Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2024 » Февраль » 22 » • Память мученика Никифора и преподобного Панкратия Печерского •
04:51
• Память мученика Никифора и преподобного Панкратия Печерского •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Мученик Никифора
  • Остави нам долги наша
  • Победи себя
  • Проповедническим образцам
  • Тропари и кондаки Никифору
  • Канон св.муч. Никифору
  • Житие Панкратия
  • Тропари и кондаки
  • Русский биографический словарь
  • Лапотник: что можно и нельзя делать 22 февраля
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Мученик Ники́фор Антиохийский (Сирский)

    I. Св. мученик Никифор, память коего совершается ныне, был мирянин и находился в большой дружбе с одним священником – Саприкием, но по каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду.

    Никифор, однако же, постепенно смягчился и старался помириться с Саприкием. Саприкий же, напротив того, не хотел и слышать о примирении.

    Между тем в это время настало гонение на христиан. Священник Саприкий был одним из первых, преданных на истязания. Он с твердостию переносил их, наконец был осужден на смертную казнь. Узнав об этом, Никифор поспешил испросить прощение у мученика. Но хотя у Саприкия и оказалось достаточно силы душевной, чтобы совершить подвиг, в то же время не достало у него в сердце ни любви, ни смирения, чтобы помириться с своим врагом... Не пожалел он и не простил своего бывшего друга, который со слезами умолял его о примирении, который страдал теперь о нем же самом, о Саприкии-мученике, лишавшем себя по своей злопамятности победного венца...

    Сопровождавшие Саприкие к месту казни удивлялись скорби Никифора и говорили ему: «Такого безумного человека мы никогда не видели: что тебе за дело до осужденнаго? Он идет на смерть, а ты просишь у него прощения... Разве он по смерти вредить может тебе чем-нибудь? Какая тебе нужда мириться с тем, кто скоро умрет?»

    – Вы не знаете, чего я прошу у исповедника Христова, а Бог это знает! – отвечал Никифор. Итак, до самого места казни следовал он за Саприкием и не переставал молить его: – «Мученик Христов, прости меня!» Но тот оставался безчувственным, и на горячия мольбы смиренного Никифора отзывался только гордым безмолвием; в своей злобе на брата оставался непоколебим. И за это поколебалось Божие долготерпение: Господь отринул от Себя, не захотел принять подвига от человека, не очищенного примирением с братом, хотя уже он как бы стоял на пороге блаженной вечности... Господь лишил Своей благодатной помощи душу, в которой было так много ненависти и гордости. Предоставленная самой себе, эта душа потеряла всю силу... Приблизившись к месту казни смутился и затрепетал Саприкий после того, как он уже претерпел лютыя истязания, и малодушно устрашась смерти, он отрекся от Христа...

    – Не убивайте меня, – сказал он палачам, – я исполню царское повеление: принесу жертву богам.

    Услышав это, в ужас пришел Никифор и стал умолять Саприкие не губить себя, не отступать от Христа. Но ослепленный злобою Саприкий не послушал его.

    Тогда Никифор сам заявил себя христианином и испросил себе смерть вместо Саприкия. Таким образом смиренному Никифору даровано было счастие победоносного мученического подвига, а жестокосердый и непреклонный во вражде Саприкий произвольно лишился его.

    Св. Никифор принял казнь мечем в Антиохии в 260-м году.

    Остави нам долги наша

    II. Приведенный рассказ из жизни св. мученика Никифора показывает, как гибельна вражда и как необходимо примиряться друг с другом.

    а) Скорее мирись с ближним, учит святитель Тихон Задонский: смерть невидимо за нами ходит и нечаянно нас похищает. Что станет с человеком, если она похитит его во вражде с ближним? С чем он явится пред судом Христовым? – Умел ты, возлюбленный, оскорбить своего ближняго: умей же с ним и примириться. Не медли в таком важном деле, не отлагай до утра: ведь ты не знаешь, дождешься ли до завтрашняго дня. Бог обещал кающимся милость Свою, но не обещал завтрашняго дня. Сломи себя, сокруши в своем сердце идола гордости и поклонись со смирением своему ближнему, которого ты оскорбил. И когда будешь ему кланяться телом, то кланяйся и сердцем; будешь просить прощения устами, проси и сердцем; каешься языком, кайся и жалей и сердцем; целуешься устами, целуйся и сердцем. Помни, что Бог смотрит не на наружность, а на сердечное расположение.

