилось 355 лет. Сейчас здания обители почти разрушены, но по-прежнему сохраняют былую красоту.

    В 1620 году на этом живописном месте, недалеко от татарской деревни Шанталык, размещалась архиерейская дача, но в 1637 году здесь произошло одно удивительное событие: крестьянин Василий, имевший единственную слепую дочь Анну, узнал, что через Шанталык будет пронесена икона Абалакской Божьей Матери. Тогда он вышел с дочерью к этому месту, и когда икона была донесена до него, отец и дочь припали к чудному образу, и девица мгновенно прозрела. Видя такое Божье благословение к этому месту, архиепископ Тобольский и Сибирский Симеон в 1653 году решил основать здесь иноческую обитель и заложил деревянный храм во имя святого Иоанна Предтечи.

    С этого времени закипела жизнь в обители. Монашествующие не только стояли на страже Православной веры среди иноверного населения, но вынуждены были добывать хлеб своим трудом. Им приходилось заниматься хлебопашеством и скотоводством. В поисках дополнительных средств для развития обители был открыт свечной завод. Постепенно в монастыре были выстроены две каменные церкви: зимняя и летняя, возведены колокольня, каменная ограда, два корпуса для житья монашествующих.

    С годами число иноков, желающих посвятить себя монашеской жизни, становилось всё меньше, вследствие этого хозяйство обители стало идти очень плохо - то пожары, то другие неудачи разоряли её. Но несмотря на это монастырь приносил посильную пользу в религиозно-нравственном влиянии на проживающих в округе жителей.

    В 1852 г. на Тобольскую кафедру прибыл новый архиепископ Евлампий. Он, оценив дела в Епархии, пришёл к выводам, что в её пределах значительное число мужских монастырей с малым числом иноков, а между тем имеются достаточные средства для содержания значительного числа монашествующих, в то же время в Епархии нет и ни одной женской обители, хотя женщин, желающих поступить в монастырь, год от года увеличивалось.

    Поэтому преосвященный Евлампий начинает хлопотать перед Священным Синодом о преобразовании Иоанно-Введенского междугороднего мужского монастыря в женскую обитель.

    После этого судьба монастыря решалась в различных инстанциях почти 12 лет, и лишь 15 сентября 1864 года был дан указ императора об учреждении женского Иоанно-Введенского третьеклассного монастыря Тобольской Епархии вместо мужского. Новый архиепископ Варлаам, прибывший на Тобольскую кафедру в 1862 году, с большим усердием принялся за созидание женской обители: братия была переведена в мужской Абалакский монастырь; на должность настоятельницы была выбрана монахиня Серафима из Туринского Николаевского монастыря, однако пожилая и неграмотная, она стала тяготиться этой должностью и вскоре пожелала возвратиться обратно.

    На должность настоятельницы прибыла монахиня Дорофея из Екатеринбургского Новотихвинского монастыря. С первых дней она приступила к обустройству обители: ввела устав Новгородского Юрьева монастыря, составила хор и сама управляла им, установила ежедневные службы, для изыскания дополнительных средств был открыт завод по выпуску восковых свечей, восстановлено сельское хозяйство и животноводчество. Немало сил приложила настоятельница для открытия при монастыре училища для девиц духовного звания. За свои труды настоятельница Дорофея была удостоена игуменского сана и других наград.

    После смерти игуменьи Дорофеи на должность настоятельницы прибыла из Екатеринбургского монастыря монахиня Августа, хотя обителью она управляла недолго, но её деятельность была продуктивной. В действиях новой настоятельницы чувствовалось неукоснительное следование порядкам, установленных матушкой Дорофеей. По слабости здоровья монахиня Августа была уволена с этой должности по собственному желанию.

    В 1877 году из Владимирского Успенского монастыря на должность настоятельницы прибыла монахиня Евсевия. Она огромное внимание уделила свечному производству, но при этом значительно сократила хлебопашество и животноводство, лишь по настоянию старших сестёр хозяйственные занятия были восстановлены, но уже не в прежних размерах.