    б) Ты скажешь: «невозможное дело любить врагов и добро им творить». – Неправда. Возможно же это было Давиду, который плакал о погибших врагах своих – Сауле и Авессаломе. А слезы о погибели врагов – явный знак любви ко врагам. Возможно было и святому первомученику Стефану молиться за врагов своих, которые побивали его камнями: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7, 60). Возможно было это и всем святым, значит – возможно и тебе. Ты человек, и они все были такие же, как ты, люди; ты немощен, и они такую же немощь имели. Если бы земной царь повелел тебе: или простить ближнему обиды его, и даже послужить ему, или же – подвергнуться казни: что бы ты лучше избрал – умереть или простить и послужить ему? Думаю, что ты согласился бы скорее на последнее. А вот Царь небесный повелевает тебе не только прощать оскорбляющим, но и любить врагов, и добро творить ненавидящим: иначе вечная смерть грозит тем, кто не хочет слушать повеления Царя небеснаго... Истинная добродетель состоит в победе над самим собою: делать не то, чего хочет греховная твоя природа, а то, что хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией, побеждать благим злое, смирением гордость, терпением и кротостию гнев, любовью ненависть. Вот в чем состоит победа христианина, и она славнее всякой победы над народами. Этого требует от нас Бог: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12, 21).

    в) Спаситель говорит: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6, 14. 15). Видишь, христианин, как страшно не отпущать согрешений ближнему. Отпущаешь ты, отпущает и тебе Бог; не отпущаешь ты, не отпущает и тебе Бог. А что такое ты сам пред Богом, и что такое молитва твоя?

    Ты молишься Богу: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Когда ты прощаешь от сердца ближнему твоему, то молишься ты сердечно, и истинно, нелицемерно произносишь слова сей молитвы к Богу... А когда не оставляешь от сердца ближнему, то и молишься ты только словом и устами, и потому лицемерно. Поэтому молитва твоя нисколько не пользует тебе, но даже и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека гнев и вражда его!

    Победи себя

    III. Итак, победи себя, возлюбленный, и, отложив гнев твой, прости все ближнему твоему: тогда и молитва твоя будет нелицемерная, и подастся тебе оставление долгов твоих. Слово Божие верно, истинно и непреложно. Что Бог говорит, то так и есть на самом деле, как Он говорит; что Он обещает, то и исполняется; чем угрожает нам, то и сбудется, если не покаемся. Если мы прощаем ближним их согрешения против нас, то и нам Бог прощает по Своей милости; а если мы не оставляем, то и нам Бог не оставляет. (Сост. Г. Д. по Ч.-М. и твор. св. Тихона Задонск.).

    Проповедническим образцам

    Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

    Тропари, кондаки, молитвы и величания

    Тропарь мученику Никифору, из Антиохии Сирской, глас 4
    Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́фор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

    Перевод: Мученик Твой, Господи, Никифор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

    Кондак мученику Никифору, из Антиохии Сирской, глас 1
    Любве́ сою́зом связа́вся, Ники́форе,/ разруши́л еси́ я́ве зло́бу не́нависти/ и мече́м во главу́ твою́ усе́чен был еси́,/ му́ченик Боже́ственный вопло́щшагося Спа́са,// Его́же о нас моли́, пою́щих сла́вную па́мять твою́.

    Перевод: Любви союзом связавшись, Никифор, разрушил ты явно злобную ненависть, за что тебе отсекли мечом голову, мученик святой воплотившегося Спасителя, Его же моли о нас, воспевающих почитаемую память твою.