    Училище для девиц духовного звания было закрыто и переведено в Тобольск. В 1880 году настоятельница Евсевия была удостоена сана игуменьи, в том же году она получила знак Красного Креста за пожертвования на войну.

    После смерти игуменьи Евсевии на должность настоятельницы сестры обители выбрали монахиню Миронию, которая с раннего детства вместе со своими родителями и сёстрами проживала в этом монастыре. Она много занималась обустройством обители. За годы её правления монастырём были выстроены многие здания, в том числе два храма. Первый трёхпрестольный собор во имя Живоначальной Троицы с пределами Почаевской иконы Божией Матери и святителя Митрофана, епископа Воронежского.

    В 1891 году на месте часовни строится второй храм - небольшая каменная церковь в честь Усекновения главы святого Иоанна Крестителя с усыпальницею.Часовня же была построена около монастырской заимки Жуково. Деятельность настоятельницы не ограничилась одним благоустройством обители, она открыла при монастыре бесплатную церковно-приходскую школу для русских и татарских детей, а также богадельни для престарелых и детей-сирот. За свои заслуги настоятельница Мирония 1 июня 1891 года была возведена в сан игуменьи и получила огромное число наград за свои труды.

    В 1893 году монастырь постигло несчастье; начался пожар, который уничтожил многие труды сестёр, предпринятые ими для благоустройства обители. Но несмотря на большие убытки в скором времени всё было приведено в порядок благодаря заботам монашествующих и пожертвованиям благочестивых христиан.

    После смерти в 1904 году игуменьи сёстрами обители на должность настоятельницы была выбрана сестра Миронии Мария. В годы её управления обителью уже не производилось крупное строительство, а лишь всё ремонтировалось. В 1907 году монастырь был возведён из третьеклассного во второклассный с сохранением получаемого им от казны содержания.

    Это событие было обусловлено тем, что количество человек в монастыре год от года увеличивалось, и в 1907 году число проживающих в обители достигло 265 человек, из них 61 монахиня, а по штату третьеклассных девичьих монастырей должно быть 17 монахинь.

    Настоятельница, отмечая важность происходящего, писала: «Значение этого события велико, и отголоски его будут слышаться долго-долго в тайниках безмолвной иноческой жизни».

    Все годы своего существования монастырь занимался миссионерской деятельностью, сёстры обители не только безвозмездно содержали на своём счету школу и богадельни, но активно помогали Родине в самые трудные для неё времена.

    После вступления России в первую мировую войну, которая началась в1914 году, монастырь активно помогал фронту деньгами, продуктами, одеждой. Многие сёстры обители служили в Тобольской губернской общине Красного Креста по уходу за больными. Монастырь делал постоянные пожертвования в пользу Общества Красного Креста, а также в пользу беженцев. С 1915 года настоятельница принимала до десяти человек воинов в покои обители до их выздоровления. В детский приют она постоянно брала сирот, родители которых погибли на войне.

    С момента отречения императора от престола для монастыря начались трудные времена. Сёстры обители в 1917 году отказались передать воспитанников и церковно-приходскую школу в введение Министерства народного просвещения по указу временного правительства, поэтому земская управа прекратила выдачу им жалованья.

    Многочисленные документы свидетельствуют, что во время пребывания семьи Романовых в Тобольске монахини на свой страх и риск установили связь с членами царской фамилии. Игуменья Мария часто бывала у Романовых, передавала записки, послания, продукты и даже выносила некоторые ценности из дома, где они в это время находились в заключении. В 1919 году в монастыре стоял белый полк, который монахини безвозмездно довольствовали.

    После утверждения советской власти началась повсеместная экспроприация церковного имущества. На основании ордера от 23 апреля 1923 года в обители был произведён обыск, и все ценности изъяты. Конфискации подлежала не только церковная утварь и церковные одежды, но и ткани, имеющиеся в мастерских, продукты и даже личная одежда монахинь. Настоятельница приказала наиболее дорогие церковные ценности спрятать в различных местах: в стогах сена, в специально вырытых могилах, под полом и в других местах.

    Однако все спрятанные ценности были найдены. В связи с этим 25 сестёр монастыря вынуждены были предстать перед судом, где их обвинили в сокрытии церковных ценностей. В итоге суд, руководствуясь ст. Уголовного Кодекса РСФСР, приговорил: одну монахиню сроком на 6 лет, четырёх на 5 лет, двух на 3 года, но в связи с амнистией в честь пятилетия Октябрьской революции срок был сокращён наполовину. Остальных сестёр или приговорили условно, или оправдали. После этих событий монастырь окончательно ликвидировали, но сёстры продолжали там жить, так как им некуда было идти.

    После ликвидации монастыря здесь была организована Ивановская религиозная община, которая стала хлопотать перед различными инстанциями о выселении монахинь из занимаемых ими помещений.

    В 1928 году была вновь сделана попытка привлечь к суду сестёр по заявлению гражданки Баженовой, которая обвиняла их в расхищении находящегося в арендном пользовании церковного имущества. Однако дознание показало, что вины обвиняемых нет, так как имущество, развозившееся по разным местам в ящиках, принадлежит лично монахиням, а вывозилось оно вследствие их выселения из занимаемого помещения.

    После выезда монахинь здания монастыря стали постепенно разрушаться. Уже в 1928 году проверка церковного имущества Ивановской религиозной общины чинами церковного совета отмечала, что здания внутри не ремонтируются, не отапливаются, а в некоторых храмах организованы склады.

    В 1933 году здания монастыря были отданы под интернат для сирот, а с 1977 года там размещалась воинская часть, которая выехала в 1998 году. В этом же году монастырь был передан в ведомство Тобольско-Тюменской Епархии и 26 января вновь открыт. Туда прибыла из Свято-Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамардино Калужской области, новая настоятельница матушка Феодосия с благочинной.

    Пока в монастыре семь послушниц. Недавно в одном из менее разрушенных зданий была открыта домовая церковь. Вся работа по восстановлению и ремонту зданий ложится на хрупкие женские плечи.

    Настоятельница матушка Феодосия приглашает всех желающих посетить монастырь, оказать посильную помощь, а также поселиться в обители для богоугодной жизни ради спасения своих душ и вознесения молитв за ближних.

    Храм Святой Екатерины в с. Созоново

    фото

    Строительство Церкви в селе Созоново начато в 1909 году . Завершено строительство в 1914 году. Освящена церковь по воспоминаниям старожилов в 1915 году архиепископом Варнавой. Архивными материалами по служению священнослужителями в период с 1915 по 1934 год в настоящий момент не располагаем.

    Храм был закрыт в период с 1931 - 1934 год. Точной даты закрытия храма неизвестно. В советское время, в различные годы в храме располагались склад зерна, машинно-тракторная станция. В этот период на храме была разрушена колокольня, разобрана сводчатая крыша. Во время перестройки , силами верующих села Созоново, и в первую очередь благодаря директору совхоза "Созоновский" Васильеву Владимиру Захаровичу и Сургутгазпрому в 1990 году началось восстановление храма. Храм восстановлен в 1993 году.

    В 1993 году епископом Тобольским и Тюменским Димитрием был освящен престол в честь великомученицы Екатерины. С 1994 года по 2000 год приход храма великомученицы Екатерины окормлял настоятель храма "Трех Святителей" города Тюмени священник Сергий Кистин. С 2000 года и по настоящее время приход храма окормляется настоятелем храма "Всех Святых" города Тюмени священником Андреем Сбитневым. Богослужения и таинства совершаются не реже одного раза в месяц.

    Храм преподобного Серафима Саровского в с. Суерка

    фото

    Он стал красивейшим памятником архитектуры 19 века. Село Суерка Упоровского района - одно из старейших на юге области. Оно было основано в 1610 году Осипом Николаевичем Давыдовым, прибывшим сюда с переселенцами из Великого Устюга, по имени которого село называлось ещё и Осиповой.