    Ин кондак мученику Никифору, из Антиохии Сирской, глас 3
    Впери́вся, сла́вне, Госпо́днею любо́вию/ и Сего́ сла́вный Крест на ра́мо взем, посрами́л еси́ диа́воли ко́зни,/ пострада́л еси́ да́же до сме́рти/ и и́стины яви́лся еси́ победоно́сец,// ору́жник и таи́нник Бо́жия благода́ти.

    Перевод: Окрылившись, прославляемый, любовью ко Господу и Его почитаемый Крест на плечо взяв, посрамил ты диавольские козни, пострадал даже до смерти и явился победоносцем истины, воином и таинником Божией благодати.

    Канон святому мученику Никифору Антиохийскому (Сирскому)

    Минея, 9 Февраля, Канон

    Глас 8

    Песнь 1

    Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Воздвиза́ема жите́йскаго мо́ря волну́ющься лю́те душе́вный кора́бль напа́стьми и страстьми́, ми́ра Вино́вниче, к тишине́ глубо́цей, я́ко Благоде́тель, преложи́, му́ченика, Христе́, мольба́ми. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Разу́мною мы́слию, прему́дре, мы́сленней души́ гне́ва стра́сть благоче́стно покори́л еси́ и к бли́жнему прите́кл еси́ Саприки́ю, тща́ся премени́ти, чу́дне, зако́ном Спа́совым повину́яся. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: Равномо́щную, Единоесте́ственную, и Сопресто́льную, и Единосу́щную, Трисия́нную зарю́ Еди́наго Божества́ испове́дающе, чти́м в Тре́х Ли́цех, неразде́льно пропове́дающе Сло́во со Отце́м и Ду́хом. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Ум небе́сный Твое́ та́инство непости́жное разуме́ти и́стинно не мо́жет, Всепе́тая: Отцу́ бо Сопресто́льный, во чре́во Твое́ всели́вся, из Тебе́ роди́тися благоволи́, во двою́ естеству́ познава́емь. 

    Песнь 3

    Ирмос: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Ники́фор прозва́н бы́в, при де́лех яви́ся победоно́сец, пре́лести бо мра́к, благода́ти све́том разори́в, отгна́, зовы́й: не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Умерщвле́нному тебе́ ра́ди ве́ровав Влады́це, самово́льно к сме́рти притека́еши, во́льныя Его́ возжела́в ме́ртвости, я́ко победоно́сец му́ченик, Боже́ственною си́лою укрепля́емь. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    На земли́ подви́жник, на небесе́х вене́чник, уго́дник Христо́в Ники́фор показа́ся я́ве, с безпло́тными чи́нми зовы́й: не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: От Ума́ вели́каго — Отца́, устре́мльшееся Сло́во, исходя́ща же и Свята́го Ду́ха, просвеща́еми ве́рно богодохнове́нными повеле́нии, испове́даем вси́ несозда́нное Еди́но Божество́. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Неискусобра́чно от Отца́ пре́жде ве́к Ро́ждшагося, во чре́ве Твое́м заче́нши, Де́во, породи́ла еси́ на́м Бо́га, вку́пе и Челове́ка, в ко́емждо естестве́ соверше́нна, неразде́льна. 

    Седален, глас 1

    Багряни́цу твои́ми кровьми́ омочи́л еси́, и се́ю я́ко во́ин оде́явся непобеди́мь, и, я́коже ски́птр, кре́ст держа́, восте́кл еси́ от земли́ к небесе́м, Ники́форе блаже́нне, Царю́ вся́ческих предстои́ши. Сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́, сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Ру́це Твои́ боже́ственнии, и́миже Созда́теля понесла́ еси́, Де́во Пречи́стая, вопло́щшагося благосты́нею, просте́рши, умоли́ Его́ изба́вити на́с от искуше́ний, и страсте́й, и бе́д, хва́лящих Тя́ любо́вию и вопию́щих: сла́ва Все́льшемуся в Тя́, сла́ва Проше́дшему из Тебе́, сла́ва Изба́вльшему на́с рождество́м Твои́м.