    Не одно столетие славилась Суерка чудотворным образом Божией Матери, история написания которого восходит ко второй четверти восемнадцатого столетия. Тогда в этих краях свирепствовала мировая язва. Одному из прихожан явилась Богородица и повелела написать Смоленскую икону Божией Матери в Рафайловском монастыре, что и было сделано затворником - иеромонахом Макарием. По написании икона была принесена в Суерку и после отслуженного перед нею молебна бедствия прекратились.

    В 1778 году на высоком берегу Тобола был заложен двухэтажный каменный храм. Престол нижнего предела его был освящён во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, а верхнего - во имя Смоленской иконы Божией Матери. Икона была украшена серебряной ризой и драгоценными камнями. Благодарные прихожане не жалели средств, пытаясь хоть как-то выразить признательность за благодатную помощь, исходившую от неё и даже по числу многих подвесок - подарков можно было судить о том, как много людей, веривших в её чудесную помощь получали просимое.

    Лето 1770 года было засушливым. Весна тоже началась засухой и жители города Ялуторовска обратились с прошением к епархиальному начальству, в соответствии с резолюцией которого, Ялуторовское духовное правление постановило в 1771 году принести икону 14 сентября, а в будущем приносить её в первое воскресенье Петрова поста. В следующем 1772 году, когда святая икона была поднята из Суерки в девятую пятницу после Пасхи, пошёл сильный дождь, продлившийся трое суток. От этого дождя хлеба и травы, к радости жителей, ожили. С тех пор на девятую пятницу в Суерку собирались тысячи паломников.

    Путь в Ялуторовск лежал через многие сёла, возвращалась икона в Суерку обычно через Заводоуковск, а иногда доносили её вплоть до Юргинского, и повсюду она встречалась с благоговейным трепетом и почтением. Служился молебен, читался акафист. Когда от долгого ношения икона повредилась, в 13 году девятнадцатого столетия, чтобы сберечь святыню преосвящённый Афанасий распорядился изготовить список.

    Его предполагалось носить по округу. Распоряжение было выполнено, но поскольку люди опечалились, Преосвященный своё решение отменил. Икону отреставрировали, покрыли тонким слоем слюды, и ношения её возобновились.

    В 1901 году было получено разрешение на строительство храма на месте старой кладбищенской церкви, поскольку берег размывался, и церковь могла от этого пострадать. Строился новый храм на средства прихожан, в том числе и купечества, освящён был в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского. Он стал красивейшим памятником архитектуры 19 века: высота колокольни - 29 метров, точёный иконостас покрыт был сусальным золотом, стены украшены фресками.

    В 30-е годы прошлого столетия, в годы жестоких репрессий из села были высланы и расстреляны два священника, здесь служивших. Во время Великой Отечественной войны церковь закрыли, в ней хранили зерно. Чудотворную икону Божией Матери перенесли в Ялуторовск. В 1946 году в село приезжает священник, и церковь начинает работать, но в мае 1964 года ничинаются новые гонения. Имущество церкви вывезли, купола сдёрнули с помощью тросов, церковь превратили в зернохранилище.

    Подлинное возрождение храма началось в 1999 году. Начались работы по восстановлению храма. А на девятую пятницу 2000 года отец Павел привёз из Знаменского кафедрального собора список чудотворной иконы. Первописанная же икона Ялуторовска вернулась в 2004 году при следующих обстоятельствах. Засушливой весной 2004 года, когда в Упоровском районе пожары полыхали со всех сторон, особенная угроза возникла для деревни Старая Шадрина.

    Её окружало пламя пожара, пришедшего сюда со стороны села Чимеево Курганской области. Подобная история происходила сто пятьдесят четыре года назад. Тогда спасительницей деревни стала Смоленско - Суерская икона Божией Матери, которую по просьбе населения пустили по реке на пароме.