    Песнь 4

    Ирмос: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Боже́ственную жи́знь, о Ники́форе, получи́л еси́, Боже́ственныя зари́, блаже́нне, сподо́бився, Боже́ственным све́том светови́дно ны́не озаря́еши творя́щия па́мять твою́, богому́дре, и ве́рою вопию́щия: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Сия́еши, Христо́вым му́чеником совоку́плься, разори́л бо еси́ ле́сть многобо́жную, мече́м усе́чен бы́в во главу́ твою́, и кро́вными тече́нии твои́ми всю́ потопи́л еси́ и́дольскую пре́лесть, Влады́це зовя́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    И́же зако́нов Твои́х не сохрани́в Саприки́й, Твоея́ обнажа́ется, Спа́се, Боже́ственныя благода́ти и, враго́м плещи́ пода́в, Твои́х му́ченик лиша́ется сла́вы окая́нный. Те́мже, Твоему́ пра́ведному уди́вльшеся промышле́нию, зове́м: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: Све́т Оте́ц Безнача́льный и все́х вино́вный, Све́т Сло́во, Све́т Ду́х Святы́й, от Отца́, я́коже от исто́чника, пре́жде все́х ве́к неизрече́нно сия́ющее Трисо́лнечное Божество́ во Еди́ном Существе́, и си́ле, и сла́ве познава́ется. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Всего́ в Тебе́ обновля́ет челове́ка ве́сь, всему́, Пречи́стая, соединя́емь, Оте́ческих не́др не оста́вль и в Твою́ утро́бу всели́тися изво́лив, И́же бога́тством милосе́рдия во́лею обнища́в и обогати́в ми́р Божество́м. 

    Песнь 5

    Ирмос: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Тече́ньми твои́х крове́й церко́вный ра́й напои́л еси́, разделя́емыми в нача́ла четверочи́сленная, блаже́нне, доброде́телей боже́ственных, от ни́хже душа́м, о Ники́форе, почерпа́ем Боже́ственная дарова́ния. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Се́ятель зло́бы злопомне́нием окая́ннаго восхити́, бла́гости же и ми́ра Вино́вник привлече́ вме́сто о́наго Боже́ственным световиде́нием укра́шена Ники́фора, богому́драго му́ченика. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Освяща́ется, Спа́се, Твое́й во́льней стра́сти подо́бяся, из ре́бр бо Твои́х богому́дрый ка́плями окропле́н, свои́х крове́й Тебе́ то́ки приноша́ет, мече́м посека́емь, к Тебе́ гряды́й. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: Спасе́ния основа́ние правосла́вие ве́дуще, Собезнача́льна Отцу́ Сло́ва и Свята́го Ду́ха пропове́дуем в Тре́х Ли́цех Еди́но Нача́ло, Еди́но Существо́, Еди́ну во́лю, Еди́но де́йство. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Мы́сленно научи́ся проро́ков собо́р Твои́м та́йнам: небесе́ бо две́рь на земли́ Влады́ка Тя́ показа́, и из Тебе́, Де́во, вопло́щься, пра́вды Со́лнце, су́щим во тме́ возсия́. 

    Песнь 6

    Ирмос: Бе́здна грехо́в и прегреше́ний бу́ря мя́ смуща́ет и во глубину́ ну́жднаго ре́ет мя́ отча́яния, но Твою́ кре́пкую ру́ку мне́ простри́, я́ко Петро́ви, о Упра́вителю! и спаси́. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Исцели́ сокруше́ние души́ моея́, Ники́форе богому́дре, и, страсте́й мра́к разори́в, отжени́ заря́ми су́щия в тебе́ Боже́ственныя све́тлости, моля́ Изба́вителя Христа́, блаже́нне. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Бу́рю и́дольскаго треволне́ния, страда́льче Ники́форе, кре́стным ве́трилом и дыха́нии духо́вными ти́хо преплы́в, му́чениче непобеди́ме, в приста́нище ти́хое Христо́во дости́гл еси́. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Пострада́л еси́ му́ченически и вои́стинну победоно́сец бы́л еси́, кова́рствия благомо́щно разори́в зми́ева, и, страсте́м я́ко о́бщник, блаже́нне, бы́в Влады́ки, ны́не по достоя́нию спросла́вился еси́. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Ужаса́ются мы́сленнии а́нгельстии чи́ни, дивя́щеся, со Отце́м Су́щаго пре́жде ве́к и Ду́хом из чре́ва Твоего́ пло́тски Младе́нца ражда́ема зря́ще, Богороди́тельнице Пречи́стая. 