    Едва это случилось - ветер утих, и пожар прекратился. Но и полтора века спустя, несмотря на большие технические возможности, не было силы, способной усмирить стихию. Суерские прихожане обратились с просьбой к протоиерею Сергею Швалеву, и по благословлению Высокопреосвященнейшего Дмитрия архиепископа Тобольского и Тюменского, Суерская икона была с молитвой поднята в Успенско-Никольском храме города Ялуторовска. В Ялуторовске служили молебен - в Шадриной боролись со стихией. И также как когда-то, ветер вновь изменил направление.

    Когда икона прибыла в деревню, главная угроза осталась позади. С тех пор чудотворная икона Божией Матери находится в храме Серафима Саровского. В девятую пятницу после Пасхи сюда приезжают паломники из городов и сёл Тюменской области. По традиции совершается Крестный ход к месту разрушенного храма, что стоял на берегу Тобола.

    В 2009 году состоялся областной телеконкурс «7 чудес Тюменской области». По результатам зрительского голосования Упоровский документальный фильм о чудотворной иконе Божией Матери из Суерского Храма Серафима Саровского вошёл в число победителей и занял почётное 6-е место.

    Адрес: Упоровский район, с. Суерка.

    Покровский собор в г. Тобольск

    фото

    Теплый храм возле кафедрального собора был заложен при Тобольском митрополите Антонии Втором Нарожницком в 1743 году. Это событие возвестило о новом этапе каменного строительства. Сверкающий стиль барокко сменил деловито праздничную петровскую архитектуру. Новый архитектурный стиль не замедлил сказаться и на практике Тобольского зодчества. Все городские церкви, которые закладываются в это время, все до единой выполнены в стиле барокко.

    Зимний Покровский собор был освящен в 1746 году,во времена правления тобольского митрополит Антония Нарожницкого. Архитектурный стильсобора можно отнести к барокко, хотя в его обликеможно обнаружить много нетипичных для сибирскогохрамостроения мотивов. Некоторые из них былипривнесены из Украины, откуда происходил целыйряд тобольских митрополитов того времени. В соборепокоятся святые мощи преподобного Иоанна Тобольского.

    На месте бывшей крепости ограды за столпом колокольни стоит зимний Покровский собор. Теплый храм возле кафедрального собора был заложен при Тобольском митрополите Антонии Втором Нарожницком в 1746 году. Это событие возвестило о новом этапе каменного строительства. Сверкающий стиль барокко сменил деловито праздничную петровскую архитектуру.

    Силуэт покровского собора изощрен, пропорции мелкие и дробные, композиция кажется беспорядосно-живописной, осложненной множеством уступов и обстройками. Только при более внимательном рассмотрении можно заметить его основную крестообразную основу, несущую в центре невысокий барабан с фигурной главой.

    Новый архитектурный стиль не замедлил сказаться на практике Тобольского зодчества. Все городские церкви, которые закладываются в это время, все до единой выполнены в стиле барокко.

    Софийско-Успенский кафедральный собор в г. Тобольск

    фото

    Софийско-Успенский собор строился с 1683-1686 года и является одним из самых старых храмов Западной Сибири. По данным архива закрыта Соборная церковь Успения Божией Матери была на основании: Протокола Президиума Г.С. №54 от 15/11-1930 г. и протокола заседания Президиума Округа №93 от 15/11-1930 г., этот документ был принят задним числом, спустя долгое время после закрытия.

    В начале 30-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: "Здание (собора)...не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано " с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозный собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

    В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей.

    К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году. В "Информации об использовании культовых зданий по городу Тобольску..." представленной Уполномоченному Совета по делам религий при СМ СССР по Тюменской области тов. Замятину Н.Я. показано, что Собор находится на реставрации и только планируется "завершить реставрационные работы".

    Совет Покровского собора обращается к председателю по делам религий при Совете Министров СССР тов. Харчеву К.М. с просьбой о передаче Церкви Софийского собора. В этом обращении говорится: "Из газет, передач радио и телевидения мы знаем, какое внимание теперь уделяет наше Правительство к бережному отношению к историческому наследию нашего города, сколь остро ведется борьба с бесхозяйственностью и равнодушием.