    Кондак, глас 3

    Впери́вся, сла́вне, Госпо́днею любо́вию и Сего́ сла́вный Кре́ст на ра́мо взе́м, посрами́л еси́ диа́воли ко́зни, пострада́л еси́ да́же до сме́рти и и́стины яви́лся еси́ победоно́сец, ору́жник и таи́нник Бо́жия благода́ти.

    Икос

    Па́влово я́ве уче́ние возлюби́л еси́ и в пе́рсех твои́х, сла́вне, насади́л еси́, вопия́: любо́вь не безсту́дствует, сия́ Зижди́теля Челове́ка соверше́нна на́м дарова́; любве́ ра́ди вся́ претерпе́: гво́здие и кре́ст, о́цет и оплева́ния, копие́м прободе́н бы́сть в ре́бра свята́я, и́миже источи́ на́м кро́вь и во́ду богоде́льную. Его́же возжела́в, яви́лся еси́ победоно́сец, и зва́нием ору́жник, и таи́нник Бо́жия благода́ти.

    Песнь 7

    Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́ Бо́же, оте́ц на́ших. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Сме́рть бы́сть тебе́, Ники́форе, отше́ствие от су́щих зде́, блаже́нне, к небеси́ же и на небе́сная возше́л еси́, ны́не лику́я, со а́нгелы пое́ши: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Укрепля́емь страстьми́ Вседержи́теля, не́мощи превозвы́шенное о́ко и превзя́тую бро́вь низве́ргл еси́ на зе́млю, богому́дре, взыва́я Созда́телю твоему́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Пу́ть свиде́тельства твоего́ Ники́фор теки́й соверши́, разшири́в се́рдце де́йством Боже́ственнаго Ду́ха, ны́не усе́рдно взыва́ет Ти́, Влады́ко: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: Ума́ пе́рваго и безнача́льнаго, ро́ждшаго Сло́во Собезнача́льное безстра́стно и безле́тно и произве́дша Всесвята́го Ду́ха, Тя́, Отца́ ве́дуще, взыва́ем: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Обоя́ была́ еси́, Девома́ти, Богороди́тельнице Чи́стая, во чре́ве заче́нши Бо́га несказа́нно, из Тебе́ воплоща́ема, во обои́х зра́цех познава́ема, богому́жно на земли́ пожи́вшаго. 

    Песнь 8

    Ирмос: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Зна́менався благода́тию Спа́са, самозва́н ты́ к подвиго́м му́жески отлучи́лся еси́ и, побе́ду взе́м на сопроти́вныя, му́чениче Христо́в, победи́тельными украси́лся еси́ венцы́, боже́ственне воспева́я: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Освяти́вся водо́ю, Ники́форе, и Ду́хом и му́ченическими обагре́н кровьми́ стяжа́л еси́ я́ко му́ченик и́стинный Христа́ Бо́га светови́дную све́тлость, всеблаже́нне, в не́йже ны́не взыва́еши: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: Со безпло́тными чи́нми в Трие́х Ипоста́сех Еди́н бла́гости исто́чник приснотеку́щий, нерожде́но, безнача́льно и пресоверше́нно Божество́, соде́тельное и Царя́ все́х, о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Святе́йши Ты́ была́ еси́, Богоро́дице Всепе́тая, преми́рнаго а́нгельскаго чи́на, си́х бо родила́ еси́ Соде́теля и Го́спода от де́вственна неискусобра́чна чре́ва во дву́ существа́х неслия́нно, непревра́тно, во еди́ней же ипоста́си Бо́га воплоще́нна. 