    Вот и в Софийском соборе уже свыше десяти лет ведутся ремонтно-реставрационные работы, конца которым не видно, собор постоянно в лесах. Даже если ремонт и будет окончен, реставрация внутреннего убранства, без сомнения затянется на долгие годы. Многочисленные туристы, приезжающие в наш богатый исторический город со всех уголков Отечества не могут наслаждаться этим выдающимся памятником.

    Четырехсотлетний юбилей города собор встречает в плачевном состоянии. Нам это горько. Единственное, что украшает его, - покрытые позолотой купола. Позолота была осуществлена при долевом участии Омско-Тюменской епархии в сумме 70000 рублей. Деньги перечислялись на текущий счет Музея-заповедника г. Тобольска в 1978-79 гг.

    Мы обращаемся к Вам, глубокоуважаемый Константин Михайлович, с убедительной просьбой: поддержать наше ходатайство о передаче Софийского собора православной общине города Тобольска.

    Обязуемся быстро и качественно повести восстановление его и благоустройство близлежащей территории... К сему прилагаем подписи на 7 листах...".

    28 марта того же 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви.

    «В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик».

    На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения", мотивируя свой отказ следующим рассуждением: "Софийско-Успенский кафедральный собор - памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

    На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи".

    Несколько позже в облисполком пришла бумага из Совета по делам религии при СМ СССР за № 4432 от 30.12.87 г. С повелением разобраться относительно заявления прихожан Покровского собора за № 32 от 5.03.87 г.. «В январе 1988 г. Уполномоченный Совета по делам религии тов. Замятин Н.Я. встретился для беседы по этому вопросу с настоятелем Покровского собора А.И. Пивоваровым, на которой присутствовали: архиепископ Омский и Тюменский Феодосий - управляющий Епархией, благочинный церквей Тюменского округа Ф.М. Олексюк, протоиерей А.К.Сидоренко и другие священнослужители".

    Причем тов. Замятин сумел "убедить" служителей Алтаря в несвоевременности таких заявлений, да еще прямо в Москву. "Было отмечено, что сегодня помещения покровского собора, где проходят все службы вполне удовлетворяют потребности прихожан, тем более, что число их в 1987 году сократилось и нет необходимости в расширении площадей. Священнослужители с этим согласились...".

    Некоторое время спустя, в "доверительной" беседе с уполномоченным Архиепископ Феодосий снова подает прошение в исполком о передаче Софийского собора.

    «Глубокоуважаемый Аркадий Григорьевич! - написал Владыка 13 октября 1988 года, - Имеем почтительный долг вторично обратить Ваше внимание на наше прошение о передаче нам для нужд Омско-Тюменкой епархии Софийского собора - этой жемчужины древнего церковного зодчества, находящейся в состоянии разрушения.

    После незамедлительных ремонтно-реставрационных работ. Этот собор - Святыня всей Сибири, будет использоваться совестно с музеем, как это имеет место в таких выдающихся храмах, как Троице-Сергиева Лавра, Владимирский собор, Смоленский собор и другие". Причем архиепископ указывает и возможный распорядок работы собора: "Церковные службы в этом соборе будут совершаться в большие праздники и воскресные дни и, тогда мог бы быть следующий распорядок:

    8.00-11.00 - Церковная служба

    11.30-16.30 - посещение Собора экскурсиями и туристами (вход платный, в пользу музея) 17.00-20.00 - вечернее Богослужение". На эту просьбу управляющего епархией Тобольский исполком, видя совершенную возможность светских структур восстановить собор, ответил следующим "Заключением": "Исполнительный комитет...рассмотрел обращение архиепископа Омской и Тюменской епархии о передаче православной общине Софийско-Успенского собора для реставрации и в дальнейшем для эксплуатации данного памятника архитектуры совместно с Тобольским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.

    Исполком считает возможным передачу Софийско-Успенского собора Русской православной Церкви для совместной эксплуатации с музеем".

    Этот документ был принят 27 января 1988 года, а через три месяца 26 апреля вопрос о передаче обсуждался в Москве на заседании Совета религии при Совете Министров СССР. Выписка из протокола № 5 заседания Совета гласит:

    "Слушали: Представление исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 13.03.89 г. №3/120 и предложение Совета по делам религии при Совете Министров СССР от 13.04.98 г. № 502 о передаче здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске православному религиозному обществу.

    Постановили: Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях".

    Храм апостолов Петра и Павла в г. Тобольск

    фото

    фото

    Храм Воздвижения креста в г. Тобольск

    фото

    Расположена за Абрамовым мостом почти на самом берегу Иртыша. Уже издали, при подходе к церкви, ощущается ее необычный празднично-ликующий образ, созданный торжественным башнеобразным построением композиции и тяготением всей архитектуры ввысь.

    Период сооружения Крестовоздвиженской церкви от момента закладки до окончательного формирования композиции составил около полувека - с 1753-го по 1792 г. Это единственная в Тобольске церковь, на которой с дореволюционных времен сохранился крест.

    Нижний придел церкви возводили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а верхний - Воздвижения Креста Господня. Церковь построена по трехчастной схеме: храм - трапезная - колокольня.

    Четверик храма с двухъярусной апсидой, трапезной и колокольней, обустроенной с трех сторон двухъярусной галереей и приделом по северному фасаду. Крестовоздвиженская церковь является одним из наиболее интересных сохранившихся в городе памятников эпохи барокко.

    Храм Семи отроков Ефесских в г. Тобольск

    фото

    В России кладбища вплоть до XVIII в. располагались рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. В октябре 1723 г. Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. Первое в России кладбище открылось в Москве в 1758 году.

    Вероятно, первые захоронения на территории Завального кладбища появляются после указа Петра I, но погребенными там, вероятно, были ссыльные или иноверцы. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища « для погребения мертвых тел отводить за городом».

    В Тобольске такое место было отведено с северной стороны, при въезде в город, за городским валом, по правую сторону от дороги, выходящей на Иркутский тракт, «близ прежде стоящего убогова дому». Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Эфесских, а в 1772 г. было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Абарину.

    Церковь св. Семи отроков Ефесских была построена в 1776 г. за городским валом на кладбище сержантом геодезии Андреем Абариным по указу Тобольского губернатора Д.И. Чичерина. Освящен храм был Тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым).

    Однако у храма не было колокольни, поэтому владыка Варлаам в 1800 г. благословил ее строительство, которое затянулось до 1810 г. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег которые пожертвовали граждане.

    В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан, с дозволения Архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который существует до настоящего времени.

    Силуэт храма имеет традиционную для церквей трехчастную композицию.

    В конце XIX в. к храму решено было пристроить двухпрестольный придел.

    В 1909-1910 гг. он был построен «на жертвы доброхотных дателей» и освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца и преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

    Кладбищенская церковь «Семи отроков Эффеских» единственная из всех храмов Тобольска, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1937 священники храма были расстреляны. До 1943 года, пока не был назначен прот. Сергий Симановский, верующие самостоятельно собирались на молитву. В память своего служения и погибщего на фронте сына о. Сергий написал в храме иконы преп. Сергия и св. благовер. князя Бориса. Тобольской кладбищенской церковью для фронта собрано 110 600 руб.

    Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от тов. Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств. (Из отчета уполномоченного по делам русской православной церкви. Архив храма).

    При храме в приходском доме с 1996 года по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря Епархии, жили монахини.

    Святыни храма Семи отроков Эфесских

    Почаевская икона Божией Матери почитается в Тобольске с середины ХIХ века. Чтимый образ находился в Иоанно-Введенском женском монастыре.

    Монастырь был основан в 1653. Сначала он был мужским. В 1836 году диакон Ивановского монастыря Василий Симонов ходил в Россию на поклонение святым мощам. Посетил он Воронеж, Киев и Почаевскую лавру. Из неё принес список с иконы Почаевской Божией Матери и поставил его в храм Иоанновской обители.