    Песнь 9

    Ирмос: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, а́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Преста́вился еси́, я́ко жени́х, украси́вся оде́ждами, истка́нными от кро́ве муче́ния, Боже́ственныя све́тлости ко прича́стию украси́вшаго, сла́вне и, удобри́вшаго на Кресте́ стра́стию честно́ю все́х Благоде́теля, о Ники́форе преблаже́нне! 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Привле́клся еси́ Влады́ки добро́тами, и́хже ничто́же красне́йше, сла́вне, и Того́ тща́ся наслади́тися непреста́нныя и благоле́пныя све́тлости, мече́м отсещи́ твою́ главу́ поуща́л еси́ мучи́тели, разжига́емь любо́вию, о Ники́форе, Го́спода твоего́. 

    Припев: Святы́й му́чениче Ники́форе, моли́ Бо́га о на́с.

    Све́тло на ле́сть, му́чениче Христо́в, до́блествовав и сию́ победи́в, я́ко победи́тель, вене́ц прия́л еси́ твое́й главе́ дарова́ний, сла́вне, и ны́не лику́еши му́ченически с му́ченическими ли́ки, всеблаже́нне Ники́форе, у престо́ла все́х Царя́. 

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

    Троичен: От нерожде́нна Отца́ боголе́пно Сы́на рожде́нна сла́вяще и Ду́ха Пра́ваго, пре́жде ве́к исхо́днаго, Три́ Ипоста́си чти́м пресу́щныя и нача́льныя Тро́ицы, соедине́нныя еди́нством неслия́нным, богосло́вяще велича́ем. 

    И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Яви́лася еси́, о Де́во, Ма́ти Бо́жия, па́че естества́ ро́ждши пло́тию Преблаго́е Сло́во, Его́же Оте́ц отры́гну от се́рдца Своего́ пре́жде все́х ве́к, я́ко Бла́г. Его́же ны́не и теле́с превы́шша разумева́ем, а́ще и в пло́ть облече́ся. 

    Светилен

    Тезоимени́т показа́лся еси́ побе́ды, о Ники́форе, любо́вию и муче́нием победи́в мучи́тели. Те́мже и побе́ды вене́ц прия́л еси́ от Го́спода.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Богородичен: Держа́вным Твои́м покро́вом от враго́в наве́та на́с, Чи́стая, Твоя́ рабы́, сохраня́й вся́ невреди́мы, Тя́ бо стяжа́хом Еди́ну прибе́жище в ну́ждах.

    Панкратий, преподобный Печерский, затворник

    фото

    Панкратий, преподобный Печерский. Известен, как иеромонах-затворник Киево-Печерского монастыря (ныне – лавры), живший в XIII веке, исцелявший больных молитвой, постом и помазанием маслом. Мощи этого подвижника открыто почивают в Киеве в Феодосиевой пещере, а память его чтится 28-го августа и на 2-й неделе великого поста. В священной песне о нем говорится: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарех показася славен».

    Филарет, «Жития святых», август.

    Тропари, кондаки, молитвы и величания

    Тропарь преподобному Панкратию Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2
    Панкра́тие Богому́дре,/ свяще́нниче Госпо́день изря́дне,/ и чуде́с мно́гих самоде́телю,/ моли́ся Го́сподеви,// во е́же спасти́ ду́ши на́ша.

    Перевод: Панкратий Богомудрый, священник Господний прекрасный, чудеса многие сотворивший, молись Господу о спасении душ наших. Кондак преподобному Панкратию Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2
    В по́стницех яви́лся еси́ вели́к,/ во иере́ех же нарочи́т/ и в чудотворе́ниях да́ре показа́ся сла́вен,/ свяще́нне о́тче Панкра́тие,// тем тя чтим и ублажа́ем.