    Особенно эта святая икона прославилась в 1848 г. В Тобольске в этот год свирепствовала страшная холера. Одному старцу, жившему в предместьи города, "Подчувашах", было видение, чтобы для прекращения этой болезни молились перед иконой Почаевской Божией Матери.

    По желанию и прошению жителей Тобольска, 14 июля, Почаевская икона Божией Матери была принесена из обители в город. Архиепископ Георгий, с этою иконой, а также с Абалацкой иконой Божией Матери и иконой Спасителя, находящейся в кафедральном соборе, совершил крестный ход вокруг города и усердно молился вместе с народом Богу. После этого холера начала ослабевать и к 20-му августа не было ни одного больного.

    В 1853 году монастырь преобразован в женский. Образ Почаевской Божией Матери, который находится в храме Семи отроков Ефесских г. Тобольска, написан сестрами монастыря в XIX веке.

    В 2004 году учащиеся иконописной школы при Тобольской духовной семинарии проводили инвентаризацию храмовых икон в церкви Семи отроков Эфесских. При этом они доставали иконы из киотов и фотографировали их. И неожиданно увидели, что на стекле киота, где находилась Почаевская икона Божией Матери, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение.

    Икона Семи отроков Эфесск находится на аналое справа от амвона. Икону в храм, по-видимому, пожертвовала благочестивая прихожанка по имени Евдокия. Ее небесная покровительница, преподобномученица Евдокия, изображена на иконе Семи отроков Ефесских слева.

    Современное состояние

    В храме совершаются богослужения в воскресные, праздничные и субботние дни. Ежедневно совершаются молебны, а также заупокойные богослужения, ради которых и построен храм на кладбище. Совершаются Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Венчания и Соборования. Служат три священника и диакон. На богослужениях в праздники поют антифонно два хора.

    Прихожане храма ведут миссионерскую работу. При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых, проводятся встречи движения «Сибирь молодая православная» и Тобольского казачества.

    Двери храма открыты ежедневно для всех, ищущих духовного утешения.

    Тоболяки любят этот старинный, небольшой, уютный храм.

    Храм Рождества Иоанна Предтечи в с. Черемшанка

    фото

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1850-х годах для чтимой иконы пророка Господня, рядом с местом её обретения, которое отмечено источником чистой родниковой воды. В советское время храм разделил участь многих церквей, был обезглавлен и перестроен.

    Лишь с 2008 года началось его возрождение, которое терпеливо ведут своими силами черемшанские прихожане. Пока службы ведутся в западной части храма (трапезной), где обустроен алтарь. Здесь же в резном киоте установлена чтимая икона Иоанна Крестителя. На ограде установлены металлические ворота, привезённые из ишимского Никольского храма.

    В июне заново покрыли крышу листовым железом, установили башенку с крестом. «Ускорить ремонт кровли нам помогла непогода, - замечает прихожанин Константин Первицкий. - Сильный ураган разметал ветхий шифер. Теперь бы ещё оштукатурить стены, чтобы не выветривался кирпич. Вопрос, как всегда, упирается в деньги». Конечно, двум десяткам прихожан трудно нести на себе все тяготы по ремонту большого здания. Но они стараются во славу Божью.

    К престольному празднику подготовили новый сруб и сень для источника. Каждый месяц здесь бывают богомольцы, приезжающие из Тюмени в Ишимское благочиние.

    Знаменский кафедральный собор в г. Тюмень

    фото

    фото

    Посм., православные храмы Тюмени

    Свято-Троицкий монастырь в г. Тюмень

    фото

    фото

    Свято-Троицкий монастырь в г. Тюмени. Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский

    Ссылки по теме
    Святые источники России

    Святые источники Архангельской области

    Святые источники Тюменской области

    На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.

    Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.

    Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был».

    Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.

    Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.

    Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.

    По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом.

    Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.

    О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника.

    Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.

    В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. По рассказам здесь исцелилось немало людей.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://www.ruist.ru/

    Просмотров: 2708 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.6/24
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 51

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году