    Перевод: Ты явился великим постником, замечательным иереем, известным своими дарами чудотворений, святой отче Панкратий, потому тебя почитаем и прославляем.

    Русский биографический словарь

    Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

    Лапотник: что можно и нельзя делать 22 февраля

    Лень и праздность в этот день решительно осуждались — крестьяне начинали готовиться к приходу весны.

    Православные верующие почитают 22 февраля память мучеников Никифора и Панкратия. А на Руси этот день называли «лаптевым» и соблюдали ряд норм и запретов.

    Мученик Никифор
    Никаких сведений о родителях, детстве, обучении и занятиях Никифора не сохранилось.

    Никифор Антиохийский жил во II веке и дружил с церковным старостой Саприкием. У них были настолько близкие отношения, что многие считали их родными братьями. Однако в один день друзья сильно поссорились — они даже отказывались ходить друг с другом по одной дороге, ненависть поселилась в их сердцах.

    Какое-то время спустя Никифор решил, что причиной их раздора стал промысел Дьявола. Тогда он послал знакомых к старому другу, чтобы они передали тому слова извинения. Позже мученик святой пошел лично, но Саприкий каждый раз отказывался его слушать. Тогда Никифор сам пошел к Саприкию и на коленях молил его о прощении. Но в душе Саприкия не осталось ни любви, ни милосердия, ни страха Божьего. И Никифору пришлось уйти от него.

    В это же время начались гонения на христиан при императоре Галлиене. Саприкия схватили и потребовали отказаться от веры. Церковный староста выдержал все истязания и тогда его приговорили к усекновению мечом. Когда Саприкия вели на казнь, к нему в ноги бросился Никифор с просьбой простить его. Но дьявол не покинул сердце Саприкия, и потому тот даже не взглянул на Никифора. Никифор же всю дорогу шел за Саприкием, моля его о прощении. Даже когда они прибыли на место казни, Саприкий остался непреклонен.

    И тогда Господь лишил его благодати, и Саприкий лишился мученического венца. Когда воины приказали встать ему на колени, он спросил, за что хотят они казнить его. Они же ответили ему, что они приговорен к смерти за отказ принести жертвы богам и за то, что прославляет Христа. Саприкий испугался и просил их не убивать его, потому что он готов поклониться языческим идолам и принести им жертву.

    Никифор же, слыша это, обратился к нему с мольбой не совершать такой ошибки и не отвергать Господа, но Саприкий снова остался глух к его просьбам. И тогда Никифор открыто исповедовал себя христианином и просил воинов усечь мечем его вместо Саприкия. Один из воинов отправился к судье, чтобы спросить у него, как им быть. И судья приказал отпустить Саприкия и казнить Никифора. И Никифор с радостью принял мученическую смерть.

    Мученик Панкратий
    Святой Пан­кра­тий, епи­скоп Тав­ро­ме­ний­ский, ро­дил­ся в I веке.

    Ро­ди­те­ли Пан­кра­тия бы­ли ро­дом из Ан­тио­хии. Услы­шав о проповедях Иису­са Хри­ста, отец Пан­кра­тия от­пра­вил­ся с сыном в Иеру­са­лим, чтобы лич­но ви­деть Спасителя. Вживую услышав слова Учителя, он уве­ро­вал в Хри­ста, стал следовать за ним и сбли­зил­ся с учениками, особенно с Пет­ром.

    По­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля один из апо­сто­лов при­шел в Ан­тио­хию и кре­стил ро­ди­те­лей Пан­кра­тия и весь их дом. Ко­гда те Пан­кра­тия скон­ча­лись, Панкратий отказался от всего имущества, ушел в Пон­тий­ские го­ры и стал жить в пе­ще­ре, про­во­дя дни в мо­лит­ве. Апо­стол Петр, од­на­жды про­хо­дя по тем ме­стам, встре­тил Пан­кра­тия в Пон­те, взял его с со­бой в Ан­тио­хию, а за­тем в Ки­ли­кию, где на­хо­дил­ся апо­стол Па­вел. Там свя­тые ру­ко­по­ло­жи­ли Пан­кра­тия во епи­ско­па си­ци­лий­ско­го го­ро­да Тав­ро­ме­нии.

    Свя­ти­тель Пан­кра­тий усерд­но тру­дил­ся над хри­сти­ан­ским про­све­ще­ни­ем на­ро­да. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца он по­стро­ил храм, где со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Чис­ло ве­ру­ю­щих быст­ро рос­ло, и вско­ре по­чти все жи­те­ли Тав­ро­ме­нии и окрест­ных го­ро­дов при­ня­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.

    Мно­го лет свя­той Пан­кра­тий мир­но управ­лял сво­ей паст­вой. Од­на­жды языч­ни­ки вос­ста­ли на свя­ти­те­ля и, вы­брав под­хо­дя­щее вре­мя, вне­зап­но на­па­ли на него и забили кам­ня­ми. Мо­щи свя­ти­те­ля по­ко­ят­ся в хра­ме его име­ни, в Ри­ме.

    Лапотник или Никифоры — Панкраты
    На Руси этот день именовали Никифоры-Панкраты, Лапотник. Считалось, что с этого погода становится весенней, а зима отступает. Говорили: «На Никифора ночь темна — убегает зима», «Панкрат воду прибавляет, март собирает».

    Начиналась пора весенних хлопот. На Никифора крестьяне плели лапти. Занимались этим только мужчины, потому что работа была довольно непростой — наплести лаптей нужно было много, ведь они быстро изнашивались. А обеспечить такой обувью нужно было всю семью на весну и лето, и приступали к этому именно на Никифора.

    К этому времени практически заканчивались запасы, сделанные по осени. Купить продукты было непросто, потому что в конце зимы они дорожали. Отсюда сохранились поговорки: «У Панкрата в закромах небогато», «Не всяк Панкрат хлебом богат».

    Считалось, что день Никифора самый подходящий для лечения различных болезней: если именно сегодня начать лечение, то удастся скоро победить болезнь. Сны в ночь на Никифора считались вещими.

    В старину верили, что день Никифора не походит для начинаний и планов, делать прогнозы на будущее сегодня тоже бесполезно — ничего не сбудется. Если сегодня очень холодно, то больше морозов не будет. А если закат красный, то скоро случится снегопад. Темная ночь без звезд говорит о том, что зима скоро кончиться. Об этом тоже сохранилась поговорка: «На Никифора ночь темна — убегает зима».

    Что можно делать 22 февраля
    В этот день было принято заниматься плетением лаптей и починкой обуви. Поэтому на Руси этот день называли еще и Лаптевым, а также «Никифоры-Панкраты», «Никифор» и «капельницы». И все эти названия говорят, что скоро придет тепло, предстоит много труда и забот.

    Крестьяне начинали готовиться к работам в поле: приближалась весна, а вместе с ней посевная. Чтобы предсказать урожай, не накликать беду, крестьяне соблюдали ряд запретов.

    Что нельзя делать 22 февраля
    Категорически запрещалось в этот день лениться и праздно проводить время. Хорошая подготовка к посевной гарантировала богатый урожай, поэтому подходить к этому занятию нужно было особо тщательно. Хороший работник знал, что чем больше поработаешь в этот день, тем сытнее поешь в холода, пишет utro.ru.

    Также в этот день хозяйки занимались наведением порядка в доме: выбивали ковры, стирали белье, мыли полы.

    Народные приметы на 22 февраля
    Если в Лаптев день установилась теплая погода, то скоро наступят холода;
    Если мороз, а деревья в лесу шумят — это к потеплению;
    Наступление тепла также предвещал налипающий на деревья снег;
    Сильный мороз в этот день предвещает, что снегопада или вьюги в ближайшее время не будет. www.5-tv.ru

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — azbyka.ru

    Просмотров: 49 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 50

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году